См. Истор. обозр. богослужебн. книг греко-российской Церк. Киев 1836 г., стр. 155, 156. 100 См. Созомена Н. Е., lib. 8, cap. 8; lib. 3, cap. 19, 20. Сократа Н. Е., lib. 6, cap. 7, 8. Феодорита, lib. 2, cap. 4. Никифора Каллиста Н. Е., lib. 13, cap. 8, lib. 9, cap. 24. Георгия Александрийского в Жизни Златоустого. Св. Златоусту содействовала в святом деле сама императрица, жена Аркадия, Евдоксия. Она дала певчим учителя, который, по соображению свидетельств Созоменова и Никифорова с Сократом, полагал песни на ноты и быль вместе регентом хора. Для совершения крестовых ходов она же пожертвовала много серебряных крестов. Таким образом все: и самые песни, как песни такого пастыря, каков, был св. Иоанн, и стройность песнопения, и внешнее благообразие торжественных богослужений, какими были особенно крестные ходы. – все способствовало к победе над нечестием. Скоро песни православных, пишут историки сего времени, оказались славнее арианских. Тогда Ариане из зависти, в одну ночь делают нападение на православных певцов и камнями, какие метают на них, убивают начальника хора Бригона и многих других. Раздраженный этим бесчестным и злодейским поступком, император запретил арианам петь гимны публично. 101 ’Ευχολγιον Goari, Edit. II. Venetius. 1730 a. – Какие из множества тропарей, поемых в церкви православной, имеют своим автором святого Иоанна Златоустог о, не знаем. Но так как Святитель сей составлял песнопения свои и устроял торжественные с оными крестные ходы против арианского злочестия, то можем сделать предположение, что великому Святителю принадлежат некоторые из тропарей, Господских праздников, где исповедуется Божеское величие Иисуса Христа. Для незнакомых с песнопениями православной церкви Греко-Восточной, если найдутся из них читатели этой книги, не лишним считаем здесь привести тропари Господских и Богородичных праздников: На Рождество Пресв. Богородицы: Рождество твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной, из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос Бог наш, и разрушив клятву даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

640. с. Загорцы 263 (при рч. Губарихе) волости Перерословской. Церковь во имя Святого Онуфрия. Построена в 1791 г., но кем – неизвестно. Деревянная, крепка. При ней дерев. колокольня, построенная в 1885 г. на средства прихожан. Утварью церковь посредственна, а ризницею и богослуж. книгами бедна. Проводы бывают в Светлую субботу. Копии метрич. книг хранятся с 1751–1881 гг., а испов. ведом. с 1800–1831 гг. Опись церк. имущества составлена в 1884 году. Земли: пахот. 24 дес. 91 саж., сенок. 3 дес. 1,442 саж., в лесу в урочище «Гнилая-Долина» 5 дес. 2,058 саж. – всего 33 дес. 1,972 сажени (усад. земля заменена на пахотную). На эту землю имеется эрекция, данная 8 декабря 1810 г. помещиком Иеронимом Валевским и хранящаяся подлинником в архиве Волын. дух. Консистории; копия с неё хранится в церкви. План на эту землю составлен в 1854 г. наёмным землемером Кисловским, но так как на нём пропущен сенокос с лесом в урочище «Гнилая-Долина», то причт его не принимает. От церкви земля в 2 вёрстах. Домов и хоз. построек для причта нет. Дворов – 34¼, прихожан – 274 д. об. п.; рим.-кат. 11 д. об. п., евреев 9 д. об. п. Церковь эта приписана с 1830 г. к предшествующему приходу с. Юськовец в 3 вёрстах. Итого в 4-м благочинническом округе Острожского уезда находится всего 27 церквей, из коих 17 приходских самостоятельных, 8 приписных и 2 кладбищенских. 5-й благочиннический округ Острожского уезда Церкви этого округа расположены к югу от г. Острога, в самом южном углу Острож. уезда, в расстоянии от 20 до 60 вёрст от Острога. Благочинным состоит священник с. Бережинец Иоанн Стефанович Струменский (с 1887 г.). 641 . с. Бережинцы 264 (при речке Ридке) волости Семеновской, от Житомира 190 вер., от Острога 60 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Славуты 60 вер., от ближ. почт. ст. Ямполя 12 вер., от ближ. приход. с. Денисовки 3 вер., с. Туровки 5 вер. и с. Бесовки – 8 вёрст. Приход 7-го кл. Церковь во имя святого Архистратига Михаила. Построена 1773 г., но кем – неизвестно. Деревянная, стара. Утварью, ризницею и богослужебн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

10 А. Н. Петров . Апокрифическое пророчество Царя Соломона о Христе, находящ. в простран, житии св. Константина Философа. По списку XIII в. «Памяти, древн. письм. CIV. “ Петрогр. 1894 г. См. также: А-др Веселовский. Сказ. о Вавилоне, в «Изв. Отд. рус. яз. и слов”, 96 г., т. I, кн. 4; на стр. 687–8 соображения о «преобразовательной связи Соломона с историей крестнаго древа“. Граль хранился некогда в Соломоновом храме, в ковчеге Завета. Хранители его были священники и в то же время цари. По восточному сказанию, из храма Граль переносится в храм же: из Соломонова храма – в Юстинианов; хранимый прежде в ковчеге Завета ветхого, ныне хранится на престоле Завета нового. – В описании Иерусалима, составленном анонимом в IV в., читаем: «входим в святилище базилики св. Константина, где находится... та чаша, которую благословил Господь и дал ученикам своим пить. («Палестинс. сборн.“, вып. 7, стр. 95–96). От XIII века, когда на Западе впервые лишь у де Борона создается произведение, в котором Граль является впервые для Запада чашей Христа, до нас дошел уже целый русский памятник, повествующий о том же. 13 В. И. Ламанский. «Славянское житие св. Кирилла, как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник.» «Журн. Мин. Нар. Прос.», 1904 г., 1, стр. 165. – Данными в пользу утверждения Кириллова апостольства на Руси, Ламанский считает: 1) свидетельство мниха Храбра о 855 г., как годе появления славянс. азбуки и слав. богослужебн. книг, 2) свид-во патр. Фотия о крещении Руси и о назначении руссам епископа вскоре после отступления Руси из Царьграда (при Аскольде), 3) новонайденные (Кюмоном) известия о нашествии Киевск. Руси на Царьград в 860 г., 4) полнейшее умолчание натр. Фотием о хазарской миссии и епископе, 5) факт посылания Фотием Кирилла с Мефодием в северскую страну, «где он и крестил 200 душ простой чади.“ «Новая русская церковь и новый порядок вещей на севере появились еще за 120 слишком лет до крещения Владимира и до отправления из Константинополя в Русь митроп. Михаила: первый для Руси епископ был поставлен еще патр. Фотием. Новыми же русская церковь и порядок вещей на севере с крещения Владимира могут быть названы лишь в том смысле, что при нем впервые на Руси представитель верховной власти и тогдашний ее официал. мир не только присоединились к христ-ву, но и стали принуждать и обязывать к нему все языческое население“ (167 стр.). «При первом крещении Руси (в 861 г.) были принесены к нам и славянское письмо и славянское богослужение“ (165 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христианское пение также обозначалось (подобн[ыми] знаками) буквами своего алфавита. По крайней мере, так было в IV веке. Ефрем Сирин употреблял то же средство для обозначения пения, которое было в общем употреблении. Алфавитн[ое] нотописание было в последнее время своего существования довольно сложно и растянуто, поэтому на Востоке начали заботиться о возможном сокращении и упрощении его – тахиграфии 71 . Впоследствии это искусство тахиграфии развилось с такой силой (на Западе), что все почти отрасли – 72 имели свои знаки. Упоминается о нотах для судебных актов и пр. Таким образом развилась скоропись музыкальная, и уже в III и IV веках явилось крюковое обозначение нот. Новейшие исследователи вполне определили это пение. Один исследователь говорит, что пение крюковое развилось очень скоро. Крюковые ноты значительно облегчили музыкальное письмо и (скоро) совершенно вытеснили древнюю форму нот. Крюками писали Григорий Великий и Иоанн Дамаскин . Простота крюкового нотописания заключалась в том, что крюков требовалось меньше для означения известной мелодии. Иногда крюк обозначал собой целую строку. В отношении письма оно действительно преимуществовало в сравнении с алфавитн[ым] нотописанием, но для исполнения эта легкость условная. По происхождению своему это нотописание (крюковое) не вполне независимо; оно произошло от сокращения буквенного (алфавитн[ого]) нотописания. Первоначально крюки были – те же буквы, но только в сокращен[ном] виде, по причине допущения произвола в самой форме их писания. После Дамаскина крюковая система осталась неизменной, а изменилась только в том отношении, что несколько (5, кажется) раз изменялись только одни крюки, то некоторые из них выпускались, то принимались снова. И до сих еще пор у греков преобладает крюковое пение нот. Ноты Первый вопрос. Так как христианская вера перешла к нам непосредственно от греков, то, на первых порах, естественно думать, что и богослужебн[ое] пение заимствовано прямо от греков. С этим согласно и свидетельство летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

В лице Предтечи Церковь прославляет и всех пророков. В среду и пятницу совершается воспоминание страданий Господа и смерти Его на Кресте, потому полагаются молитвословия и песнопения Животворящему Кресту, на котором Господь претерпел смерть за род человеческий и который стал орудием нашего спасения. В четверг воспоминаются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских. В субботу прославляются все святые (мученики, святители, преподобные и др.). Кроме того, в субботний день Уставом допускается совершение службы за умерших членов Церкви 50 . Наконец, следует заметить, что каждый день седмицы полагаются молитвословия и песнопения в честь Матери Божией (канон на повечерии и Богородичны после стихир и тропарей). Также преимущественное прославление Богородицы осуществляется в воскресенье, среду и пятницу (в эти дни в Октоихе Ей посвящаются особые каноны на утрене), так как Матерь Божия стояла при Кресте Господа, сострадая распятому Христу, а также была свидетельницей Его Воскресения. §3. Годовой круг богослужения. Важнейшие православные праздники С каждым днем года Церковь соединяет какое-либо особое воспоминание: она празднует события из истории земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, из истории Церкви Христовой, а также творит память какому-либо святому, часто в один день – двум или трем святым. Все богослужения, совершаемые в течение года, и составляют годовой круг. Годовой круг богослужения делится на две части: подвижный и неподвижный. Подвижный круг богослужения состоит из подготовительного периода к Великому посту, самого периода Великого поста и периода Пятидесятницы. Само название подвижный круг связано с тем, что даты праздников и седмичных богослужений данного периода меняются каждый год в зависимости от даты праздника Пасхи. Самая ранняя Пасха бывает 22 марта (в 2010 г.), а самая поздняя дата Пасхи – 25 апреля (ближайшая по времени такая Пасха будет в 2078 г.). Песнопения служб подвижного круга содержатся в двух книгах: Постной Триоди (от Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы) и Цветной Триоди (от Недели Пасхи до Недели Всех святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

За его жертвенность Господь его миловал. Но были храмы, где были послушные властям старосты. Из-за таких храмы начинали разваливаться. Скажем, вместо того, чтобы купола перекрывать, замажут дырку марлей, затонируют в цвет, а дыры через полгода опять проявлялись. Атмосфера была тяжелая, но многие старосты  воцерковлялись. Всякое бывало. В одном храме был староста, пришел на работу к концу года, когда годовой отчет сдавать, а годовой отчет был — страшное дело, нужно было его строго до 10 января сдать, иначе большие проблемы могли быть. И вот он приходит в храм — впервые, ничего не знает, все для него в новинку. Видит, люди подходят к столику, что-то целуют. Он у священника спрашивает, а что это они, мол, делают, чего целуют, а он ему серьезно так говорит:  «Годовой отчет!».  Тот восклицает «да-а!», отошел, задумался  — это ему было понятно. — Когда Вы стали более активно участвовать в церковной жизни Москвы? —  8 декабря 1988 года проходило первое Епархиальное собрание, тогда еще опыта мало было, не знали, как его проводить. Но отец Матфей Стаднюк  все правильно сделал: два кандидата были назначены от Патриарха, два — для избрания. А митрополит Владимир (Сабодан) (с 1984 по 1992 год — Управляющий делами Московской Патриархии — Прим. ред .) заметил, что из двух кандидатов двоих выбирать нельзя, надо еще хотя бы двоих предложить. Отец Матфей выбрал меня и отца Сергия Суздальцева. И неожиданно большинством голосов я был избран в Епархиальный совет. С тех пор так и остался в этой орбите. Был сначала благочинным Северного округа. В 1991 году, когда количество храмов увеличилось вдвое, Северное благочиние разделилось на Троицкое и Всехсвятское, меня уже назначили настоятелем храма Большое Вознесение  и благочинным Центрального округа. Я старался вникать в епархиальную жизнь еще в Академии, когда писал работу «Московская епархия в 80-90-е годы XIX века» и в связи с этой темой объезжал и те храмы, о которых упоминал в работе. Потом постепенно и большую часть московских храмов посетил, собирал альбомы, старые фотографии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205243...

Судье розрядному да печатного двора дьяку: по белуге, по 10 фунтов икры, по 15 пучков вязиги человеку. Ноября 29, велено учинить годовой обиход села Игнатовского новоприемному коровнику Якушке Иванову на место бывшего коровника Власка Иванова и обиход по сроком давать. Подьячему Ивану Григорову на прошлой 206 год николаевского сроку рыбы белуга, 5 фунтов икры, семги тож. Ноября 30, по указу святейшего патриарха, ямского приказу сторожам 4 человеком осетр. Велено повару Андрюшке Васильеву давать годовой обиход: рыбу, икру и соль против его братьи по строкам. Велено села Владыкина старцу Савватию давать обиход против его братьи поселских старцов. Приказу болшаго дворца сторожам 8 человеке м 4 осетра. Велено учинить годовой обиход села Троицкого-Голянищева новоприемному скотнику Власку Иванову, что давано Исачку Федорову. Декабря 1, Козме Боровитинову да Петру Соболеву николская дача: по чалбушу белужью, по 5 фунтов икры, семги потомужь. Декабря 3, по имянному святейшего патриарха указу и по докладной выписке, в Николаев монастырь, что на Перерве, игумену з братьею на праздник Николая чудотворца: белуга, осетр, семга подносная, полпуда икры арменской. Докладывал и указ сказал келейной монах Герасим. Печатного приказу подьячим, 3 человеком, по осетру против дачи 206 году. Святейшего патриарха дворцового и казенного приказов старым подьячим: по белуге, по 5 фунтов икры, семги потомужь. Средния статьи подьячим: по осетру, по 4 фунта икры, семги потомужь. Молодым: по чалбушу осетрью, по 4 фунта икры. Розрядного приказу старым подьячим по осетру. Средние статьи и молодым подьячим, за умалением рыбы, отпускать не велено. Декабря 4, Алексею Головкову николская дача: рыбы чалбуш белужей, 4 фунта икры, семги тож. Велено приспешнику Васке Кирилову давать обиход против его братьи. Дьяку Якову Никонову белуга, косяк хрящевой, пол-пуда икры паюсной; подьячему Петру Исакову белуга, косяк хрящевой. Декабря 5, на Воронеж з дворецким Матвеем Григорьевичем Баскаковым, по росписи, за справою подьячего Ивана Григорова: теша виноградная, белуга горбуша, коса, косяк хрящевой, косяк мякотной, 20 тешек отборных, связка вязиги, пуд икры паюсной, 2 звена тешевых, 7 белуг, 5 осетров, осетр просолной, 2 пуда семги, щетом 6 семог, ведро кавардаку, пол-осмины сухарей, хлеб белой, 5 хлебов брацких, пол-осмины круп грешневых, четверик снетков, пол-пуда соли, кулек луку, пол-фунта збитню, пол-белуги просолныя, пол-осмины муки крупичатой, осмина муки подрукавной, ведро масла конопляного, четь ведра масла ореховова, 3 тумака, 2 огнива, пуд икры зернистой, 10 фунтов меду, 10 золотников шафрану, 2 фунта изюму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Троице-Одигитриева Зосимова женская пустынь, общежительная обитель, основана была в 1826 г., тогда в ней подвизалось около 40 сестер, а в конце 60-х гг. уже 160 монахинь и послушниц; годовой доход монастыря доходил до 4000 рублей, складывался он из пожертвований и прибыли от монастырского хозяйства и большого доходного дома в Москве, подаренного монастырю. Никакой особой социально-благотворительной деятельностью этот монастырь не занимался. Спасо-Влахернский женский монастырь с общежительным уставом основан был в 1854 г., в конце 60-х гг. в нем было уже 170 монахинь и послушниц; годовой доход монастыря составлял до 5000 рублей и складывался опять-таки из пожертвований и прибыли от монастырского хозяйства и доходного дома в Москве. Никакой особой благотворительной деятельностью и этот монастырь не занимался. Крестовоздвиженское сестричество с общежительным уставом было основано в 1856 г., в нем было 100 сестер; годовой доход обители складывался из пожертвований и составлял около 2000 рублей; сестричество организовало бесплатную школу, в которой обучалось 30 девочек. Четыре первые из названных здесь обителей содержали также монастырские гостиницы, которые не давали им дохода . Это примеры, типичные не только для Московской епархии, но и для многих женских монастырей середины XIX в. по всей России. То была эпоха, когда монастыри еще только начинали свою социально-благотворительную деятельность. Если же взять отчеты обер-прокурора Святейшего Синода за 80-е гг. или описания епархий, относящиеся к этому времени, то перед нами предстанет совершенно иная картина . В 1887 г., например, монастыри содержали 93 больницы и 66 приютов для престарелых, две трети из которых приходились на женские монастыри, при этом мужских монастырей было тогда 469, а женских только 202 (отчет за 1887 г.). В 80–90-е гг., в эпоху Александра III (1881–1894), когда правительство поощряло учреждение церковно-приходских школ, почти во всех женских монастырях открывались такие школы, обычно для девочек, и всегда на средства самих монастырей .

http://sedmitza.ru/lib/text/436669/

6. О следствиях падения наших прародителей по изображению св. отцов и учителей церкви 1-е следствие: потеря благодати Божией. Об этом блаж. Августин так говорит: «Как только совершилось нарушение заповеди, тотчас оставила праотцев благодать Божие, и они устыдились наготы тел своих» (De civim. Die XIII, 13). 2-е следствие: болезни, скорби, изнеможение. Повредивши все силы души, грех прародителей, как действие противоестественное, неизбежно произвел подобное же расстройство и в их теле, внес в него семена всякого рода болезней, усталости в трудах, расслабление и страданий. Все это признавали за следствие прародительского греха и учители церкви, например: а) Феофил Антохийский: «Из греха, как будто из источника, излились на человека болезни, скорби, страдания» (Theophil. ad Autol. II, 25); б) Ириней: «В осуждение за грех муж приял печали и земной труд, и то, чтобы вкушать хлеб в пот лица своего... равно и жена прияла печали и труды, и воздыхание, и болезни рождение...» (Adv. haeres. III, 35; V, 23). 3-е следствие: смерть телесная 107 . Василий Великий так учит об этом: «Адам, как согрешил по причине худого произволение, так умер по причине греха: «Оброцы бо греха, смерть» ( Рим. 6:23 ); в какой мере удалился от жизни, в такой приблизился к смерти: потому что Бог – жизнь, а лишение жизни – смерть; поэтому Адам сам себе уготовал смерть чрез удаление от Бога, по написанному: «удаляющие себя от Тебя погибнут " ( Пс. 72:27 ). – (Бесед. о том, что Бог невинов. зла, в Тв. св. отц. VIII, 155. Снес. слов. о подвижн., там же IX, 68); Григорий Нисский : «По падении своем первый человек жил еще многие сотни лет; но не солгал Бог, когда сказал: «в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» ( Быт. 2:17 ), – ибо чрез то самое, что человек отчуждился от истинной жизни, над ним в тот же день исполнился приговор смерти, а чрез несколько лет после постигла Адама и смерть телесная». Златоуст: «Хотя много лет жили еще прародители, но как только услышали они: «земля еси, и в землю отъидещи» ( Быт. 3:19 ), то приняли приговор смерти, – соделались смертными, и с тех пор, можно было сказать, что они умерли; для означения этого и сказало Писание: «в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» ( Быт. 2:17 ), т. е. услышите приговор, что отселе вы уже смертны» (In Genes. homil. XVII, п. 9; сн. homi. XVI, п. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

111  Мысль о том, что в древности главною формою жизни был брак, а девство явилось во всей силе лишь с пришествием Христа, ясно проведена и у св. Киприана в его сочинениях о девстве, где он говорит, что в то время, когда мир не был еще так населен, род человеческий размножался и распространялся, наполнял его собою: но когда он достиг надлежащей полноты, с того времени могущие вместить воздержание и жить подобно скопцам делают себя скопцами для царствия небесного ( Мф.19:11–12 )» (II, 141 стр.) 120  V, 302 стр. (К Виталиану от сыновей).Срав. Св.  Иоанн Дамаскин  «Точное изложение Правосл. веры» (русск. перев. СПб. 1894 г.) IV кн. гл. IX (о вере и крещении): «Шестое – крещение чрез покаяние и слезы, истинно трудное» 124  Ibid. – 276 стр. (Письмо к Максим. схоластику) Срав. Добротолюб. I, 31 стр. (Настав. св. Ант. Велик.) Преп. Макар. Бес. XXXVII, § 10. 129  Твор. св. Григор. Нисск. I т. 88 стр. (Об устроении человека). – Относительно сочинения св.  Григория Нисского  «Об устроении человека " » нужно заметить, что оно не будучи писано с специально-аскетической целию, тем не менее заняло весьма видное положение в доктрине подвижничества как своего (Евагрий Монах – «Наставлен. о подвижничестве», Доброт. I т., 579 стр.), так последующего времени. Причина этого кроется в самом характере суждений сочинения, близко граничащих с аскетизмом. Ведь сущность аскетики заключается в пламенном стремлении очистить от страстей образ Божий в человеке, но вопрос об образе Божием в человеке со многими сюда относящимися суждениями занимает большую половину упомянутого творения. Вот почему между прочим в средние века сочинение это прямо известно было под именем: «Об образе Божием в человеке». 146  Добротолюб. I т., 25 стр. (Настав. св. Антон. Велик.). Срав. преп. Марк. Подвижн. – «О законе духовн. 200 глав» – 179 гл. 150  Твор. св. Васил. Велик. V, 239–240; 366–367 стр. (Правила, крат. изложен. в вопрос. и ответ.) 154  Ibid. – V, 424 стр. (Подвиж. уставы; гл. 17-я) II, 393 стр. (Толков. на прор. Исаию, гл. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010