г) нашей нестяжательности: «И отвечал сатана Господу, и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня» ( Иов.1:9–12 ). И с к у ш е н и е всегда соответствует человеческой слабости: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). И с к у ш е н и е опасно по причине немощи плоти: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Мф.26:41 ). – «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» ( Гал.5:17 ). 3. Лучшие из людей более других подвергаются лишениям и скорбям Если Господь наказывает тех, которых любит, и скорбями врачует и очищает души, то естественно, что лучшие из людей более других подвергаются лишениям, скорбям и озлоблениям: потому что они более других любимы Богом и способнее других к очищению и, следовательно, достойнее того, чтобы Врач душ очищал их от приражающегося к ним греха. Для умного сына не достоин ли уважения родительский жезл? А снисходительность для него не зло ли? Воля порочная, расслабленная чувственностью, часто не выносит испытания, падает под бременем скорбей и бед, подобно тому, как слишком сильное лекарство не целительно действует, но разрушает слабое тело. Посему Господь не вводит таких людей в испытание, но долготерпит на них, самым счастьем и благоденствием призывая их на путь добра ( Рим.2:4 ). (Из кн. «Премудр. и благость Божия»). 4. Мысли об искушении человека I. «Какое бы искушение ни постигло человека, он должен говорить: «Это по милости Божией» (Авва Сисой). II. «Когда найдет искушение, не ищи, отчего и для чего оно нашло; но (о том позаботься) чтобы благодарно, бесскорбно и незлопамятно перенести его». (Св. Марк Подвижн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Совершенно иначе определяет расстояние между этими монастырями Кассиан. Он говорит, что от Скита до монастыря Келлий 80 миль, да от Келлий до Нитрийского монастыря 5 миль (Собес. VI, русск. пер. стр. 260); итого, от Скита до Нитрийского монастыря 85 миль (около 120 верст). Ясно, что здесь мы должны признать ошибку в твор. Кассиана, конечно, не по его вине, а по вине переписчиков (Цифровые данные особенно легко подвергались при переписке порче). Возможность ошибки еще более подтверждается наличием ошибки в том же месте у Кассиана в определении расстояния между Нитрией и Келлиями в 5 миль, ошибочность чего еще четче доказано. Руфин определяет расстояние в 10 миль (русск. пер XXII, 92), а в Достопамятных сказаниях о подвижн. св. и бл. отцев ( ποφθγματα) при подробном рассказе об основании этого монастыря (Келий) говорится, что Антоний Великий с Аммоном (основателем Келлии) шли от Нитрийского монастыря до места будущих Келлий с 9 – го часа (З – го по полудни) до самого захождения солнца (русск. перев I, 11 12). Можно ли допустить, что они за это время прошли только 5 миль. Итак у Кассиана допущена ошибка. Отсюда и может быть объяснена та неясность и путанность, которая нами замечена у всех авторов, которые касались вопроса о местонахождении этих монастырей. Порфирий (Успенский) например, ссылаясь на Кассиана, говорит, что Скит находился на южном берегу Мареотского озера (он по ошибке называет Скитом Нитрию, a Нитрией – монаст. св. Макария (Скит), см. выше цит. соч. 51 стр. ). В виду подобных ошибок мы и разрешили себе такое длинное примечание. 307 Даже сам настоятель Скита св. Макарий, которому часто приходилось принимать посетителей, жил только с двумя учениками. Да и из них один жил не с ним, а особой келии. 308 В беседах наставников скитских часто встречается речь о строжайшем уединении „Сиди в своей келии, говорит авва Моисей одному иноку, просившему у него наставления, она научит тебя всему, что тебе нужно делать“. На просьбу другого начинающего инока, не имеющего сил ни постится, ни работать, ни пребывать в постоянной молитве – разрешить ему идти на служение больным авва Арсений ответил: „Иди в свою келию, ешь, пей и спи и не работай, только не выходи из келии“.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

подвижн. 94 о мнящихся оправдатися от дел). «Без молитвы бо что творяй или пекий же не благоуспешен бывает к концу дела, и сие есть, еже рече Господь: не можете творити без Мене ничтоже ( Ин.15:5 ). б) Молиться всего приличнее в доме молитвы или в храме Божием; но можно и должно молиться на всяком месте; псалмопевец взывает: «благословите Господа, вся дела Его на всяком месте владычества Его» ( Пс.102:22 ). «Где бы ты ни был, – говорит св. Златоуст, – везде можешь поставить жертвенник; покажи только добрую волю, и не помешает тебе место и не воспрепятствует время; нет, хотя ты и не преклонишь колен, не станешь бить себя в перси и не прострешь рук к небу, а только покажешь горящую душу, так сделаешь все нужное для молитвы. Можно и жене, сидя за прялкою или занимаясь тканием, воззреть на небо и призвать Бога пламенно; можно и мужу, выходя на площадь или идучи куда-нибудь, совершать усердные молитвы; другому, сидя в мастерской на лавке, можно вознести душу ко Господу; можно и слуге, и покупая, и поднимаясь вверх, и сходя вниз, и занимаясь в кухне, когда нельзя войти в церковь , совершать искреннюю и усердную молитву. Бог не гнушается местом; Он требует одного только пламенного сердца и целомудренной души». (Злат. бес. об Анне, IV, стр. 82–83). 396. Какую пользу может получить христианин от елеосвящения? Вопрос прихожанина. Какую пользу может получить христианин от елеосвящения? Ответ священника. Таинство елеосвящения установлено самим Господом Иисусом Христом. Посылая учеников своих на проповедь , Он повелевал им помазывать елеем недужных, которые после того исцелевали ( Мк.5:13 ). В последствии вся церковь приняла в обыкновение помазание елеем, каковое помазание приносит великую пользу для души болящего, что видно из послания апостольского, где он говорит: болит ли кто в вас? Да призовет пресвитеры церковные; и да молитву сотворят над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, а воздвигнет его Господь; а еще грехи сотворил есть, отпустятся ему (5:14–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

– Говорят еще, будто ты лжец и любишь пересуживать других? – И это правда! – сказал Агафон. – Слышно также, что ты еретик? – Неправда! – возразил старик. – Для чего принимаешь на себя все пороки, а от последнего отрицаешься? – Те пороки обыкновенны человеку, а ересь есть богоотступничество, чего я, при всех моих грехах, принять на себя не могу и не хочу. (Достоп. сказ, о подвижн. святых отцов. «Христианск. чтен.», 1856 г. Сост. свящ. Н. Успенский ). Надежда на Бога Надежда на Бога должна быть полная, не смущаемая никакими превратностями жизни. В царствование Траяна, римского императора, был знаменитый полководец Плакида, под начальством которого римляне всегда одерживали победы над врагами. Этот Плакида чудесным видением обращен был в веру христианскую и при крещении назван Евстафием. Господу было угодно подвергнуть его тяжким злоключениям в жизни, как в доказательство миру, что христианин, возлагающий упование на Бога, не побеждается никакими несчастиями. Испытания Евстафия начались болезнями и смертями в его семействе. В короткое время смерть похитила у него многочисленную прислугу и погубила стада его; затем злые люди расхитили все его сокровища. Первый вельможа в государстве внезапно обнищал. Столь нечаянная перемена благосостояния ясно внушала Евстафию, что все это делается не без воли Божией, и он безропотно перенес постигшие его несчастия, не жаловался на судьбу, не смущался недоумениями о промысле Божием. Между тем невозможно было долго скрывать своей нищеты: как вельможа, он должен был жить открыто и являться среди двора и царедворцев. Чтобы избежать разных толков и недоразумений, Евстафий решился скрыться от света. Переменив одежду вельможи на одежду бедняка, Евстафий с преданной ему супругой и двумя малолетними детьми ночью вышел из города и сел на корабль, чтобы отплыть в Египет, славившийся тогда христианскими подвижниками. К несчастью, хозяин корабля был морской разбойник, который, пленясь красотой супруги Евстафия, решился овладеть ею. Пристав к берегам Африки, корсар высадил Евстафия с детьми на берег и объявил, что его супругу оставляет у себя рабой. Никакие просьбы и мольбы не смягчили сердце варвара: он отплыл от берега и скрылся из виду.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Теперь видно наступило то время, когда монахи должны спасаться только терпением скорбей. Об этом было давно предсказано св. Отцами. Так, когда Пахомий Великий молился о будущей судьбе обители своей, то открылось пред ним видение: пред его глазами был роъ, наполненный иноками. Одни хотят выдти из него, но не могут, и тогда как поднимаются к берегу, другие приходят и останавливают их. Только не многие с трудом выходят из рва и их осиявает свет. С рыданием повергся на землю Преподобный. «Господи! взывал он, если такова судьба иноков, то зачем Ты восхотел, чтобы были киновии и монастыри. Помяни завет Твой, в котором Ты обещал до конца сохранить служащих Тебе. Ты знаешь, что с тех пор, как я принял на себя иноческий сан, я смирялся пред Тобой, не вкушал до сыта хлеба и воды». Тогда он услышал голос: «не хвались слабый человек, но проси прощения; все держится Моим милосердием». Пахомий, повергшись на землю, умолял о прощении. Во время смиренной молитвы явился ему Господь Иисус и сказал: «семя твое духовное не оскудеет до конца века. А из тех иноков, которые будут после тебя, многие выдут из глубины рва и явятся высшими нынешних иноков; потому что без руководителей спасутся; иные спасутся чрез напасти и скорби и явятся равными великим святым». После сих слов Господь вознесся, и Пахомий возблагодарил Бога (Истор. прав. монаш. на восток. П. Казанского . Москв. 1854 г. ч. 1 стр. 191, 192; слич. Достопам. сказ. о подвижн. св. и блаж. отцев. Спб. 1871 г. стр. 140). Верно слово Божие. Никогда не оскудеют св. иноки воспаряющие к небу из рва погибели, собственными ли подвигами или великими скорбями от вне приражающимися. У нас в России всегда бывали иноки дивной жизни, а с половины прошедшего до четверти настоящего века во многих монастырях жизнь монашеская уподоблялась жизни древних иноков. Она была возбуждена и оживлена учениками Молдовлахийского, Нямецкого монастыря архимандрита Паисия Величковского , поддержана митрополитами Гавриилом, Самуилом и Платоном, святителем Тихоном, и другими многими архипастырями чрез распоряжения и особенно чрез собственную подвижническую жизнь. Монастыри были наполнены множеством монахов строгой жизни, особенно в епархиях санктпетербургской, новгородской, в киевской, московской, владимирской, тамбовской, курской, орловской, калужской, ярославской, вологодской и воронежской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

IV. Св. Исаак Сирин говорит: «Если вожделеваешь добродетели, то предай себя на всякую скорбь» (Сл. 34). Он же: «Предай себя на то, чтобы умирать в подвигах и не жить в нерадении, ибо не только те мученики, которые прияли смерть за веру во Христа, но и те, которые умирают за соблюдение заповедей Христовых» (Сл. 5). V. Марк Подвижник говорит: «Добродетель одна, но многообразные имеет действия» («О дух. законе», гл. 199). VI. Авва Антоний говорил: «Кузнец, взяв кусок железа, наперед смотрит, что ему делать: косу, меч или топор; так и мы сначала должны подумать, к какой нам приступить добродетели, чтобы не напрасно трудиться» («Сказ. О подвижн. св. отц.», стр. 14). VII. Авва Диодор каждый год начинал какой-нибудь добродетелью. «В этот год, – говорил он, – я не стану ни с кем говорить или не буду есть яблок либо овощей». Так подвизался он в постепенном самоотвержении каждый год (там же, стр. 83). VIII. «Как стяжать добродетель?» – спросили однажды посетители подвижника Иоанна. Старец отвечал: «Если кто хочет стяжать добродетель, то не прежде может стяжать ее, как когда возненавидит противный ей порок; итак, если ты хочешь иметь плач, должен возненавидеть смех; хочешь ли иметь смирение – возненавидь гордость; хочешь ли быть воздержанным – возненавидь пресыщение; хочешь ли быть целомудренным – возненавидь сладострастие; хочешь ли быть милостивым – возненавидь сребролюбие; желающий быть незлопамятным, пусть возненавидит злословие; желающий не развлекаться, пусть пребывает в уединении; желающий удержать язык, пусть заградит уши свои, чтобы не слышать многого; желающий всегда иметь страх Божий, пусть возненавидит телесный покой, возлюбит скорбь и тесноту, и тогда искренно может служить Богу» (Луг дух., гл. 195). IX. Св. Иоанн Златоуст советует в деле спасения начинать с легкого, чтобы постепенно дойти до совершенства. «Подражайте в этом случае, – говорил он, – хоть прилежанию юных детей: они прежде всего заучивают начертание букв, потом стараются узнать их в сложении, и наконец этим путем доходят и до чтения. Будем и мы поступать так же: разделивши добродетель на части, прежде всего научимся не клясться, не преступать клятвы, не злословить; потом, переходя к другой букве, научимся не завидовать, не любить плоти, не угождать чреву, не упиваться, не быть жестокими и нерадивыми, дабы от сих добродетелей опять перейдя к духовным, старались о воздержании, целомудрии, правде, презрении славы, о кротости и сердечном сокрушении, и все это совокупляли вместе и написывали в душе нашей. И во всем этом мы можем упражняться дома со своими друзьями, с женою с детьми» (Бес. 1 на Ев. Мф.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Миролюбивый император согласился, тем более, что Арий на вопрос императора: «Так ли ты веруешь, как утвердили отцы на Никейском соборе», скрыв на груди своей под одеждою хартию, на которой было написано его суемудрое еретическое учение, отвечал, ударяя себя в грудь: «Так верую». Император согласился. Но Бог, Который, по слову св. Писания, поругаем не бывает ( Гал. 6:7 ), не замедлил наказать еретика. Св. Александр, архиепископ Александрийский, который, по распоряжению императора, должен был принять Ария в общение с церковию, зная его упорство, всю ночь накануне дня, в который должно было принять Ария, молился, чтобы Господь не попустил злейшему врагу вторгнуться в церковь . Господь внял молитве святителя. Утром Арий, окруженный своими единомышленниками, с торжеством намеревался вступить в церковь  и с лобзанием Иудиным приступить к св. причастию, но на пути в церковь вдруг почувствовал страшную внутреннюю болезнь, от которой всё чрево его, как у Иуды, распалось, и он тут же и скончался постыдным образом («Ч.-М.» 30 авг.). 13. Ересь – страшный грех К преп. Агафону пришли иноки с тем, чтобы испытать его веру и смирение. – Ты ли отец Агафон? – спросили они, как бы не зная его. – Я Агафон, грешный раб Божий, – отвечал старец. – Ходят слухи, будто ты человек гордый и невоздержный? – Совершенная правда, – отвечал преподобный. – Говорят еще, будто ты лжец и любишь пересуживать других? – И это правда! – сказал Агафон. – Слышно также, будто ты еретик? – Неправда! – возразил старец. – Для чего принимаешь на себя все пороки, а от последнего отрицаешься? – Те пороки обыкновенны человеку, а ересь есть богоотступничество, – чего я, при всех моих грехах, принять на себя не могу и не хочу («Дост. сказ. о подвижн. св. отцов»; сн. Хр. чт. 1856. Март отд. III, стр. 168). 14. Карательное действие суда Божия над богоотступником в угрызениях его совести Св. Вадим жил в 4 веке в персидском царстве. В то время персидский царь Саворий воздвиг жестокое гонение на христиан. Все, которые не хотели поклоняться солнцу и огню, по повелению царя были осуждаемы на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2839 Гл. 180. 181. 189. – Лиц, интересующихся более точными и подробными справками топографического и исторического характера относительно всех перечисленных выше пунктов Палестинских, Сирийских, Киликийских и Финикийских путешествий Мосха, отсылаю, во избежание повторения, к книгам, посвященным выяснению истории Палестинского и Сирийского монашества, и топографии Святой земли: – Олтаржевский, Ф., Иером., Палестинское монашество с IV до VI века, Прав. Палест. Сборн., т. XV, вып. 2., СПБ. 1896; Сладкопевцев П., Древние Палест. обители и прославившие их Св. подвижники. Вып. I–IV, СПБ. 1895–1896,–Изд. Имп. Прав. Пал. Общ. (в виде же статей – см. Душеп. Чт. за 1884–1885 гг.); Сладкопевцев П., Древние Сирийские Обители и просл. их св. подвижн., Вып. 1–2, СПБ. 1902 г., Изд. Имп. Прав. Пал. Общ.; Иером. Анатолий. Исторический очерк Сирийского монашества до половины VI века. Киев, 1911 г., (напр. стр. 200–201; 273–275 и др.); Палестинский Патерик (перев. и прим. проф. И. Помяловского), изд. Имп. Пал. Общ., вып. 4, СПБ. 1885 (житие св. Саввы Освященного), вып. II (Евфимия Вел.), вып. III (Иоанна Молчальника), в. IV (Илариона В.), в. V (Порфирия Газ.), в. VI (Герасима Иорд.), в. VII (Кириака Отшельника), в. VIII (Феодосия Кин.), в. IX (Георгия Кипрского), в. X (Харитона Испов.); Феодосий. О местоположении святой земли начала VI в., изд. Проф. И. Помяловского, Прав. Палест. Сборник, т. X, вып. 1 (28.), СПБ. 1891: Аркульфа рассказ о святых местах, записанный Адамианом ок. 670 г., изд. и пер. И. Помяловского, проф., Пр. Пал. Сб., т. XVII, в. I (49 в.) СПБ. 1898 г.; повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест (пер. пол. IX в.), изд., пер. и объяснил В. Г. Васильевский , Пр. Пал. Сб., т. IV, в. 2 (в. 11), СПБ. 1886 г.; Путник Антонина из Плаценции конца VI в., изд. И. Помяловского, Пр. Пал. Сб., вып. 39; А. Л(еонид)а. Старый Иерусалим и его окрестн., из записок инока-паломника, М. 1873, стр. 389–466; есть данные в сочинениях – Гейки, Антонина, Олесницкого.– 2840 606–620 (Филарет, Луг Духовный, VII с), 611–621 (Порфирий, Александрийская Патриархия, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

книгами), вследствие чего деятельность его вообще рассеивалась и клонилась в особенности к невыгоде тех предметов, которым менее симпатизировал наставник. Такое разнородное сочетание предметов не только узаконено было синодским расписанием 1840 г., но потом постоянно практиковалось и самим семинарским правлением, которое, изменяя расписание по тому или другому поводу, и назначая наставнику то тот, то другой предмет, имело в виду главным образом уравнение числа уроков между наставниками (так как вознаграждение было не поурочное) и мало соображалось с степенью знания предмета и сочувствия ему. Так в 1844 г., когда было обращено особенное внимание на изучение новых языков в спб. семинарии, на немецкий язык назначен был кандидат спб. академии К. (германский уроженец) и затем ему еще даны: латинский язык, православное исповедание и богослужебн. книги, предполагалось, что и эти предметы он должен был знать так же, как и немецкий язык, хотя он окончил академический курс в числе последних кандидатов, подобно своему предшественнику по этим предметам У., определенному первоначально только на финский яз. При первой же после того ревизии оказалось, что православное исповедание и богослужебн. книги преподавались «неудовлетворительно», и наставника предложено было уволить (см. стр. 425), между тем он 5 лет состоял на означенных предметах. Наставник З. несколько раз перемещался с предмета на предмет, он преподавал и библейскую историю с Свящ. писанием, и церковный древности, и философию; наконец его определили на гражд. историю, кроме еще греч. языка. Между тем для истории-то он, кажется, по преимуществу, был неудобен, обладая физическим недостатком заикания и постоянного кашля, что во время его рассказов по истории служило лишь забавой для воспитанников и помехой их должному вниманию. В 1856 г. на немецкий язык определен был немец Брандт, и правление должно было соединенные с немецким языком предметы распределить между другими наставниками, причем вышли сочетания тоже весьма неестественные: преподавателю гражданской истории дано православное исповедание, профессору словесности – богослужебные книги, к физике с латинским языком присоединена история раскола, математику же отделили от физики и соединили с сельским хозяйством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его техническая вооруженность: 1 узкоколейных лесовозных железных дорог для вывоза древесины из лесосек к сплавным рекам общим протяжением главного пути 86 километров и временных усов при них 62 километра. На дорогах работает 17 паровозов и 620 узкоколейных вагонов. Производственная годовая мощность всех дорог по вывозке древесины – 2180т. кбм. 7 автолежневых дорог общим протяжением 100 км с годовой производительностью – 100 т. кбм. 5 тракторных ледяных дорог общим протяжением 115 километров, оснащенных 68 тракторами и 600 тракторными санями. Сезонная мощность тракторных дорог – 560 тыс. кубометров. Лесные площади, закрепленные за ББК, – на 90% заболоченные участки, почему развитие тракторной вывозки на них экономически невыгодно. Поэтому – в летний период – ББК производит гужевую вывозку по кругло-лежневым дорогам, общее протяжение которых – 2617 км. Для сплавных работ ББК располагает следующими агрегатами и механизмами: 36 км перепускных лотков, 8 водоудержательными и перепускными плотинами, 4 блокстадами для сплотки и погрузки древесины, 8 транспортами, 46 сплоточными агрегатами, 16 катерами и 6 варповальными лодками. Кроме того, для деревообработки комбинат имеет: 2 стационарных лесопильных завода с 5-ю лесорамами годовой производительности по выпуску пилопродукции 232 тыс. кубометров. 11 переносных лесопильных заводов с 11 лесорамами годовой производительности по выпуску пилопродукции – 176 тыс. кубометров. 14 шпалорезных установок с годовой производительностью по выпуску шпал 1300 тысяч штук. Деревообделочные комбинаты по выработке мебели и строительных деталей с годовой производительностью по выпуску готовых изделий на сумму 4,5 млн. рублей (в неизменных ценах). За 1939 год комбинат заготовил 6.603 тыс. ф/м 78 . древесины, вывез – 6.522 тыс. ф/м, реализовал – 6,364 тыс. ф/м. План 1940 г. – по заготовке – 6.000 тыс. ф/м; по вывозке – 6.000 тыс. ф/м, по сплаву – 3.460 тыс. ф/м. ОНЕГОЛАГ Онеголаг производит лесозаготовительные работы в приписных лесах Архангельской области общей площадью в 706 тыс. га и запасом лесонасаждений – 79,020 тыс. кубометров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010