Господи воззвах



  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025

Руководство для иподиаконаИскать в Источникеazbyka.ru
... трижды, диакона трижды и отдает кадило диакону. Диакон кадит священника трижды, и священник с диаконом крестятся, кланяются Архиерею и отходят на свои места. Царские врата закрывают иподиаконы. Протодиакон произносит мирную ектению. Священник делает возглас после ектении и после окончания возгласа кланяется Архиерею. После возгласа мирной ектении священник, протодиакон и все остальное духовенство, находящееся в алтаре, подходит под благословение к Архиерею. Перед выходом на произнесение любой ектении диакон крестится на Горнем месте и кланяется не священнику, а Архиерею. Каждение на “Господи, воззвах…” совершает пара младших диаконов. Они берут кадила, крестятся на Горнем месте, поворачиваются лицом к Архиерею, поднимают кадила, и старший из двух диаконов говорит: “Благослови, (Высоко) Преосвященнейший Владыко, кадило”. Архиерей благословляет кадила. Диаконы совершают каждение по обычной схеме, архиерея кадят вначале трижды по трижды, а в конце каждения трижды. Во время пения стихир на: “Господи, воззвах…” все священники, а если много священников, то те, кому укажет благочинный, облачаются в епитрахили, поручи, фелони и головные уборы. По окончании каждения все ... далее ...
Размышления о Двунадесятых праздниках. Том II. От ...Искать в Источникеazbyka.ru
... ) . «Земля и наземная играйте и радуйтеся» (5 янв. стиховна вечерни) . «Да радуется земля вся, Небо да веселится, мир да играет, реки да плещут рукою, источницы и езера, бездны, моря да срадуются: приходит бо Христос Адама очистити и спасти Божественным крещением» ( 5 янв. 9-я песнь канона повечерия ) . А в праздник Предтечи (7 января) Церковь уже говорит, что «крещением он сетующих (печальных) обычай отъемлет (уничтожает) вконец, совершенно» (стихира на стиховне) . И теперь оба эти чувства объединяются: «Видев Предтеча креститися пришедша, радуется душею и трепещет (дрожит) рукою» ( на Господи, воззвах 1-я стихира ) . «Трепещет рукою, ужасаяся рукоположити, радуется душею» (2 янв. хвалитна на славу) . «Вся земля тайно да радуется ныне, горы да играют» (там же на и ныне) . Иоанн Креститель приглашает и других радоваться: «с трепетом служа Иоанн Владыце, радуется душею и вопиет с веселием: срадуйтеся мне еси роди праотца (Адама) , прииде бо чаяние (ожидание) наше, прииде на Иордан Христос» (5 янв. хвалитна на славу) . И Церковь теперь, зря впереди конец жизни Христовой, обращается и к нам: «Воспоим, людие, Рожденному от Девы и в реце Крещшемуся Иордане, и к Нему возопиим: ... далее ...
Церковные песнотворцы, Часть II - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... степени духовного развития народа в одном из основных проявлений его духовной жизни – в слове.) Митрополит Иоанн и его Служба святым страстотерпцам Борису и Глебу Служба святым страстотерпцам Борису и Глебу, которую митрополит Макарий в своем исследовании признает за одну из «драгоценностей нашей духовной литературы» и «самым древним сочинением» в нашей Церкви 792, сочинением, несомненно, оригинальным, написанным около 1021 года, действительно являет собою капитальный труд, в котором представлены все разделы праздничного всенощного бдения. Так, в ней имеются стихиры малой вечерни (на Господи, воззвах и на стиховне) ; тропарь с кондаком и икосом; стихиры на великой вечерни (6 – на Господи, воззвах; стихиры на литии и на стиховне) ; на утрени – седальны (4) , се дален по полиелеи и стихира по 50-м псалме. Далее следуют два канона: на гласы 4-й и 8-й; светилен (с Богородичным) и, наконец, хвалитные стихиры со «славной» 793. Выше указывалось, как писались службы в Византии и сколько авторов могло участвовать в их составлении. В данной же Службе весь объем стихир, канонов, тропаря, кондака и седальнов принадлежит творчеству одного человека. Несомненно, здесь требовался ... далее ...
Литургика. Учебное пособие для Духовных ...Искать в Источникеazbyka.ru
... В конце великих часов – особый отпуст (см. Служебник) . Тот же отпуст – в конце великой вечерни в Великий Пяток. Эти часы составлены святым Кириллом, архиепископом Александрийским (V в.) . По Уставу их следует совершать во втором часу дня, то есть в восемь часов утра по нашему счету. 524 На Великой вечерне, которая относится уже к Великой Субботе и совершается около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в десятом часу дня, то есть в четыре часа пополудни) , воспоминается снятие Пречистого тела Господа Иисуса Христа со Креста и Его погребение. После мирной ектений, стихир на «Господи, воззвах» и входа с Евангелием читаются три паремии (из Книг Исход, Иова и Пророка Исайи) , в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира. Перед первой и второй паремией и перед Апостолом (после третьей паремии) поются прокимны. 525 После паремий на вечерне Великого Пятка читается Апостол о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя, и читается Евангелие, выбранное из трех евангелистов (Матфея, Луки и Иоанна) , о страданиях Спасителя, начиная от совета старейшин и заканчивая крестной смертью Господа. После Евангелия – сугубая ектения, ... далее ...
Сборник суточных церковных служб, песнопений ...Искать в Источникеazbyka.ru
... чище золота сияли красотою благочестия, восклицая: все творения Господни, благословляйте Господа, воспевайте и превозносите Его во все веки ( Дан. 3, 41–87 ) . Песнь 9: Горевший, но не сгоравший терновый куст прообразовал непорочное рождение Тобою; и ныне молим Тебя угасить ожесточившуюся против нас ночь искушений, чтобы непрестанно величать Тебя, Богородица. Воспеваем Твои спасительные страдания, Христе, и прославляем Твое воскресение. 2. Христе, победивший ад и Своим воскресением воскресивший человека! Сподоби нас чистым сердцем воспевать и прославлять Тебя. ГЛАС ВТОРОЙ Стихиры на Господи воззвах 1. Приидите, поклонимся Богу Слову, прежде веков родившемуся от Отца и воплотившемуся от Девы Марии; ибо Он, добровольно претерпев крест, предал Себя погребению, как Сам восхотел, и, воскреснув из мертвых, спас меня, заблуждающегося человека. 2. Христос, Спаситель наш, истребил рукописание против нас, пригвоздив его ко Кресту, и уничтожил силу смерти. Поклоняемся Его тридневному воскресению ( Кол. 2, 14 ) . 3. Вместе с Архангелами прославим воскресение Христа, ибо Он – избавитель и спаситель душ наших, и в величественной славе с сильным воинством снова придет судить мир, ... далее ...
Литургика. Учебное пособие для Духовных ...Искать в Источникеazbyka.ru
... седмицы не бывает шестопсалмия, не поется ни полиелей, ни величание, не читается Евангелие, не поется великое славословие (на Светлой седмице, но не в первый день Пасхи, полиелей бывает только в случае праздника Благовещения, храмового праздника или дня памяти святого великомученика Георгия Победоносца) . На Пасху и в Пасхальную седмицу не служится обычным порядком ни вечерня, ни повечерие, ни полунощница, ни часы. Вместо псалмов, входящих в состав этих служб, поются особые стихиры, прославляющие Воскресение Христово и Его победу над адом и смертью (сохраняются только псалмы на «Господи, воззвах» и на хвалитех) . ПОЛУНОЩНИЦА ПЕРЕД ПАСХАЛЬНОЙ ЗАУТРЕНЕЙ Эта служба относится еще к пению Постной Триоди. Полунощница начинается заблаговременно – за час или полчаса – до начала заутрени. Перед началом полунощницы все священнослужители совершают входные молитвы. Полунощница начинается возгласом: «Благословен Бог наш». Чтец: Трисвятое по « Отче наш »; «Приидите, поклонимся» (3) и псалом 50. Затем поется канон Великой Субботы: «Волною морскою». По 3 песни – седален, по 6 – кондак Великой Субботы. На 9 песни Плащаница уносится в алтарь. Во время пении ирмоса «Не рыдай ... далее ...
Дневник. Том XVIII. 1873-1874 гг., Апрель - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... блуд, уныние, непокорность, своенравие и пр. -и облечься в Тебя, в Твою кротость, незлобие, святость, послушание, воздержание, нестяжание. Служил я утром молебен у Щеголева, лавочника, в доме Цепова после домашнего чаю и кофе с хлебом и чувствовал бессилие сердца во время молебна; не мог выговаривать некоторых слов; потом, в двенадцать часов, у Мячина офицера служил молебен (в доме Ивана Сидорова в Красной улице) и тоже с крайним трудом служил – не мог выговаривать некоторых слов от действия лукавого, даже Отче наш пред закуской. Ко всенощной в Собор пришел; хотел петь стихиры на Господи воззвах, но голос был слаб, сердце стеснено, воспалено; ушел с клироса; помолился со слезами; пришел петь стихиры на Хвалите, и голос стал силен, чист, звучен – от слез покаяния (слава Господу!) , и покоен я стал и свободен. Да перестану же, наконец, я огорчаться на нищих, сердиться, кричать на них, а буду с кротостию, усердием, с охотою подавать им нужное по мере сил моих. И Господа я оскорбляю своим суетным гневом (разве виноваты бедные, что в нужде своей они могут только ко мне обращаться?) , и сан свой, и себя лично тревожу, и посторонних привожу в смущение, и нищих! А все это ... далее ...
Размышления о Двунадесятых праздниках. Том I. От ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Но враг постарался пред праздником внести расстройство. Один из братьев напился вина сильно… И мне стало трудно относиться к нему сердечно… И теперь приходится бороться в душе с холодный чувством раздражения против него… Не знаю, как и быть? О, «бедность наша»!.. V. Торжество праздника В ту же церковь я вошел, в которой был и вчера, а точно что-то нынче – новое в ней. Чувствуется торжество. Дивно, но это так. Ощущалось торжество, – именно «торжество». Слава… Хвала… Точно бы мы готовились на смотр… Затем запели стихиры празднику: «Приидите, возрадуемся Господеви!.. » ( 1-я стихира на «Господи, воззвах» ) . И накопившееся чувство торжественной встречи с Господом нашло себе выход! Хотелось петь… Не читать, не размышлять, а именно петь… всегда в радости поют… Благодушествует ли кто, да поет ( Иак. 5: 13 ) . По-русски переведено яснее: весел ли кто? пусть поет псалмы. А теперь у Церкви свои псалмы – стихиры. И хотелось петь громко, свободно, торжественно… Так бывает лишь во время славных торжеств, во время славословия. Поэтому, когда святой пророк Исаия слышал серафимское пение Сидящему на престоле высоком и превознесенном: Свят, Свят Господь Бог Саваоф! вся земля ... далее ...
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯИскать в Источникеazbyka.ru
... Катавасия – по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца, а по 6-й – ирмос канона предпразднства) . По 3-й песни – кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земны́м нача́ло спасе́ния…»; седален Креста (Триоди) , глас 6-й (по выбору) . «Слава, и ныне» – седален предпразднства (по выбору) . По 6-й песни – кондак и икос Креста (Триоди) , глас 7-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.) На 9-й песни поем «Честнейшую». На хвалитех стихиры Триоди (Креста) , глас 4-й – 4 (см. во вторник 4-й седмицы поста вечером на «Господи, воззвах»; первая стихира – дважды) . «Слава» – Триоди (Креста) , глас 8-й: «Днесь Влады́ка тва́ри…» (см. во вторник 4-й седмицы поста вечером на «Господи, воззвах») , «И ныне» – предпразднства Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…» (см. в Минее 24 марта, на «Господи, воззвах») . Примечание. Устав умалчивает о песнопениях на «Славу», и на «И ныне» хвалитных стихир, указывая лишь, что «на хвали́́ тех стих и́́ ры Крест а́́, п и́́ саны на Ѓо́́ споди, воззв а́́х́, ост а́́ вшия» (см. Типикон, 24 марта, 1-я Маркова глава) . В этой связи возможны различные варианты ... далее ...
Настольная книга священнослужителя, Раздел 19 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Господним». Иерей на солее произносит «Боже, ущедри ны» и молитву святого Ефрема Сирина с 16 поклонами. Вечерня вседневная, совершаемая в понедельник, вторник и четверток Четыредесятницы, не имеет начального возглáса. После поклонов на изобразительных чтец – «Приидите, поклони΄мся» и псалом «Благослови, душé моя, Господа». Иерей в епитрахили и фелони читает пред царскими вратами светильничные молитвы. По псалме – великая ектения. Затем кафизма 18-я «Ко Господу внегда скорбети ми, воззвах» в обычном порядке с 3 поясными поклонами на каждой «Славе». После кафизмы – малая ектения. «Господи, воззвах» во глас стихир Триоди. Стихир 6: Триоди 3 и Минеи 3. Во время пения стихир совершается обычное каждение всего храма. «Слава» – святого из Минеи, если есть, «И ныне» – по гласу «Славы» из дополнительной части Минеи. Если «Славы» святого нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу стихир святого, и во вторник и четверток – Крестобогородичен. Входа нет. «Свете Тихий». Прокимен Триоди. Паримия. Второй прокимен и вторая паримия. «Сподоби, Господи». Ектения просительная. После нее стихиры на стиховне из Триоди, «Слава, и ныне» – Богородичен (а во вторник и четверток ... далее ...

  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025

Постоянная ссылка на эту страницу: Господи воззвах
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"