архимандрит Савва (Мажуко) Скачать epub pdf Церковь и общество. Муки неразделённой любви В 1995 году я принял постриг и стал священником. С этого времени я всегда и везде хожу в традиционной монашеской одежде. Рынок, книжный магазин, поликлиника, троллейбус – всюду я остаюсь собой. Стою ли в очереди, иду ли по улице, читаю лекцию в аудитории – на мне одежда, которую называют подрясник, пояс и иногда священнический крест, и над всем этим – борода и длинные волосы. Один молодой человек, увидев меня в университете, выпалил от неожиданности: – Вы что – священник? – Что меня выдало? – отшутился я. Однако жить и действовать в таком экзотическом образе далеко не шутка. Быть священником или, ради точности, являться священником – это сильнейшее эмоциональное напряжение, поэтому я с пониманием отношусь к батюшкам, которые вне храма носят обычную светскую одежду. Человеку естественно стремиться смешаться с толпой, быть своим среди людей, не выделяться. Замечательный Джонни Депп как-то сказал, что для него свобода – это прежде всего анонимность. Очень трудно быть круглые сутки при исполнении, не всякому это под силу, поэтому большинство священников ищут отраду и отдых в анонимности, принимают её как благословение, и никто не смеет порицать их за это. Потому что жизнь в подряснике – настоящее испытание. В первый год своего священства я решил всегда быть в своей монашеской одежде. Во-первых, так честнее, ведь я – священник и монах, как же я ещё должен одеваться? Во-вторых, мне было просто лень переодеваться и к тому же покупать, примерять и где-то хранить светский гардероб, поэтому свою верность подряснику я не принимаю как подвиг. Честно говоря, так было проще, естественнее, натуральней. Духовник говорил, что мои походы в город в монашеских одеждах есть форма проповеди . Белоруссия в годы советской власти поставила себе целью стать самой атеистической республикой и, похоже, добилась впечатляющих успехов, по крайней мере, в своей восточной части. Можно было бы написать обстоятельное научное исследование на основе моего опыта хождения по городу. Реплики, взгляды, мимика, жесты, неожиданные разговоры и, если не самое главное, мои личные эмоции – это живая и пёстрая картина, в которой отражаются все противоречия, пронизывающие диалог Церкви и общества. Мой скромный подрясник, словно реактив, выявлял градус напряжённости этих отношений, скрытых тенденций, накопленных претензий, удобных стереотипов, уютно устроившихся по ту и другую сторону. Голос приживалки

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Глава 1 Достойные исповедники Иисуса Христа, предназначенные на мучение! В то время, как Церковь , общая наша матерь и владычица, занимается доставлением вам пищи, в которой имеете вы нужду для поддержания тела своего, в то время, как братья ваши посещают вас в темнице для принесения вам части плода от посильных своих трудов, позвольте, чтоб я с другой стороны споспешествовал вам, чем могу, к облегчению вашей души; ибо вам известно, что человек напрасно питает плоть свою, когда нет пищи духу его, и если он печется о телесных немощах, то тем паче должен заботиться о болезнях душевных, которые гораздо опаснее телесных. Но кто я, чтобы сметь мне давать вам поучения! Припомните однако ж, что гладиаторы иногда возбуждаются к мужеству не только начальниками и руководителями своими, но и посторонними нисколько неискусными людьми: народ издали их ободряет, и каков он ни есть, но часто голос его бывает действительнее, нежели голос знатоков искусства. Итак прежде всего подумайте о том, чтобы «не оскорбить Духа Святого Божия» ( Еф 4.30 ), сопровождавшего вас в темницу, в которую не были бы вы и заключены, если бы Он не вошел туда вместе с вами. Поступайте так, чтоб Он с вами всегда пребывал, и чтоб из сего печального места привел Он вас во славу Божию. Я знаю, что темница бывает часто крепостью диавола, в которую ввергаются обыкновенно рабы его; но вы, священные атлеты, вошли в нее единственно для того, чтобы восторжествовать над сим гордым врагом в самой его крепости, хотя вы терзали его уже и в других местах. Да не похвалится он тем, что вы у него в когтях, что он изнурит вас голодом, скукою, взаимными несогласиями; да убежит он от вас, да сокроется в глубоких и срамных пещерах, и да пресмыкается там, как ядовитая змея, изгнанная посредством волхвования. Да не будет он столько счастлив, чтобы сражаться с вами и победить вас у себя дома: да обрящет вас во всякое время готовыми и вооруженными доспехами любви. Мир ваш составляет жестокую для него войну: мир столь вожделенный и драгоценный, что многие верующие обыкли приходить в темницы ваши молить вас об испрошении им мира сего для вступления в общение церкви. Вам надобно сохранить между собою любовь сию и мир сей, дабы могли вы сообщать их другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pos...

Заключение Заканчивая свое исследование о старокатолицизме, мы повторяем о нем те же слова, которые были высказаны нами при самом начале исследования, т. е. что это движение представляет из себя одно из самых замечательных, одно из самых отрадных явлений новейшего времени. Правда, старокатолицизм не оправдал всех надежд и упований, которые возлагали на него многие. Он напр., не возродил римско-католическую церковь , не пробудил запад от нравственно-религиозного сна, как надеялись некоторые. Это вполне естественно: для возрождения римской церкви, для пробуждения запада от многовекового, нравственно-религиозного сна требуются более авторитетные и более громкие голоса, чем голос Дёллингера и его соратников, – голос самого Христа, как выразился один западный ученый. Правда, старокатолицизм далее не оправдал и других надежд, возлагаемых на него, надежд, состоящих в том, что он, как думали некоторые, с своими твердыми религиозными началами спасет запад от одного из самых злейших врагов общественного благоустройства, от социализма. 488 И это вполне естественно: появление и развитие на западе социализма следует объяснять не отсутствием только в среде западного общества твердых религиозных начал, а некоторыми чисто социальными условиями, устранение которых не может входить и не входит в задачу старокатолицизма. При всем том это движение, повторяем еще раз, является одним из замечательнейших, важнейших явлений в новой истории запада. Чем определяются истинное значение и важность старокатолицизма, можно видеть из рассмотренной нами истории его. Вся эта история, за немногими исключениями, могущими существовать всегда и везде, как мы уже видели, не заключает в себе ничего такого, за что можно было бы особенно упрекнуть старокатолицизм с православной точки зрения. Выступив как протест папизму в том виде, какой получил этот последний на ватиканском соборе, старокатолицизм, будучи вполне последователен, пошел далее одного протеста ватиканскому догмату – против всей вообще папской системы, нашедшей в этом догмате свое завершение. Главная задача для него заключалась при этом прежде всего в постановке тех принципов, которые должны были лечь в основу его исторической жизни. От той или иной постановки этих принципов зависел весь характер самого движения, вся его сущность как известного исторического явления. Старокатолицизм, как мы уже видели, верно решил эту первую, лежавшую на нем задачу, выставив такого рода принципы в основу своей исторической деятельности и сообщив им такого рода формулировку, которые с православной точки зрения должны быть считаемы истинными.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Закрыть itemscope itemtype="" > И ты, Брут! Сергей Бабурин подался в «оранжевый» лагерь 03.02.2012 5073 Время на чтение 5 минут Прослушал запись круглого стола «Русские националисты и гражданский протест» , который состоялся в Союзе писателей России 28 января и был организован известным патриотическим политиком, ректором торгово-экономического университета, лидером Российского общенародного союза Сергеем Бабуриным. Круглый стол уже преподносится как важнейшее событие в патриотическом движении. С этим стоит согласиться. И дело не только в том, что состав участников круглого стола был весьма внушительным, - в нем участвовали как хорошо известные деятели патриотического движения, такие как ветераны Владимир Осипов и Марк Любомудров, бывшие депутаты Госдумы Виктор Алкснис и Николай Павлов, публицист и общественный деятель Александр Севастьянов и Борис Миронов, и даже иеромонах Никон (Белавинец), который, видимо, должен был олицетворять голос Церкви, так и новая поросль общественных деятелей, называющих себя русскими националистами: Константин Крылов, Владимир Тор, Егор Холмогоров, Александр Белов, Иван Миронов и другие. Дело, на мой взгляд, в другом: сделан еще один решительный шаг по превращению русского национализма в передовой отряд по разрушению русской государственности . Какое-то ужасное умопомрачение охватило русских патриотов и националистов. Когда Константин Крылов, Владимир Тор, Александр Белов и некоторые другие приняли активное участие в оранжевых митингах, стояли на трибуне рядом с Немцовым, Касьяновым и Каспаровым на Болотной и Сахарова, это ещё можно было как-то объяснить их политической неопытностью, стремлением к политическому эпатажу и желанием во что бы то ни стало выделиться. Но когда такой политический зубр как Сергей Бабурин приглашает на круглый стол Гарри Каспарова и заявляет о своей готовности принять участие в либеральном шествии 4 февраля, - это уже диагноз. Диагноз крайнего умопомрачения, которое охватило часть патриотов и националистов. Они уже не слышат голос разума, не воспринимают трезвые аргументы.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/02/03/i_...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Крепнет братство звонарей, ширится география звонов " 15.05.2006 285 Время на чтение 5 минут Как показала Звонильная неделя, которая проходила в Москве с 23 апреля по 9 мая в рамках V Московского Пасхального фестиваля, всё увереннее звучит соборный голос нашей столицы - её колокола. К счастью, этот голос совести и тревоги, радости и надежды, который был отнят у неё в 1929-м, возрождён для нас и будущих поколений. Всё больше у нас и замечательных звонарей-профессионалов. На вопросы Пресс-службы Московской Патриархии отвечает один из организаторов праздника, " главный звонарь всея Руси " - старший звонарь храмов Московского Кремля и храма Христа Спасителя, председатель общества церковных звонарей Московской Патриархии Игорь Коновалов. - Игорь Васильевич, Звонильная неделя, которая уже вышла за рамки календарной, - одно из самых значительных событий Московского пасхального фестиваля. По сути, это уже входящий в традицию ежегодный съезд звонарей. Причем не только России. Ведь, как и в прежние годы, приехали зарубежные гости - Ваши коллеги из Белоруссии, Украины , Латвии... - Вы правы, Звонильная неделя - это действительно своего рода самый крупный форум звонарей Русской Православной Церкви. До октябрьского переворота не было такого разорения, поэтому и не было нужды в съездах звонарей. Каждая колокольня в старой России была своеобразным центром, где отбирались и подбирались колокола, воспитывались звонари, культивировались звоны. Хотя, вполне возможно, к началу XX века такие вопросы всё же ставились. Но последующие трагические события оставили решать их уже нам. Что очень важно в нынешних ежегодных Звонильных неделях? Звонари имеют возможность съехаться в одно место. Москва - центр центров, сердце России. Наши гости имеют возможность пообщаться, поучиться, проникнуться духом столицы, духом кафедральных соборов. Колокола лучше сохранились в Москве, Ростове Великом, Вологде, Пскове, Печоре, Таллинне... Но, несмотря на то, что в Москве много всего было разорено, такого количества старинных колоколов, как здесь, больше нигде нет. Так, в Новодевичьем монастыре есть колокола, которые отлиты при Иване Грозном, Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче, царевне Софье, Петре Великом...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть Кто укажет Родниной её место? О неадекватности лоббисток законопроекта «о семейном насилии», набросившихся на Русскую Православную Церковь 05.12.2019 7305 Время на чтение 7 минут Седьмой день проходит общественное обсуждение законопроекта «о семейном насилии», опубликованного 29 ноября на сайте Совет Федерации (СФ). Председатель СФ Валентина Матвиенко, инициируя публичную дискуссию, пообещала, что все конструктивные предложения обязательно будут учтены. «Мы хотим услышать мнение нашей Патриархии, других наших традиционных конфессий. Это тоже очень важно», - заявила Валентина Матвиенко. «Это не закрытый документ, в обществе должен быть консенсус», - уверена политик. Православная общественность выразила надежду , что Русская Православная Церковь и ее официальные представители откликнутся на призыв Валентины Ивановны. И вот раздался церковный голос… По словам заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе , «данный документ не представлен общественности – он, скажем так, разрабатывается в закрытом режиме, к работе над ним не подключены родительские организации, те семейные организации, которые, по большому счету, становятся предметом регулирования. Мы считаем, что разработка закона в обстановке закрытости, непрозрачности не способствует взаимопониманию». С заявлением выступила Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Заявление фактически представляет собой глубокий, обстоятельный правовой анализ одиозного законопроекта. Завтра состоится расширенное заседание Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора на тему: «Позиция Международной общественной организации " Всемирный Русский Народный Собор " по проекту Федерального закона " О профилактике семейно-бытового насилия». С убедительнейшей критикой законопроекта выступил ряд известных священнослужителей, в том числе протоиереи Владимир Вигилянский и Димитрий Смирнов . Вчера в проповеди по окончании Божественной литургии в Успенском соборе Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал «с очень большой осторожностью» отнестись к законопроекту о профилактике семейно-бытового насилия. По слову Предстоятеля, «очень опасно, когда в это закрытое, интимное семейное пространство вторгаются чужие люди и иные силы, и Бог его знает, что это вторжение может принести реально – пользу или вред – для людей, которые живут бок о бок друг с другом и которые сохраняют семейные узы. Поэтому, категорически выступая против всякого насилия в семье, считая это великим грехом, а также и преступлением, мы вынуждены возвысить наш голос на защиту семейного пространства от всякого вторжения извне, под любыми предлогами».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/05/kt...

Михайловская икона Божией Матери. Хромолитография. 1897 г. (Празд. 23 авг.), чудотворный образ, прославившийся на Слобожанщине в XVIII в. В 1726 г. в слободе Писаревка (ныне пос. Вел. Писаревка Сумской обл., Украина) была построена деревянная Михайловская ц. Освящение храма было связано с намерением полководца генерала-фельдмаршала кн. М. М. Голицына иметь на этих землях, дарованных ему после Полтавской битвы Петром I, храм во имя своего святого покровителя архистратига Михаила (2-й деревянный храм в Писаревке Голицын освятил в 1715 во имя царевича Димитрия, небесного патрона своего брата Д. М. Голицына; до этого в слободе была только Никольская ц., 1709). Очевидно, князь позаботился и о внутреннем убранстве Михайловской ц., но появление там прославившейся чудесами иконы Божией Матери было связано не с намерением человека, а с велением Пресв. Богородицы. Так, согласно преданию, икона была перенесена в храм из находившейся при нем богадельни, «пристанища странников и бесприютных людей». Некий странник, недвижимо пролежавший в богадельне более года, считался неизлечимо больным, но в один из дней встал с одра и, взяв в руки икону, понес ее в храм. На вопросы изумленных очевидцев он ответил, что услышал в ночи голос, к-рый приказал «вынесть из избы в церковь икону Божией Матери и обещал здоровье за труд послушания». Повеление прозвучало дважды: в 1-й раз странник нашел силы лишь приподняться, но во 2-й раз, утром, он, услышав голос, ощутил его «благотворное действие», так что «вскочил с постели». Раздумывая о случившемся, он увидел икону, «обтер с нее пыль, поставил на столе и положил несколько земных поклонов, потом отнес ее в церковь» (цит. по.: Снессорева. С. 295). О времени чудесного перенесения иконы сведений нет, данное ей название по месту пребывания в Михайловской ц. успело закрепиться к 1-й четв. XIX в. Желание должным образом почтить чудотворный образ Божией Матери привело к тому, что в имении Голицыных изменился не только архитектурно-церковный ландшафт, но и посвящение храмовых престолов. В 1805 г. кн. Н. А. Голицын, внучатый племянник М. М. Голицына, вместо деревянных церквей начал сооружение каменного храма в честь Успения Пресв. Богородицы. Одновременно велось строительство домовой ц. в честь Михайловской иконы Божией Матери (единичное упоминание этой церкви известно по клировой ведомости 1824 г. храмов Богодуховского у., см. в публикации: Парамонов. 2006. С. 217). Строительство Успенской ц. было доведено до уровня сводов и приостановлено, когда слобода перешла в собственность кн. Н. Б. Юсупова. Новый владелец закончил строительство 2 церквей в 1819 г. (обе не сохр.). Судьба М. и. после Октябрьской революции 1917 г. неизвестна.

http://pravenc.ru/text/2563812.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — октябрь 2013 г. 01.10.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " «Молитесь, молитесь, молитесь», — без конца говорят нам священники. Но если Бог Всемилостив и знает все наперед, для чего молиться? И еще один вопрос. В Евангелии мы видим, что Христос непрестанно и подолгу молится. Но ведь Христос — Бог. Зачем Ему-то молиться? В. И. Андреев, г. Волоколамск Оба Ваши вопроса об одном и том же. Разумеется, Христос как Бог не должен был молиться. Но Христос не только Бог, Он человек, как мы, только свободный от греха. Как человек, Он испытывал потребность в молитве, чтобы иметь непрестанное общение с Небесным Отцом и испрашивать у Него помощи в деле, которое Он совершал. Это общение для Христа как для человека было источником неизреченной радости и вдохновения. Оно было прервано, как говорят святые отцы Церкви, на краткое время, когда Христос, как представитель всего грешного человечества, вознес на Крест тяжесть грехов мира. Тогда безгрешный Сын Божий стал, как говорит апостол Павел, клятвой за нас. Он привлек на Себя все громы и молнии Божественного правосудия против грешного человечества. И под тяжестью греха, отделяющего человека от Бога, Он увидел Себя оставленным Богом. «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?» — такова была в этот час Его молитва. Христос молился. Он молился, чтобы насытить пятью хлебами пять тысяч, и после этого, удалившись от всех, среди ночи молился за Своих учеников, которые остались одни, сражаясь против бушующих волн, грозящих им гибелью. Он молился за весь мир. Христос молился не только в такие минуты, но всегда. В эту особенную ночь Он ощущал такую потребность в молитве, что, как сказано в Евангелии, почти до самого утра пребыл в ней. Христос молился. И Он учит нас, чтобы мы, верующие в Его имя и именующие себя христианами, подражали примеру Начальнику нашей веры. Мы должны молиться. Если мы ощущаем потребность в общении с другими людьми, которых мы любим, даже если они находятся на другом конце света, и бываем счастливы, слыша их голоса по телефону, насколько большую должны мы ощущать потребность в общении с Богом — со Всевидящим, Всемилостивым нашим Отцом Вседержителем! Средство общения, духовный телефон — молитва. Живя на земле, в любой час, в любую минуту мы имеем возможность общаться с Богом. Наш голос, и не только голос, но и воздыхание сердца, в котором наше алкание и жажда встречи с Богом и любовь к Нему, проходит через звезды, через галактики и достигает престола Божия — когда мы молимся. И Бог отвечает нам с небесной высоты. Он отвечает тихим гласом, который слышат искренне верующие в Него и молящиеся Ему, ибо Он хочет их слышать. Это не самообман, не фантазия, это реальность, которой верующие во Христа живут во все века.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Однажды, сидя на уроках в школе, Сережа решил, что ему пора определяться с выбором будущей профессии. Можно было стать врачом, как мама, или военным, как папа, но мальчик хотел посвятить свою жизнь служению Церкви. Весь урок русского языка он думал, какую церковную профессию выбрать, а на литературе твердо решил стать регентом. Слух у него был хороший; голос, правда, самый посредственный — но ведь для регента голос не главное, а все остальные качества можно было приобрести собственным трудом. После литературы началась физика, и Сереже не оставалось ничего другого, как сидеть на скучнейшем из всех уроков (в этом он был глубоко убежден). Остальные предметы давались мальчику легко, но вот в физике он ничего не мог понять. Физику вел Николай Иванович, который был человеком требовательным и принципиальным. Николай Иванович объяснял новую тему, а Сережа отстраненно глядел в окно и мечтал, какой у него будет прекрасный хор, как строго и величественно он будет звучать во время богослужения. Николай Иванович разделил весь класс «на варианты» и задал решать задачи, а Сережа, опустив руки под парту, «регентовал» уже третий антифон. — Кириллов! — когда истекло отведенное время, сказал Николай Иванович.— Ступай к доске и напиши решение. — Я не готов,— встав, признался мальчик. — Садись, два,— разведя руками, сказал Николай Иванович. Сережа даже не расстроился. В регентском искусстве физика не пригодится. И вообще,— решил он,— этот урок какой-то ненужный, по крайней мере — недушеполезный. После обеда мальчик отправился в кафедральный собор, где действовала школа церковного пения. Занятия вел известный в городе регент Александр Геннадиевич. На уроках пения все было понятно и легко, а главное — здесь не нужно было знать физику. С того дня Сережа не пропускал ни одного занятия, ходил с Александром Геннадиевичем на каждую службу, когда он регентовал. На уроках музыки в школе вышел в отличники, а журнал успеваемости на странице «Физика» напротив фамилии Кириллова расцвел жирными «гусями». Николай Иванович каждый урок спрашивал Сережу и непременно ставил двойку.

http://pravoslavie.ru/48947.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Таинство радости Святитель Тихон Задонский — великий христианский учитель и проповедник, еще при жизни снискавший всенародную любовь и славу. Его сочинения отличаются ясностью, точностью, прозрачностью. Они всегда проникнуты любовью и состраданием к человеку, страдающему вдали от Бога. Из трудов святого Тихона мы выбрали те места, где говорится об истинном смысле жизни и предназначении человека, а также о том, как приблизиться к Богу, услышать в своем сердце Его тихий голос. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ . Благодарим издательство " Никея " за предоставленную для библиотеки электронную версию книги. www.nikeabooks.ru БАЛЬЗАМ ДЛЯ ДУШИ Таинство радости СВЯТОЙ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ Москва • «Никея» • 2014 УДК 242 ББК 86.37 Т 75 Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС14-322-2762 Тихон Задонский, свт. Т 75 Таинство радости. — М.: Никея, 2014. — 192 с. — (Бальзам для души). ISBN 978-5-91761-272-0 Святитель Тихон Задонский — великий христианский учитель и проповедник, еще при жизни снискавший всенародную любовь и славу. Его сочинения отличаются ясностью, точностью, прозрачностью. Они всегда проникнуты любовью и состраданием к человеку, страдающему вдали от Бога. Из трудов святого Тихона мы выбрали те места, где говорится об истинном смысле жизни и предназначении человека, а также о том, как приблизиться к Богу, услышать в своем сердце Его тихий голос. УДК 242 ББК 86.37 ISBN 978-5-91761-272-0 © Издательство «Никея», 2014 Предисловие Тихон Задонский, епископ Воронежский, родился в 1724 году в Новгородской губернии, в семье бедного псаломщика. При крещении его назвали Тимофеем. Мальчик рано лишился отца, семья его жила в большой бедности. Когда Тимофею исполнилось 14 лет, он поступил в Новгородскую духовную славянскую школу. Как один из лучших учеников, Тимофей был переведен во вновь открывшуюся семинарию и принят на казенное содержание. После успешного окончания семинарии он получил кафедру риторики, преподавал греческий язык и богословие. Тимофей снискал любовь и учеников, и начальства. Его доброта, скромность и сердечность привлекали к нему людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010