б) Прошение профессорского стипендиата Академии выпуска текущего 1915 года Николая Бельчикова: «Имею честь покорнейше просить Совет Императорской Московской Духовной Академии разрешить мне для пополнения сведений в избранной специальности прослушать в текущем 1915–1916 учебном году курс словесных —544— наук в Московском Университете и исходатайствовать пред Советом последнего право бесплатного слушания мне лекций с разрешением пользоваться библиотекой Университета без залога». Справка: До § 78 устава духовных академий: «Профессорские стипендиаты и в течение первого года пребывания в этом звании могут быть командированы для слушания специальных курсов в русские и заграничные высшие учебные заведения». Определили: Просить Правление Императорского Московского Университета о разрешении профессорскому стипендиату Академии Николаю Бельчикову слушать в 1915–1916 учебном году лекции на историко-филологическом факультете названного Университета и пользоваться университетской библиотекой, с освобождением его от установленной платы в пользу Университета. IV. Представленный секретарем Совета проект отчета о состоянии Императорской Московской Духовной Академии в 1914–1915 учебном году. Определили: Одобрив представленный проект, – отчет о состоянии Академии в 1914–1915 учебном году напечатать в приложении к академическому журналу «Богословский Вестник» и, согласно § 120 устава духовных академий, установленным порядком представить оный в печатном виде на благоусмотрение Святейшего Синода. V. Отзывы о курсовом сочинении действительного студента Академии Соколова Александра на тему: «Исполнение ветхозаветных пророчеств на судьбе древних палестинских народов». а) Ординарного профессора Д. И. Введенского : «Небольшое сочинение студента Соколова состоит из 3 глав. В первой главе, являющейся введением, автор говорит о Промысле Божием в истории и указывает несостоятельность эволюционизма, ставящего все исторические явления в зависимость от естественных причин. Утверждение автором библейской мысли о промыслительном

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

345 О составе Издательского Совета см. «Церковные ведомости», 1913, 48, приб. с. 2253. Председателем был назначен архиепископ Никон, бывший Вологодский. 346 Экземпляр старого «Пентикостариона» с чернильными и карандашными исправлениями и пометками с привлечением греческого текста, находившийся в пользовании Комиссии, хранился у автора этих строк до 1940 г., когда он погиб вместе с исправленной Триодью, к величайшему сожалению, в Выборге во время войны. Особенно большому исправлению подверглись синаксари и каноны Пятидесятницы. 349 Еп. Гурий (Егоров). Патриарх Сергий как богослов. Патриарх Сергий и его духовное наследство, с. 132. 351 ХЧ, 1915, VI, с. 729–753; VII – VIII, с. 953–964. Впрочем, старообрядческий критик говорит о переработке литургии Преждеосвященных Даров. Сенатов В. «Слово Церкви», 1915, 9, с. 443. 352 Студийский Типик в связи с вопросом о реформе нашего богослужебного устава, ХЧ, 1915, IX, с. 1051–1062. 355 См. напр., Сенатов В. Новая церковно-книжная реформа. «Слово Церкви», 1915, 9, с. 443–445, и Характер новой книжной реформы. «Слово Церкви», 1915, 29, с. 657–659. 358 Журналы и протоколы заседаний высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия, II, с. 301–302. 360 Добавим, что желательно было бы принять некоторые особенности Константинопольского Устава, например, пение особых антифонов на литургии в Богородичные двунадесятые праздники, замена «Честнейшей» припевами 9-й песни канона Богородичных праздников и в воскресный день, перенесение отдания недели о Слепом (с предпразднством Вознесения) на вторник 6-й седмицы по Пасхе, перенесение Благовещения с Великого Пятка на Неделю Пасхи, сохранение согласно древней русской практике празднования Сретения и в понедельник 1-й седмицы Св. Четыредесятницы. 362 (1852–1914). «Церковные ведомости», 1914, 29, с. 1310–1312; «Владимирские епарх. ведомости», 1914, с. 555–563; 1914, 31, с. 571–583. 368 Кандидат богословия КДА, вып. 1913 г.; преподаватель Ветхого Завета в Правосл. Богосл. Институте в Париже (1928–1931), руководитель литургических кружков в Париже и Прибалтике; автор многих статей по литургическому богословию в «Сергиевских Листках» и «Вестнике Русского Христианского Студенческого Движения».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

29 янв. 1915 г. Синод заслушал рапорт архиеп. Евлогия о присоединении к Православию 52 греко-католических приходов. В этом рапорте архиерей просил создать еще 2 благочиннических округа, предлагал для замещения приходских мест открыть в Галиции 110 штатных священнических и псаломщических вакансий при 11 уездных соборных храмах (по 10 вакансий при каждом) и содержать их на средства из местных доходов. Вскоре после этого было образовано отдельное Галицийское духовное управление, ставшее фактически аналогом епархиального управления. Для лучшего понимания ситуации в Галиции туда указом Синода от 26 янв. 1915 г. был командирован видный специалист по церковной истории Галиции и униат. богослужебным традициям проф. СПДА П. Н. Жукович . В февр. 1915 г. по согласованию с греко-католич. Львовским митрополичьим ординариатом православным были переданы Успенский Братский храм при Ставропигийском ин-те, где был обустроен т. н. Волошский Архиерейский дом (по названию ул. Волошской в старой части Львова), и Преображенский храм при Русском народном ин-те, настоятелем которого был перешедший из унии в Православие свящ. Иоанн Давидович, а после его отъезда в Россию - бывш. викарий униат. прихода свящ. Иосиф Тягнибок. Также в совместном пользовании православных и униатов в течение весны и нач. лета 1915 г. находился Анно-Зачатьевский храм на Стрыйском предместье Львова, бывший под попечительством пророссийского Русского народного дома. Кроме 3 храмов во Львове официально были оформлены в ведении архиеп. Евлогия и получали жалованье из средств Синода 60 бывш. униат. приходов, в большинстве случаев во главе со священниками. Сведения о том, что всего на занятой рус. войсками территории Галиции из 1874 униат. приходов в Православие перешел 81 приход, представляются завышенными, т. к. учитывали в т. ч. случаи перехода церковных общин в юрисдикцию архиеп. Евлогия в связи с высылкой униатских настоятелей вглубь России. 12 марта 1915 г. в Петроград прибыли делегаты от бывш. униат. клириков Галиции, перешедших в Православие: священники Владимир Илевич и Иосиф Тягнибок (РГИА.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Ефим Васильев –18041809 г. Никита Кириллов – 18091841 г. Григорий Алексеев – 18411843 г. Никанор Степ. Лентовский – 18431861 г. Яков Никол. Пластов – 18611869 г. Георгий Мих. Соловьев – 18691871 г. Пав. Серг. Димитриев – 18711873 г. Пав. Зин. Понятов – 18741875 г. Ст. Ив. Фастрицкий – 18841886 г. Мих. Петр. Иванов – 18871889 г. Конст. Алексеев. Михайлов – 18891896 г. Анатолий Александр. Бакулевский – 18971901 г. Алексей Яким. Митрофанов – с 1901 г. по 3 сент. 1915 г. Пав. Димитриев. – с 28 окт. 1915 г. Дьячки: Матвей Калистратов – 17781795 г. Иван Васильев – 17821787 г. Иван Ильин – 17931796 г. Ефим Васильев – 17971799 г. Иван Васильев – 18001812 г. Зиновий Тим. Никольский – 18181834 г. Дим. Ив. Озерский – 18361847 г. Пав. Зин. Понятов –18361874 г. Пономари: Симеон Александров – 1771 г., Филипп Родионов – «поповский сын, взятый в 1784 г. во дьячки в г. Арск» Иван Иванов – 17841792 г. Никита Кирилов – 17921809 г. Феодор. Петр. Алянский – 18041850 г. Вас. Ив. Алатов – 18231853 г. Флег. Димитриев, священник, запрещенный в священнослужении – 1854 г. Конст. Алексеев. Немков – 18571897 г. Псаломщики: Ив. П. Понятов – 18751883 г. Ст. Ив. Фастрицкий – 18831884 г. Иосиф Ант. Добросмыслов – 18861888 г. Пант. Ив. Блахов – 18881893 г. Сергий Ив. Альбинский – 18941898 г. Арк. Евс. Степанов – 18971901 г. Ив. Мих. Померанцев – 18981901 г. Петр Андр. Ванаг – 19011902 г. Мих. Сем. Соловьев – 19011906 г. Николай Ареф. Десницкий – 19021909 г. Василий Алексеев Шатров – с 1906 г. Сергей Феодор. Ястребов – c 1909 г. по 1 июня 1915 г. Оба 20 апреля 1915 г. мобилизованы, с 2 сент. по 1915 г. – М.П. Тимирчинский. Десницкий организовал хор любителей, a Киатров поддерживал его. Хорошие голоса (тенора) у обоих много помогали пению. Нельзя не выразить признательности любителям: владельцу хлебопекарни Гр. Ивановичу с сыном Ив. Гр., А.И. Мольковой, волостн. писарю О.И. Карпову, учителю Д. Дикунову и нек. др. за содействие торжественности богослужения и подъема религиозного настроения молящихся в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Basil and on the Chalice at the Liturgy of the Presanctified Gifts: (дата обращения 01.03.2018). 5 Симеон Солунский , свт. Ответы на некоторые вопросы, предложенные ему от архиерея. Ответ 55: Писания св. Отцев и Учителей Церкви, относящияся к истолкованию православнаго богослужения. Томъ III. СПб., 1857. В патрологии Миня это произведение: PG 155, 829–952. 6 Традиционным, поскольку для абсолютного большинства священнослужителей Русской Православной Церкви это так (данный взгляд распространен и в других православных странах). А одна только Русская Православная Церковь – это уже большинство всего мирового Православия (65–70%, по данным разных справочных изданий). 11 Служебник. Изъявление о некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя литургии. М., 1995. С. 262. 14 Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителя. М., 1892. Репринт. М., 1993. Т. 1. С. 926. 16 Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. 6. С. 737–753; 7/8. С. 953–964; 17 Успенский Н.Д. К вопросу о происхождении литургии Преждеосвященных Даров//Журнал Московской Патриархии. М., 1976. 18 Стефан Алексопулос, свящ. Чин литургии Преждеосвященных Даров: Богосл. аспекты//Правосл. учение о церк. таинствах: V Междунар. богосл. конф. РПЦ (М., 13–15 нояб. 2007 г.). М., 2009. Т. 1. С. 461–478. Михаил Желтов , свящ. Литургия Преждеосвященных Даров/Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 41. С. 276–277. 19 Цит. по: Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. 6. С. 742. 20 Цит по: Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. 6. С. 740. 21 Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. 6. С. 751–752. 23 См.: Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. 6. С. 742. 27 Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/e...

Михаил Константинович Струменский (24.09.1889 г.р.) – окончил Волынскую духовную семинарию (1910), Московскую духовную академию (1914) со степенью магистра, оставлен профессорским стипендиатом. Окончил Московский археологический институт. С 12.06.1915 преподаватель греческого языка Вологодской духовной семинарии, преподаватель Московского епархиального женского училища, Полонской гимназии и трудшколы. В 1921 г. рукоположен в сан священника, с 01.02.1921 настоятель Староконстантиновского Крестовоздвиженского собора. Кучерук И., диакон. Примечания//Аркадий (Остальский),свмч. «Мы не должны бояться никаких страданий…» Творения. Т. 2. Житомир, 2011. С. 428. Евгений Александрович Соломахин окончил Витебскую духовную семинарию (1907), Санкт-Петербургскую духовную академию (1912), с 11.09.1913 преподаватель греческого языка во Владимирском духовном училище, с 01.09.1915 второй преподаватель греческого языка в Вологодской духовной семинарии по 1917 г., когда уехал в г. Троицк. ЦВ. 1913. 41. С. 487; ЦВ. 1915. 38. С. 453. Троицк находится в Челябинской области. С декабря 1917 года там несколько раз происходила смена власти. Петр Владимирович Уаров (29.06.1885 г.р.) – сын псаломщика Аносина девичьего монастыря. Окончил Вифанскую духовную семинарию (1906), Московскую духовную академию (1910), утвержден в звании кандидата в ноябре 1910 года. С 04.08.1911 учитель географии и истории Якутского духовного училища, с 05.10.1912 учитель русского языка Озургетского духовного училища, с 21.08.1915 учитель арифметики и соединенных с нею предметов Тывровского духовного училища, с 25.08.1916 до 1918 г. преподаватель греческого языка Вологодской духовной семинарии. До лета 1918 г. преподавал в 3-й Вологодской женской гимназии. Был женат на Елизавете Алексеевне Журавлевой, которая, по сведениям myheritage, дожила до 1988 г. Вероятно, родственники имеют информацию о дальнейшей судьбе П.В. Уарова после революции. Дубинский А.Ю. Вифанская духовная семинария. Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов (краткий генеалогический справочник). М., 1999. С. 42; ЦВ. 1911. 36. С. 294; ЦВ. 1912. 40. С. 376; ЦВ. 1915. 42. С. 483; ЦВ. 1916. 46. С. 409; Дополнительный список//Красный север. 1918. 152 (21 июля). С. 4.

http://bogoslov.ru/article/6177625

В сентябре 1915 г. в Синоде состоялось слушание дела о самовольстве Тобольского епископа Варнавы в связи с пением величания святителю Тобольскому Иоанну (Максимовичу). Согласно вынесенному определению Синода епископа Варнаву было решено удалить от управления епархией. Обер-прокурор Самарин представил Государю синодальный доклад, на котором Государь поставил свою резолюцию с просьбой к Синоду пересмотреть решение и проявить снисходительность в отношении еп. Варнавы. В сентябре 1915 г. Государь распустил Гос. Думу, а в Могилеве прошло заседание Совета Министров, на котором был поставлен вопрос о замене премьер-министра Горемыкина, который считался «распутинцем». Вернувшись из Ставки в Царское Село, Государь нанёс ещё один удар сложившейся против него коалиции, уволив министра вн. дел Щербатова и обер-прокурора Св. Синода Самарина. Произошедшие перемены позволили старцу Григорию возвратиться из Сибири в Петроград. В октябрь 1915 г. указом Государя Императора Николая II от занимаемой должности отстранён министр земледелия Кривошеин - ставленник Вел. князя Николая Николаевича, а управляющим министерством вн. дел назначен Алексей Николаевич Хвостов. В ноябре 1915 г. после возвращения Государя с Наследником в Царское Село из поездки в Одессу, Рени (на границе с Румынией) и Херсон, митрополитом Петроградским и Ладожским был назначен архиепископ Карталинский и Кахетинский, член Святейшего Синода и Экзарх Грузии Питирим (Окнов). Он сменил митрополита Владимира (Богоявленского), который был переведён в Киев. Митрополит Владимир, будучи первенствующим архиереем в Св. Синоде, занимал резко отрицательную позицию в отношении Григория Распутина, что неоднократно подчёркивал в своих выступлениях, в том числе и с амвона. Вместо отставленного Самарина обер-прокурором Синода назначен А.Н. Волжин, более лояльно относившийся к Гр. Еф. Распутину-Новому. Новый обер-прокурор вновь вынес на рассмотрение Синода «тобольско-варнавинское дело». В декабре 1915 г. на очередном заседании Св. Синода выяснилось, что более года тому назад Синод уже обращался с просьбой к Царю о прославлении святителя Иоанна (Максимовича), и Государь на официальной бумаге, где была изложена просьба, поставил свою резолюцию: «Согласен», но об этой бумаге митрополит Владимир почему-то забыл. Св. Синод вынужден был повторно обратиться с высочайшей просьбой разрешить прославление свт. Иоанна Тобольского (Максимовича). Государь дал согласие, конфликт был улажен, Варнава остался на своём месте.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/30/...

о. Николай стал преподавателем в Петроградской Духовной Семинарии, где ведет предметы: литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык. резолюцией Высокопреосвященнейшего Митрополита Владимира от 26 февраля 1915 г. о. Николай награжден набедренником за «отличное несение пастырских обязанностей на театре военных действий». С 9 мая 1915 года о. Николай начинает посещать в г. Новый Петергоф церковь св. мученицы царицы Александры для богослужения и проповедничества, вначале из-за отсутствия священника при этой церкви, а с сентября 1915 г. для совместного с ним служения. 26 сентября 1915 года молодой ученый о. Николай выступает в семинарском храме со словом поучения перед своими питомцами – юными богословами. А вскоре эта проповедь появляется в печати в виде отдельной брошюры «Испытание любви». В 1916 г. выходит новый богословский труд «Путь ко спасению по св. Григорию Нисскому » и издается отдельной книгой. Многие его статьи, заметки и проповеди печатались в журналах, газетах, церковных ведомостях: «Сеятель», «Колокол» и др. периодических изданиях. В духовных журналах печатались и его стихотворения: «Осенний вечер», «Зеленецкой обители», «Вечная славная память» и др. В 1915–1916 гг. о. Николай законоучительствовал в Реальном училище Черняева. 12 декабря 1916 г. был назначен митрополитом Питиримом настоятелем церкви св. Николая Чудотворца при Николаевской детской больнице в Петрограде, с сохранением преподавательской деятельности при Семинарии. С мая по июнь 1917 г. о. Николай состоит членом комиссии при Св. Синоде по делам монастырей и монашества. С 5 июля 1917 года братией Александро-Невской Лавры – академическим монашеством, он избирается членом Духовного собора Лавры. В 1917 году он завершает свой капитальный труд и пред. ставляет его в Совет Петроградской Духовной Академии как магистерскую диссертацию. Труд «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича (1649 г.)» получает вид законченной и тщательно обработанной монографии (главнейшие источники и пособия, использованные при написании диссертации: на русском языке – 488, на немецком языке – 48, на латинском – 17, на французском – 15, на греческом – 8, на английском – 3, на польском – 3 и на украинском языке – 1). Защита иеромонахом Николаем отпечатанной в Синодальной типографии магистерской диссертации представляла праздник богословской науки. Так именно назвал эту защиту присутствовавший на диспуте профессор П. Н. Жукович в письме к своему ученику, ждавшему очереди для защиты своей диссертации.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

361.04 От Совета Братства в зачёт денег, выданных Комиссией в счёт сумм Совета Братства клиенткам О. Салмановой и В. Смирновой % % по книжке сберегательной кассы за 1915 год —63— Б) От инспектора Казанской духовной семинарии Бенеманского в уплату долга, выданного ему в 1909 году в размере двухсот рублей От бывшего воспитанника Академии С.П. Соколова остаток от собранной по случаю 25 летнего юбилея 45 курса суммы и обращённой в %% бумаги От смотрителя здания архива министерства иностранных дел И.Г. Высоцкого в уплату долга, выданного в 1909 году в размере ста рублей От казначея Комиссии действительного статского советника Павла Сергеевича Владимирского проценты по купонам с принадлежащих Комиссии процентных бумаг 1233.53 по тиражу облигации Московско-Казанской жел. дор. 186.54 Итого всего в 1915 году на приход поступило: Процентными бумагами одна тысяча четыреста рублей (1400 р.), а с остатком по 1 января 1915 года в сумме тридцати тысяч шестисот (30600 р.), всего поступило тридцать две тысячи рублей (82000 р.), каковая сумма %% бумаг и числится остатком по общему фонду Комиссии на 1 января 1916 года Наличными деньгами 2174.69 С остатком же на 1 января 1915 года в сумме 946 руб. 47 коп. наличных денег в течение отчётного года в кассу Комиссии поступило 3121.16 —64— Б. Расход. В течение минувшего 1915 года в расходе по общей кассе Комиссии выписаны следующие суммы: а) постоянные пособия клиентам Комиссии: Вдове преподавателя Перервинского духовного училища, кандидата Академии 43 курса Петра Соболева Александре Соболевой с детьми Душевнобольному бывшему преподавателю Орловской духовной семинарии, кандидата Академии 54 курса, Евгению Пясецкому с женою и детьми Душевно-больному бывшему преподавателю Смоленской духовной семинарии, кандидату Академии 41 курса Николаю Саганову с женою и детьми Вдове протоиерея города Калуги, кандидата Академии 34 курса Петра Хвалебнова, – Марии Хвалебновой с детьми Вдове священника Московской Николо-кошелевской церкви, кандидата Академии 34 курса Николая Воскресенского, Ольге Воскресенской

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. А.К. Новая программа по древним языкам для Духовных Семинарий и Училищ.//Прибавление к Церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. – 1915. - 17. – с. 270-271. 3. А.К. Новая программа по Истории и обличению старообрядчества и сектантства для Духовных Семинарии.//Прибавление к Церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. – 1915. - – с. 499-501. 4. А.К. Новая программа по Нравственному богословию для Духовных Семинарий.//Прибавление к Церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. – 1915. 21. – с. 654-655. 5. А.К. Новая программа по Обличительному богословию для Духовных Семинарий и Училищ.//Прибавление к Церковным Ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. – 1915- 17. – с. 612-613. 6. А.К. Новая программа по Священному Писанию для Духовных Семинарий.//Прибавление к Церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. – 1915. 30. – с. 933-934. 7. Бенеманский М. Переживания военного времени в Казанской Духовной Семинарии. – Казань: Централ. тип., 1915. 8. Василевский А.М. Дело всей жизни. – М., 1975. 9. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по Ведомству Православного исповедания за 1914 год. – Пг.: Синод. тип. – 1916. 10. Демьянович Н., прот. История православия на Холмщине: 1768-1917гг. – Чебоксары, 1970. – Т. 2. – машинопись. 11. Духовная и церковная школа.//Церковный вестник. – 1915. - 6. – С. 177-179. 12. Духовная и церковная школа.//Церковный Вестник. – 1915. - 7. – С. 211-214. 13. Духовная и церковная школа.//Церковный вестник. – 1915. - 15. – с. 1041-1044. 14. Духовная и церковная школа.//Церковный вестник. – 1915. - 16. – с. 483-488. 15. Духовная и церковная школа.//Церковный вестник. – 1915. - 18. – с. 543-546. 16. Духовная и церковная школа.//Церковный Вестник. – 1915. - 19. – С. 576-581. 17. Духовная и церковная школа.//Церковный Вестник. – 1915. - 20 . – С. 606-608. 18. Духовная и церковная школа.//Церковный Вестник. – 1915. - 34. – С. 1041-1044.

http://bogoslov.ru/article/4309741

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010