Члены монашеских орденов, давшие папе Римскому клятву послушания, лишались избирательного права. С приходом к власти в 1930 г. Ж. Д. Варгаса в результате «либеральной революции» возобновилась традиция тесного взаимодействия Церкви и гос-ва. Конституционные акты 1934 и 1937 гг. разрешали гос-ву оказывать финансовую поддержку Церкви, члены религ. орденов вновь получили избирательные права, признавался церковный брак и запрещались разводы. Были приняты законы, разрешавшие включать религ. обучение в план школьных занятий и предоставлять гос. субсидии католич. учебным заведениям. В 1922 г. была образована Конфедерация католич. ассоциаций, позже возник Центр обеспечения жизни, к-рый координировал образовательные, рабочие, журналистские католич. объединения. В 1935 г. на его основе появилась орг-ция «Бразильское католическое действие» (вошедшая в международное «Католическое действие»). Спустя 2 года оно официально заменило все др. орг-ции католиков-мирян. В 1941 г. был открыт Католический ун-т в Рио-де-Жанейро. В 1952 г. была создана Национальная епископская конференция, в 1954 г. учреждена Конференция монашествующих. Национальная епископская конференция планировала ввести программы обучения широких слоев населения с помощью радиопередач, создание христ. сельских профсоюзов, проведение аграрной реформы. Епископы рассматривали деятельность этой орг-ции как альтернативу назревавшей, по их мнению, в нач. 60-х гг. революции. К тому времени ок. половины средних учебных заведений, субсидируемых гос-вом, контролировалось Церковью. Духовенство пользовалось политическими правами и было представлено в гос. и федеральных законодательных органах. В 1964 г. в Б. произошел гос. переворот, положивший начало военной диктатуре, просуществовавшей в стране до 1985 г. Поначалу Церковь не встречала к.-л. серьезных препятствий своим социальным инициативам. К тому времени признание и широкое практическое применение в церковной среде получила теория браз. философа и педагога П. Фрейри, в основе к-рой лежала идея построения демократического общества на пути духовного раскрепощения народа под лозунгом «Просвещение-сознание-свобода».

http://pravenc.ru/text/153311.html

Проект предусматривал минимальное участие гос-ва в делах церковного управления - контроль за средствами, выделяемыми Церкви из госбюджета, и за законностью деятельности церковного управления. Единственный посредник в отношениях между Церковью и гос-вом, митрополит Киевский, должен был войти в состав высшего органа гос. власти. Проект обсуждался на 10-12-м заседаниях. Большинство выступавших поддержали его, он был принят 213 голосами при 128 воздержавшихся с внесением ряда существенных поправок: 1) Патриарх утверждает и благословляет митрополита Киевского; утверждение остальных архиереев остается в компетенции Украинской Церкви, а благословляет их Патриарх; 2) Церковный Собор состоит из правящих и викарных епископов, а также избираемых на уездных собраниях клириков и мирян; допускалось, что при отсутствии викарного епископа зам. правящего архиерея может быть священник; 3) в состав Высшей церковной рады помимо митрополита и 3 архиереев входят избираемые на 3 года 4 представителя клира (один из них - псаломщик) и 6 мирян; 4) Собор епископов и Высшая церковная рада подотчетны Церковному Собору; 5) со стороны гос-ва посредником между Церковью и гос-вом является министр исповеданий (обязательно православный). Перед представлением проекта на утверждение Патриарху следовало получить одобрение властей на предмет его соответствия гос. законодательству Украины. До утверждения Положения о Высшем церковном управлении на Украине митрополит Киевский и Галицкий признавался единственным представителем Церкви в ее взаимоотношениях с властями и главой управления всеми церковными учреждениями, в т. ч. духовными школами. 9 июля на 12-м пленарном заседании митр. Антоний (Храповицкий) выступил с инициативами, целью к-рых было содействие введению национального движения на Украине в канонические рамки и противостояние межпартийной борьбе в церковной среде. Митрополит предлагал создать церковно-археологическую комиссию для изучения древнего укр. церковного пения и зодчества, призывал гетманское правительство содействовать укреплению Православия на Зап. Украине и оказывать помощь в миссионерской работе правосл. Церкви в этом крае. Он высказался за снятие Собором анафемы с гетмана Мазепы, однако подчеркнул, что окончательное решение по этому вопросу должно быть принято Патриархом; митр. Антоний объявил, что в случае положительного решения Патриарха готов возглавить панихиду по Мазепе.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Этому способствовала активная деятельность иностранных миссионеров при полном попустительстве гос. властей, отказавшихся от какой бы то ни было защиты традиц. религ. конфессий во время глубокого идеологического и культурного кризиса. Не находили должного отпора со стороны гос. органов и проявления религ. экстремизма, попытки использования религ. лозунгов для разжигания межнациональной розни, что являлось одним из следствий резкого ослабления самого гос-ва. В условиях падения собственного авторитета среди населения Г. искал поддержку у основных религ. конфессий. 13 марта 1991 г., перед референдумом о сохранении СССР как единого гос-ва, Г. встретился с инициативной группой глав и представителей Церквей и религ. объединений Советского Союза: Патриархом Алексием II, предстоятелями старообрядческих Церквей, председателями Всесоюзного Совета Церквей адвентистов седьмого дня и Совета Союза Евангельских христиан-баптистов, главами духовных управлений мусульман Европейской части СССР и Сибири, Ср. Азии и Казахстана, представителями Всесоюзного совета еврейских религ. орг-ций и Центрального духовного управления буддистов СССР. Инициативная группа поддержала усилия Г. по сохранению целостности СССР. В то же время РПЦ осуждала насильственные методы поддержания гос. целостности СССР. Патриарх Алексий II назвал большой политической ошибкой и грехом применение военной силы в Литве в янв. 1991 г. Во время событий 19-21 авг. 1991 г. в Москве РПЦ обратилась с призывом ко всему народу проявить выдержку и не допустить кровопролития. При этом правосл. Церковь поставила под сомнение законность ГКЧП и заявила о необходимости услышать голос отстраненного от власти Г. После благополучного разрешения ситуации Патриарх Алексий II в приветственной телеграмме выразил удовлетворение в связи с возвращением Г. к обязанностям Президента СССР. Провал попытки гос. переворота был воспринят правосл. Церковью как окончательное завершение исторического периода, начавшегося в 1917 г. Соч.: Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира.

http://pravenc.ru/text/Горбачёв.html

чего получившие образование юноши попадают в лагерь врагов Церкви и гос-ва. Считая, что лишь католич. Церковь может обеспечить общественный мир и порядок, Л., с одной стороны, требовал от гос-ва прекратить произвольное вмешательство в дела Церкви (напр., отказаться от попыток влиять на назначение епископов, не вмешиваться в работу церковных школ и миссий), а с др. стороны, настаивал на пагубности призывов к отделению Церкви от гос-ва и утверждал, что адм. поддержка католицизма является священной обязанностью гос. власти. Попытки гос. и церковных властей Франции освободить национальную Церковь от влияния Папского престола Л. рассматривал как подрыв основ католич. веры и сознательную измену католицизму. Напротив, в папской власти Л. видел единственное средство защиты франц. Церкви от чрезмерного давления на нее гос. власти (подробнее см.: Там же. С. 113-156). С наибольшей силой эта ультрамонтанская позиция была изложена Л. в соч. «О религии с политической и гражданской точки зрения» (De la religion, considérée dans ses rapports avec l " ordre politique et civil. P., 18263); после издания книги Л. был привлечен правительством к суду за возбуждение ненависти к королю и законам. В ходе судебного разбирательства большинство обвинений были признаны недоказанными, и Л. был приговорен лишь к незначительному денежному штрафу. Связанные с процессом дискуссии способствовали формированию у Л. оппозиционного отношения к правительству и поддерживавшему его религ. политику франц. католич. епископату. В сер. 20-х гг. вокруг Л. сложился круг последователей, наиболее деятельными представителями которого первоначально были Л. А. де Салини (1798-1861) и О. Ф. Жербе (1798-1864), студенты семинарии Сен-Сюльпис, впосл. ставшие католич. прелатами. В этот круг вошли также лотарингский католический пресв. Р. Ф. Рорбахер (1789-1856), аббат Ж.-Б. А. Лакордер (1802-1861), писатель и политический деятель Ш. Ф. де Монталамбер (1810-1870) и др. В многочисленных публикациях, многие из к-рых появлялись в издававшемся Салини и Жербе с 1824 г.

http://pravenc.ru/text/2462587.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ [лат. Pacta Lateranensia; итал. Patti Lateranensi], общее наименование документов, подписанных 11 февр. 1929 г. в Латеранском дворце в Риме от имени папы Римского Пия XI гос. секретарем Папского престола кард. Пьетро Гаспарри и от имени кор. Виктора Эммануила III председателем Совета министров Итальянского королевства Бенито Муссолини. Л. с. урегулировали «римский вопрос», т. е. претензии Папского престола к Итальянскому гос-ву, связанные с захватом итальянскими войсками в 1870 г. Рима и упразднением Папского гос-ва; было создано суверенное гос-во-город Ватикан , определено правовое положение католич. Церкви в Италии. В состав Л. с. вошли трактат с 4 приложениями (план территории Ватикана, планы зданий с правом экстерриториальности, планы зданий с гарантией неприкосновенности, финансовая конвенция) и конкордат между Папским престолом и Итальянским королевством. Вступили в силу после ратификации итал. парламентом (27 мая 1929) и обмена ратификационными грамотами в Апостольском дворце в Ватикане 7 июня 1929 г. После ликвидации Папской области в процессе создания единого Итальянского королевства (Рисорджименто) и объявления Рима его столицей (3 февр. 1871) 13 мая 1871 г. итал. парламент принял Закон о гарантиях, закреплявший за папой Римским статус священной и неприкосновенной фигуры, но ограничивавший его владения Ватиканским и Латеранским дворцами, базиликой св. Петра в Риме и загородной резиденцией Кастель-Гандольфо . В качестве компенсации за утраченные земли Папской области Итальянское королевство обязывалось ежегодно выплачивать Папскому престолу ренту в размере 3 млн 225 тыс. лир. Однако в ответ на Закон о гарантиях 15 мая 1871 г. папа Римский Пий IX издал энциклику «Ubi nos», где заявил о непризнании нового Итальянского гос-ва, т. к. оно узурпировало законно принадлежавшие Папскому престолу в качестве Патримония св. Петра Папскую область и Рим, и объявил себя «узником Ватикана», отказываясь покидать территорию Ватиканского дворца. В 1872 г. Папский престол официально отказался от получения ренты, установленной Законом о гарантиях. Политики папы Пия IX в отношении Итальянского королевства в целом придерживались и его преемники - папы Римские Лев XIII (1878-1903), Пий X (1903-1914) и Бенедикт XV (1914-1922); Папский престол воздерживался от к.-л. офиц. отношений с Итальянским гос-вом.

http://pravenc.ru/text/2463153.html

Новые религиозные движения представлены адептами Бахаи религии (19 религ. объединений; 2 культовых сооружения), Общества сознания Кришны (9 религ. объединений), вайшнавизма (3 религ. объединения), церкви объединения (муниты; 2 религ. объединения), сайентологии (3 религ. объединения). По 2 общины имеют церковь Последнего Завета (виссарионовцы) и Христово братство и одну - церковь христ. науки. Религиозное законодательство Согласно Конституции, К. является светским гос-вом (ст. 1). Граждане К. имеют право на свободу совести (ст. 22.1), к-рое «не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством» (ст. 22.2). Никто не может подвергаться дискриминации по религ. принципу (ст. 14.2), поэтому Конституция К. запрещает создание общественных объединений, «деятельность которых направлена... на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований» (ст. 5.3), а также пропаганду такого рода взглядов (ст. 20.3). Запрещено создание политических партий «на религиозной основе» (ст. 5.4). Гос-во и органы гос. власти не должны контролировать религ. пристрастия граждан, поэтому «каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность» (ст. 19.2). Конституция допускает существование иностранных религ. объединений в К., однако их деятельность, а также «назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами Республики» (ст. 5.5). Гос-во также не вмешивается во внутриконфессиональную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы) и не оказывает религ. объединениям материальной или к.-л. иной, в т. ч. финансовой, поддержки. Право на свободу совести и вероисповедания защищается законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», Гражданским кодексом и др. законодательными актами. Принятый в 1992 г. закон «О свободе вероисповедания» носил максимально либеральный характер и не предусматривал обязательной гос. регистрации религ. объединений. Однако ст. 375 Кодекса об административных правонарушениях предусматривала наказание за деятельность религиозных объединений без гос. регистрации. После принятия в 2005 г. законов «О противодействии экстремизму» (18 февр.), «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремистской деятельности» (23 февр.) и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности» (8 июля) появилась возможность подвергать более высоким штрафам незарегистрированные религ. орг-ции.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

В нач. 60-х гг. XVI в. царь предпринял ряд шагов, направленных на усиление своей позиции по отношению к думе. В ее рядах он постарался сформировать группировку своих сторонников из представителей московского боярства, недовольного ведущей ролью княжеских родов. Ряд аристократов подверглись опалам и ссылкам, нек-рых казнили, была конфискована часть их владений. Это привело к выступлению против опал и казней, предпринятых без расследования и участия думы, мн. членов Боярской думы, к-рых поддержал митр. Афанасий . Согласившись прекратить преследования, Иоанн IV Грозный приступил к подготовке гос. переворота. В дек. 1564 г. он выехал из столицы с казной и большой вооруженной свитой в Александровскую слободу (ныне г. Александров). В Москву были присланы грамоты, содержавшие заявления о намерении царя оставить гос-во и ехать, куда его «Бог наставит». По мнению Иоанна IV Грозного, гос-во находилось в тяжелом положении, т. к. бояре и воеводы плохо выполняли свои обязанности и не защищали страну от «бесермен» и «латин». Царь не мог призвать их к порядку, т. к. их «покрывали» члены Боярской думы и духовные иерархи. В ответ в нач. янв. 1565 г. бояре и духовные иерархи направились в Александровскую слободу просить царя вернуться на престол с тем, чтобы он правил гос-вом как считает нужным и наказывал изменников по своему усмотрению. В янв.-февр. 1565 г. появился царский указ, устанавливавший в Русском гос-ве новый политический режим. Согласно новому порядку, территория гос-ва делилась на 2 части - особое личное владение царя (О.) и остальную часть («земщину»), управление которой осталось в руках Боярской думы. В О. создавались особые дума, органы управления, двор и войско. Для организации жизни в О. («подъем») на земщину была наложена контрибуция в 100 тыс. р. Царь получал возможность расширить территорию О., если найдет это нужным. В царском указе отмечалось, что в О. смогут жить только те бояре и дети боярские, к-рые пользуются доверием царя, а все остальные подлежали выселению, их земли конфисковывались, при этом им полагалась компенсация в земщине. Отбор производился на смотрах, проводившихся доверенными советниками царя. Смысл этих шагов царя состоял в том, чтобы разъединить формировавшееся дворянское сословие и, создав для его части привилегированные условия, обеспечить себе опору для укрепления царской власти.

http://pravenc.ru/text/2581441.html

в свою очередь признал итал. гос-во со столицей в Риме. Тем самым «римский вопрос» считался закрытым. Помимо непосредственно территории В. 12 зданий на территории Рима получали право экстерриториальности и освобождались от налогов в казну Италии, ряд зданий освобождался от обложения налогом без права экстерриториальности. В. признавался гос-вом постоянно нейтральным, самостоятельным в своих контактах с религ. орг-циями и об-вами на территории Италии. Отменялся «закон о гарантиях» от 13 мая 1871 г. Стороны устанавливали дипломатические отношения и обменивались представителями на уровне послов. К Трактату прикладывались 4 дополнительных документа: чертеж, определивший границы гос-ва В., чертежи зданий, получивших право экстерриториальности, зданий, освобожденных от налогов, и финансовая конвенция. Согласно финансовой конвенции, Италия обязывалась выплатить В. 750 млн итал. лир и выдать 5% облигации на сумму в 1 млрд лир (эта сумма была результатом сложения тех сумм, к-рые гос-во обязывалось выплачивать В. ежегодно по «закону о гарантиях» и каковые ни разу не были приняты В.). Конкордат касался положения Римско-католической Церкви в Италии, ее прав и привилегий, соотношения с итал. законодательством и т. д. После второй мировой войны Латеранские соглашения вошли как составная часть (ст. 7) в Конституцию Италии (1947). Однако Конкордат с согласия обеих сторон позднее был подвергнут пересмотру. Новый Конкордат, регулирующий в наст. время положение католич. Церкви в Италии, был заключен в 1984 г. 7 июня 1929 г. папой Пием XI была провозглашена первая конституция гос-ва В. Ее новый вариант был обнародован папой Римским Иоанном Павлом II 26 нояб. 2000 г. и вступил в силу 22 февр. 2001 г. 2-я пол. ХХ в. была отмечена активизацией внешней политики Папского престола. Папы Иоанн XXIII и Павел VI отказались от прежней односторонней ориентации В. на Запад, проявили готовность к прямым контактам с СССР по вопросам, касающимся смягчения международной напряженности, приветствовали ликвидацию колониальной системы и появление независимых развивающихся гос-в.

http://pravenc.ru/text/149913.html

27.02.1917 возглавил Временный Комитет Гос. Думы. 01.03.1917 телеграфировал в Ставку о переходе власти к Временному Комитету Гос. Думы. Участвовал в переговорах Комитета с лидерами Петроградского Совета РСД о составе Временного правительства. Комитет решил, что Николай II должен немедленно отречься от престола в пользу сына при регентстве вел. кн. Михаила Александровича. Переговоры с царем должен был вести Родзянко (вместо него поехали А. И. Гучков и В. В. Шульгин). После передачи власти Временному правительству Родзянко возглавлял Временный Комитет Гос. Думы. В дни Октябрьского вооруженного восстания находился в Петрограде, пытался организовать защиту Временного правительства. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. (выбыл из членов Собора). После Октябрьской революции перебрался на Дон и при Л. Г. Корнилове, а затем при А. И. Деникине пытался воссоздать Совещание членов Гос. Дум всех 4-х созывов. Во время гражданской войны (1918–1920) находился при армии Деникина. 1920 – эмигрировал в Югославию. 1921 – член Карловацкого Всезаграничного церковного собора. Оставил мемуары «Крушение империи». См. библ. – 237, 273, 276 Родичев Федор Измаилович (09.02.1853–29.02.1933) – тверской помещик и земский деятель. Депутат I и II от Санкт-Петербурга и III и IV Гос. Дум от Тверской губ., к.-д. Окончил естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, сдал экзамены по юридическому факультету. Предводитель дворянства Весьегонского уезда Тверской губ. в течение 12 лет. С 1895 по 1904 г. был лишен избирательного права за адрес Тверского земства о конституции. С 1898 г. присяжный поверенный, занимался адвокатурой в Санкт-Петербурге. Участник земских съездов 1904–1905 гг. Один из лидеров партии кадетов, член ее ЦК. Считался лучшим кадетским оратором, прозван «первым тенором» партии Народной свободы. После революции был комиссаром Временного правительства по делам Финляндии. После Октябрьской революции участвовал в выборах Учредительного собрания, в которое был избран.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

В 1891 г. был издан новый «закон о диссентерах», согласно которому свободные церкви получали право регистрировать браки. С 1878 по 1919 г. требование обязательной принадлежности чиновников к НЦ было частично отменено. К гос. церкви были обязаны принадлежать только король, духовенство, половина членов правительства, профессора теологического фак-та, учителя христ. вероучения и руководители общественных школ. В тот же период были отменены законы о принудительном крещении, конфирмации, венчании в НЦ, мирянам было разрешено проводить обряд евхаристии. В 1915 г. дети, рожденные вне брака, получили право носить фамилию отца и претендовать на его наследство. В 1918 г. был принят новый закон о браке, существенно облегчивший процедуру развода. Началось широкое движение за жен. эмансипацию. В 1902 г. был основан Норвежский диссидентский тинг - совместный орган свободных церквей, защищавший их интересы перед лицом гос-ва и общества. В ослабленной НЦ зародилось движение за церковную реформу, призывавшее отделить церковь от демократизировавшегося и секуляризировавшегося гос-ва и превратить ее в «свободную народную церковь». Однако в 1913 г. пришедшее к власти правительство «Венстре» поручило Департаменту по делам церкви провести общественный опрос по поводу отделения церкви от гос-ва, к-рый показал, что лишь 17% прихожан поддерживают создание «свободной народной церкви». После этого вопрос об отделении церкви от гос-ва перешел в плоскость всеобщего образования. В 1889 г. НЦ потеряла свои адм. функции в общественной школе, но школы по-прежнему должны были воспитывать христиан. В этих условиях организованное мирянское движение боролось за сохранение конфессионального образования и право содержать частные школы для подготовки школьных учителей. С противоположных позиций выступала НРП, которая стремилась сделать религию частным делом каждого. Представители рабочего движения выступали за отмену преподавания основ христ. веры в школе, а необходимые знания в области истории церкви и религиеведения, по их мнению, ученики должны были получить в рамках уроков истории.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010