Степени Иисусовой молитвы Три степени молитвы: устная, умная и сердечная. – О значении устной молитвы. – Пути перехода к умной молитве. – Приемы делания сердечной молитвы и действие благодати. – Мы молимся, постимся и исполняем заповеди ради вечного спасения. – Как избежать крайностей при занятии Иисусовой молитвой. – О смирении, понуждении себя и ревности к молитве. – Две причины, движущие молитву: борьба с греховными помыслами и память смертная. – Как бороться с видениями во время умной молитвы? – Можно ли молиться своими словами? Тема сегодняшней беседы – степени Иисусовой молитвы. Непрестанная покаянная молитва – сильнейшее средство в борьбе с грехом, но оттого что мы не различаем степеней молитвенного развития, у нас бывают ошибки, приводящие иногда из-за нашей неопытности к серьезным последствиям. То, что я сегодня скажу, наверное, общеизвестно, но, во-первых, повторение – мать учения, а во-вторых, кто-то, может быть, отметит для себя какую-то деталь, на которую раньше не обращал внимания. Молитва, как известно, делится на три степени: устную, умную и сердечную. Это самое первое, так сказать, элементарное деление. Святитель Игнатий (Брянчанинов) , многоопытный подвижник, справедливо разделяет устную молитву еще на два вида: на собственно устную – произносимую устами беззвучно и гласную – произносимую в голос. Скажу немного об устной молитве. Есть такие неразумные ревнители Иисусовой молитвы, которые считают, что нужно всегда молиться вслух, несмотря ни на что и ни на кого. На самом деле это, конечно, не всегда возможно. Если мы на работе или в общественном транспорте начнем вслух произносить молитву, то этим так или иначе будем либо искушать людей и смущать их, либо даже мешать молиться – например, в церкви. А вот, допустим, в монастыре на послушании читать молитву в голос полезно, особенно новоначальным, чтобы таким образом напоминать себе о необходимости молиться постоянно. Потому что если они, не имея еще ни достаточного опыта, ни достаточной благодати, будут стремиться к молитве, творимой одним умом, то в результате оставят молитву вообще. Поэтому для новоначального, если есть возможность, весьма уместно творить молитву гласную, а если нет возможности – устную, то есть творимую устами беззвучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

У верующего гордого человека Бог на периферии. Слово Патриарха на начало Великого поста Очень помогает также сравнение самого себя с более способными, более мудрыми, более образованными людьми. Иногда нам кажется, что мы самые сильные, самые умные в том окружении, в котором находимся. Но нужно задать себе вопрос: а является ли твое окружение самым талантливым, самым образованным и самым сильным? А может быть, это совсем не так? 15 февраля, 2010 Очень помогает также сравнение самого себя с более способными, более мудрыми, более образованными людьми. Иногда нам кажется, что мы самые сильные, самые умные в том окружении, в котором находимся. Но нужно задать себе вопрос: а является ли твое окружение самым талантливым, самым образованным и самым сильным? А может быть, это совсем не так? 15 февраля 2010 года, в понедельник первой седмицы Велик ого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы . После чтения молитв на начало Святой Четыредесятницы Предстоятель Русской Церкви обратился к богомольцам с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В святоотеческой литературе большое внимание уделяется теме греха. И действительно, каждый человек, который вступает на путь борьбы с грехом, должен ясно себе представлять природу этого опасного явления, этой смертельно опасной для человека болезни. Грех есть непослушание Богу. Когда мы говорим о послушании или непослушании, то всегда предполагаем, что человек знает о том, что он нарушает предписанное. Не каждый сегодня знает Божии заповеди и Божий закон жизни. Но, как гласит один из самых важных юридических принципов, незнание закона не избавляет от ответственности. Если мы нарушаем государственные законы, не зная этих законов, то нас судят невзирая на это незнание. Однако Господь даровал некую милость людям, потому что Он Свой нравственный закон вложил в наши сердца, и каждый обладает точным знанием, исполняет он этот закон или не исполняет. Этим знанием является голос совести, который внутри нас, потому что голос этот свидетельствует о том, исполняем мы Божий закон, вложенный в нашу природу, или не исполняем. Когда человек не исполняет Божиих заповедей, то он вольно или невольно, сознательно или несознательно противопоставляет себя Богу.

http://pravmir.ru/u-veruyushhego-gordogo...

Христос без Креста. Продолжение дискуссии Американская игрушка Как-то так случилось, без усилий с моей стороны, что многие мои статьи вызывают шквал эмоций и бурные обсуждения. Часто это касается тех работ, где прямо или косвенно затрагивается протестантизм. Меньше всего в жизни я люблю спорить. Но раз молчать нельзя, а споры возникают сами, то придётся продолжать тему. К тому же, я хорошо знаю, что самая бурная негативная реакция возникает у тех, кого «зацепило», кто чувствует правду сказанного, но не готов согласиться. Отсюда пафос сопротивления и ломка копий о чужой щит. Кто молча прочёл и молча забыл, тот, скорее всего, долго останется без перемен. А кто возмущён и молчать не может, тот, того и гляди, через годик напишет: «Вы были правы. Спасибо». В качестве продолжения духовного пиршества я хочу предложить вам изысканное блюдо, которым насладился много лет назад и вкус которого забыть не могу. Это ёмкая фраза, состоящая из немногих слов, описывающая современный протестантизм. Автор слов — протоиерей Фома Хопко, клирик Американской Православной Церкви. Он пишет: «Что такое современный протестантизм? Это вера в то, что некий Бог (без гнева) спасает некоего человека (без греха) и вводит его в некий рай (без суда) при помощи некоего Христа (без Креста)». Прежде чем читать дальше, перечитайте эту фразу ещё разок-другой и помолчите. А теперь можем продолжать. Можем постараться «разжевать» смысл этой ёмкой и для многих обидной фразы. Бога не хотят бояться. Его сразу хотят любить. Хотя второе без первого невозможно. «Сначала я боялся Бога. Теперь я люблю Его». Это слова Антония Великого. Это голос Православия. Протестантизм же (современный, подчеркнём) начинает строить дом с крыши. Самому Богу протестантизм отказывает в гневе, делая вид, что это не Он навёл на мир воды потопа и не Он сжёг Содом и Гоморру. Сказать, что был другой Бог, мстительный Бог Ветхого Завета, означает попасть в гностики, то есть в ересь. Сочетать любовь и наказание трудно. Иногда и Апокалипсис с описанием казней трудно читать. Поэтому будем говорить только о любви, попросту, нальём молоко в миску из-под дёгтя. Будем делать вид, что живём любовью, хотя сердце для любви не очищено. Тут смиренный голос Православия устами святых отцов скажет нам, что жить нужно между страхом и надеждой, что уныние врачуется мыслями о любви Бога, а грех умирает от страха Божия. Но всё это нужно кающемуся. Гордящемуся это неинтересно. Гордящемуся интереснее иной тезис. Бог без гнева спасает человека без греха.

http://pravoslavie.ru/43041.html

Я говорю: «Первая заповедь, знаете, какая? Возлюби Бога всем сердцем и ближнего, как самого себя». А у нас – возлюби богослужебное пение всеми мыслями, чувствами, сердцем и вместо ближнего – возлюби голос ближнего, как свой собственный. Интервью с Владимиром Павловичем Зайцевым, регентом храма святителя Николая в Кузнецкой слободе Первая часть   Клирос званых     Моя «карьера» народного регента началась с самого начала, как только я пришел и столкнулся с обыденностью, потому что не было певцов, которые хорошо пели, и я просто махал рукой, и кто стоял в церкви , бабушки, те и пели. Я, соответственно, накапливал опыт, делал выводы, что лучше. Сразу мог, как музыкант, кому-то подсказать что-то. Клирос у меня был открытый. Клирос «званых», «званых» у нас было больше. У меня сформировался опыт работы с такими, неспособными, скажем, людьми, просто очень желающими петь, а их нужно обучать, потому что так сразу никто не запоет. Обучение получается немножко специфическое, потому что если они пойдут, например, в музыкальную школу, то им скажут: «Вы не берете тон. Вы нам не подходите, вам петь нельзя».   У меня такого правила нет, я беру сразу всех, всех, кто хочет. Берешь тон – сиди, слушай, потом я тебя научу, через какое-то время. Пока находись вместе с нами, произноси слова с нами. Такая методика довольно проста. Однако она требует терпеливого постепенного вхождения человека, который хочет в хоре петь. Даже людей, которые хорошо поют, я направляю так, чтобы они тоже были идеологически со мной, потому что когда человек, который хорошо поет, видит человека, который рядом с ним поет плохо, то ему, конечно, трудно. Поэтому, он должен потерпеть. И я направляю этот процесс. Некоторые обучаемые, которые хорошо поют, видят, что у меня в этом смысле неинтересно, у меня всякие поют, и они уходят в другие хоры, которые, может быть, более оплачиваемые, и стараются, чтобы чисто пели, и чтобы «кошки не скребли» на душе. Такое бывает. Тем не менее, если человек долго стоит, даже ничего не понимая и не зная, то у него просто «прорезывается» голос. У меня много таких чудесных случаев. Потом человек увлекается и остается.

http://pravmir.ru/narodnyj-regent-ya-ber...

«Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей» 20.07.2023 12:40:52           Собравшись для совместной молитвы и братского общения в Духе Святом у честных мощей преподобного Сергия Радонежского в основанной им древней Свято-Троицкой лавре, мы, архиереи Русской Православной Церкви, не можем обойти молчанием переживаемое ныне печальное разделение в православном мире, порожденное неправыми действиями Константинопольского Патриархата и новыми учениями, которые распространяются его Предстоятелем и официальными представителями. Почитаем долгом возвысить свой голос в защиту православного учения о Церкви, обращаясь как к нашей боголюбивой пастве, так и к собратьям-архипастырям православного мира.           За раскольническими деяниями константинопольских иерархов на Украине, разделившими православную мировую семью, стоят усиленно насаждаемые теми же иерархами новшества в учении о Церкви, направленные на разрушение существующих канонических устоев. Новая концепция первенства Константинопольского Патриарха, представляемого в качестве земного главы Вселенской Церкви, усваивает ему права и привилегии, выходящие далеко за границы прав любого иного Предстоятеля Православной Поместной Церкви и нарушающие канонические права других Церквей. Уже в 2008 году Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в определении «О единстве Церкви» обобщил основные тезисы новой экклезиологической концепции представителей Константинопольской Церкви, отметив, что эта концепция исходит из понимания отдельных канонов (прежде всего 9, 17 и 28 правил IV Вселенского Собора), не разделяемого всей полнотой Православной Церкви, и становится вызовом для общеправославного единства. Согласно данной концепции, а) принадлежащей вселенскому Православию считается только та Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским престолом; б) Константинопольский Патриархат имеет исключительное право церковной юрисдикции во всех странах православного рассеяния; в) в этих странах Константинопольский Патриархат единолично представляет мнения и интересы всех Поместных Церквей перед государственной властью; г) любой архиерей или клирик, несущий служение за пределами канонической территории своей Поместной Церкви, находится под церковной юрисдикцией Константинополя, даже если сам этого не сознает, а следовательно, может при желании быть принят в эту юрисдикцию без отпускной грамоты; д) Константинопольский Патриархат определяет географические границы Церквей и, если его мнение не совпадает с мнением той или иной Церкви по данному вопросу, может учреждать на территории этой Церкви собственную юрисдикцию; е) Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке определяет, какая автокефальная Поместная Церковь может, а какая не может участвовать в межправославных мероприятиях.

http://radonezh.ru/2023/07/20/ob-iskazhe...

Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 19 июля 2023 года. Собравшись для совместной молитвы и братского общения в Духе Святом у честных мощей преподобного Сергия Радонежского в основанной им древней Свято-Троицкой лавре, мы, архиереи Русской Православной Церкви, не можем обойти молчанием переживаемое ныне печальное разделение в православном мире, порожденное неправыми действиями Константинопольского Патриархата и новыми учениями, которые распространяются его Предстоятелем и официальными представителями. Почитаем долгом возвысить свой голос в защиту православного учения о Церкви, обращаясь как к нашей боголюбивой пастве, так и к собратьям-архипастырям православного мира. За раскольническими деяниями константинопольских иерархов на Украине, разделившими православную мировую семью, стоят усиленно насаждаемые теми же иерархами новшества в учении о Церкви, направленные на разрушение существующих канонических устоев. Новая концепция первенства Константинопольского Патриарха, представляемого в качестве земного главы Вселенской Церкви, усваивает ему права и привилегии, выходящие далеко за границы прав любого иного Предстоятеля Православной Поместной Церкви и нарушающие канонические права других Церквей. Уже в 2008 году Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в определении «О единстве Церкви» обобщил основные тезисы новой экклезиологической концепции представителей Константинопольской Церкви, отметив, что эта концепция исходит из понимания отдельных канонов (прежде всего 9, 17 и 28 правил IV Вселенского Собора), не разделяемого всей полнотой Православной Церкви, и становится вызовом для общеправославного единства. Согласно данной концепции, а) принадлежащей вселенскому Православию считается только та Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским престолом; б) Константинопольский Патриархат имеет исключительное право церковной юрисдикции во всех странах православного рассеяния; в) в этих странах Константинопольский Патриархат единолично представляет мнения и интересы всех Поместных Церквей перед государственной властью; г) любой архиерей или клирик, несущий служение за пределами канонической территории своей Поместной Церкви, находится под церковной юрисдикцией Константинополя, даже если сам этого не сознает, а следовательно, может при желании быть принят в эту юрисдикцию без отпускной грамоты; д) Константинопольский Патриархат определяет географические границы Церквей и, если его мнение не совпадает с мнением той или иной Церкви по данному вопросу, может учреждать на территории этой Церкви собственную юрисдикцию; е) Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке определяет, какая автокефальная Поместная Церковь может, а какая не может участвовать в межправославных мероприятиях.

http://new.mospat.ru/ge/documents/90905-...

Информационная политика Церкви как общественная проблема Где в нашей информационной повестке Христос? Не «православные ценности», а живой Спаситель. 6 марта, 2014 Где в нашей информационной повестке Христос? Не «православные ценности», а живой Спаситель. Член Межсоборного присутствия Дмитрий Сладков — о деятельности и позиции Церкви в медийном пространстве. Когда мы слышим в публичном пространстве некое высказывание, которое так или иначе можно воспринять как звучащее от лица Церкви, мы неизбежно задаем себе вопрос о субъектности этого высказывания. Что за голос мы слышим? Что это такое – «позиция Церкви»? Здесь могут быть две точки зрения. Позиция Церкви есть позиция институтов церковного управления. А в сегодняшнюю эпоху тотального огосударствления всего и вся, в эпоху воплотившегося гоббсовского Левиафана, – это позиция институтов церковного управления, официально признанных государственной властью. Позиция Церкви есть позиция Полноты Церковной, Народа Божия, собранного вокруг Христа Спасителя. Эти два существенно разных представления можно рассматривать в противопоставлении друг другу, искушение такое есть. Но это не единственный способ их взаимного соотнесения и, с моей точки зрения, уж точно не самый правильный, поскольку институты церковного управления – исторически появившаяся часть Церкви. Действительная проблема состоит в том, что институты церковного управления – даже в случае их высокой приближенности к идеалу (а их сегодняшнее состояние совсем не таково) – никак не всеохватны, не покрывают и не могут покрыть всего многообразия и всей содержательности жизни Церкви и в Церкви. Здесь уместно вспомнить известные слова апостола Павла о различии служений (1 Кор. 12: 4-30). И служение управления – лишь одно из многих церковных служений, не заменяющее собой всех остальных, равночестных ему. Когда мы говорим «информационная политика Церкви», «информационная» – это прилагательное, «Церкви» – дополнение, существительное же – «политика». Это, в частности, означает, что та или иная информационная политика, в той мере, в какой подобное словоупотребление не является метафорой, имеет прямое отношение к задачам взятия, удержания и структурирования власти и влияния.

http://pravmir.ru/sladkov-informacionnay...

Жизнь блаженного Иеронима (Стридонского) В ряду знаменитейших отцов-учителей древней западной церкви, после св. Киприана, епископа карфагенского, занимает самое видное место блаженный Иероним . По своей обширной и многосторонней учености, обнимавшей различные области знания, по своей неутомимой деятельности и удивительным трудам на пользу христианской науки и Христовой Церкви, по своей истинно подвижнической и глубоко поучительной жизни, но своему сильному влиянию, какое он имел на современный ему ход дел в церкви западной и отчасти восточной, наконец но многочисленности и важности его писаний, которые имеют и будут иметь большое значение во все времена христианства, – блаженный Иероним принадлежит к таким великим, знаменитым и плодовитым учением и назиданием отцам-учителям церкви, каковы в церкви западной св. Амвросий и блаженный Августин , в Церкви восточной – Ориген , Афанасий великий , Василий великий , Григорий Нисский и другие. Тогда как другие знаменитые отцы-учители церкви с церковной и пастырской кафедры вещали свое сильное слово к своей пастве или ко всему миру христианскому, бл. Иероним, удалявшийся от мира, всецело посвятивший себя на тяжелые труды подвижничества, проводил жизнь то в путешествиях, то в пустыне, то в тесной и убогой кельи инока, и из этого скромного уединения подавал свой голос за истину или об истине, следил за всеми важными событиями и движениями в церкви и жизни христианской, в большем количестве рассылал разнообразные свои писания к христианам восточной и западной церкви и не редко давал советы и наставления современным пастырям церкви. Его слово и его мысль всегда имеет своеобразный характер как выражение его сильной и своеобразной души. Слово его всегда было смелое, открытое и прямое, как выражение души открытой и прямой, и потому часто встречало противодействие со стороны оскорбленного самолюбия, а сильное и до крайности реальное обличение им пороков современных христиан, еретиков и всяких вообще нарушителей чистоты и святости церковного учения, – обличение увлекавшее, часто его самого за пределы умеренной ревности, вызывало против него вражду, ожесточение и клевету. За то многих он, с особенным успехом наставлял, вразумлял, обличал, спасал и увлекал своим словом, полным силы, искренности, самоотвержения и преданности благу ближнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ждать решения об автокефалии? В УПЦ МП созвали Архиерейский Собор 27.05.2022 1550 Время на чтение 5 минут Фото: news.church.ua Как сообщалось , сегодня в Свято-Пантелеймоновском женском монастыре (Феофания), где находится резиденция Предстоятеля УПЦ МП, прошло собрание епископов, духовенства, монашества и мирян Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, инициированное на последнем заседании Священного Синода. Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий выступил на открытии собрания, сообщает портал «Православная жизнь». Он напомнил, что «27 мая 1992 года, ровно 30 лет назад, произошло историческое событие для Украинской Православной Церкви. В городе Харькове был созван Собор епископов Украинской Православной Церкви, вошедший в историю как Харьковский Архиерейский Собор. Принятые решения определили дальнейший исторический путь нашей Церкви. Прошедшие 30 лет церковной жизни показали правильность и целесообразность этих постановлений. В те непростые для Украины 90-е годы Собор смог не только сохранить единство нашей Церкви, но и защитить его от сил, пытавшихся использовать институт Церкви в своих целях». «Сегодня Украина переживает тяжелейшие времена», - сказал Владыка и заявил, что «более трех месяцев идет война, которую начала Российская Федерация против Украины». По его словам, «военные действия уже унесли тысячи жизней наших соотечественников, разрушены дома, осиротели семьи, страдают невинные люди. Все последствия еще продолжающейся войны невозможно описать, так же как и невозможно подобрать слова, чтобы передать всю боль миллионов украинцев. Не потерять человечность и образ Божий, когда зло заполонило сердца, не поколебаться в вере в Бога – эти сверхсложные задачи стоят перед каждым из нас». «С первого дня военного вторжения русских войск на территорию нашего суверенного и независимого Государства Украинская Православная Церкви осудила эту военную агрессию и призвала прекратить кровопролитие, - заявил Предстоятель УПЦ МП. - Голос нашей Церкви, к сожалению, остался неуслышанным. От боевых действий особенно страдают 14 из 53 епархий нашей Церкви, разрушены более 80 храмов, убиты священнослужители, монахи и верующие нашей Церкви. Кроме усиленной молитвы о мире в Украине, в храмах и святых обителях с первых дней войны были обустроены укрытия от обстрелов и бомбардировок. Церковь приобщилась не только к защите Родины, но и всесторонней помощи украинским военнослужащим, больницам, мирным жителям, беженцам и всем нуждающимся».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/27/zh...

поиск:   разделы   рассылка Сергей Смирнов Без благословения не наблюдать Источник:  Газета. ру Священники Русской православной церкви (РПЦ) без особого благословения не смогут участвовать в избирательных кампаниях даже в качестве наблюдателей. Такую рекомендацию дал глава информационного отдела РПЦ Владимир Легойда. Правда, уже днем в церкви решили смягчить позицию. Представитель профессиональной организации наблюдателей " Голос " уверен, что в церкви решили отреагировать на желание большого числа граждан наблюдать за выборами 4 марта и на высокую вероятность, что среди наблюдателей могут быть священнослужители. Священники Русской православной церкви (РПЦ) без особого благословения не смогут участвовать в избирательных кампаниях даже в качестве наблюдателей, об этом вечером во вторник заявил глава информационного отдела Русской православной церкви Владимир Легойда, комментируя сообщения СМИ о том, что все больше граждан готовы стать наблюдателями на выборах, чтобы избежать фальсификаций. " Без получения благословения я лично не вижу такой возможности. В пастырский функционал необходимость выступления наблюдателем на выборах не входит " , – цитирует его РИА " Новости " . По его словам, церковь не имеет прямого отношения к политической жизни. " Церковь над миром политического. Конкретное участие церкви в каких-либо конкретных политических процессах невозможно " , – отметил Легойда. " В конце декабря епархиальное собрание города Москвы постановило, что в выборном процессе священнослужители без благословения ни в каком формате участвовать не могут " , – добавил глава информотдела церкви. Впрочем, призывы не участвовать в выборном процессе пока не мешали представителям руководства церкви активно делать другие громкие политические заявления. В начале января патриарх Кирилл призвал учитывать недовольство протестующих, а глава синодального отдела Русской православной церкви Всеволод Чаплин даже заявил о необходимости создания православной партии. В среду тот же Чаплин прокомментировал вопрос наблюдателей уже мягче. Священники, возможно, смогут быть наблюдателями на выборах, заявил глава синодального отдела. " Были – правда, давно – определенные разговоры с политиками о том, что они хотели видеть священников в качестве наблюдателей на выборах. Но если этот вопрос ставить, то ставить его нужно официально, и, конечно, решать должно священноначалие церкви " , – цитирует ИТАР-ТАСС Чаплина. По его словам, в решении последнего епархиального собрания города Москвы " говорилось о недопустимости самочинного вмешательства священнослужителей в организацию голосования и контроля за его ходом " . " Странно, когда тот или иной священник спонтанно принимает решение приехать на избирательный участок, представляется не то журналистом, не то священником и начинает спонтанно действовать " , – объяснил Чаплин.

http://religare.ru/2_91955.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010