В 3-й день Святаго священномученика Анфима, епископа Никомидийскаго. И преподобнаго отца нашего Феоктиста, спостника великаго Евфимия ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 1. Подобен: Прехвальнии мученицы: Богомудре блаженне,/очервленьми своея крове/священную твою и божественную одежду уяснил еси,/от силы бо благочестно в силу/и от славы в славу прешел еси./И ныне молися/даровати душам нашим//мир и велию милость. Жертву первее Богу принося Безкровную,/яко священник законнейший,/яко всеплодие и приятну жертву/тебе самаго кровию/яко мученик истиннейший/послежде Христу принесл еси,/богоглаголиве всечестне.//Егоже моли о поющих тя. Мучеников воинства/Христу, отче, привел еси,/учении твоими, Анфиме, и наказании,/уча и наказуя/и яве образ, богомудре, тебе самаго предлагая./С нимиже молися/даровати душам нашим//мир и велию милость. Ины стихиры преподобнаго, глас и подобен тойже: Отче Феоктисте,/твоя светлая память/монахов соборы веселит/добротами твоего жития/и чудес благодатьми,/и дарований светлостьми./Христа моли даровати душам нашим//мир и велию милость. Отче Феоктисте,/твоего терпеливаго воздержания/демони ужасошася/и упразднишася твоими непрестанными молитвами, всехвальне:/Христа бо поспешствующа стяжал еси./Егоже ныне моли/даровати душам нашим//мир и велию милость. Отче Феоктисте,/Божие здание был еси;/еже по образу бо сохранив,/истинствуя житием,/и честнаго твоего образа/звание показал еси, всечудне./Христа моли даровати душам нашим//мир и велию милость. Слава, глас 6, самогласен: Священник законнейший,/даже до кончины твоей был еси,/блаженне Анфиме,/священнодействуя бо Божественная и неизглаголанная Таинства,/кровь излиял еси за Христа Бога/и жертву благоприятну себе привел еси./Тем, дерзновение имея к Нему,/прилежно молися/с верою и любовию совершающих твою пречестную память/и почитающим сию//избавитися напастей и всяких бед и обстояний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 9-й день Святых и праведных богоотец Иоакима и Анны. И святаго мученика Севериана. ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры праздника 3, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Иоаким и Анна торжествуют,/начаток рождше нашего спасения,/едину Богородицу,/с нимиже и мы празднуем днесь,/от корене онаго Иессеева//блажаще Деву Чистую. Боговместимая Отроковица/и Богородица Чистая,/пророков слава, Давидова Дщи/ днесь раждается от Иоакима и Анны целомудренныя,/и Адамова клятва, яже на нас,//потребляется рождеством Ея. Яже прежде неплодная страна/землю плодоносну раждает/и, от неплодныя утробы плод свят давши, млеком питает./Чудо страшно! Питательница Жизни нашея,/яже Небесный Хлеб во чреве приемши,//млеком от сосцу питается. Ины стихиры святых, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Приидите ныне, ликуим песненно,/о празднолюбцы!/И верно празднуим, память почитающе/Иоакима и Анны, честныя двоицы;/тии бо родиша нам Богоматерь/и Деву Чистую./Темже и преставишася от привременных к нетленным/и присноживым жилищем,//молящеся спастися нам. Весело красуется тварь вся днесь,/Богородице Всепетая,/летнюю приносящи память единомудренно/Твоих родителей,/Иоакима чуднаго,/купно и Анны, торжествующи:/радость бо исходатайствоваша,/Тя паче надежды израстивше, Свет облиставшую/и Питательницу Жизни нашея. Радуется днесь Анна, играющи духом,/и веселится, радующися,/улучивши желание,/егоже желаше древле, благочадия:/обещания бо плод и благословения божественный прозябе,/Марию Всенепорочную,/Бога нашего рождшую/и Солнце возсиявшую/во тьме спящим. Слава, и ныне, глас 5. Ефрема Кария: О блаженная двоица,/вы всех родителей превзыдосте,/яко твари всея Преимущую прозябли есте!/Истинно блажен еси, Иоакиме,/таковы Отроковицы быв родитель./Блаженна ложесна твоя, Анно,/яко Матерь Жизни нашея прозябла еси;/блажени сосцы, имиже воздоила еси млеком Питавшую/Питающаго всякое дыхание,/Егоже молите, вам, всеблаженнии, молимся,/помиловатися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Пс.30 псалмопевец, долго и жестоко преследуемый злобными врагами (ст. 10–14), возлагая все свое упование на Господа, усердно молит Его об избавлении (ст. 2–9; 15–19), и прославляя Его благость к уповающим на Него (ст. 20–21), благодарит за явленную ему дивную милость в укрепленном городе (ст. 22–23) и призывает всех верующих любить Господа и с надеждою на Него мужественно переносит несчастия (ст. 24–25). Надписание псалма именем Давида, с предназначением его начальнику хора (ст. 1), свойственные Давиду тон и характер псалма, полное соответствие представляемого в нём положения псалмопевца (в ст. 10–14) с положением Давида во время Саулова гонения, изображение божественной защиты под образом каменных гор и скал (ст. 3–4), свойственное также по преимуществу Давиду и именно – времени укрывательства его в горах от преследования Саула (ср. выше Пс.17:2–3 и зам. на Пс.9:10 ), и вообще близкое сходство всего Пс.не только в мыслях, но и в выражениях с псалмами из времени Саулова гонения, особенно 21, 34, 68 и 108, – все это вместе не оставляет сомнения в том, что псалом действительно принадлежит Давиду и был написан им в тяжкое для него время Саулова гонения. Принимая же во внимание и сопоставляя с историей этого времени Давидовой жизни выражения псалма: о продолжительности бедственного положения псалмопевца (истощилась в печали жизнь моя и лета мой в стенаниях ст. 11) о неоднократном даровании ему Господом избавления (ты избавлял меня, Господи, Боже истины, – ст. 6) о том, что он ненавидит почитателей суетных идолов, но на Господа уповает (ст. 7), – чем ясно указывается на некоторого рода тогдашние отношения его в идолопоклонникам, – и наконец, о явлении ему Господом дивной милости Своей в укрепленном городе (ст. 22), – ложно с вероятностью полагать, что псалом написан был Давидом к концу Саулова гонения, когда он, уже несколько раз избежав руки гонителя, во избежание новой опасности удалился из израильских пределов в землю идолопоклонников филистимлян и, по милости Божией, нашел там себе безопасное убежище в данном ему для жительства филистимским царём укрепленном городе Секелаге ( 1Цар.27:1–6 ) 138 . Но кроме прямого исторического смысла, псалом этот, как молитва такого избран- вика Божия, вся жизнь которого была прообразом Мессии, имеет в то же время пророчественно-преобразовательный смысл, предызображая собою молитву о помощи Божией страждущего Христа Спасителя, который, предавая себя в волю Отца небесного, и всем верующим в Него открывает радость и безопасность в едином Боге. Посему слова этого пс.: в рц тво предложу, т. е. предаю дхъ мой (ст. 6) были последним молитвенным воззванием к небесному Отцу Христа Спасителя, с которым Он испустил на кресте дух свой ( Лк.23:46 ; ср. Евсевия о надп. и бл. Август. Enarr. II).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Великий Апостол, описавший коринфянам великие видения, когда, как говорил, пришел в недоумение об естестве своем, телом ли оно было или мыслию, во время тайноводства в раю, свидетельствуя о сем, говорит: «себе не у помышляю достигша, но» еще «в предняя простираюся», предавая забвению предшествовавшее ( Флп. 3, 13 ), то есть, и после оного третьего неба, которое познал он один (потому что Моисей ничего не поведал о нем в книге миробытия), и по неизреченном слышании таин рая, простирается еще к высшему и не прекращает восхождения, приобретенного блага не полагая пределом вожделению, а сим, как думаю, научая нас, что, хотя и много всегда обретается оного блаженного естества благ, однако же непрестанно приобретаемого в бесконечное число крат больше то, что еще выше, и это всегда бывает с причащающимся благ, по причине во всю вечность веков продолжающегося в причастниках приращения все больших и больших благ. Ибо чистый сердцем, по нелживому слову Владыки, видит Бога ( Матф. 5, 8 ) всегда, по мере силы, столько приемлет разумения, сколько может вместить. Неопределимое и неуловимое в Божестве остается за пределами всякого постижения, потому что великолепию славы «несть конца» ( Псал. 144, 3 ), как свидетельствует пророк. Божество всегда тождественно и всецело умопредставляется на одной и той же высоте, как и великий Давид, полагавший благие «восхождения» ( Псал. 83, 6 ) «в сердце» и восходившии всегда «от силы в силу» ( Псал. 83, 8 ), воззвал к Богу: «Ты же вышний во век Господи» ( Псал. 91, 9 ), сим изречением, как думаю, давая разуметь, что во всю вечность нескончаемого века стремящийся к Тебе, хотя непрестанно делается большим и высшим себя самого, соразмерно этому всегда возрастая в восхождении благ; но Ты тот же Вышний, во век пребываешь, и никогда не может показаться восходящим вверх, будто бы стал Ты ниже для них, потому что Ты всегда в равной мере выше и превосходнее силы возвышаемых, Итак, сему-то, по нашему понятию, учит Апостол об естестве неизреченных благ, говоря, что оного блага око не познает, хотя бы и непрестанно видело, потому что видит не сколько есть, но сколько можно оку вместить, и ухо не слышит в полной мере означаемого, хотя бы слухом и непрестанно воспринимало слово; и на сердце человеку не входит, хотя бы чистый сердцем и видел всегда сколько можно, потому что, хотя вновь постигаемое больше всего постигнутого прежде, однако же оно не определяет собою искомого, но конец обретенного служит началом для восходящих к обретению высшего. И восходящий никогда не останавливается, от одного начала заимствуя другое начало, и начало всегда большего не заканчивается самим собою, потому что пожелание восходящего не останавливается на познанном, но душа, в следствие другого еще большего пожелания, восходя по порядку к новому высшему, шествует всегда от высшего к высшему до беспредельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 1 Во время оно рече Господь, буду в Бога роду израилеву, и тии будут ми в люди. 2 Так говорит Господь: народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне; иду успокоить Израиля. 2 Тако рече Господь: обретох теплоту в пустыни со изгибшими от меча: идите и не потребите израиля, 3 Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение. 3 Господь издалеча явится ему: любовию вечною возлюбих тя, того ради вовлекох тя в щедроты. 4 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся; 4 Яко возгражду тя, и возградишися, дево израилева: возмеши тимпаны своя и изыдеши с собором играющих. 5 снова разведешь виноградники на горах Самарии; виноградари, которые будут разводить их, сами будут и пользоваться ими. 5 Еще насадите винограды в горе самарийстей, насаждающе насадите и похвалите. 6 Ибо будет день, когда стражи на горе Ефремовой провозгласят: " вставайте, и взойдем на Сион к Господу Богу нашему " . 6 Яко есть день воззвания отвещавающих в горах ефремовых: востаните и взыдите в сион ко Господеви Богу нашему: 7 Ибо так говорит Господь: радостно пойте об Иакове и восклицайте пред главою народов: провозглашайте, славьте и говорите: " спаси, Господи, народ твой, остаток Израиля! " 7 яко тако рече Господь иакову: возвеселитеся веселием и воскликните на главу языков: слышано сотворите и похвалите, рцыте: спасе Господь люди своя, останок израилев. 8 Вот, Я приведу их из страны северной и соберу их с краев земли; слепой и хромой, беременная и родильница вместе с ними, - великий сонм возвратится сюда. 8 Се, аз веду их от севера и соберу их от конец земли в праздник пасхи: и чадородит народ мног, и возвратятся семо. 9 Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я - отец Израилю, и Ефрем - первенец Мой.

http://drevo-info.ru/articles/9981.html

Глава 9 1–14. Молитва Иудифи. Иудиф.9:1 А Иудифь пала на лице, посыпала голову свою пеплом и сбросила с себя вретище, в которое была одета; и только что воскурили в Иерусалиме, в доме Господнем, вечерний фимиам, Иудифь громким голосом воззвала к Господу и сказала: 1 . Вретище " – σκκος – грубая траурная одежда, которую Иудифь носила сверх одежд вдовства. Та и другая одежды раздельно упоминаются далее: Иудиф. 10:3 ст. – По Иудиф. 8:5 вретище Иудифи было на чреслах ее, и, следов., под одеждами вдовства. «Вечерний фимиам» – в отличие от «утреннего». Фимиам воскурялся два раза – утром и вечером ( Исх. 10:7–8 ). Приступая к молитве, Иудифь сбрасывает с себя вретище, показывая, что ее личная печаль по мужу отныне заглушается скорбью за Израиль, и что она целиком всю свою душу отдает этой скорби и жажде помочь ему, до положения жизни свой. Иудиф.9:2 Господи Боже отца моего Симеона, которому Ты дал в руку меч на отмщение иноплеменным, которые открыли ложесна девы для оскорбления, обнажили бедро для позора и осквернили ложесна для посрамления! Ты сказал: да не будет сего, а они сделали. Иудиф.9:3 И за то Ты предал князей их на убиение, постель их, которая видела обольщение их, обагрил кровью и поразил рабов подле владетелей и владетелей на тронах их, Иудиф.9:4 и отдал жен их в расхищение, дочерей их в плен и всю добычу в раздел сынам, возлюбленным Тобою, которые возревновали Твоею ревностью, возгнушались осквернением крови их, и призвали Тебя на помощь. Боже, Боже мой, услышь меня вдову! Иудиф.9:5 Ты сотворил прежде сего бывшее, и сие и последующее за сим, и содержал в уме настоящее и грядущее, и, что помыслил Ты, то и совершилось; Иудиф.9:6 что определил, то и явилось и сказало: вот я. Ибо все пути Твои готовы, и суд Твой Тобою предвиден. Иудиф.9:7 Вот, Ассирияне умножились в силе своей, гордятся конем и всадником, тщеславятся мышцею пеших, надеются и на щит и на копье и на лук и на пращу, а не знают того, что Ты – Господь, сокрушающий брани. Иудиф.9:8 Господь – имя Тебе; сокруши же их крепость силою Твоею, и уничтожь их силу гневом Твоим, ибо они замыслили осквернить святилище Твое, поругаться над мирным селением имени славы Твоей и железом сокрушить рог Твоего жертвенника.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XII. Поучительное размышление Перед принятием Христовых тайн Молитвенное воззвание причастника Христовых тайн. Веровах, темже возглаголах. Избравший нас в наследники Своего царства, уготованного от создания мира, Царь и Господь наш, возлюбив Своих сущих в мире, дал в пищу нам Тело и Кровь Свою, да, вкушающе их, имеем жизнь вечную. Столь великое имеяй милосердие, части спасаемых сподоби с верою зовущего: Иисусе, Сыне Бога живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою на веки. Ангела Своего пославший с углем небесного огня к Исаие пророку, когда тот, видев Тебя на престоле превознесенного, сокрушался о нечистоте уст своих: аз же, душу и тело имея оскверненные грехом, как вселю Тебя внутрь себя, аще не Сам Ты благоволишь очистить меня: о, Иисусе! Огнем Божественного естества Твоего коснися сердцу хладному. Иисусе, озари ум мой, помраченный житейским попечением, светом Божественного разумения. Иисусе, очисти мое сердце страхом Твоим от всякого суетного помышления. Иисусе, Создателю мой, дух правый обнови в утробе моей. Иисусе, Искупителю мой, изведи из темницы душу мою. Иисусе, Сыне Бога живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки. Из неопалимой купины воззвал Ты, Господи, избранному в пророки Моисею: «сними сапог с ноги твоей; ибо земля, на которой стоишь, свята есть». Аз же, от земли взятый, зная, что земли и купины той святее хлеб сей и вино, которые благословил Ты и возвестил: сие есть Тело Мое, и сия есть Кровь Моя, как приступлю к Тебе и соединюсь с Тобою? Но верою укрепляемый, зову: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Желанием возжелех сию пасху ясти с вами ( Лк.22:15 ), – сказал Ты ученикам Своим, подавая под видом хлеба и вина Тело и Кровь Свою, – залог высочайшей любви Твоей. Желанием и я объемлюсь соединиться и жить с Тобою, и с пророком взываю: чашу спасения прииму и имя Господне призову ( Пс.115:4 ). Иисусе, сладосте церковная. Иисусе, утешение всех верующих в Тебя. Иисусе, услади мое сердце великою любовью к Тебе. Иисусе, отгони от меня всякое нерадение в благоугождении Тебе. Иисусе, утверди во мне живую веру в Тебя, Бога Спасителя моего. Иисусе, дай мне радость спасения Твоего. Иисусе, Сыне Бога живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Естественно нам выражать благодарные чувствования пред лицом Благодетеля, избавившего нас от несчастья. Естественно и свято настоящее собрание наше в сей храм Божий для принесения благодарственного моления Господу Богу, Который явил нам великое благодеяние, прекратив в граде нашем губительные действия смертоносной язвы. Непостижимый в судьбах Своих Бог простер на отечество наше и на другие царства карающую десницу Свою; не осталось града, не осталось, кажется, веси, куда-бы не проник секущий меч правосудия Божия. Что же означает такое общее наказание, посылаемое раздраженными небесами на целые царства и народы? Не дерзая открывать завесу тайных судеб Божьих, мы не погрешим, если скажем, что причиной таких наказаний не грехи того или другого грешника, но общие беззакония целого народа, которые начинают превозмогать само долготерпение Божие. Какие же общие сии беззакония столь тяжко оскорбляющие и раздражающие Всевышнего? Ответ на вопрос сей пусть скажет каждому собственное его сердце, пусть каждый внимательно вникнет в совесть свою и испытает свои дела, мысли и чувствования по началам Христианской веры, при свете заповедей Господних, по примеру человека Иисуса Христа, нам для подражания оставленному; тогда верно найдет каждый многое в жизни своей, что послужило во вред общенародной нравственности, что присоединилось к бездне общего нечестия, из которого, как-бы из нечистых испарений, образовалась мрачная грозная туча, разразившаяся стрелами праведного гнева Божия; тогда каждый добросовестный признается, что он достоин наказания по делам своим и скажет в сердце своем с Пророком: Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица ( Дан.9:7 ). Во дни скорби и смертоносной болезни, постигшей град наш в нынешнее лето, вы, возлюбленные о Господе, не ожесточили сердец ваших гордой о себе мыслью, но смиренно признали правду Божию праведно нас наказующую, признали свои неправды пред Богом и смирились под крепкую руку Божию ( 1Пет.5:6 ). Чувствуя при угрожающем бедствии виновность вашу пред Отцем небесным, вы из глубины души воззвали к Нему: Отче, согрешихом на небо и пред Тобой ( Лк.15:18 ) и старались преклонить гнев Его на милость то крестными хождениями со всей святыней града нашего, то молебными пениями в храмах Божиих и домах ваших пред чудотворными иконами Богоматери и других угодников Божиих, то покаянием, постом и коленнопреклонными молитвами; оставили обычные ваши забавы и увеселения Церковью осуждаемые, притекали в храмы Божии не только в воскресные и праздничные, но и в обыкновенные дни работные; служители алтаря изнемогали в трудах своих, исполняя требования прихожан своих, искавших освящения благодатного и утешений веры; страх смерти возбуждал к жизни духовной, кажется и тех, которые прежде казались мертвыми для дел благочестия; дни скорби и болезни сделались временем благоприятным для спасения и здравия душевного.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Gorodk...

Жизнь и учение Льва Великого Монография о великом западном Отце, борце с монофизитством, чей Томос вошел в вероопределение Четвертого Вселенского Собора Льве Великом, Папе Римском. Полное название работы Гаврилова: «Иже во святых отца нашего Льва Великого, папы римского жизнь и учение, в связи с его эпохой и со смыслом его почитания в православных богослужебных книгах по случаю 1500-летия Вселенского Халкидонского Собора». Гаврилов не просто описывает жизнь и учение святителя Льва Великого, но внимательно разбирает политические и церковные бури тех лет и, в добавок, показывает почитание Льва Великого в богослужебных книгах Православной Церкви. Надо добавить, что монографию несколько портит католическая ангажированность её автора, именно попытка доказать католический догмат о примате римского епископа. М. Н. Гаврилов. Жизнь и учение Льва Великого Иже во святых отца нашего Льва Великого, папы римского  жизнь и учение, в связи с его эпохой и со смыслом его почитания в православных богослужебных книгах ПО СЛУЧАЮ 1500–ЛЕТИЯ IV–ГO ВСЕЛЕНСКОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА. «Что тя именуем, богодухновенне? Главу ли Православный Церкве Христовы? Око ли благочестия, зрети явленно сердцем разум духовный, всем расточающий концем слово жизни, б о г о н а ч е р т а н н ы й свиток веры п р а в ы я? Моли спастися душам нашим!» (Стихира на «Господи воззвах»). Введение. Краткая характеристика эпохи конца IV и начала V века. Великие идеи, указывающие людям путь к истинному счастью, нередко рождаются как раз в те эпохи, когда счастья нет нигде и когда самая возможность счастья представляется наименее вероятной. Именно такой эпохой были для умирающей Римской империи: конец IV и начало V века. Это была эпоха постоянных нападений варваров извне и прогрессивного истощения нравственных и материальных сил внутри; эпоха всепожирающих налогов и ненасытных вымогательств всемогущей, продажной и беззастенчивой администрации; эпоха крайнего хозяйственного бесплодия и удушающей дороговизны; эпоха растущей нищеты большинства и бесстыдной роскоши и праздности имущих; эпоха; разврата, разводов, катастрофического падения рождаемости и растущего проникновения варваров в среду коренного населения империи, и, на почве всего этого — неуверенности в завтрашнем дне и мертвящего страха пред неведомым и страшным будущим. Нравственное чувство притупляется и, наконец, как бы совсем исчезает. Каждый думает только о себе: «Все далеки друг от друга, если не местом, то сердцем; живут в одном доме, а в мыслях разделены», пишет один современник . Начинается распад Империи, той самой Империи, целью, которой было объединение — всего мира под властью Рима; провинции, одна за другой, начинают превращаться в самостоятельные варварские государства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

ЖМП 4 апрель 2012 /  11 апреля 2012 г. 23:12 Богослужебные тексты: словесный образ московского святителя Автором службы святителю Ермогену с высокой степенью уверенности можно считать профессора Московской духовной академии священника Илию Васильевича Гумилевского (1881–1963/1965). Впервые она была опубликована в печатном органе МДА — «Богословском вестнике» 9 за 1916 год). Тот факт, что по 6-й песни канона был напечатан акафист, служит косвенным свидетельством в пользу единого авторства текстов. Однако в литературе акафист атрибутируется также священномученику Неофиту Порфирьевичу Любимову 1 , а равно и протопресвитеру московского Успенского собора Николаю Александровичу Любимову 2 . Служба священномученику бденная состоит из малой вечерни, великой вечерни и утрени. Язык в целом простой и ясный, что характерно для большинства служб XIX — начала XX века, в отличие от многих переводных византийских и оригинальных древнерусских. С содержательной же стороны следует отметить присутствие в службе множества цитат, аллюзий и реминисценций, которые отсылают молящегося к библейским и более ранним гимнографическим текстам. Сочетание ясного языка и многослойного содержания является несомненным достоинством службы, так как позволяет получить духовную пользу людям с самым разным уровнем образования и начитанности в богослужебных текстах. Малая вечерня На «Господи воззвах» — четыре стихиры (не считая славника). В первых трех стихирах восхваляется исповеднический подвиг святителя. Каждая строфа начинается и заканчивается одинаково: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни темница потаила (или в третьей стихире — изнурила) есть… Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость». Последней стихирой свидетельствуется небесная слава Патриарха: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни земля потаила есть, но небо прият тя, и отверзошася ти райския двери, и внутрь быв, древа животнаго наслаждаешися. Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость». Такой принцип построения строф доведен до совершенства в каноне блаженной Ксении Петербургской: тропари в пределах каждой песни имеют общее начало и общую концовку.

http://e-vestnik.ru/church/bogosluzhebny...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010