При составлении биографического именного указателя использовались следующие источники: Боиович М. М. Члены Гос. Думы (портреты и биографии). Созыв 1–4 , М, 1906–1916. Общий список членов Государственной Думы I, II, III, IV созывов/Новый энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Т. 14. Б. г., с. I–LXXII 368 . Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. М., 1994–2000. Т. 1–3 . Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. 1802–1917. Биобиблиографический справочник. СПб., 2001. Бородин А. П. Государственный Совет России (1906–1917). Киров, 1999. Старообрядческие иерархи/Сост. А. Ю. Писаревский. М., 2002. Политические партии России. Конец XIX–nepbaя треть XX века. Энциклопедия. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЕЭН), 1996. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917–1997 в шести томах/Сост. В. Н. Чуваков. Т. 1–3 . М., 1999–2001. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917–1997 в шести томах/Сост. В. Н. Чуваков. Т. 4–6 . Рукопись Отдела русского зарубежья РГБ. Материалы базы данных по новомученикам и исповедникам Российским кафедры информатики (http/www.pstbi.ccas.ru) и Отдела Новейшей церковной истории Православного Свято-Тихоновского богословского института. Условные сокращения: к.-д. – конституционно-демократическая или фракция народной свободы мирн. об. – партия мирного обновления (в I Гос. Думе) нац. – национальная группа в III Гос. Думе, с третьей сессии объединенная с фракцией умеренно-правых, – русская национальная фракция; в IV Гос. Думе – фракция русских националистов и умеренно-правых окт. – фракция «Союза 17 октября» (во II Думе была объединена с группой умеренных) прав. – группа правых и монархистов во II Гос. Думе, фракция правых в III и IV Гос. Думах прогр. – прогрессивная фракция или группа с.-д. – социал-демократическая фракция с.-р. – группа социал-революционеров (во II Гос. Думе) труд. – трудовая группа умер. – группа умеренных центр. – партия центра Абаза Александр Агеевич (24.07.1821–25.01.1895) – русский государственный деятель, предприниматель, гофмейстер Императорского Двора, почетный член Петербургской АН, член Гос. Совета, в 1874–1892 г. – член Комитета Министров, министр финансов с 1880 по 1881 гг. Окончил Санкт-Петербургский университет. Один из разработчиков программ социально-экономических преобразований. Ушел в отставку в знак протеста против манифеста императора Александра III «О незыблемости самодержавия». – 117

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

зр. папы Льва XIII, противоречат не только христ., но и естественному закону, т. е. самому порядку вещей. Проистекая из «ложных принципов» свободы и равенства человека, они отрицают богоустановленность власти и объявляют ее источником народ, отвергая тем самым к.-л. обязанность гос-ва по отношению к Богу и относя религ. вопросы к частному делу каждого гражданина. В результате гос-во, строящееся на таких принципах, не признает природу совершенного общества за католич. Церковью, уравнивает ее в правах с др. религиями и ущемляет в делах «двойной юрисдикции», полагая себя вправе расторгать католич. браки, конфисковывать церковное имущество, отменять религ. воспитание в школах, упразднять монашеские ордены и т. д. Тем самым нарушается естественный порядок, и Церковь, несвободная в своих действиях, не может приносить благо обществу в должном объеме. Исключение Церкви из жизни гос-ва является тяжкой и пагубной ошибкой, и гос-во, из к-рого изгнана религия, «никогда не может быть хорошо управляемо», т. к. никакая «гражданская философия жизни и морали» не может заменить религию: «Церковь Христова есть единственная истинная наставница добродетели и страж нравов» (ID. 32). Энциклика указывает на социальную опасность мнения о «суверенитете народа», поскольку из этой доктрины прямо выводится мысль о поощрении мятежей и свержении правителей по желанию толпы, понимаемой как источник власти. Индифферентизм гос-ва в отношении религии, также вытекающий из этой доктрины, уравнивает истинную религию и ложные культы, что приводит к отрицанию всякой религии и атеизму, поскольку противоречия между религиями очевидны, а все религии не могут быть одинаково приемлемыми для Бога (ID. 31). В энциклике подчеркнуто, что осуждение обозначенных теорий и доктрин не означает осуждения к.-л. формы правления, в т. ч. большего или меньшего участия народа в управлении гос-вом; однако за Церковью остается право обличать законодательное утверждение в гос-ве религ. индифферентизма (ID. 36). Учитывая это, католики могут принимать активное участие в политике гос-ва и сотрудничать с ним (ID.

http://pravenc.ru/text/389507.html

Правительство выделяло деньги на строительство новых церквей как в крупных городах, так и в сельской местности, прежде всего в приграничных районах. Кроме того, реформировались церковно-гос. отношения: с 1 июля 1968 г. греч. духовенство получило статус гос. служащих. Греч. Конституции со времен революции 1821-1829 гг. декларировали гос. поддержку Православия и Церкви. Однако на практике эта поддержка не простиралась далее ограничения проникновения в страну др. исповеданий. В материальном же отношении Церковь была сильно ущемлена еще реформой 30-х гг. XIX в. Эти изменения негативно сказались на престиже священнического служения. Греч. духовенство, особенно сельское, влачило жалкое существование: не получало материальной поддержки со стороны гос-ва, не имело социальных гарантий и существовало лишь на пожертвования населения. Реформа обеспечила духовенство привилегиями гос. служащих, важнейшими из к-рых были стабильное гос. жалованье и социальные гарантии. Действия правительства были высоко оценены ЭПЦ: Пападопулос стал первым премьер-министром, получившим высшую награду Свящ. Синода - золотой Крест св. ап. Павла. У гос-ва появилась возможность для более активного влияния на внутреннюю жизнь Церкви. В частности, это коснулось Афона, где все существовавшие на тот момент особножительные мон-ри (идиоритмы) были принудительно преобразованы в общежительные (киновии), а также порядка назначения архиереев. Это положение было закреплено новым церковным Уставом, принятым в февр. 1969 г. Экономическая политика властей совмещала элементы гос. регулирования и либерализации отдельных секторов экономики. Однако международная изоляция способствовала нарастанию кризисных явлений, чем активно пользовалась в своей пропаганде находившаяся в эмиграции оппозиция. В нояб. 1973 г. правительственные войска жестоко подавили выступление студентов Афинского политехнического ун-та против режима. Эти события ускорили внутренний кризис: 25 нояб. руководитель тайной полиции Д. Иоаннидис отстранил от власти Пападопулоса.

http://pravenc.ru/text/597843.html

В первые века христианства светское и церковное право развивались независимо друг от друга. Пока язычество оставалось гос. религией, Церковь дистанцировалась от светской власти. Однако, после того как христианство приобрело статус религии, к-рой покровительствует император (с Константина Великого), а затем и гос. религии (с Феодосия I), началось постепенное проникновение христ. элементов в правовую систему, унаследованную от рим. государственности. С IV в. светское право официально признает святость христ. религии и гос. статус Церкви (см. разд. Империя и Церковь). В условиях, когда глава гос-ва, император, также был членом Церкви и вместе с нею заботился о духовном благе подданных, прежнее дистанцирование Церкви от мирской власти потеряло смысл. Императоры стали присутствовать на Вселенских Соборах и утверждать их решения, ставя тем самым их исполнение под защиту гос. власти (первый известный пример - эдикт Феодосия I от 30 авг. 381, утверждающий решения II Вселенского Собора: CTh XVI 1. 3). Мн. церковные каноны регулируют взаимоотношения Церкви с высшими светскими властями (Апост. 84, Трул. 69, Антиох. 11-12, Карф. 58-64, 75, 82, 84-85, 93, 96-97, 102, 104, 106, Сард. 7-9, комм. Феодора Вальсамона к Апост. 16). С др. стороны, гос. законы христ. империи начинают рассматривать церковную общину как юридическое лицо (persona incerta). Уже при Константине Великом церковная община могла выступать в роли законного наследника завещанного ей имущества (CJ I 2. 1, 321 г.). Тогда же впервые выделяются гос. субсидии на содержание дев, посвятивших себя Богу, и церковных вдовиц ( Theodoret. Hist. eccl. I 11. 2), вводится право освобождения рабов в Церкви (manumissio in ecclesia - CJ 13, 316 и 321 гг.; широко распространившись в Италии, оно затем было введено и в африканских епархиях, ср. Карф. 75 и 93) и др. (см.: Ehrhardt. 1955. S. 179). Церковь также получает от гос-ва средства на помощь бедным (CJ I 2. 12, 451 г.). В 321 г. воскресенье (dies solis) официально признано религ. праздником и днем отдыха (CTh II 8. 1; CJ III 12. 2; Euseb. Vita Const. IV 18; 33; см.: Ehrhardt. 1955. S. 170, 179-181).

http://pravenc.ru/text/372678.html

В Гос. думе была создана согласительная комиссия для работы над правительственным законопроектом и проектами, предложенными депутатскими объединениями, однако в силу принципиальных разногласий по мн. существенным вопросам прийти к компромиссному варианту не удалось. В июле 1996 г. Комитет Гос. думы по делам общественных объединений и религ. организаций внес на парламентское обсуждение в 1-м чтении проект закона «О свободе совести и о религиозных организациях (объединениях)». Необходимость принятия нового закона, а не внесения изменений в прежний комитет объяснил отсутствием в законе «О свободе вероисповеданий» целого ряда норм, регулирующих в новых условиях деятельность религ. орг-ций и их взаимоотношения с органами гос. власти, а также противоречие ряда положений Закона 1990 г. Конституции РФ 1993 г. и принятым позднее федеральным правовым актам. Тем не менее нек-рое время в ходе законодательной работы продолжали использовать оба названия законопроекта. 10 июля 1996 г. закон был принят Гос. думой в 1-м чтении. В день голосования на пленарном заседании слово было предоставлено Смоленскому митр. Кириллу (Гундяеву ; ныне Патриарх Московский и всея Руси), к-рый на протяжении неск. лет активно участвовал в работе над законопроектом как представитель РПЦ в правительственной рабочей группе и парламентской комиссии. Митр. Кирилл внес неск. новых, согласованных с руководством др. конфессий конкретных предложений для 2-го парламентского чтения закона. Во время продолжавшейся ок. года подготовки ко 2-му парламентскому чтению закона в Гос. думу поступило более 400 предложений о внесении в законопроект поправок от депутатов Федерального Собрания, законодательных собраний субъектов РФ, религ. орг-ций. Замечания по проекту закона, принятому в 1-м чтении, в Гос. думу направил Президент РФ, предложив снять ограничения на право создания религ. организации для лиц, не проживающих постоянно в России, и исключить из оснований для запрещения религ. орг-ций, деятельность которых может оказывать разрушающее влияние на общественную мораль; также президент высказал возражения по поводу преподавания в зданиях школ религиозно-образовательных дисциплин. Однако в ходе подготовки законопроекта ко 2-му чтению Комитет Гос. думы по делам общественных объединений и религ. организаций во главе с депутатом Зоркальцевым не принял президентские предложения. В большей степени в законодательной работе учитывались позиции органов власти российских регионов, наиболее влиятельных политических партий, пожелания представителей основных религ. конфессий. Так, в частности, предложения поставить правовой заслон бесконтрольной деятельности деструктивных сект и зарубежных миссий высказал в обращении к депутатам Гос. думы Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 г.

http://pravenc.ru/text/2578033.html

С началом войны литов. общественные деятели ставили вопрос о политическом будущем Л. Одни выступали за объединение Б. и М. Литвы в составе Российской империи (Басанавичюс и др.), другие - в составе Германской империи (с таким предложением выступил в прусском ландтаге лютеранский свящ. Вилюс (Вильгельм) Гайгалайтис, представлявший литовцев Мемеля (ныне Клайпеда)). Летом 1916 г. литовцы впервые заявили о намерении добиться независимости, но у властей Германии перспектива создания Литовского гос-ва под ее эгидой вызвала интерес лишь в 1917 г., когда стал всерьез рассматриваться аналогичный проект в отношении Польши. 18-22 сент. (1-5 окт.) того же года с разрешения оккупационных властей в Вильне прошла Литовская конференция, к-рая поставила целью создать независимое Литовское гос-во с преобладающим литов. населением, основанное на демократических началах, но с соблюдением прав национальных меньшинств. При этом оно должно было ориентироваться на Германию. Вопросы устройства Литовского гос-ва должен был решить Учредительный сейм. Был избран исполнительный орган, ставший посредником между литов. народом и герм. властями,- Литовская Тариба (Совет) из 20 чел. во главе с юристом Антанасом Сметоной, председателем Об-ва вспоможения пострадавшим от войны. В состав Тарибы вошли и 8 христ. демократов (из них 4 священника). 11(24) дек. 1917 г. Тариба приняла декларацию о создании независимого Литовского гос-ва со столицей в Вильне, связанного с Германией рядом договоров. Однако эта декларация не нашла поддержки ни в Германии, ни в Л. В результате 16 февр. 1918 г. была принята новая декларация о независимости Литовского гос-ва, будущее к-рого предстояло определить демократически избранному Учредительному сейму. 23 марта Германия признала независимость Л., в т. ч. благодаря дипломатической миссии Жямайтского еп. Пранцишкуса Карявичюса (Францишека Каревича) и каноника К. Ольшаускаса, к-рые провели ряд переговоров с гражданскими и военными властями Германии. Т. о., католич. Церковь приняла активное участие в восстановлении независимости Литовского гос-ва. 11 июля Литовская Тариба была преобразована в Гос. совет Л. Стремясь воспрепятствовать попыткам включить Л. в состав Германии, нек-рые члены Гос. совета пригласили вюртембергского герц. Вильгельма фон Ураха занять литов. престол под именем Миндаугаса II, но уже в нояб. приглашение было отозвано. 2 нояб. была принята временная Конституция Л., 11 нояб. сформировано правительство во главе с историком Аугустинасом Вольдемарасом (он же занял пост министра иностранных дел).

http://pravenc.ru/text/2110567.html

орг-ций и свободных церквей. 24 февр. 1942 г. все епископы отказались от своих должностей. Не имея возможности принудить епископов подчиниться своей власти, Квислинг назвал их «современными фарисеями и посошниками». Борьба против учителей ожесточилась, более 1 тыс. чел. были арестованы, многие отправлены в ссылку на север страны. Пасторы в церквах открыто заявляли о готовности порвать с гос-вом, поскольку оно нарушает права церкви. В Христианском совете был разработан вероучительный документ «Основа церкви», в к-ром обосновывалась необходимость разрыва церкви с гос-вом в сложившихся условиях. Ссылаясь на конституцию, епископы заявляли, что Норвежское гос-во обязано управлять церковью и народом в соответствии с нормами евангелическо-лютеранского христианства, а национал-социалистическое правительство их преступает; при этом церковь может сотрудничать только с правовым гос-вом, каковым нацистское гос-во не является. Этот документ был разослан в приходы с поручением пасторам сложить с себя обязанности, связанные с гос. должностью. 4 апр. 1942 г., в пасхальное воскресенье, подавляющее большинство пасторов (645 из 699) отказались от своих гос. должностей. Пять членов Христианского совета, в т. ч. Бергграв, были арестованы, все епископы и бóльшая часть пасторов НЦ были интернированы до конца войны. Отказавшись от гос. должностей, пасторы продолжили совершать богослужения. В результате посещаемость церквей значительно выросла, кроме тех приходов, где священники выступили на стороне нацистов. В т. н. церковный фронт (Kirkefronten) вошли также представители добровольческих орг-ций мирян и свободных церквей. Летом 1942 г. было создано Временное церковное правление во главе с Халлесбю, которое занималось вопросами администрации и материального обеспечения «свободной народной церкви». Изначально оно действовало открыто, но в мае 1943 г. Бергграв был интернирован в своем доме, а Хупе и Халлесбю арестованы, после чего правление ушло в подполье. Работе добровольческих мирянских орг-ций нацистское правительство не препятствовало, заменив своими ставленниками только руководство Норвежского миссионерского об-ва.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕРДНИКОВ Илья Степанович (13.07.1839, Вятская губ.- 30.09. 1915, Казань), канонист, проф. КазДА. Сын сельского причетника Вятской епархии. В 1860 г. окончил Вятскую ДС, в 1864 г.- КазДА (первым магистром), оставлен при академии в звании бакалавра по кафедре каноники и литургики вместо ушедшего из КазДА А. С. Павлова . Знал франц., греч., араб., татар., монг. и калм. языки. Возведен в звание экстраординарного профессора 3 мая 1869 г. Помимо церковного права Б. с 4 окт. 1871 по 18 марта 1872 г. преподавал в КазДА литургику. С 1871 по 1876 г. и в 1877/78 уч. г. читал курс церковного права в Казанском имп. ун-те. 7 июня 1881 г. Б. защитил дис. «Государственное положение религии в Римско-византийской империи. Том 1: Государственное положение религии в Римской империи (до Константина Великого)» на степень д-ра богословия (утвержден Святейшим Синодом 25 нояб. 1881). Значительная часть диссертации Б. отводилась исследованию происхождения, фактического и правового положения гос. религии в Римской империи до Р. Х., участия рим. религии в гос. делах, обязательности для рим. гражданина исповедания гос. культа. Последняя глава посвящена Церкви Христовой как самостоятельному, не зависящему от гос-ва религ. обществу и положению христианства в Римской империи до Константина Великого. Б. усматривал социально-правовое различие в характере, статусе и положении рим. языческой религии и христианства в том, что рим. гос. культ «не нес в себе задатков к самостоятельному существованию помимо государства» (Государственное положение религии в Римско-византийской империи. С. 564). Церковь же Христова, напротив, с первых веков христианства явилась в мир как самостоятельное общество, по своему происхождению, средствам, задачам, внутренним законам и управлению не зависящее от гос-ва. Церковь зависит от гос-ва только по своему внешнему положению в нем, в остальном же достигает своей цели самостоятельно, без помощи светской власти, что и доказали уже первые 3 века христианства (Там же. С. 565).

http://pravenc.ru/text/78124.html

После победы фристейтеров в нижней палате парламента большинство республиканцев во главе с де Валерой отказались признавать новое правительство У. Косгрейва. Это привело к началу гражданской войны, в к-рой силы Ирландского Свободного гос-ва боролись с противниками англо-ирл. договора, сохранившими за собой название ИРА. Испытывая нехватку оружия и снаряжения и не имея четкой политической и социально-экономической программы, ИРА к апр. 1923 г. потерпела поражение, оформленное договором между де Валерой и администрацией Косгрейва о прекращении военных действий и разоружении ИРА. В первые годы существования Ирландского Свободного гос-ва четко обозначилось влияние католич. Церкви на общественную и культурную жизнь страны. Социальная политика гос-ва отличалась консерватизмом, под запретом находились аборты и повторные браки, продажа контрацептивов (c 1935), фильмы и книги подвергались цензуре. Церковь контролировала деятельность гос. больниц, др. социальных служб и школ, религ. образование входило в обязательную часть школьной программы. После отделения Сев. Ирландии католики составили 92,6% населения Ирландского Свободного гос-ва, протестанты — 7,4%. В последующие годы число протестантов постоянно сокращалось. В 20-х гг. ХХ в. протестант. население активно эмигрировало из страны по политическим и социальным мотивам, опасаясь репрессий, враждебного отношения католиков. Смешанные браки между католиками и протестантами допускались католич. Церковью только при условии воспитания детей в католич. вере. До 1921 г. духовенство, за исключением отдельных священников, не поддерживало республиканское движение из-за призывов к насильственным методам борьбы. В ходе гражданской войны Церковь решительно осуждала противников англо-ирл. договора. В апр. 1923 г. победившие в гражданской войне сторонники договора объединились в новую политическую партию — «Гэльское общество». Партия сумела сплотить вокруг себя католич. духовенство, чиновников, армейское и полицейское офицерство. Левое крыло «Шин Фейн», сохранившее прежнее название партии, на всеобщих выборах 1923 г. получило 29% голосов и отказалось заседать в парламенте. В 1923 г. Ирландское Свободное гос-во вступило в Лигу Наций. Ирл. представитель получил аккредитацию при правительстве США, что стало 1-м случаем аккредитации представителя доминиона. В 1928–1929 гг. Ирландское Свободное гос-во установило дипломатические отношения с Францией, Германией и Папским престолом.

http://sedmitza.ru/text/2560398.html

Видмарович Наталья Петровна, д. ф. н., Загреб  (Хорватия). «Иконичность в драме М.Ю.Лермонтова " Маскарад " ». Сузи Валерий Николаевич, д. ф. н., профессор, Петрозаводский гос. университет, Петрозаводск.  «Художественно-философская " икона " автора в повести М.Ю. Лермонтова " Фаталист " » Матюшина Валентина Геннадьевна, Удмуртский гос. университет,   Ижевск. «Икона как субстанциональная универсалия книги Ф.Н. Глинки " Опыты Священной Поэзии " ».  Володина Наталья Владимировна, д. ф. н.. профессор, Череповецкий гос. университет, Чепеповец. «Образ иконы в творчестве И.С. Тургенева». Моторин Александр Васильевич, д. ф. н., профессор, Новгородского гос. университета.  им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород. Тема будет объявлена позже. Перерыв 15.00—16.00 ШЕСТОЕ ЗАСЕДАНИЕ. 16.00 – 18.30. Большой конференц-зал. Кубасов Александр Васильевич, д.ф.н., профессор, Уральский гос. педагогический университет, Екатеринбург. «Нарративная структура рассказа Ф.М.Решетникова «Никола Знаменский» и житийная икона».  Сытина Юлия Николаевна, к.ф.н., Московский гос. областной университет. «Икона в художественной прозе В.Ф. Одоевского».  Шкапа Елена Сергеевна,  Российский государственный гуманитарный университет, Москва. «Икона в святочных рассказах Н.С. Лескова». Федосеева Татьяна Васильевна, д.ф.н., профессор, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, Рязань. «Московские газеты конца XIX века о найденной Н.С. Лесковым иконе Богородицы».  Кунильская Дарья Сергеевна, Петрозаводский гос. университет, Петрозаводск. «Икона в романе " Одиссей Полихрониадес " К.Н. Леонтьева».  Переславцева Руслана Станиславовна, к.ф.н., РЭУ им. Г.В. Плеханова (Воронежский филиал), Воронеж.  «Молитва и икона в произведениях о русско-японской войне 1904-1905 гг.».  28 марта, суббота Дом русского зарубежья им. А. И. Солженицына  (ул. Нижняя Радищевская, 2) СЕДЬМОЕ ЗАСЕДАНИЕ. 10.30 – 12.30.  Малый конференц-зал Павлюченков Николай Николаевич, Православный Святотихоновский гуманитарный университет, Москва. «Смысл и значение иконы в религиозной философии свящ. Павла Флоренского».

http://e-vestnik.ru/db/ikona_v_russkoy_s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010