В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге. Благодаря иеромонаху Максиму в 1812 году были спасены архив и ризница Николо-Пешношского монастыря (ценности перевезены в Вологду). Святитель Филарет (Дроздов) - митрополит Московский предлагал иеромон. Максиму игуменский сан, но тот отказался. В XIX столетии к собору свт. Николая была пристроена трапезная в псевдоготических формах, перестроена трапезная палата с храмом Сретения Господа Иисуса Христа. Храм находится на 2-ом этаже. Сретенский храм представлет собой шестистолпное здание с декоративным куполом в стиле классицизма. Портал трапезного храма украшен колоннами и портиками с редким тосканским ордером. В подклети трапезной сохранилась одностолпная палата по своей архитектуре идентичная трапезной палате Спасо-Андронникова монастыря и Грановитой палате Московского Кремля. Особо почитаемым образом в это время в монастыре был образ Божией Матери " Прежде Рождества и по Рождестве Дева " . В 1780 году икону принес в монастырь бывший московский купец Алексей Григорьевич Мокеев, ставший иноком обители. Все свои средства он отдал настоятелю, а семейную реликвию, святую икону, оставил в своей келии. После его кончины образ передали настоятелю. Поскольку икона была написана маслом на холсте и не по общепринятому канону, настоятель велел поставить её над входной дверью в часовню преподобного Мефодия Пешношского, которая находилась у дороги, недалеко от обители. Все паломники, шедшие в прославленную прозорливыми старцами обитель, обязательно останавливались у часовни и молились перед стоящим над её вратами образом Божией Матери. В 1827 году капитан Платон Осипович Шабашев, проходя мимо иконы, вдруг увидел, что от неё исходит необыкновенный свет. Вскоре он попал в трудные жизненные обстоятельства и в это время во сне увидел икону Божией Матери над Мефодиевой часовней и услышал голос: " Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этим образом и сделай для него серебряную ризу " . Платон так и поступил, и скорби миновали его. Он пошёл к настоятелю, рассказал о случившемся и отдал ему ризу для иконы. Когда ризу стали надевать, то обнаружили, что холст натянут на доску. Холст сняли и обнаружили на доске подобный образ, но только очень древнего письма. Во времена эпидемий холеры многие, молившиеся перед Владычицей Богородицей, получали исцеление. В этом же году генеральской дочерью Елизаветой Андреевной Фаминцевой в монастырь передан киот с частицей ризы Господней и мощей разных святых, обложенный позлащенным серебром. Раз в год в монастыре совершался крестный ход с этой святыней.

http://sobory.ru/article/?object=00506

5 сентября Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III и сопровождавшие его лица посетили Богоявленский кафедральный собор в Елохове, где поклонились мощам святителя Алексия, митрополита Московского, и совершили заупокойную молитву у гробницы приснопамятного Патриарха Алексия II, который посещал Индию в бытность митрополитом Таллинским и всея Эстонии. В честь визита Предстоятеля Маланкарской Церкви настоятелем храма, руководителем Административного секретариата Московской Патриархии архиепископом Одинцовским и Красногорским Фомой был дан торжественный прием. В тот же день индийская делегация побывала в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя и на Красной площади. Важной частью визита стало посещение Предстоятелем Маланкарской Церкви Российской детской клинической больницы , где его приветствовали директор РДКБ Е.Е. Петряйкина и настоятель больничного храма священник Иоанн Захаров. Обмен опытом в сфере социального служения является важной частью сотрудничества между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью Индии. Утром 6 сентября делегация Маланкарской Церкви Индии присутствовала на Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля , которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По окончании богослужения в Грановитой палате Московского Кремля Его Святейшеством был дар приём в честь Святейшего Католикоса Василия Мар Фомы Матфея III. Состоялись переговоры Предстоятелей Русской Православной Церкви и Маланкарской Церкви Индии. В тот же день индийская делегация отбыла в Санкт-Петербург. По прибытии в северную столицу высокого гостя встречали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, руководитель епархиального протокольного отдела И.Н. Судоса, сотрудник протокольного отдела священник Вячеслав Завальный, духовенство митрополии. Местом пребывания Маланкарского Католикоса в Санкт-Петербурге стал Воскресенский Новодевичий женский монастырь, где делегация была гостеприимно встречена игуменией Софией (Силиной) и сёстрами.

http://mospat.ru/ru/news/90732/

Состоялось внеочередное заседание Архиерейского Синода РПЦЗ Сан-Франциско, 6 июля 2007 г. 28-29 июня 2007 г. при епархиальном доме святителя Тихона Задонского состоялось внеочередное заседание Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей под председательством Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. В заседании приняли участие: архиепископы Берлинский и Германский Марк и Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл; епископы Женевский и Западно-Европейский Михаил и Манхеттенский Гавриил, сообщает официальный сайт РПЦЗ . После утверждения повестки Высокопреосвященнейший Председатель приступил к подробному докладу о своей поездке в Москву для торжественного подписания Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью Заграницей и Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Чин подписания Акта Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием и Высокопреосвященнейшим митрополитом Лавром прошел в восстановленном Храме Христа Спасителя в присутствии Президента России В.В. Путина, и множества высоких гостей, среди которых была и Глава Российского Императорского Дома Великая Княгиня Марья Владимировна. После торжественного подписания Акта, Предстоятели двух частей Русской Церкви, 80 лет живших раздельно, но ныне вновь обретших каноническое единство, обменялись перед открытыми царскими вратами братским приветствием: «Христос посреде нас – И есть и будет!» Затем была совершена первая совместная Божественная литургия, за которой все стали свидетелями восстановления евхаристического единства в Поместной Русской Церкви. Высокопреосвященнейший Мирополит Лавр рассказал и о других совместных богослужениях: при освящении храма на месте расстрела тысячей новомучеников на Бутовском полигоне и в Успенском Соборе Московского Кремля. Высокопреосвященнейший Мирополит Лавр поделился своими впечатлениями об этих совместных богослужениях, а также о торжественном приеме, устроенном Президентом России В. В. Путиным в Грановитой палате Московского Кремля. 20 мая прихожане Русской Православной Церкви Заграницей, ныне проживающие в Москве, устроили прием в честь восстановления полноты братского общения в Русской Православной Церкви для всех прибывших в Москву на торжества паломников.

http://pravoslavie.ru/23036.html

«Иконы» Ивана IV Действительно, до нас дошло несколько иконографических изображений Ивана Грозного, причем на некоторых из них Царь изображен с нимбом. Это – фреска Царя Иоанна в Грановитой палате Московского Кремля (Х I Х в. по образцу XVI в.), «Моление Царя Иоанна Грозного с сыновьями Феодором и Димитрием перед иконой Владимирской Божией Матери» (XVI в.), фреска «Царь Иоанн» в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря ( XIX в. по образцу XVII в). Кроме того, существует изображение с нимбом великого князя Василия III, отца Иоанна Грозного, на иконе св. Василия Парийского (XVI век, собрание Государственного исторического музея). Между тем, эти изображения никак не свидетельствуют о почитании царя Ивана или великого князя Василия в лике святых. В Византии изображали с нимбом всех Императоров и Патриархов, причем многие из них со временем были отдельно прославлены Церковью, некоторые были признаны еретиками, а об иных не было сделано никаких определений церковной власти. На Руси, следуя византийской традиции, изображали с нимбами всех крещеных Великих Князей. В качестве примера можно привести фрески в Архангельском соборе Московского Кремля с изображением князей из династии Рюриковичей, а также рисунки из «Царского Титулярника» 1672 года, напечатанные в издании « Н.И.Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» 3 . Изображенные с нимбом, но не прославленные Церковью патриархи, цари и князья могли относиться к разряду почитаемых усопших, но никак не святых, даже местночтимых (как мы увидим дальше, почитаемые усопшие и местночтимые святые – это далеко не одно и то же). На их изображениях сделаны надписи: «Великий князь…», «Царь Иоанн», «Благоверный князь…», «Благоверный и Христолюбивый, Богом венчанный Великий Государь и Царь…». Слово «святой» отсутствует. Иконописец руководствовался каноном и точно знал, какая надпись полагается каждому изображаемому лицу. C вятцы Коряжемского монастыря Действительно, существуют подлинные «Святцы Коряжемского монастыря», в которых сказано: «Июня 10 – обретение святого телеси великомученика царя Иоанна».

http://pravmir.ru/byl-li-car-ivan-grozny...

Несмотря на то, что и после смерти Димитрия Донского Золотая Орда продолжала совершать набеги на Русь, именно его стратегия правления и его воинские победы стали переломными в многовековой истории взаимотношений с Ордой. Кроме того в эпоху Димитрия Донского в Москве построили величественный Кремль — тогда он был белокаменным. А еще монастыри-крепости — Симонов и Андроников. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 год. Его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля. Димитрий Донской — икона До наших дней дошли одни из первых иконографические изображений великого князя Димитрия Донского. Это лик святого на фресках в Архангельском соборе и в Грановитой палате Московского Кремля. Существует интересная икона — «Явление иконы святителя Николая Димитрию Донскому на реке Угреше». До наших дней дошло описание XIX века хоругви, которая является самым древним изображением этой иконографии: «На хоругви написан образ святителя Николая Чудотворца, перед которым изображен в молении великий князь Дмитрий Донской со своими боярами, вдали видна ставка». В основе иконографии «Явления иконы святителя Николая Димитрию Донскому на реке Угреше» — историческое событие, которое произошло с великим князем по дороге на Куликово поле в августе 1380 года. Войско держало путь вдоль реки Москвы, чтобы предотвратить готовящийся набег хана Мамая на Русь, и сделало остановку в 15 верстах от Москвы. Ночью перед будущим святым появилась в сиянии икона святителя Николая Чудотворца. Димитрий Донской вместе с другими воинами молились перед образом. И икона сошла с высоты в прямо в руки князя, он благоговейно поцеловал ее и воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» («Это все согрело сердце мое!»). С той поры место явления чудотворной иконы стало называться Угреша, сейчас территориально это городок Дзержинский Московской области. Димитрий Донской — молитва святому Тропарь благоверному князю Димитрию Донскому Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися даровати нам велию милость. Кондак благоверному князю Димитрию Донскому

http://foma.ru/dimitrij-donskoj.html

Польские паны, осажденные в Московском Кремле, сдаются русскому ополчению. Э. Лисснер. И тогда ополченцы решили брать Китай-город штурмом. Наложив строгий трехдневный пост, перед Казанской иконой отслужили молебен, моля Богородицу о победе, и, возможно, дали обет построить в Москве храм во имя чудотворного Казанского образа. По преданию, в ночь после молебна греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и открыл ему, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена». 22 октября (4 ноября) войско ополчения штурмом заняли Китай-город и осадили Кремль. Оголодавшие, деморализованные интервенты через два дня сдались без боя, заручившись обещанием Пожарского сохранить им жизнь. Первыми отворились Троицкие ворота Кремля, откуда выпустили русских, сидевших с поляками в осаде, а за ними открылись все кремлевские ворота. К 27 октября поляки оставили Кремль. Им, как и обещали, сохранили жизнь и потом обменивали на пленных русских. Центром торжеств стала Красная площадь. 27 октября после благодарственного молебна у Лобного места, который отслужил преподобный архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Дионисий, духовенство с крестным ходом, под колокольный звон, отправилось в Кремль, в Успенский собор, а за ним шествовали русские войска. Навстречу из Кремля вышел архиепископ Арсений, неся на руках икону Владимирской Богоматери. И только войдя в Кремль, увидели, как пострадало сердце Москвы от завоевателей. СЛАВЬСЯ, СЛАВЬСЯ, РУССКИЙ ЦАРЬ В начале ноября 1612 года руководители ополчения разослали по всей стране грамоты о созыве Земского собора в Москве для избрания царя. Ради этого судьбоносного дела вновь был наложен трехдневный пост, и служили молебны с просьбой о вразумлении, о том, чтобы Бог явил России Волю Свою. Два месяца Земский собор заседал в Грановитой палате. Именно в ней 21 февраля 1613 года избрали царем Михаила Федоровича Романова, имевшего родственные связи с ушедшей династией Рюриковичей. В тот же день посланцы Земского собора объявили его имя народу с Лобного места. Народ ликовал: «Да будет царь и государь Московскому государству и всей Московской державе!» После этого в Успенском соборе был отслужен молебен под звон Ивана Великого, новому государю провозгласили многолетие и произнесли присягу. Земский собор отправил грамоту польскому королю Сигизмунду с извещением об отказе от кандидатуры Владислава и с предложением обменять пленных — ведь среди них в Польше томился отец нового царя, митрополит Филарет.

http://pravoslavie.ru/5307.html

После подписания Акта Святейший Патриарх, митрополит Лавр и Президент России обратились к присутствующим в храме, среди которых находились многочисленные клирики и миряне Русской Зарубежной Церкви из Австралии, Германии, Канады, Новой Зеландии, США, Франции, Швейцарии и других стран. За последовавшей затем Божественной литургией Святейшему Патриарху сослужили   члены Священного Синода Русской Православной Церкви; архиереи Русской  Зарубежной Церкви, архиереи — члены Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. После Божественной литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх открыл выставку «Русская Православная Церковь в XX-XXI веках» , приуроченную к подписанию Акта о каноническом общении. Торжества завершились Патриаршим приемом в трапезных палатах Храма Христа Спасителя. 19 мая 2007 года Святейший Патриарх совершил освящение храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне и Божественную литургию в сослужении собора иерархов, в том числе архиереев Русской Зарубежной Церкви, а также представителей Поместных Православных Церквей. В тот же день по приглашению Президента В.В. Путина в Грановитой Палате Московского Кремля по случаю подписания Акта о каноническом общении состоялся торжественный прием, в котором приняли участие Святейший Патриарх Алексий и члены Священного Синода, Преосвященный митрополит Лавр и члены Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, а также иерархи, клирики и миряне Русской Православной Церкви, представители государственной власти. 20 мая 2007 года иерархи и клирики Русской Зарубежной Церкви сослужили Святейшему Патриарху в Успенском соборе Московского Кремля. 21 мая 2007 года Преосвященный митрополит Лавр отбыл из Москвы с паломнической поездкой по городам России и Украины. В частности, 23-25 мая председатель Архиерейского  Синода Русской Зарубежной Церкви посетил Курск и Киев. 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и Преосвященный митрополит Лавр совершили Божественную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Затем Преосвященный митрополит Лавр посетил Почаевскую Успенскую Лавру.

http://patriarchia.ru/db/text/283491.htm...

Состоялось внеочередное заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви 6 июля 2007 г. 12:25 28-29 июня при епархиальном доме святителя Тихона Задонского состоялось внеочередное заседание Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей под председательством Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви . В заседании приняли участие: архиепископы Берлинский и Германский Марк и Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл ; епископы Женевский и Западно-Европейский Михаил и Манхеттенский Гавриил . После утверждения повестки Высокопреосвященнейший Председатель приступил к подробному докладу о своей поездке в Москву для торжественного подписания Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью Заграницей и Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Чин подписания Акта Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием и Высокопреосвященнейшим митрополитом Лавром прошел в восстановленном Храме Христа Спасителя в присутствии Президента России В.В. Путина , и множества высоких гостей, среди которых была и Глава Российского Императорского Дома Великая Княгиня Мария Владимировна. После торжественного подписания Акта Предстоятели двух частей Русской Церкви, 80 лет живших раздельно, но ныне вновь обретших каноническое единство, обменялись перед открытыми царскими вратами братским приветствием: «Христос посреде нас — И есть и будет!» Затем была совершена первая совместная Божественная литургия, за которой все стали свидетелями восстановления евхаристического единства в Поместной Русской Церкви. Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр рассказал и о других совместных богослужениях: при освящении храма на месте расстрела тысячей новомучеников на Бутовском полигоне и в Успенском Соборе Московского Кремля. Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр поделился своими впечатлениями об этих совместных богослужениях, а также о торжественном приеме, устроенном Президентом России В.В. Путиным в Грановитой палате Московского Кремля. 20 мая прихожане Русской Православной Церкви Заграницей, ныне проживающие в Москве, устроили прием в честь восстановления полноты братского общения в Русской Православной Церкви для всех прибывших в Москву на торжества паломников.

http://patriarchia.ru/db/text/265570.htm...

1587 Как стригли меня на Москве... – Аввакум был лишён сана (расстрижен) и проклят 13 мая 1666 г. в Успенском соборе Кремля. 1590 Отец Сергий – имя, принятое в монашестве Симеоном, учеником и близким духовным сыном Аввакума, адресатом нескольких его писем и обращений из Пустозерска; Симеону Аввакум послал и свою большую «Книгу толкований». Мирское имя Симеона – Семён Иванович Крашенинников; он нижегородец, земляк Аввакума, монашеский постриг принял в 1675 г. и стал одним из руководителей московской общины старообрядцев. Отец Сергий был сподвижником одного из лидеров старообрядческого движения XVII в. и одного из духовных руководителей стрелецкого бунта в мае 1682 г. Никиты Константиновича Добрынина (власти называли его «Пустосвятом»), казнённого в Москве 6 июля 1682 г. после его победы в прениях с патриархом Иоакимом и церковными властями о «старой вере» в Грановитой палате Кремля в присутствии «правительницы» – царевны Софьи. Отец Сергий участвовал в разработке лозунгов стрелецкого восстания в мае 1682 г., написал челобитную от имени всех стрелецких полков и жителей московских слобод; после разгрома движения ушёл на Керженец. Кроме отца Сергия адресатами послания являются дочери княгини Е. П. Урусовой – Анастасия и Евдокия, москвичи – Анисим Фокин и священник отец Стефан. Послание написано после ноября 1675 г. (после пострижения Симеона в монахи и смерти Е. П. Урусовой и Ф. П. Морозовой), по-видимому, в самом конце 1670-х гг. Неясно, что значит буква «ц» при имени Анастасии Урусовой в рукописи. Предполагается, что «ц» – это начальная буква слова «царица» (обычный в старообрядческих рукописях приём тайного упоминания царя) и что послание написано или в 1680, или в 1681 г., когда царь Федор Алексеевич собирался жениться. Послание печатается по изданию единственного списка XVII в.: ГИМ, собр. Хлудова, 149 (доп. каталог), л. 81 об.86 об. 1591 Новому игумну, старому моему чаду, Сергию отцу... – Обращение Аввакума сразу указывает на новый статус инока Сергия – руководителя московской общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12713. Л. 3-7). В 1671-1673 гг. иконописцы Троице-Сергиева монастыря написали 12 икон по указу царя, однако некоторые пришлось переписать из-за ошибок в иконографии и не удовлетворившего заказчиков стиля письма (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 1. Ч. 9. 12829). В сент. 1657 г. Нифонт К. вместе с Симоном Ушаковым и нек-рыми царскими кормовыми иконописцами выполнил стенопись «на дорогах у внешних сторон на церкви» на патриаршем дворе (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 43. Л. 82 об., 83 об.). В 1666 г. он «был у стенного письма» в ц. Нерукотворного образа Спасителя во дворце и в Оружейной палате (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 8. 10629). Семен К. летом 1660 г. в составе иконописной артели во главе с Иваном Филатьевым «чинил стенное письмо» в Успенском соборе (Там же. Ч. 6. 7001). В кон. 60-х гг. XVII в. он участвовал в росписи некоторых зданий Московского Кремля, напр. «подзоров и рези около Грановитой палаты» (Там же. Ч. 8. 11162). Последнее упоминание о нем относится к 1679 г., когда он писал иконы для Покровского собора в с. Измайлове ( Забелин. 1894. С. 173). Федор московский кормовой иконописец 2-й статьи, упоминается в 1677-1680 гг. Он много работал для домовых церквей Теремного дворца Московского Кремля: в числе др. иконописцев «был у письма» «Распятия, пророков и ангелов к жертвеннику» в ц. Нерукотворного образа Спасителя (апр. 1677; РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 11б. Т. 3. 16641) и участвовал в ее стенописи (1679); писал иконы праотцев в ц. прмц. Евдокии, а затем «икону стихиры Евангельския да в кругах 12 икон праотеческих» для той же церкви (1678; Там же. Ч. 12. Т. 1. 16932; Ч. 33. 959. Л. 363 об.); олифил иконы для ц. Воскресения Христова (1678; вместе с Исайей Ананьиным и Петром Фёдоровым - Извеков Н. Д., прот. Церковь во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912. С. 6); писал Деисус, праздники и местные иконы для ц. св. Иоанна Белградского. Летом 1680 г. иконописец «был у стенного письма над задными дверьми» в московском Успенском соборе (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/1841700.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010