Очень скоро после этого Амвросий был взволнован новым уже более обидным для Церкви распоряжением императора. В 388 г. 1480 начальник одной из отдаленных восточных провинций донес императору, что местные христиане, возмущенные иудеями и гностиками, которые, по-видимому, чинили им какие-то препятствия в совершении их религиозных процессий, разрушили одну иудейскую синагогу и одно из мест религиозных сборищ валентиниан 1481 ; монахи и местный православный —155— епископ так же как будто бы были причастны к этому делу 1482 . Вспыльчивый император издал распоряжение наказать примерно монахов, а православного епископа обязать на церковные средства возобновить разрушенную синагогу 1483 . С точки зрения Амвросия в этом распоряжении Феодосия обидным для Церкви должно было быть как само насильственное вмешательство императора в дела подобного рода, так и решимость императора защищать иудеев и еретиков в ущерб интересам христиан. Из Аквилеи он немедленно отправил к Феодосию в Милан специальное письмо 1484 . Указав, прежде всего, на долг епископа говорить перед императором правду в случае заблуждений со стороны последнего 1485 , особенно, если эти заблуждения касаются предметов религиозных 1486 , он затем указывает на явную несправедливость императора по отношению к христианам. В самом деле, почему он не издал подобного распоряжения относительно еретиков, напавших на дом православного епископа в Константипополе 1487 , и пришел в ярость, когда была разрушена синагога, perfidiae locum, impietatis domus, amentiae receptaculum, которое осудил и Сам Бог 1488 . Почему христиане не требовали от иудеев восстановления своих разрушенных храмов, а возобновляли их на собственные средства, когда эти иудеи во время императора Юлиана разрушили много христианских храмов в Дамаске, Газе, Аскалоне, Бейруте и Александрии 1489 . Разве справедливо и согласно с религиозными обязанностями, что Ecclesia non vindicata est, a vindicabitur synagoga? 1490 . Если распоряжение императора бу- —156— дет приведено в исполнение, то этим не только будет нарушена справедливость, но и поругана Церковь . Ведь синагога будет восстановлена на средства, приобретенные христианами любовью Христа, Которого отвергли иудеи; а иудеи, иронизируя над христианами, сделают на дверях своей восстановленной синагоги надпись: храм нечестия, воздвигнутый на деньги христиан 1491 . Разве это не злая насмешка над христианами? Разве этим император не дает повода иудеям злорадно торжествовать над Церковью Христовой 1492 , которая должна уничтожать синагогу 1493 . В заключение епископ просит Феодосия отменить свое прежнее решение относительно восстановления синагоги и издать новый приказ, полный веры и благочестия 1494 . Насколько можно судить по свидетельству Павлина, император не пожелал разрывать c Амвросием и после некоторых колебаний удовлетворил его просьбу 1495 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

до смерти митр. Алексия пребывал в Киеве изгнан из Москвы и пребывал в Киеве до 1390 рукоположен В 1380 управлял с 1382 по 1384 Низложен 11. 09. 1389 Дионисий свт., поставлен, бывший архиепископ Суздальский 15.10.1385 (в заточении) повторно с июля 1388 по 1389 уехал в Грецию; 11.09.1389 Киприан, свт. повторно с 06.03.1390 16.09.1406 Фотий, свт. рукоположен с 02.09.1408 2.07.1431 Исидор рукоположен с 1437 по 1441 взят под стражу, но бежал; 14.03.1463 (1472) Иона (Одноушев) свт., бывший епископ Рязанский; поставлен Собором русских епископов (управлял с 1441) с 15.12.1448 31.03.1461 Сведения Феодосий (Бывальцев) свт. избран, бывший епископ Ростовский с 3.05.1461 по 1464 оставил митрополию; 15.10.1475 Филипп, свт. поставлен; бывший епископ Суздальский с 11.11.1464 5.04.1473 Геронтий свт. возведён в сан бывший епископ Коломенский с 29.06.1473 28.05.1489 Зосима (Брадатый) рукоположен с 26.09.1490 по 17.05.1494 отрекся; неизвестно Кафедра около года была свободной Симон свт. рукоположен с 20.09.1495 30.04.1511 (12.01.1512) Варлаам рукоположен с 3.08.1511 по 18.12.1521 сослан; 1522 Даниил (Рязанец) рукоположен с 27.02.1522 по 2.02.1539 сослан, 26.03.1539 отрёкся от митрополии Иоасаф (Скрипицын) свт. рукоположен с 9.02.1539 по 03.01.1542 низложен и сослан; 27.07.1555 Макарий свт. бывший архиепископ Новгородский и Псковский с 16 (19).03.1542 31.12.1563 Афанасий рукоположен с 5.03.1564 по 16.05.1566 на покое; после 1568 Филипп II (Колычев) свт. рукоположен с 25.07.1566 по 08.11.1568 23.12.1569 Кирилл рукоположен с 11.11.1568 8.02.1572 Антоний избран; бывший архиепископ Полоцкий и Великолуцкий в начале 1581 Дионисий рукоположен с февраля 1581 по 1587 лишён кафедры и сослан; в начале 1587 Иов свт. поставлен; бывший архиепископ Ростовский с 11.12.1587 по 26.01.1589 патриарх Московский и всея Руси Патриархи Московские и всея Руси Имена Сведения Иов (первый патриарх) свт., поставлен; бывший митр. Московский с 26.01.1589 по июнь 1605 в заточении 19.06.1607 Игнатий (самозванец) поставлен Лжедмитрием; бывший митр. Рязанский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

131 “Не зазрите смирению моему, яко не искусну ми сущу писанию вашему и языку”, — писал митрополит Фотий лет через 10 по прибытии в Россию (ДАИ. Т. 1. 180. С. 323). “Митрополиту Фотию русскому языку еще не навыкшу” (Степенная книга. Ч. 2. С. 29). На грамотах Фотий подписывался по-гречески (Древняя Российская Вивлиофика. Ч. 1. 20, 21, 22, 23, 24). Даже перед концом своей жизни, когда он долго был в России и мог изучить русский язык, Фотий, по предположению автора статьи о нём, едва ли не писал завещания на языке греческом, с которого делался перевод на русский (Прибавления к Творениям святых Отцов. 1852. 11. С. 269 прим.). Исидор митрополит знал ли русский язык? Когда на пути во Флоренцию его в западной России просили петь молебен, он пел по-гречески со всеми бывшими с ним греками, а владыка Авраамий по-своему, по-русски (Древняя Российская Вивлиофика. Ч. 6. С. 31). Великий князь Василий Иванович, объясняя неудобство быть греку митрополитом русским, говорил: “каждый православный может иметь нужду объясняться с верховным пастырем о делах духовных тайных, а государь не только о духовных, но и о государственных, между тем нельзя с ним беседовать иначе, как чрез переводчиков”. — История Русской Церкви преосвященного Филарета. Ч. III. С. 15, 16. 132 От смерти Киприана до прибытия Фотия (1410 г.) прошло 3 года; от смерти Фотия до Исидора прошло почти 7 лет (1431–1437); от него до Ионы 12 лет (1437–1449); в год смерти Ионы выбран Феодосий (в 1461), но он в 1464 году уступил место Филиппу, от которого в истории митрополита Платона сохранилось только одно имя; в 1470 году следовал Геронтий до 1489 г.; в 1491 г. избран Зосима, который был низложен в 1494, и избран Симон до 1510; за ним в том же году Варлаам, в 1522 — Даниил; по низвержении его с престола в 1539 г. избран Иоасаф, который в 1542 заточён в Кирилов монастырь, и возведён Макарий до 1563 г.; Афанасий управляет два года, а Герман в митрополичьих покоях жил только два дня; около 1567 года избран был Филипп, который умер мученическую смертью в 1570 г.; за ним следует Кирилл; в 1577 г. избран Антоний; в 1580 — Дионисий; в 1587 он низвергнут и его место занял Иов. Особенно часто сменялись архиереи второклассных епархий Русской Церкви; в первоклассных же они не бывали десятка лет; в Новгороде по низвержении Серапиона 17 лет не было архиерея (История Карамзина. Т. VII. С. 115); в епархии Ростовской и Ярославской (около 1543 года) долгое время не было архиепископа (Древняя Российская Вивлиофика. Т. XIV. С. 160).

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

См.: примечание к 1, 7, 28. 1469 Ср.: Максим Исповедник, ξγησις της κινσεως, 8 — PG 90, 121C; Диспут с Пирром — PG 91, 341С. 1470 6, 17, 65. 1471 Василий Великий, О Святом Духе, 8, 19 — Bruche 141/PG 32, 104А. 1472 Содержание сноски отсутствует. 1473 Исх 35:31. В Славянской Библии: Духа Божия, премудрости и разума . 1474 Рим 1:20. 1475 Василий Великий, О Святом Духе, 19, 48 — В. Pruche (ed.), Basile de Cesaree. Sur le Saint Esprit, 2nd edn. [Sources chretiennes 17 bis. Paris: Cerf, 1968], p. 85. 1476 Буквально: «истину» — την του πργματος λθειαν. 1477 См.: Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 1, 2 — PG 3, 121В. 1478 1 Тим. 1:7. 1479 Ср.: Пс. 63:4. 1480 Ср.: Ис. 30:12. 1481 Авв. 2:15. В самом Писании: «ближняго своего». 1482 Лк. 16:11. 1483 Лк. 16:9. 1484 См.: ниже. 1485 Ср.: Мф. 25:24. 1486 3 Цар. 12:13. 1487 1 Кор. 14:34. 1488 Максим Исповедник. Письмо к Иоанну Кувикуларию — PG 91, 461D–464A. 1489 1 Тим. 2:12. 1490 1 Кор. 14:34–35. 1491 Григорий Богослов, Стихотворения нравственные, 2. Советы девственным, 311–312, 320–321, 351 — PG 37, 602–603, 606. 1492 Сир. 25:19. 1493 Диадох Фотикийский, Главы, 36 — des Places 105. 1494 Евагрий Понтийский, Главы о молитве, 117 — PG 79, 1193А. 1495 Цитата не идентифицируется. 1496 Диадох Фотикийский, Главы, 40 — des Places, 108. 1497 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564C. 1498 Цитата не идентифицируется. 1499 Ср.: Εφ. 1:14. 1500 1 Кор. 8:1. В Славянской Библии: «разум кичит». 1501 1 Кор. 9:24. 1502 См.: их гомилии «На Преображение». 1503 Иоанн Синайский, Лествица, 28 — PG 88,1132D. 1504 Исаак Сирин, Слово 32 — Σπετσιρης, ст. 140. 1505 Там же. 1506 Он же, Слово 72 — Σπετσιρης, σ. 281. 1507 2 Кор. 11:14. 1508 Содержание сноски отсутствует. 1509 Содержание сноски отсутствует. 1510 Содержание сноски отсутствует. 1511 Содержание сноски отсутствует. 1512 Содержание сноски отсутствует. 1513 Содержание сноски отсутствует. 1514 Содержание сноски отсутствует. 1515 2 Кор. 11:14. 1516 Григорий Нисский, О цели по Богу — PG 46, 289ВС. 1517

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Пр. Моисей Мурин в молодости являлся одним из таких разбойников, который раньше был рабом, а потом грабил скот у пастухов, и пропивал его в ближайших кабаках 1485 . Во время Симеона Столпника около Антиохии, свирепствовал «архиразбойник Антиох», на которого безуспешно высылались военные отряды 1486 . Киликия, Каппадокия и Антиохия, в конце IV в. страдали от набегов разбойничьих шаек Исаврян 1487 . В Палестине бродили банды из христиан, иудеев и самаритян 1488 . Около Милета в X в., грабили бродячие крестьяне 1489 , а близ Магнесии в XI столетии, убивали прохожих горные пастухи 1490 . На Кипре полудикие пастухи разгромили часовню пр. Феосвия 1491 . Около Спарты в X в. существовали целые разбойничьи деревни 1492 . Пр. Власий был ограблен на Дунайской границе, когда возвращался из болгарского плена 1493 . В М. Азии разбойники особенно охотно поджидали одиноких паломников 1494 , и жития пр. Агапита Синадского 1495 и Даниила Столпника 1496 содержат указание на убитых, или варварски изуродованных людей, брошенных на дорогах ограбившими их негодяями. Наконец в Египте грабежом и изнасилованием женщин занимались даже сами солдаты, посланные охранять дороги от разбойников 1497 . На постоянно угрожаемое, таким образом, и извне, и изнутри, население, бремя грандиозной государственной машины империи должно было ложиться особенно тяжело. Агиография полна указаний на жестокость фискальных чиновников, выколачивавших подати и с отдельных бедняков 1498 , и с целых городов 1499 , и даже с изъятых от податей монастырей 1500 . Несмотря на то, что должность фискального чиновника была весьма ответственная, и они нередко или попадали под суд за растрату (подобно коммеркиарию, упоминаемому Мосхом) 1501 , или бывали вынуждены из своего кармана доплачивать недоимки (подобно откупщику податей в житии пр. Иоанна Милостивого) 1502 . Эта должность всё же была весьма выгодна, и наживание денег на ней не считалось чем-либо предосудительным. Пр. Феодор Студит пишет о своём дяде Платоне, что последний, имея чин царского казначея, собрал большое богатство, и стал завидным женихом 1503 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископы и Епископы Могилевские и Витебские (с 1803 до 1833 г.): Анастасий Братановский 1797–1805. Архп. с 1801. Варлаам Шишацкий 1805–1813. Архп. с 1808. Даниил Натток-Михайловский 1813–1821. Архп. с 1816. Иоасаф Сретенский 1821–1827. Архп. Павел Павлов (Морев) 1827–1831. Могилевские и Мстиславские (с 1833 г.): Гавриил Городков 1831–1837. Архп. с 1833. Смарагд Крыжановский 1837–1840. Архп. Исидор Никольский 1840–1844. Архп. с 1841. Анатолий Мартыновский 1844–1860. Архп. с 1853. Евсевий Орлинский 1860–1882. Архп. Виталий Гречулевич 1882–1825. Сергий Спасский 1885. Павел Вильчанский 1892–1892. Ириней Орда 1892–1893. Евгений Шерешило 1893–1896. Мисаил Крылов 1896–1904. Стефан Архангельский 1904–1911. Константин Булычев 1911. Гомельское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы: Митрофан Краснопольский 1907. Московская 31 Кафедра в Москве Митрополиты Московские и всея Руси: Феодосий Бывальцев 1461–1464. Филипп 1464–1473. Геронтий 1473–1489. Зосима Бнадатый 1490–1494. Симон 1495–1511. Варлаам 1511–1521. Даниил 1522–1539. Иоасаф Скрипицын 1539–1542. Макарий 1542–1563. Афанасий 1564–1566. Св. Филипп Колычев 1566–1568. Кирилл 1568–1572. Антоний 1572–1581. Дионисий 1581–1586. Иов 1586–1589 . Патриархи Всероссийские: Иов 1589–1605 . Игнатий (грек) 1605–1606 (не был признан). Гермоген 1606–1612. (Междупатриаршество 7 лет). Филарет Романов 1619–1633. Иоасаф I 1634–1640. Иосиф 1642–1652. Никон Минин 1652–1666. Иоасаф II 1667–1672. Питирим 1672–1673. Иоаким Савелов 1674–1690. Адриан 1690–1700 (последний патриарх). Стефан Яворский , блюститель патриаршего престола, 1701–1721. Архиепископы 32 : Иосиф Волчанский 1742–1745. (С 1745–1748 управлял Крутницкий 33 еп. Платон). Платон Малиновской 1748–1754. Тимофей Щербацкий 1757–1767. Митр. Амвросий Зертис-Каменский 1768–1771. (С 1771 по 1775 управлял Крутицкий еп. Самуил Миславский). Московские и Коломенские (с 1799 г.): Платон Левшин 1775–1812. Митр. с 1787. Августин Виноградский 1818–1819. Митрополиты Московские и Коломенские: Серафим Глаголевский 1819–1821.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Преемник Феогноста был предъизбран еще при жизни Феогноста. Митрополит Феогност и великий князь Симеон Иванович избрали кандидатом в Митрополиты Алексия, будущего великого святителя земли Русской, который и был посвящен в Константинополе в 1354 году. Затем, после продолжительного периода Митрополитов-греков на митрополичий престол избирается св. Иона, епископ Рязанский, который и поставляется в России 15 декабря 1448 г. О поставлении св. Ионы был приговор, по свидетельству самого Ионы, великого собора из епископов, архимандритов, игуменов и из всего священства 20 . Таким образом с 15 декабря 1448 года Русская Церковь приобрела полную самостоятельность, или, как говорится на каноническом языке, автокефальность. Последующая история в управлении Русской Церкви нам покажет, какое значение для Русской Церкви имела эта автокефалия. Преемник св. Ионы Феодосий (1461–1464) был избран еще при жизни св. Ионы. Умиравший Митрополит вместе с великим князем Василием Васильевичем и некоторыми епископами решили избрать Феодосия. Св. Иона написал на его имя благословенную грамоту и приказал положить на престол в Успенском соборе 21 . Как св. Иона предъизбрал своим преемником Феодосия, так и Феодосий избрал пред тем, как удалиться на покой, себе преемника, епископа Суздальского Филиппа (1464–1473 г.). Но это избрание Феодосий совершил не единолично, а «поговоривши с своим сыном, а с нашим господином, с великим князем, и с его матерью с великою княгинею и с нашею братиею, архиепископом и епископы» 22 . Преемник Митрополиту Филиппу епископ Коломенский Геронтий (1473–1489 г.) был избран собором епископов при участии великого князя и его братьев 23 . Следующий же за Геронтием Митрополит Зосима (1490–1494 г.) избран был великим князем без участия собора. Случай прямого назначения князем на митрополию Зосимы оказася чрезвычайно неудачным. Зосима не только был пийца и вообще сомнительной нравственности человек (Иосиф Волоколамский обвиняет его в содомизме), но и тайный еретик. Митрополит Зосима оставил престол не своею волею, а лишен престола, повидимому, по настоянию главного борца против ереси жидовствующих Геннадия, Архиепископа Новгородского. Следующим Митрополитом был Симон (1495–1511). По летописям в избрании Симона участвовали епископы, но по тем же летописям следует думать, что еще раньше соборного избрания Симон по повелению князя исполнял обязанности Митрополита. Таким образом воля великого князя предшествовала избранию. Чрезвычайно интересно указание в летописях впервые речи великого князя при вручении жезла: «Всемогущая и Животворящая святая Троица, дарующая нам всея Руссии государство, подает тебе сии святыи великии престол архиерейства» 24 . Великий князь, по приведенным словам, присвояет себе полномочие вводить во власть Митрополита, основывая сие полномочие на своей власти, полученной от Животворящия Троицы. Ясно, что этим он подчеркивал свое значение в делах управления Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vz...

1487 преп. Максим Исповедник. Творения. ч.1. М., 1993. с. 188. 1488 В популярной апологетической литературе этот образ использует К. С. Льюис в книге «Просто христианство». 1489 Цит. по: von Balthasar U. Paque le mystere. – Paris, 1972, p. 125. 1490 Цит. по: де Любак А. Католичество. с. 29. 1491 Честертон Г. К. Вечный человек. – М., 1991, с. 459. 1492 св. Василий Великий. Творения. – Сергиев Посад, ч. 5. 1891, с. 360. 1493 преп. Макарий Египетский. Новые духовные беседы. – М., 1990, с. 107. 1494 Цит. по: де Любак А. Католичество. с. 18. 1495 прот. Г. Флоровский. Восточные отцы IV века. – Париж, 1990, сс. 33-34. 1496 Преп. Максим Исповедник. Творения. – М., 1993. Ч. 1, с. 258. 1497 Цит. по: Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви. Париж, б. г., с. 230. 1498 св. Григорий Богослов. Послание 3. К пресвитеру Кледонию против Аполлинария.//Творения. Т. 2. – СПб., б. г., с. 10. 1499 Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – Киев, 1915, с. 74. 1500 св. Григорий Нисский. Против Евномия.//Творения. Ч. 5. – М., 1863, с. 354 1501 св. Григорий Нисский. Против Аполлинария.//Творения. Ч. 7. – М., 1868, с. 192. 1502 св. Григорий Нисский. Против Аполлинария. с. 89-90. 1503 преп. Иоанн Дамаскин. Цит. по: прот. Г. Флоровский. О смерти крестной.//Православная мысль. Вып. 2. – Париж, 1930, с. 174. Ср. икону «Сошествие во ад» – она являет нам сокрушение врат и победу, а не муки экзистенциалиста. Над головой Христа развеваются Его одежды, которые еще не успели опуститься следом за Ним – столь стремительно было Его вторжение в мир подземья. 1504 св. Григорий Богослов. Цит. по: прот. Г. Флоровский. О смерти крестной.//Православная мысль. Вып. 2. – Париж, 1930, с. 164. 1505 свящ. Сергий Щукин. Современные думы.//Вестник РСХД, 122, с. 203. 1506 св. Григорий Нисский. Против Евномия.//Творения ч. 5. – М., 1863, с. 454. 1507 св. Григорий Нисский. Против Евномия. с. 273. 1508 Кавасила Н. Семь слов о жизни во Христе. – М., 1892, с. 66. 1509 св. Григорий Нисский. Против Евномия.//Творения ч. 5. – М., 1863, с. 453.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В сер.- 2-й пол. XV в., несмотря на внутренние трудности, продолжалось расширение деятельности ордена на территории Арагонской короны: в 1442 г. М. получили владения в Неаполе, ок. 1463 г.- в Палермо. Конвенты М. были основаны во Франции: в Марселе (1418), Каоре (Кагоре) (1429), Авиньоне (1434). К сер. XV в. в ордене состояло ок. 650 чел. (Orden de Santa Maria. 1997. P. 85). В 1448 г. буллой «Nuper siquidem» папы Римского Николая V М. были окончательно выведены из-под власти местных епископов-ординариев. По примерным оценкам, с 1302 по 1489 г. М. совершили 133 экспедиции, освободив более 18 тыс. чел. ( Gari y Siumell. 1873. P. 204). Активная деятельность ордена не прекращалась и после конфликта между Арагонской и Кастильской провинциями, несмотря на раздельную организацию экспедиций. В 1477 г., в условиях внутренней нестабильности, М. удалось освободить из мусульм. плена не менее 180 узников ( Molina. 1973. Vol. 1. P. 412). Важным центром ордена стал мон-рь Санта-Мария-де-Коншо близ Сантьяго-де-Компостела. Продолжалась и деятельность М., не связанная с выкупом пленных: в 1409 г. в Валенсии был основан госпиталь для неимущих умалишенных, главой к-рого стал Жоан Жилаберто Жолфре (1350-1417). К нач. XV в. постоянный характер приобретает практика отправления групп М. для обучения в ун-тах Парижа, Саламанки и др. Так, среди 78 членов ордена М., собравшихся в 1477 г. на генеральный капитул в Гвадалахаре, было 8 магистров богословия, 12 докторов, 13 бакалавров (1 из них был бакалавром медицины). Нек-рые М. стали заметными в ученых кругах академическими деятелями: магистр ордена Антонио Морель (1480-1492) был деканом и профессором Тулузского ун-та, Хуан Солис († 1500) составил грамматику еврейского языка, к ордену принадлежали богослов Жеронимо Перес (ок. 1485-1549), наваррский философ и богослов Доминик де Сен-Жан-Пье-де-Пор (ок. 1494-1540), один из основателей саламанкской школы номиналистской логики. В 1518 г. коллегия М.- Консепсьон - появилась в ун-те Алькала (ныне Алькала-де-Энарес).

http://pravenc.ru/text/2563024.html

1474 На это указывает первоначальный аркосолий с фресковой живописью XVI в., устроенный над их захоронением. В настоящее время в том же месте находится поздняя рака Феодора и Павла. 1475 Толстая Т. В. «Сорок севастийских мучеников» в программе алтарных росписей Успенского собора Московского Кремля//Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998, с. 122. 1478 О том, что рака св. Сергия Радонежского изначально стояла в Троицком соборе (1420-е гг.) на том же месте, где пребывает и ныне, то есть у южной стены перед иконостасом, прямых данных не обнаружено. Но надежное косвенное свидетельство об этом имеется. Оно заключается в упоминании Жития Сергия Радонежского о том, что преподобного игумена Никона погребли «при гробе» его учителя св. Сергия (Клосс Б. М. Избранные труды. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. Т. 1, с. 420). А, как известно, местоположение захоронения св. Никона на всем протяжении своего существования не изменялось. И оно действительно находится при гробе св. Сергия, а точнее – по другую сторону южной стены. 1480 Мощи св. Никиты Переславского как в древности, так и вплоть до 1999 г. находились под спудом перед иконостасом Никитского собора вблизи его южной стены. 1482 На местоположение раки св. Леонтия указывает аркосолий, современный дошедшему до нас Успенскому собору (1508–1512 гг.). 1486 Лебедев А. Описание Троицкого Калязина мужского первоклассного монастыря Тверской епархии. Ярославль, 1867, с. 23. 1489 Соколова И. М. О резных раках Соловецких чудотворцев//Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции. М., 1991, с. 67. 1490 ПСРЛ. СПб., 1908. Т. 21. Ч. 1, с. 228; ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2, с. 441; ОР БАН. Архангельское собр. Д. 375. Л. 7. 1493 Лесючевский В. И. Культ Бориса и Глеба в памятниках искусства//Советская археология. М.–Л., 1946, с. 236. 1494 Повесть временных лет//Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. IX – haчaлoXII века. М., 1978, с. 222; ПСРЛ. М., 1962. Т. 2. Ст. 203.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010