протодиак. Сергий Голубцов Сокращения архим. архимандрит протоиерей Богословский Весник Правосл. Св.-Тихон. Богосл. Ин-т. Богословские Труды рукопись Гос. Архив Росс. Федерации священник дело (единица хранения) схии-д. схииеродиакон Епископ схимонах Журнал Моск. Патриархии инициала автора игумен Троице-Сергиева Лавра иеромонах Центр. Гос. Архив. Древних Актов. машинопись Центр. Гос. Архив Моск. Области Центр. Гос. Истор. Архив (Москва) Отдел Рукописей Гос. Б-ки им. Ленина ЧОЛДПр Чтения Об-ва Любителей Дух. Просвещения (ныне Росс. Гос. Библиотека – (РГБ)) Предисловие Становление Великого княжества Московского, начавшееся в условиях татарского ига в самом начале XIV-ro века при князе Данииле и святом митрополите Петре, было ускорено при Московском митрополите Алексии († 1378) и благоверном великом князе Дмитрии Донском, нанесшем сокрушительный удар полчищам татар на Дону в 1380 году. Духовным вдохновителем этой борьбы был игумен небольшой монашеской обители, удаленной почти на 70 верст на северо-восток от Москвы, Преподобный Сергий Радонежский (1314/1315–1392). С той поры значение этой обители в духовной и гражданской истории Русского народа росло и ширилось. Монастырь стал постепенно духовным центром, главной обителью, Лаврой (с 1744 года) – для центральной Руси, в то время как для южной Руси значение духовного центра сохраняла Киево-Печерская Лавра. В начале XVII века Троице-Сергиев монастырь стал неприступной твердыней для польских интервентов, героически выдержавшей 16-месячную их осаду, а в 1682 и 1689 гг. послужил убежищем Петру 1-му, спасавшемуся от восставших стрельцов. К молитвенному предстательству Преподобного Сергия, как Печальника и Заступника Русской земли прибегают все русские люди на протяжении вот уже более шести столетий. Народные вклады и пожертвования бояр, князей и царей позволили создать уникальный комплекс монастырских храмов и зданий, собрать богатейшую ризницу, заключающую в себе разнообразную утварь, облачения, иконы и оклады к ним с драгоценными камнями. Художественным достопримечательностям Лавры посвящено немало изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1556 г. гос. собрание в Клуже секуляризировало доходы и собственность католич. еп-ства Алба-Юлии, епископский дворец стал княжеской резиденцией. Сбор десятины был взят под контроль гос-ва. Католич. епископ Паль Борнемисса также потерял юрисдикцию над саксами: вслед. мер, принятых гос-вом, он покинул страну, структуры католич. Церкви были упразднены ( Bahlcke. 1999. S. 159). По мере того как реформатские (кальвинистские) и антитринитарианские идеи имели все бóльшее влияние в Трансильвании, в 50-х гг. XVI в. проходили так и не разрешившиеся споры относительно Евхаристии и доктрины Св. Троицы. Поскольку реформаторы не могли прийти к согласию по этим вопросам, межконфессиональный мир оказался под угрозой. Гос. собрание, прошедшее в том же году в Сигишоаре (21-26 янв. 1564), постановило, что решения конфессионального характера должны приниматься общинами большинством голосов; для этой цели был созван Синод (Аюд, 9 апр. 1564), к-рый подтвердил раскол в Реформации и создание кальвинист. церкви. Т. о. в Трансильвании были созданы 2 протестантские церкви и введен Гейдельбергский катехизис (1563). После 1564 г. Клуж стал центром антитринитарианства, возникшего изначально в рамках реформатской церкви, а позже - за пределами признанных теологических течений ( Pop. 2016. Vol. 2. P. 242; Szegedi. 2019). Поскольку конфессиональное многообразие не могло быть больше восстановлено в рамках всей Трансильвании, в соответствии с политико-правовой мыслью эпохи были созданы легальные рамки для сословий, а не для отдельных верующих (принадлежность к христианской конфессии определялась принадлежностью к сословию, а не индивидуально). На гос. собрании, прошедшем в 1-й пол. марта 1568 г. в Турде, были провозглашены принцип свободного исповедания веры и право церковных общин выбирать течение, к-рому следовать. В плане политической системы это решение заложило основу конфессиональной структуры сословий, к-рая завершила процесс складывания системы 4 конфессий (католичество, лютеранство, кальвинизм и унитарианство (антитринитаризм)) и 3 титульных наций (венгров, саксов и секуев). Гос. собрание в Алба-Юлии, прошедшее 16 апр.- 2 мая 1595 г. под председательством трансильванского кн. Жигмонда Батори, определило эти 4 конфессии как охраняемые законом (religio recepta). Православие получило статус «терпимой» религии: это означало, что православные не были представлены в офиц. структурах власти, статус Церкви зависел лишь от благоволения князя ( Szegedi. 2002).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», изданных Архиерейским Юбилейным Собором 2000 г., выделены 3 основных вида гос. устройства, имеющие разную духовную природу, а именно: истинная теократия, какой она представлена в ВЗ, прежде всего в Книге Судей, М., при реальной полноте гос. власти у монарха, и демократия, существующая как в республиках, так и в гос-вах с конституционной М., где монарх, являясь главой гос-ва, не обладает верховной властью. Единственной истинной теократией было управление Израилем судьями, но теократическими принято ныне называть и такие политические режимы, в к-рых верховная власть принадлежит духовным лицам (церковные гос-ва средневек. Европы, совр. Ватикан и, с известными ограничениями, Иран, в прошлом - халифат). Русская Церковь выразила свою оценку разных форм гос. устройства: «Формы и методы правления во многом обусловливаются духовным и нравственным состоянием общества. Зная это, Церковь принимает соответствующий выбор людей или по крайней мере не противится ему. При судействе - общественном строе, описанном в Книге Судей,- власть действовала не через принуждение, а силой авторитета, причем авторитет этот сообщался Божественной санкцией. Чтобы такая власть действенно осуществлялась, вера в обществе должна быть весьма сильной. При монархии власть остается богоданной, но для своей реализации использует уже не столько духовный авторитет, сколько принуждение. Переход от судейства к монархии свидетельствовал об ослаблении веры, отчего и возникла потребность заменить Царя Незримого царем видимым. Современные демократии, в т. ч. монархические по форме, не ищут Божественной санкции власти. Они представляют собой форму власти в секулярном обществе, предполагающую право каждого дееспособного гражданина на волеизъявление посредством выборов» (Основы социальной концепции РПЦ. III 7). Относительно перспектив перемены форм правления Архиерейский Собор 2000 г. сформулировал следующий принципиальный подход: «Изменение властной формы на более религиозно укорененную без одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит ее в глазах людей. Однако нельзя вовсе исключать возможность такого духовного возрождения, когда религиозно более высокая форма государственного устройства станет естественной» (Там же. I 7). Вместе с тем «Церковь должна уделять главное внимание не системе внешней организации государства, а состоянию сердец своих членов. Посему Церковь не считает для себя возможным становиться инициатором изменения формы правления», а Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года подчеркнул правильность позиции о «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин» (Там же. III 7).

http://pravenc.ru/text/2564100.html

Н. Голицыну. СПб., 1859; Пыпин А. Н. Рус. Библ. Об-во: 1812-1826//ВЕ. 1868. 8. С. 639-712; 9. С. 231-297; 11. С. 222-285; 12. С. 708-768; он же. Религ. движения при Александре I. Пг., 1916; Gotze P. O. Fürst Alexandre Nicolaejwitcz Galitzin und seine Zeit. Lpz., 1882 (рус. пер.: Гёце П. П. , фон. Из записок: [Кн. Голицын и его время]//РА. 1902. Кн. 3. Вып. 9. С. 66-107; Вып. 11. С. 321-329; Знаменский П. А. Чтения из истории Рус. Церкви за время царствования имп. Александра I. Каз., 1885; Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й пол. текущего ст. СПб., 1894; Благовидов Ф. В. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и в 1-й пол. XIX ст. Каз., 1899; Стеллецкий Н. , свящ. Кн. А. Н. Голицын и его церк.-гос. деятельность//ТКДА. 1899. 10. С. 193-211; 1900. 3. С. 488-532; 7. С. 353-414; 10. С. 250-305; 1901. 4. С. 571-609; 6. С. 179-210; 8. С. 425-462; 9. С. 3-36 (отд. изд.: К., 1901); Вишленкова Е. А. Религ. политика: Офиц. курс и «общее мнение» России Александровской эпохи. Каз., 1997; она же. Заботясь о душах подданных: Религ. политика в России 1-й четв. XIX в. Саратов, 2002; Кондаков Ю. Е. Личность и гос. деятельность кн. А. Н. Голицына//Личность и власть в истории России XIX-XX вв.: Мат-лы науч. конф. СПб., 1997; он же. Духовно-религ. политика Александра I и рус. правосл. оппозиция (1801-1825). СПб., 1998; Шилов Д. Н. Гос. деятели Рос. Империи: Биобиблиогр. справ. СПб., 2002. С. 185-187. В. А. Фёдоров Рубрики: Ключевые слова: ЛУКЬЯНОВ Сергей Михайлович (1855 - 1935), обер-прокурор (1909-1911) Синода, гос., общественный и медицинский деятель, педагог, литератор МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57) МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НАУМОВ Аполлос Иванович (1719-1792), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (с 28 июня 1786), гос. деятель АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества

http://pravenc.ru/text/165261.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО [лат. regnum Hierosolymitanum], христ. гос-во, основанное западноевроп. рыцарями в Палестине и прибрежной полосе Сирии после 1-го крестового похода. Состояло из собственно И. к. и вассальных гос-в - Антиохийского княжества , графств Триполи и Эдесса , к-рые, хотя и признали сюзеренитет И. к., фактически сохраняли независимость. И. к. просуществовало с 1099 по 1291 г. В период наибольшего могущества И. к. контролировало полосу земли шириной в 150 км от моря до Заиорданского плато и ок. 450 км в меридиональном протяжении от Эйлата до Бейрута. Первым правителем И. к. был избранный рыцарями-крестоносцами Готфрид Бульонский . Он отказался принять титул короля и 22 июля 1099 г. был провозглашен «защитником Гроба Господня» (advocatus S. Sepulchri). После его смерти в 1100 г. возник вопрос о юридическом статусе нового гос. образования. Лат. патриарх Иерусалима Даиберт , под властью к-рого фактически оказался Иерусалим, стремился создать теократическое гос-во, но, не получив поддержки среди духовенства и баронов, был вынужден признать светского правителя - Балдуина I (1100-1118), брата Готфрида Бульонского. На Рождество 1100 г. Балдуин был коронован как «первый латинский король Иерусалима» (rex Latinorum Hierusalem primus). При нем были существенно расширены границы И. к., захвачены Арсуф, Бейрут, Сидон и Кесария, и вскоре он добился признания сюзеренитета над вассальными гос-вами - Антиохийским княжеством, графствами Триполи и Эдесса. При Балдуине I благодаря участникам арьергардного крестового похода (1101) в И. к. увеличилось количество жителей-латинян. Важную роль в королевстве стали играть итал. города-гос-ва ( Венеция , Пиза и Генуя ), к-рые в случае захвата портов получали там кварталы для торговли. После смерти Балдуина I правителем был выбран граф Эдессы Балдуин II (1118-1131), чья политика упрочила позиции крестоносцев. Но уже при преемнике Балдуина II, Фульке Анжуйском, к-рый в 1131-1143 гг. правил И. к. вместе с супругой Мелисендой († 1161), мусульм. Сирия начала объединяться под предводительством атабека Мосула Имада ад-Дина Зенги (1127-1147). В 1144 г. мусульмане взяли Эдессу. Сын Имада ад-Дина Зенги, Нур ад-Дин (1146-1174), правитель Халеба и Дамаска, объединил под своей властью всю Сирию. В Европе был организован 2-й крестовый поход (1147-1149), в котором приняли участие франц. кор. Людовик VII и герм. имп. Конрад III. Этот поход не принес существенных результатов.

http://pravenc.ru/text/293802.html

вероучения. В 1996 г. был издан новый закон о НЦ, в к-ром стортинг постановил, что НЦ - это народная церковь, ее базовой единицей является приход, обладающий правосубъектностью. Во 2-й пол. 90-х гг. XX в. все активнее стали обсуждать вопрос об отделении НЦ от гос-ва. В 1998-2008 гг. действовали 2 государственно-церковные комиссии по изучению этой проблемы. В рамках НЦ сторонники отделения подчеркивали, что учреждение в церкви демократической системы советов во главе с Церковным советом, получившим широкие адм. полномочия, подготовило церковь к самостоятельному существованию. Правительство, по их мнению, не должно утверждать решения, принятые в церкви демократическим путем, в т. ч. по такому важному вопросу, как назначение епископа. Некоторые указывали на наличие разногласий в церковно-гос. отношениях, разрешить к-рые было возможно, только разделив 2 структуры. За сохранение за НЦ гос. статуса выступали те, кто считали систему советов слишком слабой для принятия самостоятельных решений, поэтому гос-во, по их мнению, должно защищать НЦ как народную церковь и не допускать ее превращения в церковь активного христ. меньшинства (на рубеже XX и XXI вв. в работе церковных советов на разных уровнях участвовала лишь небольшая доля активных прихожан). За пределами НЦ звучали требования отмены ее гос. статуса и уравнения в правах всех религиозных и мировоззренческих орг-ций. В апр. 2008 г. по результатам работы комиссий в стортинге было достигнуто соглашение о необходимости всеобъемлющей реформы церковно-гос. отношений в Н. Предполагалось внести поправки в конституцию, к-рые бы изменили статус НЦ, подтвердили свободу вероисповедания и равноправие всех религиозных и мировоззренческих орг-ций. В мае 2012 г. предлагаемые конституционные поправки были приняты стортингом. В § 2 формулировка «Евангелическо-лютеранская религия является официальной государственной религией. Исповедующие ее жители обязаны воспитывать в ней своих детей» была заменена следующим: «Основополагающей ценностью остается наше христианское и гуманистическое наследие.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Первая баптистская община в Нов. Юж. Уэльсе была организована в 1813 г., церковь Христа - в 1846-м, Армия Спасения - в 1881-м, Адвентисты Седьмого дня - в 1885 г. Лютеранская церковь, миссионеры к-рой вначале приезжали из Германии и Миссури (США), теперь имеет 3 миссии для аборигенов. Церковь Христа - также 3, баптистские миссионеры участвуют в работе нек-рых гос. станций. Большинство миссий открылись между 1914 и 1937 гг., сейчас все они контролируются правительством. Законодательство о вероисповедании Конституция 9 июля 1900 г. с поправками от 19 дек. 1946 г. начинается словами: «Поскольку люди… смиренно полагаясь на благословение Всемогущего Бога, договорились…» Офиц. положением, определяющим отношения между Церковью и гос-вом, является 116-й разд. Конституции. В нем говорится о том, что вероисповедание не должно играть роль при принятии на к.-л. гос. должность. Однако в Конституции нет упоминания о том, что официально А. является светским гос-вом. Конституция вызвала много споров, а вопрос о религ. образовании привел к конфликту между Церквами и гос-вом. Нек-рые сторонники светской школы заявили, что 116-й разд. запрещает федеральному правительству и правительствам членов федерации оказывать финансовую помощь таким религ. орг-циям, как, напр., церковные школы, но подобная трактовка закона не была подтверждена судом. Духовенство и те, кто готовятся принять духовный сан, освобождены от военной службы. Церкви не получают ни прямой финансовой помощи от правительства, ни зарплаты из гос. бюджета. Социальные же службы, включая сиротские дома, больницы и орг-ции, оказывающие помощь семьям, пользуются определенной финансовой поддержкой. На осуществление программы помощи аборигенам на севере страны австрал. правительство выдает англикан., католич. и протестант. миссиям значительные ежегодные суммы. Кроме того, церковные фонды и собственность Церквей освобождены от налогов. В правительстве нет министерства или отдела по религ. или церковным делам. Церкви не обязаны регистрироваться ни в федеральном правительстве, ни в правительстве члена федерации.

http://pravenc.ru/text/81404.html

Фердинанда II совпала с Тридцатилетней войной . Имп. Фердинанд III (1637-1657) продолжил политику отца, но более мягкими способами. Габсбургам удалось поставить под свой контроль не только протестантов, но и австр. католич. Церковь, лишив ее во многом самостоятельности. Фердинанд III подчинил австр. Церковь гос-ву, и монарх не только формально, но и по существу стал ее политическим главой. В 1683 г. В. пережила 2-месячную осаду тур. войска. Венское архиепископство В 1722 г. при поддержке имп. Карла VI В. получила статус архиеп-ства. Во 2-й пол. XVIII в. в Австрии были проведены церковные реформы Марии Терезии (1740-1780) и Иосифа II (1780-1790). Церковь была лишена налоговых привилегий, а также влияния на большинство учебных заведений. Имп. Иосиф II издал эдикт о веротерпимости (1781), по к-рому всем исповедовавшим признанные в гос-ве религии (в первую очередь протестантизм и греко-православие) гарантировалось право свободно отправлять культы и иметь свои церкви. Иосиф II отменил все постановления против евреев и приравнял их к гражданам гос-ва. Но главным принципом его политики стало подчинение Церкви авторитету гос-ва. Все попытки папы Пия VI оспорить решения Иосифа II не увенчались успехом. Имп. Наполеон дважды (1805 и 1809) завоевывал В. Эпоху наполеоновских войн завершил Венский конгресс (окт. 1814 - июнь 1815). В 1848 г. имп. Фердинанд отрекся от престола, правителем стал Франц Иосиф I. В XIX - нач. XX в. положение венской Церкви почти не изменилось. В 1867 г. был признан гражданский брак и отменен конкордат с католич. Церковью 1855 г. Попытки либералов добиться отделения Церкви от гос-ва и религ. свободы в тот момент не увенчались успехом. Эти требования австр. либералов смогли быть реализованы только в 1918 г. После аншлюса Австрии (март 1938) и оккупации В. герм. войсками начались гонения на Церковь. В 1945 г. в В. вошли части Красной Армии. Город был поделен на 4 оккупационные зоны. 15 мая 1945 г. во дворце Бельведер между странами-победительницами и Австрией был подписан гос.

http://pravenc.ru/text/150177.html

– 181, 223 Коваленко 2-й Степан Игнатьевич (1855–?) – крестьянин, земледелец. Депутат III Гос. Думы от Киевской губ., прав. Окончил церковно-приходскую школу. Бывший старший унтер-офицер. Георгиевский кавалер за участие в турецкой кампании. – 100 Коваль Иосиф Ильич (1865–?) – крестьянин. Депутат IV Гос. Думы от Подольской губ., нац. Окончил народное училище. Волостной старшина. Уездный и губернский гласный. – 347, 348 Ковальский – католический священник- " мариавит». – 57 Коковцов Владимир Николаевич (06.04.1853–28/29.01.1943) – граф (с 30.01.1914), государственный деятель царской России. Окончил Александровский лицей. Сенатор. С 1904 по 1914 г. (с небольшим перерывом) – министр финансов, а после убийства Столыпина, в 1911–1914 гг. занимал одновременно пост председателя Совета Министров. Член Гос. Совета по назначению, внепартийный. Во время Первой мировой войны – крупный банковский деятель. В 1918 г. эмигрировал во Францию. Скончался в Париже. Автор мемуаров «Из моего прошлого. Воспоминания. 1903–1919». См. библ. – 37, 183, 192, 193, 224 Колесников Василий Николаевич (1857(1868?)–?) – почетный мировой судья. Депутат IV Гос. Думы от Смоленской губ., прогр. Окончил медицинский факультет Московского университета. Занимался торговлей. – 348 Колокольников Константин Александрович (1871–?) – священник земской больницы. Депутат II Гос. Думы от Пермской губ., беспартийный. Окончил духовную семинарию. После роспуска Думы был лишен креста и запрещен в священнослужении. – 353 Комарецкий Николай Ананьевич (04.05.1877–25.06.1931) – протоиерей. Депутат III Гос. Думы от Полтавской губ., прав. Родился в г. Лохвицы Полтавской губ. в дворянской семье, отец был священником. Окончил Полтавскую духовную семинарию в 1898 г. После окончания семинарии учительствовал. В 1899 г. принял священный сан и священствовал в Полтавской епархии. Был слушателем Археологического института в 1907–1912 гг. С 1912 г. служил в церкви 145-го Новочеркасского полка на Охте в Санкт-Петербурге. В 1913 г. священник военной тюрьмы в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

структуру и основу вероучения. Евангелическо-лютеранская религия являлась официальной в стране. 21 мая 2012 г. в соответствии с принятыми стортингом конституционными поправками НЦ потеряла статус гос. церкви. Ее совр. положение определено в § 16 Конституции Н.: «Норвежская церковь, евангелическо-лютеранская церковь, остается народной церковью Норвегии и как таковая поддерживается государством» (при этом тот же параграф гарантирует равную гос. поддержку всем религ. и мировоззренческим орг-циям в стране). Поддержка выражается в прямом финансировании НЦ из гос. бюджета. Размер субсидии определяется исходя из текущих расходов церкви. 10 мая 2016 г. стортинг принял поправки к церковному закону (от 7 июня 1996), согласно которым НЦ была наделена правосубъектностью. С момента вступления поправок в силу (1 янв. 2017) НЦ является независимым от государства юридическим лицом, все сотрудники церкви, ранее считавшиеся гос. служащими, стали сотрудниками НЦ как самостоятельного юридического лица. Назначение епископов, пасторов и проч. церковных служащих было отдано в ведение органов церкви. С 1987 г. при НЦ действует независимая Комиссия по вероучению (Lærenemnd), состоящая из епископов, 5 экспертов в области теологии и 5 мирян, избранных Церковным собранием. В ее компетенцию входит определение границ евангелическо-лютеран. учения НЦ при взаимодействии с гос. органами. Т. о., и в административном, и в догматическом отношении НЦ в наст. время отделена от гос-ва. Религ. законодательство, касающееся НЦ, осуществляет стортинг, притом что нововведения согласуются с Церковным собранием. Добровольческие организации мирян В НЦ традиционно развито добровольческое движение мирян - наследие хаугеанства. По данным на 2017 г., в мирянских орг-циях, действующих при НЦ, работают 95 953 добровольца. Наиболее известные орг-ции - Союз внутренней миссии (Indremisjonsforbundet; ранее - Вестланнский союз внутренней миссии, Det Vestlandske Indremisjonsforbund; основан в 1898), Норвежский лютеран. миссионерский союз (Norsk Luthersk Misjonssamband; основан в 1891 как Норвежский лютеран. союз китайской миссии - Det Norske Lutherske Kinamissionsforbund), Северная миссия (Normisjon; возникла в 2001 после слияния 3 орг-ций), Городская миссия церкви (Kirkens Bymisjon, ранее - Внутренняя миссия Осло (Oslo Indremisjon; основана в 1855)). Члены добровольческих мирянских орг-ций работают во внешней и внутренней миссиях, социальной и диакональной сферах, с детьми и молодежью, осуществляют культурные и общественные проекты и т. д. В. М. Хусаинов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2577959.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010