1905 г. – Киев: Тип. Горбунова, 1905. – 7 с. 460 . Слово в Великий пяток, пред плащаницею, 20 апреля 1907 г. в церкви Киево-Братского монастыря, «О жизни во Христе». – Киев, 1907. – 7 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1907. 461 . Слово в Великий пяток, пред плащаницею, 31 марта 1906 г. в церкви Киево-Братского монастыря. – Киев: Тип. Горбунова, 1906. – 6 с. 462 . Слово в день Богоявления, или Крещения Господня «О духе и сущности истинно христианского просвещения»: Произнесено 6 янв. 1915 г. в церкви Киево-Братского монастыря. – Киев, 1915. – 12 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1915. 463 . Слово в день памяти св. мученицы царицы Александры и тезоименитства государыни императрицы Александры Феодоровны (23 апр. 1916 г.) «Женщина на служении родине в годину тяжкого испытания». – Киев: Тип, Барского, 1916. – 7 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1916. 464 . Слово в день памяти св. равноапостольной Марии Магдалины и тезоименитства государыни императрицы Марии Феодоровны 22 июля 1907 г. «О христианском призвании и служении женщины»: Произнесено в Киево-Софийском кафедральном соборе. – Киев, 1907. – 11 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1907. 465 . Слово в день поминовения основателей, благотворителей, учивших и учившихся в Киевской Духовной Академии, произнесенное на заупокойной литургии 31 дек. 1902 г. в Соборной церкви. – Киев, 1902. – 8 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1902. 466 . Слово в день поминовения основателей и благотворителей Киево-Братского училищного монастыря и учивших и учившихся в Киевской Духовной Академии 31 дек. 1915 г.: Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря. – Киев, 1915. – 7 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1915. 467 . Слово в день рождения благочестивейшего государя императора Николая Александровича, самодержца Российского: Произнесено в Киево-Софийском кафедральном соборе. – Киев, 1915. – 7 с. – Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. – 1915. 468 . Слово в день рождения государя наследника цесаревича Алексия Николаевича (30 июля 1905 г.): Произнесено в Киево-Софийском кафедральном соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заметка в защиту диссертации П. Г. Преображенского о Феофане Исповеднике , за которую её автору было отказано в учёной степени магистра советом СПб. духовной академии. См. рецензию на эту диссертацию 136, 1915–16). 130. Национальная идея на Балканском полуострове. Албанцы. Биржевые ведомости, 1915, 23 июня. 9-го декабря 1912 г. в РАИК был прочитан доклад: Инородческие элементы в пределах Византийской империи, разбирающий преимущественно албанский вопрос с древнейших времён. 131. Балканская проблема. Биржевые ведомости, 1915, 24 и 25 августа. 132. На перепутье. Биржевые ведомости, 1915, 3 декабря. 133. Новая струя, вносящая оживление в историю Византии. ВизВ, 1915–16, т. 22, стр. 1–12–4. 134. Уклон консервативной Византии в сторону западных влияний. ВизВ, 1915–16, т. 22, стр. 21–40. 135. [Рецензия на книгу:] Доброклонский, А. А. Преподобный Феодор, исповедник и игумен студийский. Ч. 1. Его эпоха, жизнь и деятельность. Одесса, 1913, XX, 972, ХС, 10 стр. ч. II. Его творения. Вып. 1, Одесса 569 стр. – ВизВ, 1915–16, т. 22, стр. 172–184. 136. [Рецензия на книгу:] Преображенский, П. Г. Летописное повествование Феофана Исповедника (758–817). Вена, 1912, изд. автора, XII, 266 стр. – ВизВ, 1915–16, т. 22, стр. 297–304. См. 129. 137. Первостепенные и второстепенные театры военных действий. Русская будущность, Пг., 1916, 17 (22 апреля), стр. 5–6. 138. Как понимать Восточный вопрос? Русская будущность, Пг., 1916, 139. [Работа в Трапезунте в 1916 г.:] I. Сообщения и отчёт о командировке в Трапезунт. Приложение к протоколу 10-го заседания Отд. историч. наук и филологии Имп. Академии Наук 21 сентября 1916 г. II. [Сообщение об условиях хранения собранных и оставленных в Трапезунте восточных рукописях]. Из протокола 11-го заседания того же Отд., 12 октября 1916 г. III. Второй отчёт о занятиях в Трапезунте и окрестностях. Приложение к протоколу 12-го заседания того же Отд., 26 октября 1916 г. – ИАН, 1916, стр. 1464–1480, 1490–1492, 1657–1663. См. 146. О своих археологических работах в Трапезунте и о его древностях Ф. И. Успенский прочитал четыре доклада в Трапезунтском гарнизоне и в Петрограде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоасаф II. Портрет из " Царского Титулярника " 1672 г. Оригинал оцифрован РГАДА ЖМП 2 февраль 2022 /  8 февраля 2022 г. 17:00 Новоторжец К 350-ЛЕТИЮ СО ДНЯ КОНЧИНЫ ПАТРИАРХА ИОАСАФА II В 1667 году Патриархом Московским и всея Руси стал Иоасаф II . Это был человек преклонных лет, но, вопреки прогнозам недоброжелателей, ему удалось сделать немало. Патриарх много потрудился для того, чтобы установить мир и спокойствие в Церкви. Новую жизнь получило при Иоасафе II миссионерское служение на окраинах государства, он начал необходимые преобразования в богослужении, радел о соблюдении традиционного канона в иконописании, при нем активно развивалось книгоиздание, восстановилась традиция произнесения проповеди за богослужением. И пусть не все из задуманного удалось за пять лет его патриаршества, но поистине тот огонь любви к Православию, что горел в его сердце, смог воодушевить на новые свершения в Русской Православной Церкви многих людей. Каким был этот человек и чем запомнился своим современникам, «Журналу Московской Пат­риархии» рассказала петербургский историк Наталья Тарасова.  PDF-bepcuя. От провинциального настоятеля до Первосвятителя Сведений о Патриархе Иоасафе II сохранилось крайне мало. Одни из-за специфики исторических источников носят противоречивый характер, другие неотделимы от происходивших во второй половине XVII столетия церковных и политических преобразований, третьи сопряжены с особенностями патриаршего служения того времени. У нас нет никаких сведений о дате рождения, ранних и зрелых годах Иоасафа II, о дате его монашеского пострига. Исторические документы подтверждают лишь, что он был родом из города Торжка и носил прозвище Новоторжец 1 . Есть также данные, что Иоасаф подвизался в Новоторжском Борисоглебском монастыре до 1646 или 1647 года, возможно, даже управлял им какое-то время, а в период патриаршества ему покровительствовал. В частности, в 1669–1671 годах он заложил в Борисоглебском монастыре церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы 2 . Дальнейшая судьба Иоасафа была связана с «Бежецкого Верху Николы Чудотворца Онтоновым монастырем», который известен сегодня как Краснохолмский Николаевский Антониев. В том, что между Антониевым и Борисоглебским монастырями в лице их насельника могла существовать связь, нет ничего необычного: церкви и монастыри Торжка, как и Городецк (современный г. Бежецк Тверской области), до середины XVIII века находились в ведении Новгородской епархии.

http://e-vestnik.ru/history/novotorzhets...

639 Сам Алексей Михайлович любил угостить – до пьяна. В 1674 г. 21 октября у него было вечернее кушанье с немецкой музыкой. Царь жаловал духовника, бояр и дьяков думных и напоил всех до пьяна. Пьяные разъехались в двенадцатом часу ночи. (Соловьев. Ист. России. III, 751). Такой поздний час разъезда был совсем необычным для русского человека XVII в., ложившегося спять чуть не засветло. 643 Материалы для истории раскола, II, 377–378. Ср. Соб. Госуд. Грам. и Дог. II, 59. Чернигов после присяги гетмана Богдана Хмельницкого (1654 г.) опять перешел к Москве (Собр. Госуд. Гр. и Догов. III 168). Поляки долго не соглашались на уступку Чернигова, но в 1686 г. он окончательно и формально утвержден за Россией (Пол. Собр. Зак. Р. Имп. II, 1186). 644 Восточныс патриархи по пути в Москву, сверх всякого ожидания, попали в Астрахань. Город показался им очень красивым и многолюдным. (Доп. Ак. Ист. V 102). Ясно, что при составлении проекта окружного епархиального управления на Руси сказалось влияние приезжих патриархов. 645 В Новгородской области были Городецк и Городок – первый близ Бежецка, второй в Шелонской пятине (Неволин. VI, 48–49). 647 В 1667 г. существовали следующие епархии: Московская патриаршая, Крутицкая, Новгородская, Псковская, Смоленская, Тверская, Ростовская, Вологодская, Суздальская, Рязанская, Казанская, Астраханская, Вятская и Тобольская. Коломенская еще не восстановлена. 648 В актах Арх. Эксп. т. IV, 155 напечатана грамота, писанная около 1667 г. 28 мая с заглавием «Соборныя статьи о мироварении, о детях, подведомых суду патриаршему, и о других распоряжениях, касающихся до определения и перемещения разных духовных лиц и о прочем». Под другими распоряжениями разумеется отрывок из соборного определения 1667 г. об открытии новых епархий. Он значительно разнится от только что изложенного проекта. По этому отрывку предположено к открытию гораздо меньше епархий, именно: «в Сибири в Тобольске – быть митрополиту, в Томском или в котором иных сибирских городов великий государь укажет – быти коему епископу – в Томском архиепископу на Лене епископу; в области свят. патриарха Иоасафа и Новгородскаго митр. Питирима на Двине, в Колмогорском городе или у Архангельскаго города, быти епископу, да к тому же городу Архангельску или к Колмогорам в прибавку быти Мезени, Пенеской и Кеврольской десятинам патриаршим; у ростовского м. Ионы на Устюге Великом быть епископу у Илариона Рязанскаго на Воронеже – епископу и тем епископам, которые вновь написаны в сей росписи, местным ли быть или не местным – о том, как великий государь укажет, Александра епископа отпустить по-прежнему на Вятку и, будучи на Вятке, местным-ли епископом быти или в монастыре на прописании, о том, как великий государь укажет». Думается, что это был окончательный соборный проект, сокративший число вновь открываемых епархий до 5-ти, не считая Белгородской и Коломенской (Допол. Акт. Ист. V, стр. 107, 109).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Костроме, Предтечев, что на Железном Бору, Успенский – Авраамиев, Новоозерский. Арзамас – Преображенский. Темников – Рождественский Богородичный Пурдышевский; Валахна – Покровский, Дудин. Юрьевец-Повольский – Успенский Дорофеевой пустыни, Макарьев Желтоводский, Иоанна Предтечи, Богоявленский. Путивль – Молченский, Борисоглебский, Духов девичий, Преображенский новый. Рыльск – Николаевский, Волынской пустыни, Дмитровская (Селунского) пустынь. Брянск – Свенский, Петровский, что в Брянске на посаде, Спасский, Спасский, что на Козьей степи, Спасский, что на Андреянове горе, Жиздринский, Пятницкий Молотковский. Карачев – Воскресенский Тихоновой пустыни. Новгородской епархии города и монастыри близ Великого Новгорода: Юрьев, Хутынь, Антониев, Вяжицкий, Духов, Кириллов, Клонский, Деревеницкий, Лисицкий, Аркажский, Благовещенский, Отенский, Ковалевский, Колмовский, Николаевский, Белый, Ситецкий, Сырковский, Николаевский, Островский, Воскресенский на поле, Сковороцкий, Волотов, Савинский на Вишере, Николаевский Липянский. В Новгородском уезде – в Шелонской пятине: Опоцкий, Посолотин, Черноозерский, Сяберский, Леонов, Шинятинский, Молочковский, Спасский у Порхова, Демянский, Никандровский; Воцкой пятины: Соловецкий, Николаевский, что в Ладоге, Ивановский в Ладоге, Васильевский в Ладоге, Николаевский-Медвецкий, Полишский. В Деревской – Иверский, Николаевский-Борвенский, Устволомский, Подлютовский, Галилейская пустынь. В Бежецкой пятине: Тихвинский, Александровский, Николаевский-Беседный, Папороцкий, Горнецкий, Ксенофонтов, Ильинский на Свире. Новгородского уезда безуездные города: в Воцкой пятине город Ладога, в Шелонской г. Порхов, уездные города Новгородской епархии: Великие Луки – на посаде монастырь Троице-Сергиев, в уезде монастырь Колюбацкий; Старая Руса на посаде монастырь Спасский, в уезде – Северский; г. Колмогоры – в уезде монастыр Сийский, Николаевский-Горелый, Чухченемский, Усть-Межигорский; г. Архангельск – на посаде монастырь Архангельский; г.г. Мезень, Кевроль, Пинега, в тех городах и уездах монастырей нет; г. Каргополь – на посаде – Спасский, в уезде – Крестный, Ошевенский, Спасский-Пахомиев, Кожеезерский, Сыринский, Колодозерский, Кенский. На Ваге Шенкурский острог – в уезде монастыри: Ивановский-Богоявленский, Уздринский, Клоповский, Сестринский, Агапитов; Бежецкий Верх, – город Городецк, на посаде Введенская пустынь, в уезде Николаевский-Антонов; г. Устюжна, на посаде монастырь Воскресенский; Пусторжевский уезд – г. Заволочье, в уезде – Николаевский Плесский, Хвоинский; г. Торжек, на посаде Борисоглебский (истлело).... Николаевский пустынный; г. Олонец – в уезде – Муромский (Муезерский или Мурманский?), Палеостровский, Вышеостровский; город Кола – в уезде – Кандалажский, Печенгский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

С ним тесно связаны были крупные костромские землевладельцы Сабуровы. Ученик Сергия Радонежского Павел (умер в 1438 г.) основал монастырь на реке Нурме в северной волости Обноре. По соседству с ним Сергий основал Нуромский монастырь. В состав земель «великого княжества» входил и Переславский край, раскинувшийся на водоразделе между левыми притоками Клязьмы и правыми притоками Волги. В центре края простиралось одно из самых больших озер Средней Руси — Переславское (Плещееве). Здесь вырос город Переславль (Переяславль)-Залесский. Водные пути из озера по Нерли вели в Волгу. Через Переславль шли дороги на Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, а с Углича — на Белоозеро. Район был богат хлебом, рыбой и солью. В соседней с городом Соли Переславской Троицкий монастырь владел двумя дворами и варницами. О знаменитой переславской сельди писал Герберштейн. В Переславском крае издавна селились князья Патрикеевы, Всеволож-Заболоцкие, Кошкины, Замытские, Плещеевы, принадлежавшие к цвету московской знати. Самый богатый переславский монастырь — Горицкий — упоминается уже в начале XIV в. В трех верстах от Переславля располагался Никитский монастырь. Находившийся на полпути от Москвы до Переславля Троицкий монастырь позаботился приобрести в Переславле два двора («внутри городе» и «на посаде за рекою»). Центр небольшого хлебородного оазиса (ополья) в междуречье Оки и Волги — Юрьев Польский был зажат между старинными русскими княжествами (Ростовским, Владимирским, Суздальским и Переславским), утратившими свою независимость (Владимир и Переславль) или влияние на ход общерусских дел (Суздаль и Ростов). В совместном владении Великого Новгорода и великих князей московских находились новгородские волости Бежецкий Верх, Волок на Ламе, Вологда, Торжок и Пермь. Старинная новгородская волость «Бежичи» (Бежецкий Верх) располагалась на возвышенном плато, которое с севера и юга огибалось течениями притоков Волги — Мологи и Медведицы. Край был плодородным и издавна славился развитым земледелием. Центром волости был Бежецк (Городецк).

http://sedmitza.ru/lib/text/438772/

22 Кроме имущества Холмского (см. выше, прим. 4), в монастыре хранится имущество Бельского, Гродненской епархии, Отделения Епархиального Училищного Совета. 24 Для нужд лазаретных, в текущую войну, отведена даже правая половина нижнего этажа общебратского корпуса с находящимся здесь миссионерским залом, для эвакуированных же вещей, сверх того, отведена еще келия. 25 Забывая о мелких и случайных, главным образом, вещественных пожертвованиях монастыря на нужды, вызванные обстоятельствами военного времени. Не следует упускать из виду, что монастырем, в текущую войну, отчисляется ежемесячный взнос на общемонастырский лазарет. 26 Содержание и лечение помещавшихся в монастыре раненых в войну 1877–8 г.г. и текущую, с 5 октября 1915 г., было принято на свои средства Городом, с начала же нынешней войны и по указанное выше число Московским Уездным Земством. 27 Архим. Павел принимал «деятельное участие» в местном Госпитале за г.г. 1877–8 – Игумен Филарет исправлял должность его смотрителя с 1 июля 1877 г. по то же число 1878 г. Оба они за это были награждены знаком «Красного Креста», а Игумену Филарету сверх того «отношением Московского Городского Головы от 22 Декабря 1877 г. за 1397, объявлена признательность Городской Думы за безвозмездный труд при означенном Госпитале», «при отношении» же «Комитета, для больных и раненых воинов, от 17 августа 1878 г. за 865, препровождены ему Комитетом золотые часы» с соответствующую надписью. – Бывший иеромонах сего монастыря (ньне настоятель Высоковского Единоверческого монастыря Костромской епархии) Пантелеимон, за время своего пребывания здесь в период войны, бесплатно «занимался в Госпитальной, при Монастыре, Комиссии и в Черкизовском Комитете о больных и раненых воинах». – Теперешний настоятель монастыря – (с 13 августа 1914 г.) Член и Секретарь, а также временно (с 1–28 июня 1915 г.) и. о. председателя Хозяйственного Комитета по оборудованию и содержанию кроватей для больных и раненых воинов в больнице, учрежденной в память 300летия Царствования Дома Романовых при Покровской Общине Сестер Милосердия; – (с 1 Сент. 1914 по 5 Окт. 1915 г.) Председатель и вр. и. о. казначея Госпитальной, при монастыре, Комиссии; – Член (с 7 по 27 Авг. 1915 г.) Московской Исполнительной Комиссии Духовного Ведомства по удовлетворению нужд войны, а также (с 9 авг. 1915 г.) Осведомительного Бюро и Подкомиссии, по приисканию, регистрации и замещению квартир, для беженцев, при ней; – (с 27 Авг. 1915 г.) Член Московских Епархиальных Особого Совещания, а также Комитетов попечения о раненых и беженцах и (с 21 Дек. 1915 г.) Ревизионной Комиссии при этом последнем, в коей (с 21 Апр. 1916 г.) вр. и. о. председателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

-«- 1914, 48, стр. 1987. См. также «Голос Церкви» 1915, январь, стр.42–52. «Немецкие миссионеры баптизма на юге России во второй половине XIX столетия». «Приб. к «ЦВ» 1915, 6, стр.165· -»- 1915, 7, стр.203. -«- 1915, 8, стр.237. -»- 1915, 9, стр.277. Воззвание к Владимирской пастве о помощи семьям запасных в деле обсеменения их полей. «Приб. к «ЦВ» 1915, 15, стр.474. Речь в собрании городских и земских деятелей по поводу устройства приюта. «Приб. к «ЦВ» 1915, 46, стр.2319. Речь, сказанная при вручении жезла епископу Суздальскому Павлу. «Приб. к «ЦВ» 1916, 18–19, стр.465. Речь присоединившимся к православию военно-пленным чехам. «Приб. к «ЦВ» 1916, 20, стр.476. Речь при освящении инвалидного дома в гор.Иваново-Вознесенске, пооизнесенная 12.XI-1916 года. «Приб. к «ЦБ» 1916, 48, стр.1145. «Антихрист». «Голос Церкви» 1914, март, стр.27–53. и отд.изд. М., 1914. Отзывы: На сочинение В.Верюжского на тему: «Афанасий, архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования»· «Прав.Собес.» 1910, декабрь, стр.41. Слово пред панихидой в Казанском Дворянском Собрании по П.А.Столыпине, 8 сентября 1911 года. «Прав.Собес.» 1911, октябрь, стр.459–462. «Воинствующий ислам ». «Голос Церкви», сентябрь, стр.27–43.· Влияние немцев-колонистов на юге России во второй половине XIX столетия. «Голос Церкви», март-июнь. О возрождении крещением. Губ.гор.Владимир, 1916 г. Отзыв о труде. См. «Приб. к «ЦВ» 1917, 2, стр.40–42. Слово на Введение во храм Пресвятыя Богородицы. «Изв.Казан.епарх.» 1905, 43, стр.1283–1286. Слово на праздник Рождества Христова. (Христианство – религия мира и радости). «Изв.Казан.епарх.» 1905, 48, стр.1466–1469· Слово по освящении храма, сооруженного Казанским обществом трезвости во имя Милостивого Спаса. Произнесено 27.IV.1908 г. «Изв.Казан.епарх.» 1908, 18, стр.543–546· Обличение лжеучения баптистов о почитании св.икон, св.Креста Господня, мощей св.угодников, о крещении младенцев и Таинст­ва Евхаристии. (Составлено студентами Академии под руководством ректора, епископа Алексия).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

270 Две книжки: 1., Сборник статей «Доброе слово Христолюбивому воину». Петроград. 1916. Стр. 72, и 2., Свящ. Л. В. Комаров, «Православный русский воин», беседы пастырей с воинами о долге воина и его обязанностях. Петроград. 1915. Стр. 80. – Листки: а., архиепископа Никона (Рождественского) 1: «Христос воскресе»! (Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь, воскрешу Тебе). 2: «Христос воскресе»! (Днесь всяка тварь веселится и радуется,, яко Христос воскресе). 4: «Берегитесь смуты». Доброе слово православно-русскому народу. 5: «За что мы воюем»? 6: «На поле пастырей и на поле брани» (На праздник Рождества Христова) и б., 3: Послание Святейшего Синода об установлении нарочитого поста. – Книги: 1., С. В. Троицкий , «Православие, уния и католичество у славян и румын в Австро-Венгрии (Как живут и страдают православные и униаты в Австро-Венгрии. Славяне католики в Австро- Венгрии и православие). С приложением карты. Петроград. 1914. Стр. 96, и 2., Эмиль Вутру, «Германия и война», пер. С. В. Троицкого , Петроград. 1914. Стр. 40.–«Правда Православия». Вып. 1-й: «Господь наш Иисус Христос есть единая Глава Церкви». Петроград. 1915. Стр. 138. Вып. 2-й: Непогрешимость папы пред судом католических Богословов. Петроград. 1915. Стр. 144. Вып. 3-й: Непогрешимость папы пред судом православных Богословов. Петроград. 1915. Стр. 179. – Небольшие заметки из обстоятельств войны вошли и в изданный Издательским Советом «Православный Календарь» на 1916 год. 271 «Примерный перечень книг для лазаретов, призревших раненых и больных воинов». Петроград. 1915. Здесь перечислены книги, входящие в состав каждой библиотеки. Первая библиотека в пять рублей содержит 41 книжку, вторая – 64 книжки, третья – 87 книжек и четвертая 103 книжки, причем каждая библиотека высшего разряда заключает в себе библиотеку низшего разряда с добавлением новых книг. 272 Платонова А. Ф, «Великие дни» (под первыми впечатлениями войны). С портретом Государя Императора. Петроград. 1914. Стр. 115. – Платонова А. Ф., «Не в силе Бог , а в правде». Очерки и рассказы из последней всемирной войны. С портретами и рисунками. Для школ и народа. Петроград. 1914. Стр. 239. – Платонова А. Ф., «Под небесной защитой». Из событий великой войны. С рисунками. Петроград. 1915. Стр. 79.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

До 1915 г. одной из главных святынь епархии была чудотворная Коложская икона Божией Матери, написанная в XVII в. Первоначально икона находилась в Борисоглебской (Коложской) ц., в 1853 г., после обрушения стен храма, икону перенесли в бывш. мон-рь бернардинок в Гродно, где разместился правосл. Борисоглебский мон-рь, в 1915 г. икона была эвакуирована в Москву, в наст. время ее местонахождение неизвестно. В храмах епархии почитаются совр. списки с чудотворного образа, в Борисоглебской ц. находится вышитая увеличенная копия Коложской иконы. Архиереи : еп. Иоаким (Левицкий; 13.01.1900 - 25.11.1903), еп. Никанор (Каменский; 26.11.1903 - 9.12.1905), архиеп. Михаил (Ермаков; 9.12.1905 - 1915), Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий; сент. 1918 - кон. 1922, в. у.), архиеп. Алексий ( Громадский; управлял епархией с 12.10.1922, 12.04.1923 - 15.04.1934 имел титул «Гродненский и Новогрудский», с 3.07.1928 архиеп.), еп. Антоний ( Марценко; апр.1934 - сент. 1937), еп. Савва (Советов; 1937 - сент. 1939); архиеп. Пантелеимон (Рожновский; с 17 окт. 1939 управлял епархией как архиеп. Пинско-Новогрудский, 24.06.1940 - 3.03.1942 архиеп. Гродненско-Вилейский), архиеп. Венедикт (Бобковский; 3.03.1942 - июль 1944), еп. Варсонофий (Гриневич; 30.12.1945 - 18.11.1948), еп. Паисий ( Образцов; 18.11.1948 - 13.12.1949), еп. Сергий ( Ларин; 17.03.1950 - 1.02.1951); еп. Валентин (Мищук; 18.02.1992 - 26.02.1994), митр. Минский Филарет (Вахромеев; 26.02.1994 - 3.02.1996, в. у.), еп. Артемий (Кищенко; с 4.02.1996). Монастыри Упраздненные : Коложский во имя святых мучеников Бориса и Глеба (в Гродно, муж., учрежден ранее 1480, в 1612 занят базилианами, возведен на степень архимандритии, в 1839 воссоединился с Православием, в 1842 причислен ко 2-му классу, в 1854 переведен в центр Гродно, в бывш. католич. мон-рь бернардинок, основанный в 1621, в 1915 прекратил существование). Монастыри, относившиеся к Гродненской епархии в 1900-1950 гг. : супрасльский в честь Благовещения Пресв. Богородицы (муж., близ г. Белостока (Польша), основан в 1498, в нач. XVII в. принял унию, в 1839 воссоединен с Православием, прекратил существование в 1915, восстановлен как православный в 1989); жировицкий в честь Успения Пресв. Богородицы (в с. Жировичи Слонимского р-на Гродненской обл., муж., основан ранее 1587, в 1609 принял унию, в 1839 воссоединился с Православием, в наст. время ставропигиальный по отношению к митрополиту Минскому, экзарху Беларуси); красностокский в честь Рождества Пресв. Богородицы (в Красностоке (совр. Ружанысток, Польша), жен., основан в 1900, когда в него были переведены насельницы из гродненского мон-ря Рождества Пресв. Богородицы, ставшего приписным к Красностокскому, прекратил существование в 1915); Дрогичинский (в г. Дрогичине Бельского у. Гродненской губ., жен., приписной к Красностокскому мон-рю, устроен в 1905 на месте существовавшего в 1500-1842 Троицкого муж. мон-ря, прекратил существование в 1915).

http://pravenc.ru/text/168161.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010