Наше великое счастье, что мы снова входим в годовой богослужебный круг и имеем возможность еще раз со всем миром пройти его. А наша задача заключается в том, чтобы каждый посылаемый нам Господом год жизни сделать воистину временем приобщения к вечности, вхождением в то, что по бесконечной любви Божией совершилось «нас ради человек и нашего ради спасения». 2. Рождество Пресвятой Богородицы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Несколько дней тому назад мы с вами, по милости Божией, вступили в Новый Церковный год, а ныне празднуем первый великий праздник годового Богослужебного круга — Рождество Пресвятыя Богородицы. Для того, чтобы понять смысл этого праздника, а вместе с ним и других праздников церковных, нам нужно прежде всего вспомнить, что церковная жизнь есть тайна, непостижимая для тех, кто находится вне Церкви. Не случайно ведь самое важное в жизни святой Церкви — Ее средоточие, через которое мы становимся причастниками благодати Божией, мы называем — Т А И Н С Т В А М И. Сами мы, своим тварным умом не могли бы постигнуть этой тайны церковной. Но Господь, по Своей милости, постепенно открывает ее тем, кто живет в Таинствах, кто припадает к этому источнику благодати и пьет его живую воду. В жизни церковной есть много тайн, но одна из них постоянно открывается верующим. Мы входим в общение с нею и не только тогда, когда получаем благодатные дары через Таинства, но всякий раз, когда бываем в храме и участвуем в богослужении. Впрочем, для многих из нас, верующих, тайна эта продолжает оставаться закрытой. Для того, чтобы по-настоящему соприкоснуться с нею, нам нужно быть не простыми слушателями и зрителями того, что совершается в храме, но войти в опыт тех, кто были творцами богослужения и запечатлели его в составленных ими молитвах и песнопениях, начиная со времен апостольских, через мучеников и преподобных и кончая подвижниками нашего времени. Творцы богослужения, в полном согласии со всеми отцами и учителями Церкви, говорят нам о том, что человек создан для вечной жизни, что подлинной стихией, в которой только и может жить его душа, является вечность.

http://predanie.ru/book/216419-tvoreniya...

Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах «ныне и присно и во веки веков», и для вас закроется текущий в нем источник вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание вечности. А для нас грешных самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы самим прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения. А для этого, пока еще мы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, все, что совершается, поется и читается за богослужением. И, снова входя ныне в годовой круг богослужения, будем помнить, кто мы и к чему призваны. И по мере вхождения в него нам будет все больше открываться великая тайна вечности. Святая Церковь верит, что не одни мы совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа ангельские силы и вся Небесная Церковь . «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат», – воспеваем мы на литургии Преждеосвященных Даров Великим постом. И не только в эти дни, но и во все дни церковного года, за каждой литургией, перед малым входом, священник молится: «Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих Твою благость». Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами уже достигших вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в вечность. Поэтому во время Божественной литургии священник, после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и «изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, то есть приобщил их к вечной Своей памяти, которая и есть Царствие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Запев и ирмос вместе образуют задостойник. Что такое запев? На двунадесятые праздники 9-я песнь должна идти не с библейскими стихами и не с припевами, которые в нашей практике заменили библейские песни, а с особыми запевами, которые свои на каждый праздник; количество их различно: от одного до двенадцати. Тропари канона на 9-й песни в этом случае поются с запевами — особыми возглашениями, усвоенными только лишь этому празднику. После возгласа «Святая святым» и ответа хора «Един Свят…» поется особый текст — причастный стих, или киноник (от греч. κοινωνικος) — «причащаю, приобщаю, делаю общим»). Причастные стихи практически всегда скоординированы с прокимнами, поэтому к ним относится все то, что мы сказали о прокимнах. И, наконец, последняя изменяемая часть Божественной литургии — это отпуст. О том, как он произносится и каких святых следует поминать, мы скажем в дальнейшем. 11. Великие Неподвижные Праздники. Т еперь поговорим о месяцеслове, несмотря на то, что мы уже разбирали знаки праздников, отражающие их иерархию. Эта глава, будет единственной, посвященной праздникам месяцеслова, потому что дальше нам придется говорить о Триоди. И из всего месяцеслова мы разберем лишь великие праздники. Ни о какой полноте, всеохватности, обстоятельности тут не может идти речь. Мы лишь перечислим те рубрики, которые должны быть известны, и наметим направления для дальнейшей самостоятельной работы. С самого начала должна быть максимальная ясность в системе праздников. В богослужении три круга: дневной, седмичный и годовой. Дневной образуют службы суточного круга; седмичный образуется семью днями, начиная с недели, затем следуют пять будничных, седмичных дней и особый день — суббота. Пик седмичного круга, его праздник совпадает с его началом — неделя, это исключительный день в седмице. И, наконец, годовой богослужебный круг состоит из двух составных частей: месяцеслова и Триоди. Месяцеслов — это неподвижные, непереходящие праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года. Триодь — это то, что двигается вместе с Пасхой, т. е. меняет число и месяц год от года, но не меняет дня седмицы и промежутка времени, отделяющего празднование от Пасхи. Так, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает за неделю до Пасхи, а Антипасха — это всегда первое воскресенье после Пасхи. Эти праздники не меняют своего положения относительно Пасхи и не меняют своего дня седмицы: Вознесение всегда в четверг, Троица всегда в воскресенье. Это система подвижных, переходящих праздников — все то, что связано с Пасхой, все то, что помещается в Триоди. Но сейчас речь пойдет не о Триоди, а о великих праздниках месяцеслова. В Типиконе они обозначены знаком «крест в круге», и это единственный знак для великих праздников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Если мы возьмем следующий богослужебный круг времени — годовой, и две его части — неподвижные праздники и подвижные, то следует сказать, что неподвижные праздники, которые образуют систему месяцеслова, имеют четкую разработанную иерархию, которая отражена в главе Типикона «О знамениях праздников месяцеслова». Знамения — это графические значки, которые являются отражением устроения богослужебного года, выражают иерархию праздников месяцеслова, о них мы уже говорили. Здесь уже большее разнообразие служб, здесь гораздо больше видов богослужения, чем в седмичном круге. Как раз эти праздники привлекут наше основное внимание в дальнейшем. Что касается подвижных праздников годового круга, которые входят в систему Триоди, то они имеют совершенно особый устав, изложенный в главах Типикона о Четыредесятнице и о Пятидесятнице (49-я и 50-я). В них говорится о богослужении по Постной и Цветной Триоди. Сейчас это не относится к нашей теме; мы говорим о периоде пения Октоиха, когда Триодь не употребляется. Но хотя устав этих дней особый, и для них написаны особые книги и особые главы Типикона, их все же можно сравнивать с порядком богослужения других кругов. Например, в Триоди Постной есть субботы заупокойные: вторая, третья и четвертая субботы Великого поста, — они очень похожи на заупокойное богослужение периода пения Октоиха, например, Дмитровской субботы, — похожи, но не во всем совпадают. Господские двунадесятые праздники Триоди не имеют знака месяцеслова, потому что они подвижные, но богослужение практически во всем совпадает с богослужением в великие праздники по месяцеслову. Триодь — это особая тема, но типологически можно выделить для нее общие черты с другими богослужебными кругами времени. Схема будничной службы дает возможность почувствовать, что именно ее план и составляет основу любого богослужения. Будничные службы короче праздничных, но они содержат все то главное и неотменяемое, что есть в богослужении; они являют основу, богослужебный каркас. С другой стороны, для людей, не поющих на клиросе, не читающих и не вхожих в алтарь все-таки более знаком и близок образ праздничного богослужения, и с ним мы невольно сравниваем все прочие службы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Аддикция (в контексте книги) — состояние хронического или периодического отравления организма каким-либо веществом, вызывающим потребность в его регулярном употреблении. Определяют как первичное, хроническое, нейробиологическое заболевание с генетическими, психо-социальными и средовыми факторами, влияющими на его развитие и проявления. Антиципация — способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления, а также способ решения проблемы до того, как она реально будет решена. Антропология православная — православное учение о человеке, основанное, прежде всего, на Священном Писании, а также на творениях святых отцов, христианских богословов, религиозных философов. А. изучает природу человека, его происхождение, назначение, строение, его свободу и бессмертие, призвание к творчеству и самотворчеству как соработника Божия в мире. Аскеза или аскетизм — метод достижения духовных целей через упражнения в самодисциплине, самоограничении, самоотвержении; молитву; исполнение обетов. Бесы (или: демоны, черти, нечистые духи, падшие духи, злые духи) — бесплотные существа, бывшие некогда ангелами, но возгордившиеся и во главе с сатаною восставшие против Бога, за что были низвержены с Неба на землю. Библия — собрание богодухновенных книг, написанных пророками и апостолами по велению Духа Божия. Благодать — нетварная Божественная сила (энергия), подаваемая людям от Бога для их спасения. Богослужебный круг — определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий. Подразделяются на суточный, недельный или седмичный, годовой (подвижный и неподвижный). Вера — основная христианская добродетель, заключающаяся в добровольном согласии человеческой воли на принятие богооткровенной истины. Существуют три типа В., три ступени духовного восхождения, основанные на трех силах души (уме, чувствах и воле): В. как рассудочная уверенность, В. как доверие и В. как преданность, верность. Ветхий человек — совокупность греховных страстных навыков, действующих в человеке после грехопадения или извращенное (нижеестественное, противоестественное) состояние человека, то есть состояние человека, следующего греховным страстям.

http://azbyka.ru/zdorovie/preodolet-stra...

Следующий богослужебный круггодовой. Внутри годичного круга можно выделить как бы два пласта: цикл подвижных праздников и цикл праздников неподвижных. Подвижные праздники – это праздники, связанные с Пасхой. Наверное, вам известно, что православная Пасха отмечается в первый воскресный день после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия. При условии, что таким образом вычисленный день не предваряет иудейскую Пасху и не совпадает с нею. А иудейская Пасха всегда совершается 14-го нисана (нисан – один из месяцев лунного календаря). Вот ответ на вопрос, почему Пасха передвигается. У людей, далеких от Церкви, возникает иной раз недоуменный вопрос: почему же Пасха перемещается? Неужели христиане сами не знают, какого числа воскрес Христос? Знают. Но дело в том, что мы знаем, когда это произошло по лунному календарю, и знаем, что произошло это в первый день после субботы. Именно такому счету времени мы и следуем, а не тому, который принят y нас сейчас (не солнечному календарю). Я пока не давал определения богослужебных книг, но предполагая некоторую подкованность аудитории и забегая немного вперед, скажу, что с Пасхой связаны такие богослужебные книги, как Триоди. То есть весь цикл великопостного богослужения, естественно, зависит от времени наступения Пасхи. И точно так же – весь цикл богослужений Св. Пятидесятницы, или цветной Триоди, зависит также от наступления Пасхи. Это все более или менее понятно и очевидно. Менее очевидно – как завязана последовательность гласов с Пасхой, иначе говоря, каким образом связаны с Пасхой богослужения Октоиха? Очень простым: неделя Антипасхи всегда бывает первого гласа. Светлая седмица не имеет собственного гласа, там каждый день поются воскресные песнопения разных гласов, осуществляется как бы, образно говоря, парад гласов. А начиная со следующей седмицы, т.е. после недели о Фоме, поются песнопения первого гласа, а далее гласы чередуются: с первого до восьмого. После восьмого гласа снова наступает первый, и все повторяется.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Воскресение Христа 2. Понедельник Ангелы 3. Вторник Иоанн Предтеча 4. Среда предательство Иуды, пост 5. Четверг апостолы и святитель Николай 6. Пятница крестные страдания и смерть Спасителя, пост 7. Суббота Пресвятая Богородица, все святые, поминовение усопших 3. Годовой круг Каждый день церковного года посвящен памяти святых или праздникам. 1. Неподвижный годовой круг богослужений • Русская Православная Церковь использует юлианский календарь, т. н. «старый стиль». • На сегодняшний день его «отставание» относительно григорианского составляет 13 дней. • Начало церковного года (индикт) – 14 сентября. • Неподвижный годовой круг включает в себя богослужение «непереходящих» праздников, привязанных к конкретной дате. 2. Подвижный годовой круг богослужений • Связан с днем празднования Пасхи. Православная Пасха отмечается между 4 апреля и 8 мая. • Подвижный годовой круг включает в себя богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель), Пасхи и времени до праздника Пятидесятницы и сам День Святой Троицы. Особенности православного богослужения Все элементы православного богослужения, включая храмовую архитектуру, иконы и настенную роспись, церковную утварь, чтение и пение, торжественные процессии, колокольный звон, призваны не отвлечь внимание верующих, но, наоборот, настроить их на молитвенный лад, вовлечь их в то восхваление Бога, в котором, по учению Церкви, участвует не только Церковь земная, но и Церковь небесная, не только люди, но и ангелы. В богослужении человек участвует всеми своими чувствами: прежде всего слухом и зрением, но также осязанием (через прикосновение к иконам и святыням), обонянием (при совершении каждения с использованием благовонного ладана) и вкусом (при Причащении, вкушении освященного хлеба или принятии святой воды) 124 . Характерной особенностью православного богослужения является его непрерывность. Одни за другими, без пауз, следуют псалмы, молитвенные прошения диакона, пение хора, молитвы и возгласы священника: вся служба проходит на одном дыхании как единая непрерывно развертывающаяся мистерия. Византийские богослужебные тексты, насыщенные глубоким богословским содержанием, чередуются с псалмами, написанными на древнееврейском языке в иную эпоху, с чтениями из Священного Писания и размышлением священника на темы из этих чтений (проповедью).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Творения аввы Дорофея оказали влияние на аскетических писателей последующих эпох: на его младшего современника преподобного Иоанна Лествичника, на преподобного Феодора Студита, который успешно опровергал версию о мнимой приверженности аввы Дорофея монофизитству, возникшую из-за того, что был другой монах, носивший имя Дорофея, известный как противник Халкидонского ороса, но он жил столетием раньше автора «Поучений». В своих творениях преподобный Феодор многократно цитирует авву Дорофея и ссылается на него. Особенности богослужения второй половины VI века Лавра святого Саввы Освященного Авторитет монастырских подвижников и монастырей во второй половине VI века продолжал расти. Это влияние обнаруживалось в разных сферах церковной жизни, в том числе и в богослужении, и в этом отношении особенно выдающуюся роль играли монастыри Святой земли. Именно там, в Иерусалиме и в монастырях Палестины, в особенности в Лавре преподобного Саввы Освященного, складывается Иерусалимская богослужебная традиция, преемственно связанная с богослужением первых христиан. Иерусалимский обряд известен лучше других современных ему обрядов. «В отличие от большинства древних литургических традиций… для Иерусалимского богослужения известен достаточно полный корпус богослужебных текстов уже V–VII веков, содержащихся в богослужебных книгах иерусалимского происхождения, которые сохранились как в греческом оригинале, так и в переводах на армянский и грузинский языки» . Святая земля служила притягательным центром для паломников из всего христианского мира. Именно этим объясняется влияние иерусалимского обряда на богослужение, которое совершалось в других регионах Римской империи – на Востоке и Западе, а также за ее пределами – в Ирландии, Иране, Эфиопии. Наряду с Иерусалимским обрядом на Востоке употреблялись также близкие к нему другие обряды: Антиохийский, Каппадокийский – оказавший значительное влияние на армянское богослужение, и Константинопольский, основу которого составил богослужебный обряд Великой церкви – храма Святой Софии. «Годовой круг богослужения регламентировался константинопольским лекционарием доиконоборческого периода… рождественско-триодная структура которого была сходна со структурой иерусалимского лекционария» , но «в константинопольской традиции сформировался свой набор евхологических текстов, отличный от иерусалимского. В его состав входили молитвы Литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, служб суточного круга и чинопоследований таинств» . Впоследствии из синтеза родственных иерусалимской и константинопольской литургических традиций вырос византийский богослужебный обряд.

http://pravoslavie.ru/89147.html

Эту идеалистическую философию познания бесконечной материи и абсолютной истины, которые, по мнению Пимена, не будут познаны до конца, верующие вряд ли смогли познать. Но здесь явная цель Пимена, как и других церковников, побольше втиснуть всякого мусора в головы верующих, покрепче привязать их к богу, припугнуть богом, потому что все делается по его божьей милости, он всевидящий, бойтесь его, ходите в церковь. Это уже довольно активная форма воздействия на рассудок верующих. Взаимоотношения Пимена со священниками сугубо официальные. Больших, пышных приемов священнослужителей в большие церковные праздники не устраивает " Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена)//Саратовские епархиальные ведомости. 1991. N 2. С. 13. Саратовский епархиальный архив (СЕА). Годовой отчет по Саратовской епархии за 1965 год. Л. 2. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1965 год. Л. 7. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1966 год. Л. 1. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1985 год. Л. 33. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1977 год. Л. 8. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1977 год. Л. 9. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1987 год. Л. 2. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1965 год. Л. 12. Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена)//Саратовские епархиальные ведомости. 1991. N 1. С. 13. Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена)//Саратовские епархиальные ведомости. 1991. N 1. С. 13. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1965 год. Л. 9. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1965 год. Л. 12. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1965 год. Л. 11. Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена)//Саратовские епархиальные ведомости. 1991. N 1. С. 12. СЕА. Ф. 1. Оп. 3 л/д. Д. 1. Л. 11-12. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1966 год. Л. 1. Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена)//Саратовские епархиальные ведомости. 1991. N 2. С. 15. СЕА. Ф. 1. Оп. 3 л/д. Д. 4. Л. 3.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена)//Саратовские епархиальные ведомости. 1991. N 3. С. 11. Сайт Астраханской епархии. #_ftnref6 " name=_ftn6> Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена)//Саратовские епархиальные ведомости. 1991. N 3. С. 14. Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена)//Саратовские епархиальные ведомости. 1991. N 3. С. 14. Имеется ввиду анонимные письма. Соедражащие призыв " Так, в начале 1971 года появилось анонимное обращение к епископату и клиру с призывом " не избирать в качестве патриарха теперешних членов Священного Синода, продавшихся властям " . Из информационного отчета Совета по делам религий при Совете министров СССР в ЦК КПСС за 1971 г. СЕА. Ф. 1. Оп. 3 л/д. Д. 1. Л. 19. СЕА. Ф. 1. Оп. 3 л/д. Д. 1. Л. 18. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1971 год. Л. 5. Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена)//Саратовские епархиальные ведомости. 1991. N 5. С. 17. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1971 год. Л. 4. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1972 год. Л. 5. Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена)//Саратовские епархиальные ведомости. 1991. N 6. С. 15. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1973 год. Л. 2-3. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1980 год. Л. 4. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1972 год. Л. 6. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1973 год. Л. 5. СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1975 год. Л. 7. Пимен (Хмелевской), архиепископ. Всегда с Богом. Саратов, 2000. С. 185. Публикации Владыки в " Журнале Московской Патриархии " : Кафедральный собор в Смоленске и икона Божией Матери Одигитрия. ЖМП. 1967, N 9, с. 23-27; Выступление на первом заседании 2-й рабочей группы Конференции представителей всех религий в СССР, 2 июля 1969 г. ЖМП. 1969, N 10, с. 36-37; Речь при наречении во епископа Саратовского и Волгоградского. ЖМП. 1965, N 2; Воскресение из мертвых. (Слово на Пасхальной неделе). ЖМП. 1978, N 4, с. 34-37; Неуслышанные молитвы. ЖМП. 1978, N 6, с. 37; Ходатаица о мире. ЖМП. 1978, N 8, с. 56; Слово злое и слово доброе. ЖМП. 1980, N 10, с. 27; О трезвости. ЖМП. 1981, N 3, с. 37-38; Из истории Смоленской епархии. ЖМП. 1984, N 10, с. 6.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010