После откровения христ. истины, утверждает И. С., для человека уже недостаточно быть приверженным лишь земной добродетели, но требуется подчинять земное небесному. Всякий, кто любит и познает Бога, в силу этого приобретает также надлежащие земную любовь и земное счастье. В «Поликратике» И. С. представил собственную концепцию гос-ва и гос. власти. Метафорически гос-во изображается им как единое тело, головой его является король, к-рый, опираясь на закон и Церковь, должен поддерживать установленный Богом порядок. «Тело» гос-ва И. С. делит на 3 части: представители гос. власти; исполнители функций гос-ва; все прочие подданные. По его словам, наместники и судьи являются глазами и ртом гос-ва, парламент - сердцем, Церковь - душой. 2-я часть включает солдат, шерифов и сборщиков налогов, к-рые служат гос-ву руками; др. чиновники выполняют функции внутренних органов. 3-я часть - крестьяне, ремесленники и мелкие торговцы, к-рые выполняют функцию ног гос-ва (Ibid. V 2). Правитель гос-ва, по словам И. С., должен чтить Бога, поддерживать в подданных почтение к себе, любить их и заботиться о них, следить за своими наместниками и чиновниками, воспитывая и обучая их (Ibid. V 3). Для И. С. характерно типичное для средневековья представление о королевской власти как божественном установлении. Хороший король добровольно подчиняет себя Богу как Царю царей, следует Его заповедям и получает от Бога власть быть Его представителем на земле (см.: Kneepkens. 2003. P. 393). Напротив, в том случае если король не исполняет должным образом свои обязанности, он превращается в тирана. По словам И. С., тиран подобен сатане , к-рый стремился быть первым и искал счастья только для себя одного. Подобные тираны, по утверждению И. С., известны из античной истории; он называет, в частности, имена рим. императоров Калигулы и Юлиана Отступника . Поскольку тиран пренебрегает благом общества и разрушает гос-во, И. П., по мнению мн. исследователей, находил допустимым не только активное сопротивление ему со стороны подданных, но и его физическое устранение ( Ioan.

http://pravenc.ru/text/471506.html

д. В ст. 181 говорится, что заработная плата и пенсия для служителей культа возлагается на гос. бюджет. Ст. 24 (п. 1) Конституции устанавливает принцип свободы родителей в выборе образования для своих детей. Школы, организуемые гос. властями, предоставляют вплоть до конца обязательного школьного обучения выбор между одной из признанных религий и преподаванием нерелиг. морали. Согласно п. 3 ст. 24 все учащиеся имеют право на духовное и религ. обучение за счет гос-ва. Правительство разрешает проведение в гос. школах религ. уроков, но не требует от учеников их обязательного посещения. Преподаватели духовных дисциплин в гос. школах отбираются комитетом соответствующей религ. группы и назначаются министром образования. Все гос. школы имеют учителей по каждой из 6 признанных религий и конфессий. Католич. Церковь имеет также сеть частных школ начального и среднего уровней, к-рые получают правительственные субсидии. Хотя бельг. законодательство признает теоретическое равенство между всеми религиями, офиц. признание имеют: католицизм, протестантизм и иудаизм (с 1830), англиканство (с 1870), ислам (с 1974), Православие (с 1988). Они получают из гос. бюджета зарплаты для священнослужителей, имеют нек-рые др. привилегии. Среди них право запрашивать гос. субсидии для строительства и реставрации церковных зданий, право на радио- и телевизионное время, право назначать армейских и тюремных священников, чья деятельность оплачивается гос-вом, возмещение местными органами власти расходов церковной администрации. Правительство применяет 5 критериев для офиц. признания религ. орг-ций: наличие структуры и иерархии; наличие достаточного количества членов; длительное существование на территории Б.; представление социальной ценности для общества; соблюдение законов гос-ва и общественного порядка. Эти критерии указаны в постановлении кассационного суда от 1834 г. о том, что никакие субъективные ценности не должны использоваться при определении того, что составляет религию. Если религия не признана Мин-вом юстиции, решение может быть обжаловано в Гос. совете. Отсутствие статуса «признанной» не запрещает членам орг-ции свободно вести религ. деятельность.

http://pravenc.ru/text/77978.html

Поместный Собор стремился, т. о., к тому, чтобы правосл. Церковь сохранила все преимущества, вытекающие из ее гос. статуса, с устранением негативных последствий Петровской реформы церковного управления, подчинившей Церковь гос-ву. Иными словами, в проекте Собора был сделан шаг от принципов гос. церковности к традиц. симфонии Церкви и гос-ва, насколько она могла мыслиться реализуемой в иных исторических условиях, в условиях иной политической и правовой культуры, чем те, что существовали в Византии и в допетровской России. При этом Собор вопреки позиции нек-рых его членов не высказался в пользу определенной формы гос. устройства, так что проектируемое им устроение церковно-гос. отношений предполагалось совместимым не только с монархическим, но и с республиканским правлением. Разрушение многовекового тесного союза правосл. Церкви и гос-ва, начатое Временным правительством, завершилось советской властью. Декретом Совнаркома «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 23 янв. 1918 г. правосл. Церковь была отделена от гос-ва, но при этом не получила прав частного религ. об-ва, была исключена на территории Советского гос-ва из числа субъектов гражданского права, ее правовой статус приблизился к нелегальному. Поместный Собор 1917-1918 гг. не признал законности этого декрета. Лит.: Градовский А. Д. Начала русского государственного права. СПб., 1875. Т. 1: О гос. устройстве; Никодим [Милаш], еп. Право. С. 677-678, 694-698; Рейснер М. А. Государство и верующая личность: Сб. ст. СПб., 1905; Темниковский Е. Н. Положение Императора Всероссийского в Русской Православной Церкви в связи с общим учением о церковной власти. Ярославль, 1909; Захаров Н. А. Система русской государственной власти. Новочеркасск, 1912. М., 2002Р; Казанский П. Е. Власть Всероссийского Императора. Од., 1913; Суворов. Право. С. 65-74, 100-104, 107-111, 221-222, 228-233, 478-483, 502-506; Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936; Dvornik F. Early Christian and Byzantine Political Philosophy. Wash., 1966. Vol. 1-2; Карташев А. В. Временное правительство и Русская Церковь//Из истории Христ. Церкви на родине и за рубежом в ХХ ст. М., 1995. С. 9-27. (МИЦ; Кн. 5); Наследование Российского Императорского Престола по Основным гос. законам/Сост.: Н. Н. Корево. М., 19992; Русская Православная Церковь и право: Коммент./Сост.: А. И. Масляев и др. М., 1999; Пинкевич В. К. Вероисповедные реформы в России в нач. XX в.: 1906-1917 гг.: Докт. дис. М., 2000; Павлов А. С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 342-361; Дорская А. А. Государственное и церковное право Российской империи: проблемы взаимодействия и взаимовлияния. СПб., 2004; Цыпин В. , прот. Курс церк. права. Клин, 2004. С. 642-643, 646-659.

http://pravenc.ru/text/166357.html

Гос. публичное право всякого народа является продуктом его истории и потому претерпевает изменения в зависимости от исторических обстоятельств. Напротив, Церковь выводит свое право из Божественного Откровения, данного людям навсегда, вслед. чего первооснова церковного права, его ядро остается неизменным на все времена, как неизменны догматы веры. Церковное право совершенно самобытно по отношению к праву любого гос. или политического образования. Церковь Христова имела свои правила, свою достаточно полно разработанную систему законов еще тогда, когда Римское гос-во не только не признавало за ней статуса публичной корпорации, но прямо преследовало ее как недозволенную ассоциацию (collegium illicitum). Гос-во может придать церковным правилам статус гос. законов, обязательных для исполнения гражданами (как это произошло вскоре после издания Миланского эдикта 313 г. ), но для членов Церкви эти правила обязательны и без гос. санкции, в силу их церковного авторитета. Т. о., право, определяющее внутрицерковные отношения, своим происхождением не обязано гос-ву и не является частью гос. публичного права. На этом основании следует признать несостоятельной и попытку определить статус К. п. в зависимости от положения Церкви в гос-ве: если Церковь не отделена от гос-ва, ее право носит публичный характер, если отделена - частный. Историк права Т. Марецолль в «Институциях римского права» (1875) писал: «Каждый человек по своим верованиям входит в состав той или другой религиозной общины. Отсюда возникают более или менее своеобразные религиозные отношения. Отношения эти совпадают всецело со всеми прочими отношениями в государстве, именно там, где существует вполне национальная религия. Так, у римлян jus sacrum отнесен к jus romanum publicum. Где же нет такого отождествления интересов государства с интересами религии, именно в новейших государствах, отношения верующих к их религиозной общине, Церкви, образуют особенное право - церковное. Церковное право, поскольку речь идет об отношении Церкви к государству, входит, правда, в состав государственного права.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

13. С. 73-97; 14. С. 118-154; 15. С. 85-100; 16. С. 91-121; 1982. 17. С. 91-114; 18. С. 104-124; Васильева О. Ю. С именем Дмитрия Донского//ЖМП. 1990. 5. С. 45-50; она же. РПЦ в политике Сов. гос-ва в 1943-1948 гг. М., 1999; Одинцов М. И. Гос-во и церковь в России: ХХ в. М., 1994; он же. Религ. организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995; он же. РПЦ в ХХ в.: История, взаимоотношения с гос-вом и обществом. М., 2002; Кашеваров А. Н. Гос-во и церковь: Из истории взаимоотношений Сов. власти и РПЦ: 1917-1945 гг. СПб., 1995; Кондакова Н. И. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. М.; Рязань, 1995; Религ. организации Сов. Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Мат-лы «круглого стола», посвящ. 50-летию Победы, 13 апр. 1995 г. М., 1995; Шкаровский М. В. РПЦ и Сов. гос-во в 1943-1964 гг.: От «перемирия» к новой войне. СПб., 1995; он же. Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917-1945. СПб., 1995; он же. РПЦ при Сталине и Хрущеве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999; Яковлев А. Н. «По мощам и елей». М., 1995; Якунин В. Н. За веру и Отечество. Самара, 1995; он же. Положение и деятельность РПЦ в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2001; он же. Внешние связи Моск. Патриархии и расширение ее юрисдикции в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2001; он же. РПЦ на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2001; Православная церковь на Украине и в Польше в ХХ ст., 1917-1950: Сб. М., 1997; Цыпин. История РЦ; Чумаченко Т. А. Гос-во, правосл. Церковь, верующие, 1941-1961 гг. М., 1999; Власть и церковь в СССР и странах Вост. Европы, 1939-1958: Дискуссионные аспекты: Сб. ст. М., 2003. М. И. Одинцов Рубрики: Ключевые слова: КОМИССИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА при ЦК РКП(б) - ВКП(б), орган партийно-гос. власти, ответственный за религ. политику в СССР в 1922-1929 гг. АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/Великая ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан; итал. Stato della Città del Vaticano], гос-во в пределах столицы Италии Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) . Границы гос-ва В. были определены Латеранскими соглашениями, заключенными между Папским престолом и Италией 11 февр. 1929 г. Флаг гос-ва Ватикан Флаг гос-ва Ватикан Территория, население, государственная символика В. расположен в зап. части Рима, на Ватиканском холме (Монте-Ватикано), на правом берегу р. Тибр. Территория (в пределах стен) составляет 0,44 кв. км, из к-рых 0,26 заняты постройками; максимальная длина - 1045 м, ширина - 850 м. Центром В. является базилика св. Петра (см. ст. Петра апостола базилика в Ватикане ). Папский престол в В. признан независимым субъектом международного права. Управление гос-вом В. регулируется особыми законами В. Юридическая организация гос-ва была определена в 6 основных законах, принятых 7 июня 1929 г. и опубликованных 8 июня в офиц. бюллетене В. «Acta Apostolicae Sedis» . С 22 февр. 2001 г. вступил в силу новый Основной закон (конституция) В. (La nuova legge fondamentale dello Stato della Città del Vaticano). Главой гос-ва является папа Римский (art. 1. 1), к-рый обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти (с 16 окт. 1978 - Иоанн Павел II ). Офиц. языки - итал. и лат. В. обладает атрибутами суверенного гос-ва: c 1949 г. имеет гимн (Marcia Pontificia, композитор Ш. Гуно); флаг и герб (ключи ап. Петра и папская тиара) (art. 20. 1). Гос-во В. печатает свои почтовые марки; чеканит медали и монеты (с 1 янв. 2002 В. присоединился к единой монетной системе Европейского союза). В наст. время в В. проживает ок. 1 тыс. постоянных жителей, большинство из к-рых итальянцы; немногим более половины из них имеют гражданство В. Ватиканское гражданство основывается исключительно по критерию «постоянного проживания в Ватикане».

http://pravenc.ru/text/149913.html

Новые религиозные движения представлены такими группами, как Бахаи религия , Об-во Сознания Кришны и др. Э. Небольсин Церковь Самеба (Св. Троицы) в Тбилиси. 2002–2006 гг. Конституционное соглашение ГПЦ с государством . ГПЦ независима и отделена от гос-ва, отношения с к-рым регулируются Конституцией и законодательством Г. 14 окт. 2002 г. в кафедральном соборе Светицховели между Грузинским гос-вом, представленным Президентом Грузии Э. Шеварднадзе, и ГПЦ, представленной Католикосом-Патриархом всей Грузии Илией II, в соответствии со ст. 9 Конституции Г. было заключено Конституционное соглашение, к-рое является вторым по значению и силе законом после Конституции страны. Оно включает 12 статей и регулирует отношения между Церковью и гос-вом, а также определяет юридическое положение ГПЦ в гос-ве, к-рое признает особую ее роль в истории страны и полную ее независимость. Гос-во и Церковь подтверждают готовность сотрудничать на благо населения страны с соблюдением принципа взаимной независимости. Обе стороны правомочны заключать соглашения в различных сферах совместных интересов и принимать соответствующие акты по их реализации. Католикос-Патриарх пользуется неприкосновенностью. Великие церковные праздники и воскресенье объявляются гос. выходными днями (Ст. 1). Гос-во поддерживает тайну исповеди, признает бракосочетание, совершенное Церковью в законодательно установленном порядке (Статьи 2, 3). Духовные лица освобождаются от воинской обязанности, гос-во обеспечивает создание института пастырей в воинских формированиях и тюрьмах (Ст. 4). В образовательных учреждениях изучение правосл. вероучения добровольное, гос-во и Церковь обоюдно и на равных правах признают подтверждающие образование документы, ученые степени и звания (Ст. 5). Собственность Церкви и др. ее имущественные права защищены законом, источниками финансирования Церкви являются добровольные пожертвования, доход от предпринимательства, инвестиции, гранты и др. доходы, разрешенные законодательством Г. Производимая Церковью продукция и церковная собственность (существующие на всей территории Г.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Ему гарантировалась свобода осуществления духовной власти, свобода дипломатических контактов с любыми гос-вами; дипломатам, аккредитованным при папском дворе, обеспечивалась неприкосновенность. В распоряжении папы оставался комплекс зданий в Риме (базилика св. Петра, Ватиканский и Латеранский дворцы), а также загородная резиденция Кастель-Гандольфо «со всеми принадлежащими и зависящими землями», гос-во обязывалось выплачивать папе ежегодную ренту. Согласно 2-й части закона («Отношения между Церковью и государством»), итал. правительство сохраняло за собой право на различные формы гос. контроля над распределением церковных имуществ, а также над замещением различных церковных должностей (т. н. право «exequatur» и «placet»), однако окончательно вопрос о реорганизации и управлении собственностью католич. Церкви предполагалось решить позднее специальным законом. Отказавшись признать новое гос-во и «закон о гарантиях», папа Пий IX 15 мая 1871 г. опубликовал энциклику «Ubi nos», в к-рой утверждал, что предоставленные ему гарантии недостаточны для «свободного осуществления власти, данной Римскому первосвященнику Богом, и для сохранения необходимой свободы Церкви». В том же месяце он опубликовал буллу «Non expedit», запрещавшую всем католикам участвовать в политической жизни нового итал. гос-ва. Международное положение Римского престола также оказалось сложным. Антицерковное законодательство было принято во мн. гос-вах Европы и Лат. Америки. Так, в конституции Швейцарии 1874 г. были введены «статьи исключения», направленные против иезуитов и мон-рей. В Базеле все католич. церкви были переданы старокатоликам (1873). В ряде гос-в Лат. Америки было провозглашено отделение Церкви от гос-ва (в Мексике в 1859, в Бразилии в 1891). Сильное антиклерикальное движение развернулось во Франции, где в 1880 г. были закрыты школы иезуитов. Наиболее острую форму борьба с правами католич. Церкви получила в Германии. Провозглашенная герм. канцлером О. Бисмарком политика «Культуркампф» была направлена на укрепление центральной гос.

http://pravenc.ru/text/149913.html

8 июля торжества открылись молебном: «Оч[ень] торжественно и величественно. Все в восторге (отзыв М[итрополита] Кирилла и М[итрополита]Германоса). В Патриархии завтрак… [неразб.] Мы в столовой, где все главы и Карпов. Потом прогулка в саду. М[итрополит] Германос хотел видеть Патриарха, чтобы передать просьбу секретаря Амстерд[амской] экумен[ической] конференции [xxxi] , чтобы прислали хотя бы наблюдателя… Вечером на заседании были приветствия. Карпов – от Правительства. Отзыв Германоса – «очень хорошо»… Восхищены массой народа, обращено внимание на большое количество милиции для охраны порядка. Между прочим сказал, что он 4 раза говорил на греч[еском] и на франц[узском] и на англ[ийском] языке в больших собраниях о свободе Церкви в России, и высказал пожелание, чтобы и по нынешнему поводу хорошо было бы по радио рассказать о нынешнем торжестве и еще раз подчеркнуть о свободе Церкви в России. Я на это ответил, то лучше всего это сделать из заграницы. Завтра Германос не будет на плен[арном] заседании и я с ним после 3-х час. [визит] к Карпову и осмотр церквей. На веч[ернем] заседании я читал перевод греч[еского] приветствия м[итрополита] Германоса. Вечером был прот. Шпиллер [xxxii] . Говорил, что Болг[арский] Синод делегировал всех и высказался принципиально за участие в экум[еническом] движении, но «по политич[еским] обстоятельствам до времени пока не принимать участия». Эти «полит[ические] обст[оятельства]» означают «нас заставили подписаться». Это хочет в Комиссии Шпиллер уточнить. Стефан держит нос на Запад и это единственное чем он поддерживает себя с епископским советом. Но с нами будет заигрывать, п[отому] ч[то] хочет просить у нас ден[ежной] помощи. Кстати нашу прежнюю помощь он употребил исключительно на себя, на достройку своей дачи, мотивируя это публично (в собрании священников), что П[атриарх] Алексий просил его приготовить дачу для его (Алексия) отдыха. Здесь Кирилл сколачивает блок с Сербами и Румынами, чтобы сближаться с экуменистами, пишут декларацию […].

http://bogoslov.ru/article/4642910

Традиц., юридическое, значение термина В. сохраняется в тех гос-вах, где наряду с гос. религией легально существуют иные вероисповедания, правовой статус религ. общин неодинаков и нет полной религ. свободы. Меру В. такого гос-ва характеризует правовой статус негос., или менее привилегированных, религий и исповеданий. Совершенное отсутствие В. по отношению к к.-л. религии в стране означает нелегальный статус этой религии (примером гос-ва, где отсутствовала В. по отношению к любой религии, являлась Албания времен коммунистической диктатуры). Во мн. гос-вах В. по отношению к легально существующим общинам религ. меньшинств не исключает юридического запрета на переход из одного вероисповедания в др., особенно это касается отпадения от гос. религии. Напр., в Греции отпадение от гос. правосл. религии ограждено 13-й ст. Конституции, запрещающей прозелитизм . В исламских гос-вах, где правовая система основана на шариате , легально существуют христ. и евр. общины, но переход мусульманина в др. исповедание не может быть легальным и преследуется самым суровым образом, вплоть до смертной казни. В. в Римской империи До эдикта имп. Галерия (311) правовая система Рима обнаруживала полное отсутствие В. по отношению к христианам, хотя по отношению к иным религиям - вост. языческим культам, иудейской - она проявляла В. Преследования христиан осуществлялись как на основании общих законов империи, так и по особым распоряжениям, издававшимся императорами. Одним из юридических принципов Рима, к-рые ставили христ. Церковь в нелегальное положение, было то обстоятельство, что рим. право признавало только «открытые коллегии», где присутствовал бы представитель власти, чего Церковь не могла допустить. Поэтому Церковь оказалась вне закона, недозволенной коллегией (лат. collegium illicitum), и христиане преследовались как участники тайных сборищ - гетерий. Церковные общины могли уклониться от такого обвинения, существуя легально под видом погребальных коллегий (collegium funeraticium), в к-рые разрешалось принимать даже рабов и куда при этом не назначался офиц. представитель власти ( Болотов. Лекции. Т. 2. С. 25-29). Поэтому катакомбы, места погребений, стали прибежищем для древних христиан. Самым грозным обвинением христиан со стороны властей было обвинение в преступлении против религии (sacrilegium). Это преступление состояло в отказе совершать обряды богопочитания, напр. воскурение фимиама перед статуей бога, но поскольку в Римской империи в сонм богов стали включать императоров, то обвинение в преступлении против религии легко перерастало в обвинение оскорбления величества, заключавшееся в отказе христиан воскуривать фимиам перед статуей императора (Там же. С. 30-37).

http://pravenc.ru/text/150455.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010