Епифаний, Пам. Ст. Р. Л. в. стр. 120–121. «Повесть» Епифания была переделана ученым Афонским монахом Пахомием Сербом, прибывшим в Москву при Василии Темном (см. Ист. Рос. Иловайского т. II: «Московско-Литовский период и собиратели Руси». Москва. 1884 г. стр. 417–18. О взаимном отношении ученых трудов Епифания и Пахомия). Кроме «повести» Епифания, как исторического памятника, отрывочные сведения о св. Стефане находятся в «Полн. Собр. Русс. Летоп.» т. III, стр. 92, 133, 232; т. стр. 15, 94, 445; т. V, стр. 239–242, 245–250, 125; т. стр. 129; т. VШ, стр. 69; «Никонов. Летоп.» т. стр. 116, 140, 149, 196 и 267. «Степенная книга» (Москва 1775 г.) т. I, стр. 524; т. II, стр. 129. Как пособия о жизни св. Стефана и его миссионерских делах, можно указать на следующие книги и отдельные сочинения: «Истор. Росс. иерарх.» Арх. Амвросия; Москва 1807–1815 г. т. I, стр. 395; т. IV, стр. 326–9; т. V, стр. 550 в 560; т. VI, стр. 328, 467, 566–580, 649. «Крат. церк. ист.» М. Платона. Москва. 1823 г. стр. 230–31, 244; «Словарь ист. о бывш. писат. духовн. чина» Митр. Евгения, т. II. Спб. 1827 г. стр. 230–251; «Словарь истор. о свят. прославлен. в Росс. церкви и о некоторых подвижн. благоч. чтимых» Муравьева. Спб. 1836 г. стр. 253–6; «Сказание о жизни и трудах св. Стефана, Еп. Пермского», А. М. (Архим. Макария), Спб. 1856 г.; «Св. Стефан. первосвятитель Пермский» П. Шестакова. Казань 1858 г. и в Учен. запис. Казан. Унив. за 1868 г. «Житие св. отца нашего Стефана» Спб. 1877 г. изд. Троицко-Стефано-Ульяновского монастыря Волог. губ., Устьс. уезда, «В. Пермская и Пермская епархия (1379– 1879 г.)» Прот. Евгения Попова . Пермь 1879 г. стр. 250–358 и дал. «Житие св. Стефана просветителя Зырян», его же, Пермь 1888 г. Вологод. губ. вед. за 1850 г. 1–12 ст. г. Михайлова: «Устьвым» и друг. Служба с акафистом св. Стефану, составленная монахом Пахомием (упомянутым), по благословению шестого Епископа Пермского Филофея (1472–1501 г.), помещена в печатн. Минее, только без акростиха (см. Сбор. служ. Св. Русс. 1698 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   См. Церковную Историю Евагрия схоластика. Ч. 4-я, гл. 33-я. СПб., 1853.    Les vies des peres des deserts d " orient. Т. 2. Р. 508.    См. ниже: Вопросы преп. Дорофея. Вопр. 67 и 68.    См. ниже: Вопрос 1.    См. поучение 5-е.    См. поучение 11-е.    См. ниже вопрос 63-й и проч.    См. завещание св. Феодора в книге Огласительных Поучений его. Москва, 1858. С. 279—280.    Киновия — общежительный монастырь.    Великому старцу Варсануфию.    Литра содержит около 34 фунта.    Заимствование из жития преподобного в Четьи-Минеи (19 февраля) греческой книги, а в славянском переводе оной сие место читается так: бяше добр раб, бысть добр осел, еда бо добр инок?    Св. Варсануфию.    В греческой книге прибавлено: ибо это и значит «вукократ»:    В слав.: «имам и пястницу на хребте».    Смиренное чувство.    Отечник (Патерик) — книга, в которой собраны сказания о подвигах и изречения св. Отцов.    В греч.: найдя кратчайший переход, идет по нему и скорее совершает большую часть своего пути.    Сии вопросы аввы Дорофея и ответы ему Старцев помещены ниже.    греч.: благодатию Божиею.    В слав.: «злую и горькую пажить».    Вероятно, полотняную — хитон.    См. его Творения в русск. пер. Том V. С. 91—92.    См.: Достопамятные сказания о подвижн. св. отцов. Москва, 1845. С. 11.    В греч.: «не обличать ни в чём ближнего и не соблазнять его».    См.: Достопамятные сказания о подвижничестве св. и блаженных отцов. Москва, 1845. С. 27—28.    В первом издании сей книги на славянском языке 1628 года: «В совершенное презрение».    В греч.: «Хранить себя, чтобы ни в чём не соблазнить брата — рождает смиренномудрие».    В греч.: «соблазняться».    Восьмая часть и три части восьмых с половиною такое же имеют различие, какое рубль ассигнации и рубль серебром.    В греч. книге: искушал.    В греч. книге вместо сих слов сказано: «облеченного в омофор».    В греч. книге: «хорошо вопрошать: (от сего) смирение и радость».    В слав.: уготовление, т. е. к искушениям.    В греч.: вливая в сердце его зловонную нечистоту.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2824...

Кто в надежде на покаяние, поползается вторично, тот лукаво поступает с Богом; неведомо нападает на него смерть, и не достигает он времени, в которое надеялся он исполнить дела добродетели. Так увещевают нас святые Отцы не ослабевать в подвиге, исправлять себя в случае какого-либо падения и не оставлять молитвы ко Господу Иисусу Христу, силою Которого мы живем и движемся. В уповании на Его милосердие будем проводить жизнь нашу и ожидать кончины, о которой всегда должно помнить и просить у Господа Бога, чтобы Он послал нам кончину христианскую с напутствием Святых Христовых Таин, кончину непостыдну, мирну и доброго ответа на страшном Суде Его, ответа – в надежде на Его великое милосердие и любовь к роду человеческому, а кончины такой, о которой преподобный Феогност пишет: Неизъяснима и невыразима словами та сладость, которую ощущает душа, извещенная о своем спасении при разлучении с телом. Получая (теперь) то, чего надеялась, она оставляет тело как одежду, без скорби и с миром идет к пришедшему свыше светлому и тихому ангелу; беспрепятственно проходит с ним воздух, нимало не возмущаемая лукавыми духами, но восходит радостно, с дерзновением и восклицаниями благодарности, пока не будет приведена на поклонение Творцу и от Него получит определение – водвориться до общего воскресения с подобными ей и равными по добродетели 210 . 12 В греческой рукописи на поле написано примечание: «противным и вредным он называет здесь то, что противно телесному здоровью, или ревностному желанию подвигов и тщанию о них; как и в другом месте написано: когда увидишь юного летящим, возьми его за ногу и привлеки на землю». 33 См. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блажен. отцов, стр. 246. Изд. 1845 г. Москва. 37 Пр. отцов Варсануфия и Иоанна. Руководство к духовной жизни. Москва, 1855 г., стр. 312, Отв. 314-й 45 См. преп. отца нашего Нила Сор. Предание о жительстве Скитском. Москва, 1849. Стр. 70 и далее. 50 В гору Антония прислали однажды вина; один из пустынников поднес ав. Сисою две чаши вина. Сисой выпил первую, принял и вторую. Но когда он предложил ему в третий раз, Сисой не взял, сказав: «разве ты, брат, не знаешь, что есть сатана». См. Достопамятн. Сказания о подвижн. св. Отцов, стр. 240-я. Изд. 1-е. 1835 г. 73 Преп. отца нашего Марка подвиж. слова нравственно-подвижнические в русском переводе. Москва. 1858 г. стр. 264-я. 78 Под чем должно разуметь келейное правило, также и полунощницу, которая, как видно, тогда не читалась в церкви. 110 Преп. отца нашего Исихия слово душеполезное, гл. 28-я, стр. 12-я. Изд. 3-е, С.-Петербург, 1872 г. 167 В Лавре св. Саввы и других обителях на Востоке каждому из братий ставится отдельная часть пищи в особой посуде. Читать далее Источник: Монашеская жизнь по изречениям о ней св. отцов подвижников/[Архим. Ювеналий]. - 4-е изд. (без перемены). - Вильна : тип. Вил. св. дух. братства, 1898. - 175 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

119 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изд. 3-е. М., 1845. С. 35 (изречения аввы Аммона). 129 Он же. Указ. соч. Письмо 52. Ср. Достопамятные сказания о подвижничестве свв. и блж. отец. М., 1845. Изречения аввы Пимена. §§ 26–27. 157 Термин «сердце» здесь понимается не как физиологический орган, а в нравственно-психологическом смысле как центр физической и духовной жизни. 161 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). М., 1899. См.: Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 96. 162 «Помысл» (с греч. – логисмос) означает размышление, рассуждение, обсуждение, взвешивание, обдумывание в душе, т. е., главным образом, деятельность человеческого ума и сердца. 173 См. Еп. Феофан. Письма. Душеполезное чтение. 1896. Т. III. С. 304. Он же. Начертание христианского нравоучения. С. 158–159. 191 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. См. также: Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 60. Как вести себя после победы над врагами. С. 138–141. 205 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1845. Далее ссылки даются на это издание. Изречения аввы Пимена. §§ 20, 21. См. также. Древний Патерик. Гл. 19, §§ 57–58. Еп. Игнатий Брянчанинов . Отечник. § 81–82. С. 314. 243 Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. М., 1899. С. 194–195. Он же. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. Изд. 3-е. М., 1895. С. 3. 255 Об этом предмете подробно пишет епископ Феофан в своей книге «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь покаяния». 257 См. в книге. Скит св. Иоанна Предтечи при Оптиной Пустыни. Сост. И. Л. СПб., 1852. С. 154, 159–160, 184–185. 265 Преп. Исаак Сирин . Творения. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1911. Слово 51. С. 226. Ср. Еп. Феофан. Толкование Послания Кол. (3, 12). С. 175–176 («самость есть источник всех страстей»). Он же. Толкование Послания 2Тим. (3, 2). С. 326 («самолюбие – корень всех злых страстей»). См. также: Еп. Феофан. Толкование Послания Еф. (5, 6). С. 346. 268 Св. Феодор Едесский. Деятельные главы. § 10//Добротолюбие. Изд. 3-е. М., 1895. T. III. С. 321; преп. Петр Дамаскин . Творения. Киев, 1905. Кн. 1. С. 10–11; св. Максим Исповедник . О любви. Сот. 2, § 59; Сот. 3. §§ 56, 57; еп. Игнатий Брянчанинов . Сочинения. Изд. 1-е. T. I. С. 107–115. Ср.: Свт. Григорий Синаит . Главы о заповедях, догматах и проч., § 91: «Есть восемь начальственных страстей. Три главные: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие и пять подчиненных им: блуд, гнев, печаль, леность, гордость». «Три вещи, – говорит преп. Максим Исповедник , – около которых кружатся все человеческие (желания и утехи): яства, деньги и слава, которыми диавол всегда и ввергает людей в бездну погибели; этими тремя покушался он обольстить и Господа» (Слово подвижн. § 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

250 Господь Бог так мудро и милосердно устроил наши чувства, что и в случае потери которого-либо из них не вдруг же может произойти потеря. Именно, Он дал нам для зрения не один глаз, а два глаза, для слуха также не одно ухо, но два уха, равно, и для обоняния две ноздри, для вкуса и, обыкновенно, язык, и так называемый, небный, для осязания же – осязательные нервы распространены по всему телу 251 Помазываются святым миром для освещения зрения глаза, слуха – уши, обонянии – ноздри, вкуса – уста, осязания – руки. 252 Приятность взгляда на церковь верующий христианин испытывает особенно во время дороги; например, въезжает в село, и встречает на краю или в середине села церковь ; плывет на пароходе, и видит на берегу реки церковь; едет по железной дороге, и вдали усматривает монастырь с церквами. А, если б ему привелось немалое время прожить среди неверующих, например, в степи башкирской, то после этого встреча глазами церкви истинно обрадовала бы его. 254 Что воображение не одно с мыслью ума, в примере из Евангелия можем представит следующие места: так, когда читаем: «в начале бе слово и слово бе к Богу» ( Ин.1:1 ), тогда в нас возникает одна глубокая мысль, а не остается в уме никакого отпечатка или чувственного представления. А, когда слышим: «прослезился Иисус…И воззва: Лазаре, гряди вон», тогда живо нам представляются слезы на Божественном лице Спасителя, выход из гроба обвязанного Лазаря и т.д. 255 В житиях святых примеры таких мечтаний можно встретить нередко, как в жизни святого Памво и др. 257 Один подвижник девять лет боролся с мыслью о перемене своего местопребывания. Собравшись идти, он, обыкновенно, говорил своему помыслу: «сегодня еще помедлю». Но и на следующий день повторял то же. Таким образом, он уверился во вреде своего помысла (из егип. подвижн.). 259 Братья Иосифовы через 22 года, когда подверглись крайне стеснительному положению, услышали вопль своей совести по предательству своего брата. 260 Св. Василий Великий , как подсудимый, был введен к одному областному начальнику (наместнику) и говорил так твердо, что начальник заметил ему: «с такою свободою никто доселе не говорил со мной». «Может быть, (отвечал Василий) ты не встречался с епископом ... Во всем ином мы бываем кротки, смиреннее всякого. Но, когда дело будет о Боге, и против Бога дерзают возражать, тогда мы, все прочее вменяя за ничто, взираем только на Него единого» (Чет. -мин. под 1 янв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

См. поучение 5–е. 7. См. поучение 11–е. 8. См. ниже вопрос 63–й и проч. 9. См. завещание св. Феодора в книге Огласительных Поучений его. Москва, 1858. С. 279–280. 10. В греческой книге прибавлено: т. е. любовь к успокоению своего тела. 11. Киновия — общежительный монастырь. 12. Великому старцу Варсануфию. 13. Литра содержит около 3/4 фунта. 14. Заимствование из жития преподобного в Четьи–Минеи (19 февраля) греческой книги, а в славянском переводе оной сие место читается так: бяше добр раб, бысть добр осел, еда бо добр инок? 15. Св. Варсануфию. 16. В греческой книге прибавлено: ибо это и значит вукократ. 17. В слав.: «имам и пястницу на хребте». 18. Смиренное чувство. 19. Отечник (Патерик) — книга, в которой собраны сказания о подвигах и изречения св. Отцов. 20. В греч.: найдя кратчайший переход, идет по нему и скорее совершает большую часть своего пути. 21. Сии вопросы аввы Дорофея и ответы ему Старцев помещены ниже. 22. В греч.: благодатию Божиею. 23. В слав.: «злую и горькую пажить». 24. Вероятно, полотняную — хитон. 25. См. его Творения в русск. пер. Том V. С. 91–92. 26. См.: Достопамятные сказания о подвижн. св. отцов. Москва, 1845. С. 11. 27. В греч.: «не обличать ни в чём ближнего и не соблазнять его». 28. См.: Достопамятные сказания о подвижничестве св. и блаженных отцов. Москва, 1845. С. 27–28. 29. В первом издании сей книги на славянском языке 1628 года: «В совершенное презрение». 30. В греч.: «Хранить себя, чтобы ни в чём не соблазнить брата — рождает смиренномудрие». 31. В греч.: «соблазняться». 32. Восьмая часть и три части восьмых с половиною такое же имеют различие, какое рубль ассигнации и рубль серебром. 33. В греч. книге: искушал. 34. В греч. книге вместо сих слов сказано: «облеченного в омофор». 35. В греч. книге: «хорошо вопрошать: (от сего) смирение и радость». 36. В слав.: уготовление, т. е. к искушениям. 37. В греч.: вливая в сердце его зловонную нечистоту. 38. В слав.: «красни пси суть». 39. Гор " е — вверх, ввысь. — Изд. 40. В слав.: с извещением.

http://predanie.ru/book/69052-dorofey-tv...

IV. Святые Божии то далеко держали себя от тех, которые хотели ублажить их, то допускали некоторые странности, чтоб внутренно не почувствовать соуслаждения похвалам и знакам почитания, которые воздавали им. аа) Так кто приходил к Макарию египетскому , считая его за святого и великого старца, с тем он и не говорил ничего: но кто, прийдя к нему, начинал высказывать ему укоризны, хоть бы и несправедливые, того он принимал с удовольствием. (Дост. сказ. о подвижн. 149, 30). бб) Однажды областный правитель, наслышавшись об авве Моисее, пришел в пустыню «Скит», чтобы видеть его. Об этом сказали старцу: он встал и побежал к болоту. Правитель, встретившись с ним, говорит ему: «скажи нам старец, где келья аввы Моисея?» – Авва отвечал: «чего вы хотите от него? Он человек глупый и грешный». – Правитель, когда пришел в церковь , сказал клирикам: «я слышал о делах аввы Моисея, и пошел посмотреть его, – и вот встретился с нами старец на дороге в Египет: мы спросили у него, где келья аввы Моисея? а он отвечал нам: чего вы хотите от него, – он человек глупый и грешный». – Выслушав это, клирики опечалились и спросили: «какой по виду этот старец, который так поносил святого?» – Им отвечали: «старец был высокий и черный, в ветхой одежде». Тогда клирики сказали: «это сам авва Моисей, – он сказал это на самого себя потому, что не желал встретиться с вами». – Правитель возвратился, получив большую пользу. (Из «Древнего патерика» гл. VIII). V. Св. Тихону, епископу задонскому, по природной живости характера, случалось оскорблять других; в таком случае приходил он к обиженному, признавал себя виновным и просил прощения. – Тех, которые оскорбляли его, он прощал к без прошения. Много оскорблений терпел он от монастырских служителей: иногда прохаживался он по монастырю, когда они работали, и случалось, что они смеялись вслед его, – он как будто не слышит ничего; а после скажет: «Богу так угодно, что и служители смеются надо мною, – я и достоин того за грехи мои.» Часто говаривал он в подобных случаях: «прощение, лучше мщения». Раз сидел он на крыльце своей кельи и боролся с помыслами самомнения, которые упорно нападали на душу его. Вдруг подбежал к нему юродивый (Каменев), окруженный мальчишками, и, ударив его по щеке, сказал ему на ухо: «не высокоум». – «В ту же минуту по чувствовал я, что бес высокоумия отступил от меня», говорил преосвященный. За это врачевство св. Тихон положил выдавать юродивому каждый день по три копейки и выдавал по самую кончину. (Из кн. «Жития святых» архиеп. Филарета Гумилевского , авг. 13 д., стр. 100 – 101). 6. Делай добро втайне

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. В житии св. Антония Великого повествуется, что в одну ночь демоны избили св. Антония так сильно, что на другой день благочестивый муж, приносивший ему пищу, нашел его без чувств и принес его, как покойника, в ближайшую сельскую церковь . Но он, придя в себя, упросил друга своего отнести его обратно в пещеру, где, будучи не в силах стоять, он лежал, не преставая молиться и ратовать против невидимых врагов. Но мужество святого только воспламенило их ярость: демоны подняли шум и стук, как бы желая поколебать здание в основании, и потом, приблизившись к нему, в виде львов, тигров, медведей и других хищных животных намеревались устрашить его ревом и свистом, кидаясь на него с раскрытой пастью, чтобы поглотить его, нанесли ему даже несколько ударов. Но Антоний, несмотря на удары, сохранял терпение, твердость души и укорял их в слабости: «Если бы вы имели силу надо мной, – говорил он, – то и одному из вас было бы легко уничтожить меня; но так как Господь отнял у вас силу, то пытаетесь устрашить множеством; даже и то служит признаком вашей немощи, что обращаетесь в животных. Если же можете и имеете надо мною власть, то не медлите и нападайте; а если не можете, то к чему мятетесь напрасно? Знамение Креста и вера в Спасителя моего служат мне несокрушимым щитом». Так он говорил им, и демоны, раздраженные его к ним презрением, скрежетали зубами от отчаяния, в которое низвергла их невозможность победы над св. человеком. Видя это, св. Антоний, подняв глаза к небу и призывая Иисуса Христа на помощь, увидел разверстым верх своего жилища: небесный свет озарил его, боль в теле уничтожилась, и полчища нечистых духов мгновенно рассеялись. В этом свете узнал св. Антоний присутствие Спасителя, Который преисполнил его невыразимой сладостью. Антоний с любовью и доверчивостью покорного сына вознес к Нему сетования души своей и взывал так: «Где был Ты, Иисусе Преблагий, где был Ты? Зачем Ты не поспешил на помощь к рабу Твоему, когда демоны терзали его?». И вот он слышит голос, говорящий ему: «Антоний! Я был с тобою и хотел быть свидетелем борьбы твоей; и за то, что ты стоял твердо, Я пребуду с тобою всегда и прославлю имя твое по всей земле!». Чувство радости, от близости к нему Господа, породило в душе его чувство благодарности; и он стал на молитву, не чувствуя в себе нисколько боли, но, напротив, ощущая еще большую крепость сил. От роду ему было тогда около 35 лет. (Из брош. «Жизнь препод. отца нашего Антония Великого и его устные и письменные духовно-подвижн. наставления». Св. Троицкой Сергиевой лавры иеромон. Агапита. Спб., 1865 г. стр. 15–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   Четьи-Минеи 5 апреля. «Воззрев, — говорит преподобный Серапион, присутствовавший при кончине преподобного Марка, — видех душу Святаго, от союзов плотских уже разрешившуюся и руками ангельскими белосветлою одеждою покрываемую и на небеса возносимую».    Патерик Скитский. Шествие Великого Макария от земли к небу видели некоторые ученики его, бывшие в особенном преуспеянии, а поведал об этом шествии преподобный Пафнутий, соделавшийся после Великого настоятелем Скита.    Пр. Марка. Подвижн. Слово о рае и законе духовном.    Св. Макарий Великий. Слово 2, гл. 4.    Святого Макария Великого беседа 37, гл. 5 и преп. Марка Подвижника Слово 6.    В Слове Нила Сорского и в 7 Слове, гл. 2. Мак. Великого.    Преподобного Исихия Иерусалимского слово о трезвении, гл. 23.    «Когда диавол видит кого нежелающего согрешить, то он не так несмыслен, чтоб предлагать ему явное зло. Он не говорит ему: иди, соблуди, или поди, укради. Он знает, что мы не хотим этого, и не трудится говорить нам то, чего не хотим, но старается отыскать в нас какое-либо пожелание, какое-либо оправдание, и ими наносит нам вред. Потому и говорит Писание: «лукавый злодействует, егда сочетавается с праведным» (Притч. 11:15.). Лукавый — диавол. Тогда он злодействует, когда сочетает правде нашей свою правду; — тогда укрепляется, тогда более вредит, тогда действует. Когда водимся своими пожеланиями и последуем правде нашей, тогда, как бы делая добро, сами себе наветуем, и даже не примечаем, как погибаем». Поучение аввы Дорофея: о еже не составляти свой разум.    Слово 4, 23.    По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского.    Это очевидно из житий пр. Антония Великого, пр. Иоанна Многострадального Печерского и других.    Пр. Исихия, гл. 23, Доброт., ч. 2.    Беседа 21, гл. 5.    Пролог 12 августа.    Исаак Сирский, Слово 53, по переводу старца Паисия.    По толкованию Макария Великого, Слово 2, гл. 3.    В алфавитном Патерике читается следующее изречение преподобного Иоанна Колова: «Врата Божии — смирение. Отцы наши взошли, радуясь, в храм Божий путем многих уничижений».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3182...

2330 Migne, P. G. LXXXVIII, 1057; p. п. 211. Леств. 26 гл. Подобное рассуждение встречается у преп. Феодора Студита в правилах об исповеди (Migne, P. G. t. XCIX, 1721): „Если игумены покажутся недостаточно духовны (μ πνυ πνευματιο), не соблазняйся. Ибо не несправедлив Бог, смиривший ваши души верой и незлобием, чтобы быть обманутым советом и рассуждением игумена, если даже случится, что обманутые будут неразумны.“ 2333 Apophthegmata, P. G. LXV, 433; р. и. 396. Тоже Патер. по гл. III, § 35. стр. 50. Migne, P. L. LXXIII, 863. 2336 Черты внутренних отношений ученика к старцу всего подробнее излагаются Игнатием и Каллистом (конца XIV в). Migne, P. Gr. CXLVII; 636 р. п. Добротолюбия V, 345–346. Истинному послушнику следует соблюдать: 1) веру своему руководителю – смотреть на него как на самого Христа и как Христу повиноваться ему, 2) истину, – истинствовать в деле и слове и в точном исповедании помыслов, 3) не творить воли своей, 4) не прекословить и не спорить, 5) искренно всё исповедовать настоятелю своему – исповедание тайных сердца (помышлений и желаний). Почти все эти черты, собранные здесь этими поздними писателями, выработаны и встречаются гораздо раньше, как увидим ниже. 2337 Слово подвижн. гл. 42. Migne, P. G. LXXIX, 772 р. п. II, 56. Буквально тоже в письме монаху Феодору (lib. II, ср. 56). Migne, ibid. 229; р. п. III. 32–33. 2342 Варсануфия и Иоанна, Απορ. 358–360, рр. 182–183; р. п. 245–246. С этим вполне гармонируют слова преп. Исаии: „если кто живёт с братом или отцом духовным, то никакого сношения с посторонними пусть не имеет“. Migne, P. G. XL, 1123; р. п. 277. 2343 Пат. по гл. XIV, § 14, стр. 310, Migne P. L. LXXIII, 950 ... non debet attendere in mandatis Dei, sed patri suo spirituali omnem voluntatem suam committere... Таково же отношение монастырской братии к настоятелю. Монах должен настоятеля своего „соделать для себя Божиим словом и пользоваться им как добрым кормчим, который всю полноту братства в единомыслии направляет к пристани Божией воли“. Преп. Макария Вел., Послание; р. п. изд. 4-е, стр. 330.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010