Фиораванти взял за образец Успенский собор во Владимире, древний крестово-купольный храм. Принципиальная новизна московского Успенского собора – то, что он выложен из небольших блоков белого камня, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками а крупные главы сближены. Гладь стен подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописцы отметили, что здание смотрится «как един камень». Круглые столпы внутри собора не заполняют собой пространство, а создают впечатление огромного дворцового зала. «Была же та церковь весьма удивительна величеством, и высотою, и светлостью, и пространством», - написано в летописи. В 1513-1515 годах собор впервые расписали. В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой. Артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила стенопись, которую мы можем видеть сегодня (в отреставрированном виде). А со старых росписей сняли «переводы». Архитектура и стенопись храма воссоздают образ космоса. На столпах - изображения мучеников. Своды символизируют небо. Как столпы несут своды, так и мученики своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь. В 1653 году создан иконостас собора по инициативе патриарха Никона. Шестьдесят девять икон иллюстрируют всю библейскую историю человечества. В 1812 году храм был разграблен и осквернён наполеоновской армией, но не разрушен. Успенский собор сегодня - один из музеев Московского Кремля. Чтобы посмотреть на него и зайти внутрь, нужно купить билет в одной из кремлевских касс или прийти на литургию.   Грановитая палата (1487 – 1491 гг.) Фото  www.wikipedia.org, shakko Приказ о постройке отдал великий князь Иван III. Проект здания принадлежит итальянским архитекторам Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, который отделан особой облицовкой – рустом. Руст получается, когда четырёхугольные, правильно сложенные камни плотно пригоняют один к другому, а переднюю их сторону оставляют неотесанной или отесывают грубо. Стена получается не гладкой, а «граненой». Что и видим в Грановитой палате. Руст характерен для итальянской архитектуры.

http://foma.ru/ne-sgorevshie-v-ogne.html

Не иначе происходил после посещения России большой делегацией следующий этап, выразившийся во Всезарубежном Соборе 2006 года. В состав Собора владыка Лавр, пользуясь правом Первоиерарха приглашать, призвал и ярых отрицателей, называвших дело воссоединения Русской Церкви «унией с Московской Патриархией». На Соборе он молчал, внимал и собирал в любящем сердце всех, включая противящихся. Вокруг него кипело творчество Всезарубежного Собора, и совершенно неизвестно было, чем же все это может кончиться – столь разные силы и устремления столкнулись здесь. Несомненно, что тогда для него все главное уже было решено. Но как оно будет выражаться и когда совершится – все это было им предоставлено исключительно Божией воле. И предстояло ему еще много перетерпеть боли, особенно «за други своя», за не принявших его путь. Мы не можем заглянуть в его сердце, хотя мы видели отблески, выражавшие его душу, вблизи. Наконец – подписание «Акта о каноническом общении» в храме Христа Спасителя. Прием в Грановитой палате Кремля. Освящение храма новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне, Божественная литургия в Успенском соборе. Будучи на самом высшем уровне, владыка оставался просто самим собой. Как и везде, что-то особое, невыразимое сопутствовало ему в этой его тихости, простоте и кротости, в его юморе и в удивительной внутренней, воздержной целенаправленности, в мягкой – всегда с учетом других – готовности делать, служить. Богослужение и молитва… Здесь приходилось встречать удивительную неутомимость. Наверное, просто потому, что это было средоточием его жизни. Владыка обогащался Богом в церковном общении и поэтому смог – ему даровано было – совершить то, что сняло преграды и установило общение. И Бог обогатил Свою Церковь этим человеком, столь открытым к нам и одновременно столь таинственным в послушании своем, проведя его перед нашими глазами Своим путем к его конечной, высшей цели. Возблагодарим же Бога за дарованный нам образ кроткого пастыря. Рейтинг: 10 Голосов: 18 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/5079.html

( < < back) Артемий (XVI в.) — Годы рождения и смерти, мирское имя, происхождение неизвестны. Короткое время был шуменом Троице–Сергиева монастыря. В1554 г. сослан в Соловецкий монастырь, бежал оттуда и появился в Литве с осужденным за ересь Феодосием Косым. Из литературного наследия сохранилось шестнадцать посланий, из которых пять относятся к московскому периоду его жизни, девять — к литовскому. Изд.: Послания старца Артемия XVI века//РИБ. СПб., 1878. Т. VI, кн. 1. ( < < back) Симон (Пимен) Федорович Ушаков (1626—1686) — русский живописец. В1648—1664 гг. работал в Серебряной и Золотой палатах, с 1644 г. — «жалованный иконописец» Оружейной палаты, руководитель ее иконописной мастерской. Писал иконы, парсуны (портреты), миниатюры, руководил росписями в Архангельском и Успенском соборах (1660 г.) и Грановитой палате (1668 г.) Московского Кремля, чертил географические карты, создавал рисунки для граверов и сам занимался офортами. В русской живописи выступил как художник–реформатор; используя традиционные иконографические схемы, стремился одновременно к светотеневой моделировке формы, к объемности ликов, добиваясь впечатления реальности («Троица», 1671, ГРМ; «Благовещение», 1673, ГТГ). Проблему жизненного правдоподобия произведений иконописи рассмотрел в трактате «Слово к люботщательному иконного писания» (ок. 1666). Изд.: Слово к люботщательному иконного писания//История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1. М., 1962. С. 455–460. ( < < back) Аввакум Петров (1620–1682) — протопоп, крупнейший деятель раннего старообрядчества, публицист, писатель. Как старообрядец много претерпел от церковных властей, подвергался гонениям, служил в различных церквах, где служба велась по старому обряду. С1653 г. возглавлял старообрядческую оппозицию никоновским церковным реформам; с этого же года начались почти тридцатилетние его скитания по тюрьмам и ссылкам, где он с семьей подвергался невероятным лишениям, оскорблениям, издевательствам и, наконец, в 1682 г. был сожжен в Пустозерске вместе со своими «соузниками» Лазарем, Епифанием и Федором «за великие на царский дом хулы». Автор более восьмидесяти сочинений самого разного жанра (послания, беседы, проповеди, толкования, челобитные и т. п.), среди которых самое значительное — автобиографическое «Житие». Оно написано ярким образным языком, в котором живая народная речь перемежается с образцами древнерусского красноречия в стиле «плетения словес». В автожитии Аввакума, как и в других его работах, нашло талантливое выражение самобытное православно–фольклорное миропонимание русского народа (в том числе и эстетического сознания), в котором сплавились воедино средневековое православное богословие и многие языческие народные представления, образы, лексика, обороты речи и т. п. Творчество Аввакума, пожалуй, наиболее адекватно отражает сложный, часто противоречивый духовный мир древнерусского человека. Изд.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М., 1960.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

Определение великого московского собора было послано в Соловецкий монастырь, но укрывавшиеся там мятежники отказались выполнить требования собора и прислали царю челобитную, чтобы оставаться монастырю на прежних порядках; когда эта челобитная была отвергнута, то решились на открытый бунт против правительства, так что надо было посылать войско для усмирения их. С 1668 по 1676 год тянулась осада Соловецкого монастыря и кончилась взятием его. Виновники бунта были наказаны, объявившие покорность Церкви и царю были прощены и оставлены в обители. Через шесть лет после этого возник раскольнический бунт в самой Москве. Здесь сторону раскольников приняли стрельцы под начальством князя Хованского. Огромная толпа раскольников явилась в Кремль, шумно требуя прения о вере. После долгих переговоров оно назначено было в Грановитой палате в присутствии правительницы Софии Алексеевны, патриарха и архиереев, в числе которых был и святитель Воронежский Митрофан. Раскольники с шумом и криком вошли в палату, расставили аналои и скамьи, положили на них образа и старые книги, зажгли перед образами свечи и подали царевне челобитную. Во время чтения челобитной расстриженный поп Никита-пустосвят (один из главных вождей раскола), для смелости сильно выпивший, начал кричать и дерзко поносить патриарха и весь священный собор. Холмогорский епископ Афанасий хотел воспретить расстриге. Никита в присутствии всех бросился на святителя и ударил его. Царевна София Алексеевна грозно крикнула на него, и только тогда он образумился. Патриарх Иоаким со слезами увещевал раскольников и указывал им на Евангелие, переписанное и исправленное с греческого святителем Алексием, в доказательство того, что можно и должно было сделать необходимые исправления в церковно-богослужебных книгах. Раскольники не хотели слушать и, подняв вверх руки с двумя сложенными перстами, кричали: «Вот так! Вот так!» Наконец их выпустили из палаты. Тогда они высыпали на площадь с криками: «Победили, победили!» Шли от Кремля до Яузы с пением, за Яузой вошли в одну из церквей, отслужили молебен и три часа звонили в колокола.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Архив Пн У стен Храма Христа Спасителя прошел концерт, посвященный 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 10 мая 2015 г. 18:43 10 мая 2015 года, по окончании  Литургии  в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл посетил концерт на площади перед Храмом Христа Спасителя, посвященный 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. На концерте присутствовали председатель  Отдела внешних церковных связей   митрополит Волоколамский Иларион , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии  епископ Воскресенский Савва , ключарь Храма Христа Спасителя  протоиерей Михаил Рязанцев , руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы В.В. Черников, президент благотворительного фонда «Лукойл» Н.Ю. Алекперова. Также в числе зрителей находились апостольский нунций в Российской Федерации  архиепископ Иван Юркович , Чрезвычайный и Полномочный Посол Австрийской Республики в РФ Эмиль Брикс, Чрезвычайный и Полномочный Посол Ирландии в РФ Оун О’Лири, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в РФ Бойко Коцев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Великого Герцогства Люксембург в РФ Пьер Ферринг, Чрезвычайный и Полномочный Посол Мексиканских Соединенных Штатов в РФ Рубен Бельтран, Чрезвычайный и Полномочный Посол Многонационального Государства Боливия в РФ Мария Луиса Рамос, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Южная Осетия в РФ Д.Н. Медоев, поверенная в делах Республики Колумбия в РФ Клаудиа Лилиана Самбрано. Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Московский синодальный хор и Академический хор МГУ имени М.В. Ломоносова (хормейстеры Алексей Пузаков и Мирза Аскеров) под управлением Владимира Федосеева исполнили два сочинения Чайковского — кантату «Москва» и торжественную увертюру «1812 год». Кантата «Москва» была написана по заказу Московской городской коронационной комиссии к коронации императора Александра III, ее первое исполнение состоялось 15 мая 1883 года в Грановитой палате Московского Кремля.

http://patriarchia.ru/db/text/4076213.ht...

Особенно интересен был третий этаж - большая столовая палата, перекрытая крестовыми сводами. По площади, составлявшей около 500 кв. м, она была равна Грановитой палате Московского Кремля. Сохранилось описание обшитого сукнами Государева застольного места. Освещалась палата многочисленными окнами со вставленными в них стеклами, а не слюдой, что было большой редкостью в то время. Помещения отапливались теплым воздухом, поднимавшимся снизу по специальным трубам. Вход в трапезную палату был со стороны Соборной площади через площадку звонницы. В верхнем этаже Трапезной палаты размещалась богатая монастырская казна с тайниками и специальными приспособлениями. В 1806 г. здание было сильно перестроено: разобран верхний этаж, вместо сводов поставлены балочные перекрытия, растесаны окна и т.д. В нем располагалось Звенигородское духовное училище, интерьеры были перепланированы под нужды этого учебного заведения. Внизу размещались спальни, столовая, кухня; вверху - классы и комнаты для внеклассных занятий, разделенные просторным коридором, к которому примыкала с востока церковь Преображения Господня, использовавшаяся как училищная. В настоящее время нижний этаж занимает трапезная палата обители, верхний - соединен с церковью Преображения Господня. В здании трапезной ведутся большие реставрационные работы. Братские корпуса Корпуса для братии обители располагаются вдоль южной монастырской стены. В эпоху расцвета Лавры в середине XVII в. в обители было до 300 монахов, поэтому помещения для них имели немалые размеры. Частично сооружения XVII в. сохранились: это - нижний этаж Большого братского корпуса и открытая галерея — гульбище, на которое выходили двери келий верхнего деревянного этажа. В начале XIX века был построен двухэтажный Малый келейный корпус. В настоящее время в корпусах - кельи братии обители. Казначейский корпус Казначейский корпус, находящийся на заднем дворе обители с северо-восточной стороны, был построен в середине XVII в. и предназначался для сопровождавших царя Алексея Михайловича в богомольных походах лиц приказной администрации. Здесь располагались также дьяки и подъячии, занимавшиеся ведением обширного монастырского хозяйства. Корпус назывался «казенной палатой». В XIX столетии двухэтажный перестроенный Казначейский корпус использовался Звенигородским духовным училищем. Здесь находились помещения для начальников и наставников училища. В послевоенное время, в период пребывания в стенах монастыря военного санатория, это был генеральский корпус. В настоящее время занят Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем.

http://sobory.ru/article/?object=00385

Архив Пн У стен Храма Христа Спасителя прошел концерт, посвященный 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 10 мая 2015 г. 15:58 10 мая 2015 года, по окончании Литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл посетил концерт на площади перед Храмом Христа Спасителя, посвященный 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. На концерте присутствовали председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва , ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев , руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы В.В. Черников, президент благотворительного фонда «Лукойл» Н.Ю. Алекперова. Также в числе зрителей находились апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович , Чрезвычайный и Полномочный Посол Австрийской Республики в РФ Эмиль Брикс, Чрезвычайный и Полномочный Посол Ирландии в РФ Оун О’Лири, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в РФ Бойко Коцев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Великого Герцогства Люксембург в РФ Пьер Ферринг, Чрезвычайный и Полномочный Посол Мексиканских Соединенных Штатов в РФ Рубен Бельтран, Чрезвычайный и Полномочный Посол Многонационального Государства Боливия в РФ Мария Луиса Рамос, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Южная Осетия в РФ Д.Н. Медоев, поверенная в делах Республики Колумбия в РФ Клаудиа Лилиана Самбрано. Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Московский синодальный хор и Академический хор МГУ имени М.В. Ломоносова (хормейстеры Алексей Пузаков и Мирза Аскеров) под управлением Владимира Федосеева исполнили два сочинения Чайковского — кантату «Москва» и торжественную увертюру «1812 год». Кантата «Москва» была написана по заказу Московской городской коронационной комиссии к коронации императора Александра III, ее первое исполнение состоялось 15 мая 1883 года в Грановитой палате Московского Кремля.

http://patriarchia.ru/db/text/4075004.ht...

С паперти вверх идет лестница, ведущая в бывшие монастырскую библиотеку и ризницу, и далее – на верх колокольни. В нижнем этаже в прежние времена размещалась братская хлебопекарня, поварня и кладовые. На сегодняшний день восстановительные работы практически закончены: помещения восстановлены, закуплено современное оборудование для пекарни, в ней для нужд монастыря и паломников выпекается хлеб и выпечка по старинным рецептам. http://www.pafnuty-abbey.ru/41/ Монастырская трапезная представляет собой одностолпную сводчатую палату. Возможно, что она в XVI столетии была расписана, но в 1812 году интерьер её полностью выгорел. В связи с организацией на территории монастыря историко-художественного и краеведческого музея (1924-1930-е гг.) помещения церкви Рождества Христова, трапезной и келарской вошли в состав его историко-художественного отдела. Посетителям отдела демонстрировался иконостас XIX века и предметы декоративно-прикладного искусства. Позже иконостас был уничтожен. Помещение храма вместе с трапезной стали использовать под клуб и кладовую. В настоящее время трапезной палате вернули прежнее назначение: внутри у южной стены поставили иконостас современной работы, своды покрыли охристой краской, стены украсили полотенечным рядом, всю площадь трапезной заняли столы с лавками для приёма гостей по большим церковным праздникам. В целом храм Рождества Христова с трапезной палатой являют собой блестящий образец профессионального мастерства и высокого вкуса зодчих, создавших этот памятник. Здание, особенно его интерьер, оставляют неизгладимое впечатление. Зрителя охватывает в нём то неосознанное чуство внутреннего подъёма эстетической удовлетворённости, гармонии, покоя, которые ассоциируются с лучшими образцами архитектурной классики. Поэтому существующее предположение об участии в строительстве этого сооружения зодчих, возводивших Грановитую палату Московского Кремля, выглядит более чем убедительно. С северной и южной стороны здания храма Рождества Христова с трапезной примыкали паперти. Обращает на себя внимание северная паперть, построенная в 1530 году и позже включённая в объём колокольни. Там же находились библиотека, архив и ризница " в особых полатах " , а в XVI-XVII вв. - звонница. В 1689-1690 гг. над северной папертью и звонницей вознеслась необыкновенной высоты и красоты колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=02057

Верхняя Пышма. Церковь Александра Невского. Церковь. Действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:не позже 2010. Адрес: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Сыромолотова, 120 Координаты: 56.951735, 60.612036 Проезд:на городском кладбище Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Посёлок Медный Рудник (изначальное название Верхней Пышмы) был основан в 1854 году вместе с началом разработки медной руды в истоках реки Пышмы .В июне 2010 года митрополит Вострский Тимофей и архиепископ Викентий освятили Александро-Невский храм в Верхней Пышме. Росписи храма выдержаны в неорусском стиле, лучшие образцы которого мы видим в Грановитой палате московского Кремля, в соборе Иосифо-Волоколамского монастыря, в росписях поновительной живописи Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Этот стиль отличает приверженность русским традициям палехского письма конца XIX - начала XX вв., а также стилистике русской реалистической живописи в ее народном понимании. Это уже второй храм на Урале из построенных Уральской горно-металлургической компанией, над которым художник Иван Глазунов работал в качестве художественного руководителя и автора эскизов росписей. Над воплощением художественного замысла вместе с Иваном Ильичом Глазуновым трудится творческая группа художников, друзей-единомышленников: Станислав Москвитин, Владимир Штейн и другие. Храм заложен 1 июня 2009 года и освящен ровно через год. Храм кирпичный, двухэтажный, высота - 28,5 м. Верхнюю часть храма занимает уникальная колокольня с электронным звоном - редкое сочетание восьми настоящих колоколов и системы управления, позволяющей играть пять традиционных церковных звонов по нажатию кнопки на пульте. На внешних стенах храма в 2 яруса расположены фотокопии икон невьянской школы XVIII в., писанных в с.Быньги Свердловской области. Внутри храм украшен уникальной по красоте росписью, что ставит его в один ряд с красивейшими храмами региона. http://semantic.uraic.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Митрополит Вострский Тимофей и архиепископ Викентий освятили Александро-Невский храм в Верхней Пышме В торжественный день освящения храма в кладбищенской церкви собралось множество людей. В основном это родные и друзья трагически погибшего полтора года назад уральского предпринимателя Александра Козицына, сотрудники предприятия «Уралэлектромедь», а также жители Верхней Пышмы. Храм на кладбище в память о старшем брате построил руководитель УГМК-холдинга Андрей Козицын. (02.06.2010, видеосюжет на телеканале СОЮЗ  ) --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=21485

В 1504 году преподобным Иосифом заложена двухэтажная каменная трапезная церковь Богоявления и при ней трапезная палата с кладовыми. Церковь строилась на деньги князя Семёна Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа.Трапеза весьма обширна, её уникальность в том, что она была построена подобно Грановитой палате Московского кремля — свод её опирается на один срединный столп. При церкви Богоявления был устроен придел во имя великомученицы Варвары (1780), а в 1806 году придел перенесён на другую сторону и переименован в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1682 году вместо одной главы возводится эффектное, богато декорированное пятиглавие с кокошниками по подобию только что отстроенной надвратной церкви. В 1779 году в Трапезной были устроены братские келии, но в 1787 году разобраны. Трапезная палата была соединена каменным переходом на столбах с Успенским собором. В 1785 году переходы были разобраны. В 1789 году была сложена каменная лестница с запада. Надвратная церковь [ править править код ] В XVII веке ворота монастырской ограды приобретают небывалую ранее праздничную нарядность, так что их уже трудно назвать крепостными. Ворота имеют два проёма: широкий для проезда и узкий для входа в обитель. Святыни [ править править код ] Мощи преподобного Иосифа [ править править код ] Главная святыня обители – рака с мощами преподобного Иосифа Волоцкого . Святые мощи были обретены в 2001 году, до этого времени они оставались под спудом. Каждое воскресенье за вечерним богослужением читается акафист преподобному Иосифу, по окончании которого все имеют возможность приложиться к открытым мощам. При этом каждый ощущает ни с чем не сравнимый аромат, исходящий от честных останков Преподобного. Вериги преподобного Иосифа [ править править код ] У раки со святыми мощами в особом деревянном киоте хранятся вериги Преподобного, которые представляют собой массивные металлические цепи, кресты и пластины. Эти вериги преподобный Иосиф носил под одеждой не снимая, а обнаружили их после его смерти, когда тело готовили к погребению. Общий вес вериг около 15-ти килограмм.

http://azbyka.ru/palomnik/Иосифо-Волоцки...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010