И Писание всегда с воодушевлением называет Его великим; например, Павел говорит: «великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» ( Тит. 2:13 ), или Давид: «Велик Господь и всехвален» ( «велий Господь и хвален зело») ( Псал. 47:2 ). Великий Царь, великий пророк; когда Иисус творил чудеса, говорили народы: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» ( «яко пророк велий воста в нас, и яко посети Бог людей своих») ( Лук. 7:16 ). И не только по Божеству велик, но и по плоти; как по Божеству – Бог великий, и Господь великий, и царь великий, так с другой стороны – великий священник и великий пророк. Откуда это? Говорит Павел: «имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания /нашего/» ( Евр. 4:14 ). Если Господь – архиерей великий и пророк великий, то подлинно посетил Бог людей Своих и воздвиг пророка великого во Израиле. Если Он великий пророк, великий священник, великий царь, то и свет великий: «Галилея языческая... Народ, сидящий во тьме, увидит свет великий» ( Ис. 9:1–2 ). Даже и день Его называет пророк великим: «прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» ( »прежде да же не прийти дню Господню великому и просвещенному») ( Иоил. 2:31 ). Везде слыша о великом и великих делах Господних, с чего ты вздумал, еретик, раскалывать и умалять великое? Итак, будем иметь залог нашей жизни на небе, куда мы совознесены с Христом. И потом опять будем восхищены на облаках, если будем достойны встретить на облаках. Подсудимый не устраивает встречи судье, но является к нему с покорностью – не устраивает встречи, потому что лишен смелости. Итак, будем молиться и мы все, возлюбленные, чтобы нам оказаться хотя бы в последних рядах встречающих, потому что, как при встрече царя, хотя бы не все участники были равночестны, но почитаются им одинаково, так будет и тогда. Не все одинаково потрудились: «каждый получит свою награду по своему труду» ( 1Кор. 3:8 ). Да не будет никаких препятствий Слову Божию, но нераздельно с истиной будем дерзновенны все в любви Христовой, питая народ, орошая души, будучи разделены душами, но не разъединены в мыслях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

43 . Как же происходит, что они не обращают внимания на сказанное евангелистом Иоанном, что и безбожным эллинам кажется страшным: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . И Слово стало плотью и обитало с нами» ( Ин. 1, 1, 14 ). 44 . И опять в соборном послании своем: «что было он начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ( 1Ин. 1, 1 – 2 ). 45 . И опять он же говоря о Господе: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечна»я ( 1Ин.5:20 ). 46 . Что же говорят к апостолу Павлу, утверждающему по явлению славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит 2, 13 ). 47 . И опять: их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь ( Рим.9:5 ). 48 . Показав, что Христос истинный Бог, покажем, что один Христос. Вы слышали апостола Павла, говорящего: «Один Бог Отец, из Которого все, … и один Господь Иисус Христос, Которым все» ( 1Кор. 8, 6 ) 49 . И это мы привели из божественных писаний, отвергая нечестие следующих за Павлом и Несторием, которые, не принимая домостроительство великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и складывая в Нем по отдельности две природы, сочиняют две ипостаси и два сына, то есть два Христа. То самое мы и сказали чуть выше, как святой Кирилл, отвергая нечестивое разделение 84 их 85 , воспользовался подобием человека, научая нас, что, как у человека две природы, то есть душа и тело, и не два человека, но одного человека образуют, таким же образом и у страшного домостроительства две природы Божества и человечества не два сына и не два Христа, но одного Господа нашего Иисуса Христа образовали. А именно, в первом послании к Сукенсу, приводя пример человека, говорит: 50 . «И если угодно, рассмотрим для примера соединение их 86 в нас, по которому соединению мы – люди. Ибо мы составились из души и тела и видим (в себе) две природы: одну – души, другую же – тела, и (это) не приводит к тому, что от двух соединяющихся природ получается два человека, но один человек по соединении, как я сказал, из души и тела» 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/pe...

Сего ради во умилении молим благость Твою, человеколюбие: даруй нам скончати святый день сей, и вся дни живота нашего в мире, со страхом Твоим. Отжени от нас, и от всех людей Твоих, и от святого места сего, всяку зависть, всяко искушение, всякое действие диавола, в советы злых человек, и востания врагов тайных и явных. Добрая же и полезная обрати на ны, яко дал еси нам власть наступати на змию, и на скорпию, и на всяку силу вражью, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого, благодатью и щедротами и человеколюбием единородного Сына Твоего, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, им же подобает всякая слава, честь и держава, со святым и животворящим и единосущным Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Посем на полуношнице рцы: Востаните с нами, чада света, воспети Господа Сил, да дарует нам спасение душ наших. Внегда востати нам с ложа, изми ум наш из сонные лености. Даждь нам бодренность, да в смышлении станем пред тобою во время молитвы, и возпоем Тебе подобающую песнь и получим прощение многих грехов. Слава человеколюбцу. Се ныне благословите Господа раби Господни, стоящии в дому Господа Бога нашего. В нощех воздежите руки наша во святая, и благословите Господа. Благословит Тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю. Да приближится молитва моя пред Тя Господи: по словеси Твоему вразуми мя. Да внидет прошение мое пред Тя Господи: по словеси Твоему избави мя. Отрыгнут уста моя псалом, егда научил мя еси оправданием Твоим. Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя – истина. Да будет рука Твоя, во еже спасти ны, яко заповеди Твоя соблюдохом. Вожделех спасения Твоего Господи, и закон Твой поучение мое есть. Жива будет душа моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут ми. Заблудихся, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповеди Твоя не забых аз. Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно … и паки слава Отцу. Слава Тебе человеколюбче, Блаже. Слава Деве Матери Твоей, и всем святым Твоим. Слава Тебе единородне. – Пресвятая Троице помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сей предсмертной молитве Господа нашего Иисуса Христа Отец внял в полной мере, и ее плоды вскоре явились. Первомученик за веру Христову, святой архидиакон Стефан, во время страданий своих увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян.7:55). А прозорливый апостол Павел пишет, что Бог воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его (Еф.1:20-22). Вот то, что относится к прославлению Господа Иисуса Христа. А что касается духовного единения последователей Его - и сие осуществилось так, как Он молил Отца. Ибо говорится в Деяниях святых апостолов, что все они единодушно пребывали в молитве и молении (1:14); у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (4:32). Однако, как мы отметили, молитва Христова относится не только к апостолам - хотя к ним в первую очередь - но и ко всем, кто уверовал и уверует в Господа по слову их. Эта молитва относилась, таким образом, и к святым отцам Первого Вселенского Собора, память коих мы сегодня совершаем. Соблюди их, - молился Господь Отцу Своему. И Отец соблюл их от заблуждения арианства и Духом Святым вдохновил, просветил и укрепил - и они веру Православную защитили и утвердили. Но эта молитва относится и ко всем нам, крещенным в Церкви Апостольской и узнавшим от апостолов и их последователей о спасительном имени Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. О братия мои, подумайте о том, что Господь Иисус Христос две тысячи лет назад пред самой Своею смертью думал о вас и молился о вас Богу! О, да соблюдет и да очистит вас всесильная молитва сия от всякого греха, да исполнит вас радости и да соединит сердца и души ваши! Да будете все едино в прославлении Отца и Сына и Святаго Духа - Троицы Единосущной и Нераздельной, Коей подобает слава ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь. День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Сам Господь преподал им давлеющее утешение: и вы печаль имате убо ныне, но печаль ваша в радость будет: паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возьмет от вас. Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога, и в Мя веруйте. Не оставлю вас сиры: иду и прииду к вам. В дому Отца Моего обители многи суть: иду уготовати место вам, да, идеже есмь Аз, и вы будете ( Ин. 16:20, 22; 14:1–3, 18, 28 ). Вот – источник и залог небесной на земле радости при самой разлуке со Сладчайшим Спасителем! Притом же, вознесшийся от нас Господь наш Иисус Христос, как Бог, никогда не оставляет нас. Как по сошествии Своем с неба на землю Он не оставлял и неба, но был вместе со Отцем: так и по восшествии Своем от земли на небо к Отцу, Он не оставляет и земли, но всегда пребывает с нами, по неложному обещанию Своему: и се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века ( Мф. 28:20 ). Он всегда с нами – и в счастии и в несчастии, и в радости и в печали, и в благоприятных и в трудных обстоятельствах, пребывая как бы на страже нашей жизни, так что хотя бы мы и хотели иногда укрыться от Него в своих делах и самых мыслях и даже намерениях, но пред всеведением и вездеприсутствием Его вся нага и объявлена суть ( Евр. 4:13 ). Возблагодарим же достойно, вознесшегося Господа нашего, только благодеющего нам, и вместе убоимся прогневлять Его чем бы то ни было недостойным величия Его и пагубным для нас же самих, да целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веке: ждуще блаженного упования, и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:12, 13 ) – так, как бы мы всегда жили и действовали пред лицем Его Самого. Если рабы пред лицем земных владык трепещут и в присутствии их не смеют позволить себе ничего неприличного, а тем менее оскорбительного для их величия: то с каким страхом и благоговением мы должны совершать служение свое в свое же спасение пред Владыкой неба и земли, Всеведущим и Вездесущим! Наконец, вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо имело целью и служило ручательством еще одного любвеобильного для нас дарования – ниспослания на землю Духа Святого, Небесного Утешителя и Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Прежде чем мы ответим на данный вопрос, мы должны определиться, что такое власть Бога, каковы ее права и приоритеты. Есть несколько типов собственности: взятое в аренду, купленное и собственность по праву автора – творца и создателя. 1) Взятое в аренду (для временного пользования). Это все, что мы имеем в этой жизни. Мы ничего не создали – в абсолютном понимании этого слова, – что называется, «из ничего». Всё, что мы имеем и считаем своим, в действительности не может считаться нашей абсолютной собственностью, мы как бы некие арендаторы, и не более того. 2) Купленное, или приобретенное нами, также не может считаться нашей собственностью в абсолютном понимании этого слова, так как мы не всегда обладали этим, можем это перепродать и т.д. 3) Собственность по праву творца, создателя и автора – есть абсолютная форма собственности, во всей полноте не доступная человеку, так как является прерогативой, приоритетом Бога. То есть Бог по праву Творца и Создателя является абсолютным и единственным Собственником или Правообладателем во вселенной. Сказано: «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех… Аминь» ( Иуд.1:25 ). И хотя Господь и дает власть тем или иным людям, такая власть не может считаться абсолютной и безусловной и носит сугубо временный и ограниченный характер. Сказано: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» ( Притч.8:15–16 ). «Мною… царствуют» – то есть в соответствии с Моею волею, в противном же случае любая форма правления, светского или религиозного, есть узурпация власти и мятеж против Бога. Итак, власть в абсолютном смысле принадлежит только Богу и тому, кому Он ее дает во временное и не безусловное пользование. И не надо думать, что ради мира и добрососедских отношений мы можем поступиться нашими принципами и отойти от чистоты нашего исповедания, то есть нарушить волю Бога под давлением власти в ее разных человеческих проявлениях. Сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

– Принеси мне ножницы сюда. Служащий принес. Симеон сказал ему: – Благословен Господь, постриги этого, – и указал на Мину своим перстом, а около столпа стояли многие. Мина, изумленный словами святого и страхом великим объятый, нисколько не прекословил, уразумев, что Бог открыл старцу о нем. По пострижении же его сказал ему великий Симеон: «сотвори молитву, диаконе», и когда он сотворил молитву, сказал ему святой: «иди в Раифу, откуда ты вышел». Когда же тот стал говорить: «не могу я стерпеть срама от отцов», – сказал ему Симеон: – Имей мне веру, чадо, – в том, что было сейчас, нет тебе никакого срама, и отцы с миром примут тебя, и радость будет у них и веселье от твоего возвращения. И знай, что Бог покажет на тебе знамение, по которому узнаешь, что простил Он тебе грех твой, ибо неизреченна Его благодать. Когда пришел он в Раифу, отцы приняли его с распростертыми объятиями и оставили его в чине диаконском. В один же день воскресный, когда нес он животворящую кровь Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, – внезапно вытек у него глаз. И из этого знамения уразумели отцы, что простил ему Господь грех, по слову святого Симеона 5486 . Чудо, совершенное святым Симеоном над пресвитером Некий пресвитер сидел как-то в притворе церковном и читал Святое Евангелие. И вот злой дух пришел к нему в образе облака темного и мрачного и, как клобук, обвил его голову; и погас для него свет, и разум у него отнялся, и расслабли все кости его и не мог он говорить. Вошедшие нашли его лежащим замертво; и пробыл он в той болезни девять лет, и не мог повернуться на другой бок, если кто-нибудь не помогал ему. Домашние его, слышав о святом Симеоне, пошли к святому, неся болящего на постели, и, не дошедши трех поприщ до монастыря, остановились там на отдых. И святому Симеону, стоявшему на молитве, открыто было о пресвитере. В полночь призвал святой одного из учеников своих и сказал ему: – Возьми отсюда воды и ступай скорей; ты найдешь одного пресвитера, носимого на постели, покропи его водою этой и скажи ему: «Говорит тебе грешный Симеон: во имя Господа нашего Иисуса Христа встань и оставь постель твою и приходи ко мне на своих ногах».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Новокрещеный приносится или приводится в церковь . Священник читает над ним особые молитвы, в которых просит Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа благословить отроча, возрастить его, освятить, вразумить, уцеломудрить. В другой молитве Святая Церковь просит Господа Бога: «Благослови отроча сие вкупе с родители и восприемники его... сопричти е Святому Твоему стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего». По прочтении молитв священник вносит или вводит мальчика в Святой Алтарь к Жертвеннику, а если приносится девочка, то подносит или подводит ее к Царским Вратам со словами: «воцерковляется раб Божий такой–то или раба Божия такая–то во имя Отца и Сына и Святого Духа», и творит обычный отпуст. Так обряд воцерковления заканчивается. С этого момента новокрещеные становятся полноправными членами Святой Церкви, участниками в совершении всех Таинств Церковных, необходимых для их духовного роста. В народе, не посвященном в сущность церковных священнодействий, установился не совсем правильный взгляд на этот обряд. Принято думать, что в сороковой день читается молитва только для матери-родильницы. Да, в двух молитвах священник просит Господа Бога, чтобы Он очистил мать новорожденного от всякого греха и сподобил ее «неосужденно причаститися Святых Христовых Таин». Но кроме этих молитв, особо читаются три молитвы над новокрещеным. Значит, этот обряд нужен не только для матери-родильницы, но и главным образом для новокрещеного ребенка, который нуждается для своего духовного роста в благодати Божией, подаваемой в Святых Таинствах Церковных и особенно в Таинстве Святого Причащения Пречистых Тела и Крови Христовых. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и питъ Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. – говорит Христос. – Ядущий Мою Плотъ и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:53–55 ). Слышите ли вы, родители новорожденных и новокрещеных детей, что говорит Спаситель: если ваши новокрещеные дети еще не причислены к Святой Церкви через обряд воцерковления и не причастились Плоти и Крови Иисуса Христа, то они не имеют в себе духовной жизни, они духовно мертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

9 . «Бог Господь, и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господа Спаса нашего». Господь (наш) есть Бог, и Он явился нам; составьте праздник и в восторге приидите с ваиями и ветвями, возвеличим Христа, в песнопениях восклицая: благословен Грядущий во имя Господа, Спасителя нашего. Б. Догматические и нравственные мысли, взятые из службы праздника торжественного вшествия Господа Иисуса Христа в Иерусалим 1) «Восхвалите согласно людие и языцы: Царь бо ангельский взыде ныне на жребя, и, грядет, хотяй на кресте поразити враги, яко силен. Сего ради и дети с ваием взывают песнь: слава Тебе пришедшему победителю, слава Тебе Спасу Христу, слава Тебе благословеннаму, единаму Богу нашему» 39 . «На херувимех носимый, и певаемый они Серафим, возсел еси на, жребя Давидски Блаже, и дети Тя воспеваху боголепно» 40 . «Ликуй от радости, дщерь Сиона, – говорит пророк Захария, – торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах.9:9 ). В исполнение непререкаемых глаголов Божиих радовалась дщерь Сионя и дщерь Иерусалимля при последнем торжественном вошествии Господа Иисуса Христа в Иерусалим. Многие из народа иудейского, побуждаемые видением божественного чуда воскрешения от мертвых четверодневного Лазаря, другие движимые другими благотворными чудесами и милостями Господа Иисуса Христа, а дети по простоте и незлобию сердца и по сочувствию к любвеобильному и сладчайшему Иисусу Христу, вышли навстречу к Нему из города с ваиями в руках и пели победную песнь: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» ( Мф.21:9 ). При сем торжестве и радостном волнении народа «весь город пришел в движение» ( Мф.21:10 ) от изумления торжественной встречи. Так, по слову пророка, возрадовалась дщерь Иерусалимля! Между тем Господь, при виде святого града, среди радостного шума празднующих, плачет...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Надо помолиться Богу за обидчика, чтобы Он смилостивился над ним и даровал спасение его озлобленной душе. Очень хорошие слова по этому поводу сказал святитель Иоанн Златоуст: «Не будем искать воздаяния здесь, но особенно тогда и будем радоваться, когда мы, делая добро, терпим зло, потому что там Бог готовит нам награду не только за добрые дела, но и за терпение искушений». Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Святом Евангелии мы слышали сегодня, как Господь говорит всем верным Своим последователям: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Соль — необходимый продукт и для людей, и для животных. В древности соль считалась особенно ценным веществом. Называя исповедников христианской веры солью земли, Господь указывает на их достоинство и важность возложенной на них миссии — нести людям правду о Боге. Заповеди блаженств поются почти за каждой Божественной литургией, когда совершается вход с Евангелием. Господь наш Иисус Христос снова и снова выходит к нам на проповедь. Сподобимся же и мы с вами, братья и сестры, стать солью земли, обрести истинную нищету духа, плач о грехах, кротость, милость, чистоту сердца, миротворчество. И пусть нас гонят за правду, пусть всячески поносят и неправедно злословят за имя Христово, но нам остается самое важное и главное обетование Спаса нашего Иисуса Христа: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Аминь. Слово 109. Об апостольском предназначении. Во вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению) …благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. ( Рим.1:7 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Апостольском чтении (см. Рим.1:1-7, 13-17 ), услышанном нами сегодня, говорится об апостольском призвании, об этом великом предназначении, подлинном христианском подвиге. Себя верный последователь Христов называет: Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию. Недаром апостол Павел говорит о себе именно так. Мы все, братья и сестры, является рабами Христа, понимая и веруя, что Господь наш есть Искупитель и Всемирный Владыка. Павел считал себя смиреннейшим рабом Иисуса Христа, своего Господина и Господа. В сознании апостола постоянно присутствовала мысль о том, что Спаситель любил его и умер за него, и поэтому Павел понимал, что он не подвластен более себе, но принадлежит всецело и безмерно Иисусу Христу. Таким образом, слово раб являлось выражением высшего долга христианской любви.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010