Тогда, составляя поминальные записки об упокоении родни, я стал записывать в них Царя Иоанна. Иногда даже заказывал специальные панихиды о Государе. Однажды, в середине восьмидесятых, собирался заказать в Елоховском соборе панихиду по Царю. Знакомому сотруднику, который единственный в редакции был церковным человеком, предложил копеечкой вложиться в требу. Будучи дежурными в пустой редакции, мы пред тем свободно вели какой-то приятный разговор на духовные темы. На моё предложение собеседник вспыхнул возмущением: как можно?! И последовала тирада о «злодействах». Но потом, успокоившись, он пояснил, что его жена отдаленно происходит из рода Колычевых, а потому в их семье отношение к личности Царя крайне отрицательно. То, возможно, был первый случай, когда в церковном контексте я столкнулся с ярко выраженной неприязнью к Православному Царю. Позже уже в одном из очередных паломничеств в Псковские Печеры нечто подобное по эмоциональности я слышал и от некоторых местных монахов в связи с легендой об убиении Царем Преподобного Корнилия. Но личное почтение к Царю, убежденность в том, что во многом Он был оклеветан, у меня уже не умалялись, а с годами только возрастали… Из чтения в ленинке «Полного Месяцеслова Востока» Владыки Сергия (Спасского) я уже знал, что в Коряжемских Святцах XVII столетия Царь Иоанн почитался как Святой. Знал и то, что Его изображение с нимбом есть в Грановитой палате Кремля и в хранилище ГИМа (фреска из Новоспасского монастыря), и хотя я знал, что такого рода местночтимым Святым служатся панихиды, всё же уже в начале девяностых нет-нет да и дерзал иногда обращаться к Царю Иоанну с молитвой. Фреска в Грановитой палате Московского Кремля. Середина XIX столетия Уже именно с такой точки зрения я знакомился с научно-популярной книжкой В.Б. Кобрина «Иван Грозный», вышедшей в 1989 году, и она побудила меня к ретроспективному чтению книг Р.Г. Скрынникова, А.А. Зимина, С.О. Шмидта. Тогда мне стал понятнее либеральный пафос горбачевского периода и начальной поры ельциннизма, как и то, что идеология «перестройки» и «реформ» готовилась исподволь задолго до их практического осуществления, в том числе и с помощью историков. Главная цель такой идеологии заключалась в возбуждении в значительных слоях нашего населения, преимущественно городского, неприязни и даже ненависти к собственной стране, к многовековой истории собственного народа, чтобы массой снизу пополнить армию разрушителей Отечества. И, как теперь хорошо известно, такая идеологическая задача была успешно разрешена.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/08/...

17 мая 2007 года в праздник Вознесения Господня в Москве, в Храме Христа Спасителя, состоялось подписание Святейшим Патриархом Алексием и Преосвященным митрополитом Лавром Акта о каноническом общении, которым было восстановлено единство в Поместной Русской Православной Церкви. При этом торжественном событии присутствовали Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, государственные и общественные деятели. После подписания Акта Святейший Патриарх, митрополит Лавр и Президент России обратились к присутствующим в храме, среди которых находились многочисленные клирики и миряне Русской Зарубежной Церкви из Австралии, Германии, Канады, Новой Зеландии, США, Франции, Швейцарии и других стран. За последовавшей затем Божественной литургией Святейшему Патриарху сослужили члены Священного Синода Русской Православной Церкви; архиереи Русской Зарубежной Церкви, архиереи — члены Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. После Божественной литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх открыл выставку «Русская Православная Церковь в XX-XXI веках», приуроченную к подписанию Акта о каноническом общении. Торжества завершились Патриаршим приемом в трапезных палатах Храма Христа Спасителя. 19 мая 2007 года Святейший Патриарх совершил освящение храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне и Божественную литургию в сослужении собора иерархов, в том числе архиереев Русской Зарубежной Церкви, а также представителей Поместных Православных Церквей. В тот же день по приглашению Президента В.В. Путина в Грановитой Палате Московского Кремля по случаю подписания Акта о каноническом общении состоялся торжественный прием, в котором приняли участие Святейший Патриарх Алексий и члены Священного Синода, Преосвященный митрополит Лавр и члены Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, а также иерархи, клирики и миряне Русской Православной Церкви, представители государственной власти. 20 мая 2007 года иерархи и клирики Русской Зарубежной Церкви сослужили Святейшему Патриарху в Успенском соборе Московского Кремля.

http://sedmitza.ru/lib/text/429919/

5 сентября Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III и сопровождавшие его лица посетили Богоявленский кафедральный собор в Елохове , где поклонились мощам святителя Алексия, митрополита Московского, и совершили заупокойную молитву у гробницы приснопамятного Патриарха Алексия II , который посещал Индию в бытность митрополитом Таллинским и всея Эстонии. В честь визита Предстоятеля Маланкарской Церкви настоятелем храма, руководителем Административного секретариата Московской Патриархии архиепископом Одинцовским и Красногорским Фомой был дан торжественный прием. В тот же день индийская делегация побывала в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя  г. Москвы и на Красной площади. Важной частью визита стало посещение Предстоятелем Маланкарской Церкви Российской детской клинической больницы, где его приветствовали директор РДКБ Е.Е. Петряйкина и настоятель больничного храма священник Иоанн Захаров. Обмен опытом в сфере социального служения является важной частью сотрудничества между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью Индии. Утром 6 сентября делегация Маланкарской Церкви Индии присутствовала на Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По окончании богослужения в Грановитой палате Московского Кремля Его Святейшеством был дан прием в честь Святейшего Католикоса Василия Мар Фомы Матфея III. Состоялись переговоры Предстоятелей Русской Православной Церкви и Маланкарской Церкви Индии. В тот же день индийская делегация отбыла в Санкт-Петербург. По прибытии в Северную столицу высокого гостя встречали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин , секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, руководитель епархиального протокольного отдела И.Н. Судоса, сотрудник протокольного отдела священник Вячеслав Завальный, духовенство Санкт-Петербургской митрополии . Местом пребывания Маланкарского Католикоса в Санкт-Петербурге стал Воскресенский Новодевичий женский монастырь, где делегация была гостеприимно встречена игуменией Софией (Силиной) и сестрами.

http://patriarchia.ru/db/text/6058686.ht...

После подписания Акта Святейший Патриарх, митрополит Лавр и Президент России обратились к присутствующим в храме, среди которых находились многочисленные клирики и миряне Русской Зарубежной Церкви из Австралии, Германии, Канады, Новой Зеландии, США, Франции, Швейцарии и других стран. За последовавшей затем Божественной литургией Святейшему Патриарху сослужили   члены Священного Синода Русской Православной Церкви; архиереи Русской  Зарубежной Церкви, архиереи — члены Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. После Божественной литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх открыл выставку «Русская Православная Церковь в XX-XXI веках» , приуроченную к подписанию Акта о каноническом общении. Торжества завершились Патриаршим приемом в трапезных палатах Храма Христа Спасителя. 19 мая 2007 года Святейший Патриарх совершил освящение храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне и Божественную литургию в сослужении собора иерархов, в том числе архиереев Русской Зарубежной Церкви, а также представителей Поместных Православных Церквей. В тот же день по приглашению Президента В.В. Путина в Грановитой Палате Московского Кремля по случаю подписания Акта о каноническом общении состоялся торжественный прием, в котором приняли участие Святейший Патриарх Алексий и члены Священного Синода, Преосвященный митрополит Лавр и члены Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, а также иерархи, клирики и миряне Русской Православной Церкви, представители государственной власти. 20 мая 2007 года иерархи и клирики Русской Зарубежной Церкви сослужили Святейшему Патриарху в Успенском соборе Московского Кремля. 21 мая 2007 года Преосвященный митрополит Лавр отбыл из Москвы с паломнической поездкой по городам России и Украины. В частности, 23-25 мая председатель Архиерейского  Синода Русской Зарубежной Церкви посетил Курск и Киев. 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и Преосвященный митрополит Лавр совершили Божественную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Затем Преосвященный митрополит Лавр посетил Почаевскую Успенскую Лавру.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205505...

12713. Л. 3-7). В 1671-1673 гг. иконописцы Троице-Сергиева монастыря написали 12 икон по указу царя, однако некоторые пришлось переписать из-за ошибок в иконографии и не удовлетворившего заказчиков стиля письма (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 1. Ч. 9. 12829). В сент. 1657 г. Нифонт К. вместе с Симоном Ушаковым и нек-рыми царскими кормовыми иконописцами выполнил стенопись «на дорогах у внешних сторон на церкви» на патриаршем дворе (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 43. Л. 82 об., 83 об.). В 1666 г. он «был у стенного письма» в ц. Нерукотворного образа Спасителя во дворце и в Оружейной палате (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 8. 10629). Семен К. летом 1660 г. в составе иконописной артели во главе с Иваном Филатьевым «чинил стенное письмо» в Успенском соборе (Там же. Ч. 6. 7001). В кон. 60-х гг. XVII в. он участвовал в росписи некоторых зданий Московского Кремля, напр. «подзоров и рези около Грановитой палаты» (Там же. Ч. 8. 11162). Последнее упоминание о нем относится к 1679 г., когда он писал иконы для Покровского собора в с. Измайлове ( Забелин. 1894. С. 173). Федор московский кормовой иконописец 2-й статьи, упоминается в 1677-1680 гг. Он много работал для домовых церквей Теремного дворца Московского Кремля: в числе др. иконописцев «был у письма» «Распятия, пророков и ангелов к жертвеннику» в ц. Нерукотворного образа Спасителя (апр. 1677; РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 11б. Т. 3. 16641) и участвовал в ее стенописи (1679); писал иконы праотцев в ц. прмц. Евдокии, а затем «икону стихиры Евангельския да в кругах 12 икон праотеческих» для той же церкви (1678; Там же. Ч. 12. Т. 1. 16932; Ч. 33. 959. Л. 363 об.); олифил иконы для ц. Воскресения Христова (1678; вместе с Исайей Ананьиным и Петром Фёдоровым - Извеков Н. Д., прот. Церковь во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912. С. 6); писал Деисус, праздники и местные иконы для ц. св. Иоанна Белградского. Летом 1680 г. иконописец «был у стенного письма над задными дверьми» в московском Успенском соборе (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/1841700.html

«Иконы» Ивана IV Действительно, до нас дошло несколько иконографических изображений Ивана Грозного, причем на некоторых из них Царь изображен с нимбом. Это – фреска Царя Иоанна в Грановитой палате Московского Кремля (Х I Х в. по образцу XVI в.), «Моление Царя Иоанна Грозного с сыновьями Феодором и Димитрием перед иконой Владимирской Божией Матери» (XVI в.), фреска «Царь Иоанн» в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря ( XIX в. по образцу XVII в). Кроме того, существует изображение с нимбом великого князя Василия III, отца Иоанна Грозного, на иконе св. Василия Парийского (XVI век, собрание Государственного исторического музея). Между тем, эти изображения никак не свидетельствуют о почитании царя Ивана или великого князя Василия в лике святых. В Византии изображали с нимбом всех Императоров и Патриархов, причем многие из них со временем были отдельно прославлены Церковью, некоторые были признаны еретиками, а об иных не было сделано никаких определений церковной власти. На Руси, следуя византийской традиции, изображали с нимбами всех крещеных Великих Князей. В качестве примера можно привести фрески в Архангельском соборе Московского Кремля с изображением князей из династии Рюриковичей, а также рисунки из «Царского Титулярника» 1672 года, напечатанные в издании « Н.И.Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» 3 . Изображенные с нимбом, но не прославленные Церковью патриархи, цари и князья могли относиться к разряду почитаемых усопших, но никак не святых, даже местночтимых (как мы увидим дальше, почитаемые усопшие и местночтимые святые – это далеко не одно и то же). На их изображениях сделаны надписи: «Великий князь…», «Царь Иоанн», «Благоверный князь…», «Благоверный и Христолюбивый, Богом венчанный Великий Государь и Царь…». Слово «святой» отсутствует. Иконописец руководствовался каноном и точно знал, какая надпись полагается каждому изображаемому лицу. C вятцы Коряжемского монастыря Действительно, существуют подлинные «Святцы Коряжемского монастыря», в которых сказано: «Июня 10 – обретение святого телеси великомученика царя Иоанна».

http://pravmir.ru/byl-li-car-ivan-grozny...

Несмотря на то, что и после смерти Димитрия Донского Золотая Орда продолжала совершать набеги на Русь, именно его стратегия правления и его воинские победы стали переломными в многовековой истории взаимотношений с Ордой. Кроме того в эпоху Димитрия Донского в Москве построили величественный Кремль — тогда он был белокаменным. А еще монастыри-крепости — Симонов и Андроников. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 год. Его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля. Димитрий Донской — икона До наших дней дошли одни из первых иконографические изображений великого князя Димитрия Донского. Это лик святого на фресках в Архангельском соборе и в Грановитой палате Московского Кремля. Существует интересная икона — «Явление иконы святителя Николая Димитрию Донскому на реке Угреше». До наших дней дошло описание XIX века хоругви, которая является самым древним изображением этой иконографии: «На хоругви написан образ святителя Николая Чудотворца, перед которым изображен в молении великий князь Дмитрий Донской со своими боярами, вдали видна ставка». В основе иконографии «Явления иконы святителя Николая Димитрию Донскому на реке Угреше» — историческое событие, которое произошло с великим князем по дороге на Куликово поле в августе 1380 года. Войско держало путь вдоль реки Москвы, чтобы предотвратить готовящийся набег хана Мамая на Русь, и сделало остановку в 15 верстах от Москвы. Ночью перед будущим святым появилась в сиянии икона святителя Николая Чудотворца. Димитрий Донской вместе с другими воинами молились перед образом. И икона сошла с высоты в прямо в руки князя, он благоговейно поцеловал ее и воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» («Это все согрело сердце мое!»). С той поры место явления чудотворной иконы стало называться Угреша, сейчас территориально это городок Дзержинский Московской области. Димитрий Донской — молитва святому Тропарь благоверному князю Димитрию Донскому Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися даровати нам велию милость. Кондак благоверному князю Димитрию Донскому

http://foma.ru/dimitrij-donskoj.html

Русская Православная Церковь прославила Царя Иоанна Васильевича Грозного в лике святых. Причём, не через много лет после его мученической кончины от отравления врагами, когда настоящая правда о его державном правлении могла стереться из памяти народной, а прославила почти сразу - через несколько десятилетий. До наших дней сохранились иконописные изображения святого Царя Иоанна на Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы (XVI в.) в Благовещенском соборе московского Кремля и на мозаичной иконе XVI века в Грановитой палате Кремля. Изображен святой Царь Иоанн с нимбом и надписанием и в Спасо-Преображенском соборе Ново-Спасского монастыря Москвы (XVII в.) Каждый может в этом лично убедиться. Не раз уже отмечалось, что документально доказывают святость Царя Иоанна Грозного святцы Коряжемского Николаевского мужского монастыря Вологодской губернии Сольвычегодского уезда (XVII в.), хранящиеся в архивах Российской государственной библиотеки. Эти святцы содержат запись за 10 июня от 1624 года: «Обретение святого телеси великомученика Царя Иоанна» . В I томе Полного месяцеслова Востока архиепископа Владимирского Сергия (Спасского) библиотеки В.М. Ундольского за 1621 год записано: «Июня 10-го обретены телеси Царя Иоанна» . Русские люди на протяжении двух с половиной веков молились Царю Иоанну как святому. Известный церковный историк, профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский (1834-1912) в своем фундаментальном труде «История канонизации святых в Русской Церкви» отмечает, что речь идет именно о мощах Царя Иоанна Васильевича Грозного, а также констатирует почитание его в лике местночтимых святых, «почитание которых прекратилось по какой-либо причине». Сегодня святой Царь-мученик Иоанн Васильевич вместе со священномучеником Патриархом Ермогеном и святыми Царственными Мучениками - Государем Николаем II Александровичем, Царицей Александрой Феодоровной и их чадами являются главными молитвенниками и предстателями за Землю Русскую и Русский Народ. Если бы люди знали, с какой любовью и состраданием эти святые смотрят на наши скорби и наши немощи, то со многими слезами обращались бы к ним! В ответ получали бы несказанную благодатную помощь Свыше и ощущения небесной радости, помогающие преодолевать все земные тяготы. К величайшему сожалению, даже в церковной среде об этом почти не задумываются, а ведь от нашего искреннего молитвенного обращения к этим угодникам Божиим могут к лучшему измениться судьбы России и каждого из нас...

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/26/eg...

Первой появилась Ильинская (Воробьевская) слобода. С 1816 года купец А.А.Лепетов, торговец миткалем и бумажной пряжей, начал скупать земельные участки у помещицы Е.И.Барсуковой, владевшей деревней Воробьево, а через четыре года выстроил дом. Впоследствии здесь возникли ситцевые фабрики купцов А.В.Бабурина и Д.И.Спиридонова, а также склады для пряжи шуйских купцов Киселевых. В 1838 году в центре слободы была заложена, а в феврале 1842 года освящена Ильинская церковь, которая строилась на средства А.А.Лепетова. Здание является типичным памятником классицизма, северный и южный фасады оформлены четырехколонными портиками. Центральный объем храма слагается из куба основания и венчающего цилиндра, завершенного пятиглавием. С западной стороны к церкви примыкает колокольня, цилиндрическая же в верхнем ярусе. В 1840 году фабрикант И.Н.Гарелин женился на дочери А.А.Лепетова - Анне и к 1866 году все владения Лепетова, а также Бабурина и Киселева перешли в собственность И.Н.Гарелина, а затем его сыновей. В 1893 году на средства А.И.Гарелина по проекту московского архитектора А.С.Каминского была проведена внутренняя реконструкция церкви. При этом разделенные стеной летнюю и зимнюю половины храма соединили в единое помещение. В приделах Рождества Богородицы и Сорока мучеников Севастийских установили новые иконостасы, изготовленные по рисункам А.С.Каминского. Настенную живопись выполнили знаменитые палехские художники Белоусовы, которые, как известно, обновляли живопись в Грановитой палате Московского Кремля. Достопримечательностью храма считалась чтимая икона Казанской Божьей Матери в жемчужном окладе. 29 августа 1935 года облисполком принял решение о закрытии Ильинской церкви так как " община верующих в течение ряда лет содержит молитвенное здание в бесхозяйственном состоянии и не выполняет распоряжения горсовета о производстве необходимого текущего и капитального ремонта " . Объяснения верующих о невозможности приобретения дефицитных тогда строительных материалов и их жалобы на придирки со стороны горсовета во внимание не приняли. Действительной причиной закрытия храма было ходатайство областного архивного управления о " передаче здания указанной церкви под архивохранилище " . В конце 1937 года в храме устроили стеллажи для хранения архивных документов. В 1942 году община верующих обращалась в облисполком с просьбой передать им Ильинскую церковь. Однако ее открыли только в 1989 году. Сейчас в церкви проведена реставрация, воссоздается настенная живопись и внутреннее убранство.

http://sobory.ru/article/?object=08239

Внутренняя смута в соседней державе давала Московскому государству реальный шанс как минимум вернуть утраченное. Однако царь не спешил с принятием решения. К моменту созыва Переяславской Рады Богдан Хмельницкий и его казаки успели одержать ряд славных побед и потерпеть ряд тяжелейших поражений. Шесть лет войны значительно исчерпали силы сторон. В то же время Хмельницкий буквально с первых же шагов восстания вступил в переписку с московским царем Алексеем Михайловичем Романовым, установив с российским правительством регулярные дипломатические контакты. Уже Иван III в сношениях с Литвой апеллировал к тому, что контролируемые ею древнерусские города являются его «вотчиной», т.е. наследственным владением как государя из династии Рюрика. Затем те же права на древнерусское наследие активно заявлял Иван IV Грозный. Именно к этим представлениям о том, что под «всей Русью» следует понимать все земли, входившие некогда в Киевскую державу, апеллировал в своих обращениях Богдан Хмельницкий. Параллельно казаки, начавшие свое восстание в союзе с Крымским ханом, вассалом Османской империи, вступили в переговоры с турками. Складывается впечатление, что Богдан Хмельницкий вел эти переговоры демонстративно, нисколько не таясь, в расчете подтолкнуть Москву к принятию окончательного решения. Расчет оправдался. «Приняти под свою государскую высокую руку» Только в 1653 г. Россия начала реальную подготовку к войне с Речью Посполитой, а в конце года был созван Земский собор, призванный санкционировать такую войну, определить ее причины и цели. Собор заседал в Грановитой палате московского Кремля. В нем приняли участие: «великий государь святейший Никон, патриарх московский и всеа Русии, митрополит Крутицкой Селивестр, митрополит сербский Михайло, архимандриты и игумны со всем освященным собором, бояре, окольничие, думные люди, стольники и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и дворяне з городов, и дети боярские, гости и гостиные и суконные сотни и черных сотен, и дворцовых слобод, торговые и иных всяких чинов люди и стрельцы».

http://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/22/by...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010