запрещает ти Господь вселукавый диавол. азъже оубо архистратиг силы Господня суда хульна навести нань не смею. но проповедая величество Божества рече запрещает ти Господь диаволе. и обличая его суровое безстудство. им же за гордость свержен бысть. того ради именем Господним архистратиг запрещая ему проповедая величество божества. и абие исчезну льстец. о сем бо послушествова апостол Иуда в послании. тем же не ведеша людие израильтестии телесе его даже и днесь». 304 Апокрифы, мы заметили, распространялись в России из Византии, Болгарии и Сербии; кроме того, некоторые апокрифы приходили и с Запада. Так, в XVI в. с немецкого языка на славянский был переведен каким-то Георгием апокрифический сборник Луцидариус. «Прототипом этой народной книги западной Европы, говорит г. Тихонравов, был Elucidarium, sive dialogus de summa totius christianae theologiae, который приписывается Ансельму Кантерберийскому, Гонорию Отёнскому и другим. 305 Богословские рассуждения этого сочинения со временем заменились разными сведениями о мире и разных странах мира, о людях и животных, заимствованными из апокрифических книг, средневековых повестей, гадательных книг, бестиариев и космографий, 306 и из богословского сочинения образовалась апокрифическая книга. Луцидариус имеет форму диалога и представляет ряд вопросов ученика и ответов учителя о разных предметах. Из этих вопросов и ответов, по связи с приведенными выше апокрифическими сказаниями, для нас интересны следующие. «Оученик вопроси. Колько суть небес. Оучитель рече. Небеса суть трои. едино есть от земли даже до луны. второе от луны даже до звезд. третие же над твердию и бе именуемо огненое небо. на том бо есть Бог сам со всеми святыми своими. Оученик: И есть ли на двух небесех что сотворено. Оучитель: От земля даже до луны, лукавии дуси, идеже именуются и демони те суть тамо поставлени, даже человеки, от юностных дней от воздуха прельщающе душа егда того осияют. а от луны даже до звезд воздух есть огнян велми. тамо пребывают святии ангели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

«Лжеисидорово собрание» (Collectio Pseudo-Isidoriana) открывается предисловием, где назван составитель свода - Исидор Меркатор (имя образовано от имен Марий Меркатор и Исидор Севильский). В 3 книгах собраны 50 апостольских правил, ок. 90 папских декреталий до времени правления папы Григория II (715-731) (почти все неподлинные), а также соборные каноны - от I Вселенского до XIII Толедского (683) Собора со значительными исправлениями и интерполяциями. При создании свода были использованы «Испано-галло-отёнское собрание», «Собрание Кенеля» и «Собрание Дионисия-Адриана». При составлении отдельных декреталий авторы свода опирались на «Ирландское собрание канонов», капитулярии, пенитенциалии, творения отцов Церкви, каролингских церковных деятелей и других христ. авторов, на Liber Pontificalis , «Константинов дар» , монашеские уставы и памятники рим. права ( K é ry. 1999. P. 100-114). «Лжеисидорово собрание». IX в. (Cod. Sang. 670. P. 4) «Лжеисидорово собрание». IX в. (Cod. Sang. 670. P. 4) Канонические предписания, содержащиеся в Лжеисидоровых декреталиях, согласуются с намерениями каролингских церковных реформаторов. Составители свода стремились укрепить позиции церковной иерархии, объединенной вокруг Папского престола, утвердить независимость Церкви от светской власти и пресечь посягательства на церковные привилегии и имущество. Особое внимание уделено поддержанию дисциплины среди духовенства и разработке вопросов юрисдикции церковного суда. Многие требования направлены на укрепление авторитета диоцезальных епископов в ущерб полномочиям хорепископов (приравненных здесь к пресвитерам) и митрополитов (их юрисдикция ограничивается привилегиями примасов), а также провинциального синода и светских властей. Исключительное право суда над епископом принадлежало папе Римскому, процедура низложения епископа была существенно усложнена. К защите прав Церкви и укреплению авторитета епископа сводятся основные положения сборника капитуляриев Псевдо-Ангильрамна, к-рый дан во мн. рукописях в приложении к своду Лжеисидоровых декреталий.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Воскрешение прав. Лазаря. Худож. Гертхен тот Синт Янс. 80-е гг. XV в. (Лувр, Париж) Воскрешение прав. Лазаря. Худож. Гертхен тот Синт Янс. 80-е гг. XV в. (Лувр, Париж) Проблема происхождения отёнского культа Л. усугубляется отсутствием упоминаний об этом в источниках, созданных в Отёне ранее XII в. Самые ранние сведения происходят из Безансона и связаны с деятельностью архиеп. Гуго I де Салина (1031-1066), который состоял в тесных отношениях с епископами Отёна и их приближенными. В календаре сакраментария, принадлежавшего архиеп. Гуго, поминовение Л. в Отёне указано под 1 сент. (в сакраментарии приведен проприй мессы в честь Л.) и 17 дек. (Paris. lat. 10500. Fol. 24, 29, 145r - v). В безансонских литаниях XI в. Л. упоминается среди чтимых в Бургундии святых, а в более позднем мартирологе собора св. Иоанна в Безансоне 1 сент. указана память прибытия мощей Л. в Отён (Besançon. Bibl. municip. 711. Fol. 159r, кон. XII в.). В отёнских богослужебных книгах XI в. нет упоминаний о почитании Л., но обычай совершать поминовение святого 1 сент., по-видимому, возник в Бургундии ( Vregille. 1949. P. 37-39). Под этим числом память Л. указана в мартирологе из ц. св. Петра в Маконе (Paris. lat. 5254, XII в.; см.: Quentin. 1908. P. 226). По указанию еп. Этьена де Боже (1112-1139 или 1140) рядом с кафедральным собором св. Назария в Отёне на земле, пожертвованной бургундским герц. Гуго II, началось строительство храма во имя Л. (Сен-Лазар). Освящение церкви совершил папа Римский Иннокентий II 28 дек. 1130 г., хотя строительные работы, по-видимому, были завершены лишь в 40-х гг. XII в. Несмотря на то что новый храм был крупнее старого собора, он предназначался не столько для регулярных богослужений, сколько для хранения мощей Л., к к-рым стекались паломники. Лишь с 1195 г. в Сен-Лазаре начали совершать богослужения в летний период, а впосл. он стал кафедральным собором вместо собора св. Назария ( Seidel. 1999. P. 40). По инициативе еп. Юмбера де Боже (1140-1148) состоялось торжественное перенесение мощей Л.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

в новый храм (20 окт. 1146 или 1147), в котором участвовали епископы Макона, Невера, Шалона, Авранша и Эврё, а также бургундский герц. Эд II и др. сеньоры. В повести об этом событии упоминается, что при вскрытии гробницы Л. в соборе св. Назария среди останков нашли епископский посох и перчатки. На этом основании Дюшен предположил, что останки, к-рые приняли за мощи Л., принадлежали некоему Отёнскому епископу эпохи Каролингов, к-рому «присвоили» имя Л. из-за сходства с именем св. покровителя собора, мч. Назария ( Duchesne. Fastes. T. 1. P. 323, 343). Однако Б. де Врежиль указал на то, что гробница Л., согласно повести, имела серебряное покрытие, сделанное в давние времена, к-рое участникам вскрытия пришлось снять (capsam argenteam, quae super tumbam beati viri a tempore adventus eius diu permanserat). Т. о., гробница Л. была издавна окружена почитанием и имела пышные украшения, поэтому гипотеза Дюшена не вполне основательна (Monuments. 1865. T. 2. Col. 715-724; см.: Devoucoux. 1856. P. 51-64; Charmasse. 1889. P. CXLIII-CXLVII). Впосл. мощи Л. хранились в монументальной гробнице-мавзолее, находившейся за главным алтарем собора и сооруженной мон. Мартином при еп. Стефане, т. е. скорее всего при Этьене II, к-рый занимал Отёнскую кафедру в 70-80-х гг. XII в. Гробница, напоминавшая миниатюрную церковь, была облицована полихромным мрамором; внутри находился саркофаг с фигурой лежащего Л., вокруг к-рого размещались скульптурные изображения Христа, апостолов Петра и Андрея, Марфы и Марии Магдалины. Сохранились статуи Марфы, Марии и ап. Андрея (высота ок. 1,25 м), а также многочисленные фрагменты декора (см.: Stratford. 1985). В описях XIV-XV вв. упоминаются неск. реликвариев с мощами Л., в т. ч. ковчег, украшенный лиможскими эмалями, где хранилась глава Л., и серебряный реликварий в виде руки. С XII в. кафедральный собор Отёна, где хранились мощи святого, стал одним из самых известных во Франции центров паломничества. Согласно мартирологу XIII в., поминовение Л. совершалось 1 сент.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Rennes, 2009. P. 61-62). В средние века мощи Л. привлекали в Аваллон паломников, которые чаще всего стремились получить исцеление или исполнить обеты. В Аваллоне отмечалась также память перенесения главы Л. (30 апр.). С 1542 г. в этот день совершалась процессия с мощами святого; в 1553 г. была установлена процессия в пятницу после октавы праздника Воскрешения Лазаря; подобные процессии совершались и в др. дни. В 1640 г. эти торжества, кроме процессии 30 апр., были отменены. В авг. 1479 г. кор. Людовик XI посетил Аваллон и выразил намерение изготовить золотой реликварий для главы Л., но в 1482 г. поручил кард. Ролену проверить слухи о неподлинности святыни. Назначенная епископом комиссия вынесла заключение, что подлинная глава Л. хранилась в Отёне, и запретила аваллонским каноникам выставлять реликвию для поклонения. После повторного расследования (1489) было вынесено такое же решение, но в 1490 г. суд Лионской митрополии прекратил дело ( Charmasse. 1865). Реликвии, считавшиеся главой Л., хранились и в др. местах. В 1325 г. такая реликвия была обретена в ц. св. Матфея в Пьяченце ( Campi P. M. Dell " historia ecclesiastica di Piacenza. Piacenza, 1662. Pt. 3. P. 284). В Эльзасе, в мон-ре Андлау, также хранилась глава Л. По преданию, основательница монастыря св. Рихарда († ок. 900), супруга имп. Карла Толстого, перенесла святыню из К-поля ( Hunckler Th. Histoire des saints d " Alsace. Strasbourg, 1837. P. 594-595; DACL. T. 8. Pt. 2. Col. 2042-2044). Выступая против католич. культа реликвий, Жан Кальвин указывал на то, что мощи Л. почитались в неск. местах, и называл легенду о посещении святым Галлии «глупейшей басней» ( Calvin J. Traité des reliques. Gen., 2000. P. 63). Под влиянием критических замечаний историков Церкви, напр. А. Байе и Л. С. Тиймона , среди католич. духовенства стали распространяться сомнения в достоверности агиографических сказаний о Л. Легендарные сведения о его проповеди в Галлии и о мученической кончине в Массилии были исключены из чтений в бревиарии Отёнского еп-ства, изданном в 1700 г.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Вильгельма II). Во Фландрии епископы и аббаты вводили клюнийские «обычаи» в уже существовавших мон-рях, но передача монашеских обителей в юрисдикцию Клюни не практиковалась. Основными проводниками клюнийского влияния в этом регионе были монастыри Аншен (основан в 1079) и древнее аббатство Сен-Бертен; через них клюнийская реформа распространилась в аббатствах св. Ведаста (Сен-Ва) в Аррасе, св. Петра в Генте и св. Мартина в Турне, а также в мон-рях Сен-Корней в Компьене, Сен-Медар в Суасоне, Сен-Реми в Реймсе и др. Однако в Германии К. к. не смогла упрочить свои позиции подобным образом. В 70-х гг. XI в. был основан 1-й на нем. землях приорат - Рюэггисберг (совр. кантон Берн, Швейцария); ок. 1080 г. построен приорат Мюнхенвилер (там же). Основанный в 1083 г. монастырь Санкт-Альбан в Базеле вскоре стал клюнийским приоратом. С 70-х гг. XI в. в мон-рях Свящ. Римской империи распространялись клюнийские «обычаи», но герм. обители не включались в К. к. Наиболее значимыми мон-рями были Зигбург, Санкт-Блазиен и Хирзау, позднее движение за реформу поддержали ок. 200 герм. мон-рей, как старых, так и новых (К. Халлингер назвал это движение «младоклюнийской реформой»). Управление К. к. единолично осуществлял аббат Клюни, как правило избиравшийся монашеской общиной при жизни предыдущего настоятеля (иногда выборы сводились к одобрению монахами указанного настоятелем преемника). От кого и каким образом аббат получал инвеституру, в ранних источниках не говорится. Согласно «Хронологии клюнийских аббатов» (кон. XI в.), святые Бернон, Одон и Одилон получили посвящение от архиепископа Безансонского (вероятно, потому, что в его диоцезе находился монастырь Бом), св. Аймард - от епископа Отёнского, св. Майоль - от епископа Шалонского. В соответствии с бенедиктинским уставом (Reg. Ben. 65) аббату помогал приор (препозит); в Клюни существовала должность великого приора (prior maior) ( Udalric. Consuet. Cluniac. III 4, 6; Bernard. Ordo Cluniac. I 2, 3). Великий приор управлял мон-рем во время частых и длительных разъездов аббата.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДОХИЙ [лат. Andochius] (III в.), сщмч. Галльский (пам. зап. 24 или 25 сент.). А. и диак. Фирс из Смирны (М. Азия), по преданию, ученики сщмч. Поликарпа Смирнского , были посланы в Галлию проповедовать слово Божие; их сопровождали святые Бенигн и Андеол . Они проповедовали в главных городах провинции - Массилии (совр. Марсель), Лугдуне (совр. Лион) и Августодуне (совр. Отён). Ок. 217 г. А., Фирс и их ревностный сподвижник Феликс, богатый горожанин, обращенный ими в христианство и приютивший их, были арестованы и подвергнуты пыткам в г. Сольё (Юж. Франция); после мучений их забили до смерти железными прутьями. Тела мучеников предал погребению Фавст, сын св. Симфориана Отёнского , к-рому приписывается составление их житий. По др. данным, жития были написаны в VI-VII вв. В IX в. состоялось перенесение мощей мучеников в г. Отён. Ист.: BHL, N 424-427; ActaSS. Sept. T. 6. Col. 663-675; PG. 5. Col. 1467. Лит.: Fournier P. Andoche//DHGE. T. 2. Col. 1584. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115152.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XVIII. Как Гонорий, наследовавший Юсту на посту епископа Дорувернской церкви, получил паллий и письмо от папы Гонория К предыдущей статье Тем временем в четвертый день до ноябрьских отошел в Небесное Царство архиепископ Юст, и на его место был избран Гонорий. Он прибыл для посвящения к Паулину, встретился с ним в Линдоколине и был посвящен в епископы Дорувернской церкви пятым после Папа Гонорий и ему послал паллий вместе с письмом, в котором изложил то, о чем уже писал в послании королю Эдвину, а именно: если архиепископ Доруверна или Эборака уходит из жизни, то оставшийся, будучи равным ему в чине, имеет право посвятить другого епископа на место ушедшего. Так отпала надобность долгого путешествия в Рим по суше и по морю для посвящения архиепископа. Считаем необходимым включить текст этого письма в нашу историю. «Нашему любимейшему брату Гонорию-Гонорий. Среди множества даров, которыми Искупитель по милости Своей награждает Своих слуг, несравненная доброта и щедрость Его дала и возможность выражать братскую любовь тем, кто далеко от нас, как если бы они были рядом. За этот дар мы неустанно возносим хвалы Господу и смиренно молим укрепить тебя, любимейший брат, в ваших трудах, принесших столько плодов и начатых усилиями нашего учителя и господина Григория. Молимся также, чтобы через тебя церковь получила бы еще более обильный урожай; чтобы верой и трудами, в любви и страхе Божьем, вы вслед за вашими предшественниками еще более умножили посев от семян, посеянных господином нашим Григорием, и чтобы сбылось с вами сказанное Господом нашим, и слова Его приблизили бы вас к вечному счастью: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою И еще: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина Посылая тебе, любимейший брат, эти ободряющие слова с братской любовью, мы не забываем даровать тебе и то, что, как мы верим, поможет укрепить привилегии твоих церквей.

http://sedmitza.ru/lib/text/440640/

Если кто-либо где-либо потеряет священство, поручите ему, и если скажет Филипп «он недостоин» – пусть извержется, а если скажет «достоин» – пусть служить. И монашество если будет потеряно, поручите ему; о чем скажет Филипп; «да будет связано на земле», то будет связано на небе, и что он разрешит на земле, то будет разрешено на небесах». И сказал он этим священникам: «вы поставлены над вашими областями. Разделите землю Шоа на 12 частей, как это сделали Апостолы со всеми странами мира. И он поставил их и сделал мамхерами: Адхани поставил в Дамоте, Гонория – в Варабе, Иосию – в Вадже, Матьяна – в Фатагаре, Иосифа – в Энарее, Габра-Крестоса – в Дамбие, Фаддея – в Целалш, другого Гонория – в Морате и в Геде, Кавстоса – в Махгеле, Иоанна – в Калате, Меркурия – в Марха-Бетэ. А отца нашего Филиппа поставил главой всех у гроба отца нашего Такла-Хайманота. И после этого сказал им митрополит всем, и заклял их заклятием апостольским, установленным в Синодосе их, не преступать одному пределов другого. И тогда обошел глашатай, говоря: «поставил я Филиппа епископом под собою. Кто не будет ему повиноваться и не послушает его, смертью да умрет». И сказали все: «Аминь!» И если хотел митрополит ставить священников, ходил к отцу нашему Филиппу, тот избирал и давал митрополиту, говоря: «этот достоин». И так они жили в любви много дней, и сказал отец наш Филипп митрополиту: «пошли меня теперь, чтобы я вернулся в страну мою», и сказал он ему: «хорошо говоришь ты! Как бы хотел я не разлучаться с тобой во все дни моей жизни, но иди к царю». И сказал отец наш Филипп: «как я убогий пойду к царю?» И сказал ему митрополит: «так как я поставлен над его духовенством, то не подобает тебе уходить тайно». И тогда он пошел к царю, и царь принял его с любовью и давал ему много вещей. Он не хотел принимать их, и царь сказал: «почему ты отказываешься принимать?» Ответил отец наш Филипп: «зачем мне бедному монаху?» И сказал царь: «если ты не хочешь принимать вещей, возьми этот бич, ибо ты архиерей и учитель веры во всей земле, которою я управляю».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   6. В место же, где будет происходить собеседование, пусть никто насильно не вторгается из вас, братия мои. Вообще, если можно, избегайте даже и проходить около того места, чтобы не дать какого-либо толчка к спору или распре, чтобы не представился для того какой-нибудь предлог, и чтобы не нашли здесь повода к распре те, которые ищут повода. А кто не боится Бога или не обращает внимания на наши просьбы, пусть убоится, по крайней мере, угроз со стороны гражданской власти. Читали вы публично выставленное распоряжение сановного мужа [Марцеллина, представителя на соборе императора Гонория]. Издано оно не для вас, разумеется, боящихся Бога и не пренебрегающих наставлениями епископов ваших, но для того, чтобы кто-нибудь не забылся и не пренебрег этим. Пусть же каждый наблюдает за собой, чтобы не случилось с ним того, что говорит апостол: «противящийся власти противится Божию установлению... Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых» (Рим.13:2-3). Будем избегать раздоров и всяких поводов к раздору. Но, может быть, вы скажете: мы постараемся быть внимательны к себе и чем помешаем вам? Но партия православных, к счастию, достаточно сильная (partes forte uberes pietalis). Мы будем разсуждать за вас, а вы молитесь за нас, при этом поддерживайте свои молитвы, как мы и раньше увещевали вас о том, постом и милостыней. Прибавьте к ним (молитвам) крылья, коими поднимаются они к Богу. Так поступая, будете, быть может, вы даже более полезны нам, чем мы вам. Ведь никто из нас в этом предстоящем собеседовании [т.е. в собеседовании с донатистами] не надеется на свои силы. На Бога вся надежда наша. Не лучше же мы апостола, который просит молиться за него. «Молитесь, — говорит он, — о мне, дабы мне дано было слово» (Еф.6:18-19). Итак, просите за нас Того, в Ком мы полагаем надежду нашу, чтобы и вам порадоваться о беседе нашей. Помните это, братия, умоляем вас. Именем Самого Господа, Виновника, Насадителя и Покровителя мира, просим, чтобы вы молились Ему в мире, мирно просили Его. Помните, что вы — дети Того, Кто сказал: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010