Молитва иегда поставет митрополита и входит правее в град и чтет сию молитву пред градом: Господи Боже наш. Иже не сущиих в существо создание свое преложен вся. Иже чинии различные с творен в них на служение великие и неизреченные славы твоей. иже земельное архиерейство по чину мыслении их и божественных показал еси слуг. Иже нас не достойных и неизреченных и божественных твоих повелений великое сие архиерейское призвав достояние. и спасти люди твои сие произволивый господи ты убо человеколюбче все мысленные свыше призри от святаго жилища твоего и услыши смирение наше и благоугодники сотвори нас достойни быти слоужбы твоея. подати тело твое святое и кровь твою честную любившым ти и благочистивым сим людям честным сердцем и нескверными рукама. и укрепи нас предати нам слово учения твоего не согрешенно и безленостно, и православно. И наставляти их в завете живоноснаго славнаго и блаженнаго сего оного живота. И сподоби их быти овчате избраннаго твоего стада. И достойни одесною твоего предстояния сподоби их чувства и благосотвори его сердце на благолепие, и на услышание божественных твоих и неизреченных повелениях и благослови предстоянием смерения нашего. Иже на земли волею своею исполнив человечество. И укрепи град наш сей не презримою твоею божественною силою и порази облежащие нас враги. Яко Иезекию утвердив Иерусалим и по гибели Давии высоко мудреному Сеннахириму мечем ангельским и даждь благоугодие земли всесильне и умножи плодние. Отверзый рукою своею и исполнивый всякое животное благостини и укрепи вернаго и благочестнаго царя нашего имярек крепкою и благоволною десницею твоею и вооружи его оружием правды твоей и даруй ему мирно и пособствуй ему яже на благотворение и покори ему все языки нечестивии иже бранием хотящие. и долгоденственное и благодаруй ему житие. Яко да и мы в них благоденство тихо и непорочно живота нашего совершим лета молитвами пречистыя владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Силою честнаго и животворящаго Креста. Святых сил небесных, невещественных архангел. Честнаго пророка Предчи и крестителя Иоанна и святых богоотец Иоакима и Анны и святых прехвальных и верховных апостол и святых иерарх и чудотворец христовых Василия Великаго , Григория Богослова и Григория Чудотворца , Великаго Иоанна Златооустаго, Иоанна Милостиваго и Великаго Афанасия и Чудотворца Николы и преподобных и богоносных отец наших Симеона и Святителя Савы. И святых и великославных мученик Христовых Георгия и Димитрия, Прокопия, Пантелеимона и святых Феодор и всех святых твоих. Яко ты еси податель благим и спас душам нашим и тебе славу возсылаем. Отцу и Сыну и Святому духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь. II. Молитва из Синодика XVI в., принадлежавшая Новгородской Софийской библиотеке, ныне находящегося в Спб. Дух. Академии под 1058

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

От святаго крещения Жизнь и подвиги Св. Иннокентия Чудотворца, первого епископа Иркутского 1 Архимандрит Модест Предки св. Иннокентия Дворянский род Кульчицких или Кольчицких, от которого происходит св. Иннокентий, с давних времен существовал в Галиции, Литве, на Волыни и в других местах Украины. В XVII столетии известен был Христофор Кульчинский, скарбник черниговский 2 . В это же время на Волыни, в местечке Ратном, был русский священник Кульчицкий, сын которого Порфирий был Пинским униатским епископом и имел переписку с Кульчицкими, жившими в Литве, доказывая свое родство с ними. В виленском св. Троицком монастыре в конце XVII и в начале XVIII столетия жил униатский иеромонах Марциан Кульчицкий, родом из Галиции, бывший там и консультором, а потом игуменом Жировицкого монастыря, отличавшийся благочестием. Тогда же Кульчицкие известны были в Галиции 3 . Предки св. Иннокентия, тоже дворяне, жили на Волыни, но в половине XVII столетия родители и некоторые из родных его перешли в Заднепровскую Украину, в нынешнюю Черниговскую губернию 4 . В это время многие из украинцев переселялись за Днепр 5 . Причиною этого переселения было соединение Малороссии с Великороссиею в одно государство, опасность преследования за православие на Волыни под польским владычеством и лучшие условии жизни и службы у русского царя 6 . И действительно, с того времени Кульчицкие делаются известными как честные общественные деятели Малороссии и на службе в Московском Малороссийском приказе. Предков и родных св. Иннокентия мы можем указать по документам второй половины XVII столетия. Так, в 1653–1667 гг. упоминается в Московском Малороссийском приказе переводчиком Григорий Колчицкий 7 . Он переводил там малороссийские и польские письма на московское наречие. Малороссийские чины говорили московским послам в Киеве, что они давно знают Григория Колчицкого как верного и честного переводчика и просили, чтоб он один переводил их письма на московское наречие, потому что другие переводят ложно. Как переводчик Григорий Колчицкий отправлен был с московским посольством и в Польшу 8 . Равно Григория Колчицкого как верного царского слугу посылали из Москвы в Батурин с царскою грамотою и с успокоительными речами к гетману Многогрешному в 1672 г. 9

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. Св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского Ныне Ангельские лики воспевают славу Божественную, и свет Христова пришествия воссиявает верным. Ныне для нас – радостная весна: Солнце правды – Христос лучезарным сиянием просветил нас и озарил умы верных. Ныне обновляется Адам и вознесенный на небо торжествует с Ангелами. Ныне вся вселенная исполняется радостью по причине снисшествия на людей Святого Духа. Ныне явилась Божественная благодать, надежда (благ) невидимых, и ясно открыла нам чудеса, превышающие ум, таинство сокровенное от века. Ныне соплетаются венцы за постоянство в добродетели. Ныне Бог, желая увенчать священные главы людей благопослушных и соблюдающих дни празднственные, именует хранителей веры званными и наследниками, и в небесное царство со тщанием приглашает мудрствующих небесное принять участие в Божественной службе бесплотных ликов. Ныне исполнилось слово Давида: да возвеселятся небеса и радуется земля. Возрадуются поля и вся, яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет ( Псал. 95:11–13 ). Давид говорить о деревах: Предтеча же Господень, во время самого пришествия Его, говорит уже о деревах, приносящих плоды достойные покаяния ( Матф. 3:8 ). А Сам Господь наш Иисус Христос возвещает и всегдашнюю радость для всех верующих в Него: ибо Он говорит: узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас ( Ин. 16:22 ). Так ныне проповедуется нам преславное и неизреченное таинство христиан, запечатлевших свое упование во Христа святостью и благочестием. Ныне Гавриил, предстоящий пред Богом, приходит к Пречистой Деве и благовествует Ей: радуйся, Благодатная ( Лук. 1:28 )! И когда Она начала размышлять в Себе, что бы это было за приветствие, Ангел тотчас присовокупил: Господь с Тобою! не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лук. 1:29–33 ). Мариам сказала Ангелу: како будет сие, идеже мужа не знаю? то есть, останусь ли Я девою, или отнимется достоинство девства? Когда с удивлением размышляла об этом Святая Дева, то Ангел в кратких словах выразил Ей сущность своей речи: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий ( Лук. 1:34–35 ). т. е. каково Оно есть, таким действительно и будет названо.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. Св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского Опять благовестие радости, опять возвещение свободы, опять воззвание, опять возвращение, опять обетование веселия, опять избавление от рабства. Ангел беседует с Девою, чтобы змий не говорил более с женою. В месяц шестый – говорится – послан бысть Ангел Гавриил от Бога к Деве обрученней мужеви. Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил принести рукописание об освобождении Адама. Послан Гавриил к Деве, дабы изменить бесславие жены в честь. Послан Гавриил приготовить достойное жилище Жениху. Послан Гавриил обручить творение с Творцом. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя Ангелов. Послан Гавриил к Деве, хотя обрученной Иосифу, но блюдомой для Иисуса Сына Божия. Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан непричастный греху к беспорочной. Послан светильник предвозвестить Солнце правды. Послан утренний свет быть предтечею Света дня. Послан Гавриил возвестить о пребывающем в недре Отца и в ложеснах Матери. Послан Гавриил указать Того, Кто – на престоле и в вертепе. Послан воин открыть тайну великого Царя, – тайну, говорю, разумеваемую верою и недоступную любопытству, – тайну достопокланяемую и неисследимую, – тайну, усвояемую богословствующим, а неизмеряемую простым умом. В шестый месяц послан бысть Гавриил к Деве. В какой шестой месяц? – в тот, в который Елисавета приняла радостную весть, в который зачала Иоанна. Откуда это видно? Это изъясняет сам Архангел, говоря с Девою. Се Елисавет, говорит он, южика твоя, и та зачат сына в старости своей: и сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды ( Лук. 1:36 ); поэтому в шестой месяц по зачатии Иоанна. Воин и оруженосец должен был предшествовать (своему Вождю), и слуге надлежало предварить пришествие своего Владыки. В месяц шестый послан Ангел Гавриил к Деве, обрученней мужеви, – обрученной, но несопряженной, – обрученной, но сохраненной. Для чего обрученной? – для того, чтобы враг не тотчас уведал тайну. Что чрез Деву имел прийти Царь, – это знал лукавый, потому что и он слышал слова Исаии: се Дева во чреве зачнет и родит Сына; поэтому постоянно наблюдал изречение о Деве, чтобы устроить бесславие в то время, когда надлежало исполниться этому таинству. Посему Владыка, чтобы сокрыть это от лукавого, пришел чрез обрученную: так как обрученная потом была вручена жениху.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Рождество Христово. Св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского 39 Великое и чудное таинство видим ныне мы, братия. Пастыри, с радостными восклицаниями, являются вестниками к сынам человеческим, не на холмах полевых со стадами своими беседуя, и не с овцами на поле играя, но во граде Давидовом Вифлееме духовные песни возглашая. В вышних поют ангелы, возглашают гимны архангелы: небесные херувимы и серафимы воспевают хвалы во славу Бога: „свят, свят " … Все вместе свершают радостный праздник, видя Бога на земле, и человека вземлемого к небесам. Дольние Божественным привидением воздымаются до вышних, вышние, по любви Божией к людям, склоняются к дольним, ибо Высочайший, по смирению Своему, вознесе смиренныя. В этот день великого торжества Вифлеем становится подобным небу, вместо блистающих звезд восприемлет ангелов, поющих славу, и вместо видимого солнца – беспредельное и неизмеримое Солнце правды, творящее все сущее. Но кто дерзнет исследовать столь великое таинство? Идеже хошет Бог, там побеждается естества чин, и не может препятствовать природа. Итак, немощи людей непричастный, Бог восхотел и снизшел, совершая спасение людей, ибо в воле Божией – жизнь всех людей. В настоящий радостный день Бог пришел родиться; в этот день великого пришествия Бог соделался тем, чем не был: будучи Богом, стал человеком, так сказать, отрешился от Божества (хотя Своей природы не совлекся); сделавшись человеком, остался Богом. Ибо хотя Он возрастал и преуспевал, однако же не так, как будто бы человеческою силою достиг Божественности и из человека соделался Богом; но, как был Словом, чуждым страдания, так воплотился и явился не изменившийся, не сделавшийся другим, не утратив той природы, какою обладал дотоле. Родился в Иудее новый Царь; но это новое и чудное рождение, в которое уверовали язычники, отвергли иудеи. Закона и пророков не понимали правильно фарисеи; то, что в оных противоречило им, толковали превратно. Новое, полное таинства рождение, старался узнать Ирод, но не для того, чтобы воздать почесть родившемуся Царю, а чтобы отнять у Него самую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

30. Четверг. Свт. Михаила, первого митр. Киевского. Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении. Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца. Служба сщмч. Григория шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (Б). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Михаила, первого митр. Киевского (А), и порядок соединения полиелейной службы свт. Михаила с шестеричной службой сщмч. Григория (В). А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 5-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 3-й: «Свидетеля истины…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Како не дивимся…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Духу Божественному…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Яко начальнику архиереом…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко всем скорбящим…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Духу Божественному…» (см. славник на стиховне), или глас 3-й: «Свидетеля истины...» (см. славник на «Господи, воззвах»). Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2022-10-13/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Неокесарийский. Творения В немногочисленных сочинениях святителя Григорий Неокесарийского выражено главным образом тринитарное учение. Его Символ веры – квинтэссенция доникейской триадологии. Богословие апофатично неокесарийского чудотворца: Бога не только нельзя познать, но и воспеть достойным образом, но Он бесконечно близок нам, Его щедрость распространяется на всё сущее. Григорий Неокесарийский особо акцентировал внимание на единстве Отца и Сына. С помощью насколько возможно большего числа терминов и оборотов пытался выразить Невыразимое. Оказал огромное влияние на последующее богословие, особенно на Великих Каппадокийцев. В наше собрание творений Григория Неокесарийского вошли: «О возможности и невозможности страданий для Бога», «Слово о воплощении Господа», «Слово на Рождество Христово», «Слово на Богоявление», «Похвала Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии», «Подробное изложение веры», «12 глав о вере», «Переложение Екклезиаста», «На Благовещение Пресвятой Богородицы», «Каноническое Послание Святого Григория Неокесарийского», «Послание к Филагрию о единосущии», «К Татиану краткое слово о душе». Творения О возможности и невозможности страданий для Бога 1.  Однажды, когда я намерен был возвратиться в то место, где обычно проводил время, некий муж, имя которого было Феопомп, спросил меня, бесстрастен ли Бог? Я же немного помедлил и, сжав губы , ответил: «Как мы можем говорить, о Феопомп, что Бог подлежит страданию?» И, когда он пытался с моим ответом связать другой вопрос, я, более ускоряя шаг, поспешил, чтобы достигнуть того места, где обычно друзья собирались с друзьями, и, лишь только я сел возле тех, которые там были, я протянул им руку и приготовился спросить у них о том, что сказано было мною в предшествующий день. Но пришел Феопомп и, заняв место подле меня, начал говорить так: «Необразованные и незнакомые с наукой должны, о Григорий, старательно поучаться у ученых и у знающих все. А так как я решил снова усердно заняться этим предложенным мною вопросом, то я прошу тебя дать врачевство для этих мыслей, которые взаимно борются между собой и которые, постоянно пребывая во мне, расстраивают мой ум. Прошу тебя укрепить меня теми ясными доказательствами, которые у тебя по этому вопросу готовы в изобилии».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Святой Григорий Чудотворец был одним из ближайших и преданнейших учеников Оригена . Ему он обязан был своим христианским просвещением, и до конца жизни сохранял память о своем учителе, полную благодарной любви и уважения. Между всеми отцами третьего века он выдается даром красноречия, и по силе своего ораторского таланта должен занимать видное место в истории церковного красноречия III века. От него не дошло столько произведений входящих в круг истории проповеди , сколько дошло их от Оригена , и даже дошло их сравнительно очень мало. Но что дошло, то показывает в нем человека, более и лучше Оригена владевшего художественным словом. Св. Григорий Неокесарийский происходил из знатной фамилии неокесарийской. Отец его, живший в язычестве, не предполагал, что из его сына, называвшегося до христианства Феодором, выйдет знаменитый епископ христианский. Он предназначал для него судебную или адвокатскую карьеру, бывшую в то время одною из самых видных, и в видах будущей успешной деятельности его на общественном поприще хотел дать ему широкое образование, как общее, так в частности юридическое. Но он скоро умер, и мать Григория, оставшись вдовою, решила следовать, по отношению к воспитанию своих детей, тому плану, какой начертал для них их отец. (У Григория был брат Афинодор, впоследствии епископ Понта). И мы видим, что Григорий Неокесарийский в юные годы весь предался науке. По словам св. Григория Нисского (в его слове о жизни св. Григория Чудотворца ) 1 , в молодые годы он отложил все, чем увлекается юношеский возраст, и весь устремился к стяжанию мудрости. После посещения школ в своем родном городе, он для дальнейшего образования отправился в другие страны, славившиеся науками, и жил некоторое время в Александрии, куда отовсюду стекалось юношество учиться философии и врачебной науке. Богатый юноша на чужбине вел в высшей степени строгую и нравственную жизнь, и не принимал участия в тех удовольствиях, каким свободно предавались другие юноши, – его товарищи, и возбуждал даже со стороны их неудовольствие на себя за то, что не хотел жить, как другие, будучи, таким образом, как бы укоризною для неразумных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Семнадцатый день. Св. Григорий чудотворец, еп. неокесарийский. (Уроки из его жизни: а) о побуждениях читать слово Божие и б) о благоразумной осторожности). I. Св. ныне прославляемый Григорий, до крещения именовавшийся Феодором, происходил из знатного рода в Неокесарии; воспитан был в язычестве, но получил хорошее образование, а познакомившись с Оригеном , наставником александрийского училища, просвещен был христианским учением и всею душою предался «чтению и изучению св. писания». Тогда перестала привлекать его светская деятельность, полюбил он пустыню и уединился, отложив попечение о всем мирском и стремясь к общению с единым Богом. Подвижническая жизнь св. Григория не осталась безызвестною и он, хотя и скрывался, переходя из одной пустыни в другую, но и против воли своей был заочно рукоположен во епископа неокесарийской церкви. Тогда не стал он больше противиться общему избранию, уразумев в душе своей, что не без воли Божией призывается он на трудное служение, которому и предался он всеми силами, и Господь помогал ему и прославил его даром чудотворений, за которые и получил он наименование «чудотворца» и «второго Моисея». Итак, успешно действовал он на своем пастырском поприще, что когда он вступил в звание епископа Неокесарии, то в этом обширном городе было не более 17-ти христиан, а по кончине его весь город состоял из христиан, за исключениемъ17-ти язычников. Святость жизни епископа Григория нередко явно свидетельствовалась необыкновенными, чудодейственными знамениями; но и тогда, как теперь, не мало встречалось людей, которые с недоверием и даже глумлением относились ко всему сверхъестественному. Так, захотев посмеяться над даром прозорливости, приписываемой св. Григорию, трое таких людей – на пути, где следовало проходить святителю, положили однажды одного из своих товарищей, притворившегося мертвым, а сами сидели около него и жалобно просили на погребение беднаго... Святитель, дав деньги, бывшие при нем, снял сверх того с себя и верхнюю одежду и отдал ее для прикрытия покойника... Обманщики же стали смеяться над его доверчивостью:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

173. На память о светлом торжестве Исполнилось, наконец, сердечное желание православных русских людей, удовлетворена потребность их сердца, совершилось давно ожидаемое событие: еще раз разверзлось небо над Русью православной и оттуда в сиянии славы небесной благословил родную землю ее великий печальник, страдалец за нее, Святейший Патриарх Ермоген. Триста лет почивал он безмолвно в благоухании святыни под сводами первопрестольного храма Успения Владычицы, и вот теперь, будто живой, встает он из своего гроба, чтобы во время благопотребно поддержать родную свою Русь в минуту трудную, во дни новой смуты, новой борьбы за святые идеалы Русской земли, за веру Православную, за Русского Царя Самодержавного, и являет свое заступление в знамениях и чудесах многих. 12 мая, когда Церковь празднует память его друга и сотрудника в служении Церкви и Отечеству, преподобного Дионисия, Радонежского чудотворца, совершилось торжественное прославление памяти Патриарха Ермогена. Три-четыре дня во время этих торжеств священный Кремль Москвы был переполнен массами народа, со всех концов Руси православной стекшегося к гробнице новоявленного чудотворца. Канун, 11 мая, был днем последнего поминовения святителя по чину поминовения усопших. В последний раз Церковь приносила имя его, яко единого от нас, в молитве ко Господу, да упокоит его душу Господь во Царствии Небесном; в последний раз совершены по нем заупокойный парастас накануне и литургия в сей день; после литургии сонм святителей и мног собор священнослужителей приблизились к месту его упокоения и совершили последнюю панихиду, которая, скорее, напоминала последование утрени Великой Субботы с ее торжественно-величавым предчувствием близкого Воскресения, чем поминовение покойника. Гулко под сводами древнего собора раздалось последнее пение “Вечной памяти” святейшему Ермогену, чтобы смениться пением до скончания веков: “Святителю отче Ермогене, моли Бога о нас!” В 6 часов ударили к всенощному бдению. Прибыл блаженнейший Патриарх Антиохийский Кир-Григорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010