Мансурово. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Церковь Николая Чудотворца построена в километре от усадьбы Петрово-Вырубово по проекту Николая Ильича Козловского, известного московского архитектора. Строительство начато в 1853 году на месте старой деревянной церкви методом замены деревянных звеньев на кирпичные. Кирпичная, с добавлением в деталях белого камня, что уже характерно для Истринского района. Под алтарем храма находится усыпальница Вырубовых. Первое упоминание о церкви относится 1623-1625 гг., когда Мансурово принадлежало роду Голохвастовых, после чего село многократно меняло владельцев. В 1799 г. его купила Елизавета Сергеевна Свиньина, стараниями которой началось строительство каменной церки. В 1820 г. она построила каменную колокольню по проекту архитектора Балашова. Майор Петр Иванович Вырубов в 1853 г. продолжил строительство с участием архитектора Н.И. Козловского. При нем был возведен основной объем ныне существующей церкви, к которой пристроили теплую трапезную с двумя приделами: зимним в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и летним во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Была также «возвышена и возобновлена колокольня». В 1859 г. возобновлена и покрыта железом каменная ограда, построенная Е.С. Свиньиной. При коллежском асессоре Г.П. Вырубове в 1875 г. церковь освятили, покрыли железом. Многолетним настоятелем был священник Григорий Грузов (1848-1898). При нем в теплом храме появляется новый придел в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, в 1887 г. строится церковно-приходская школа, закладывается яблоневый сад, осушается болото. В 1922 г. все церковные ценности изъяли. Последним настоятелем храма был насельник Саввино-Сторожевского монастыря иеромонах Алексей (Белов). Церковь закрыли в 1935 г. Храм святителя Николая в сильно разрушенном состоянии передали общине верующих в мае 1995 г., а 1 ноября 1996 г. в нем была отслужена первая Божественная литургия. С тех пор проведена реставрация фасадов и внутренней отделки, покрыты медью купола; установлен иконостас из красного дерева, изготовленный в мастерской города Палеха, с иконами, выполненными иконописцами из Мстеры; приобретен полный ряд колоколов; построен дом причта.

http://sobory.ru/article/?object=03183

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕКИНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находился в г. Пекине (Китай). Основан в XVIII в. как подворье Пекинской духовной миссии , с 1863 г. первоклассный мон-рь. Предыстория основания П. м. связана с поселением в 80-х гг. XVII в. в Пекине албазинцев , потомков рус. казаков, жителей пограничного с Китаем острога Албазин, принятых на службу в гвардию кит. имп. Канси. По указанию императора они проживали на сев.-вост. окраине города, близ крепостной стены, «на так называемом «берестовом урочище» (хоа-пи-чан)». При этом Канси повелел «очистить стоявшее на этом же месте буддийское капище, окруженное домами обывателей, и отдал его во владение албазинцам, которые переделали его в часовню» ( Николай (Адоратский). 1887. 3. С. 335-336). В 1689 г. на месте будущего мон-ря была устроена часовня свт. Николая Чудотворца, вскоре переоборудованная в церковь. В ней служил свящ. Максим Леонтьев. В 1695 г. митр. Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) отправил в Пекин верхотурского свящ. Григория и тобольского диак. Лаврентия Иванова с антиминсом, миром, богослужебными книгами и церковной утварью, а также послал свящ. Максиму благословенную грамоту, по к-рой он «с посланными из России священнослужителями» освятил обновленный храм во имя св. Софии, Премудрости Божией (1696). «Но эта первая православная церковь в Пекине долго называлась Никольскою», т. к. в ней хранилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца (Николы Можайского), принесенная казаками из Албазина (Там же. С. 346-348). Прибывшая в Пекин 1-я Российская духовная миссия (1715-1728) расположилась именно при этом храме. Для членов 2-й миссии (1729-1735), проживавших уже на Российском дворе ближе к центру города, была построена ц. в честь Сретения Господня (1736). На месте разрушенной во время землетрясения (1730) Софийской (Никольской) ц. албазинцами была построена и 5 авг. 1732 г. по благословению свт. Иннокентия (Кульчицкого) освящена каменная ц. Успения Пресв. Богородицы; но и она «по-прежнему именовалась Никольскою». При церкви имелась колокольня на 4 деревянных столбах с колоколом, 2 «китайскими чашами» и 4 «чугунными колоколечками». Среди храмовых икон упоминается образ свт. Николая Чудотворца «можайского типа» (Там же. 1887. 5. С. 122).

http://pravenc.ru/text/2579900.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ [греч. Γρηγριος Θαυματουργς] (ок. 213, г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) - после 270, там же), свт. (пам. 17 нояб.), еп. Неокесарийский. Жизнь Основными источниками жизнеописания Г. Ч. являются: 1. «Благодарственная речь Оригену», произнесенная им в Кесарии Палестинской по окончании обучения. В ней Г. Ч. сообщает краткие сведения о своем происхождении, о первоначальном воспитании и образовании, о пути, приведшем его к Оригену , подробно описывает общение с ним. Это наиболее достоверный источник, охватывающий жизнь Г. Ч. до начала его церковно-общественного служения. 2. Письмо Оригена к Г. Ч. (PG. 11. Col. 87-92; рус. пер.: Творения св. Григория Чудотворца. С. 53-56) - важное дополнение к «Благодарственной речи...». 3. «Слово о жизни св. Григория Чудотворца», написанное свт. Григорием , еп. Нисским (Ες τν βον το γου Γρηγορου το Θαυματουργο, De vita Gregorii Thaumaturgi//PG. 46. Col. 893-957; рус. пер. Творения св. Григория Нисского//ТСОРП. 1872. Т. 45. Ч. 8. С. 126-197), принадлежит к жанру похвальных слов. 4. «Повесть о славных деяниях блаженного Григория, епископа Неокесарийского», сохранившаяся в сир. переводе (ркп. VI в.- Британский музей (add. 14648, опубл.: Bedjan. Acta. T. 6. P. 83-106; рус. пер. этого Жития: Творения св. Григория Чудотворца. С. 1-17); др. сир. копия VI в.: Пигулевская Н. В. Каталог сирийских рукописей Ленинграда//Палестинский сборник. 1960. Т. 6 (69). С. 140-143 (ркп. N S. 4), груз. версия сир. Жития: Кекел. A-90. Fol. 312rb). 5. Сообщение Руфина Аквилейского в его дополнениях к лат. переводу «Церковной истории» Евсевия Кесарийского ( Eusebius. Werke. Bd. 2: Die Kirchengeschichte/Hrsg. E. Schwarz; Die lateinische Übers. d. Rufinus/Hrsg. T. Mommsen. Lpz., 1908. Tl. 2. S. 953-956). 6. Краткие упоминания свт. Василия Великого в кн. «О Святом Духе» ( Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 29). Последние 4 источника касаются гл.

http://pravenc.ru/text/168083.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Григориат; греч. Ιερ Μον Γρηϒορου], во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь. Расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос), в устье потока Хрендели, на невысокой (до 20 м) прибрежной скале, между мон-рями Симонопетра и прп. Дионисия. Занимает 17-е место в иерархии 20 афонских мон-рей (c 1574). Игумен - архим. Георгий (Капсанис). Общее число братии - 86 чел.: 80 - в мон-ре и 6 - в зависимых от него келлиях. Главные праздники: дни преставления и перенесения мощей свт. Николая Чудотворца (6 дек. и 20 мая), память прмц. Анастасии Римляныни (29 окт.), память основателя мон-ря прп. Григория Нового (7 дек.), память прп. Григория Синаита и его учеников (3-я Неделя по Пасхе). Мон-рь управляется пожизненно избираемым на общем собрании братии игуменом, к-рый имеет духовную власть над братией. Исполнительную власть он разделяет с эпитропией из 2 членов, законодательную власть осуществляет герондия (духовный собор или совет старцев). Г. м. принадлежат 9 кафизм в окрестностях мон-ря: прор. Илии, преподобных отцов, во Св. Горе Афонской просиявших, Пресв. Богородицы, св. Апостолов, ап. Иоанна Богослова, прор. Илии на Горе, вмч. Артемия, вмч. Георгия и первомч. Стефана; 5 келлий в Карее: мч. Трифона, основанная в X в. и служащая представительством мон-ря в Протате; свт. Филофея, патриарха К-польского, на месте келлии Всех святых, купленная мон-рем в 1661 г. и отстроенная заново в 1996-1997 гг.; Сретения Господня, где размещается братство Иосафеев, занимающихся иконописанием; св. Бессребреников, предоставленная др. братству иконописцев - Пахомеям; свт. Николая Чудотворца, недавно восстановленная из развалин мон. Александром, а также келлия святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Капсале, в к-рой нек-рое время подвизался прп. Никодим Святогорец. В наст. время мон-рь имеет ряд подворий (метохов): ц. св. Бессребреников в Арте, церкви вмч. Георгия и Успения Пресв. Богородицы в Фессалонике, подворье Авлида в номе Беотия, Вулциста близ Веррии, владения в дер. Куварас (Аттика), ц. Пресв. Богородицы Миртидиотиссы и свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского (в Халкиде), Партенонос (или Григориатико) близ Неос-Мармарас на п-ове Ситония. Исторический очерк

http://pravenc.ru/text/168091.html

Москва. Церковь Николая Чудотворца " Красный звон " (Рождества Пресвятой Богородицы). Никола Красный звон или У красных колоколов Карта и ближайшие объекты Церковь Николая Чудотворца " Красный " Звон построена на средства купца Полякова в 1858 г. (предположительно, по проекту архитектора А.М. Шестакова или Н.И. Козловского) на месте кирпичного храма, известного с 1561 г. и стоявшего на оживлённой трассе, связывавшей район Зарядья с Занеглименьем. Храм XVI в. строился на средства купца Григория Твердикова. Предполагается, что семья Твердиковых снабдила колокольню западноевропейскими колоколами, благодаря красивому звону которых церковь и получила прозвания " Красный звон " , " У красных колоколов " . К концу XIX в. из прежних " красных " колоколов остался один — полиелейный, после закрытия храма в 1927 г. колокол был передан в музей села Коломенского. Этот храм был известен тем, что в нем, по легенде, была захоронена голова мятежника Алексея Соковнина - начальника Конюшенного приказа, который в 1697 г. участвовал в заговоре сторонников царевны Софьи против Петра I и был за то казнен. Его родственники вытребовали останки, но тело власти отправили в " убогий дом " , и была погребена с почестями только отсеченная голова. Существующая церковь с главным престолом в честь Рождества Пресвятой Богородицы представляет собой низкий прямоугольный в плане объём, включающий два придела (Никольский и Зосимы и Савватия) и основание 3-ярусной колокольни, возвышающейся над его западной частью. Выстроенная в духе эклектики, ориентированной в трактовке некоторых элементов на образцы древнерусской архитектуры, церковь увенчана крупным, широко расставленным пятиглавием на барабанах, декорированных кокошниками; колокольня завершена шатром. Стройная вертикаль колокольни некогда играла значительную роль в панораме Китай-города. В конце 1922 г. Никольский храм был захвачен какой-то " Свободной трудовой церковью " , в 1925 г. предназначен к сносу, еще через два года закрыт, но чудом уцелел. В 1964 г. церковь была отдана учреждениям ЦК КПСС. Одно время в нем даже размещалась электроподстанция. На государственной охране церковь не состояла и поэтому к моменту передачи ее 1991 г. верующим находилась в плачевном состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=03732

Надовражино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2000 и 2001. Архитектор:А.А. Анисимов (рук. коллектива), Т.И. Ефимова Ссылки:     Адрес: Россия, Московская обл., Истринский р-н, с. Надовражино Координаты: 55.91653, 37.11452 Проезд:с Рижского вокзала до ст. Дедовск, далее автобус или маршрутка в сторону дом отдыха " Лесная поляна " ГУВД до остановки на развилке в сторону д. Турово и пос. Надовражино. Далее пешком пос. Надовражино коттеджный. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Надовражино известно с XVII в. В 1730 г. вдова владельца села, стольника Протасьева, Любовь Михайловна, построила в Надовражино деревянную церковь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В 1767 г. новая владельца села, коллежская советница Пелагея Павловна Дурнова, построила каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Храм в Надовражино был разрушен в 1930-х гг. 21 сентября 2001 г. в Надовражино настоятелем Сретенского монастыря в Москве архимандритом Тихоном (Шевкуновым, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) освящён новый каменный храм Рождества Божией Матери с приделом святителя Николая Мирликийского. Он построен " Русским Домом " и находится в ведении Сретенского монастыря, ктиторами являются Александр, Ирина и Николай Крутовы. Из книги " Храмы Истринского района " , протоиерей Олег Пэнэжко, Владимир 2009 г.  Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца в селе Надовражине. Село Надовражное в 1623 г. пустошь Московского уезда Горетова стана, принадлежавшая Григорию Пушкину. В переписных книгах 1646 г. написано: «за Петром Даниловичем Протасьевым деревня Надовражная, а в ней двор крестьянский, людей в нем 2 человека». По смерти П. Протасьева этой деревнею владел сын Дмитрий Петрович Протасьев, при котором Надовражное в 1678 г. было поселено вновь крестьянами, перевезенными из других вотчин Дмитровского и Ярославского уездов, и названо сельцом, в котором находилось в 1704 г. двор вотчинников, дворы скотный, конюшенный и 6 дворов крестьянских, всего в них 65 человек.

http://sobory.ru/article/?object=06763

Никольское (Волковского с/о - бывш. Никольское-Долгоруково). Церковь Николая Чудотворца. Никольская Карта и ближайшие объекты Кирпичная, оштукатуреная приходская церковь, построенная в 1835-1838 г.г. в стиле позднего классицизма. Трапезная и колокольня построены в 1879-1880 гг. в псевдорусском стиле (проект Н.Н. Васильева). Кубический объем церкви увенчан световой ротондой, на куполе которой поставлена декоративная главка. С запада к церкви примыкают широкая двухпридельная трапезная и трехъярусная колокольня. Колокольня составлена из трех квадратных ярусов, углы двух верхних из которых срезаны, и увенчана невысоким шатром. Боковые фасады храма украшены пилястровыми портиками. Наиболее богато декоративное убранство колокольни, выполненное в псевдорусском стиле. Главный престол Никольский, в трапезной приделы - Рождество-Богородицкий (правый) и Тихвинский (левый).  С сайта " Храмы Подмосковья " http://50rus.hramy.ru/ Село Никольское на реке Песочне в старые годы называлось Поскочино. Здесь была вотчина Ивана Циплетева. В 1626 г. селом владели Богдан и Иван Постниковы дети Бельские. Церковь Святителя Николая стояла " без пения " , то есть службы не совершались за отсутствием священника. В 1659 г. селом владела вдова Анисья Бельская с детьми Михаилом, Григорием, Фёдором и Сергеем. В 1673 г. село продано стольнику Андрею Ивановичу Чирикову, потом боярину Ивану Михайловичу Милославскому, который возглавлял многие важные приказы, в том числе Большой казны, Иноземный, Пушкарский, возглавлял придворную партию Милославских, умер в 1685 г. Пётр I, считавший Ивана Михайловича возмутителем стрельцов во время бунта в 1682 г., надругался над его трупом: велел выкопать из могилы и поставить под эшафот, на котором казнили стрельцов, их кровь капала в открытый гроб. Иван Михайлович в 1678 г. построил церковь заново. По его смерти вотчина в 1686 г. отдана во владение его вдове Авдотье Петровне, а она в 1687г. уступила село своим братьям: боярину князю Василию Петровичу и боярину, воеводе в Азове, а с 1700 г. в Архангельске (он защищал северное побережье России от шведов, построил крепость Ново-Двинку) Алексею Петровичу Прозоровским. Последний в 1700 г. построил каменную церковь Николая Чудотворца. После него селом владела вдова Аграфена Михайловна, которая в 1705 г. вышла замуж за стольника, князя Юрия Владимировича Долгорукова (1666-1708). Он погиб при подавлении восстания казаков под предводительством К. Булавина. В 1728 г. село во владении князя Юрия Юрьевича Долгорукова (ум. 1746), к которому перешло от матери. В 1731 г. он был сослан в Сибирь " за оскорбление Ея Величества поносительными словами " . В 1742 г. ему возвращены имения, в 1744 г. он стал генерал-майором. В 1748 г. село принадлежало его вдове княгине Елене Алексеевне, потом, в 1799 г., перешло к её родственникам, князьям Василию Васильевичу Долгорукову, Михаилу Петровичу Голицыну, Петру Ивановичу Тюфякину и Андрею Никитичу Долгорукову (1799 г. ).

http://sobory.ru/article/?object=06549

Русско-Высоцкое. Церковь Николая Чудотворца (старая). Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь перестраивалась в 1866 г., добавлены приделы Димитрия Ростовского и мц. Феклы. Закрыта в 1939 г.. Сейчас зарегистрирован приход, но работ по восстановлению здания пока не замечено, работает временная часовня при входе на кладбище. Впервые церковь в селе Русско-Высоцком была построена в 1777 году графом Григорием Орловым, бывшим тогда владельцем села. Во времена Павла 1 владельцем села стал полковник Федор фон Щац, который пристроил к церкви придел Дмитрия Ростовского. В 1841 году имение купила Фёкла Крестовская. Фёкла скончалась 3 декабря 1861 года и была похоронена в храме рядом с Варварой Шац. По ее завещанию в 1866 году был выстроен второй придел, освященный во имя равноапостольной Фёклы. Строительством руководил архитектор Львов. После Крестовской село перешло в наследство ее родственнику С.Д. Вальватьеву. Его сын после революции уехал за границу, а в селе была организована крестьянская коммуна, а после гражданской войны организован колхоз «Завет Ильича». Богослужения в церкви прекратили в 1937г, а в 1939 ее закрыли. В годы войны село Русско-Высоцкое находилось в зоне оккупации, на территории боев при прорыве блокады. Церковь была хорошим ориентиром для воюющих сторон и была сильно разрушена. И хоть она числится памятником местного значения, сохраняются одни лишь руины. По статье в журнале «Вода живая» 9 2007г. На территории Ленинградской области насчитывается множество разрушенных и полуразрушенных объектов культурного наследия, перспективы восстановления которых сегодня совершенно неочевидны. Но даже будучи руинированными, эти памятники до сих пор сохраняют своеобразный шарм и неповторимое величие, чувствуя которое невольно хочется любоваться ими даже в нынешнем состоянии. Один из таких объектов можно встретить в селе Русско-Высоцкое (ранее – село Высоцкое) Ломоносовского района, находящемся в 33-х верстах от Петербурга между Кипенью и Красным Селом, чуть в глубине от автотрассы «Нарва». Здесь, на местном кладбище, от посторонних глаз прячется интереснейший объект, чья история насчитывает более двух столетий – храм Святого Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=03943

Сортавала. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1873. Архитектор:Н.П. Гребенко Адрес: 186750, республика Карелия, Сортавальский район, г. Сортавала, ул. Горького, 31 Координаты: 61.705033, 30.693226 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сердоболь (с 1918 г. город Сортавала в Карелии) представлял собой небольшой городок на северном берегу Ладожского озера, основанный шведами еще в начале XVII в. По Ништадтскому мирному договору 1721 г. он отошел к России и вошел в состав Выборгской губернии. В 1811 г. эта губерния стала частью Великого княжества Финляндского. Жили в Сердоболе по преимуществу финны, они исповедовали лютеранство. Однако и православных людей там было немало. Русское правительство, проводившее во второй половине XIX в. политику русификации населения на Севере и Северо-Западе страны, было заинтересовано в усилении позиций православной церкви. В те годы многие известные купцы, в том числе и Елисеевы, жертвовали большие средства на строительство или ремонт храмов на этих территориях и удостаивались наград и почестей. Существовавшая в городе Сердоболе Петропавловская церковь сильно обветшала, на ее ремонт требовались большие средства, местное православное население не могло их собрать, поскольку бедствовало вследствие нескольких неурожайных лет подряд. История сооружения этого храма описана в четвертом томе многотомного издания «Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии», опубликованном в конце 1870-х г., Петербургский митрополит Исидор из донесений местного благочинного знал о крайней ветхости старого церковного здания и о том, что его прихожане своими средствами для сооружения новой постройки не располагают. «...По его убеждению и благословению господа коммерции советники Григорий и Стефан Елисеевы согласились устроить новый теплый деревянный храм... По их желанию в Петербург были вызваны местный священник, благочинный и церковный староста. Усиленная просьба местного священника тронула добрые сердца братьев Елисеевых. " Братья сразу же поручили составление плана, чертежей и сметы известному академику Николаю Павловичу Гребенке, под наблюдением и руководством которого и произведены все строительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=00887

Тишково. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Белоснежный храм в честь святителя Николая села Тишково величаво красуется на высоком прибрежном холме Тишковского залива. Храм небольшой, выполнен из кирпича, прост по своей архитектуре: напоминает судно с мачтой. Колокольня с восемью колоколами представляет собой трехъярусный восьмерик с шатровым перекрытием. Основная часть храма – четверик с двумя ярусами окон, коробовое перекрытие увенчивается одним куполом, алтарь небольшой, в подклети располагаются два подсобных помещения и раздевалка для прихожан. Храм был построен в 1996 году.12 декабря 1996 года при большом стечении верующих было совершено освящение храма епископом Можайским Григорием. Роспись храма начата в июне 1999 года и ещё ведутся внутренние работы. Основная часть храма уже расписана. С потолка храма на прихожан смотрит лик Спаса Нерукотворного, крестообразно окруженного Серафимами, в углы потолка расходятся «паруса» с четырьмя Евангелистами, на восточной стене – Богородица – Знамение, по полукругу Её обрамляет композиция – Евхаристия. На западной стене изображен святитель Николай Чудотворец. По полукругу изображения святителя, на северной и южной стенах – сюжеты из его жития. В средней части будет изображена композиция «Страшного Суда». Резьба трёхъярусного иконостаса выполняется из местной липы в русском стиле, объёмная, в позолоте. http://agios.itkm.ru/7462 Церковь Николая Чудотворца в Тишково была построена в 1996 году, она является одной из первых церквей, возведенных в Московской области после окончания советского периода. Однако до 1930-х годов в Тишково существовала и старинная церковь псевдоготической архитектуры. К сожалению, старый храм не уцелел, но осталась память о том, что после 1812 года селом владел известный врач и филантроп Федор Петрович Гааз. За милосердие и любовь к обездоленным современники называли его святым доктором и Божиим человеком, а в Католической церкви не так давно он был и формально причислен к лику блаженных.

http://sobory.ru/article/?object=04533

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010