Агиографические сочинения VII-IX вв. об И. наиболее полно представлены в рукописи кон. X в. (Semur-en-Auxois. Bibl. municip. 1), происходящей из б-ки монастыря Реом, в к-рой содержатся поздние переработки Жития И. (редакции B и С), варианты литургических чтений на день памяти святого и гимны в его честь. Почерком XI в. вписан текст 2 подложных грамот королей Хлодвига и Хлотаря I в пользу мон-ря (MGH. Dipl. T. 1. P. 113-114, 125-126), в XIV в. добавлен перечень аббатов, в XV в.- монастырский мартиролог, в котором указаны память открытия мощей И. 11 марта, св. Сильвестра 15 апр., освящения церкви св. Маврикия над гробницей И. 28 июня и перенесения мощей святого 22 сент. ( Krusch. Reise nach Frankenreich. 1893; Haggh, Huglo. 2007. P. 51). Память И. под 28 янв. значится также в Мартирологах Флора Лионского, Адона Вьеннского и Узуарда (IX в.), откуда она была заимствована кард. Цезарем Баронием и внесена в Римский Мартиролог (XVI в.). В сер. IX в. мон-рь Реом перешел под непосредственный контроль западнофранк. королей - после смерти Бернарда, еп. Отёнского, аббатом стал Лотарь (861-865), сын кор. Карла Лысого. Др. сын Карла, Карломан, впосл. аббат Реома, в 869-870 гг. поднял мятеж против отца и был низложен. После этого светским аббатом обители стал Людовик Заика (кор. зап. франков в 877-879). Вероятно, в связи с угрозой со стороны норманнов мон-рь был перенесен на более защищенное место и получил название Мутье-Сен-Жан. В этот период в обители жил муз. теоретик Аврелиан из Реоме , сочинения к-рого свидетельствуют о тесных связях между мон-рем И. и аббатствами св. Германа в Осере и св. Бенигна в Дижоне. Связи с мон-рем Клюни укрепились после назначения аббата Клюни св. Майоля († 994) настоятелем обители И. и ее присоединения к Клюнийской конгрегации (ок. 983). В 992 г. Майоль передал управление обителью ученику Вильгельму из Вольпиано, настоятелю аббатства св. Бенигна в Дижоне, к-рый был известен как деятельный реформатор мон-рей. Преемник Вильгельма Гельдрик († 1009), др. ученик св. Майоля, был также аббатом мон-рей св. Германа в Осере и св. Петра во Флавиньи ( Bouchard C. B. Sword, Miter, and Cloister: Nobility and the Church at Burgundy, 980-1198. Ithaca (N. Y.), 1987. P. 427). Присоединение мон-ря Мутье-Сен-Жан к конгрегации Клюни способствовало распространению почитания И., а также расширению контактов с др. мон-рями Франции. Аббат Бернард II (1109-1133) привлек к перестройке обители мастеров из Клюни. В XII в. Мутье-Сен-Жан стал одним из наиболее крупных и богатых мон-рей Бургундии.

http://pravenc.ru/text/469414.html

Сикст, епископ Рима, построил базилику Пресвятой Марии, матери Божьей, которая издавна называлась базиликой Либерия. Евдоксия, жена императора Феодосия, вернулась из Иерусалима, привезя с собой мощи блаженнейшего первомученика Стефана, которые были положены и почитаются в базилике святого Лаврентия. Бледа и Аттила, короли многих народов, опустошили Иллирик и Фракию. 4410 г. (­ 459 г. Р.Х.) Маркиан и Валентиниан, 7 лет. Народ англов или саксов прибыл в Британию на трёх длинных кораблях. В то время как домой пришёл слух о том, что поход успешен, к ним было отправлено ещё более сильное войско, которое соединилось с предыдущими и сперва прогнало врагов, против которых отправилось, а затем, обратив оружие против союзников, огнём и мечом подчинило почти весь остров от восточного его края до западного, под тем надуманным предлогом, что бритты не в достаточной мере выдавали жалованье тем, кто за них сражался. Иоанн Креститель открыл двум восточным монахам, которые пришли ради молитвы в Иерусалим, свою голову возле жилища царя Ирода. Потом её доставили в Эдессу, город Финикии, и почтили достойными почестями. Пелагианская ересь поколебала веру бриттов. Обратившись за помощью к галльским епископам, они приняли в качестве защитников веры Германа, епископа Отёнской церкви, и Лупа из Труа, епископа равной апостольской милости. Епископы укрепили веру словом истины и одновременно чудесными знамениями. Но и войну саксов и пиктов против бриттов, предпринятую в это время объединёнными силами, они остановили благодаря силе Божьей, ибо Герман, став военачальником, обратил лютых врагов в бегство не звуком трубы, но возгласом «Аллилуйя», поднятым криками всего войска до небес. Затем, придя в Равенну, он был с величайшей почтительностью принят Валентинианом и Плацидией и отошёл ко Христу. Тело его в почтительной процессии и в сопровождении множества чудес было доставлено в Отён. Патриций Аэций, величайшее спасение западного государства и ужас короля Аттилы, был убит Валентинианом, и вместе с ним пало царство Запада и до сих пор не смогло оправиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

д. было связано с конфликтом аббата Валы и его ученика св. Пасхазия Радберта с имп. Людовиком Благочестивым в 30-х гг. IX в. Монахи Корби выступили против намерения императора выделить особое королевство для его младшего сына Карла Лысого, т. к. это означало раздел империи Каролингов. Когда папа Римский Григорий IV прибыл в империю Каролингов по приглашению Лотаря I, чтобы способствовать примирению Людовика Благочестивого с сыновьями, император и мн. франк. епископы оценили действия понтифика как враждебные. Однако Вала и Пасхазий Радберт приветствовали Григория IV и помогли ему преодолеть сопротивление франк. прелатов. Они находились в лагере Лотаря I и его братьев, к-рые в 833 г. одержали победу над императором в битве при Ротфельде (Эльзас). Император попал в плен и был низложен прелатами под рук. Эббона, архиеп. Реймсского. Однако в 834 г. Людовик Благочестивый вернулся к власти и начал проводить репрессии против тех прелатов, которые выступали против него. На имп. собрании в Тьонвиле (835) были лишены кафедр архиепископы Эббон Реймсский, Агобард Лионский и Варфоломей Нарбонский; аббат Вала отправился в изгнание в Италию, где он возглавил мон-рь Боббио . По мнению Ниббса, на раннем этапе конфликта монахи Корби под рук. Валы и Пасхазия Радберта подготовили материалы - «Испано-галло-отёнское собрание» и первоначальную версию Л. д. Работа началась не позднее 833 г. Об этом свидетельствует эпизод, включенный Пасхазием в жизнеописание Валы: во время встречи с папой Григорием IV монахи вручили ему канонические труды отцов Церкви и древних понтификов, в к-рых говорилось, что с папой Римским «пребывает полнота возвышенного могущества (auctoritas) блаженного Петра и подлинная власть (viva potestas); ему подобает судить всех, но его самого никто судить не вправе» ( Paschasius Radbertus. Epitaphium Arsenii. II 16// D ü mmler E. Radbert " s Epitaphium Arsenii//APAW: PhHK. 1900. Bd. 2. S. 84). Необходимость в фальсификации канонов была связана с позицией большинства франк. епископов, выступивших в поддержку императора против папы Римского и его союзников.

http://pravenc.ru/text/2463631.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНИГН [лат. Benignus] († ок. 200), сщмч. (пам. зап. 1 нояб.), «апостол Дижонский». Основные сведения о жизни Б. содержатся в его мученических актах 515 г., к-рые приписываются св. Григорию Лингонскому , и в 51-й гл. «О славе мучеников» (лат. De gloria martyrum), соч. св. Григория Турского (ок. 588). Прадед Григория Турского еп. Григорий Лингонский (Лангрский) (с 506 по 540) во время посещения г. Дивион (совр. Дижон) обратил внимание на почитание крестьянами древнего саркофага, перенесенного с кладбища. Епископ хотел запретить это почитание, но в видении ему явился неизвестный мученик, к-рый распорядился восстановить его захоронение и построить над ним часовню. Ок. 511 г. состоялось перенесение саркофага в выстроенную еп. Григорием часовню. О святом ничего не было известно, кроме его имени. Позднее в Дивион прибыли христиане-паломники, возвращавшиеся из Италии, к-рые рассказали об обстоятельствах мученической кончины Б. Его прославление сопровождалось чудесами, привлекшими множество паломников, что повлияло на распространение почитания Б. и на возникновение возле захоронения мон-ря. Житие Б. дошло до наст. времени в 6 списках с несохранившейся рукописи, подаренной еп. Григорию Лингонскому паломниками из Италии. Все рукописи датируются IX-X вв. В житии рассказано о том, что Б. был послан вместе со святыми Андохием и Фирсом , учениками св. Поликарпа , еп. Смирнского, на проповедь в Галлию. Миссионеры проповедовали в Массилии (совр. Марсель), в Лугдуне (совр. Лион) и в др. городах. Андохий и Фирс приняли мученическую смерть недалеко от совр. г. Сольё. Оставшийся в живых Б. дошел до Дивиона, где продолжал свой апостольский подвиг. Имп. Аврелиан , проезжая в окрестностях Дивиона, узнал о деятельности Б. и, вызвав его к себе, потребовал отречься от Христа. За то, что Б. не отрекся от своей веры, он был избит прутьями, подвешен на распорках и брошен в тюрьму. Аврелиан приказал заковать его в каменные колодки, загнать раскаленные гвозди под ногти и бросить голодным псам. Во время мучений ангел укреплял и исцелял его. Б. был умерщвлен ударом копья, из его тела выпорхнул голубь, воспаривший в небо, а воздух наполнился благоуханием. Он был погребен Леониллой, к-рая, по преданию, имела 3 внуков, святых отроков Спевсиппа , Елевсиппа и Мелевсиппа , крещенных Б. Его житие входит в цикл сочинений о мучениках из Сольё, святых Андохии, Фирсе и Феликсе, мучениках из Лингона, святых Спевсиппе, Елевсиппе и Мелевсиппе, Симфориане Августудунском (Отёнском) и Андеоле . К этому же кругу житий относятся акты мучеников Безанционских (Безансонских), святых Ферреола и Ферруция , и мучеников Валенцийских (Валанских), святых Аквиллы и Фортуната, учеников св. Иринея Лионского. Дижонские, Отёнские, Сольёские и Лингонские святые входили в окружение св. Поликарпа.

http://pravenc.ru/text/78084.html

В XI-XII вв. почитание Л. сложилось в Отёне, где хранилась основная часть мощей святого. Отрывочные и противоречивые сведения о происхождении реликвий и формировании местного культа Л., к-рые содержатся в средневек. источниках, с трудом поддаются истолкованию. По свидетельству Ги де Базоша (кон. XII в.), мощи Л. и Марии Магдалины, некогда хранившиеся в Марселе, были перенесены в Бургундию правителем Герардом. В отёнском мартирологе XIII в. под 17 дек. сообщается о том, что Л. был убит по приказу имп. Домициана; Тит и Веспасиан доставили его мощи в Массилию, а впосл. еп. Герард перенес их в Отён (Paris. lat. 9883. Fol. 62v; см.: Pellechet. 1883. P. 227). В позднейших источниках сообщается, что мощи Л. были перенесены из Марселя еп. Герардом при кор. Людовике (Monuments. 1865. T. 2. Col. 1291-1292). Интерпретация этих сведений вызывает трудности. По-видимому, правитель Герард - это Герард Руссильонский († 879), гр. Парижа и Вьенны, основатель аббатства Везле; еп. Герард I возглавил Отёнский диоцез ок. 970 г. и скончался в 976 г. ( Charmasse. 1889. P. CXXXVI-CXXXVII). Некоторые исследователи делали вывод, что почитание Л. в Отёне началось при еп. Герарде ( Greffier. 1964/1965). В. Саксер сопоставил сведения о перенесении мощей Л. с преданиями об основании аббатства Везле и предположил, что в их основе лежат достоверные данные: при основании мон-ря Везле в нем были помещены реликвии Марии Магдалины, скорее всего привезенные, а еп. Герард перенес в Отён из Марселя мощи Л. (т. е. Лазаря, еп. г. Аквы Секстиевы). Герц. Генрих I Великий († 1002) подарил главу Л. клирикам церкви в Аваллоне ( Saxer. 1986). По др. версии, глава Л., хранившаяся в Аваллоне, первоначально находилась в аббатстве Везле, где в нач. XII в. также указывали гробницу Л. Во время нападения на монастырь воинов Гийома II, гр. Невера, недовольного избранием аббата Рено де Семюра (1106-1128), были осквернены гробницы Л. и его сестры Марфы ( Dacherius L. Collectio veterum aliquot scriptorum, qui in Galliae Bibliothecis, maxime Benedictinorum latuerant, Spicilegium. P., 1659. T. 3. P. 493). В более поздних источниках нет сведений о гробнице Л. в Везле. Возможно, после этих событий главу святого перенесли в Аваллон ( Louis R. Girart, comte de Vienne, et ses fondations monastiques. Auxerre, 1946. P. 177-180). Др. исследователи полагают, что хранившиеся в Везле реликвии могли в свою очередь попасть туда из Отёна ( Vregille. 1949. P. 35).

http://pravenc.ru/text/2462509.html

и 17 дек. ( Pellechet. 1883. P. 227). Впосл. торжественное празднование памяти святого проходило в кафедральном соборе 1 сент., к этому дню в городе собирались паломники. Память обретения мощей Л. отмечалась 20 окт., память перенесения мощей (или освящения собора Сен-Лазар) - 17 дек. (см. также перечень дней памяти Л. в локальных литургических книгах средневековья и Нового времени - Ibid. P. 229-230). В печатном бревиарии Отёнского еп-ства, изданном в 1480 г. по указанию кард. Жана Ролена, содержатся молитвы, чтения и песнопения в 3 дня памяти Л. В дни памяти Л. совершались торжественные богослужения и процессии. Сохранилось описание театрального представления «Деяния блж. Лазаря», поставленного в авг. 1539 г., которое продолжалось 4 дня и состояло из 4 отделений: воскрешение Л., мученичество, обретение и перенесение его мощей ( Charmasse. 1889. P. CCII-CCIV). В еп-стве Отён с почитанием Л. была связана также коллегиальная церковь в Аваллоне (деп. Йонна). Здесь хранилась глава святого, по легенде подаренная бургундским герц. Генрихом I Великим († 1002) или Генрихом II (1016-1032; с 1031 кор. Франции Генрих I). Память этого события 30 апр. указана в мартирологе из Аваллона (Paris. lat. 5187A, XIV в.). В грамоте герц. Гуго I о дарении ц. Девы Марии в Аваллоне аббатству Клюни (19 февр. 1078) среди убранства храма названа «золотая статуя святого Лазаря», вероятно реликварий (imago sancti Lazari aurea - Bruel A. Recueil des chartes de l " abbaye de Cluny. P., 1888. T. 4. P. 638-641). В документах кон. XV в. содержится описание бюста-реликвария, в к-ром хранилась глава Л. (напр.: Charmasse. 1865. P. 26, 32, 36-37), но этот реликварий скорее всего был подарен в 1302 г. Бланкой Бретонской, гр. Артуа, в благодарность за избавление от эпидемии (Ibid. P. 63-65). Согласно грамоте папы Римского Пасхалия II , в 1116 г. церковь была посвящена Пресв. Деве Марии и Л. (Cartulaire. 1865. P. 4-5). Совр. здание храма возведено в XII в. (о датировке см.: Timbert A. Vézelay: Le chevet de la Madeleine et le premier gothique bourguignon.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

1908. P. 89), затем в Мартиролог Флора Лионского и в более поздние «исторические» мартирологи эпохи Каролингов. К нач. IX в. при храме над гробницей К. действовал бенедиктинский мон-рь. Между 813 и 823 гг. по указанию аббата Фульрада была воздвигнута новая церковь (Annales S. Quintini Veromandensis//MGH. SS. T. 16. P. 507), освящение которой состоялось при аббате Гуго († 844), внебрачном сыне имп. Карла Великого . Согласно описанию чудес К., в 835 г. мощи К. были внесены в новый храм в присутствии епископов Ахарда Нуайонского, Симеона Ланского и Бадурада Падерборнского, а также 2 хорепископов. В гомилии на упокоение мощей святых К., Викторика и Кассиана упоминается, что церемония состоялась в 825 г. под рук. еп. Дрогона Мецского, но эти сведения, вероятно, ошибочны (ActaSS. Oct. T. 13. P. 742-745). В 840 г. по инициативе аббата Гуго в мон-рь К. были перенесены мощи св. Кассиана , еп. Отёнского (Annales S. Quintini Veromandensis//MGH. SS. T. 16. P. 507). Обитель неоднократно посещал кор. зап. франков Карл Лысый (840-877, император с 875). Предположительно в сер. IX в. был составлен сборник рассказов о чудесах К. (ActaSS. Oct. T. 13. P. 777-778, 801-812). В 80-х гг. IX в. аббатство Сен-Кантен подвергалось нападениям норманнов, по этой причине мощи святых К. и Кассиана были временно укрыты в Лане. В кон. IX в. в аббатстве построили крепостные стены, тогда же Отгар, еп. Амьенский, подарил мон-рю мощи мч. Викторика. В нач. X в. мощи К., Кассиана и Викторика поместили в крипте монастырской церкви. В этот период должность светского аббата занимал Герберт II, граф Вермандуа (902-943). Не позднее сер. X в. аббатство было преобразовано в капитул каноников. Вероятно, с этим связано основание в 963 г. бенедиктинского мон-ря К. (Сен-Кантен-ан-л " Иль), по преданию расположенного на месте, где матрона Евсевия обрела мощи К. На территории мон-ря были 2 св. колодца, в к-рых некогда покоились глава и тело мученика. В кон. X в. были собраны описания чудес, совершившихся в мон-ре (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1684065.html

Ясно, что в этом месте Тертуллиан не придает более значения преимуществам Петра, нежели преимуществам Иоанна. 123 Должно заметить, что говорится о Риме наравне с прочими Церквами апостольскими и ему приписывается только право поддерживать предание апостольское наравне с прочими Церквами, учрежденными Апостолами. 124 Полезно заметить, что Тертуллиан , прославляя апостольскую, власть Церкви римской, относит её к Апостолам, в ней учившим, а не к одному только Петру, и не приписывает епископу Рима никакой власти, исходящей от Ап. Петра. Рим имеет власть, подобную прочим Церквам апостольским, и только в том смысле, что остался верным учению, завещанному Апостолами Петром, Павлом и Иоанном. Трудно понять, каким образом в новейшей Церкви римской это место из Тертуллиана объясняется в пользу мнимых преимуществ папства. 127 Мы видели, что еретики второго столетия и начала третьего особенно извращали понятие о Ветхом Завете и о Боге как Создателе мира. 144 Это творение, заимствованное из коптского манускрипта, переведено было на латинский язык Шварцем и напечатано в 1853 году. 145 Творение его состоит из тридцати девяти глав и в нём опровергаются последовательно все заблуждения, нами положенные. 152 Тертул. О плоти Христовой гл. 1 – 25. Учение Тертуллиана о первородной чистоте плоти Христовой то же, что у всех прочих отцов и противоположно лжедогдмату римскому: о первородной чистоте плоти Богоматери или о беспорочном Её зачатии, возведенным в догмат епископом римским 8 декабря 1854 года. 154 Полагаем, что здесь говорится о знамении крестном, которое по обычаю делали при преподавании таинств. 155 Выражения эти опровергают системы внушения чисто-духовного, какое новейшие Церкви противопоставляют постоянному верованию о вкушении истинном и существенном. 159 Выше сего упоминал он о молитве первого часа. Обычай, упоминаемый Тертуллианом , заключает в себе начало различных частей общественного богослужения, именуемых Первыми, Третьими, Шестыми и Девятыми часами, и который сохранился во всех Церквах, соблюдающих дух Церкви первоначальной и не нарушивших его окончательно. 161 Греческое слово означающее рыбы, есть символ, принятый в первоначальной Церкви для обозначения Иисуса Христа Сына Божия, Спасателя, потому что соединение начальных букв этих греческих слов составляет слово ΙΧΘΥΣ (рыбы): Ιησους Χρισος Θεου Υιος, Σωτερ. Отсюда заимствован обычай, встречающийся в творениях отцов называть Иисуса Христа рыбами. Верующие хорошо понимали таинственный смысл этого слова, которое также встречается на древних христианских памятниках, подобно Отёнскому (См. нашу Hisloir de I’Eglise, France т. I. стр. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Согласно Житию, через год после прибытия в Леринский мон-рь Л. отправился в Матискон (ныне Макон), чтобы сделать распоряжения относительно своих земельных владений. Там ему предложили занять епископскую кафедру в Трикассах. В Житии говорится, что Л. был насильно возведен в сан епископа (ad... pontificium raptus). Это произошло за 2 года до его путешествия в Британию, т. е. ок. 427 г. Возможно, избрание Л. на кафедру было связано с тем, что его родственники Гонорат и Иларий также покинули Леринский мон-рь (между 426 и 428 Гонорат стал епископом Арелата); монашескую общину возглавил св. Максим. В соответствии с требованиями агиографического жанра в Житии описаны добродетели Л.: он был усердным пастырем, часто проповедовал, наставлял паству, поддерживал дисциплину среди духовенства, на собственные средства выкупал пленников, помогал бедным, заботился о больных и заключенных. Как и мн. др. выходцы из Леринского мон-ря, епископ вел аскетический образ жизни, строго постился, проводил ночи в молитвенных бдениях, поэтому Бог даровал ему способность творить чудеса. Сохранилось послание Л. и Евфрония, еп. Августодунского (Отёнского), адресованное Талассию, еп. г. Андекавы (ныне Анже). В нем содержатся рекомендации о порядке совершения вигилий (всенощных бдений) в праздники Рождества Христова и Богоявления и о браке клириков (люди, вступившие в повторный брак, могли стать остиариями, но доступ к более высоким чинам для них запрещался; женатые клирики «по возможности» должны были уклоняться от сожительства с супругами; во избежание неприятных прецедентов Л. и Евфроний советовали не принимать женатых людей в состав клира) (CPL, N 988; Concilia Galliae A. 314-A. 506/Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. P. 140-141. (CCSL; 148)). В 429 г. Л. и Герман Автиссиодурский отправились в Британию, чтобы противодействовать распространению пелагианства. Описание этих событий в Житии Л. основано на более раннем Житии Германа, составленном Констанцием Лугдунским. Согласно этому источнику, прибывшие из Британии послы известили галльских епископов о распространении ереси и попросили у них помощи. В Галлии был созван синод, участники к-рого поручили Герману и Л. укрепить британцев в правосл. вере и дать отпор еретикам ( Const. Lugd. Vit. Germ. 12). Однако, по мнению Проспера Аквитанского, Герман (о Л. он не сообщает) отправился в Британию по указанию Келестина I , еп. (папы) Римского (см.: Mathisen. 1989. P. 101-102; Cr é t é -Protin. 2002. P. 156-164). В Британии галльские епископы проповедовали против ереси и устроили диспут, во время к-рого их правота была засвидетельствована чудесными знамениями. Повествуя о посещении Германом Веруламия (ныне Сент-Олбанс), где находилась могила мч. Альбана, и о чудесной победе бриттов над варварами, Констанций не упоминал об участии Л. в этих событиях. В 40-х гг. V в. Герман Автиссиодурский снова посетил Британию; его сопровождал некий еп. Север, вероятно ученик Л. (см.: Cr é t é -Protin. 2002. P. 163-164).

http://pravenc.ru/text/2110896.html

3. «Главы Ангильрамна» (Capitula Angilramni) - трактат о порядке рассмотрения обвинений, выдвинутых против епископов. Согласно заголовку, «Главы...» составлены на основе «греческих и латинских канонов, римских синодов и декреталий Римских предстоятелей и повелителей», посланных папой Адрианом I (772-795) Мецскому еп. Ангильрамну (768-791) (изд.: Schon. 2006; см.: K é ry. 1999. P. 114-117). В «Главах...» использованы памятники рим. права (Кодекс Феодосия и «Сентенции» Павла, сохранившиеся в Бревиарии Алариха); сборники канонов, прежде всего «Собрание Дионисия-Адриана» и «Испано-галло-отёнское собрание»; сочинения Кассиодора, Исидора Севильского и др. авторов. Основная тема трактата - судебный иммунитет клириков и особенно епископов, их неподсудность светской власти. 4. Сборник капитуляриев Бенедикта Левиты, задуманный как приложение к своду капитуляриев Ансегиза, посвящен обоснованию свободы Церкви от светской власти и от господства мирян. Вопреки заглавию (Capitula), сборник состоит в основном не из капитуляриев франк. правителей, а из отдельных канонов, бóльшая часть к-рых составлена на основе Свящ. Писания, трудов отцов Церкви и подлинных канонических памятников. Составитель называет себя диаконом из Майнца, но в действительности свод был создан Лжеисидором (имя Бенедикта Левиты, как и Исидора Меркатора, является псевдонимом) (изд.: Baluzius S. Capitularia regum Francorum/Ed. P. de Chiniac. P., 1780. T. 1. Col. 801-910; предварительную версию текста, подготовленную Г. Шмицем, см.: http://www.benedictus.mgh.de; см. также: Ké ry. 1999. P. 117-122). Кроме 4 основных памятников, Лжеисидору принадлежит компиляция из отредактированных фрагментов деяний Халкидонского Собора, составленных рим. диак. Рустиком ( Zechiel-Eckes. Verecundus. 2000), и др. тексты, в т. ч. отражающие промежуточные стадии работы над Л. д. Так, высказывалось мнение, что Лжеисидор составил отредактированные версии не только «Испано-галльского собрания», но и др. канонических сводов, прежде всего «Собрания Дионисия-Адриана» и «Собрания Кенеля» (см.: Jasper, Fuhrmann. 2001. P. 138-139). Методы Лжеисидора и история текстов

http://pravenc.ru/text/2463631.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010