Но после сметы содержится приписка, из которой мы узнаем, что запасов красок и материалов нет: «И в то число красок в Оружейной полате налицо одна вохра грецкая, а золота и иных никаких красок нет» . Скорее всего, это и стало причиной того, что к работе Симон Ушаков так и не приступил. Заканчивается документ словами: «И о том великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович что укажет» . Иными словами, несмотря на настойчивое желание Царя возобновить стенопись, Таким образом, с одной стороны, настоятельные распоряжения царя возобновить стенопись, иконописцы так и не смогли приступить к работе, то по причине наступления холодного времени года «Ко октябрю месяцу никоими мерами не поспеть, для того приходит время студеное и стенное писмо будет некрепко и не вечно» , то из-за отсутствия в наличии необходимых красок и материалов «...А из запасов, готовых к тому делу, левкасу, золота и красок ничего нет» . В словаре «Царские иконописцы и живописцы XVII века», составленном А.И. Успенским, приводится царский указ - расписать Грановитую палату весной 1668 года. В нем же отмечается, что 5 декабря 1668 года государь пожаловал Симона Ушакова, приказав ему выдать «в приказ с Казенного двора 8 аршин камки индейской, 4 аршина сукна аглинского... для того, что писал он в церкви архистратига божия Михаила (а также в Успенском соборе) стенное писмо» . Но мог ли Симон Ушаков одновременно работать в двух больших соборах Кремля и расписывать Грановитую палату? Очевидно, что такое практически невозможно. А если все-таки Симон Ушаков работал в Грановитой палате, то столь большая по объему работа не могла бы обойтись без царского жалованья и нашла бы хоть какое-то документальное отражение. Но сведений об этом нет. Поэтому можно предположить, что в 1668 году Симон Ушаков (несмотря на царские указы) Грановитую палату не расписывал. Ни в документах, ни в «Словаре» Успенского не встречается и упоминаний о других иконописцах, работавших по росписи стен Грановитой палаты в 1668 году или в следующих 1669-1671 годах. Однако, в марте 1672 года Симон Ушаков вместе с дьяком Никитой Клементьевым составляет опись стенописных изображений (притчей) в Грановитой палате Государева дворца. И делает это очень кропотливо, описывая сюжет за сюжетом. Поскольку мы уже пришли к предположению, что Симон Ушаков не расписывал Грановитую палату, то составленная им «Опись» полностью отражает сюжетный состав стенописи конца XVI века. А сам факт составления Симоном Ушаковым этой «Описи» говорит о том, что в 1672 году при дворе не оставляли мысли возобновить роспись стен Грановитой палаты .

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

В 1684 году Грановитую палату переделал архитектор Осип Старцев. Сдвоенные стрельчатые окна были растесали и украсили белокаменными наличниками с колонками, перевитыми виноградной лозой. В Грановитой палате собиралась Боярская дума и Земский собор, устраивались различные празднества. Для детей царя в палате была предусмотрена специальная тайная «смотрильная палата». Царица с детьми могла наблюдать через специальную решётку за пышными приёмами иностранных делегаций. Грановитая палат была свидетельницей множества важнейших событий в истории России: В 1552 году в Грановитой палате праздновали покорение Казани. В 1709 году – победу в Полтавской битве, в 1721 году – заключение мира со Швецией. В 1653 году на Земском соборе здесь приняли решение о воссоединении России и Украины. В 1682 году в ней же состоялся инициированный старообрядцами диспут о вере. Сегодня Грановитая палата — зал при резиденции президента России.   Храм святого мученика Трифона в Напрудном (1492 г.?) Фото  www.wikipedia.org, Ludvig14 М. «Рижская», ул.Трифоновская, 38.   По преданию, храм святого Трифона был построен боярином Трифоном Патрикеевым в конце XV века на месте чуда - явления святого мученика Трифона у большого пруда близ села Напрудное. В XIX beke храм достроили так, что он мог вместить 3,5 тысячи человек! В феврале 1925 года, незадолго до своей кончины, Литургию в храме служил Святейший Патриарх Тихон. В начале 1930х годов храм закрыли, а в 1932 году взорвали. Сохранилась только наиболее древняя часть храма, относящаяся в концу XV века. Сегодня это крошечный каменный храм. Кажется, будто он и совсем не из нашего времени, а это открылось фантастическое окошко, через которое вдруг стало видно прошлое.   Английский двор b Зapядьe (XV в.) Фото  www.flikr.com, Andrey ул. Варварка, д. 4 Самое древнее гражданское строение за пределами Кремля. Изначально принадлежал Ивану Бобришеву по прозвищу «Юшка», постельничему великого князя Ивана III. После его смерти хозяина здание стало казённым. Иван Грозные пожаловал дом в Зарядье английским купцам, так как был заинтересован в том, чтобы они поставляли порох, селитру, свинец, оловянную посуду

http://foma.ru/ne-sgorevshie-v-ogne.html

Преосвященный Митрофан находился также и на Соборе, бывшем того же года в 5 день Июля, в Грановитой Палате, в присутствии обоих Царей, Царицы Наталии Кирилловны с Царевнами, Патриарха Иоакима со многими Архиереями, и всего Царского Синклита 9 . Известно, что раскольники, пользуясь смутами Стрелецкого бунта, возникшего вскоре по кончине Царя Феодора, по внушениям буйного и хитрого лжеучителя, распопа Никиты и сообщников его, чернеца Сергия, и Савватия – боярского холопа, со множеством обольщенных ими Стрельцов и народа, ворвались в самый Кремль. Неся иконы, налои, кучи книг, держа в руках пуки зажженных свеч, вошли они в Грановитую Палату, и с диким криком, изрыгая хулы на Святую Церковь , требовали, чтобы Патриарх и Святители вступили с ними в Соборное состязание о Вере, на Лобном месте, где изверги сии имели намерение умертвить и самого Патриарха Иоакима. По совету Боярина Князя Хованского, тайного пособника Никиты и мятежных Стрельцов, Цари и Отцы Собора, не могши успокоить беснующихся, согласились тут же вести с ними прение. Тогда сии изуверы подали Государям пространную челобитную, в коей нелепыми своими умствованиями укоряли православие Церкви и осуждали исправление богослужебных книг. Патриарх, и особенно Холмогорский Архиепископ Афанасий, опровергнули ясными и сильными доводами их бредни: но посрамленные, не внимая доказательствам, стали отражаться камнями, и с дерзостию устремились на Первосвятителя. Все присутствовавшие на Соборе ужаснулись. Царь Иоанн вышел из Грановитой Палаты. Один только Петр, быв еще в самом нежном 10 возрасте, показал необыкновенное величие духа, и явился твердым защитником Веры. Встав с престола Своего и снявши с главы венец, с гневом и слезами произнес: «Пока сей венец будет на голове Моей и душа в теле, не попущу на Церковь Святую воевати, и правую Веру нарицать неправою. Как Сам оную держу, материю называю; верю, что она есть правая и истинная: так и всем повелеваю». Ободренные такою твердостию и великодушием Венценосного Отрока, пребывшие верными Церкви и долгу своему, при помощи несоблазненных Стрельцов изгнали из Кремля мятежников. – Само провидение вскоре наказало дерзновенных. В то время, когда пустосвяты, подходя к Лобному месту, на прелесть народа кричали: «Мы всех Архиереев презрели и посрамили, и веру правую сыскали», – в то самое время, в глазах всех зрителей злый дух повергше Никиту и начальных прелестников, мучительно и страшно томяше. Сие разительное событие многих подвигло к истинному раскаянию и обращению 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

Грановитая палата Новгородского кремля выведена из аварийного состояния 17 октября 2008 г. 17:07 Грановитая (Владычная) палата Новгородского кремля в результате почти трехлетней реставрации выведена из аварийного состояния, сообщил РИА «Новости» представитель Новгородского госмузея-заповедника (ГМЗ). «Сегодня уже можно сказать, что уникальный памятник благодаря реставраторам выведен из аварийного состояния, в котором он находился еще в 2005 году», — сказал собеседник. «Пусть еще не все, но основные работы по его укреплению уже успешно проведены, и теперь наступил момент, когда в Грановитую палату будут возвращаться музейные работники, вместе с реставраторами им предстоит решать вопросы оборудования здания системами освещения, отопления и другой аппаратурой», — добавил источник. Грановитая палата, впервые упомянутая в летописных источниках в 1433 году, является древнейшим из ныне известных российских памятников гражданской архитектуры и самой восточной готической постройкой на территории Древней Руси. Комплекс крайне сложных ремонтно-реставрационных работ во Владычной палате с 2005 года проводят московские специалисты. Планируется, что основной объем реставрации будет выполнен к июню 2009 года, в котором Великий Новгород отметит 1150-летие. РИА «Новости-Недвижимость» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/476232.htm...

В Москве будет выставлен Большой Сион новгородского Софийского собора Великий Новгород, 22 февраля 2007 г. Большой Сион из новгородского Софийского собора В Государственном историческом музее в Москве в этом году состоится " выставка одного шедевра " , на которой будет представлен Большой Сион древнейшего в современной России православного храма - Софийского кафедрального собора Великого Новгорода, сообщает сайт Седмица.Ru . Как сообщили в Новгородском государственном музее-заповеднике (НГМЗ), Большой Сион Софийского собора откроет в Историческом музее серию подобных выставок с общим названием " Шедевры русской культуры " . На одной из таких " выставок одного шедевра " предполагается проэкспонировать меч св. Довмонта, княжившего в Пскове в XIII веке. Сион - это предмет церковной утвари, хранилище просфор, повторяющий в миниатюре архитектурный облик храма. Большой Сион Софийского собора был изготовлен из серебра в XII веке неизвестным новгородским мастером. Внешний вид Большого Сиона повторяет облик Малого Сиона Софийского собора, изготовленного в XI столетии. Несмотря на многочисленные войны Большой Сион в течение почти тысячелетия никогда не покидал Великого Новгорода. В годы Великой Отечественной войны Сион в числе других шедевров древнерусского искусства был эвакуирован в Киров, после чего вернулся в Новгородский кремль. Показ в Государственном историческом музее станет для Большого Сиона первой выставкой за пределами Великого Новгорода. До этого года шедевр находился в Грановитой палате Новгородского кремля. Сейчас из-за реставрационных работ в Грановитой палате экспозиция шедевров древнерусского ювелирного искусства временно переведена в Присутственные места Новгородского кремля. 22 февраля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/21016.html

Завершена реставрация Софийского собора Новгородского кремля 3 декабря 2007 г. 11:15 Софийский собор в Великом Новгороде освобожден от строительных лесов на старейшем кафедральном православном храме XI века завершены реставрационные работы. Как сообщили «Интерфаксу» в Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике, еще в конце 2005 года начались подготовительные работы по проведению комплексной реставрации, главное мероприятие из которых золочение куполов. После завершения летом 2007 года работ на куполах реставраторы еще несколько месяцев занимались фасадными работами, финансирование которых осуществлялось по федеральной программе «Культура России». В настоящее время полностью закончена реставрация новгородской Софии, звонницы и других памятников архитектуры, входящих в ансамбль Новгородского кремля. В частности, отреставрирован фасад здания митрополичьих покоев, проведены уникальные работы по ремонту кровли основного здания музея присутственных мест. По информации музея, сейчас начался очередной этап реставрационных мероприятий в Грановитой палате. Все эти мероприятия предусмотрены в рамках подготовки к 1150-летию Великого Новгорода, которое будет отмечаться в 2009 году. Новгородский кремль был заложен князем Ярославом Мудрым и является древнейшим из сохранившихся в России. Впервые о нем упоминается в летописи в 1044 году. В Новгородском кремле расположен самый древний из православных каменных храмов России Софийский собор, построенный по приказу князя Владимира в 1045-1054 годах. Также здесь издревле располагалась резиденция архиепископа Владычный двор, от которого дошли до нас многие постройки разных времен, в том числе древнейшее гражданское здание Новгорода Крестовая (Грановитая) палата (1433 год), здание Судного и Духовного приказов. Перед Софийским собором находилась одна из древнейших площадей города, где собиралось вече. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/332256.htm...

Сохранившиеся документы, а также изданные источники позволяют рассиотреть этот вопрос более детально. Ясно, что уже уже к 1663 году стенопись палаты обветшала, так как известен указ царя Алексея Михайловича от 29 сентября этого года (7172): «...царь Алексей Михайлович... указал прислать в приказ Большого дворца иконописцев и левкащиков, что есть в Оружейном приказе, писать им в Грановитой полате стенное письмо...» . Указ этот по ряду причин остался неосуществленным, так как уже в начале февраля следующего, 1664 года Грановитую палату готовят к приему «великого и полномочного» английского посла графа Карла Карляйля . На протяжении 1664-1666 годов стенопись палаты не возобновлялась. В 1667 году этот вопрос поднимается вновь и 6 августа издается указ: «В Грановитой полате написать стенное письмо вновь нынешним летом» . В нем же приводится полная «сметная роспись», составленная Симоном Ушаковым «с товарищи». В ней называется число мастеров, нужных для работы в Грановитой палате: «...иконописцев 50 человек добрых мастеров, середних 40 человек» . В том же столбце имеется заключение Симона Ушакова, Федора Зубова и Ивана Филатова о невозможности расписать Грановитую палату до осени 1667 года: «Буде великий государь укажет ныне Грановитую полату написать вновь самым добрым письмом прежнего лутче или против прежнего написать и той полаты в толикое малое время написать некогда ко октябрю месяцу никоими мерами не поспеть и для того приходит время студеное и то стенное писмо будет некрепко» . Осенью 1667 года вновь встает вопрос о росписи стен: «В нынешнем 176 году (1667) ноября в 15 день... велено Грановитую полату написать стенным письмом в нынешнем же во 176 году весною самым добрым мастерством, а снимки для образца с того стеннаго письма снять ныне и приказать о том иконописцу Симону, чтобы написать в той полате теж вещи, что ныне писаны» . Далее в документе говорится о том, что зимой необходимо заготовить краски и материалы и что Симон Ушаков уже составил на них смету. Здесь же полностью приводится смета: «А по сметной росписи Оружейные полаты иконописца Симона Ушакова с товарыщи написано. Надобно в тое Грановитую полату к стенному писму золота и красок и всяких запасов: золота сусального красного 100 000 листов, стенной лазори (светло-синяя краска), да празелени, да вохры слизухи, да черлени немецкой по 30 пуд, вохры грецкой 4 пуда, голубцу 15 пуд, зелени 5 пуд, бакану (багряная краска) да яри виницейской (уксуснокислая очищенная медь) по 3 фунта, киноварю (ярко-красная краска) 15 пуд, черлени (ярко-красная охра) псковской, да вохры немецкой, да черлени слизухи по 20 пуд, белил да мелу по 4 пуда, да немецких 10 пуд,чернил копченых 300 кувшинов, земленых чернил 2 воза, олифы под золото 16 ведер, яри да сурику 2 пуда, скипидару и нефти пуд, пшеницы доброй 10 четей, клею карлуку (рыбий клей) 7 пуд, 200 аршин холста, 200 губок» .

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

Государи самолично подкрепили этот мир: польские послы прибыли в Москву в начале февраля 1635 года. Им был сделан торжественный прием, сообразно обычаям того времени. Сначала послы в грановитой палате представлялись царю, который сидел на троне в царском наряде и венце: по бокам трона стояли рынды в длинных белых одеждах, белых сапогах, в рысьих шапках, с топорами на плечах и золотыми цепями на груди. Послов допустили к целованию царской руки и затем окольничий явил их подарки. В другой день послов позвали в ответную палату на докончание. Обряд этот происходил таким образом: сначала послы говорили с боярами в ответной палате и читали договор; затем их позвали к царю в золотую палату. Царь был в полном царском облачении. По его приказанию, царский духовник принес из Благовещенского собора Животворящий Крест на золотой мисе, под пеленою. Царь велел спросить послов о здравии и приказал сесть. Немного погодя, царский печатник приказал послам и боярам подойти поближе. Царь встал: с него сняли венец, взяли у него скипетр. Утвержденную грамоту положили под крест; царь приложился ко кресту, велел печатнику отдать грамоту послам и отпустить их. В конце марта послов пригласили к царскому столу в грановитой палате. Царь сидел за особым серебряным столом, в нагольной шубе с кружевом и в шапке. Бояре и окольничьи сидели в нагольных шубах и черных шапках, дворяне в чистых охабнях. Для послов был особый стол. У столов: царского, боярского и посольского, были особые поставцы с посудой, которыми заведывали во время пиров придворные по назначению. Дворецкий, крайчий, чашники и стольники, разносившие кушанье и напитки, были в зо-лотном платье и высоких горлатных шапках. Царь, по обычаю, посылал послам со своего стола подачи. Подали красный мед. Государь встал и сказал послам: " Пью за здоровье брата моего, государя вашего, Владислава короля " . Затем царь посылал послам в золотых братинах пиво, и послы, приняв чашу, вставали со своих мест, пили и опять садились за стол. Дня через два польских послов после царского стола отпустили домой.

http://sedmitza.ru/lib/text/435645/

Между тем от патриарха пришли звать раскольников в Грановитую палату: " Там будут царица и царевны, а перед всем народом им быть зазорно " . Тут народ завопил: " А! Патриарх стыдится перед всем народом дать свидетельство от божественных писаний. Здесь подобает быть собору, да и как поместиться в палате такому множеству! " Во дворце произошло смятение. Патриарх не хотел выходить на площадь, а звал раскольников в Грановитую палату. Царевна Софья собиралась идти в Грановитую палату. Хованский стал уговаривать ее не ходить, говорил, что стрельцы поднимут бунт и патриарху будет худо, а если она туда пойдет с боярами, то всех побьют. Софья поняла, в чем дело, видела, что Хованский хочет действительно поднять бунт против патриарха, и потому намеревается устроить так, чтобы присутствие царевны не стесняло буйства раскольников; с другой стороны, она была уверена в преданности к себе стрельцов. " Да будет воля Божия, - сказала Софья, - я не оставлю церкви Божией и ея пастыря! " Вместе с Софьей решились идти в Грановитую палату царица Наталья Кирилловна и царевны: Татьяна Михайловна и Марья Алексеевна. Хованский обратился к боярам и говорил: " Пожалуйте, попросите царевну, чтоб она не ходила в Грановитую палату с патриархом. А если вас не послушает, то пусть будет вам известно, что нас всех побьют, как недавно нашу братью побили, и разграбят домы наши " . Приступили бояре к Софии, умоляли освободить и себя, и всех их от напрасной смуты. София отвечала: " Я готова за святую церковь положить свою голову " . Затем, обратившись к Хованскому, она сказала: " Посылай святейшего патриарха, чтобы он со всеми властями и книгами шел к нам в Грановитую палату " . Хованский исполнил приказание. Было уже около четырех часов пополудни. Патриарх, напуганный Хованским, в ужасе, со слезами, не чая себе живота, отправил вперед себя множество книг и рукописей греческих и славянских. С ними пошли: холмогорский архиепископ Афанасий, воронежский Митрофан, тамбовский Леонтий и несколько других духовных. Обилие древних книг должно было показывать противникам, что у православных есть сильные средства защиты. За ними следовал и патриарх с восемью митрополитами и четырьмя архиепископами. Звонили в колокола.

http://sedmitza.ru/lib/text/435681/

Оруж. палата. М. 1884 стр. 181, 132). Пред чином за приливок о здравии царя, если чин совершался в дому патриарха, даже и в палатах царя, был чин над Богородичным хлебом, совершавшийся обыкновенно в монастырях. Богородичным хлебом называется просфора, из которой на литургии вынимается часть в честь и память преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы. Просфору носили к столу в особом сосуде, называемом «панагиаром» и «панагиею». Частицы от Богородицкого хлеба раздавались на обеде в воспоминание явления Богоматери апостолам при их трапезе, по вознесении Ея на небо. Раздача Богородичного хлеба производилась в определенном порядке. О происходившей раздаче в дому патриарха сказано в чине поставления епископа (1645–1652 г.): на обеде у патриарха, в день посвящения епископа, посреди (т. е. после) стола, от понагеи, патриарх первее приемлет от Богородичного хлеба, по нем же новопоставленный, таже вси епископы; потом возвращают понагию новопоставленному, он же даст всем Пречистыя хлеба. Посем бывают заздравные чаши (Акты Истор. Т. IV, стр. 14). В царских палатах чин над Богородичным хлебом совершился по приезде, в 1666 году, в Россию патриархов греческих – Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Их принимал у себя царь. Стол был у него по Грановитой, сидели оба вместе за тем же столом, за которым государь кушает, на местех на бархатных: Александрийский по левую руку государя царя, а Антиохийский подле его у угла. После яства были чаши Богородичина и государева. Государеву чашу раздавали оба патриарха, а их обоих чаши раздавал государь царь (Дополн. к Акт. Истор. Т. V, 26, стр. 99). Подобно тому было и в 1689 году. В день рождения царевны, в четверг на Пасхе, патриарх обедал в царских палатах. «По вести (по извещению), он пришед к столу; пред ним несли панагиар, и за столом были по чину в Грановитой палате царь Иоанн и царевна София, и святейший с ними сидел, чтение чел патриарший канархист, после стола отдействовав Пречистую, была здравная чаша, государям, потом святейшему другая» (Древн. Росс. Вивл. изд. 2, Т. XI, стр. 183). Бывали, впрочем, случаи, когда на торжественном обеде при присутствии патриарха не предлагалась чаша Богородицы. Так в день поставления патриарха Иоасафа (1667 г., февр. 10), за столом у царя в Грановитой палате были все патриархи, сидели все вместе, Паисий, Макарий, Иоасаф (сидел в углу); в стол стихов не пели, певчие дьяки и подьяки ели в Грановитой. После стола были чаши, государева и патриарховы (Кн. Чиновн. о поставл. патр. в библ. св. Синода, 22. Сн. Дополн. к акт. ист. Т. V, 26, стр. 103).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010