Понятие и предназначение христианского церковного праздника, праздники непереходящие (неподвижные) и переходящие (подвижные), иерархия праздников, посты, непереходящие двунадесятые праздники, цикл переходящих праздников. Если к седмичному богослужебному кругу относятся службы, совершаемые в какой-либо из дней седмицы (недели), то к годовому кругу принадлежат богослужения, совершаемые согласно годовому церковному календарю. Каждый из дней года посвящен воспоминанию важнейших событий Священной истории, земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, святых, апостолов, пророков, мучеников – всех угодников Божиих, прославленных в лике святых. Помимо праздников к годовому кругу относятся периоды совершения постов. Это – Великий. Рождественский. Петров и Успенский посты. Раздел Литургики, который изучает церковные праздники называется Эортологией (с греч. «праздниковедение»). Здесь рассматривается история возникновения тех или иных праздников в религиозном сознании и в быту христианской общины, их развитие, место в церковном календаре. Понятие и предназначение христианского церковного праздника . Праздники, составляющие годовой круг разделяются на непереходящие (неподвижные) и переходящие (подвижные). К непереходящим относятся праздники, приуроченные к одним и тем же дням года, независимо от дней седмицы; к переходящим – которые бывают в одни и те же дни седмицы, но приходятся на разные числа месяца. Цикл переходящих праздников начинается с Недели о мытаре и фарисее и заканчивается Неделей всех святых, включая в себя весь период Великого поста, Пасхи, Святой Пятидесятницы (всего 18 седмиц). Службы непереходящих праздников совершаются по книге Минея месячная 9 , а переходящих – по книгам Триодь Постная и Триодь Цветная. Церковный год (новолетие) начинается с 1/14 сентября 10 , открывая круг непереходящих праздников. Начало круга переходящих праздников зависит от празднования Пасхи, которое бывает между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая. Самое раннее начало подвижного цикла 11/24 января, самое позднее – 14/27 (в високосный год 15/28) февраля с разницей в 35 дней. Иерархия праздников. Самыми главными после «празднества празднеств» Святой Пасхи являются двунадесятые праздники (их всего 12 в году, семь из них относятся к непереходящим, три – к праздникам переходящим). Далее идут великие праздники: Обрезания Господня 1/14 января, Покрова Божией Матери 1/14 октября, Рождества 24 июня/7 июля и Усекновения святого славного пророка и Предтечи Иоанна 29 августа/11 сентября, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня/12 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Суббота в седмичном круге богослужения является праздничным днем. Суббота не является таким же днем радости и ликования, как воскресенье, но в субботу, как и в воскресенье, запрещен При этом в течение четырёх продолжительных постов по субботам и воскресеньям пост ослабляется, но не отменяется. Субботнее богослужение имеет свои особенности, которые отличают субботу от других дней недели. Среда и пятница каждой недели — дни поста Соблюдение поста по средам и пятницам восходит к раннехристианским предписано древними церковными правилами. Пост в среду и пятницу отменяется лишь в некоторые недели в году, которые называются «сплошными» (то есть не включающими в себя постные дни). Пост в среду и пятницу заключается, в частности, в воздержании от скоромной пищи. В эти дни следует вспоминать о страданиях, которые Господь претерпел ради нашего спасения, стараться творить дела милосердия и посвящать время чтению духовной литературы. Песнопения среды и пятницы тематически перекликаются с воскресными, так как в обоих случаях значительное внимание уделено темам Боговоплощения и распятия. 4. Годичный круг богослужения Годовой богослужебный круг разделяется на периоды, каждый из которых имеет свое богословское и духовное содержание, а вместе они определяют молитвенный ритм жизни Церкви. Соответствующие этим периодам и церковным праздникам богослужебные тексты раскрывают верующим важнейшие вероучительные и религиозно-нравственные истины христианства, тем самым наставляя и духовно укрепляя христианина на пути ко спасению. Церковные праздники и дни поминовения святых или каких-либо событий церковной истории («памяти») бывают подвижными и неподвижными. Подвижные праздники привязаны ко дню Пасхи, которая в разные годы приходится на разные даты. Неподвижные праздники закреплены за определенными днями солнечного календаря. Главным церковным праздником года является Пасха — Светлое Христово Воскресение. Пасха является «Праздником праздников» и «Торжеством вершиной всего церковно-богослужебного года (подобно тому, как Божественная литургия является вершиной и увенчанием богослужений суточного круга).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Если так, и если нам надо у кого-нибудь учиться в смысле толкования и понимания Св. Писания, к ним мы пойдем, ибо они жизнью стяжали Духа Святаго, а Господь Иисус Христос сказал, что Он — Дух Святый — наставит нас на всякую истину. Этот праздник является праздником учеников и угодников Христовых, праздником, в котором мы прославляем великих и величайших учителей Церкви, Отцов Вселенских Соборов, которые раскрыли нам истины православной веры, тех, кто стяжал Духа Святаго в своей душе. Если каждый человек есть образ Божий, то святой — это тот, кто приобрел и подобие через стяжание Святаго Духа. Аминь. 50. Преображение Господне Мы почти заканчиваем годовой круг богослужения; остается только один праздник церковного года — Успение Пресвятой Богородицы, после которого праздником Рождества Богородицы мы войдем в начало нового богослужебного года. И вот, в эти последние дни после Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы, св. Церковь неожиданно приводит нас на Фаворскую гору. Казалось бы, такой порядок праздников не соответствует последовательности Евангельских событий, потому нам прежде всего необходимо уяснить себе смысл предлагаемой Церковью последовательности праздников. Нам следует понять, почему нас, получивших обновление Святаго Духа в день Пятидесятницы и собирающихся погребать первую и последнюю христианку — Божию Матерь, Церковь снова приводит на гору Преображения. Мы знаем, что Преображение Господне произошло за сорок дней до Его крестных страданий, поэтому, если исходить из хронологической последовательности Евангельских событий, мы должны были бы праздновать его в первые дни Великого поста. Святые Отцы, творцы богослужебного устава, нашли неуместным совершать этот великий и радостный праздник в дни, посвященные сугубому покаянию и сетованию о грехах, и перенесли его на другое, более удобное время. Впрочем, в Постной Триоди мы находим указание на место, которое должен был бы занимать здесь праздник Преображения Господня. Это — неделя о Фаворском Свете, второе воскресенье поста, когда св. Церковь прославляет память одного из великих подвижников и учителей духовного делания — св. Григория Паламы, который учил, что через очищение сердца, хранение ума и постоянную молитву Иисусову мы можем еще здесь, на земле, увидеть тот Несозданный Божественный Свет, который озарил Апостолов на горе Фаворской.

http://predanie.ru/book/216419-tvoreniya...

Этот праздник является праздником учеников и угодников Христовых, праздником, в котором мы прославляем великих и величайших учителей Церкви, отцов Вселенских Соборов, которые раскрыли нам истины православной веры, как те, кто стяжал Духа Святого в своей душе, а не говорит понаслышке. Это не просто праздник людей, но православие тех, кто имел в себе Святаго Духа. Если каждый человек есть образ Божий, то святой – это тот, кто приобрёл и подобие через стяжание Святаго Духа. Аминь. Преображение Господне Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы почти заканчиваем годовой круг богослужения; остаётся только один праздник церковного года – Успение Пресвятая Богородицы, после которого мы войдём в начало нового богослужебного круга. И вот в эти последние дни, после Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы, Святая Церковь неожиданно приводит нас на Фаворскую гору. Казалось бы, такой порядок праздников не соответствует последовательности евангельских событий, потому нам, прежде всего, необходимо уяснить себе смысл предлагаемой Церковью последовательности праздников. Нам следует понять, почему нас, получивших обновление Святаго Духа в день Пятидесятницы и собирающихся погребать первую христианку – Божию Матерь, Церковь снова приводит на гору Преображения. Мы знаем, что Преображение Господне произошло за сорок дней до Его крестных страданий, поэтому, если исходить из хронологической последовательности евангельских событий, мы должны были бы праздновать его в первые дни Великого поста. Святые отцы, творцы богослужебного устава, нашли неуместным совершать этот великий и радостный праздник в дни, посвящённые сугубому покаянию и сетованию о грехах, и перенесли его на другое, более подходящее время. Впрочем, в Постной триоди мы находим указание на место, которое должен был бы занимать здесь праздник Преображения Господня. Это – Неделя о Фаворском свете, второе воскресение поста, когда Святая Церковь прославляет память одного из великих подвижников и учителей духовного делания – святого Григория Паламы , который учил, что через очищение сердца, хранение ума и постоянную молитву Иисусову мы можем ещё здесь, на земле, увидать тот несозданный Божественный свет, который озарил апостолов на горе Фавор.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Блаженный ( греч. μακριος, лат. beatus) – 1. Наименование святых юродивых. 2. Связанное с определенной традицией и не всегда последовательное именование святых, житие или кончина которых заключали в себе черты явной святости; это определение может прилагаться к святителям (Б. Константин, митр. Киевский и всея России, † 1159), преподобным (Б. Исихий Хоривит, VI в.), благоверным князьям (Б. Елезвой, царь Ефиопский, † ок. 553–555), праведным подвижникам (Б. Клеопатра, † 327; Б. Таисия, V в.; Б. отроковица Муза, V в.; Б. Никита в Царьграде, XII в.). 3. Определение, прилагаемое в России к некоторым святым неразделенной Церкви, особо почитаемым в западных исповеданиях (Б. Августин, еп. Иппонийский; Б. Иероним Стридонский и др.). 4. У католиков – наименование подвижников, прошедших беатификацию (первый этап канонизации). Богослужебные книги – книги, по которым совершается богослужение Православной Церкви, они называются также церковными. Одни из них относятся к общественному богослужению: Служебник, Часослов, Октоих, Минеи месячные, Минея общая, Минея праздничная, Триодь постная, Триодь цветная, Ирмологий, Чиновник, и Типикон, другие книги относятся к частному богослужению: Требник большой и малый, Акафистник, Канонник (две последние относятся к разряду книг для келейной молитвы). Есть Б. к, употребляющиеся и в частном, и в общественном богослужении: Евангелие, Апостол, Псалтирь, Следованная псалтирь. Большинство из этих книг необходимо для певцов хора, особенно Часослов и Ирмологий. Можно выделить книги, которые содержат последования, повторяющиеся в определенные периоды времени: Октоих, Минеи, Триоди. Богослужебный круг годовой – последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный Б. к. г. Неподвижный, связанный с солнечным календарем, включает богослужения неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный Б. к. г., связанный с лунным календарем, включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и пасхального цикла, состоящего из служб Пасхи, Пасхальной седмицы и всего периода между Пасхой и Пятидесятницей; к подвижному Б. к. г. относится также недельный цикл Октоиха. Службы неподвижного Б. к. г. содержатся в Минеях, подвижного – в Триоди постной, Триоди цветной и Октоихе. Литургические тексты Б. к. г. не являются самостоятельными службами, но включаются в богослужения суточного круга, которые представляют собой соединение почти неизменной основы с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из Минеи, Октоиха или Триоди (постной или цветной).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам св. Церковь. Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах «ныне и присно и во веки веков» и для нас закроется текущий в нем источник вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, те, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание Вечности. И для нас, грешных, самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения. А для " этого, пока еще вы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, — все, что совершается, поется, читается за богослужением. И когда мы снова ныне входим в годовой круг богослужения, будем помнить, КТО мы и к ЧЕМУ ПРИЗВАНЫ. И по мере вхождения в него, нам будет все больше открываться великая тайна Вечности. Св. Церковь верит, что мы не одни совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа ангельские силы и вся Небесная Церковь. «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», — воспеваем мы Великим постом на Преждеосвященных литургиях. И не только в эти великие дни, но и во все дни церковного года, за каждой литургией, перед малым входом, священник молится: «И сотвори со входом нашим, входу св. ангелов быти, сослужащим нам и славословящим Твою благость». Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами, уже достигших Вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в Вечность. Поэтому, во время божественной литургии священник, после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и «изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, т. е. приобщил их к Вечной Своей Памяти, которая и есть Царствие Божие.

http://predanie.ru/book/216419-tvoreniya...

В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам Святая Церковь. Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах ныне и присно и во веки веков , и для нас закроется текущий в нем источник Вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, те, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника Вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание вечности. И для нас, грешных, самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения. А для этого, пока еще вы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, – все, что совершается, поется, читается за богослужением. И когда мы снова ныне входим в годовой круг богослужения, будем помнить, КТО мы и к ЧЕМУ ПРИЗВАНЫ. И по мере вхождения в него нам будет все больше открываться великая тайна вечности. Святая Церковь верит, что мы не одни совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа Ангельские Силы и вся Небесная Церковь. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, – воспеваем мы Великим постом на Преждеосвященных литургиях. И не только в эти великие дни, но и во все дни церковного года, за каждой Литургией, перед малым входом, священник молится: Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих Твою благость. Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами уже достигших вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в вечность. Поэтому во время Божественной литургии священник после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, то есть приобщил их к Вечной Своей Памяти, которая и есть Царство Божие.

http://pravmir.ru/21-sentyabrya-rozhdest...

В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам Святая Церковь . Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключённый в словах «ныне и присно и во веки веков», и для нас закроется текущий в нём источник вечной жизни, мы навсегда останемся оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, те, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание вечности. И для нас, грешных, самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения. А для этого, пока ещё мы здесь, на земле, будем с верою, с благоговением и страхом Божиим воспринимать всё то, что мы видим и слышим в храме, – всё, что совершается, поётся, читается за богослужением. И когда мы снова ныне входим в годовой круг богослужения, будем помнить, кто мы и к чему призваны. И по мере вхождения в него нам будет всё больше открываться великая тайна вечности. Святая Церковь верит, что мы не одни совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа ангельские силы и вся Небесная Церковь . «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат» 18 , – воспеваем мы Великим постом. И во все дни церковного года, за каждой литургией перед малым входом священник молится: «Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость» 19 . Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами уже достигших вечности и живущих вечною жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в вечность. Поэтому во время Божественной литургии священник после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и «изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, т. е. приобщил их к вечной Своей памяти, которая и есть Царствие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Иконостас храма резной, из красного дерева, позлащенный, был пожертвован московским почетным гражданином Иваном Прокопьевичем Лобковым, глубоко почитавшим о. Филарета. Он прислал также для новой церкви все облачения, служебные сосуды, утварь и годовой круг богослужебных книг 622 . При о. Филарете главы соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы были украшены золотыми звездами, кресты позолочены 623 . До о. Филарета на соборной колокольне было мало колоколов. В 1836 году белоградский купец Филипп Сторожев пожертвовал Глинской пустыни большой колокол (42 пуда 3 фунта). Еще один колокол (30 пудов 12 фунтов) был отлит в 1838 году по указанию о. Филарета 624 . В 1832 году в соборе над престолом была сделана резная позлащенная сень, а в 1836 году – новый иконостас. Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы в серебряной позолоченной ризе и серебряном круге (устроенном строителем Парфением) находилась в нижнем ярусе иконостаса. Отец Филарет поставил эту святыню в серебряном киоте в виде облаков с исходящими лучами над царскими вратами, откуда она была видна всем, находящимся в храме. Во время молебнов икона спускалась на шнурах для прикладывания к ней 625 . В 1827 году Чудотворный образ был украшен золотой короной (высотой около 7 см) с аметистами и топазами, пожертвованной коллежским асессором Василием Волошиным. Посредине короны наверху был маленький хрустальный крест 626 . При о. Филарете в Глинскую пустынь был принесен другой Чудотворный образ – Нерукотворенного Спаса, в чем проявилось великое благоволение Божие к подвижническим трудам настоятеля и Глинских старцев. В монастырской описи сказано, что этот образ списан с «оригинальной иконы, писанной Евангелистом Лукою» 627 . А в рукописном описании Глинской пустыни 1829 года так написано об этой иконе: «Один из братий здешних, иеродиакон Авксентий (в миру Афиноген Андреев 628 . – А. И.) имел деда, весьма благоговейного инока, который, упражняясь в искусстве живописи, в XVIII веке, написал в посте и молитве икону Нерукотворенного Спаса» 629 . Впоследствии, в 1818 году по просьбе матери иеродиакона Авксентия замечательный образ был перенесен из г. Мурома в Глинскую пустынь в благословение ее сыну 630 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Иоанна, Болгария 14 ноября 2019, 11:23 Алле. " Вики " - не самый надежный, мягко говоря, источник информации. Если действительно интересует вопрос, то стоит прочитать более серьезные статьи не столько о самом календаре, сколько о годовом богослужебном круге Православной Церкви. И о том, какую дисгармонию вносит в него смена календаря неподвижных праздников. А подвижные никто (кроме финнов) так и не менял - за это недвусмысленно прописана анафема. Годовой богослужебный круг подключает нас к вечности. Нарушения вносят диссонанс и сбои в духовной жизни. Если она действительно - жизнь, а не просто соблюдение обрядов, внешнее, удобное существования якобы в Церкви. Михаил Чернушенко 14 ноября 2019, 10:03 Воплотившись, Господь и время стал освящать. Церковный календарь - это икона освященного Богом времени. Зачем же искажать эту икону? Очень промыслительно, что Юлианский календарь введен накануне Боговоплощения, и с тех пор не менялся. Александр 14 ноября 2019, 09:50 О. Алипий удивительный человек. Невероятно скромный, мудрый. В самые тяжкие дни переворота на Украине стоял с молитвами между беснующейся толпой " протестующих " и бойцами " Беркута " . Михаил Чернушенко 14 ноября 2019, 09:30 Оттого, что разбогатевший человек стал по воскресеньям ходить чаще в гольф-клуб, чем на литургию, он еще не перестал быть христианином. Но тенденция, однако... Так и с календарем, и с храмовой архитектурой, со стилем одежды, с языком богослужения etc. Ставший на тот или иной путь еще не прошел его. Но он уже на пути. Марина 14 ноября 2019, 05:53 Согласна с Блаженнейшим владыкой Онуфрием во всём! Алла 14 ноября 2019, 04:56 Михаил Чернушенко, мы живем на планете Земля, и нам от календаря нужно только то, чтобы он отображал истинное время года. Дату весеннего и осеннего равноденствия правильно отображает только григорианский календарь. Цитата из Вики: " Погрешность в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 10 тысяч лет (в юлианском — примерно за 128 лет) " .

http://pravoslavie.ru/125482.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010