жизни для К. есть не меньше, пусть искаженной односторонностью, духовно-культурной правды, чем в рационально оправдываемом фидеизме римско-лат. мира. За двумя историческими уклонениями ума и жизни К. раскрывает духовные уклонения в основных началах и стиле религ. верования. Поэтому философствование К.- один из первых в России опытов в области богословия культуры. Церковь и государство Нравы и обычаи народа «происходят из его убеждений веры» ( Он же. Письмо А. И. Кошелеву (окт.-нояб. 1853)//Там же. Т. 3. С. 208), поэтому «одинаковая вера требует одинаковых нравов, одинаковой системы всех отношений - семейных и общественных». Нравственная действительность просвещаемого свыше общества - то общее, что есть у Церкви с гос-вом. «Государство есть устройство общества, имеющее целью жизнь земную, временную. Церковь есть устройство того же общества, имеющее целью жизнь небесную, вечную» (Письмо А. И. Кошелеву (15.10.1853)//Там же. С. 198, 201). Церковь и гос-во - два измерения одного живого тела, единого общества; чтобы общество было «живым», Церковь и гос-во в нем должны находиться в определенном и устойчивом отношении друг к другу: «...государство совершенно безотносительное к Церкви... невозможно». И если «общество понимает свою жизнь так, что в ней временное должно служить вечному, то и государственное устройство этого общества должно служить Церкви» (Там же. С. 197, 201). Две стороны живой общественности равно действительны в ней, но не равно существенны. Отношение к Церкви и отношение к земному гос-ву существуют в ней не в равенстве, а в иерархическом единстве. Гос-во должно «поставить себе главной задачей своего существования - беспрестанно более и более проникаться духом Церкви и… в своем существовании видеть только средство для полнейшего и удобнейшего водворения Церкви Божией на земле» (Там же. С. 200-201). Цель существования гос-ва - обеспечение условий для воплощения идеала Церкви, создание гражданам условий для жизни согласно убеждению веры. Первое, что должно делать гос-во для достижения этой цели,- проникаться духом господствующей веры народа: в православном народе правительство также должно быть православным.

http://pravenc.ru/text/1840161.html

VI. Мнения авторитетных канонистов. Труды известных канонистов служат вспомогательным источником К. п. В рим. праве мнения авторитетных юристов - responsa prudentium (советы мудрых) - имели значение источника права и вошли в «Дигесты», также и в К. п. мнения знатоков канонов приобрели большой авторитет. Их сочинения в виде ответов на вопросы, канонических трактатов или толкований на каноны стали включаться в церковно-законодательные сборники. Особым авторитетом в правосл. К. п. пользуются визант. канонисты XII в. Алексий Аристин , патриарх Феодор Вальсамон, Иоанн Зонара , а также канонист XIV в. иером. Матфей Властарь . VII. Иерархия правовых норм. В «Алфавитной синтагме» Матфея Властаря представлено точное описание иерархии правовых норм в зависимости от их материальных источников: «О чем нет писаного закона, в том следует соблюдать обычай и согласную с ним практику, а коли нет и его, нужно следовать тому, что имеет более сходства с тем, что мы ищем, а если нет и этого, то должны иметь силу мнения мудрых, и при том большинства» (Synt. Alph. E 4). Т. о., иерархия правовых норм такова: писаный закон, обычай и судебный прецедент, аналогия с существующим законом, мнения авторитетных канонистов. VIII. Государственное законодательство по церковным делам. Источником права для Церкви служит и государственное законодательство. В области внешнего права Церкви, т. е. ее правового положения в гос-ве, воля гос. власти является суверенным законодательным источником. Для правосл. правосознания признание за гос-вом законодательной правоспособности по внутрицерковным делам обусловлено православием носителя такой власти. Это признание ограничено в том отношении, что глава гос-ва в принципе никогда не признавался более чем мирянином. Визант. церковно-законодательные акты, подписанные иерархами и императорами или их представителями, имеют церковный авторитет в силу подписей епископов; гос. власть, скрепляя подписью эти акты, придавала им статус гражданских законов, обязательных для подданных. Что же касается церковно-законодательных актов, изданных гос. властью самостоятельно, то внутрицерковная правомочность таких актов обусловлена признанием их законности со стороны иерархии и правосл. народа. При этом предполагалось, что, будучи православным, законодатель, издавая тот или иной акт, действовал в строгом согласии с правилами Церкви. Такой принцип лежал в основании визант. симфонии церковной и светской власти, но это не означает, что симфония никогда не нарушалась. Гос. власть издавала законы, к-рые противоречили основам церковного строя, но подобные законы могли действовать лишь до тех пор, пока общецерковным разумом не осознавалось их несоответствие канонам.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

После второй мировой войны началась подготовка к самоуправлению. В 1948 г. были проведены либеральные реформы, ликвидировавшие имущественный ценз и предоставившие избирательное право всему грамотному взрослому населению. На прошедших в авг. 1948 г. выборах в Законодательный совет (преобразован из Губернаторского) победила ЛП, а франкофонная элита и выражавшая ее интересы партия Маврикийский союз (с 1956 Маврикийская социал-демократическая партия (МСДП)) впервые были отстранены от правления. В сер. 50-х гг. XX в. в М. шли дискуссии о гос. финансировании нехрист. религ. орг-ций. В рамках соглашения о передаче колониальной власти от Франции Великобритании государственные субсидии получали только христ. конфессии и деноминации, в первую очередь католич. Церковь. Вскоре индуисты сумели добиться более справедливого распределения гос. субсидий для всех крупных религ. групп в стране. В сент. 1965 г. на Конституционной конференции в Лондоне было принято решение о предоставлении колонии М. независимости не позднее кон. 1966 г. О-ва Чагос были отделены от нее и включены в состав Британской заморской территории в Индийском океане. В авг. 1967 г. состоялись всеобщие выборы в Законодательную ассамблею - представительный орган, преобразованный из Законодательного совета. Коалиция ЛП, Мусульманского комитета действий и индуистской партии «Независимый передовой блок» одержала победу над МСДП. В соответствии с Конституцией от 12 марта 1968 г. М. объявлен независимым гос-вом в составе брит. Содружества. Формально главой гос-ва оставался брит. монарх, представленный в М. генерал-губернатором. Первым премьер-министром независимого гос-ва стал лидер лейбористов Сивусагур Рамгулам. Для управления о-вами Родригес, Агалега и Каргадос-Карахос была создана гос. Корпорация внешних островов, в которую вошли политики и предприниматели с о-ва Маврикий. Созданию независимого гос-ва предшествовала серия межэтнических столкновений, в ходе которых погибли ок. 300 чел. Первые годы независимости отмечены политической нестабильностью, межрасовыми конфликтами и выступлениями рабочих и студенческой молодежи. Экономическое положение страны было тяжелым, высок был и уровень безработицы. В религиозной жизни с кон. 60-х гг. XX в. отмечен рост количества псевдоиндуистских сект и новых религ. движений, пришедших сюда гл. обр. из Индии: появились миссии Шри Чинмойя, группы Сатья Саи Бабы, последователи Аммачи (женщины-гуру, часто посещавшей М.), представители Об-ва сознания Кришны, центры медитации Брахма Кумарис и проч.

http://pravenc.ru/text/2561140.html

Папа Пий XII в 1947 г. с похвалой отозвался о Пероне, к-рый, по его словам, положил «конец светской и атеистической эре в истории Аргентины, длившейся 60 лет, и спас страну от коммунизма». По принятой в 1949 г. перонистской конституции президентом и вице-президентом республики могли быть только католики, гос-ву вменялось в обязанность оказывать Церкви материальную поддержку. Острый конфликт в отношениях Церкви и гос-ва в истории А. произошел в 1954 г. Действия Церкви по христианизации перонистских профсоюзов и формированию христ. демократической партии вызвали недовольство Перона, расценившего их как прямое вторжение в область политики и подрыв его власти. Последовала отмена всех привилегий в области образования, прекращалась выдача гос. субсидий, были изгнаны «духовные ассистенты»; разрешены разводы, запрет на к-рые строго блюла католич. Церковь. Через парламент был проведен закон об отделении Церкви от гос-ва. Протесты духовенства спровоцировали дальнейшие антицерковные акции: ссылки и заключения в тюрьмы священников, закрытие и распродажу имущества клерикальной газ. «Пуэбло», разгон «Католического действия», запрет на религ. процессии и религ. передачи по радио. Церковь до той поры оставалась почти единственным неподконтрольным ему институтом в стране - Перон рассчитывал ослабить ее и устранить из сферы политической жизни. Защищая свои права, Церковь активно включилась в оппозицию Перону. В 1955 г. военные и их союзники вынудили Перона уйти с поста президента. Новое правительство отменило введенные им антицерковные законы, в т. ч. закон об отделении Церкви от гос-ва и закон, разрешающий разводы. Был восстановлен существующий по сей день патронат. В 60-х гг. XX в. режим контроля гос-ва над Церковью был неск. смягчен. Признавалась «компетенция святого престола» при назначении епископов. Церковь приобрела право инициативы в церковных назначениях и в создании новых еп-ств. Гос-во брало на себя обязательство финансовой поддержки епископов, генеральных викариев и храмов.

http://pravenc.ru/text/75856.html

Господствующий статус правосл. Церкви в России не исключал В. по отношению к иноверцам. Среди входивших в состав рус. гос-ва народов, остававшихся языческими, совершалось миссионерское служение, но принудительные меры для их крещения не применялись. В. проявлялась к исповедовавшему ислам татар. населению, вошедшему в состав Руси в XVI в. Хотя после взятия Казани (1552) на местных татар оказывалось давление с целью побудить их к принятию Крещения, но это не представляло принципиальной религ. политики правительства. Выражая дух рус. правосознания, царь Петр I Алексеевич писал в указе 1702 г.: «Совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому христианину на его ответственность пещись о спасении души своей» (ПСЗ. Т. 4. 1910). Рус. правительство, однако, использовало поощрительные меры для обращения инородцев: крещеных крепостных отписывали от их некрещеных помещиков; с 1720 г. всем новообращенным предоставлялась 3-летняя льгота от податей и рекрутства. Царь Петр I в 1714 г. легализировал право старообрядцев оставаться вне Греко-российской Церкви с возложением на них при этом двойной подати (ПСЗ. Т. 5. 2889, 2991). Старообрядчеству, т. о., был придан статус терпимого исповедания, ранее пребывание в расколе рассматривалось правительством как преступление. Осуществленная имп. Петром I в 1721 г. кардинальная реформа церковного управления, учредившая Святейший Правительствующий Синод в качестве высшей адм. и судебной инстанции Российской Православной Церкви, обозначила переворот в церковно-гос. отношениях. От симфонии был сделан шаг в сторону системы гос. церковности, характерной для нем. протестант. княжеств эпохи абсолютизма. В своей юридической реализации и политической практике идеал симфонии подвергся радикальной деформации. До Петра I служение Богу и Церкви сознавалось и носителями гос. власти, и всем рус. народом как высший смысл и высшая цель самого существования гос-ва, как конечное основание для всякого гос. деяния. После Петра I правительство России ставило перед собой вполне секулярные цели, а привилегированный статус правосл. Церкви - ее «господствующее» в сравнении с др. религ. общинами положение - находило себе основание только в том, что Православие, согласно Основным законам Российской империи, являлось вероисповеданием государя и большинства его подданных. В связи с этим изменением политики гос-ва в синодальную эпоху стали существенно укрепляться начала В.

http://pravenc.ru/text/150455.html

Так в окт. 1596 г. произошел раскол духовенства и мирян Киевской митрополии на сторонников и противников унии с Римом. К последним в то время принадлежало очевидное большинство и клира, и паствы. С самого начала подготовка к заключению унии осуществлялась при активном участии гос. власти, взявшей инициаторов унии под свою защиту. Гос. власть сыграла важную роль и в дальнейшем обострении конфликта вокруг заключения унии, первоначально касавшегося лишь религ. жизни православных Киевской митрополии. В дек. 1596 г. король потребовал от своих подданных не признавать Гедеона (Балабана) и Михаила (Копыстенского) епископами и избегать общения с ними, воеводам и старостам, представителям власти на местах, было предписано «карать» тех, кто будет выступать против унии. В дальнейшем гос. власть последовательно исходила из того, что единственной законной Церковью для правосл. населения Речи Посполитой является униатская. Ради достижения этой цели гос. власть обращалась к разным мерам давления и принуждения. Храмы, в к-рых служили священники, не принявшие унии, закрывались (запечатывались), священники лишались приходов, а население оставалось без богослужения, пока не соглашалось принять униатского священника. Правосл. мещане не допускались в состав городских магистратов, а ремесленники исключались из цехов. В случае сопротивления власть обращалась к вооруженной силе. Из-за особенностей гос. строя Речи Посполитой кор. Сигизмунд III мог использовать такие меры лишь во владениях, находившихся под его прямой властью, прежде всего в городах, но к аналогичным мерам широко прибегали в своих владениях на украинско-белорус. землях католич. вельможи и прелаты. Униатское духовенство активно побуждало власть к проведению такой политики, указывая возможные объекты для осуществления мер принуждения, Римская Церковь поддерживала ее своим духовным авторитетом. Вмешательство гос. власти привело к тому, что религ. конфликт стал приобретать характер политического столкновения между гос-вом и правосл.

http://pravenc.ru/text/153419.html

Положение о вероисповедании государя отразилось в 42-й ст. «Основных законов Российской империи»: «Император яко христианский Государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния» (положение заимствовано из «Духовного регламента» , 1721). Однако примечанием к этой статье: «В сем смысле Император в Акте о наследии престола 1797 г., апр. 5, именуется Главою Церкви» - в формулировку имп. Павла I относительно главенства государя в Церкви было внесено ограничение: формулировка лишилась силы прямого закона, став только толкованием одной из статей «Основных законов Российской империи». 17 апр. 1905 г. имп. мч. Николаем II был издан указ «Об укреплении начал веротерпимости» , существенно изменивший правовой статус инославных и иноверных исповеданий и тем самым косвенно задевший положение правосл. Церкви. Этим указом были значительно расширены права старообрядческих и сектантских общин, не носивших изуверского характера, отменены ограничения для старообрядцев и сектантов на поступление на гос. службу, расширены права католич. и мусульм. общин. Изменения были внесены в легальный порядок перемены религии: сняты запреты и ограничения на переход из одного признанного гос-вом христ. исповедания в другое; в указе ничего не говорилось о возможности присоединения иноверцев к одной из неправосл. христ. общин, но на практике после издания указа такие переходы не встречали никаких препятствий со стороны гос. инстанций. При сохранении общего запрета на отпадение от Православия и от христианства было сделано исключение, по к-рому могло быть легализовано возвращение новообращенного правосл. или инославного христианина в свое прошлое вероисповедание. В 1905 г. большим преобразованиям подвергся гос. строй Российской империи. Высшими законодательными органами помимо императора стали Гос. совет и Государственная дума . Несмотря на то что в их состав входили не только правосл. лица, ими рассматривались законы, касающиеся правосл. Церкви, напр. о финансовых сметах Синода. При неограниченной власти правосл. монарха система гос. церковности еще могла восприниматься как своего рода продолжение традиц. визант. симфонии, хотя в действительности таковой и не была, но новая юридическая ситуация резче обозначала негативные черты этой системы. Епископатом, духовенством и церковным народом была осознана необходимость созыва Поместного Собора для самоопределения правосл. Церкви в реформируемом гос-ве, конфессиональный характер к-рого размывался.

http://pravenc.ru/text/166357.html

В 1911 г., после гибели П. А. Столыпина , В. получил пост председателя Комитета финансов Гос. совета. В 1911-1913 гг. он пытался вновь заняться активной политической деятельностью, опираясь на Г. Е. Распутина , в пагубности влияния к-рого В. не сомневался. В 1911 г. в 3-й Гос. думе В. был сторонником проекта «Об отмене ограничений политических и гражданских, связанных с лишением или добровольным снятием духовного сана и звания». Проект был одобрен Гос. советом, но отвергнут императором. В. являлся почетным членом мн. просветительских, благотворительных и др. об-в (в т. ч. Русского православного соборного общества взаимопомощи в Америке - с 11 апр. 1896, Палестинского православного общества - со 2 мая 1901), а также почетным членом имп. АН (с 29 дек. 1893). Он был награжден мн. орденами Российской империи вплоть до ордена равноап. Владимира 1-й степени (1913) и иностранных гос-в. Согласно предсмертному желанию, В. был погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Взгляд В. на совр. ему события отражен в «Воспоминаниях», над к-рыми автор работал в 1907-1912 гг. (впервые изданы в 1922 в Берлине в обработке И. В. Гессена). Соч.: Самодержавие и земство. Stuttg., 1901; Переписка С. Ю. Витте и К. П. Победоносцева (1895-1905)//Красный архив. 1928. Т. 5 (30). С. 108-114; Воспоминания. Берлин, 1922. М., 1960. 3 т.; Конспект лекций о нар. и гос. хозяйстве, читанных вел. кн. Михаилу Александровичу в 1900-1902 гг. М., 19974. Арх.: РГИА. Ф. 560. Оп. 16. Д. 768; Ф. 1162. Оп. 6. Д. 86; Ф. 1343. Оп. 16. Д. 2786; Ф. 1622 (фонд С. Ю. Витте); Бахметьевский архив (Колумбийский ун-т. США). Ист.: Полный сб. платформ всех рус. полит. партий с прил. высочайшего манифеста 17 окт. 1905 г. и всеподданнейший доклад гр. Витте. СПб., 1906. Лит.: Каменев. С. Ю. Витте и К. П. Победоносцев о совр. положении Правосл. Церкви//ВЕ. 1909. Кн. 2. С. 651-691; Водовозов В. В. Граф С. Ю. Витте и имп. Николай II. Пг., 1922. М., 1992; Ананьич Б. В. , Ганелин Р. Ш. Ю. Витте и его время. СПб., 1999, 2000; Шилов Д. Н. Гос. деятели Российской империи, 1802-1917: Биобиблиогр. справ. СПб., 2001. С. 127-130; Ореханов Г. , свящ. На пути к Собору: Церк. реформы и первая рус. революция. М., 2002. С. 34-80; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (кон. 1890-1918 гг.). М., 2002. С. 147-174; Рожков В. , прот. Церк. вопросы в Гос. думе. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/158868.html

Конституция обязана защищать демократию, правовое государство и права человека». Хотя НЦ с этой поправкой теряла статус гос. религии, ее особое положение было сохранено в § 16: «Все жители королевства имеют свободу вероисповедания. Норвежская церковь, евангелическо-лютеранская церковь, остается народной церковью Норвегии и как таковая поддерживается гос-вом… Все религиозные и мировоззренческие общины должны поддерживаться на равной основе». Т. о., в 2012 г. в Н. была отменена гос. религия. Весной 2016 г. был принят новый церковный закон, вступивший в силу 1 янв. 2017 г. НЦ объявлялась самостоятельным субъектом права, была отделена от гос-ва, высшим представительным органом стало Церковное собрание. Вопрос о назначении епископов, пробстов и пасторов передавался церковным органам. Епископы, пасторы и проч. церковные служащие перестали считаться гос. чиновниками. На практике НЦ сохраняет особое положение народной церкви по сравнению с др. религ. орг-циями в стране. Церковь полностью финансируется из государственного и муниципального бюджетов. К рубежу XX и XXI вв. характерной чертой духовной жизни норвеж. общества стал религ. плюрализм. В Н. на равных правах и при равной гос. поддержке действуют христ. конфессии и нехрист. религии. НЦ потеряла статус гос. церкви и стала одной из мн. религ. орг-ций, действующих в стране. Тем не менее Н. сохраняет свое христ. евангелическо-лютеран. культурное наследие, что закреплено в § 2 Основного закона страны. Ист.: Hauge H. N. Skrifter/Utg. H. N. H. Ording. Oslo, 1947-1954. 8 bd.; Советско-норвежские отношения, 1917-1955: Сб. док-тов/Отв. ред.: А. О. Чубарьян. М., 1997; Austad T. Kirkelig motstand: Dokumenter fra den norske kirkekamp under okkupasjonen, 1940-45. Kristiansand, 2005; «Старая» Россия и «новая» Норвегия: Российско-норвежские отношения (1905-1917): Сб. док-тов/Сост.: В. А. Карелин, Й. П. Нильсен. М., 2014. Лит.: Landsmøtet i anledning av Kirkestriden/Red. J. M. Wisløff. Kristiania, 1920; Selmer L. Oplysningsmenn i den Norske Kirke.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Поэтому у многих эта статья вызовет злые корчи. Либерализм в наше время - враг свободы, причём не только духовной свободы в христианском понимании, но даже и свободы в бытовом смысле. В современной Европе свободы ненамного больше, чем в СССР при Брежневе. И чем дальше, тем её там меньше. Одно только маленькое уточнение: автор пишет, что Сталин Церковь громил не очень сильно. Сталин громил Церковь (и все формы религии) абсолютно безпощадно до начала Великой отечественной войны. Лишь тогда он понял, что без помощи Церкви ему не выжить. Поэтому и смягчил репрессии против неё, но не прекратил их совсем. Гитлер был в своей борьбе против христианства осторожнее, действовал не так грубо. Конечно, не потому, что испытывал к христианству симпатию. Просто политическое влияние католицизма и лютеранства в тогдашней Германии было слишком мощным, и унчитожить эти две конфессии грубой силой он просто не мог. Алексей 16 апреля 2015, 07:53 Хорошая статья и нужная. Спасибо автору. Однако смешивать несочетаемые понятия не всегда полезно, хотя и позволительно. Слово " демократия " юридически обозначает форму правления в гос-ве, с указанием на атрибутику гос. институтов в стране. Либерализм - бытовой термин, придуманный и вброшенный в мир радикалами, причем, не так давно. В гос-ве любой формы правления все: патриоты, либералы, радикалы, пацифисты, кухарки и олигархи, обязаны жить по правилам (законам), установленным этим гос-вом. Главный вопрос в том, что есть фундамент гос-ва, в чем нравственное (духовное) начало? Если в основе христианские ценности, то либералам, фашистам, олигархам, радикалам здесь плохо. Если в основе финансово-олигархический принцип наживы любой ценой, нац. превосходства, земного " мессианства " , то либералы, фашисты ... здесь в чести и при деле. Дай Бог, чтобы Россия, как гос-во, высвободилось из экспериментальных датчиков 20-нач.21 века и вернулась на основания Духовности, христианской нравственности, семьи, сословности, личного профессионализма из которого и должен проистекать достаток и т.д.

http://pravoslavie.ru/78531.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010