Патриаршее слово на торжественном приеме в Грановитой палате Кремля 20 мая 2007 г. 12:32 Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Москва на торжественном приеме в Кремле 19 мая по случаю подписания Акта о каноническом общении . Ваше Превосходительство, многоуважаемый Владимир Владимирович ! Дорогие архипастыри, отцы, братья! Сегодня в сослужении иерархов нашей единой Церкви, отечественных и зарубежных, мы освятили храм Воскресения Христова и Новомучеников Российских в Бутове . Ушло в прошлое время гонений. На Русской Голгофе, где были расстреляны десятки тысяч невинных жертв, возведен величественный храм. Возлюбленное Отечество возрождается. Исцеляются раны, превозмогается унаследованное со времен революции разделение в обществе. Восстановленное в эти дни церковное единство позволит нам вместе трудиться ради того, чтобы традиционные для нашей Родины духовные ценности были основой ее творческого развития. И заграничная часть нашего церковного народа, общения с которой мы долгое время были лишены, примет полноправное участие в созидании России. Уважаемый господин Президент! Совершая нынешнее церковное торжество, мы вспоминаем Вашу встречу с митрополитом Лавром осенью 2003 года. Тогда Вы впервые пригласили Владыку Лавра приехать в Россию и передали также Наше приглашение. Знаем от зарубежных собратьев, что эта встреча была особенно важной, оставила большой след в сердцах. И мы сегодня от души благодарим Вас за этот Ваш личный вклад в дело восстановления церковного единства. Верю, что доброе соработничество всех нас в духовном воспитании, в укреплении исторической памяти русского народа будет способствовать процветанию нашего Отечества. Я хочу от души поблагодарить Вас, господин Президент, за этот замечательный прием, который Вы даете в Грановитой палате Московского Кремля, где со стен на нас взирают те, которые созидали Русь, которые посвятили ей свои жизни. Мы желаем Вам помощи Божией в Вашем высоком служении Отечеству и народу. Дай Бог Вам сил и мужества. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/245854.htm...

Патриаршее послание по случаю 500-летия Архангельского собора 21 листопада 2008 р. 18:56 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветственное послание присутствующим на торжественном приеме по случаю 500-летия Архангельского собора в Грановитой палате Московского Кремля. Генеральному директору ФГУП «Музеи Московского Кремля» Е.Ю. Гагариной Многоуважаемая Елена Юрьевна! Уважаемые сотрудники музеев Московского Кремля! Дорогие гости настоящего торжества! Сердечно приветствую всех Вас, собравшихся ныне в Грановитой палате Большого Кремлевского дворца для участия в торжественном праздновании знаменательной даты 500-летия Архангельского собора Московского Кремля. В XIV веке с началом собирания русских земель московский князь Иван Калита возвел в благодарность за избавление Руси от голода каменный храм, который стал домовым храмом великих князей и московских царей. Под его сводами совершались важные события государственной и церковной жизни. В нем молились перед военными походами и служили благодарственные молебны по их завершении. Многие века собор являлся местом упокоения великих князей и княгинь, царей и цариц земли Русской. При великом князе Иване III собор, пришедший в ветхость, был перестроен и стал, поистине, одной из жемчужин средневекового зодчества. «Церковь святого Михаила на площади», как в старину называли Архангельский собор, сформировала вместе с Успенским собором и колокольней Ивана Великого единый неповторимый архитектурный ансамбль соборной площади. В этот день, когда Православная Церковь совершает празднование в честь святого архистратига Божиего Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, хотелось бы выразить слова благодарности руководству музея Московского Кремля за тот труд, с которым Вы и Ваши сотрудники бережно и с любовью осуществляете свою работу по сохранению наших исторических и духовных ценностей. Благодаря Вашей созидательной работе мы имеем возможность совершить настоящее празднование юбилея Архангельского собора. Еще раз поздравляя всех вас со знаменательным юбилеем, молитвенно желаю всем участникам настоящего торжества крепости душевных и телесных сил, благочестивой ревности по вере и неоскудевающей помощи от Христа Спасителя, Пречистой Богоматери и всех Небесных Сил бесплотных. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208574...

В мае 1597 г. И. вернулся в Соловецкий мон-рь и был избран настоятелем. Возможно, в помощь ему из Свияжска на Соловки прислали Авраамия (Палицына), назначенного келарем. В этот период И., по всей видимости, совершал частые поездки в Новгород и в Москву и не мог в полном объеме исполнять обязанности игумена. И. поставил подпись на утвержденной грамоте Земского собора 1598 г. об избрании на царство Бориса Годунова (ААЭ. Т. 2. С. 42, 7); в б-ке И. имелся список чина венчания на царство Бориса Годунова (РНБ. Солов. 1184/1294). После кончины Новгородского митр. Варлаама († 15 апр. 1601) Новгородская кафедра не замещалась до 1603 г. Современники писали об инициативе царя Бориса Феодоровича в поставлении И. Новгородским митрополитом (НовгорЛет. С. 150). 6 февр. 1603 г. Московский патриарх св. Иов с Собором епископов в Успенском соборе Московского Кремля совершил архиерейскую хиротонию И. 24 марта И. прибыл в Новгород и вскоре был вовлечен в события Смутного времени . В 1604 г. И., как и др. иерархи, рассылал в мон-ри епархии грамоты с разоблачением Лжедмитрия I и с призывом молиться о победе царя Бориса Феодоровича над самозванцем; сохранилась грамота митрополита в Соловецкий монастырь (ААЭ. Т. 2. С. 81-84, 29). После смерти Бориса Годунова († 13 апр. 1605) И. стремился обеспечить передачу власти юному Феодору Борисовичу . По благословению патриарха Иова в апр. 1605 г. И. направился под Кромы к войску, сражавшемуся против Лжедмитрия I, для принятия совместно с П. Ф. Басмановым присяги Феодору Борисовичу. Духовенство и бояре. Фрагмент картины «Прием польских послов Лжедмитрием I 13 мая 1606 г. в Грановитой палате Московского Кремля» (Венгерский национальный музей исторической живописи. Будапешт) Духовенство и бояре. Фрагмент картины «Прием польских послов Лжедмитрием I 13 мая 1606 г. в Грановитой палате Московского Кремля» (Венгерский национальный музей исторической живописи. Будапешт) После занятия Лжедмитрием I Москвы И. подчинился новому правителю. В отсутствие изгнанного с кафедры патриарха И. участвовал в венчании самозванца на царство. Из новгородского Софийского собора И. изъял Служебник с поминанием рода Годуновых и поминал «царя Димитрия» и его мать Марию. Вероятно, И. участвовал в поставлении на Патриарший престол избранного Лжедмитрием I нового предстоятеля Русской Церкви - бывш. Рязанского архиеп. грека Игнатия , входил в действовавший при нем Освященный собор. Во время споров 1606 г. о бракосочетании Лжедмитрия I и Марины Мнишек И. поддержал Игнатия, считавшего, что католичка Марина присоединилась к правосл. Церкви после совершения над ней во время коронования таинства Миропомазания (Казанский митр. сщмч. Ермоген ; впосл. патриарх Московский и всея Руси, настаивал на повторном крещении Марины как на условии ее брака с Лжедмитрием). Новгородский митрополит участвовал в венчании Лжедмитрия и Марины.

http://pravenc.ru/text/2001546.html

Праздничное богослужение в день престольного праздника положило начало торжествам по случаю 500-летия Архангельского собора Московского Кремля 21 ноября 2008 г. 13:46 21 ноября, в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных , в Архангельском соборе Московского Кремля архиепископ Орехово-Зуевский Алексий в сослужении московского духовенства совершил Божественную литургию. Праздничное богослужение в день престольного праздника положило начало торжествам по случаю 500-летия древнего кремлевского собора. Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, обратившись к верующим, поздравил собравшихся с праздником, подчеркнув, что у каждого христианина сегодня день ангела, так как при Крещении Господь дает каждому человеку ангела-хранителя. В интервью журналистам после богослужения владыка Алексий поблагодарил сотрудников музеев Московского Кремля за их деятельность, которую он сравнил с миссионерским служением. «Музей совершает здесь свое миссионерское служение — москвичи и гости столицы, посещающие собор, приобщаются к русскому искусству и православной культуре», — отметил владыка. «Здесь происходили значимые события как для Церкви, так и для государства», — подчеркнул архиепископ Алексий. В свою очередь, генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина сообщила, что в южной пристройке Архангельского собора планируется открыть экспозицию, посвященную истории разрушенного после революции Вознесенского монастыря и захоронениям цариц и великих княгинь, которые там находились, сообщает ИТАР-ТАСС . Собор — в традициях русского храмового зодчества, с пятиглавием — был возведен в 1505-1509 годах архитектором Алевизом Новым, одним из итальянских мастеров, приехавших по приглашению московского великого князя строить кирпичный Кремль. Росписи делали лучшие русские мастера. Сохранились ранние фрески, написанные еще при Иване Грозном. Архангельский собор был усыпальницей московской правящей династии вплоть до конца XVII века, когда столица государства была перенесена в Санкт-Петербург. В некрополе храма покоятся останки великих князей и царей Ивана Калиты, Ивана Грозного, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и других — всего 54 захоронения. В 1917 году Архангельский собор был поврежден при обстреле Кремля. В 1929 году при сносе Вознесенского монастыря в нижнюю часть собора перенесли останки цариц и великих княжон. Там же хранятся великие православные святыни — мощи святого князя Дмитрия Донского, Михаила Черниговского, царевича Димитрия Угличского. В этом году в северной части собора воссоздана небольшая церковь мученика Уара, куда были перенесены мощи преподобной Евфросинии , супруги св. кн. Димитрия Донского великой княгини Евдокии Московской, канонизированной в XIX веке. Сегодня вечером в Грановитой палате Московского Кремля состоится торжественный прием по случаю 500-летия Архангельского собора . Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/491600.htm...

Позже уже в одном из очередных паломничеств в Псковские Печеры нечто подобное по эмоциональности я слышал и от некоторых местных монахов в связи с легендой об убиении Царем Преподобного Корнилия. Но личное почтение к Царю, убежденность в том, что во многом Он был оклеветан, у меня уже не умалялись, а с годами только возрастали… Из чтения в ленинке «Полного Месяцеслова Востока» Владыки Сергия (Спасского) я уже знал, что в Коряжемских Святцах XVII столетия Царь Иоанн почитался как Святой. Знал и то, что Его изображение с нимбом есть в Грановитой палате Кремля и в хранилище ГИМа (фреска из Новоспасского монастыря), и хотя я знал, что такого рода местночтимым Святым служатся панихиды, всё же уже в начале девяностых нет-нет да и дерзал иногда обращаться к Царю Иоанну с молитвой. Фреска в Грановитой палате Московского Кремля. Середина XIX столетия Уже именно с такой точки зрения я знакомился с научно-популярной книжкой В.Б. Кобрина «Иван Грозный», вышедшей в 1989 году, и она побудила меня к ретроспективному чтению книг Р.Г. Скрынникова, А.А. Зимина, С.О. Шмидта. Тогда мне стал понятнее либеральный пафос горбачевского периода и начальной поры ельциннизма, как и то, что идеология «перестройки» и «реформ» готовилась исподволь задолго до их практического осуществления, в том числе и с помощью историков. Главная цель такой идеологии заключалась в возбуждении в значительных слоях нашего населения, преимущественно городского, неприязни и даже ненависти к собственной стране, к многовековой истории собственного народа, чтобы массой снизу пополнить армию разрушителей Отечества. И, как теперь хорошо известно, такая идеологическая задача была успешно разрешена. Конечно, знакомый с идеологическими технологиями ещё со студенчества на журфаке, в то время я понимал, что создание современной идеологии духовного возрождения Отечества, которая могла бы достойно противостоять идеологии шествия разрушителей, задача многотрудная и многолетняя. Но уже в самом начале девяностых годов мои пишущие соратники и в некоторой степени я сам стали предпринимать усилия для публичного разрушения клеветы о Царе Иоанне.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/08/...

Старица. Старицкий Успенский мужской монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Среди построек Свято-Успенского монастыря видное место занимает Введенская церковь с обширной трапезной, построенная по указанию Ивана Грозного в 1570 г. И тут можно обнаружить сходство с московской архитектурой. Своды трапезной опираются на мощный квадратный столб - как в Грановитой палате. Над тёплой церковью, примыкающей к трапезному залу, возвышается шатёр. А внизу располагаются помещения, которые использовались для хозяйственных нужд. Введенская церковь позднее достраивалась: с северной стороны к ней пристроили паперть, а с юга палату, где располагалась монастырская ризница. До недавнего времени в Введенской церкви располагался Старицкий краеведческий музей. Экспонаты для него стал собирать в 1919 г. Евгений Клодт, которому удалось раздобыть уникальные коллекции монет, живописи, оружия... Экспозиция получилась настолько яркой и примечательной, что ешё до войны Старицкий музей был внесён в каталог «Музеи мира», который увидел свет в Лейпциге. Еще одним из значительных сооружений Старицкого монастыря является трапезная палата с церковью Введения Богоматери. Церковь с келарской была построена по заказу Ивана Грозного предположительно к 1570 году. Монастырская трапезная впервые фиксируется описью 1607 года. Это каменное здание, где собственно «трапезою» является большой одностолпный зал второго яруса. К нему с востока примыкают два меньших по размерам квадратных в плане помещения: церковь «Введение Пречистыя Богородицы» и келарская. Под восточнойтретью здания (храмом и келарской) фиксируется «хлебгя», а под хлебней «погреб камен». «На верху трапезы» (на чердаке) в начале XVII века находилось «сушило каменное». В 1802 году с севера к церкви была пристроена паперть, а еще позже с южной стороны - палата для монастырской ризницы. У восточного торца паперти устроена деревянная лестница, ведущая на второй этаж. Во второй половине XIX века трапезная была обращена в церковь, а в келарской устроен придел во имя Арсения Тверского. В 1894 году Введенская церковь изнутри была украшена живописью, деревянные полы окрашены масляной краской. В это время под церковью вместо погреба помещались хлебные амбары. Особенностью сводов трапезной Старицкого монастыря является то, что участки коробовых сводов между распалубками изогнуты еще и по длине свода. Такая же конструкция была применена и в Грановитой палате Московского Кремля. Трапезный храм Успенского монастыря - наиболее законченый пример подобного рода сооружений - трапезных, распространенных в монастырях XVI столетия. В период немецкой оккупации церковь горела и до 1950 года стояла без кровли, что привело к аварийному состоянию сводов.

http://sobory.ru/article/?object=05519

Начата реставрация Грановитой палаты Новгородского кремля 14 апреля 2006 г. 12:35 В Великом Новгороде начаты работы по реставрации Грановитой палаты Новгородского кремля — самого древнего русского памятника гражданской архитектуры. Как сообщили 14 апреля в пресс-центре мэрии Великого Новгорода, исполнителем реставрационных работа станет группа специалистов Центрального научного реставрационно-производственного центра (Москва). На время реставрационных работ, имеющих национальную значимость, действующая в Грановитой палате экспозиция декоративно-прикладного и ювелирного искусства XI-XIX веков будет по-прежнему открыта для новгородцев и гостей города, но рассматриваются варианты ее временного перемещения в выставочный зал Музея изобразительных искусств. Планируется, что основные реставрационные мероприятия будут завершены к 1150-летию Великого Новгорода, которое отмечается в 2009 году. Владычная или Грановитая палата Новгородского кремля — одно из зданий некогда большого комплекса сооружений средневекового Владычного двора. Точная дата ее постройки не определена, но в летописи она впервые упоминается в 1433 году. Строительные работы осуществлялись повелением архиепископа Евфимия в 30-е годы XV века, о чем свидетельствуют упоминания в хрониках. Изображение палаты, иноземных мастеров-строителей сохранилось на летописной миниатюре XVI века. Предполагают, что в парадном зале прозвучали слова указа московского Великого князя Ивана III 1478 года о присоединении новгородских земель к Москве. Возможно, в январе 1570 года в одном из помещений палаты Иван Грозный устроил «кровавый пир». В 1822 году зал верхнего этажа стал церковью, освященной в честь новгородского архиепископа Иоанна. Церковь была упразднена после 1917 году. Название палаты«грановитая» — появилось в публикациях в I половине XIX века из-за особенностей декоративного оформления сводов готическими нервюрами — «гранями». В 1930-е годы в главном зале была открыта выставка о реставрации новгородских памятников. В период оккупации Новгорода, во время Второй мировой войны под сводами верхнего этажа устроили ресторан и казино для немецких офицеров. В 1958 году здесь разместилась постоянно действующая экспозиция «Декоративно-прикладное и ювелирное искусство XI-XIX вв.». ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/104997.htm...

Святейший Патриарх Алексий и Митрополит Лавр посетили торжественный прием в Кремле, посвященный подписанию Акта о каноническом общении Москва, 19 мая 2007 г. Торжественный прием по случаю подписания Акта о каноническом общении состоялся в Кремле по приглашению Президента России Владимира Путина, сообщает п ресс-служба Московской Патриархии . Фото: Патриархия.Ru В приеме приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, постоянные члены Священного Синода: митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, Кишиневский и всея Молдовы Владимир, временные члены Синода: митрополит Рижский и всея Латвии Александр, епископы Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Саратовский и Вольский Лонгин, Якутский и Ленский Зосима, а также члены комиссий — архиепископ Корсунский Иннокентий и епископ Верейский Евгений. Со стороны Русской Зарубежной Церкви участвовали Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Лавр, архиепископы Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион, Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, епископы Домодедовский Евтихий, Женевский и Западно-Европейский Михаил, Штутгартский Агапит, Кливлендский Петр. Также в приеме приняли участие первый вице-премьер Дмитрий Медведев, глава Администрации Президента РФ Сергей Собянин, министр массовых коммуникаций и культуры РФ Александр Соколов, духовенство РПЦ и РПЦЗ. Приветствуя гостей, президент Путин отметил важность отношений и сотрудничества, сложившихся у Церкви и государства. Святейший Патриарх Алексий в своем слове отметил, что воссоединение Русской Церкви произошло во многом благодаря личному вкладу Президента, который в 2003 году встретился с Митрополитом Лавром и членами Архиерейского Синода РПЦЗ. Он поблагодарил В.В. Путина за прием, устроенный в Грановитой палате Московского Кремля. «Со стен Грановитой палаты на нас взирают наши предки, которые посвятили служению Отечеству свои жизни, – сказал, в частности, Святейший Патриарх Алексий. – Я желаю Вам, глубокоуважаемый Президент, многой помощи Божией в Вашем служении Отечеству и народу России на многая и благая лета».

http://pravoslavie.ru/22185.html

Т. н. исторический портрет И. Д. находится в стенописи 1652-1666 гг. Архангельского собора Московского Кремля (иконография восходит к программе росписи, созданной в 1564-1565, при Иоанне IV) у места погребения вел. князя, около юж. входа (см.: Там же. С. 172). Он показан фронтально в рост, правая рука находится на уровне груди, левая - отведена в сторону, ладони раскрыты вовне; борода средней длины и вьющиеся волосы. На И. Д. княжеское одеяние: голубой кафтан с золотым поясом, красная шуба и золотые сапоги; он без головного убора. Вел. кн. Иоанн Данилович. Портрет из «Царского Титулярника». 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3) Вел. кн. Иоанн Данилович. Портрет из «Царского Титулярника». 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3) Изображение И. Д. находилось в Грановитой палате Московского Кремля после возобновления ее стенописи в 1668 г. Симоном Ушаковым. Согласно составленной им подробной описи сюжетов, «во всех окнах полаты в откосах были написаны в каждом окне по два изображения великих князей и государей Московского колена, начиная с в. к. Ярослава 1-го... в том числе в окнах по сторонам царского места... слева - Данило Александрович и Иван Калита» ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 2000р. Ч. 1. С. 184). Сохранившаяся живопись была выполнена в 1882 г., при имп. Александре III, палехскими иконописцами Белоусовыми в соответствии с описью Ушакова. В правой части вост. стены изображены сцены из легендарной истории Рюриковичей и образы рус. князей. И. Д. представлен в рост, средовеком, в легком повороте влево. На нем желтый кафтан и зеленый плащ с меховым коричневым воротником, на ногах коричневые сапоги, головной убор отсутствует, вокруг головы нимб. У И. Д. длинная, до груди, прямая борода, вьющиеся крупными локонами волосы, большие карие глаза под широкими бровями. В правой, отведенной в сторону руке - скипетр, в левой - держава. Над головой надпись в 2 строки: «Благоверный царь и великий князь Иоанн Даниилович Калита» ( Насибова А. С. Грановитая палата Московского Кремля: [Альбом]. Л., 1978. С. 72).

http://pravenc.ru/text/469776.html

В Архангельском соборе Московского Кремля над захоронением И. В. помещен его «исторический портрет» (роспись 1652-1666 гг., создана на основе иконографической программы 1564-1565 гг.; см.: Сизов Е. С. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1976. Вып. 2. С. 68. Ил. 3). Вел. князь изображен фронтально в рост, в княжеском одеянии: в кафтане с золотым поясом, в накинутой на плечи шубе, без головного убора. Имеет облик средовека с бородой средней длины и вьющимися волосами, вокруг головы нимб, как и у др. изображенных князей. Рядом с И. В. представлен его сын вел. кн. Василий III, похороненный здесь же. Вел. кн. Иоанн III и царь Иоанн IV. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Вел. кн. Иоанн III и царь Иоанн IV. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Портрет И. В. есть в Царском Титулярнике 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III; см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. 24), а также в его копиях нач. 70-х XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440; ГЭ. 28/78172; ГИМ. Муз. 4047; РНБ. F.IV.764). И. В. представлен оплечно, вполоборота вправо, пожилым мужчиной. У него большие глаза, тонкий прямой нос, вьющиеся кольцами волосы средней длины и прямая борода до груди, вокруг головы нимб. На И. В. богатая княжеская одежда: видны верхняя часть кафтана и меховой ворот шубы. Изображение заключено в овальный медальон, окруженный растительным орнаментом. По обе стороны головы надпись: «Великий кнзь иоа[н] васи[ль]евичь». Согласно описи Симона Ушакова 1672 г., изображение И. В. находилось в Грановитой палате Московского Кремля. Роспись была возобновлена в 1882 г., при имп. Александре III, палехскими иконописцами Белоусовыми. На юж. стене были помещены сцены, представляющие события рус. истории, на откосах окон - изображения рус. князей. Фигура И. В.- на откосе центрального окна юж. стены, напротив изображения его сына и преемника вел. кн. Василия III. И. В. представлен фронтально в рост, средовеком с короткой, раздвоенной книзу бородой, с вьющимися волосами с сильной проседью, брови сведены, подчеркнуты морщины на лбу. На нем темно-зеленый кафтан, синие штаны и коричневые сапоги, на плечи накинута золотая парчовая шуба с коричневым воротником. Изображен без головного убора, с нимбом; в левой руке - держава, в правой - скипетр. В верхней части композиции надпись: «Благоверный царь и великий князь Иоаннъ Василиевич государь и самодержецъ всея Великия России» ( Насибова А. С. Грановитая палата Московского Кремля: Альбом. Л., 1978. С. 81).

http://pravenc.ru/text/469780.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010