Патриарх Кирилл обратился к Предстоятелям Православных Церквей с просьбой возвысить голос в защиту православных на востоке Украины Восточная Украина — цветущая земля, населенная миллионами трудолюбивых православных христиан – превращается ныне в выжженное поле. 14 августа, 2014 Восточная Украина — цветущая земля, населенная миллионами трудолюбивых православных христиан – превращается ныне в выжженное поле. В связи с ситуацией на восточной Украине, где уже несколько месяцев не прекращается братоубийственная гражданская война, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей, попросив их молитв о мире на украинской земле. Предстоятель Русской Православной Церкви также призвал возвысить голос в защиту православных христиан востока Украины, которые в обстановке усугубляющегося насилия со стороны греко-католиков и раскольников живут в ежедневном страхе за себя и своих близких. На сайте Отдела внешних церковных связей  опубликовано письмо Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею. Приводим текст письма полностью:  Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! Сердечно приветствую Вас с пожеланием мира, благодатного укрепления телесных сил и неоскудевающей помощи Божией в Вашем Предстоятельском служении. Обратиться к Вам с настоящим письмом меня побуждает чувство глубокой боли и крайняя обеспокоенность положением паствы нашей Церкви на восточной Украине, где уже несколько месяцев не прекращается братоубийственная гражданская война. Еще осенью минувшего года, в начале текущего политического кризиса на Украине, представители Греко-католической церкви и раскольничьих общин, выступавшие на киевском Майдане, открыто проповедовали ненависть к Православной Церкви, призывали к захвату православных святынь и искоренению Православия с территории Украины. С началом же боевых действий униаты и раскольники, получив в руки оружие, под видом антитеррористической операции стали осуществлять прямую агрессию в отношении духовенства канонической Украинской Православной Церкви на востоке страны.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-obrati...

Речь, произнесенная 8 ноября 1858 года на торжественном акте Казанской духовной Академии, в память основания ее. В настоящее время Россия занята великою, всенародною думою, самым важным вопросом из всех современных вопросов отечества. С 20 ноября прошлого года, когда благодушный Государь наш Император Александр Николаевич возвестил волю свою об улучшении быта 25 миллионов несвободного сельского населения и призвал дворянство к общему рассуждению об этом деле, быстро пронеслась эта радостная, целые века вожделенная весть по всей широкой земле русской, по всем городам и селениям: дело это составляет теперь предмет всеобщего внимания, всеобщих толков и суждений – и в живом слове и в литературе. Россия немного запомнит в истории своей таких эпох, когда весь народ русский, все, начиная от Дворца царского, от палаты вельможи до последней хижины, так живо думали одну думу великую, народную. Осуществление этой думы будет великое, достойное величия России, событие, лучшее украшение юбилея тысячелетия, который она будет праздновать в 1862 году. Это плод и торжество не одного современного просвещения и цивилизации, но и плод и торжество Христианства; это – лето Господне приятное – не только для Государства русского, но и для Церкви русской. Это высокий нравственный подвиг христианской любви, христианских идей о нравственном достоинстве, правах и благе человечества. В эту минуту, м. г., из глубины отдаленных веков, с того конца истории нашей, когда только что развивалось рабство в России, нам слышится голос древней русской Церкви, с живым сочувствием отзывающийся на современный вопрос об улучшении быта людей несвободных, и призывающий современную русскую Церковь обратить, и с своей стороны, на него живейшее внимание. Просим внимания – выслушать вкратце этот голос древней нашей Церкви. Перенесемся мыслью на минуту в темные средние века нашей истории, когда только что еще возникало у нас рабство. Дремучие леса покрывали тогда еще самую большую часть русской земли, особенно на северо-востоке, куда беспрестанно шел древний русский земледелец-кочевник, с своей заветной «сохой и косой», убегая от поработительного насилия сильных – землевладельцев, и ища труда легкого и льготного.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасха белорусская: ковчег посреди многовирусной стихии Часть 5. Церковное слово в ответ на коронавирус 30.05.2020 560 Время на чтение 22 минут Часть 1. Часть 2 . Часть 3 . Часть 4 . Итак, необходимо, в конце концов, услышать по проблеме коронавируса, должному христианскому отношению к ней, голос подлинной Церкви (отнюдь не слепой к скорбям и страданиям от «морового поветрия»), а не громко выступающих от Ее лица либеральных горлопанов и остряков, самозваных «учителей гуманизма». И в этом свете – сделать заключение о первых итогах плавания белорусского ковчега посреди окружающей биологической и психологической вирусной стихии. Этот голос мы не станем вполне отождествлять с постановлениями Синодов, которые содержат ряд важных и нужных предписаний, но принимаются в условиях и с учетом существования в светском государстве, для большинства чиновников которого (да и простых граждан) духовный взгляд и подход христиан к происходящему странны, чужды и даже в определенной мере безрассудны, могут послужить соблазном. Если не брать «коронакризисные» проповеди духовника Свято-Елизаветинского монастыря протоиерея Андрея (Лемешонка), безусловно, по духу представляющие собой голос апостольской и святоотеческой Церкви и каждый раз вызывавшие бурю страстей и неистовства толпы, подобных иерусалимской у Пилата, можно начать с обстоятельного разъяснения «Прославим Бога» , содержащего и ряд авторитетных ссылок, на сайте Борисовской епархии, уже после того, как в причастном ей Ляденском монастыре, в котором побывал на Пасху А.Г. Лукашенко , были выявлены носители коронавируса: «Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия II по поводу сегодняшней ситуации говорит: “Как сложно человеку найти дорогу, которая приведет его в Царствие небесное… Мы обращаем большое внимание сегодня на те события, которые возникли во всем мире в связи с коронавирусом. Откуда он, от Бога, или от зла, одно хочу сказать вам, что без Господа это не произошло бы. И с помощью молитвы и благословения Господа мы сможем преодолеть этот недуг… Не надо бояться проявлять свою веру, надо молиться, в том числе о том, чтобы все эти искушения быстрее ушли,…и помнить, что сейчас рискуют все люди, каждый человек может заболеть, и последствия могут быть серьезными… Всегда надо осознавать, что над всеми и над всем Бог. А без Бога даже какая-то маленькая бактерия способна разрушить не только одну личность, но сотни и даже тысячи человеческих жизней…

http://ruskline.ru/opp/2020/05/30/pasha_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Страшная секуляризация Церкви По словам иерея Алексия Мороза, выступление иеромонаха Фотия в шоу «Голос» вызывает недоумение 29.09.2015 3943 Время на чтение 5 минут Участником популярного шоу «Голос» на Первом канале стал насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря из Калужской области иеромонах Фотий (Мочалов), пишет «Российская газета» со ссылкой на сообщение обители. Четвертый сезон популярного музыкального шоу «Голос» стартовал на Первом канале 4 сентября. Заявки на участие в нем прислали несколько тысяч претендентов со всего мира. Из них были отобраны 150 человек. В их число вошли вокалисты из Уфы, Калининграда, Бурятии, Ростовской и Иркутской областей, а также певцы из Индии и Бразилии. «Калужскую область представил насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря иеромонах Фотий (Мочалов), который по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента примет участие в конкурсе», - говорится в сообщении. Необычный участник исполнил арию Ленского из оперы «Евгений Онегин», покорив своим голосом одного из самых строгих членов жюри – Григория Лепса. Взыскательный наставник прервал слепое прослушивание после первой же музыкальной фразы: «Куда, куда, куда вы удалились, судьбы моей златые дни?» А певец Александр Градский не удержался и в конце выступления пропел часть арии вместе с участником. Отец Фотий рассказал, что закончил музыкальное училище, поет на многих иностранных языках, а в монастыре несет послушание регента – руководит хором. Участие же в светском конкурсе считает для себя испытанием. Прямо на сцене Григорий Лепс дал участнику задание выучить новый романс, который тот, вероятно, исполнит со сцены уже в ближайшее время. В интервью порталу SUPER отец Фотий рассказал об отношении к проекту. Отвечая на вопрос журналиста, позволяет ли священный сан выходить на сцену, отец Фотий сказал: «Я его воспринимаю не как шоу, и, в общем-то, оно немножко отличается от всех вокальных шоу, которые мы можем наблюдать на других каналах. Я воспринимаю это как вокальный конкурс, прежде всего. Я выступал и на других вокальных конкурсах тоже, и на сцене выступал и мне не запрещали это. И сан тоже мне это не запрещает. Нет таких канонов».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/29/st...

И.Ц. Миронович Лекция 12. Прощальная беседа Христа (продолжение) Мы с вами переживаем сейчас Страстные дни. И чем ближе наступает эта Пасха Страданий, тем с большей ответственностью мы должны и вчитываться в эти тексты, ибо это последние слова Господа Иисуса во дни Его земной жизни. Хотя в Книге Деяний и говорится, что после Своего Воскресения Господь в течение 40 дней являлся ученикам Своим и говорил им о Царствии Божием (см. Деян. 1:3 ), но об этом учении ничего не говорится: общая такая фраза. А вот здесь Он ещё учит – в первую очередь, тех, на кого будет возложена обязанность по созиданию Церкви. Он её Основатель (см. Мф. 16:18 ), Он – краеугольный Камень (см. Лк. 20:17 ), а они на этом Камне будут строить здание Церкви (см. Еф. 2:20 ). И первые ряды – это будут они сами. Вот краеугольный камень – Христос, а первые ряды этого здания – это Апостолы и мужи Апостольские, и как правило, всех их кончина – мученическая. Редко кто из них дожил свою жизнь, не испытав гонений и мучений. Вот: «утверди, Господи, Церковь , юже стяжал еси честною Твоею кровию». Так заканчивается всенощное бдение и вечернее богослужение: Ты приобрёл, стяжал Церковь честною Своею кровию. Да, кровь, а это – семя христианское. Там, где проливается кровь, там возрождается и  Церковь . И без пролития крови не совершается ничего. Поэтому кровь, пролитая в Ветхом Завете, кровь, которую пролил Каин, она вся вопиет к небу: да взыщется с вас вся кровь, пролитая вами, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между жертвенником и храмом (см. Мф. 23:35 ; Лк. 11:50–51 ). Но вот есть голос крови Христовой. Если кровь Авеля вопиет об отмщении, то кровь Христа, перебивая её голос, вопиет об Искуплении (см. Евр. 9:14–15 ). И имеет голос более сильный, чем та кровь. Хотя придёт время мести и для этих праведников. И они по справедливости – не как мстительные люди, а таков будет Суд Божий, когда милосердие Его – безконечное милосердие – соединится со справедливостью и будет проявлен этот Суд, о котором говорится в Евангелии (см. Мф. 19;28 ). Но этот суд по существу мы вершим сами над собой. Сами над собой мы каждый день вершим суд. И вот с каким результатом придём к тому дню, то и будет Судом Божиим одновременно. Тут не нужно ходить и к семи гадалкам и кого-то спрашивать – никакого дознания, никаких адвокатов, никаких обвинителей – всё явно и обнажено пред Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Скачать epub pdf – Нет, нет, не так ты поешь, отец Филимон, ведь это же у тебя третий глас выходит, а не седьмой... Вот как надо... – старческий голос попытался взять высокую звонкую ноту, но поперхнулся и оборвался. – А ты пятым гласом хочешь тянуть, а не седьмым, – прервал попытавшегося петь другой старческий голос. – Ну что вы пререкаетесь, отцы честные, – послышался из алтаря третий, мужественный, полный сил голос, и наполняя всю маленькую бревенчатую церковь переливами священного ирмоса, зазвучал высокий красивый баритон. – «Нощь несветла неверным, Христе, верным же просвещение в сладости словес Твоих. Сего ради к Тебе утреннюю и воспеваю Твое Божество». Кругом была студеная, сибирская ноябрьская ночь. В церкви почти никого не было. Кроме служившего иеромонаха, отца Владимира, обладателей красивого голоса, и двух старых рясофорных иноков – отца Прокопия и отца Филимона, на утрени присутствовал старичок, байкальский рыбак, ходящий в эту убогую церковку уже почти пятьдесят лет, с самого дня основания пустынной скитской обители на берегах Байкала. Поселяне немногочисленных окрестных селений, в большинстве из бывших каторжников, и раньше редко ходили в храм. Но раньше все таки их бывало больше. И благолепия в церкви бывало больше. На клиросе пело тогда не два стареньких монаха, а шесть, из них четверо молодых, с красивыми сочными голосами. Отец Владимир был тогда канонархом. Но когда, после краткого периода белой власти, пришла и утвердилась в крае богоборческая советская власть, отец архимандрит Палладий, настоятель Свято-Иннокентьевского Вознесенского монастыря, которому подчинялся этот маленький скиток, приказал отпустить молодых неутвержденных послушников через Кяхту и Монгольскую пустыню за границу, иноков взял к главный монастырь, а в ските благословил остаться за старшего отцу Владимиру, которого ради этого посвятили в иеромонашеский сан. С ним оставили двух рясофорных старичков, которым по преклонному возрасту нельзя было уйти за границу, и которые скит любили больше, чем главный монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

213. Голос Божий в нашей совести у Гроба Христова Поучение над плащаницею Сия глаголет Господь иудеом: людие Мои, что сотворих – вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваши просветих, прокаженныя очистих; мужа, суща на одре, возставих... Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздасте? Глубоко трогательно это печальное церковное песнопение, трогательно и поучительно, возлюбленный чада Церкви Христовой, ныне умом и сердцем предстоящие кресту и гробу Господа Иисуса! Безмолвствовал устами, ни слова не говорил Своим мучителям страждущий Господь наш, претерпевая оплевания, заушения, биения, всякие поношения, умирая позорною смертью на кресте; но святая Церковь , яко таинница дел Божиих (Прем. Сол. 8:4), от лица Господа, словами пророка Михея (6:3) обличает их заснувшую совесть, в которой должен бы звучать голос Божий: людие Мои, народ Мой избранный! Что сотворих вам? Чем Я отягощал вас? Ужели тем, что слепцам вашим подавал зрение, прокаженных исцелял, расслабленных с постели поднимал? Кто из вас обличит Меня в неправде? ( Ин. 8:46 ). Кто найдет какое-либо зло, Мною вам причиненное? Напротив: Я делал вам одно только добро и добро, и чем же вы платите Мне за это добро? За манну, какою питал Я вас некогда в пустыни, за эту пищу ангельскую, вы подаете Мне желчь; за сладкую воду, чудесно источенную для вас в той же пустыни, – оцет; вместо того, чтобы платить Мне любовью, вы пригвоздили Меня к ужасному кресту!.. Но настанет для вас грозный час: не может оставаться безнаказанною нераскаянность ваша, и истощится Мое долготерпение, и отвращу лице Мое от вас, и призову другие народы, и уже не вы, а они прославят Меня со Отцом и Духом Святым. И сбылось, братие мои, сбылось все это на несчастном народе еврейском во всей точности! Где ныне государство их, где чистая вера богооткровенная, где самый язык их? Рассеяны они между всеми народами земли; подменили они свою веру талмудическими измышлениями; говорят на языке совершенно чужом и притом искаженном донельзя; стали они поношением у всех народов, самое имя их, историческое имя, стало бранным словом, которым сами они гнушаются и, когда их называют сим именем, – обижаются. Какое ужасное отвержение! Какой позор! Сбылось слово, ими же самими на себя, в минуту опьянения злобою противу Господа, произнесенное: кровь Его на нас и на детях наших!..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

II. Видение подобного сыну человеческому (1:10–20) Девятым стихом 1 главы оканчивается введение в Апокалипсис, и следующие стихи 1 главы, и главы 2 и 3 составляют его первую часть. Представляя собою особенное видение, эта часть и по своему содержанию является совершенно отличною от второй части. Ее содержанием служат откровения для семи малоазийских церквей, а изложение имеет форму историко-пророческого учения. Сообщение откровения для семи малоазийских церквей Иоанн предваряет изображением своего собственного внутреннего состояния, при котором им получено это откровение. Я, – пишет он, – был в духе в день воскресный. Очевидно, это был тот день недели, который св. Иоанн вместе с другими христианами привык посвящать преимущественному служению Господу ( Деян. 20:7 ; 1Кор. 16:2 ). В этот день, в первый день недели, св. Иоанн, вспоминая своего воскресшего Господа, углублялся своим умом в созерцание домостроительство человеческого спасения. На это время он совершенно отрешался от тела, от земли и от земных интересов и был, как он выражается, «в духе» (ν πνεματι==κστασις – состояние экстаза. Деян. (10:10; 11:5; 22:18); и в этом состоянии он входил в особенное, близкое и тесное общение с Богом и ангелами, с миром духовным, невидимым – небесным. И слышал позади (πσω) себя громкий голос как бы трубный (ς σλπιγγος), который говорил (λεγοσης). Св. Иоанн услыхал громкий голос, очевидно, духовным слухом ( 2Кор. 12:2 ), и сила звука (не звук трубы, но звук, подобный трубному) выражалась в той силе впечатления, которое производило на тайнозрителя все виденное и слышанное им. Этот голос предупредил Иоанна, что он видит и слышит не только для себя, но и для других, и потому должен записать, чтобы иметь возможность передать не только близким, но и дальним. Непосредственно это откровение должно быть передано семи церквам, – христианским обществам в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии. Почему названы именно эти церкви и почему только семь, – то, конечно, потому, что они указаны Св. Духом; Иоанн же должен был записать то, что видел. Поэтому здесь употреблен глагол βλπεις – видишь (наст. вр. для обозначения несомненного будущего), который выражает пассивное созерцание 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

А. Кордочкин Свт. Исидор Севильский (ок.570–636) Святитель Исидор Севильский , безусловно, самая крупная фигура испанской церковной истории и культуры. После кончины своего брата свт. Леандра Севильского Исидор стал его преемником на кафедре Гиспалиса (Севильи). Святитель Исидор, как и Леандр, вошел в историю как бескомпромиссный борец с арианством. Он председательствовал на II Севильском соборе в 619 г., осудившем ересь «акефалов», и на IV Толедском соборе в 633 г. Святитель скончался 4 апреля 636 г., согласно мосарабскому «Календарю Рецемунда». Исидор оставил огромный корпус писаний. Главный труд святителя «Этимологии» считается первой христианской энциклопедией. Два основных исторических труда Исидора – «Всеобщая хроника», описывающая историю мира от его сотворения до 615 г., и «История царей готов, вандалов и свевов». «История» существует в двух версиях: краткой и пространной. Возможно, пространная версия была составлена около 624 г., через пять лет после завершения краткой 510 (некоторые историки считают, что, напротив, Исидор сократил длинную версия после того, как король Свинтила был осужден на IV Толедском соборе). 511 «История» – гораздо больше, чем историческая хроника. Это, по сути, краеугольный камень, положенный в основу испанской государственности и его национального самосознания. Голос Исидора Севильского – голос пробуждающегося национального сознания, где Испания видится преемницей Рима. 512 Похвальное слово Испании, 513 с которого начинается «История», «голос патриарха, который склоняется над колыбелью новорожденной Испании, и запевает песню, убаюкивая ее, как дедушка, и предвозвещая, как пророк». 514 Почитание святителя в эпоху неразделенной Церкви вышло далеко за пределы Испании; кроме двух мосарабских календарей Х в., его имя встречается во французском «Мартирологии Усуарда» cep.IX b., литаниях Псалтыри Карла Великого и нескольких других литургических текстах Франции и Германии IXXI вв. 515 Данте помещает Исидора в рай – на десятое небо. 516 Мощи святого Исидора с 1063 г. пребывают в базилике его имени в Леоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Библиография Настоящая Библиография носит выборочный характер: в нее включены только публикации, цитированные в настоящей книге либо использованные при ее подготовке. Для журнальных публикаций указывается, как правило, номер журнала, год издания и номера страниц; для большинства газетных статей и заметок – дата и (в скобках) номер газеты. Архивные документы, использованные при написании настоящей работы, а также материалы, размещенные в компьютерной сети Интернет, в Библиографию не включены: ссылки на них приведены в подстрочных примечаниях. 1. A. И. О молитве Иисусовой. Составил афонский инок под редактированием архимандрита Александра. Издание обители Благовещения, схимонаха Парфения на Афоне. СПб., 1912. 2. Александр (Семенов-Тян-Шанский), архиепископ. Отец Иоанн Кронштадтский . Нью-Йорк, 1955. 3 . Алексий, иеросхимонах. Божественно ли Имя Иисус? Голос из кельи старца Киево-Печерской Успенской Лавры по поводу современных споров о божественности имени Божия. Киев, 1913. 4 . Анатолий (Каменский), епископ. Афонский вопрос. -Голос Руси, 17.04.1914 101). 5. Анатолий (Каменский), епископ. Пусть ответит сам г. Булатович. – Голос Руси, 1.05.1914 115); Новое время, 2.05.1914 13698); Колокол, 4.05.1914 2402). 6. Андриевский Петр, священник. Ересь имябожничества в прошлом и настоящем. – Благодатный огонь 5. М., 2000. С. 69–87. 7. Андроник (Трубачев) , игумен. Афонский спор об Имени Божием и его последующая судьба. – Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Богословская конференция. М., 2000. С. 261–270. 8 . Андроник (Трубачев) , игумен. Жизнь и судьба. Предисловие к кн.: Флоренский Павел , священник. Сочинения в четырех томах. Том 1. М., 1994. С. 3–36. 9 . Андроник (Трубачев) , игумен. Предисловие к кн.: Флоренский Павел , священник. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992. С. 7–22. 10 . Андроник (Трубачев) , игумен. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. Томск, 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010