М.В. Шкаровский Русские обители Афона в XX веке Святая Гора Афон имеет особый статус не только в Греции, но и во всем православном мире. По преданию, гористый полуостров, имеющий 80 км в длину и 16 км в ширину, был взят под свой омофор Божией Матерью, отчего его часто называют «земным уделом Богородицы». Греческая конституция признает административную автономию расположенных здесь монастырей, а гражданский губернатор полуострова, назначаемый греческим правительством, не имеет права вмешиваться в их внутренние дела. Все афонские монастыри находятся в юрисдикции Вселенского Патриарха, вне зависимости от их национальной принадлежности. Согласно уставу на Афоне имеется 20 Патриарших ставропигиальных монастырей, из них 17 греческих: Великая Лавра прп. Афанасия Афонского , Ватопед (во имя Благовещения Пресвятой Богородицы), Ивирон (бывший грузинский Иверский монастырь в честь Успения Богородицы), Дионисиат (во имя Рождества Иоанна Предтечи), Кутлумуш (в честь Преображения Господня), Пантократор (в честь Преображения Господня), Ксиропотам (во имя Сорока мучеников Севастийских), Дохиар (во имя свв. Архангелов), Каракал (во имя свв. Апостолов Петра и Павла), Филофей (в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), Симонопетра (в честь Рождества Христова), Ставроникита (во имя свт. Николая Чудотворца), монастырь св. Павла (в честь Сретения Господня), Ксенофонт (во имя вмч. Георгия Победоносца), Григориат (во имя свт. Николая Чудотворца), Эсфигмен (в честь Вознесения Христова), Кастамонит (во имя св. первомч. Стефана), а также русский монастырь вмч. Пантелеимона (Русик), болгарский Зограф (во имя вмч. Георгия Победоносца) и сербский Хиландар (во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы). Только эти 20 обителей имеют права собственности на Святой Горе. Помимо монастырей на Афоне находится 12 приписанных к ним перечисленных в уставе скитов (не считая фактически заселенных к началу XX в. русскими насельниками скитов Старый Русик и Новая Фиваида), а также около 200 келлий и 500 калив. Из 12 скитов два были русскими: св. Апостола Андрея Первозванного (при монастыре Ватопед) и прор. Илии (при монастыре Пантократор), два – румынскими: св. Иоанна Предтечи (Продром при Лавре прп. Афанасия) и вмч. Димитрия (Лакку при монастыре св. Павла), один болгарским – Успения Пресвятой Богородицы (Мариинский, Ксилургу при монастыре вмч. Пантелеимона), а семь греческими: вмч. Димитрия (монастырь Ватопед), Благовещения Пресвятой Богородицы (монастырь Ксенофонт), прав. Анны (Лавра прп. Афанасия), Кавсокаливия (Пресв. Троицы при Лавре прп. Афанасия), Новый скит (Рождества Пресвятой Богородицы при монастыре св. Павла), вмч. Пантелеимона (монастырь Кутлумуш), св. Иоанна Предтечи (монастырь Ивирон). В 1914 г. Константинопольский Патриарх и греческие власти отклонили просьбу России дать русским скитам статус монастырей 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Марипчёлки. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Успенская церковь построена в 1700 году. В клировых ведомостях церкви за 1889, 1891, 1910 годы приводятся данные, что церковь осталась от Успенского мужского монастыря, уничтоженного в 1611 году: 1) в церкви сохранилось Евангелие надпись, на котором подтверждает, что монастырь находился на месте церкви; надпись следующего содержания: сие Евангелие куплено в Озерецкой волости у дворянина Афанасия Лазарева; дано денег церковных одиннадцать рублей пять алтын и две деньги, а купил приписного Марипчелкинского монастыря церковный староста пономарь Григорий Калинин в церковь Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в тот же монастырь 1727 года апреля в 8 день; 2) сохранилось название двух мостов на речке Рубежница и безымянном ручье: один из мостов называется мельничный (рядом находилась монастырская мельница), а другой кузнечный (вблизи находилась монастырская кузница). Монастырская церковь после закрытия монастыря была превращена в приходскую церковь для монастырских крестьян. Согласно преданию, в 1781 году к Успенской церкви был пристроен придел с южной стороны. В 1877, 1881, 1894, 1905 годах проводился частичный ремонт церкви. Здание церкви деревянное, на каменном фундаменте, покрыто железом, к нему пристроена деревянная колокольня, которая также покрыта железом. Престолов в церкви три: главный - во имя Успения Пресвятой Богородицы; придельные: а) во имя Святителя и Чудотворца Николая; б) во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. До 1876 года причт церкви состоял из священника, дьякона, двух причетников и просфорни. По штату 1876 года в церкви служили священник, дьякон и псаломщик. По ходатайству прихожан на основании указа Синода от 29 ноября 1911 года причт церкви должен был состоять из двух священников и двух псаломщиков. Ближайшие к ней церкви находились: в 10 верстах (по клировым ведомостям церкви за 1889, 1891, 1910 гг.) или в 12 верстах (по клировой ведомости церкви за 1915 г.) - Покровская погоста Детковичи, в 10 верстах (по клировым ведомостям церкви за 1889, 1891 гг.) или в 12 верстах (по клировым ведомостям церкви за 1910, 1915 гг.) - Сретенская села Ильинское.

http://sobory.ru/article/?object=46165

Наиболее подробное описание храма датируется 1887 годом, когда Императорское Московское Археологическое Общество разослало по храмам Московской епархии анкеты (т.н. «метрики»). Заполнялась эта анкета приходским священником Никольской церкви Григорием Любимовым. На вопросы анкеты он ответил самым подробным образом. Благодаря ему, мы можем хорошо представить себе внешний вид храма Николая Чудотворца того времени: Церковь построена “продолговатым зданием”, одноэтажная, “верх шатровый”. Алтарь состоит из трех граней. Размеры храма: “в вышину 20 аршин, в длину 44 аршина, в ширину 13 аршин”, или, в переводе на современные меры: высота - 14,2 м, длина - 31,3 м, ширина - 9,25 м. Церковь деревянная на каменном фундаменте, обшита тесом, резьбой не украшена. Галерей не имеется. Кровля шатровая, железная, окрашена медянкой, новая, у спусков кровли подзоров нет. Глава на церкви конусообразная, окрашена медянкой. Крест на главе железный 8-ми конечный, окрашен желтой краской. Окна в храме четырехугольные “в один свет”. На окнах решетки железные, “переплетенныя в трех местах именными полосами”. Двое дверей, северные и западные, деревянные, обиты железом и окрашены черной краской, петли простые. Паперть с двух сторон - с севера и с запада. Церковь “устроена в виде продолговатой палаты. Алтарь от храма отделяется деревянной капитальной стеной. Особых приделов нет. Западный притвор - в виде палаты, отделяется от храма глухой стеной с аркой”. Пол в храме деревянный. Помост в алтаре возвышен на три ступени. Престол деревянный, дубовый, покрыт такой же доской, от помоста не возвышен. Размеры “в ширину 1,5 арш., в длину 1 арш. 5 верш., в вышину 1 арш. 6 верш.”, соответственно - ширина - 1,065 м, длина - 0,93 м, высота - 0,975 м . Листами не обложен и надписей нет. Над престолом сень резная деревянная, с шатровым верхом, без глав и крестов и надписей. Жертвенник устроен на открытом месте, деревянный дубовый. Размеры: “в вышину 1 арш. 6 верш., в ширину 1 арш. 6 верш.”, соответственно - высота и ширина - по 0,975 м. Горнее место на открытом месте. Иконостас “старого устройства”. Без резьбы, украшен золочеными полосками по голубому фону. Царские двери двухстворчатые резные, завершение полукруглое. Без столбцов, городков, подзоров и приставных клейм. Перед алтарем от одного клироса до другого устроена деревянная солея, выше помоста храма на три ступени, решеткой не отделена. Клиросы деревянные, с балясинами, окрашены в голубой цвет. Церковь расписана в 1844 году. “Расписана только местами настоящая церковь и алтарь живописным письмом”. Некоторые иконы в иконостасе “стариннаго письма. Русския. Записей на них нет”.

http://sobory.ru/article/?object=42688

«Настоящая книга не есть только памятник, имеющий важное значение для древней русской письменности. Это великая историческая святыня, завещанная нам Русскою историей и сохранившаяся до нас, Божиим изволением, но смотря на страшные разорения от многократных нашествий врагов н разрушительного действия огня и меча. Это – плод подвига и снискания разума великого всероссийского Святителя, который в заботах об единомыслии в Русской Православной Церкви приложил свое глубокое знание греческого языка к тому, чтобы дать верующим наиболее точный перевод Нового Завета на язык общедоступный славяно-русскому миру. Это – труд, по достоверному преданию, писанный собственною рукой этого великого Святителя и ученого мужа XIV столетия. Таким образом, не только перевод, но и самое письмо этого памятника принадлежат великому всероссийскому Святителю» (Предислов., стр. 3). О побуждениях к настоящему изданию Высокопреосвященнейший Леонтий, Митрополит Московский, говорит следующее: «Еще московский митрополит Платон, украсивший сей памятник драгоценными камнями и жемчугом, начертал на нем: τοτο εαγγλιον, ς τιν θυσαυρν, δε φειλττειν. Продолжая сию заботу и выполняя сие завещание, мы сочли долгом издать этот памятник фототипический, чтобы распространить обладание им между людьми веры и науки, и вместе с тем на веки сохранить его на тот случай, если бы подлинник его, в силу каких-либо несчастных судеб, подвергся уничтожению. Но более всего подвигнуло нас к этому делу предстоящее торжество пяти-вековой памяти преп. Серия Радонежского чудотворца. Святитель Алексий был наставником и другом этого чудотворца. Он любил беседовать с ним в своей кельи о предметах равно дорогих их сердцу, относящихся к судьбам не только Русской церкви, но и государства. В своей прозорливости Святитель угадывал в душе смиренного инока глубокие нравственные движения и высоко ценил его нравственные подвиги. Дружба эта была так велика, что Святитель умолял его занять престол митрополии Московской и всея Руси. – Преподобие отче Сергие! Благоговея пред величием души Твоей и пред этой священной дружбой, я, как преемник по игуменству в обители Твоей, не нахожу ничего благопристойнее для почтения Твоей исторической памяти, как возложить на Твою гробницу этот Новый Завет , переведенный и переписанный рукою великого всероссийского митрополита и святителя Алексия, Твоего наставника и друга» (Предисл., стр. 7–8). В предисловии помещены замечания о характере перевода святителя Алексея и значении его в истории славянского библейского текста, – замечания краткие, но ясные и достаточный для первого ознакомления с памятником. «Само собою разумеется – замечает Высокопреосвященнейший издатель – что всестороннее изучение этого драгоценного памятника может быть и должно быть ближайшею задачею исторической науки» (Предисл., стр. 6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Отенское, урочище. Ионо-Отенский монастырь. Отня пустынь /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1420. (первое упоминание). Год утраты:1944 (разрушен артиллерийским огнём) Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, урочище Отенское Координаты: 58.727969, 31.711619 Изменить описание объекта Храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты Свое название монастырь получил от имени Отня, или Отчая пустынь. Летописные сведения об основании монастыря отсутствуют, но под 6928 (1420) г. сообщено: " поставлены две церкви деревянные в Отне пустыне Николая Чудотворца и Онуфрия Великого на Красном острове, а строил архимандрит Харитон " . Спустя 32 года, в 1452 году, св. Евфимий строит в Отенском монастыре первую каменную церковь во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Обитель тогда была маленькой, с незначительным числом братии и скромными доходами. Расширил и переустроил ее уже архиепископ Иона — постриженик, а потом и игумен этого монастыря. В 1462 году по его повелению перестраивается храм Трех Святителей, к которому с юга примыкает придельная церковь Рождества Иоанна Предтечи — святого соименного Ионе до иночества с приделом во имя Онуфрия Великого. В 1463 году строительство задуманного Ионой монастырского ансамбля завершилось возведением трапезного храма Николая Чудотворца в восьми саженях от соборной церкви к северу (вероятно, на месте деревянного храма) — двухэтажного здания, к которому в западной части примыкали игуменские покои, отделенные от трапезной палаты узкими сенями. После смерти Ионы монастырь подвергался многим бедствиям и быстро стал приходить в упадок. Иван IV поддержал его денежными средствами: в 1574 г. на монастырь было пожаловано 2644 руб. 4 алтына и 4 деньги. Летопси утверждают, что в 1600 г. в Отне случился громадный пожар, который уничтожил все монастырское добро, оставив только обгорелые и разрушенные стены церквей. Трудами монахов и на средства частных благотворителей монастырь начал обстраиваться, но в 1615 г. Делагарди, предводительствуя шведскими войсками на пути из Тихвина в Новгород " ...Отенский монастырь разорили, и церковное, и монастырское и всякое строение выграбили, и братию и служек побили, и монастырь весь выжгли " .После такого страшного опустошения по ходатайству игумена Дионисия обитель была возобновлена на основании грамоты царя Михаила Федоровича (1617 г.). В 1662 году к Отне был приписан Козьмодемьянский монастырь, но в 1699 году сильный пожар снова опустошил обитель, и митрополит Иов приписал ее к архиерейскому дому. Опека помогла обстроить Отню. Архимандриту Тихону была дана полная настоятельская власть в устройстве монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=49884

Первый день. Поучение 1-е. Св. чудотворцы и бессребренники Косма и Дамиан. (О недовольстве своим состоянием). I. Свв. Косма и Дамиан, память коих совершается ныне, были родные братья; отец их, грек, был язычник; а мать, Феодотия, исповедывала веру христианскую. Она овдовела в молодости и вела жизнь благочестивую, по словам апостола Павла: «истинная вдовица», говорит он, «надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь». Феодотия приучила к богоугодной жизни и детей своих, строго наблюдала за ними, наставляла их в добродетели, и поучала божественным писаниям. Косма и Дамиан с младенчества старались исполнять закон Божий, и, пришедши в возраст, как два светильника, просияли добрыми делами. Чтобы более приносить пользы ближним, они занялись врачебною наукою, узнавали целебные свойства трав и растений, и сделались искусными врачами. Господь благословил добрых врачей и даровал им целебную чудотворную силу. Братья не искали ни славы земной, ни богатства, никогда не брали от больных денег, или даров, строго следуя словам Спасителя, Который сказал апостолам: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, даром получили, даром и давайте» ( Матф. 10, 8 ). За такое безкорыстие Церковь назвала их «бессребренниками». Пожив мирно и трудолюбиво, они спокойно отошли ко Господу, и по смерти были прославлены чудесами. Церковь чтит их память, как добрых врачей душевных и телесных болезней, теплых заступников наших пред Господом Богом. II. В наш век расчета и корысти пример св. бессребренников Космы и Дамиана, ныне празднуемых, особенно знаменателен. Вот люди, не только не полагавшие каких-либо корыстных целей для своей деятельности, но старавшиеся искоренить в себе и мысль о какой-либо даже вполне законной награде за труды свои. «Все для Бога и ближняго, ничего для себя» – вот правило их жизни. Это великие подвижники добра. Это избранники Божии, стремившиеся к высшему совершенству, по указанию Господа. ( Матф. 19, 21 ), и достигшие его. О, хотя бы нам исполнить несравненно меньшее требование апостола: довольствоваться той наградой, какую Господь подаст нам за наш труд, той долей, которую мы от Него имеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Период времени от разорения обители в 1610 году до приписки ее, к Московскому Донскому монастырю в 1684 году Как о самом разорении Тихоновой пустыни литовцами в эпоху смутного времени, так и о состоянии оной вскоре после разорения доставляет нам сведение «выпись из книг Ярославецкого уезда малого, письма и меры Василия Колычева, да подьячего Василия Рожнова 135 (1627), 136 (1628), 137 (1629), и 138 (1630) годов». В этой выписи читаем: «В товарковском стану, в монастырских землях, написано: монастырь, Тихонова пустынь, а в ней церковь трех святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста древяна верх, (вероятно описка: в место верх надобно читать: ветха), с трапезою. А по сказке игумена Герасима с братиею, в том же монастыре была церковь соборная Успения Пресвятой Богородицы, деревянная ж, на полатях был придел Николая Чудотворца и ту церковь сожгли литовские люди во 7118 году 33 . По этому краткому сведению, можно полагать, что Тихонова пустынь была разорена в 1610 году, подобно Боровскому Пафнутьеву монастырю. Или войсками второго самозванца, называвшегося тупинским и калужским вором, или одною из тех шаек, которые безнаказанно разбойничали в Калуге и ее окрестностях по убиение этого самозванца (1 декабря 1610 года), ибо грабеж составлял в то время главный промысел и, так называемых, «коронных польских войск». Это видно, между прочим, из следующего обстоятельства: князь Трубецкой, присланный в Калугу из Москвы 34 , привести калужан к присяге царю Владиславу для восстановления в ней порядка. В январе месяце 1611 года вынужден был писать к литовскому гетману Сапеге, занимавшему Мешковск, отписку. В которой жаловался ему, как присяжнику того же польского королевича. О своеволии его войск: «да здесь в Калугу, писал он, приходят к нам дворяне, и дети боярские и: их люди и крестьяне, и бьют челом государю нашему царю и великому князю Владиславу Жигимонтовичу всея Руссии. Что твоего войска литовские люди, калужский и воротынский и перемышльский уезды, и людей побивают, а малых ребят емлют в полон. И тебе б господину по государеву указу и по боярскому приговору калужскому и Воротынскому и перемышльского мест воевать и в полон: никаких людей имати не велети и уступити б тебе из Перемышля в непослушные места» 35 . Полагаем, что и Тихонова пустынь была разорена этою вольницею в 1610 году. В том же году разорен и Малоярославецкий Черноострожский монастырь, как сказано в переписных книгах 1653 и 1654 годов: «в Ярославле малом была церковь Николая чудотворца на острове, Черный монастырь и та церковь запустела от разорения от 1610 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

прот. Николай Гундяев Скачать epub pdf 7. Святой Василий Великий Василий Великий , Григорий Нисский и Григорий Богослов – великая «каппадокийская троица». Родился в Кесарии Каппадокийской в 330 году, умер в 379 году 1 января на 49 году жизни. Область Понт, известная семья, одаренная. Макрина Старшая – бабка – с мужем скрывалась в лесах Понта 7 лет. Отец – знаменитый адвокат. Мал-Эмшшя (дочь мучения). Происходил из очень знатной и богатой семьи из Кесарии Каппадокийской. 10 человек в семье: 5 сыновей и 5 дочерей. Из сыновей прославились особенно Василий Великий , Григорий Нисский , известен Петр, епископ Севастийский – 3 епископа в семье. Старшая дочь Макрина Младшая – образец аскетической жизни, очень мудрый человек, она оказала очень сильное влияние на братьев. Один из братьев Василия был именем Наткратий – юрист – продолжил карьеру отца, он тоже вступил на путь аскезы и, не обладая крепким здоровьем, умер довольно рано. Первые годы св. Василий Великий провел близ города Неокесарии в принадлежащем его родителям поместий. Первоначальным воспитанием был обязан своей бабке Макрине Старшей и матери Эмилии. Бабка Макрина была живой свидетельницей последних диоклетиановских гонений. Она сохранила предание знаменитого апостола той страны – св. Григория Неокесарийского Чудотворца, она ему передала веру св. Григория. Святой Василий Великий так пишет неокесарийцам: «О вере же моей какое доказательство может быть яснее того, что воспитан я бабкой, блаженною женою, которая по происхождению ваша. Говорю о знаменитой Макрине, от которой изучил я изречения блаженнейшего Григория Чудотворца , сохранившихся в ней по преемству памяти, и которые сама она наблюдала и во мне ещё с малолетства запечатлевала, образуя меня догматами благочестия» (196-е письмо). Рассказ и пример жизни Макрины оставили во св. Василии неизгладимый след. В тиши уединения на р. Ирис в поместий у мальчика, очевидно, и зародились семена устремленности к аскезе. После первоначального светского обучения под руководством отца, Василий Великий переезжает в Кесарию Каппадокийскую, где жили его родственники со стороны матери и где он мог слушать известнейших представителей науки по масштабам Кесарии Каппадокийской. Здесь же состоялось его знакомство с Григорием Назианзеном (Богословом). Затем он едет в КП, где слушает выдающихся философов риторов. Из КП-ля он направляется для завершения своего образования в «Золотые Афины», как их называет св. Василий и св. Григорий Богослов . Афины тогда были центром классического просвещения. В Афинах второй раз встречает Василий Григория Назианзена , между ними устанавливается большая дружба, которая продолжалась почти всю жизнь, хотя в 372 году она и была омрачена. В своем похвальном слове Василию Великому Григорий довольно красочно описывает эту дружбу и эти занятия в Афинах:«Нами водили равные надежды и в деле самом завидном

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ko...

Пятый день. Поучение 2-е. Обретение мощей преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. (Уроки из его жизни: а) смирение; б) неразлучность славы с добродетелью; в) не должно судить о людях по внешнему виду и г) с трудами телесными совместимы подвиги духовные). I. Жизнь святых Божиих человеков достойна подражания во всех отношениях. В ней всякий случай, всякое обстоятельство, каждое происшествие в высокой степени поучительно. У угодников Божиих и мысли возвышенны, и чувствования святы, и желания непорочны, и действия безукоризненны, и беседы назидательны, и обхождение примерно. Для большей очевидности всего сказанного возьмем из жизни ублажаемого ныне церковию преподобного и богоносного отца нашего Сергия хотя одно какое-либо обстоятельство. Всю его жизнь вдруг проследить и не позволит время, и не достанет сил наших. Вот случай в жизни преподобного Сергия, более других близкий к нам, слушатели, и по содержанию и по назиданию: в одно время к угоднику Божию в обитель пришел издалека сельский житель, чтобы увидеть праведника и принять от него благословение. Слух о добродетелях и чудотворениях святого Сергия вызвал его на столь далекий путь. Во время прихода селянина в обитель, человек Божий возделывал землю в саду своем. Будучи извещен о пришельце, он велел допустить его к себе. Крестьянин, видя человека, слишком просто одетого и копающего гряды, не мог вообразить, чтобы это был столь славный Сергий, и подумал, что в насмешку ему, вместо святого, указали простого работника. Он возвратился в монастырь и вторично спросил, где преподобный Сергий? Сколько ни уверяли его, что, будучи в саду, он видел его, тот не хотел и слушать. Между тем угодник Божий вышел из сада. Крестьянин, гнушаясь им, отворотился в сторону, и не хотел взглянуть на него. «Какой труд предпринял я, и по напрасну! думал он. Я пришел для великого пророка, надеялся увидеть славу его, но чтож вижу? – нищаго». Святый игумен узнал его мысли и возблагодарил Бога, ибо как горделивец восхищается славою и честию, так смиренномудрый радуется уничижению. Он взял пришельца за руку, увел в свою келью и поставил пред ним пищу и питие. «Не печалься, добрый человек, сказал он, ты вскоре увидишь Сергия».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пятый день. Поучение 3-е. Обретение мощей препод. Сергия Радонежского чудотворца. (Назидательные уроки из жизни преподобного Сергия). I. Жизнь святых угодников Божиих для всех человеков, живущих с ними и после них, назидательна и поучительна во всех отношениях. Вот, напр., в житии ублажаемого ныне церковию препод. Сергия Радонежского, память обретения многоцелебных мощей коего ныне воспоминается, кто не найдет для себя наставления и руководства к благочестивой и богоугодной жизни? И родители и дети, и отроки и старцы, начальники и подчиненные, богатые и бедные -все могут отсюда вразумиться во спасение. II. а) Препод. Сергий с самого детства имел столь сильную расположенность к посту и молитве, что в среды и пятки не вкушал ничего, а в прочие дни питался хлебом и водою; часто целыя ночи проводил без сна в молитве. Благоразумная мать пыталась уговаривать его не предаваться столь строгому посту, чтобы не расстроить здоровья, но Сергий отвечал матери: «если я, находясь еще в колыбели, по средам и пяткам постился, как вы сказывали мне, то могу ли я теперь не понудить себя к тому, чтобы Бог избавил меня от грехов моих? Я должен укрощать плоть свою воздержанием и трудом для сохранения чистоты душевной и телесной». Вот как преп. Сергий смотрел на пост и молитвенные труды. Он не думал, что пост и бдения могут расстроивать здоровье человека, как то думают плотоугодники, а, напротив, считал их самым верным средством для обуздывания прихотливой плоти, для предохранения себя от грехопадений, для соблюдения своей чистоты душевной и телесной; вечное спасение души составляло для него предмет первостепенной важности; по его убеждению, если внешний наш человек и тлеет, то внутрений со дня на день обновляется ( 2Кор. 4, 16 ). б) Когда препод. Сергию, в мире Варфоломею минуло семь лет, родители отдали его учиться грамоте, вместе с старшим братом его Стефаном и младшим братом Петром Братья учились успешно, а Сергий далеко отставал от них. Учителя наказывали его; сверстники-товарищи укоряли, родители увещевали – он сам со слезами молился Богу, но грамота ему не давалась. Несмотря на свою непонятливость, Сергий не переставал просиживать ночи за книгою и в школе слушать внимательно, усерднее и усерднее молиться Богу и дома и в церкви. Однажды пошел он в лес и там, на едине, упал на колени и, горько заплакав, молил Бога о вразумлении и долго бы, может быть промолился так в лесу печальный мальчик, если бы не представился глазам его у одного дерева священник – старец. Увидев старца – священника, Сергий поспешно встал, подошел к нему и сказал ему: «отче! помолись за меня Господу, чтобы Он помог мне научиться грамоте; я изо всех сил стараюсь учиться, но ученье не дается мне». – «Успокойся, дитя, сказал ему старец, Господь поможет тебе за усердную молитву твою». Потом благословил Сергия и дал ему часть просфоры скушать, и переменился мальчик Сергий: возвратившись в школу начал все понимать, легко усвоялось им все преподаваемое там и лучше всех товарищей стал он учиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010