И причащаются Пречистого Тела Христова со страхом и твердой верой. Затем священник произносит: Вот, я снова прихожу ко Христу, бессмертному Царю и Богу моему. Таже священник восклонься приемлет обема рукама с покровцем святый потир и причащается трижды из него, глаголя: Честныя и святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, причащаюся аз, раб Божий, священник имярек, во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Аминь. И, взяв обеими руками святой потир, причащается из него трижды со словами: Драгоценной и Святой Крови Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа причащаюсь я, раб Божий священник (имя), для прощения грехов моих в жизнь вечную. Аминь. И тако свои устне и край священнаго потира в руку держимым платом отер, глаголет: Се прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит. И так, отерши уста свои и край священного потира, целует его и произносит: Вот, это коснулось губ моих, и удалит беззакония мои, и грехи мои очистит. Таже призывает диакона, глаголя: Диаконе, приступи. Также призывает диакона, говоря: Диакон, приступи. И диакон приходит и покланяется единою, глаголя: Се паки прихожду к безсмертному Царю и Богу нашему. И: Преподаждь ми, владыко, честную и святую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И диакон подходит и совершает поклон со словами: Вот, я прихожу ко бессмертному Царю и Богу моему. И: Преподай мне, владыка, Драгоценную и Святую Кровь Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа. И священник глаголет: Причащается раб Божий, диакон имярек, честныя и святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную. И священник произносит: Причащается раб Божий, диакон (имя) Драгоценной и Святой Крови Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, для прощения грехов его и в жизнь вечную. Причастившуся же диакону, глаголет священник: Се прикоснуся устнам твоим, и отымет беззакония твоя, и грехи твоя очистит. И по причащении диакона говорит священник: Вот, это коснулось губ твоих, и удалит беззакония твои, и грехи твои очистит.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya...

Петр и Иоанн, Филипп и Фома, все апостолы, отвечали одно: «Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, Праведника, Которого вы убили». Согласно порядку, послы отправляются в другую страну во имя своего царя, судья судит во имя своего правителя, стража арестует преступника во имя закона, подмастерье приходит от имени мастера, сын приходит от имени отца, дочь от имени матери, ученик от имени учителя, младший от имени старшего. Весь воздух словно шепчет: «Я говорю от имени того-то; или я пришел от имени того-то; или я действую от имени того-то; или я даю тебе или отнимаю у тебя, или я сужу тебя, или прощаю тебя от имени того-то. Это земная иерархия. Всякий, кто приходит с кем-то, приходит во имя большего себя. А мудрый апостол Павел, рожденный в Тарсе, в начале преследовавший Христа и Его последователей, став христианином, написал четырнадцать посланий к евреям и язычникам, обращался к христианам таким словами: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Кол. 3,17 ) Все, что делаете, все делайте во имя Господа Иисуса Христа. Кто послушался слова апостольского? Сербы послушались. Послушались сербские жупаны, цари, короли, князи, деспоты и вожди, начинавшие все свои грамоты словами: «Во имя Господа и Спаса нашего Иисуса Христа». Послушались сербские патриархи, епископы и священники, учившие сербский народ в мирное время жить во имя Господа Иисуса Христа и по заповедям Его, а во времена рабства и пленения терпеть и умирать во имя Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Послушался весь сербский народ, который все делал, осенив себя крестным знамением во имя Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, и когда принимал крещение, принимал его во имя Господа и Иисуса Христа, и когда венчался, венчался во имя Господа Иисуса Христа, и когда роднился с братьями, роднился во имя Господа Иисуса Христа. И когда брал обет, брал его во имя Господа Иисуса Христа, и когда был вынужден брать в руки меч, брал его во имя Господа Иисуса Христа, и когда строил, строил во имя Господа Иисуса Христа, и когда пахал, пахал и сеял во имя Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И влагает частицу в потир, ничтоже глаголя, и диакон вливает теплоту в потир, ничтоже глаголя, и стоит мало подале. И влагает в св. потир частицу св. Агнца, ничего не говоря. Затем благословляет теплоту, и диакон в безмолвии вливает ее в св. потир. Священник же глаголет: Диаконе приступи. Священник же говорит: Диакон, приступи. И пришед диакон, творит поклон благоговейно, прося прощения, и глаголет: Се прихожду к безсмертному Царю и Богу нашему. И: Преподаждь ми, владыко, честное и святое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И диакон, подойдя, благоговейно совершает поклон, по обычаю, со словами: Вот, я прихожу ко Христу, бессмертному Царю и Богу моему. И: Преподай мне, владыка, Драгоценное и Святое Тело и Кровь Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа. Священник же, взем Святых Таин едину частицу, дает диакону, глаголя: имярек, священнодиакону, преподается честное и святое и пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в жизнь вечную. Священник же говорит: (такому-то — имя) священнодиакону, преподается Драгоценное, и Святое, и Пречистое Тело и Кровь Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, для прощения грехов его и в жизнь вечную. И целовав диакон подающую ему руку, отходит и стоит созади святыя трапезы, и приклонив главу, молится, яко и священник, глаголя: Верую, Господи, и прочая. И, поцеловав подающую ему Святые Тайны руку, диакон отходит и, став сзади святого престола, склонив голову, молится как и священник, говоря: Верую, Господи: и прочее. Подобне взем и священник едину частицу Святых Таин, глаголет: Честное и пресвятое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне, имярек, священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Подобным образом и священник, взяв частицу Святых Таин, произносит: Драгоценное и пресвятое Тело и Кровь Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, преподается мне, (имя) священнику, для прощения грехов моих и в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

Эти же слова произносят священники и диаконы, подходя к архиерею для причащения Кровью Христовой. Причащая диакона, священник произносит: Причащается раб Божий, диакон (имярек), честныя и святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную. Причащается раб Божий, диакон такой-то, драгоценной и святой Крови Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, для оставления грехов и для жизни вечной. Аналогичную формулу произносит архиерей, причащая священников и диаконов. Перед тем как принять в руки Тело Христово для того, чтобы причаститься самому, архиерей или священник произносит: Се прихожду к безсмертному Царю и Богу моему. Честное и пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне, (имярек), архиерею, или священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Вот, я подхожу к бессмертному Царю и Богу моему. Драгоценное и святое Тело Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа преподается мне, архиерею или священнику такомуто для оставления грехов моих и для жизни вечной. Перед причащением Крови Христовой архиерей или священник произносит: Се паки прихожду к безсмертному Царю и Богу моему. Честныя и святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, причащаюся аз, раб Божий, архиерей (имярек), или (имярек) священник, во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Вот, я снова подхожу к бессмертному Царю и Богу моему. Драгоценной и святой Крови Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа причащаюсь я, архиерей или священник такой-то для оставления грехов моих и для жизни вечной. После причащения он произносит: Се прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит. Вот, [Святыня] коснулась уст моих, и удалит беззакония мои, и грехи мои очистит. Эти слова являются аллюзией на видение пророка Исаии, которое, как уже говорилось, является прообразом Евхаристии. Прикасаясь раскаленным углем, взятым с божественного жертвенника, к устам пророка, Серафим в описанном у Исаии видении говорит: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» ( Ис 6:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Беседа 1. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея: мы начинаем чтение 17-й главы с 1-го по 13-й стих. Общее название беседы – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Скрытый, не лежащий на поверхности смысл Преображения Господня заключается в том, что, еще живя на этой земле и в этом теле, люди иногда оказываются способными перешагнуть границу – грань между земным и надмирным, Небесном. Данная беседа возводит нас на высоту, поистине недостижимую для человеков, и как бы выводит нас за пределы видимого мира. Об этом свидетельствует и 1-я часть 1-го стиха 17-й главы, где сказано: Мф.17:1 . «По прошествии дней шести…». Почему апостол Матфей обращает внимание, казалось бы, на такую несущественную деталь: « По прошествии дней шести »? Число «6» означает человеческую повседневность, когда «делают обычные дела свои». Следовательно, три шестерки означают эгоизм, возведенный в степень некоего абсурда, гордыни, и себялюбие. Сказано: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих (то есть всего того, что делаешь для себя. – О.С.) во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, – то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» ( Ис.58:13–14 ). Данный отрывок из пророка Исаии показывает нам, как День, посвященный Богу, выделенный из чреды обычных дел наших, может усовершенствовать и возвысить нас. То есть как бы раздвигаются горизонты повседневности серых буден, и апостолы вводятся в иной мир. И неважно уже, когда это происходит: в субботу или пятницу, главное – это пережить новую реальность, вырваться за пределы земной седмицы и стать причастником того самого Дня, когда вечер уже не приблизится и где ночь никогда не наступит.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами. И да будут милости Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа со всеми вами. Хор отвечает: «И со духом твоим». Выражение «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» встречается у апостола Павла ( Тит 2:13 ). Оно может быть понято двояко: как указывающее на Сына Божия, или как указывающее на Отца и Сына. При первом понимании слова «великого Бога» относятся к Иисусу, при втором – к Богу Отцу. Второе понимание отчасти подкрепляется формулой благословения из Второго соборного послания Иоанна: «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» ( 2Ин.3 ). Формулы благословения именем Отца и Сына без упоминания Святого Духа встречаются и в посланиях Павла, например: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( Рим.1:7 ; Еф. 1:2 ); «благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего» ( 1Тим.1:2 ). Возможно, одна из таких архаичных формул легла в основу той, что сохранилась в Литургии. С другой стороны, на фоне общего тринитарного характера Литургии представляется несколько необычной формула благословения, в которой упоминалось бы только об Отце и Сыне и не упоминалось бы о Святом Духе. Мы поэтому склонны видеть в словах «великого Бога и Спаса нашего» указание на Иисуса Христа, а в том, что эта формула звучит после преложения Святых Даров – особый акцент на христологическое измерение Литургии. Все те блага, которые изливаются на верующих благодаря причащению Святых Тайн, стали следствием милостей и щедрот Спасителя мира, умершего на кресте и даровавшего верующим во имя Его вечную жизнь. 7. Просительная ектения и молитва перед «Отче наш» Просительная ектения После окончания ходатайственных молитв наступает та часть Литургии, которая непосредственно готовит верующих к таинству Святого Причащения. Диакон произносит просительную ектению, которая начинается прошениями: Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Второе послание Апостола Петра Время и место, откуда оно писано, неизвестны. Оно обращено к христианам вообще и направлено главным образом на возникшее в новых общинах отделение веры от жизни и нравов, под влиянием ложных учений. Вместе с тем убеждает Апостол в неизбежности второго пришествия Христова, хотя время, когда оно будет, предузнать невозможно и предугадывать не следует. В этом послании усматривается сходство с содержанием послания Апостола Иуды. Глава 1 Симон Петр, раб и Апостол Иисус Христов, – от праведности Бога нашего и Спаса Иисуса Христа приявшим равночестную с нами веру. Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Христианское достоинство и жизнь христианская Сила Его божественная даровала нам все потребное для жизни благочестивой, в познании Призвавшего нас явлением славы Своей и благости. Тем и дарованы нам обетования великие и драгоценные, чтобы стали мы чрез них причастниками Божеского естества, избежав от сущего в мире растления всякой похоти. Итак, прилагая всякое старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если все это есть и еще возрастает в вас, то не останетесь вы ни ленивы, ни бесплодны в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, ничего перед собой не видит, и думать забыл о том, как очищены прежние грехи его. Посему, братия, всячески старайтесь, чтобы твердо было в вас известно призвание и избрание ваше: так поступая, никогда не преткнетесь. И так богатно откроется вам вход в вечное Царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. И не обленюсь я никогда напоминать вам о сем, хотя вы и сами знаете, и утверждены в настоящей истине. Праведным долгом почитаю себе, доколе пребываю в сей храмине телесной, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен я оставить сию храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Но все буду еще стараться, чтобы вы и по отшествии моем всегда имели в себе о сем память. Преображение Господне

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

9 емуже противитеся тверди верою, ведуще, яко теже страсти случаются вашему братству, еже в мире. 10 Бог же всякия благодати, призвавый вас в вечную свою славу о Христе Иисусе, мало пострадавшыя, той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует. 11 Тому слава и держава во веки веков. Аминь. 12 Силуаном вам верным братом, яко непщую, вмале написах, моля и засвидетельствуя сей быти истинней благодати Божией, в нейже стоите. 13 Целует вы яже в вавилоне соизбранная, и марко сын мой. 14 Целуйте друг друга лобзанием любве. Мир вам всем о Христе Иисусе. Аминь. Второе послание апостола Петра Глава 1 1 Симон петр, раб и посланник Иисус Христов, равночистную с нами получившими веру в правде Бога нашего и спаса Иисуса Христа: 2 благодать вам и мир да умножится в познании Бога, и Христа Иисуса Господа нашего. 3 Яко вся нам Божественныя силы его, яже к животу и благочестию, подана разумом призвавшаго нас славою и добродетелию. 4 имиже честная нам и великая обетования даровашася, да сих ради будете Божественнаго причастницы естества, отбегше, яже в мире, похотныя тли: 5 и в самое же сие, тщание все привнесше, подадите в вере вашей добродетель, в добродетели же разум, 6 в разуме же воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, 7 во блгочестии же братолюбие, в братолюбии же любовь. 8 Сия бо сущая в вас и множащаяся, не праздных ниже безплодных сотворят вы в Господа нашего Иисуса Христа познание: 9 емуже бо несть сих, слеп есть, мжай, забвение приемь очищения древних своих грехов. 10 Темже паче, братие, потщитеся известно ваше звание и избрание творити: сия бо творяще, не имате согрешити никогдаже, 11 сице бо обилно приподастся вам вход в вечное Царство Господа нашего и спаса Иисуса Христа. 12 Сего ради не обленюся воспоминати присно вам о сих, аще и ведите, и утверждени есте в настоящей истине. 13 Праведно бо мню, донележе есмь в сем телеси, возставляти вас воспоминанием, 14 ведый, яко скоро есть отложение телесе моего, якоже и Господь наш Иисус Христос сказа мне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

Народ Прославляем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, благодарим Тебя и молим у Тебя прощения, Господи Боже, помилуй нас и услышь нас. Священник Особенно же воспоминаем святую и славную Приснодеву, блаженную Богородицу Марию. Диакон Помяни Ее, Господи Боже, и ради Ее чистых и святых молитв пощади и помилуй нас и услышь нас. Диакон Как страшен настоящий час! Как ужасно, возлюбленные мои, то время, в которое живый и Святой Дух приходит с горних высот небесных, нисходит и почиет на этой Евхаристии, предложенной во святилище, и освящает ее! Присутствуйте же со страхом и трепетом, стойте и молитесь. Да будет с нами мир и ограждение от забот (действием) Боганашего общего Отца. Воскликнем и скажем трижды: Кирие елеисон. Священник, наклонившись, произносит призывание Святого Духа: Помилуй нас, Господи Боже всемогущий, и пошли Духа Твоего Святого, Господа Животворящего, Равнопрестольного с Тобой, и Равноцарственного Сыну, Единосущного и Совечного, Глаголавшего в законе и пророках и в Новом Завете Твоем, Снисшедшего в виде голубя на Господа нашего Иисуса Христа на реке Иордане, Снисшедшего и на святых апостолов в виде огненных языков. Народ Кирие елеисон трижды. Священник Чтобы Он пришел и соделал хлеб этот Телом животворящим, Телом спасительным, Телом небесным, Телом подающим здравие душам и телам, Телом Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную принимающим его. Народ Аминь. Священник А то, что смешано в этой чаше, соделал бы Кровью Нового Завета, Кровью спасительной, Кровью животворящей, Кровью небесной, Кровью подающей здравие душам и телам, Кровью Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную принимающим ее. Народ Аминь. Священник Чтобы они послужили нам и всем, которые примут от них и приобщатся их, к освящению душ и тел и к плодотворности добрых дел, к утверждению Твоей Святой Церкви, которую Ты основал на камне истинной веры, (так что) и врата адовы не одолеют ее, так как Ты избавишь ее от всех ересей и соблазнов, делающих беззакония до скончания века, благодатью, милосердием и человеколюбием Единородного Сына Твоего, через Которого и с Которым Тебе приличествует слава и честь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 6/19 августа Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил . Лк.9:33 Такими словами святой апостол Петр выразил свой духовный восторг под действием Божественной славы Спасителя нашего Иисуса Христа, преобразившегося перед Своими учениками на горе Фавор. Что же пережил он в это время вместе с двумя другими апостолами – Иаковом и Иоанном? На этот вопрос не только мы, грешные, но и сами апостолы не могли бы дать ответа. На языке человеческом нет слов для выражения духовного блаженства, которое испытывает человек под действием благодати Божией. Никакая земная радость, никакое временное счастье не может сравниться с блаженным состоянием духовного единения человеческой души и Бога. Святой апостол Павел говорит о себе, «что он был восхищен до третьего неба, в рай, и слышал там неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:4 ). Он сам не мог дать себе отчета в том, что он пережил, что перечувствовал. " Знаю, – говорит он, – человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» ( 2Кор.12:2 ). Так и святой апостол Петр в состоянии духовного блаженства от лицезрения Божественной славы преобразившегося Господа только и мог сказать: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» ( Лк.9:33 ). Что же, собственно, значат эти слова, как их понять? На этот вопрос святой евангелист Лука отвечает так: «не зная, что говорил», то есть апостол Петр сам не знал, что говорил. Никогда он в своей жизни не переживал такого возвышенного отрадного чувства, которое теперь охватило все его существо. И это исключительное, никогда прежде не испытанное состояние духовного восхищения и блаженства настолько было сильно, что вытеснило из его сознания все другие потребности и желания, кроме одного, чтобы это блаженное состояние было постоянным, чтобы оно никогда не прекращалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010