Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 6/19 января Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное . Мф.4:17 Только что раздался в пустыне Иудейской голос великого подвижника и последнего из пророков Крестителя Иоанна: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное» ( Мф.3:2 ), как тот же самый призыв к покаянию мы слышим теперь уже из уст Самого Господа нашего Иисуса Христа в Капернауме. И как к Иоанну Крестителю толпами шел народ, чтобы креститься от него во Иордане во оставление грехов, так и в стране Галилейской многочисленный народ следовал за Христом, чтобы слышать учение Его и подготовить себя к крещению Духом Святым и огнем в возрождение к новой духовной жизни благодатью Животворящего Духа Божия. Итак, покаяние, сознание своей греховности – вот с чего начинается духовная жизнь человека. Без покаяния нет спасения; нераскаянный грешник не может войти в Царствие Небесное. Понятно теперь, почему и Иоанн Креститель, и Сам Иисус Христос , этот «Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин.1:29 ), начал свою проповедь о Царстве Божием с призыва к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Только через покаяние лежит путь в Царство Небесное. А между тем сколько наших отцов, братьев и детей умерло, да и теперь еще умирает без покаяния и причащения Святых Таин Христовых?! Заболел человек тяжелой болезнью. С грустью ожидают его смерти близкие к нему, родные. И не подумают о том, что умирающего необходимо причастить, дать ему возможность соединиться со Христом и иметь жизнь вечную. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:53, 56 ). Очистив себя от грехов в Таинстве Покаяния, человек в Таинстве Святого Причащения теснейшим образом соединяется со Христом и становится, по словам Спасителя, наследником вечной жизни. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровъ имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

«Языцы вскую шатаетеся? Писменницы и священницы, почто тщетным поучистеся? Кто Сей, рекше, Емуже дети с ваием и ветвьми, песньми зовут: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего. Сей Бог наш, Емуже никтоже подобен, праведный всяк путь изобрет, даде возлюбленному Израилю; по сих же с человеки поживе явлься: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего» 166 . Еще одно знаменательное событие, связанное с торжественным входом Господа в Иерусалим, отмечает святой евангелист Иоанн это желание эллинов видеть Иисуса. Это были, по-видимому, пришедшие на праздник Пасхи в Иерусалим язычники прозелиты (т. е. принявшие иудейскую веру отчасти или вполне). Они обратились со своей просьбой к Филиппу из Вифсаиды Галилейской, где жило немало язычников, может быть, ранее известному им. Филипп, считая, вероятно, подобную просьбу важною, сначала предложил ее на обсуждение Андрею, и затем оба говорят о ней Иисусу ( Ин. 12, 20–22 ). Желание эллинов видеть Иисуса было поводом к возвышенной речи Господа о существе Своего дела, совершаемого на земле, и судьбах его в мире. Означенное желание свидетельствовало, что настало время исполнения тех пророчеств о Христе, по которым Он должен прославляться чрез спасение не одного Израиля, но и язычников, претерпев ради этого страдания и смерть. Посему Господь в ответ на просьбу эллинов и говорит: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» ( Ин. 12, 23 ), начало исполняться о Нем то, что сказано пророком Исаиею: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали» ( Ис. 52, 13–15 ). Теперь, действительно, язычники эллины приведены были в изумление личностью Христа, чем и объясняется их желание видеть Его. Они, не слышавшие проповеди о Нем, добровольно идут к Нему и ищут видеть Его, тогда как Израиль, видевший и слышавший Самого Христа, в ослеплении соблазнился и даже ищет Его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

тогда как и Ангелы, превосходя их крепостию и силою, не возводят на них пред Господом укоризненного суда. Они, как бессловесные животные, прирожденные на уловление и истребление. злословя то, чего не понимают, в растлении своем погибнут, и так получат возмездие за свою беззаконность. Они полагают все удовольствие жизни в ежедневном наслаждении. Срамники и осквернители, они не оставляют лжи своей и распутства и тогда, как едят вместе с вами 26 . Очи их исполнены любострастия и всякого греха; они прельщают неутвержденные души; сердце навыкло к любостяжанию; они – сыны проклятия. Оставив прямой путь, заблудились, пошли по следам Валаама, сына Восорова, возлюбившего мзду неправедную. Но был он обличен в своем беззаконии; бессловесная ослица проговорила человеческим голосом и остановила безумие пророка. Это – безводные источники, облака и туманы, гонимые бурей, и для них блюдется мрак вечной тьмы. Нахальными и вздорными речами уловляют они в плотские похоти и в разврат едва отставших от людей, кои живут еще в заблуждении; обещают им свободу, а сами рабы тления: кто чему поддался, тот тому и раб. А если кто, избегши от скверн мира в познание Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, опять в них запутывается и ими пленяется, для того последнее бывает хуже первого. Лучше бы познавши, возвратиться назад от преданной им святой заповеди; но с ними случается, что сказано в верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и свинья омывшаяся идет валяться в грязи. Глава 3. Верно, хотя еще и медлит, и будет нечаянно пришествие Христово Вот уже второе послание пишу вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили прежде реченные святыми пророками глаголы и заповедь Господа и Спаса, от Апостолов преданную вам. Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, ходящие в похотях своих, и станут говорить: где же обетование пришествия Его? с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается, как было. Но такие люди знать не хотят, что в начале Словом Божиим небеса и земля созданы из воды и водою;

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

По входе великий прокимен, гл. 8. Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю. – Не скрывай лица Твоего от раба Твоего, потому что я скорблю. Поспеши услышать меня, обрати внимание на душу мою, и избавь её ( Пс. 68:18 ). Сподоби, Господи.... Ектенья просительная. Из стихир на стиховне, гл. 4. Возсия благодать Твоя, Господи, возсия просвещение душ наших; се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тмы, и облечемся во оружие света; яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное воскресение достигнем, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, спасающаго души наша. Воссияла благодать Твоя, Господи, воссияло просвещение для душ наших; вот время удобное, вот время покаяния; оставим дела темные и наденем оружие света, чтобы, переплывши великое море поста, достигнуть нам тридневного воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, спасающего души наши. Ныне, отпущаеши.... Трисвятое.... Отче наш .... Тропари на вечерне. Гл. 4. Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. – Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего, потому что Ты родила Спасителя наших душ. Слава: Крестителю Христов, всех нас помяни, да избавимся от беззаконий наших: Тебе бо дадеся благодать молитися за ны. Креститель Христов, помяни всех нас (в своих молитвах пред Принявшим от тебя крещение), чтобы мы избавились от своих беззаконий, потому что тебе дарована благодать – молиться за нас. И ныне: Молите за ны, святии Апостоли, святии вси, да избавимся от бед и скорбей; вас бо теплыя предстатели ко Спасу стяжахом. Апостолы святые и все святые, молитесь за нас, чтобы мы избавились от несчастий и скорбей, ибо мы в лице вас приобрели усердных молитвенников (ходатаев) пред Спасителем. – Под Твое благоутробие прибегаем, Богородице, моления наша не презри во обстоянии; но от бед избави ны, едина чистая, едина благословенная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А когда Он исцелил его, говорит нам на этот раз евангелист Лука, толпы, собравшиеся вокруг, поразились силе Спаса Иисуса Христа. Апостолы же, оставшись одни с Господом, подошли к Нему и спросили: – Господи, почему мы не могли изгнать его? (Мк. 9: 28). Они задавали этот вопрос вполне по праву: они ведь получили от Господа нашего Иисуса Христа власть изгонять из людей всяких злых духов и поэтому теперь недоумевали, почему не смогли изгнать его. И Спаситель говорит: – По неверию вашему (Мф. 17: 20). То есть «ваша вера умалилась, а поскольку ваша вера умалилась, то умалилась и ваша сила». Видите, какая связь между верой человека и его силой? И говорит Спаситель дальше: – Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17: 20). Если бы у вас была вера хотя бы с горчичное зерно! Зерно, вы знаете, очень маленькое, но его аромат пропитывает всё блюдо. Пусть же у нас будет хотя бы такая малая вера, чтобы она пропитала всю нашу душу и тело. Но какая гора тяжелей для души, чем грех и мирские попечения?! Вы могли бы сказать горе сей: «перейди отсюда туда»… Но какая гора тяжелей для души, чем грех и мирские попечения? Душу человека даже ночью, когда спит, гнетет забота о завтрашнем дне. Она огромна, как гора, и человек уже не может расслабиться от этой горы на душе, если у него нет достаточной веры. Поэтому, как говорил Спаситель, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (ср.: Мф. 6: 31–33). Еда и питие тоже очень важны, но не ищите первым делом их, бросая духовное! Спаситель сказал апостолам еще одно: – Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9: 29). То есть вера должна проявляться и в нашей молитве к Богу, и в воздержании, посте. Когда человек воздерживается от злых похотений, когда человек воздерживает глаза от того, чтобы смотреть на всякие мерзости, которые с такой щедростью предлагает нам нечистый, когда человек воздерживается от того, чтобы смотреть на картинки в этом волшебном ящичке, называемом телевизором, когда человек перестает искать в таблоидах всякие «диковинки», убийственные для души, когда человек воздерживается не только от еды, потому что не только это значит поститься, тогда он приготавливает свою душу к тому, чтобы она приняла Спаса Иисуса Христа в сердце, и тогда вера его становится крепче, тогда вера его становится способной сдвинуть горы.

http://pravoslavie.ru/105709.html

«Верующий, что для святых уготовано Царство, старается охраняться от малейших и ничтожнейших уклонений, чтобы соделаться сосудом избранным». «Верующий, что тело его воскреснет в день общего воскресения, заботится очистить его от всякой скверны». «Нет в мире ничего такого, что могло бы отлучить от любви Божией сердце, в которое она вселилась». Христос рождается – славите! Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. Лк 2,11 В день Рождества мы празднуем рождение на земле Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Когда Господь родился, никто не знал, Кто это, – лишь несколько человек знали: Пречистая Дева Мария, Иосиф и несколько пастухов, которые воспели песнь вместе с Ангелами. «Тайно родился еси в вертепе, – поется в песнопении, – но небо Тя всем проповеда якоже уста, звезду предлагая», то есть словами небо проповедало. Так Бог пришел на землю, Творец мира пришел, воплотился на земле от Пречистой Девы. В Евангелии от Иоанна читаем: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин 1,14 ). «Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите! С сердечною радостию поздравляю вас, дорогое мое духовное чадо о. И., с великими праздниками: Рождеством Христовым, Новолетием благости Божией и святым Богоявлением. «Ликуют Ангелы вси на небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа». От всей души желаю вам радости духовной во Христе, Его милости к нам и мира, которые Он принес на землю. Призываю Его любовь на вас, дорогие мои, и верю, что милосердие Сладчайшего Господа, рожденного днесь, всегда будет с вами... Рождество Христово. 1971 г.». «Христос раждается – славите! Христос с небес – срящите! И воспойте хвалебную песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”. Поздравляю я вас, мои родненькие чада, с праздником Рождества Христова и с наступающим Новым годом, праздником свят. Василия Великого и с преддверием Богоявления Господня и желаю вам самых лучших успехов в вашей учебе и мира душевного и спасения душевного. Прошу ваших св. молитв за меня, немощного и недостойного арх., нижайшего инока Андроника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4 Уповаем же на Господа о вас, яко, яже повелеваем вам, и творите и сотворите. 5 Господь же да исправит сердца ваша в любовь Божию и в терпение Христово. 6 Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися вам от всякаго брата безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас: 7 сами бо весте, како лепо есть вам подобитися нам: яко не безчинновахом у вас, 8 ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, нощь и день делающе, да не отягчим никогоже от вас: 9 не яко не имамы власти, но да себе образ дамы вам, во еже уподобитися нам. 10 Ибо егда бехом у вас, сие завещавахом вам: яко аще кто не хощет делати ниже да яст. 11 Слышим бо некия безчинно ходящыя у вас, ничтоже делающыя, но лукавно обходящыя: 12 таковым запрещаем и молим о Господе нашем Иисусе Христе, да с безмолвием делающе, свой хлеб ядят. 13 Вы же, братие, не стужайте, доброе творяще. 14 Аще же кто не послушает словесе нашего посланием, сего назнаменуйте и не примешайтеся ему, да посрамится: 15 и не аки врага имейте его, но наказуйте якоже брата. 16 Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всяцем образе: Господь со всеми вами. 17 Целование моею рукою павлею, еже есть знамение во всяцем послании: сице пишу: 18 благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.   Первое послание к Тимофею Глава 1 1 павел, посланник Иисус Христов по повелению Бога спаса нашего и Господа Иисуса Христа упования нашего, 2 тимофею присному чаду в вере: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Христа Иисуса Господа нашего. 3 Якоже умолих тя пребыти во ефесе, идый в македонию, да завещаеши неким не инако учити, 4 ниже внимати баснем и родословием безконечным, яже стязания творят паче, нежели Божие строение, еже в вере. 5 Конец же завещания есть любы от чиста сердца и совести благия и веры нелицемерныя, 6 в нихже нецыи погрешивше, уклонишася в суесловия, 7 хотяще быти законоучителе, не разумеюще ни яже глаголют, ни о нихже утверждают. 8 Вемы же, яко добр закон (есть), аще кто его законне творит,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

протоиерей Николай Зефиров Второе соборное послание святого апостола Петра С переходом к изъяснению второго соборного послания апостола Петра само собою возникает вопрос, – если это второе послание св. Петра, то кому и когда оно писано? Ответ на этот вопрос мы находим в самом втором послании. Так из 1-го стиха 3-й главы, где апостол говорить своим читателям: это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные, ясно видно, что читателями послания были те же самые лица, которым написано было и 1-е послание, т. е. христиане из иудеев и язычников, рассеянные по городам и селениям Малой Азии. Когда же написано 2-е послание Петра? Данные к решению этого вопроса мы находим в самом же 2-м послании ап. Петра. В 14 ст. 1-й главы он говорить: знаю что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Это упоминание о близости кончины апостола дает возможность высказать некоторые соображения о времени написания послания. Кончина апостола последовала в 66–67 г., следовательно если послание написано незадолго до смерти, то оно написано приблизительно не более года до смерти, т. е. в 65–66 году. Цель послания Цель послания, как это видно из 17 и 18 ст. 3-й главы, было оберечь читателей, чтобы они не увлеклись заблуждениями беззаконников и не отпали от истинной веры и возрастали в познании Господа нашего и спасителя Иисуса Христа. Глава 1-я 1 ст. Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: 2 ст. благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. В этих двух первых стихах апостол посылает приветствие своим читателям и желает им благодати и мира. При этом называет своих читателей получившими равночестную с ними, т. е. апостолами, веру и этим заграждает уста тем христианам из иудеев, которые в своем самомнении могли думать иначе. Выражение получившими может указывать на то, что эту равночестную с апостолами, а следовательно и одинаково благодатную веру читатели получили не по своим заслугам, а даром, по милости Божией. Получившими по правде Бога нашего Иисуса Христа, т. е. получившими чрез правду или от праведности Бога нашего и Спаса Иисуса Христа. Благодать и мир вам да умножится. Как? каким путем? чрез познание Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Глава 1 1Тим.1:1 .  Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей. «Павел, посланник Иисус Христов по повелению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа упования нашего». Апостол дает знать ученику, что не восхитил он апостольское звание, но получил повеление от Бога предлагать всем спасительную проповедь . Вместе же с Богом наименовал и Владыку Христа, показывая Их равночестие, и Бога назвал спасением, а Христа – упованием, не разделяя, сим имен и не усвояя того одному, а другому другого, но то и другое разумея о каждом; потому что и блаженный Давид то и другое приписал одному Лицу: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли» ( Пс. 64, 6 ). 1Тим.1:2 .  Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. «Тимофею присному чаду в вере: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Апостол весьма кстати сочетал слово «вера» с именем, выражающим благоволение, потому что не природа, но вера сделала Тимофея сыном; уверовав в Божественную проповедь , удостоился он того, чтобы божественного Апостола назвать отцом. 1Тим.1:3 .  Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному. 1Тим.1:4 .  И не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. «Якоже умолих тя пребыти во Ефесе, идый в Македонию, да завещаеши неким не инако учити, ниже внимати баснем и родословием безконечным, яже стязания творят паче, нежели Божие строение, еже в вере». Уверовавшие из иудеев, высоко думая о своем знании Ветхого Завета, уверовавшим из язычников предлагали некоторые вопросы, пытаясь уличить их в неведении словес Божиих и покушаясь убедить к соблюдению подзаконного образа жизни. Так, разбирали родословия от Авраама и Давида, входя в исследования, действительно ли от них родился Господь по плоти. Посему божественный Апостол повелевает чудному Тимофею заграждать таковым уста и им, искажающим правило учения, не дозволять сего, а другим наказывать, чтобы не внимали их пустословию. «Баснями» же назвал Апостол не самое учение закона, но иудейское толкование оного, называемое у них вторословием 1 , и учит, что излишние вопросы неразумны, а вера просвещает ум и открывает Божественное домостроительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

К Тимофею первое послание Апостола Павла Не известно ни время написания обоих посланий к Тимофею, ни место, откуда они посланы. – Второе послание многие считают последним из известных посланий Апостола Павла. В нем говорится об узах, в коих находится Апостол, и о страданиях. кои сам он почитает последними. – Тимофей, рожденный от отца Еллина и матери Иудейки, был обращен Апостолом из иудейства. Жил он в Листре, в Малой Азии ( Деян.16 ), присоединился к Апостолу во время второго путешествия его и, как видно из послания, поставлен был на управление новою церковью, по преданию – церковью Ефесскою. В первом послании Апостол дает Тимофею указания и советы о церковном управлении. Во втором предостерегает его особливо против ложных учений и учителей. Глава 1 Павел, Апостол Иисус Христов, по велению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа, упования нашего. Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Христа Иисуса Господа нашего. Предостережение против лживых учителей Отходя в Македонию, я просил тебя остаться в Ефесе и наставлять иных людей, чтоб они не заводили новых (иных) учений и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же учения – утверждать любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. Но иные, отступив от этой цели, уклонились в пустословие: хотят быть учителями в законе, но не разумеют ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. Мы знаем, что благотворен закон, если кто законно употребляет его, кто понимает, что закон положен не для праведника, но для беззаконных, непокорливых, для нечестивых и грешников, для развратных и оскверненных, для презрителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников 38 , лжецов, клятвопреступников, и всех таковых противников здравого учения, противников благовестию вечно блаженного Бога, мне поверенному. Благодарение Богу о призвании к апостольству Благодарю укрепляющего меня Христа Иисуса Господа нашего, что познал меня верным, определив на служение,

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010