Возбужденный безмерною радостью, я ныне вместе с Пророком возглашаю: сей день, его же сотворил есть Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь ( Пс. 117:24 ). Подобного нынешнему дня не было ни ранее, ни позже. Это – великий праздник, венец и слава всех остальных праздников. В сей многоценный день я взываю с чувством полным радости. Будь благословен ты, новый день, в который уничтожена ветхая ночь! Будь благословен, ясный день, принесший собою прекрасное благовестие! Будь благословен утешитель печальных, удовлетворение обиженных, собиратель расточенных, освободитель обременных, укрепление уничиженных! Будь благословен для меня день без вечера, и ясное утро, которого не объемлет тьма. Будь благословен день – воскрешение, которого уже не может уничтожить смерть, – и воскресение, которое не должно бояться никакого падения. Будь благословен единственный день, чрез дарование которого украшены оба мира – видимый и невидимый. Буди благословенно Воскресение Воскресения, ибо чрез тебя мы забываем происшествия Страстной пятницы. Будь благословен светлый день, ибо ты не похож на позавчерашний. Время печали совершенно миновало, и все изменилось. Несчастие прошло, и сила скорби уничтожена; смерть отошла, и жизнь жительствует; ад закрыт, и крещение открыто; левая сторона (враги Церкви) опустела, а правая сторона (члены Церкви) преизобильно ликует. Позавчера убили Пастыря, и его стадо разбежалось; а ныне убежали волки, и стадо собирается свободно. Позавчера Иуда получил деньги, Каиафа совещавался, Анна обвинял, книжники кричали, Пилат восседал, Симон (Петр) отрекся, Андрей убежал, Иоанн удалился, Фома сокрылся, Иакова нельзя было нигде найти, Филипп был не видим, Матфей был в убежище, Варфоломей находился далеко, близнец (Симон Зилот) ужасался, и все разбежались во все стороны. А ныне Каиафа посрамлен, Анна должен стыдиться, Иуда повесился, бросив деньги, книжники умолчали, старейшины синагоги сокрывают свое старейшинство, Пилат – в полном изумлении, стадо волков разбежалось, Пастырь говорит со стадом, стадо слышит Его голос и собирается снова. Мария (сестра Лазарева) торжествует, Саломия радуется, Марфа возвращается с благою вестию, Иоанна приносит известие мира, ученики снова ободряются, апостолы покидают свои убежища, Симон и Иоанн бегут ко гробу, Матфей и Варфоломей освобождаются отчаяния, Андрей и Иаков радуются, Фома исповедуется, Филипп поет хвалебные песни. Путь, который ведет ко гробу, богат спутниками. Скорбь перешла на сторону неприятелей, а утеха находится у стоящих на правой стороне, при входе во гроб. Смерть уничтожена в дольнем мире, поелику сей герой был уничтожен на вратах Самары. С открытым дерзновением посмевалось пророчество над смертию и говорило: где ти смерте жало: где ти аде победа ( Ос. 13:14 )? Распятый уничтожил сокровище смерти, бросил венец ее на землю: ее голос престал в дольнем мире, ее жало притупилось, и ее стены были уничтожены.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

епископ Петропавловский и Камчатский Артемий ЖМП 5 май 2011 /  5 мая 2011 г. Епископ Артемий: Промысл Божий закаливал мою душу в 12-летнем служении Отечеству в Вооруженных силах 3 апреля за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возвел игумена Артемия (Снигура) в сан архимандрита. 8 апреля в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, по совершении утрени с чтением акафиста Пресвятой Богородице, Предстоятель возглавил чин наречения архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского. 10 апреля в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл и сослужившие архиереи совершили хиротонию архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископы Клинский Лонгин, Истринский Арсений, Новосибирский и Бердский Тихон, Верейский Евгений, Хабаровский и Приамурский Игнатий, Егорьевский Марк; епископы Зарайский Меркурий, Дмитровский Александр, Солнечногорский Сергий, Карагандинский и Шахтинский Севастиан. Слово архимандрита Артемия (Снигура) при наречении во епископа Петропавловского и Камчатского Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и богоносные архипастыри Церкви Христовой! В сердечном сокрушении и с трепетом в душе ныне предстою я, грешный и недостойный, перед вами, святители Христовы. В великом волнении звучит мой голос перед сонмом богомудрых и богопросвещенных иерархов. Вы, облеченные благодатью Духа Святаго, умудренные опытом святительского служения, призвали меня, младенствующего умом, к епископскому служению. Что могу сказать я и как возвышу голос перед вами? Знаю только, что служение это не может быть восхищено человеческим произволением, но Промыслом Божиим, совершающимся прежде всего через Первосвятителя нашего, Патриарха, и через вас, богоносные архипастыри. Чувствую себя немощным сосудом, не имеющим и капли той живой воды, , текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14), пустым колодцем, не способным напоить ни единого жаждущего. Но твердо верю, что благодать Божия, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», по вашим святым молитвам уврачует немощи, восполнит скудость моего ума и очистит сердце мое для совершения нового служения в высоком звании архиерея.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_artemiy...

Как председатель редакционной комиссии Освященного Архиерейского Собора митрополит Павел ознакомил журналистов с соборными Постановлениями. Выступавший далее митрополит Волоколамский Иларион отметил, что первой темой на нынешнем Архиерейском Соборе была подготовка Всеправославного Собора, который должен состояться на Пятидесятницу сего года на греческом острове Крит. «Подготовка к этому Собору велась 55 лет. За это время много тем было обсуждено, — рассказал владыка. — Какие-то темы были сняты с повестки дня — не потому, что по ним было достигнуто какое-то решение, а потому, что этого решения достичь не удалось». Вокруг готовящегося Собора распространялось и, к сожалению, продолжает распространяться  довольно большое количество разного рода слухов, констатировал председатель ОВЦС: «Говорят, например, что это будет " Восьмой Вселенский Собор " . И есть такое народное поверье, что Восьмой Вселенский Собор — это будет антихристов собор, что на нем заключат унию с католиками, что на нем отменят все посты, введут второбрачие духовенства, что это будет модернистский собор и так далее. Мы в Отделе внешних церковных связей каждый день получаем по два-три письма от православных верующих из разных уголков нашей Родины, содержащих призыв " не ехать на Восьмой Вселенский Собор " , " не ехать на антихристов собор " . В последнее время число этих писем значительно возросло — очевидно, в связи с появлением информации о том, что состоится Всеправославный Собор. Вчера сотрудники нашей канцелярии мне доложили, что поступило 43 таких письма, то есть примерно в пятнадцать раз больше, чем среднестатистическое количество подобных посланий в день». Митрополит Иларион рассказал о том, какова на сегодня ситуация с подготовкой Всеправославного Собора. «У нас было много опасений, связанных с этим собранием делегаций Поместных Православных Церквей», — отметил владыка. Так, например, в случае, если бы решения принимались большинством голосов, существовала вероятность, что Церквам, которые не согласны с тем или иным решением, его могли бы попытаться навязать — например, в вопросе о переходе на новый церковный календарь. «Поэтому с самого начала подготовки мы настаивали — и этого удалось добиться — что все решения на Всеправославном Соборе будут приниматься консенсусом, — подчеркнул председатель ОВЦС. — Это означает, что у каждой Поместной Церкви будет делегация из 24 архиереев (в делегациях тех Церквей, где насчитывается меньше архиереев, соответственно, будет меньше участников), но голос у каждой Церкви будет один. В общей сложности четырнадцать общепризнанных Православных Церквей должны принять участие в Соборе, и у каждой будет свой голос. Если хотя бы одна Церковь выступает против какого-либо решения, то это решение не проходит. Если хотя бы одна Церковь не согласна с тем или иным мнением, то это мнение не принимается».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4370118...

Как представители Русской Церкви оценивают статус собрания, которое пройдет с участием 10 из 14 общепризнанных Православных Церквей Почему Собор на Крите так и не стал всеправославным? Как представители Русской Православной Церкви оценивают статус собрания, которое пройдет с участием 10 из 14 общепризнанных Православных Церквей? Эти вопросы обсуждались на пресс-конференции, прошедшей в МИА «Россия сегодня» 17 июня. Открывая встречу, глава Синодального отдела по взаимодействию с обществом и СМИ Владимир Легойда отметил, что Собор «уже не стал всеправославным». «Из этого тезиса надо исходить как из факта», – подчеркнул он. По его словам, причины лежат в плоскости тех разногласий, которые не были преодолены к моменту начала Собора. Русская Православная Церковь сделала всё, чтобы нивелировать разногласия и предлагала механизмы для этого, добавил спикер. Он полагает, что «придется многое анализировать и делать работу над ошибками в том числе», но «мы не склонны видеть в этом трагедию». «Ситуация сложная, но не драматическая», – отметил Легойда. На его взгляд, не стоит видеть в ней угрозу соборности: встречи такого уровня не проходили много столетий, и сейчас происходит поиск того, как должна проявляться соборность в современных условиях. Историк Владислав Петрушко напомнил о роли мирян. «Мы знаем, что в истории были соборы, которые претендовали даже на статус Вселенских (способных вносить изменения в церковное учение – прим. ред.) . Но церковное сознание отвергло авторитет этих соборов, народ их отверг. И в данном случае, если будут какие-то попытки интерпретировать деяния Критского собора как всеправославные, как обязательные для всего православного мира, не надо забывать, что еще есть и голос всей полноты церковной. Этот голос может сказать свое веское слово и действительно отторгнуть, не принять эти решения». Петрушко также упомянул о драматических разногласиях Антиохийской и Иерусалимской Церквей, разорвавших евхаристическое общение из-за споров о канонической принадлежности территории Катара. «В ситуации, когда между двумя Поместными Церквами отсутствует общение, говорить об общей работе Собора было бы немыслимо», – акцентирует историк.

http://pravmir.ru/pochemu-sobor-na-krite...

Критика экуменической мысли Зандера Очевидно, что в кратком обзоре невозможно адекватно изложить все сомнения и возражения, которые неизбежно возникают даже при беглом чтении этой книги. При внимательном рассмотрении аргументации первоначальное замешательство лишь усиливается. Это очень личная книга. Она отнюдь не типична для православной позиции. В каком-то смысле это «голос с Востока», но голос, говорящий не «восточное» и не «православное». Автор воспитан в определенной традиции, и его трактовка «экуменической реальности» имеет явственный оттенок его особых убеждений. Возникает вопрос, совместимы ли эти убеждения с основными догматами Православной веры. Более того, совместима ли новая концепция «экуменизма», которой придерживается автор, с главными принципами исторического Экуменического Движения. Автор, по-видимому, не слишком интересуется проблемами «Веры» и «Устройства». Он предпочитает обитание вне догматов, канонов и обрядов. «Экуменизм» в понимании автора, имеет мистическую сущность. Он не связан с внешними событиями и не интересуется историческими достижениями. «Единство, которое составляет его цель, есть единство любви, не осуществимое в какой-то исторической форме, но обещанное в жизни мира грядущего». В этом смысле экуменизм есть «предвидение царства». Экуменизм по сути своей парадоксален и металогичен. «Экуменизм возможен только вопреки логике или, скорее, независимо от нее». Историческое планирование отвергается и порицается. Такой опыт «сравнительного богословия» лишь усугубляет раскол. «Это едва ли можно назвать экуменическим трудом». Никакое «смыкание раскола» невозможно в истории, и все усилия бесполезны. Автор не верит в возможность экуменического прогресса на уровне истории. Нам предлагается некое «эсхатологическое» видение, без призыва к трезвому и ответственному действию. Возникает сомнение: что если это не «видение», а обычное мечтание? «Эсхатологическая интерпретация, с одной стороны, свободна от всяких исторических ошибок. Перспектива “постоянного разделения» для нее не страшна; вся история Церкви есть история разделений и, следовательно, она не может считаться неким предисловием к еще не написанной книге о единстве; историческая трагедия христианства это неизбежное условие грешного человечества – и эта грешная реальность является предметом вечного преображения и будущего parousia» . Автор явно упускает из виду тот факт, что «видимое единство», а именно «единство в вере», составляет один из отличительных признаков Церкви, согласно учению Нового Завета, и Церковь предназначена Христом быть «столпом и утверждением истины». Вопрос не в «неминуемом» прогрессе, а в долге и предстоящей позитивной задаче.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Немолчащая Церковь Сейчас настал очень активный период в жизни Церкви, когда она обязана вмешиваться, обязана возвышать свой голос, обязана требовать от государства конкретных решений по разным вопросам. Церковь должна заявить себя перед всем народом, что она — защитница народа, который сейчас находится в совершенно ужасном состоянии… 13 января, 2011 Сейчас настал очень активный период в жизни Церкви, когда она обязана вмешиваться, обязана возвышать свой голос, обязана требовать от государства конкретных решений по разным вопросам. Церковь должна заявить себя перед всем народом, что она — защитница народа, который сейчас находится в совершенно ужасном состоянии… В этом году наш приход отмечал 400-летие храма Святой Троицы в Хохлах, потому что первое упоминание о храме было в 1610 году на плане Москвы, который называется Сигизмундов план. На этом плане наш храм отмечен как существующий, поэтому мы берем отсчет существования нашего храма и прихода с этого момента, хотя вероятнее всего он существовал и раньше. И в этом году празднование этого события было самым главным делом нашего прихода, потому что за время сделано много доброго и полезного: это и организованные нами выставки, концерты, ярмарки, это и сбор помощи заключенным, помощь бездомным, создание фильма, написание книги, катехизаторская и миссионерская работа. Это все не закончилось с окончанием празднования, а получило новый импульс, продолжается и будет продолжаться дальше. Как приход мы получили новое дыхание для дальнейшей созидательной жизни. И кульминацией этого было великое освящение нашего храма, которое совершил Святейший Патриарх Кирилл. Такое посещение Патриархом нашего храма было для нас величайшей честью и радостью. Конечно, это является центральным событием нашего прихода. И, конечно, в моей личной жизни это тоже центральное событие, потому что ни думать, ни заниматься ничем другим я не мог. Что касается общественной жизни, то я вижу серьезнейшее обострение социальной и нравственной (или безнравственной) жизни народа.

http://pravmir.ru/nemolchashhaya-cerkov/

Отделение первое. Приготовление к священству I. Необходимость приготовления к священству В виду особенной важности и трудности пастырского служения, казалось, невозможно отрицать нужды тщательного приготовления к нему со стороны тех, которые избирают его своим жребием. Между тем встречаются люди, и таких не мало, которые не считают нужным нарочитого приготовления к священству, и то долговременное учение, какое ныне проходят кандидаты священства, им представляется делом нецелесообразным. Благочестие, говорят, требуется, прежде всего, и более всего от пастыря Церкви; а оно не снискивается предварительным образованием, даваемым школой. Недостаток научного знания может возместить божественная благодать или божественная мудрость, испрашиваемая и подаваемая чрез таинственное рукоположение. Нам случалось слышать от лиц, преданных Церкви и полных заботы о ее благе, что не ученого нужно выбирать в священники, а человека ревностного, и чтобы быть ему достойным пастырем, отвечающим желаниям народа, ему нужны только ноги, голос и свой дом, – ноги для того, чтобы он мог пойти, куда его позовут для исправления какой-либо требы, голос для того, чтобы он мог совершать богослужение, и свой дом для того, чтобы он мог содержать себя и свое семейство и не был в тягость своим прихожанам. В первые времена христианства в служители Церкви избирались и поставлялись люди, не получившие нарочитого специального образования; например в третьем веке в клир приняты и почтены саном пресвитера Фирм купец, суконщик Север и угольщик Александр, между тем эти и им подобные люди в звании пресвитеров удовлетворяли своему назначению. И ныне в Америке, в методистских обществах, носильщик тяжестей или сторож, метущий улицы, вдруг делается иногда религиозным учителем народа и производит благотворное влияние на других. Подобные представления противоречат истории, не находят подтверждения у святых отцов, писавших о священстве и определявших условия достойного совершения священнического служения, и не сообразны с существом дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

(Поучение в день памяти Святителя Алексия, Митрополита Московского, сказанное в Патриаршем Богоявленском соборе) Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти мир. Спасение каждого человека совершается при ближайшем участии Самого Спасителя: Его Божественной любви и благодати ( Ин.15:5 ). Путь ко спасению открыт для всех и всем подаются средства «яже к животу и благочестию» ( 2Пет.1:3 ), то есть ко спасению. Указаны также и примеры спасения в лице угодников Божиих, стяжавших спасение и просиявших на земле, как «свет мира» ( Мф.5:14 ), как «соль земли» ( Мф.5:13 ). Одним из таких угодников Божиих является и ныне празднуемый Святитель Алексий, Митрополит Московский. Вспомним кратко его житие, чтобы получить для себя уроки назидания и утешения. Святитель Алексий родился в 1293 году в Москве. Происходил из знатного боярского рода. При крещении был наречен Елевферием. Родители мечтали подготовить его к государственной службе и с этой целью дали ему высокое образование. С юных лет он «изучался всей грамоте», «всем книгам извыче». Но, однако, не так судил Бог. Еще в детские годы Господь призвал Елевферия на высокое служение Богу, Церкви и Родине. Однажды он, 12-летний мальчик, ловил птиц в поле и, заснув, услышал голос: «Алексий! что напрасно трудишься! Будешь человеки ловя». «Будешь человеки ловя». Как близки эти слова по смыслу и словесному выражению к словам Спасителя, обращенным к простым рыбарям при призвании их на апостольское служение: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф.4:19 ). Апостолы откликнулись на этот призыв Спасителя и последовали за Ним. То же произошло и с юным Елевферием. Услышав голос призывающего Господа, он переменился: стал искать уединения, молитвы, Господа. Через три года поступил в Московский Богоявленский монастырь, а через пять лет постригся в монахи с именем Алексия, имея 20 лет от роду. Так начался иноческий подвиг будущего Святителя земли Русской. Через двадцать лет этого подвига он стяжал добродетельное житие и мудрость и был определен ведать церковными судами при Митрополите. Разбор судебно-церковных дел познакомил его с духовно-моральным состоянием членов Церкви, что подготовило его, в свою очередь, к управлению Русской Православной Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

преосвященного Иоанна, епископа Полтавского, от 8 декабря 1905 года Епархиальное совещание по вопросам об изменениях в строе церковного управления и церковной жизни в России I. Состав Собора Относительно состава Собора совещание единогласно высказалось, ввиду церковно-исторической практики, за участие в нём представителей клира, монашества и мирян. Относительно же того, какой голос принадлежит членам Собора последних трёх категорий, мнения разделились. И хотя авторитеты (проф. Заозерский, проф.-прот. Иванцов-Платонов, проф. Бродович и др.) в выражениях, не оставляющих никакого сомнения, говорят только о совещательном голосе означенных лиц, тем не менее в собрании большинство высказалось за желательность права решающего голоса. Основанием для сего выставлялось, во-первых, то обстоятельство, что предположенный Собор – не вселенский, на котором вырабатываются догматические определения, а Поместный, для решения церковно-практических вопросов; во-вторых, практика Соборов русской Церкви допускала участие архимандритов и протопопов именно с правом решающего голоса, как показывают их подписи под определениями Соборов; в-третьих, практические соображения говорят за решающий голос и не епископов: а) белое духовенство несёт на себе все тяготы приходской жизни, оно более знает приходскую жизнь, чем высшая иерархия, б) сектанты постоянно указывают на рознь, существующую в православной Церкви между паствой и пастырями; лишать белое духовенство и мирян права решающего голоса значило бы как бы подтверждать эту рознь. Относительно способов выбора уполномоченных на Собор совещание пришло к следующему решению: приход выбирает священника, псаломщика (или диакона) и 2 мирян на благочиннический съезд; благочиннический съезд выбирает 2 священников, 1 псаломщика (или диакона), 1 мирянина на уездный съезд; последний в том же количестве выбирает представителей на епархиальный съезд, а епархиальный, в том же количестве, на Собор. Признанием за псаломщиками (и диаконами) права на особое (от священников) представительство на Соборе (а также и на съездах) справедливее обеспечивается удовлетворение материальных и духовных нужд этого многочисленного класса церковнослужителей и поднимается самый духовный уровень низших членов клира, что составляет неотложную нужду нашего времени. Монашествующие, собравшись под председательством своих настоятелей, избирают по одному представителю на обще-епархиальный съезд, который, в свою очередь, избирает одного депутата на Собор. II. Разделение России на церковные округа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пышак. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Артем Маркелов. Bceмiphaя радость Четыре образа Богородицы в судьбе Вятской земли. http://rusk.ru/st.php?idar=1002393 …Священник Иаков Мултановский, описывая святыни Тихвинской церкви с.Вишкиль, упоминает: " … 3) икона Божией Матери " Отрада и Утешение " , называемая Раифскою.., написана и освящена в Пантелеимоновском Афонском монастыре, заведена 1863 г. " Учитывая, что икона была прислана в Вишкиль прямо с Афона, что о.Иаков был вдумчивым исследователем вятской старины, можно ему довериться и принять: скорее всего, Раифской называли икону Богородицы " Отрада и Утешение " . Какова ее история? Известно, что в старину на афонский монастырь Ватопед собиралась напасть шайка разбойников. Неожиданно настоятель монастыря услышал голос: " Не отверзайте сегодня ворота обители, но взойдите на монастырские стены и разгоните разбойников " . Голос исходил от иконы. Обратившись к образу, он с изумлением увидел, что изображение изменилось: Богомладенец пытается закрыть уста Своей Матери со словами: " Не говори им, Мать Моя, пусть они понесут заслуженное наказание " . А Богородица, стараясь удержать руку Своего Сына и уклоняясь направо, снова дважды повторила предупреждение. В таком положении и запечатлелись лики на образе – кроткая милосердная Богородица и строгий неумолимый судия Христос. Монахи отбили нападение, а икона стала одной из главных святынь Ватопеда, а впоследствии и всего православного мира. В том числе и Вятской земли. Как утверждают летописи, во время паломничества в Великорецкое многие верующие старались побывать в Раифской пустыни и поклониться святыне. Причем некоторые православные с такой силой возлюбили образ Богородицы, что даже решили поселиться поближе к ней. Так, рядом с пустынью появилось поселение, получившее название " заоградной слободки " . Постепенно оно выросло в современное село Пышак (по прямой оно находится от села Великорецкого примерно в 10 километрах). Но был здесь и отрицательный момент – стремившихся к уединению монахов окружало все больше суеты. Поэтому иноки начали расходиться по другим обителям. Раифская пустынь постепенно угасала. Дело довершил пожар, уничтоживший главную монастырскую церковь. К счастью, икону удалось спасти. А оставшаяся братия, по распоряжению епархиального начальства, была переведена в Хлыновский Богословский монастырь. Туда же было решено перенести Раифскую икону. Но когда 8 сентября после прощального молебна иноки взялись за образ, то не смогли сдвинуть его с места. Об этом было сообщено епархиальному начальству, которое повелело: оставить образ навсегда в приходской церкви с.Пышак и освятить в ней придел во имя Раифской иконы. Произошло это знаменательное событие 8 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=12953

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010