Господи воззвах



  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Размышления о Двунадесятых праздниках. Том I. От ...Искать в Источникеazbyka.ru
... (24 декабря, [2-я] стихира на «Господи, воззвах») . Это выше законов естества. Не может уразуметь Самая Высшая всех тварей еще большего таинства: как Бог, Творец, Вседержитель, невидимый, – теперь принимает все противоположное: «…Создатель Бог наш… создася» ( 21 декабря, 1-я стихира на хвалитех ) . «В Вифлееме раждается всех Творец…» (23 декабря, [5-я стихира на] стиховне, «И ныне» [на] утрене) . И Непорочная, «зрящи» Его, «руками держащи, и облобызающи (целуя) часто, и радости исполняющися провещаваше Ему: Боже вышний, Царю невидимый! Како зрю Тя!.. » (24 декабря, [2-я] стихира на «Господи, воззвах») . «…Како Тя пеленами повию, яко младенца? Како сосцами питаю Тя, всяческая питающаго?.. Како Тя Сына Моего нареку, Раба Твоя… сущи? Пою, благословлю Тя…» ( там же, [1-я] стихира ) . Недоумевает и Она такому Божиему унижению и снисхождению, такой нищете: «…разумети не могу непостижимаго Твоего ныне снисхождения…» (21 декабря, [1-я] стихира на стиховне, на вечерне) , «безмерныя нищеты Твоея…» (24 декабря, [2-я] стихира на «Господи, воззвах») . И эта «нищета» еще больше оттеняется тем, что когда «…наста время Рождества…», то Творцу всего мира не нашлось места: «…и место ... далее ...
Типикон, Глава 49 - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... 3 великия, и прочия 12, якоже многажды указася. Параекклисиарх же, поклон сотворив настоятелю, и благословение взем, и шед звонит. Таже начинает предстоятель, Приидите поклонимся, трижды: и метания 3: и учиненный чтец глаголет псалом обычный: благослови душе моя Господа: тихим и кротким гласом. иерей же глаголет обычныя молитвы вечерния пред святыми враты. По скончании же псалма, Слава, и ныне, аллилуиа, трижды, и метания 3. Таже ектениа великая: и потом стихословим кафисму 18: Ко господу внегда скорбети ми: и по коемждо антифоне, Слава, и ныне, аллилуиа, трижды: и метания 3. Таже поем: Господи воззвах, во глас подобна триоди. и поем стихиры на 6: Триоди подобна два, кир иосифа, и един, кир феодора студита: и минеи святаго, подобны 3: Слава, святаго, аще есть: аще же ни, Слава и ныне, богородичен, глас и подобен тойже. Таже, Свете тихий: и глаголется прокимен паремии, глас 6. и чтение бытия: Потом иный прокимен паремии, глас 5. и чтение притчей. Понеже во всю великую 40-цу вечера чтется едина паремиа, бытия, 2-я притчей. Таже предстоятель: Сподоби Господи в вечер: и метания 3. иерей: Исполним вечернюю молитву: И по возгласе, сошедшеся оба лика вкупе, поем триоди ... далее ...
Схолии на богослужебные тексты - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... творит». То есть понуждение себя к добру с напряжением сил приносит много добра всему человеку. Седмица 5-я Великого поста Среда, утреня, 2-я стихира на стиховне в конце: «Разбойническими помышленьми уязвився окаянный, и еле жив бых, Господи, пророческий же лик презре еле жива видев суща и хитростьми человеческими неисцелена». Священник и левит в притче о милосердном самарянине отнесены здесь к пророческому лику. Значит, если ветхозаветному священству дана была благодать освящения и учительства, то тем несравненно более таковая присуща новозаветному. Стихира 3-я мученична на «Господи, воззвах» на вечерне в ту же среду: «…мечем бо преклониша выи, Тебе ради преклоншаго небеса и сошедшаго: излияша кровь свою Тебе ради истощавшаго Себе, и зрак рабий приимша: смиришася до смерти, нищету Твою подражающе». Пострадать за Христа значит понести с Ним вместе Его поношение и уничижение. Там же, стихира 17-я по «От стражи утренния»: «Езеро иссушивый страстей, кровоточивыя прикосновением ометов Твоих». Кровотечение женское есть знак плотского страстного состояния; тело не подчиняется духу, но расслабляется от колебания души между ним и грехом. От того же могут происходить ... далее ...
Триодь постная – училище благочестия - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение – пост истинный есть и благоприятный» (стихира на стиховне понедельника первой седмицы) . «Пост чистый, удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, молитвы прилежание, слезы со умилением и о убогих попечение, Христос в писаниях завеща» (тропарь 1-й песне канона утрени понедельника второй седмицы Великого поста) . «Духовный, братие, вземше пост, языком не глаголите льстивная, ниже полагайте претыкания брату в соблазн» (стихира на «Господи воззвах» среды второй седмицы) . «Сице нам поститися подобает: не во вражде и брани, не в зависти и рвении, не во тщеславии и лести сокровенней, но, якоже Христос, в смиренномудрии» (тропарь 8-й песне канона утрени вторника сырного) . «Духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, останемся же и соблазнов греха, отпустим и братии долги, да и нам оставятся прегрешения наша» (стихира на стиховне в вечер понедельника второй седмицы) . «Ныне наста время святых постов, начнем сего в добрых пребываниих: в судах бо и крамолах не поститеся глаголет» (тропарь 9-й песне канона ... далее ...
Прощальная беседа Спасителя с учениками, Часть 1 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 247 Св. Кирилл Иерусалимский: «называется Он (Дух Св.) Утешителем, потому что утешает, ободряет, вспомоществует немощи нашей»... Творения иже во святых Отца нашего Кирилла, Архиепископа Иерусалимского. Изд. 2-е. Сергиев посад. 1893. Стр. 231 ( из 16-го Огласительного Слова ) . 248 Это видно, напр., из службы на Пятидесятницу. На повечерии, напр., в каноне Св. Духу песнь 4-я, тропарь 2-й: «на престоле Христе, Отеческом сед, ниспослал еси Учеником Твоим Утешителя»... Песнь 6-я, тропарь 3-й: «спаси, Утешителю, верно поющих благолепное пришествие Твое»... В понедельник вечера стихира на Господи воззвах 3-я: «предобещание исполнивый, Твоего Утешителя, яко во огненных языцех, послал еси миру»... Во вторник вечера стихира на стиховне 3-я: «днесь излиял еси, Спасе, Утешителя Твоего Духа дарования... темже Твое спасительное смотрение славим, Иисусе Всесильне, Спасе душ наших». Из всех этих примеров видно, что имя Утешителя прилагается Церковью именно к Духу Св., как имя, собственно Ему принадлежащее, а не общее для Него и для Спасителя, и Сам Господь, здесь-же, в этих-же молитвословиях упоминаемый, не именуется, подобно Духу Св., Утешителем. Во всех этих песнопениях под именем ... далее ...
Агиология, Тема 5. Святители - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... В тропаре святитель назван «правилом веры», в кондаке – «веры насадителем», «отсекателем ересей», в икосе – «учителем премудрым». В седальне по 3-й песни канона говорится о стоянии за чистоту Православия: «еретические отгнал еси горькия плевелы»; в седалене по полиелее: «Наказал [научил] еси славити единаго Бога в трех ипостясех». В 5-й песни канона – об обращении язычников и безбожников к истинной вере: «Идольстии угодницы быша угодницы Богу, твоими учении честными», «одождением словес твоих, преподобие, оледеневшая сердца плодоносна соделал еси Божию благодатию». В стихирах на Господи, воззвах говорится о смирении и милосердии святителя: «Кто бо слыша безмерное твое смирение, терпению не удивися, еже к нищим тихости, к скорбящим утешению». В тропаре – о стяжании «смирения высокого, нищетою богатого». Не раз прославляется святитель и за свои аскетические подвиги. Он назван «воздержания учителем» (тропарь) , «иноческаго постнаго жития истовым правилом» (стихира на стиховне) . Жил «страстей вне быв, безстрастием украшался» (стихира на Господи, воззвах) , «над страстьми царствовав плотскими» (седален по полиелее) , «умертвив первее плотская мудрования воздержанием» ... далее ...
Типикон, Глава 48 - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... 3-я, 4-го гласа: и 6-я, 1-го гласа, на 8. По входе тропарь праздника. Слава, и ныне, кондак праздника. Прокимен, глас 3, песнь Богородицы: Величит душа моя Господа: Стих: яко призре на смирение рабы своея: Апостол ко евреем, зачало 320: Имеяше первая скиниа: Аллилуиа, глас 8: Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое. Стих: Лицу твоему помолятся богатии людстии. евангелие луки, зачало 54: Вниде Иисус в весь некую: Причастен: Чашу спасения: Вестно буди, яко празднуется праздник сей, 5 дней.. МРК Подобает ведати, яко аще случится праздник введения Богородицы в неделю. На Велицей Вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, и анатолиев 1: и праздника 6. Слава, и ныне, праздника. Посем вход. Прокимен дне, и чтения праздника 3. На литии стихиры, и Слава, и ныне, праздника: Возсия день: На стиховне стихиры воскресны. Слава, и ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь праздника трижды. и чтение в посланиих апостольских. На Утрени, на Бог господь, тропарь воскресн, дважды. Слава, и ныне, праздника. По обычных кафисмах, седальны воскресны с богородичны их. И чтение во евангелии толковом. Таже, полиелей, и тропари: Ангельский собор: впакои, гласа: и седальны вси праздника, ... далее ...
Собрание древних литургий восточных и западных. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... бы и предателем; если бы не оставил соучеников, то, вероятно, и не погиб бы!.. » 104 Перевод этой литургии сделан, предисловие и примечания к нему написаны профессором греческого языка в Духовной Академии Е. И. Ловягиным, которому принадлежит и окончательная редакция этого труда (Примечание к изданию 1874 г.) . 105 Haeres. LXXIX, n. 9. 106 Socrates. Historia Ecclesiastica VII: 25–29, 34–41; XII, 41 См. также с. 10–11. – Прим. ред. 107 Еп. Филарет (Гумилевский) . Исторический обзор песнописцев или песнопений греческой церкви. 1860. С. 9. В службе святому апостолу Иакову 23 октября на Господи воззвах, стих 3. 108 Renaudot. Lit. Orient. Coll. II, p. X. 109 Assemani. Cod. liturg. eccl. univ. IV, 2, 238. 110 Daniel. Cod. lituig. IV, 80. 111 Этому не препятствует то, что о происхождении литургии от апостола Иакова не говорят ни свт. Кирилл Иерусалимский, который в своем 5-м Тайноводственном поучении излагает бóльшую часть литургии Иерусалимской церкви, сходно с литургией св. Иакова, ни блаженный Иероним, описавший жизнь того же апостола. Молчание их может быть объяснено общеизвестностью предания об этом предмете. 112 Assemani. IV, 2, р. XXV. 113 После ученейшего спора ... далее ...
Рождество Пресвятой Богородицы - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... между так называемым Студийским и Иерусалимским уставами. Более близок Евергетидский Типикон к Студийскому уставу, и именно в том древнем его виде, о каком нам не дают представления сохранившиеся его полные списки, так как все эти списки не ранее XII-XIII вв. и очень близки уже к Иерусалимскому (ныне действующему) уставу, гораздо ближе к последнему, чем Евергетидский устав 47. По этим спискам Студийского устава, которые все представляют собой славяно-русскую редакцию этого устава века XII-XIII, служба рассматриваемого праздника имеет следующие особенности по сравнению с нынешней. На Господи воззвах стихиры на 6 нынешние 3 первые; литии на вечерне по этому уставу не было; стихиры на стиховне 1-я нынешняя, 2-я – нынешняя 3-я, 3-я – нынешняя 4-я на Господи воззвах; Слава и ныне, гл. 2 подобен «Доме Евфрафов» 48, какая – не указано, может быть, нынешняя стиховна с малой вечерни; тропарь гл. 1. На утрени после Евангелия прокимен «В нощех воздежите руки ваша», который и в другие праздники пелся после утреннего Евангелия. Каноны пелись так: в 1-м каноне в 1, 3, 4 и 6 песнях ирмосы по единожды, а стихи по дважды; в 5 же 7, 8 и 9 песнях и ирмос, и стихи по дважды (это потому, ... далее ...
Размышления о Двунадесятых праздниках. Том II. От ...Искать в Источникеazbyka.ru
... возносится и хочет сесть на Престоле Отчем, – тогда силы небесные пришли в великий ужас. И потому на 9-й песни, наряду с запевом «Величай, душе», другой запев говорит об этом ужасе: – Ангелы, восхождение Владыкы зряще, ужасахуся: како со славою взятся от земли на горняя? И это повторяется шесть раз пред тропарями, первый из коих и начинается выражениями удивления и страха. – О даров паче постижения О таинства страшнаго! В другом месте выражено еще сильнее: Небесный безплотных чинове, чудеси удивляющеся, ужасахуся ужасом и, трепетом содержими, однако, Твое человеколюбие величаху (и ныне на Господи, воззвах) . …Следовательно, главная причина ужаса состоит даже не в чуде физического вознесения, хотя и оно дивно, – но в том именно чудо новолепное, что человеческое естество… соединившееся Слову Богу Вседержителю, с Ним на небеса взыде (стихира на стиховне на утрене в пятн. 6-й недели по Пасхе) и воссело «одесную величествия» Самого Отца (стиховна праздника) . Эта мысль о «страхе ангелов» после приведенных мест стала нам такою ясною и очевидною, что, придя в церковь на вечерню, я сам вдруг нашел себя в страхе Божием… И побежали одна за другою мысли: Бог! Существо ... далее ...

  001  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Господи воззвах
Справочник - ПОИСКОВ.РФ