Воины, исполняя приказание тирана, секли святых палками без всякой пощады. Давид же и Константин, терпя мучения, призывали на помощь Господа и благодарили Его за то, что Он дал им силу вынести ужасные страдания. Во время истязаний тиран упрекал их, говоря: " Безумные! Сначала вы разбили мое передовое войско, а теперь осмеливаетесь без стыда порицать славного и великоименитого Магомета; дядю моего, пред которым преклоняется вся Аравия и Персия! " После этого пришло ему на мысль обратить их в мусульманство, и он начал лестью склонять их к этому: " Слышал я от моих военачальников, - говорил он Давиду, - что ты разумный правитель сей страны и искусный полководец. Теперь послушай совета моего: оставь напрасное и бессмысленное твое мудрствование и последуй закону Магомета, дяди моего. За это я тебя поставлю начальником Персии. А тебе, Константин,- сказал он, обращаясь к младшему брату, - окажу большую честь, ты будешь всегда находиться при мне во время восседания моего на престоле. Ты будешь жить в моем дворце, ликовать и наслаждаться многочисленными благами вместе с моими вельможами " . Когда Мурван кончил говорить, си. Давид, осенив себя крестным знамением, отвечал: " Не будет этого вовек, злой тиран, чтобы мы оставили свет истины и последовали адскому и льстивому совету твоему! Бог призвал нас к Своему свету, Он Соприсносущного Сына Своего послал на землю для спасения нашего. Сын, приняв плоть и оставшись вместе с тем неизменен Божеством, исполнил все. что было от века предсказано о Нем, т.е. умер на Кресте, был погребен и в третий день воскрес, вознесся спять к Отцу Своему и приидет снова с великой славой судить живых и мертвых. Он послал Своих учеников по всей вселенной проповедовать Божественное учение, дабы спасти людей от работы вражией. К нам были присланы двое из ближайших учеников Его, великий Андрей и славный Симон Кананит. Они проповедовали в нашем отечестве пришествие Христово, и все, вняв их благовествованию, перестали поклоняться идолам и сделались верными Христу Богу. Мы, просвещенные св. Крещением, всегда будем следовать закону Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, а не какому-нибудь новоизмышленному закону. Мы готовы за имя Его принять все: избиения, всякого рода мучения, огонь, воду, меч, и, наконец, самую смерть! Это наша истинная христианская вера, которую мы исповедуем и от которой не отречемся вовеки " .

http://pravicon.com/info-3781

Прп. Иоанн Дамаскин в своем «Точном изложении православной веры», вслед за древними отцами, свидетельствует: «Мы утверждаем, что со всей (т. е. цельной – С. С.) человеческой природой соединилась вся сущность Божества. Ибо из того, что Бог Слово насадил в нашем естестве, изначально сотворив нас, Он не пренебрег ничем, но воспринял всё: тело, разумную и мыслящую душу и их свойства (ведь живое существо, лишенное одного из этого, не есть человек). Ибо Он воспринял всего меня и весь соединился со всецелым, чтобы всецелому (человеку – С. С.) даровать спасение. Ибо не воспринятое – не исцелено» (3,6). Полнота восприятия Христом человеческой природы выражена в словах: «Во всего Адама облекся, Христе» . Но о чем говорится далее? Каким «изменением Своего образа» Христос сделал богоподобным естество Адама? Речь здесь идет не о Фаворском Преображении, как могло бы показаться на первый взгляд. «Изменение образа» представляет собой лишь словесную ассоциацию с темой праздника. Однако по смыслу здесь видится связь со словами послания ап. Павла к Филиппийцам: " Он (Христос – С. С.) , будучи образом Божиим, не возмечтал хищением стать равным Богу (как некогда Адам – С. С.) , но уничижил Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду стал как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его (вместе с воспринятым на Себя человеческим естеством – С. С.) , и даровал Ему имя превыше всякого имени…» ( Флп 2, 6–9 ). К теме «изменения образа» имеют отношение и другие слова из этого же послания: «…Мы ожидаем Спасителя, Господа нашего Исуса Христа, Который униженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» ( Флп 3, 21 ). Облекшись во всего Адама, Ты, Христос, просветил прежде очерневшее естество, изменением Твоего образа Ты сделал его богоподобным. Тропарь 2 Столпом огнезрачным и облаком древле, иже в пустыни Израиля ведыи, днесь на горе Фаворстей, неизреченно во свете Христос просия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Господь, без сомнения, не мог оставить изгнанных из рая наших прародителей без надежды на грядущее спасение. И еще в раю для согрешивших прародителей наших прозвучало первое Евангелие, первая Благая весть о Спасении, о Господе нашем Иисусе Христе. Слова первого Евангелия, как воинский клич, обращены к змею: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту ( Быт.3:14 ). Кто здесь – жена, кто – семя жены, кто – семя змея? О чем здесь речь? Здесь говорится о борьбе сил зла со Святой Церковью . Под женою святые отцы понимают Святую Православную Церковь , непрестанно ведущую борьбу с семенем змиевым. Семя змия – это и плевелы на ниве Божией, и сыны погибели, это и сам антихрист, который будет вести великую брань против Святой Церкви. Но сказано, что тот, который будет от семени жены, будет поражать змея в голову, а змей будет жалить его в пяту. Без сомнения, Церковь всегда будет одерживать победу над диаволом, и прежде всего Церковь в лице Главы ее Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Именно Он, Иисус Христос, одержал победу над древним змеем и сокрушил его главу. Нас ради человек и нашего ради спасения принял Господь наш на себя человеческую плоть немощную, облекся в человеческое тело. И диавол через слуг своих истязал эту плоть: иудеями она была оплевана, римскими бичами истерзана, гвоздями к кресту прибита, копьем прободена. Это все, что мог сделать диавол в своей непреходящей злобе против Сына Божия. Победа была одержана Сыном Божиим. В тот момент, когда на голгофском кресте Сын Божий возгласил: Совершилось! – он провозгласил победу над змием древним, ту победу, о которой в Откровении Иоанна Богослова сказано: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и изверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет ( Откр.20:1–3 ). Святой Андрей, архиепископ Кесарийский, истолковывая это место из Откровения, говорил: Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Христос, Бог наш, связал, избавил нас от его власти и осудил его на ввержение в геенну. Святитель Иоанн Златоуст восклицает в одной из своих проповедей: Он сошел на землю, чтобы нас вознести на небеса, содеялся человеком, чтобы нас сделать богоподобными.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД > > КРЕЩЕНИЕ Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 6 (19 по н.ст.) января, двунадесятый непереходящий праздник Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица ( Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить " седящих во тме и сени смертней " (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род. Статьи, интервью, новости: Проповеди: События, новости: Крещение Иисуса Христа. Богоявление. Из серии " Закон Божий " : Богоявление. Фреска XVIb. Хилендарский монастырь. Господь наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан в 30-летнем возрасте. Пред тем, как Ему выйти на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (т. е. предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Св. Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния. Когда же Сам Господь пришел к нему, чтобы тоже креститься, Иоанн говорил Ему: " Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " Но Христос настоял на этом – не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но для того, чтобы " исполнить всякую правду " – т. е. исполнить закон, " водами погребсти человеческий грех " , освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения. Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: " Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение " (Мк.1,11), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя. По древней традиции в этот день на Руси после праздничной Литургии совершались крестные ходы на реки, водоемы и источники с совершением чина великого освящения воды.

http://zavet.ru/k/kr/

Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.14:6 ) Эти святые слова, братья, не только сказаны, но и кровью политы, Воскресением подтверждены, Духом Святым в сердца верных введены и Церковью на протяжении веков и веков доказаны – и доказаны. Из всех благ мира люди более всего любят жизнь. И люди жизнь любят больше, чем истину, хотя нет жизни без истины. Значит, верховное благо – жизнь, а истина – основание жизни. Кто любит жизнь, тот должен любить и истину. Но где путь к истине? Я есмь путь, – говорит Господь. Он не говорит: «И Я есмь путь», чтобы кто-то не подумал, будто есть и некий иной путь к истине, вне Господа Иисуса. Однако Он – не только путь, но также и истина и жизнь, чтобы никто не думал, будто бы есть и некая иная истина, и некая иная жизнь вне Господа Иисуса. Он для того родился как человек, чтобы людям путь показать; потому и распятию подвергся, чтобы Кровью Своей обозначить путь. ...Никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Это должны понимать те, кто обманываются в помышлениях, будто бы могут познать Бога и обрести Царство Божие и вне Господа Иисуса Христа. Эту ложную надежду, этот отчаянный самообман их пресек вышеприведенными словами Господь. И апостол, который эти слова слышал и записал в Евангелии, а еще и в послании своем передал их так: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца ( 1Ин.2:23 ). О, Господи Иисусе Благословенный и Источниче благословения, Ты для нас воистину единственный Путь, единственный Свет, единственная Истина, единственная Жизнь и единственный жизни Податель. Тебя признаем пред людьми и пред Ангелами как Единого Бога и Спаса нашего. Помилуй нас и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 4 Октября. Поучение о Божестве и сущностном равенстве с Отцом Видевший Меня видел Отца ( Ин.14:9 ) Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас, – сказал Филипп. На эти слова Господь Иисус ему ответил: Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца. Так ответил Господь Своему ученику.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Подробное рассмотрение этих и подобных мест Священного Писания находится у св. Афанасия Великого (в словах против ариан), у св. Василия Великого (в IV книге против Евномия), у св. Григория Богослова и др., писавших против ариан. Но если есть подобные приведенным неявные выражения в Священном Писании об Иисусе Христе, то зато многочисленны, и можно было бы сказать – бесчисленны, места, свидетельствующие о Божестве Господа Иисуса Христа. О Нем свидетельствует евангелие, взятое в целом. Из отдельных мест укажем лишь некоторые, главнейшие. Одни из них говорят, что Сын Божий есть истинный Бог . Другие – что Он равен Отцу. Третьи – что Он единосущен Отцу. Необходимо помнить, что именование Господа Иисуса Христа Богом (Theos) само по себе говорит о полноте Божества. «Бог» не может быть (с точки зрения логической, философской) – «второй степени,» «низшего разряда,» Бог ограниченный. Свойства Божественной природы не подлежат условности, изменению, уменьшению. Если «Бог,» то всецело, а не частично. На это указывает ап. Павел, говоря о Сыне, что «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). Что Сын Божий есть Истинный Бог, говорит: а) Прямое именование Его Богом в Священном Писании: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Иоан. 1:1–3 ). «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» ( 1Тим. 3:16 ). «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Иоан. 5:20 ). «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки, аминь» ( Рим. 9:5 ). «Господь мой и Бог мой!» – восклицание апостола Фомы ( Иоан. 20:28 ). «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею» ( Деян. 20:28 ). «Благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит. 2:12–13 ). Что наименование «великого Бога» принадлежит здесь Иисусу Христу, в этом удостоверяемся из построения речи на греческом языке (общий член к словам «Бога и Спаса») и из контекста данной главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010