Н. Голицыну. СПб., 1859; Пыпин А. Н. Рус. Библ. Об-во: 1812-1826//ВЕ. 1868. 8. С. 639-712; 9. С. 231-297; 11. С. 222-285; 12. С. 708-768; он же. Религ. движения при Александре I. Пг., 1916; Gotze P. O. Fürst Alexandre Nicolaejwitcz Galitzin und seine Zeit. Lpz., 1882 (рус. пер.: Гёце П. П. , фон. Из записок: [Кн. Голицын и его время]//РА. 1902. Кн. 3. Вып. 9. С. 66-107; Вып. 11. С. 321-329; Знаменский П. А. Чтения из истории Рус. Церкви за время царствования имп. Александра I. Каз., 1885; Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й пол. текущего ст. СПб., 1894; Благовидов Ф. В. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и в 1-й пол. XIX ст. Каз., 1899; Стеллецкий Н. , свящ. Кн. А. Н. Голицын и его церк.-гос. деятельность//ТКДА. 1899. 10. С. 193-211; 1900. 3. С. 488-532; 7. С. 353-414; 10. С. 250-305; 1901. 4. С. 571-609; 6. С. 179-210; 8. С. 425-462; 9. С. 3-36 (отд. изд.: К., 1901); Вишленкова Е. А. Религ. политика: Офиц. курс и «общее мнение» России Александровской эпохи. Каз., 1997; она же. Заботясь о душах подданных: Религ. политика в России 1-й четв. XIX в. Саратов, 2002; Кондаков Ю. Е. Личность и гос. деятельность кн. А. Н. Голицына//Личность и власть в истории России XIX-XX вв.: Мат-лы науч. конф. СПб., 1997; он же. Духовно-религ. политика Александра I и рус. правосл. оппозиция (1801-1825). СПб., 1998; Шилов Д. Н. Гос. деятели Рос. Империи: Биобиблиогр. справ. СПб., 2002. С. 185-187. В. А. Фёдоров Рубрики: Ключевые слова: ЛУКЬЯНОВ Сергей Михайлович (1855 - 1935), обер-прокурор (1909-1911) Синода, гос., общественный и медицинский деятель, педагог, литератор МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57) МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НАУМОВ Аполлос Иванович (1719-1792), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (с 28 июня 1786), гос. деятель АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества

http://pravenc.ru/text/165261.html

В этом отношении особенно замечательны его распоряжения относительно уже известного уставщика Нижне-Воскресенского монастыря, Гаврилы Филиппова, предназначенного им к отдаче в солдаты. После всех неудачных попыток со стороны на стоятеля монастыря Никанора, удержать этого необходимого для монастыря человека, князь Голицын согласился наконец оставить в монастыре этого «несчастного сироту», как называл Гаврилу Филиппова настоятель Никанор, но па весьма тяжелых для монастыря условиях. «Объявите, писал князь Голицын в г. Вольск, к исправнику Шейне, настоятелю монастыря Никанору, что ходатайство его об оставлении в монастыре Гаврилы Филиппова, как человека необходимого для исправления обрядов их, и особенно если будет у них единоверческая церковь , я тогда токмо могу принять в уважение, когда все живущие в тех монастырях единодушно изъявят желание быть единоверцами». Расчет князя Голицына оказался верен. Очевидно, Гаврило Филиппов был так необходим для Нижне-Воскресенского монастыря и для настоятеля его Никанора, что последний во время пребывания своего в Саратове, если не от лица всех Иргизских монастырей, то, по крайней мере, от лица своего Нижне-Воскресенского монастыря, дал обещание князю Голицыну принять единоверие. Не доверяя словесному обещанию, как невполне прочному, в особенности в виду уже испытанной изменчивости мнений иноков Нижне-Воскресенского монастыря вообще, и самого Никанора в частности, князь Голицын желал иметь у себя письменное изложение этого обещания, и оно не замедлило явиться. Возвратившись из своей поездки в Саратов, этот Никанор в письме своем князю Голицыну, между прочим, писал: «всепокорнейше и обще просим вас исполнить волю вышняго правительства, ибо мы душевно желаем принять христопреданную и утвержденную на камени единоверческую церковь с ея обрядами в непродолжительном времени, не смотря на невежествующих и незнающих закона. Употребите, сиятельнейший князь, все средства о переименовании монастыря и церквей наших единоверческими на пунктах Платона, митрополита Московского, и с тем вместе всеусерднейше и слезно просим ваше сиятельство – обрадуйте нас на первый случай своею отеческою милостью: отпустите несчастных наших жителей, обритых и в остроге держащихся, восемь человек, ради приходящего пресветлого и все радостнейшего праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Василий Осипович Ключевский (1841–1911) Исторические портреты О взгляде художника на обстановку и убор изображаемого им лица Этнографические следствия русской колонизации верхнего поволжья... влияние природы верхнего поволжья на народное хозяйство великороссии и на племенной характер великоросса Образование великорусского племени Инородцы окско-волжского междуречья Встреча Руси и Чуди Финские черты Тип. I Говор. II Поверья. III Два рассказа Взаимодействие поверий Рассказ о первой церкви на Шексне Бытовая ассимиляция Пестрота религиозного сознания Сельский характер колонизации Выводы Влияние природы Хозяйственный быт великоросса Его племенной характер Приметы Психология великоросса Значение Преподобного Сергия для Русского народа и государства Добрые люди Древней Руси Характеристика царя Ивана Грозного Детство Влияние боярского правления Ранняя развитость и возбуждаемость Нравственная неуравновешенность Ранняя мысль о власти Идея власти Недостаток практической ее разработки Значение царя Ивана Царь Алексей Михайлович. – Ф. М. Ртищев Царь Алексей Михайлович Ф.М. Ртищев А.Л. Ордин-Нащокин Ртищев и Ордин-Нащокин Кн. В.В. Голицын – подготовка и программа реформы Кн. В.В. Голицын Кн. Голицын и Ордин-Нащокин Подготовка и программа реформы Жизнь Петра Великого до начала Северной воины Младенчество Придворный учитель Учение События 1682 г. Петр в Преображенском Потешные Вторичная школа Нравственный рост Петра Правление царицы Натальи Компания Петра Значение потех Петр в Германии Петр в Голландии и Англии Возвращение Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер Петр Великий среди своих сотрудников I II III IV V VI Русское государство около половины XVIII в. … – императрица Елизавета – император Петр III Русское государство в половине XVIII в. Судьба реформ Петра Великого Императрица Елизавета Император Петр III Переворот 28 июня 1762 г. Обзор изложенного Императрица Екатерина II Императрица Екатерина II (1729–1796) I II III IV V Недоросль Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы) Воспоминание о Н.И. Новикове и его времени Речь, произнесенная в торжественном собрании московского университета 6 июня 1880 г. в день открытия памятника Пушкину Памяти А.С. Пушкина Евгений Онегин и его предки Грусть. (Памяти M. Ю. Лермонтова, умер 15 июля 1841 г.) Деятели исторической мысли И. Н. Болтин (умер 6 октября 1792 г.) Памяти И.Н. Болтина I. Н.М. Карамзин II. Н.М. Карамзин Памяти Т. Б. Грановского (умер 4 октября 1855 г.) Сергей Михайлович Соловьев (умер 4 октября 1879 г.) С.М. Соловьев как преподаватель Памяти С.М. Соловьева (умер 4 октября 1879 г.) I. II. К. H. Бестужев-Рюмин Ф.И. Буслаев как преподаватель и исследователь Русская историография 1861–1893 гг. Юбилей общества истории и древностей российских  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В первое время управления князя Голицына и впоследствии много потрудился на духовно-литературном поприще Александр Федорович Лабзин: он был добрый человек, только с некоторыми особенностями во мнениях религиозных. Издавая Сионский Вестник за светской цензурой (все книги, впоследствии запрещенные и отобранные, пропускал Тимковский), обращал внимание на доброе, а дурного не всегда понимали. Мы говорили ему: сколько прекрасных вещей, которые бы можно было напечатать с пользой для других, не касаясь этих особенностей! Но он отвечал: всякая птица своим голосом Бога хвалит. Князь Голицын запретил Сионский Вестник. Лабзин принял это с христианской покорностью. Но после того Голицын, сделавшись более внимателен к религии, выхлопотал ему орден и возобновление журнала, только чтобы он издавался с одобрения духовной цензуры. Лабзин говорил: врагам моим меня отдали. Иннокентий возревновал против этого журнала, написал к князю письмо, в котором говорил: вы нанесли рану церкви, вы и уврачуйте ее. Меня в ту пору е было в Петербурге; я был в объезде для обозрения семинарий. Князь Голицын приехал к митрополиту Михаилу с письмом Иннокентия: «вот что пишет ваш архимандрит». Митрополит призвал к себе Иннокентия. Тот отвечал, что действует по сознанию справедливости. Митрополит успел однако же уверить его, что нужно особенное призвание для такого решительного действования, и заставил съездить ко князю с извинениями. Издание Сионского Вестника однако не пошло 20 . Александр Федорович был в сношениях с Татариновой. Она имела мужа в армии, и чтобы быть к нему ближе, жила в западных губерниях. Там она познакомилась с обществом скопеческим. Скопечество казалось ей мерзким, а других обрядов, как-то кружений, она держалась. Она принадлежала к протестантскому исповеданию. Возвратившись в Петербург, присоединилась к православной церкви. Князь Александр Николаевич к ней ездил. После появился у них какой-то пророк, из бедных чиновников, которому князь дал ленту. 21 В 1818 году представлена была в цензуру книга Станевича: Беседа на гробе младенца.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

8 . Стеллецкий Н. С., свящ. Князь А.Н. Голицын и его церковно-государственная деятельность. Киев, 1901 9 См. подробнее о реформе: Сухова Н. Ю. Александровская эпоха и духовная школа: реформа 1808–1814 гг.//Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2010. С. 55–60. 20 Стеллецкий Н. С., свящ. Князь А. Н. Голицын и его церковно-государственная деятельность. Киев, 1901. С. 102. 21 Назаренко Е. Ю. Князь Александр Николаевич Голицын: общественно-политические взгляды и государственная деятельность: дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2014. С. 199. Ссылка: Письма А. Н. Голицына к С. Д. Нечаеву//Русский архив. 1893. С. 421. 23 “Ils auraient peut-être fait partage leurs vues larges à leurs co-religion-naires”. Eynard Ch. Vie de madam de Krudener. Т. II. P., 1849. P. 358–359. 24 Memoirs of the Life and Gospel Labors of Stephen Grellet. Vol. I. Philadelphia, 1860. P. 395. 29 Морошкин Я. Л., свящ. Архимандрит Фотий, настоятель Новгородского Юрьева монастыря. Воспоминания священника//Русская старина. 1876. Т. 17. С. 305–308. 34 Воспоминания Иосифа Самчевского. 1800–1886 гг.//Киевская старина. 1893. Т. XLIII. Ноябрь. С. 185–192 40 ОР РГБ. Ф. 219. К. 129. No3. Л. 64. Мы склоняемся к тому, что Орловой-Чесменской порекомендовал Фотия именно митрополит Серафим. Однако для полноты картины приведем и мнение Е. М. Яньковой из известных «Рассказов бабушки», которая утверждает, что это вообще была протекция ростовского старца Амфилохия: «Он первый указал ей на отца Фотия, который был в начале 1820-х годов неизвестным игуменом какого-то новгородского монастырька и был почему-то известен отцу Амфилохию. Впрочем, не мудрено, потому что его все знали, и когда графиня Орлова стала просить у старца указать ей на опытного человека, руководительству которого она могла себя вверить, он ей тогда и указал на Фотия; это было или в 1820 или в 1821 году» (Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанных и собранных ее внуком Д. Благово. СПб., 1885. С. 368).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

11 декабря 1803 г последовало и назначение киевским митрополитом Серапиона, архиепископа казанского, с пожалованием его вместе и членом Святейшего Синода. в начале 1804 года января 16-го князь Голицын объявил Святейшему Синоду, что государь император соизволил Святейшего Синода члену обер-священнику протоиерею Павлу Озерецковскому «за усердную его службу производить в добавок к получаемому им ныне жалованию из положенного по штату в Св. Синоде двум архимандритам следующее на одного годовое жалование по тысяче по сто по семидесяти по три рубля по три коп. с тремя четвертями, начиная с 1 января сего года». Таким благоприятным для Озерецковского, распоряжением закрывалась возможность назначения в Св. Синод членов из архимандритов, которых действительно и не встречается по выбытии из Синода Юрьевского монастыря архимандрита Михаила (Десницкого) , с назначением его 6 июля 1802 года епископом старорусским, викарием новгородской епархии. С 1805 г. Озерецковский, по званию синодального члена, получил новую высочайшую милость, которой «из уважения того, что члены Св. Синода имеют жительство в казенных зданиях, повелено обер-священнику Озерецковскому производить сверх получаемого им жалования на наем дома по тысяче пятисот руб. ежегодно из сумм на духовный департамент положенных». В половине 1805 года последовала перемена и относительно порядка назначения в Синод архиереев. 13 июля сего года князь Голицын представил Св. Синоду высочайшее повеление о том, что государь император, желая знать лично преосвященных, управляющих епархиями, предположил вызывать по одному из них для жительства в С-Петербурге и присутствия по прибытии в Св. Синоде до последования Высочайшей воли на обратное возвращение в епархию. К сему Голицын присовокуплял, что «Его Императорское Величество Высочайше указать ему соизволил объявить Св. Синоду, чтобы первоначально вызвать могилевского архиепископа Анастасия, выдать ему на проезд тысячу рублей из суммы на духовный департамент положенной; на случай долговременного отбытия его из епархии сделать Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

С.М. Голицын-второй, как его называют историки, отличался чудачеством: выйдя в отставку, он приписался к купеческому сословию и стал заниматься коммерцией (потом его примеру последовали многие дворяне). Он сам был старостой Влахернской церкви. После первого покушения Дмитрия Каракозова на Александра II в апреле 1866 года святитель Филарет позволил Голицыну обновить придел Александра Невского во Влахернской церкви в память спасения императора. По этому же поводу в августе князь устроил в Кузьминках торжественный прием адмирала Фокса, прибывшего в Россию по поручению президента США, чтобы принести поздравления императору Александру II, за что был первым из иностранцев удостоен звания почетного гражданина Москвы. Тем же летом 1866 года в Кузьминки пришел на прогулку Ф.М. Достоевский, снимавший дачу в Люблино. 15 июля 1868 года сюда вновь приехал святитель Иннокентий – отслужить в храме панихиду по С.М. Голицыну-первому. А в 1871 году снова грянула холера. Заболевший сторож, отправленный в Москву, умер, и местные жители обнесли Влахернскую икону с Ризой Господней вокруг села с молитвами. После этого холера, свирепствовавшая в соседних селах, Кузьминок не тронула. Между тем здесь разгорался «дачный сезон». Голицын и тут проявил коммерческую жилку. Дом на Волхонке он обратил в наемные меблированные комнаты, закрыв музей, а во Влахернском стал сдавать землю и помещения под дачи, так как после отмены крепостного права содержать столь огромное имение оказалось убыточным. Но личные чувства снова сыграли свою решающую роль в судьбе Кузьминок, только теперь – роковую. Однажды Голицын пригласил сюда цыганский хор Федора Соколова. Солистка Александра Гладкова пленила сердце князя, и в 1867 году он женился на ней. После свадьбы супруги постоянно проводили летние месяцы в Кузьминках, пока не настал 1873 год. С.М. Голицын предался новому любовному чувству, бросил опостылевшую жену в Кузьминках, сам же переселился в другое свое имение – Дубровицы. После отъезда владельца Кузьминки окончательно превратились в дорогой дачный поселок, и благочестивые дачники теперь приглашали Влахернскую икону по своим домам.

http://pravoslavie.ru/4354.html

Филарет Дроздов был очень доволен новой реформой и приветствовал князя Голицына как «местоблюстителя внешнего епископа (т. е. императора.— Однако позднее, во времена графа Протасова, он ощутил горькие последствия этой реформы. Петербургскому митрополиту Амвросию не пришлось иметь дел с новым министром по духовным делам. 26 марта 1818 г. он подал прошение об увольнении по состоянию здоровья и скончался 21 мая того же года митрополитом Новгородским. Его преемник, митрополит Новгородский и Петербургский Михаил Десницкий (1818–1821), был человеком искреннего благочестия, натурой мистической, добросердечным проповедником, широко любимым в Долгое время, прежде чем стать монахом, он служил простым приходским священником и мало подходил на роль председательствующего в Святейшем Синоде и поборника прав Церкви. Его отношения с князем Голицыным всегда были очень натянутыми. Разногласия между Петербургским митрополитом и князем Голицыным, имевшие место уже при Михаиле Десницком, со времени назначения на Петербургскую митрополию Серафима Глаголевского (1821–1843) стали Митрополит Серафим был энергичным человеком с консервативными взглядами. Он был против Библейского общества, против перевода Священного Писания на русский язык и против тех мистических элементов, которые князь Голицын хотел внести в жизнь Церкви. Уже митрополит Михаил незадолго до смерти писал императору Александру I об опасности, которую представляли для православной Церкви взгляды и деятельность князя Голицына. Митрополиту Серафиму удалось убедить царя во вредоносности политики, проводившейся Голицыным. Он указывал на то, что Голицын как министр народного просвещения допускал печатание книг, противоречивших учению православной Церкви. 15 мая 1824 г. князь Голицын был смещен с поста министра народного просвещения и заменен адмиралом А. С. Шишковым. Святейший Синод был оповещен об этом особым указом: «Назначив особого министра народного просвещения, повелеваем: делам Святейшего Правительствующего Синода до назначения министра духовных дел иметь то же течение, в каком они находились до учреждения министерства 24 октября 1817 Назначения министра духовных дел, однако, так и не последовало.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Имп. Александр I, считая М. своим сподвижником в деле христианизации рус. общества (что видно из текста рескрипта на его имя от 26 марта 1818), издал в 1819 г. 2 распоряжения, нацеленные на повышение духовно-нравственной роли православного духовенства. Их реализация должна была осуществляться через Синод под рук. М. Первое содержало требование о составлении Синодом циркулярного предписания, адресованного всем епархиальным архиереям, об искоренении пьянства духовных лиц (исполнено в виде указа Синода от 28 апр. 1819; Там же. Д. 281. Л. 4-4 об.). Второе касалось извещения духовенства «о каждом соблазне, совершенном в церкви самими духовными лицами». Синод уточнил, что оглашать подобные случаи «по всем епархиям чрез печатные особые листы» следует «по решении уже дел в Гражданском Правительстве с объяснением определенного виновным наказания, дабы сие вселяло в прочих страх», и разослал архиереям указ о том, чтобы о вынесенных решениях «каждый раз неопустительно доносимо было Святейшему Синоду» (Там же. Д. 590). 31 мая 1820 г. кн. Голицын объявил новое Высочайшее повеление - «об искоренении из духовенства предосудительных поступков, а паче пьянства». Синод, «с благоговением внимая… многократно повторяемому желанию» императора видеть церковно- и священнослужителей «в чистоте жизни», обратился к епископату с печатным посланием («братским побуждением») о принятии мер, направленных на «отклонение» священного сословия «от гнусных пороков, пиянства, буянства, дерзости, ссор и драк не только с прихожанами, но и между собою» ради того, чтобы клирики «сами лично и самые поступки их служили не в соблазн миру… но в добрый пример всем сословиям Российского Царства… и в похвалу от внешних, иноверных и неверных, и самых уклоняющихся от Святой Церкви» (послание и указ о его рассылке подписаны 19 июля 1820 г. митрополитами М., Варлаамом (Эристави), духовником и обер-священником; Там же. Оп. 101. Д. 677. Л. 3-5). Кончину митрополита ускорило то обстоятельство, что он оказался косвенно вовлеченным в конфликт между главными соперниками эпохи - гр. А. А. Аракчеевым и кн. Голицыным. Из-за ничтожного повода - данного М. разрешения совершить молебен в одном из военных поселений вверенной митрополиту Новгородской епархии - Голицын в дек. 1820 г. официально потребовал, чтобы тот согласовывал свои распоряжения с ним. Это требование и форма, в к-рой оно было высказано, потрясли М. «Какой же я святитель… когда не имею власти разрешать служение самых обыкновенных молебствий? Если уж Голицын хочет лишить меня власти… он мог бы предупредить меня об этом келейно, тогда бы мы двое только знали, что я митрополит лишь по имени, а не по власти; теперь же последний монастырский служка знает об уничижении моего сана».

http://pravenc.ru/text/2640894.html

К.А. Максимович V. Язык ЗСО V.1. Лексика Прежде чем приступить к исследованию лексики ЗСО, следует составить себе представление о словарном составе памятника в целом. Следуя традиции, заложен ной еще А. И. Соболевским (Соболевский 1910), мы помещаем ниже латинско-славянский индекс основных лексем ЗСО (в скобках даны ссылки на издание Вашицы). Латинско-славянский индекс основных терминов abortivus: – umfacio (quod nascitur) – прокаити въ себ (143.18) ancilla – рава (144.14) animal – четвереногое (143.27) capitalis – главьнъ (139.11) casus: casu [var. nolendo] – не хот (138.13) cervolus, vetula (vecola) – колда (142.5) christianus – христовъ рабъ (143.15) cibaria, cibus – съндьно (142.2; 144.8) clericus – причьтьникъ (140.10; 145.24; 144.1); свщеникъ (142.21) concupisco – помыслити на (кого-л.) (141.1) cupiditas – скжпость (143.21) custodire – съхранити (145.7) daemon – сотона (146.2) denarius – цта (143.6) (ср. pretium) deponi – иврщис сана (139.25) diaconus – дикъ (139.21; 140.13; 143.1; 145.25; 145.32); дьконъ (139.21; 140.13 – только в U) diligo – похоть имти (141.18) effundo – подъкопати (139.12) episcopus – епископъ (138.7; 139.24; 143.2) eucharistia, id est communio – брашьньце (141.7 – SinEuch), причасти же сть комъкани (U) (ср. sacrificium) exul – въ инои области (138.3) finis – коньчина (только U) (Суворов 1888, XXIII) fornico(r) – блждъ сътворити (139.2; 139.5; 139.17; 140.6; 140.16; 143.17; 144.11 (SinEuch)); съблдити (144.11 (U)) – per se ipsum – самъ въ с блждъ творити [SinEuch, сътворити U] (140.20) frater – братръ (144.21; 144.25) fraudo – красти (142.18) furo – гнвъ (139.13; 142.1; 144.8) furor – rwmkъ (144.25) (ср. odium) furtum: – facio – красти (139.11) gradus – чьсть (140.11) homicidium – рабои (138.1; 138.13) honor " сан» – чьсть (140.12) immolatum – трвьно чьто (145.3) inebrio те – питис (144.1) inebrior – поити (144.5) infans – дтищь (144.18 (SinEuch)); дтьскъ (144.10); отроч (141.12; 144.18 (U)) infirmitas – болнь (141.6); per-tatem – болни ради (140.5)

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010