30. Песнь 1-я. Троп. 3. Песнь 4-я. Троп. 2. Песнь 5-я. Троп. 1. Песнь 9-я. Троп. 3. Песнь 4-я. Троп. 3. Песнь 6-я. Троп. 2. Песнь 8-я. Троп. 3. 31. Песнь 4-я. Троп. 3. 32. Мумиями называются тела умерших, тщательно набальзамированные для предохранения от разложения. 33. Евсевий. Demonstat. Evang. 227. 34. Созомен. Hist. Eccles. Lib. I. С. 13. Гераклеополь теперь Ahnas. 35. Vita patrum: " Arurae autem erant ei trecentae uberes, et valde optimae " . Arura - квадратная мера во сто египетский локтей. Rosweid. Onomasticon ad Vita patrum. 1014, 1015. Arura равняется трем четвертям английского акра. Акр - 889 квадратных сажен. 36. Афанасий. Vita Antonii. Здесь говорится о греческой учености. Ср. Созомен. 1, 13. Тильемон. Mem. Ecceles. T. VII, 666. 37. Vita Antonii, 2, 3. 38. " Достопамятные сказания о подвижн. отц. " 3, 1. 39. Созомен. Hist. Eccles. Lib. 1. 13. 40. Служба 17 января. 41. Добротолюбие. Т. I. 3. 42. Четьи-Минеи, 17 января. 43. Созомен. Hist. Eccles. Lib. I, 13. 44. Слова преосв. Феофана. 45. Из слова митрополита Филарета. 46.Об искушениях св. Антония см. Vita Antonii. s. Athanas. 39, 40. 47. " Решительный шаг в восхождении к Богу, самое преддверие Богообщения есть совершенное предание Ему себя " . Свт. Феофан. " Путь ко спасению " , 380. 48. Иов. 2, 4 - 6. 49. Добротолюбие. Т. I, 8. 50. " На пути к живому Богообщению стоит неминуемо безмолвие, если не всегда как известный образ подвижнического жития, то всегда как состояние, в коем внутрь собранный и углубленный дух огнем Духа Божественного возводится к серафимской чистоте и пламенению к Богу и в Боге " . Преп. Феофан. Путь ко спасению, 386. 51. По древнему делению Египта, в Афродитопольском округе к востоку от Нила. См. Иероним, Т. I, Vit. Hilar. Также - Description de lEgyrte falte pendant lexpedition de larmee Franc. Т. IV. Р. 420. 1821. 52. То были развалины старого военного укрепления. См. Четьи-Минеи, 17 января. 53. Норов. Путешествие по Египту и Нубии. Часть II. С. 344 - 349. 54. " Обыкоша бо тамо чрез целый год предержатися хлебы нерастлены " , - разумеется, вследствие чрезвычайной сухости воздуха. Четьи-Минеи 17 января

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

690 Эта молитва, как полагают, составлена иноком монастыря св. Саввы Освященного – Антиохом Пандектой, составителем сборника нравоучительных изречений Священного Писания (VII в.) 691 «Сон легок и всякаго сатанина мечтания изменен» – сон легкий и без всякого бесовского мечтания. 694 Ср.: наставления преп. Антония Римлянина. См. также: Иноческий Устав преп. Пахомия. § 162//Древние иноческие уставы. М., 1892. С. 128, Устав преп. Венедикта. Гл. 22 (Там же С. 618). 724 Ср.: Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). М., 1899. С. 103–104. 725 «Помысл» (греч. логимос) – означает размышление, обсуждение, обдумывание, взвешивание, т. е. область деятельности человеческого ума. 732 Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1896. T. III. С. 304. Ср.: Древний Патерик. Гл. 10, §§ 107, 117. См. также: Записки афонского старца иером. Антония//Душеполезный собеседник. 1896. С. 183–184. 760 Древний Патерик. Гл. 7, § 56; см.: Преп. Макарий Египетский . Слово 6, 1; 15, 28; 3, 3. Ср.: Достопамятн. сказан. подвижн. свв. отцов. Изреч. аввы Пимена. §§ 135–137. См.: Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. Изд. 2-е. М., 1899. С. 119–121. 765 См. Древний Патерик. Гл. 20. § 1. С. 407. Преп. Ефрем Сирин указывает примеры запрещения бесу блуда, воздвигающему плотскую брань//Творения. Изд. 5-е. Ч. 1. С. 121, 133; Добротолюбие. T. II, §§ 61, 68. С. 383, 389. 771 Еп. Феофан пишет: «Врага должно преследовать (молитвой) до тех пор, пока и следов его не останется; иначе даже простой помысл, оставленный в сердце, как злое семя, принесет свой плод в неприметном склонении к себе души» (Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 282). 772 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 58. С. 212. См. также: Душеполезное чтение. 1896. T. II С. 477. 802 Он же. Творения. Изд. 3-е. Слово 46. С. 198. Ср. Слово 40. С. 169; Слово 60. С. 323–324, Слово 57 и 61. 806 Достопамятные сказания о подвижничестве святых отцов. § 7. С. 4; Добротолюбие. Т. I. С. 134, 145–146. 807 Достопамятные сказания о подвижничестве святых отцов. § 11. С. 144. См. Древний Патерик. Гл. 45. О смиренномудрии. § 38. С. 282.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

3607 Ib. 69-я. Отчасти юродствующий старец – А. М-ч. – См. «О соврем. духовн. потребн.» стр. 76. Здесь же указано, что для автора юродивые снимали иногда покров юродства, – речь, конечно об о. Петре. 3615 Ib. 69-я. Известный, по словам А. С. Бухаревой, в Казани. Вероятно это – о. Иоанн Паленин, ходатай за крепостных, подвижник и бессребреник, знаток свящ. Писания и святоотеческих творений. Своим решением догматических вопросов удивлял лиц даже с академическим образованием. С 1851 г. по 1872 служил в с. Макулове, Свияжского у., но бывал и в Казани. См. о нём в «Жизнеоп. отеч. подвижн. 18 и 19 стол.», месяц октябрь, стр. 805–819. 3628 «Печаль и радость», очерк кн. «Песнь песней», из главы. «По каким потребностям церкви и в каких личных обстоятельствах Соломона написана им «Песнь песней?», – стр. 99–107, 119. 125–6. 3630 См. С. Смирнов. История Московской Духовной Академии до её преобразования (1814–1870). Москва. 1879. Стрр. 411–412. Святителя Арсения, Епископа Тверского (капитал пожертован неизвестным лицом через Преосвященного Епископа Нафанаила) Высокопреосвященного Иоанникия, Митрополита Киевского и Галицкого. Высокопреосвященного Сергия, Митрополита Московского и Коломенского (капитал пожертвован И.А. Колесниковым) Высокопреосвященного Макария, бывшего Архиепископа Донского и Новочеркасского Высокопреосвященного Агафодора, Архиепископа Ставрпольского и Екатеринодарского (2 стипендии каждая (1 стипендия Высокопреосвященного Иакова, Архиепископа Казанского и Свияжского Преосвященного Никодима, бывшего Епископа Дмитровского Архимандрита Павла и профессора Н.И. Субботина (капитал поступил от Московского Братства Святителя Петра Митрополита) 11–12) Протопресвитера А.С. Ильинского – 2 стипндия, каждая Протоиерея А.В. Горского (капитал пожертвован Преосвященным Епископом Иоанникием, бывшим Архангельским) Протоиерея А.В. Горского (капитал составился из пожертвований разных лиц) Протоиереев Ф.А. Голубинского и П.С. Делицына (капитал тоже составился из пожертвований разных лиц)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но как продолжавшаяся болезнь была поводом частых напоминаний со стороны матери довериться врачу, то препод. Макрина обратилась к Врачу невидимому и всемогущему. После продолжительной, пламенной и слезной молитвы к Богу об исцелении, она смешала молитвенные свои слезы с землею и приложила к больной груди: в ту же минуту болезнь исчезла. (Чет.-Мин. 19 июля). VIII. Один из отцов рассказывал: некто авва Павел, живший в Фиваиде, брал в руки скорпионов и змей, и разрывал их пополам. Однажды братия, поклонившись ему, спросила: «скажи нам авва, что сделал ты, что получил такую благодать»? Авва отвечал им: – «простите мне, отцы: кто приобретет чистоту, тому все будет повиноваться, также как все повиновалось Адаму в раю, когда он еще не преступил заповеди.» (Достоп. сказ. о подвижн. св. отцов). IX. Некоторый человек, увидав однажды красивую женщину, вместо того, чтобы ею соблазниться, нашел для себя в ее красоте случай прославить Создавшего столь прекрасное творение и удивляться Его премудрости. Посмотрев на нее, он пролил слезы благоговейного умиления и воспламенился чистейшею любовью к Богу. Таким образом, для него спасением послужило то самое, что для других обыкновенно служит камнем преткновения и соблазна. (Луг дух. ст. 15). X. Преп. Димитрий, прилуцкий чудотворец, был весьма красив лицем и красота его расцветала от поста; во избежаше искушений в обители, посещаемой мирскими людьми, он закрывал лице свое куколем и бегал жен. (Из кн. «Жития святых», архиеп. Филарета черниг., мес. Февр. 11 д., стр.113). XI. Преп. Моисей Угрин целых одиннадцать лет томился в оковах, как пленный, в Польше. Последние шесть лет его терзала одна знатная ляхиня, прельстившаяся его красотою и требовавшая от него его согласия вступить с нею в брак. Напрасно она истощала для достижения своей цели ласки, употребляла угрозы; напрасно заключала его в темницу и томила голодом: ничто не могло прельстить русского целомудренного Иосифа и отклонить его от любезного ему целомудрия. Тогда в безумном исступлении гордая ляхиня велела сделать его евнухом, так что страдалец, истекая кровью, едва остался жив.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

11 Не потому ли споры о догматах всегда велись и ведутся с большим ожесточением спорящих, чем несогласия относительно нравственных идей? 15 «О своих добрых делах нужно говорить, когда предвидится от этого очень большая польза. Кто разглашает о них, чтобы разуверить человека, расстроенного умом и предубеждённого против него, тот становится попечителем и благодетелем этого человека». Златоуст. IV, 868. 19 Такой случай был с пр. Исааком Сирианиным, убеждавшим заимодавца следуя Евангелию, простить должника. 24 Марка подвижн. «Слово о Зак. дух». Гл. 169. В книге «0 терп. Скорбей» еп. Игнатия Брянч. Спб. 1893 г., стр. 24. 29 Письма о христ. жизни, 197 стр. Св. Василия В. «Нравственные правила». В Хр. Чт. 1823 г., т. X, стр. 56. 40 Фомы Кемпийского: «О подражании Христу», пер. Κ. П. Победоносцева. Изд. 3-е. Спб. 1885. Кн. 2-я, гл. IV, 2. Стр. 65. 41 «Странная вещь, – говорил Монтескье, – что христианство, не имея, кажется, другой цели, кроме блаженства в загробной жизни, обеспечивает вполне земное счастье». 48 Златоуст. На послание к Филиппис. бес. 8-я. См. о страхе Божием в «Оправдании Добра» Вл. Соловьева, 2-е изд., стр. 196 г. Москва. 1898 г. 49 По Штраусу, таким началом нравственности должна служить идея рода; по Гартману, индивидуум должен, сознавши тщету бытия, горделиво содействовать процессу освобождения Бессознательного, переходу бытия в небытие Шопенгауэр в своей морали исходил из признания всеобщей и необходимой бедственности, но, в противоположность этому аскетическому учению, составил низшую эвдемонистическую систему нравственности, которой и следовал в жизни. Штраус держался в жизни теории благоразумия, а пессимист Гартман оказался любителем жизненного комфорта. Таковы «новые начала» нравственности. 52 Твор. И. Златоуст. Изд. С.-Пб. Ак. I, 821. О малом значении страха наказаний см. в статье Г. Спенсера: «Скептики и верующие» в книге: «Факты и комментарии», стр. 197. Спб. 1903 г. 59 т. II, 170 и 168. Однако и в таких случаях страх не всесильное средство к добродетели. В молитве Иоанна Дамаскина на сон грядущий читаем: «суда Твоего, Господи, боюсь и муки бесконечные, злое же творя, не престаю; Тебе, Господа Бога моего, всегда прогневляю».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

В Прологе 15-го октября повествуется: в ските жил монах, который в продолжении многих лет был послушлив своему отцу; наконец, по зависти бесовской отпал он послушания, и без всякой благословной причины ушел от старца, презрев и запрещение; ибо он имел от старца запрещение за непослушание. Пришедши в Александрию, он был схвачен и принуждаем тамошним князем отречься Христа, но остался непоколебим в твердом исповедании веры и за это был мучен и предан смерти. Христиане того града взяли тело нового мученика, положили в раку и поставили оную в святом храме. Но в каждую литургию, когда диакон возглашал: елицы оглашеннии изыдите, рака с телом мученика, к удивлению всех, невидимой силой выносилась на паперть, а по окончании литургии сама собой поставлялась опять в храме. Один александрийский вельможа молился о разрешении этого недоумения; и ему открыто было в видении, что замученный монах был ученик такого-то старца, и за непослушание был связан от него; как мученик, он получил венец мученический, а как связанный запрещением старца, не может оставаться при совершении божественной службы, пока связавший не разрешит его. Тогда же отыскан был старец, который пришел в Александрию и разрешил связанного от запрещения. С того времени рака уже никогда не трогалась со своего места. Многие в настоящее время, особенно из отвергающих путь духовного отношения, в оправдание свое ссылаются на недостаток и оскудение духовных наставников. Но св. Василий Великий говорит, что, если кто усердно поищет доброго учителя, то и непременно найдет (Слово подвижн.). И св. Симеон Новый Богослов учит: «молитвами и слезами умоли Бога показать тебе человека, который бы мог хорошо упасти тебя». И далее говорит: «лучше называться учеником ученика, а не жить самочинно, и обирать бесполезные плоды своей воли». (1-я ч. Добротол. глава 33 и 12 слов стр. 109). Впрочем, если бы кто и по тщательном и усердном искании не мог обрести духовного наставника и руководителя, в таковой нужде старец Паисий Величковский в письме к иерею Димитрию предлагает следующий совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Удивительно сильное впечатление произвел на молодого болящего послушника этот замечательный сон. Он глубоко задумался. Под утро он увидел еще сон. Будто игумен Израиль, который принимал его в Белые Берега и после того скончался, пришел к нему и сказал: “Довольно лежать, вставай!” На утро он, к удивлению всех, проснулся совершенно здоровым. Напился он в городе чайку в первый раз за все время своей болезни и ушел в Белые Берега. Там приняли Захарию не очень ласково, но все же оставили. Всего он там жил один год — с 1870 по 1871 г. В этот же раз, приехав из Брянска, Захария чувствовал себя слабым, здоровье его не восстанавливалось как следует. Все же он проходил послушания: телят стерег, малярничал, крыл краской церковные крыши. Тогда в монастыре был игумен о. Иосиф, который всячески старался отправить его домой, но Захария не поддавался, а умолял его оставить здесь. Вторично является ему во сне игумен Израиль и говорит: “Не противься игумену, иди с отцом домой”. Захария повиновался. Придя с отцом на родину, он опять слег и пролежал еще два месяца, не вкушая никакой пищи. Он просил отца отварить ему сено и пил этот отвар. В лесу у старца Даниила. Москва с высоты птичьего полета Когда Захария несколько оправился, отец посоветовал ему пожить в лесу, у отшельника старца Даниила, который лет 40 жил в одном уединенном месте Калужской губ. “Ты будешь келейничать у старца Даниила,— говорил отец,— а я буду продукты доставлять”. Теперь отец как бы понял призвание сына к монашеству и ничего не имел против его отшельнической жизни. Хотел же, чтобы он пожил в лесу у старца, как бы для отдыха и для некоторой поправки своего здоровья перед поступлением в монастырь. Захария поселился со старцем, который охотно принял его. Пожил он с ним несколько месяцев, до недели Жен Мироносиц. Старец Даниил был подвижник и постник. Во весь Великий Пост он ничего не вкушал, а лишь в Благовещение и в Вербное Воскресение подкреплялся скудной пищей. О. Даниил очень почитал старца Мельхиседека, который жил до НО лет (житие его описано в подвижн. благочест. 18—19 вв.). Он подвизался на месте подвижника Мельхиседека и был как бы связан с ним душой. У старца Даниила в келий висела мантия о. Мельхиседека.

http://azbyka.ru/fiction/starec-zaxariya...

Вселенская Церковь признавала всегда необходимою устную исповедь во грехах со всеми обстоятельствами оных (Лаодикийский собор, Правило 2; Анк. 2, 5, 7; Неок. 3; 1 Никейский Собор, пр. 17; Василий Великий , пр. 84; Трулльский собор, 102). Василий Великий пишет: «Необходимо исповедовать грехи пред тем, кому вверено домостроительство тайн Божиих» (О подвижн. правила, кратко излож., отв. на вопр. 288, в Тв. св. Отц. XX, 360). «Никто не говори: «тайно согрешаю, тайно и совершаю покаяние пред Богом». Если бы было так, то напрасно бы было сказано: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси. Напрасно бы даны были Церкви ключи: мы сообщали бы вам то, чего не дает она» (Бл. Августин, Слово 49). 2) Испытание совести и состояние духа кающегося, которое совершитель таинства делает чрез вопросы, если сам кающийся не довольно ясно раскрыл. 3) Наставления, обличения и убеждения кающемуся, решение сомнений и недоумений его. Так Св. Иоанн Креститель обличал Фарисеев и Саддукеев, приходивших исповедовать грехи свои, и говорил им: сотворите плод достоин покаяния ( Мф.3:8 ). Св. Апостолы давали кающимся наставления ( Деян.2:38–40 ). 4) Назначение епитимии кающемуся от священника, приемлющего исповедь. Епитимия а) назначается как наказание грешнику за грех, согласно правилам церковным, или одним отцом духовным, или собором пастырей, для обуздания дерзости грешника и устрашения других. Епитимия бывает или тайная, или явная, общенародная: тайная назначается каждым пастырем, имеющим власть взять и решить, а явная – только Епископской властью, или собором пастырей, например: коленопреклонения и поклоны, удаление от причащения святых Таин; особенное наказание Апостолом Павлом, назначенное Коринфскому беззаконнику ( 1Кор.5:1–5 ), есть дело Апостольской власти. Епитимия б) назначается и как врачество, которое священник, как духовный врач, предписывает для уврачевания недугов грешника покаявшегося (VI вселенский собор, правило 102), например пост, милостыня и молитва , удаление от мест и лиц, подающих случай и повод ко греху, и т. п. Епитимия в) назначается и в удовлетворение правды, оскорбленной грехом, и в вознаграждение за вред от греха (VI Вселенский Собор, правило 102 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Гермогена Сказание о явлении Казанской иконы Б. Матери и совершившихся от нее чудесах (1594 г.) 416 и Житие святителей Гурия и Варсанофия 417 ; Ионы Думина, архиепископа вологодского (с 1589 г.), Житие Александра Невского и похвальное ему слово 418 . Филофея Пирогова, инока Герасимова Болдина монастыря, Житие прен. Нила Столбенского (подвижн. XVI в.) 419 ; Нифонта, инока Антониева, а впоследствии Троице – Сергиева монастыря, Житие (переделанное из прежнего) и Сказание о чудесах (1578 – 1598 г.) Антония Римлянина, Воспоминание о св. Ионе, архиепископе новгородском и Повесть о его чудесах 420 ; Нафанаила, инока Корнилиева мон., Житие преп. Корнилия Комельского; воеводы Семена Романовича Олферева и инока переяславского Данилова мон. Сергия, Повесть о благоверном Романе, кн. углицком; неизвестных авторов: Житие Василия блаж., московского юродивого, и моск. митр. Филиппа 421 . В первую половину XVII в.: кн. Сем. Иван. Шаховского, два похвальных слова – одно московским святителям Петру, Алексию и Ионе, другое – юродивым Прокопию и Иоанну устюжским 422 ; инока Борисоглебского ростовского монаст. Александра, Житие преп. Иринарха ростовского (†1616 г.) 423 ; инока Соловецкого, посл. Ипатьевского монастыря Сергия, Сказание о свят. Иоанне и Логине Яренских (1638 г.) 424 ; Мартиниана, Сказание о их явлении; свящ. Иакова, Сказание о мощах святого в Инкерманском (в Крыму) храме; Каллистрата Осорьина, муромского губного старосты, Житие преп. Юлиании Лазаревской и Повесть об унженском чудотворном кресте; Колязинского игумена Илариона Житие преп. Иринарха соловецкого; думного дьяка Ивана Граматина Сказание об иконе Знамения Богородицы; Ивана Наседки Записка о жизни преп. Дионисия Троицкого; келаря Троице – Сергиева мон. Симона Азарина Житие преп. Дионисия и Записки о новых чудесах преп. Сергия Радонежского 425 ; неизвестных авторов: Жития пр. Макария унженского, Кирилла новоезерского, кн. Анны Кашинской, Артемия Веркольского, Галактиона Вологодского, Адриана и Ферапонта Монзенских, юрод.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

(См. «Уч. об Отц. церкви» арх. Фил. Черниг., Ч. I, изд. 2, стр. 72). 1 Жизнь св. Марии in Vit. patr. I, 671–690 ed. Migne. Act. Sanet, ad 2 april. I, 67 S. Биограф говорит: „я решился рассказать событие, совершившееся в нашем роде, в том виде, как передал оное св. муж, научившийся говорить и делать правду от юности“ (Зосима). В заключении: „монахи того монастыря оставили не записанным известие о сей Марии, но, перенимая один от другого, предлагали слушателям повесть для общей пользы“. Писатель Софроний, с 633 г. патриарх Иерусалимский, ходивший по пустыням 576–610 г. в Четь-Минее житие по местам сокращено. В Слав. Прологе апр. 1 известие краткое, но более пространное, чем в Менологе Василия. 2 В житии Марии не сказано, когда и где жил Зосима, но об этом говорит Евагрий. Память о св. Зосиме – апр. 4. Римский мартиролог 4 апр.: „в Палестине кончина св. Зосимы отшельника, который похоронил тело св. Марии Египетской“. У Коптов Зосима апр. 9 (4). Ludolfi, comm. р. 413. Русский поклонник 1420 г. Зосима писал: „прейдох Иордан и внидох в гробницу, идеже кладутся святии отцы из Предтечева монастыря, и ту бихом челом и целовах мощи святых отцев и святого старца Зосима, иже Марию Египетяныню причащал“. Путешествия (СПб. 1749 г.), стр. 65. 3 Так как по житию св. Марии св. Зосима до смерти остался в Иорданском монастыре, а по известию иерод. Зосимы (пр. 143) мощи пр. Зосимы почивали в той же пещере, где покоились старцы Иорданского Предтечева монастыря, то ясно, что в житии описывается устав Предтечева Иорданского монастыря. О монастыре Предтечи, после Виллибальда и Даниила (жития св. подвижн.), иерод. Иона в 1651 г.: „близ того св. Иордана направо монастырь св. Предтечи; ныне разорён, токмо стены знать; а налево монастырь св. Герасима, разорён же“. Арсений говорит: „весь цел стоит, мало что попортилось“. Стены целы, но в них не было ни одного монаха. Ни Иона, ни Арсений не были ни на месте крещения Спасителя, ни в монастыре Предтечи: „без паши туда идти невозможно, Арабы убьют или ограбят“, замечает Арсений.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010