Отношения митрополита Геронтия с великим князем всегда были не особенно мирные. Великий князь не любил своего митрополита. Когда преосвященный Геронтий вторично покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь по болезни, а затем, поправившись, захотел возвратиться, то великий князь его «не восхоте». И только после долгих и настойчивых просьб митрополита великий князь разрешил ему возвратиться. Несмотря на неоднократные столкновения с великим князем, митрополит Геронтий усердно служил ему и чем мог помогал в делах гражданских. Болезнуя о свободе русской земли, митрополит Геронтий понуждал великого князя выступить на борьбу с татарами, сбросить позорное иго. А когда русские полки во главе с великим князем (в 1480 году) стояли против татарских на р. Угре, митрополит отправил великому князю послание, в котором от имени всего духовенства воодушевлял князя не отступать до полной победы. Время святительства Геронтия было ознаменовано усиленным строительством церквей и различных церковных зданий. Он заново отстроил митрополичий дом. В 1484 году заложил каменную церковь «Пречистыя Ризы Положение», которая была освящена им в 1486 году; достраивал Успенский собор Кремля. Митрополит Геронтий помнил о своей обязанности учителя духовенства и паствы и написал несколько грамот и посланий. Труды: Правая грамота о Кирилловом монастыре// Никольский Н. К. Правая грамота митрополита Геронтия. Отчет о заседании Общества любителей духовного просвещения. – СПб., 1895 (Памятники древней письменности, 111). Послание митрополиту Геннадию//Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-haч.XY1 в. – М.; Л., 1955, Приложение, 14–15. Послание Ивану III на Угру 1480 года (рукопись, Государственный исторический музей. Синодальное собрание, 562, л. 199 об. – 202). Два послания вятчанам 1486–1489 гг. о подчинении великокняжеской власти//Акты исторические, собранны е и изданные Археографическою комиссиею. – СПб., 1841, т. 1, 97, 98; Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. – СПб., 1880, т. 6. 114.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Отд. 3. Ч. 2. С. 37, 87; РГАДА. ф. 381. 97. Л. 96-103 об.). В Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 341-342) служба в этот день также имеет много праздничных черт: поется «Бог Господь» на утрене, последование Д. имеет самогласен и светилен Ο ορανν τος στροις (    ) и др.; на литургии указаны иные чтения (прокимен из Пс 67, аллилуиарий со стихом из Пс 33, причастен Пс 32. 1, Апостол и Евангелие - только дня). Кроме того, приведены устав для случая совпадения этого дня с неделей св. праотцов перед Рождеством Христовым и указания о порядке исполнения 7-й библейской песни (т. е. песни вавилонских отроков из Дан) на утрене, если 17 дек. попадает на будний день. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 70-71) устав службы в целом тот же; указаны литургийные Апостол и Евангелие (Евр 11. 33-40, Лк 11. 47 - 12. 1). Различные редакции Иерусалимского устава и соответствующие им Минеи содержат в целом тот же устав службы, что и студийские памятники. В слав. списках Типикона и Минеи последование Д. включает 3 стихиры-подобна на «Господи, воззвах» , 2 самогласна, канон, седален, кондак с икосом и светилен; на литургии - те же чтения, что и в Мессинском Типиконе; др. элементов последования Д. в слав. списках нет. Со 2-й пол. XVI в. в Типиконах при этом дне появился знак - 3 точки в полукружии - (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В печатных изданиях Типикона (М., 1610, 1641) на литургии на блаженнах назначается пение 3-й песни канона Д. и 6-й - канона 3 отроков; глава о совпадении 17 дек. с воскресеньем (с Неделей св. праотцов) в этих изданиях предваряется фразой, подчеркивающей особенное значение этого праздника:                          (Устав. М., 1610. Л. 459 об.). В исправленном Типиконе 1682 г. и в последующих изданиях, включая совр., на    на «Господи, воззвах» вместо богородична назначается стихира предпразднства Рождества Христова, что акцентирует праздничный статус памяти Д. и вавилонских отроков - рождественские песнопения до начала собственно предпразднства обычно назначаются только на дни памяти вел. святых (как ап. Андрей Первозванный 30 нояб., свт. Николай Мирликийский 6 дек. и др.). Прор. Даниил. Миниатюра из Книги Пророков. 1489 г. (РГБ. Л. 127 об.) Прор. Даниил. Миниатюра из Книги Пророков. 1489 г. (РГБ. Л. 127 об.) В греч. Типиконах и Минеях степень торжественности этого дня со временем возрастает. Первопечатный греч. Типикон (Венеция, 1545) разрешает при желании петь стихиры Д. на вечерней стиховне, а также назначает пение стихир-подобнов на хвалитех; на литургии - те же чтения, что и в Мессинском Типиконе. Совр. издания греч. Минеи включают в последование Д. 2 дополнительных цикла стихир-подобнов (на утренней и вечерней стиховне), седальны после кафизм на утрене. В афинских изданиях Миней на этот день также помещено последование свт. Дионисия Нового, архиеп. Эгинского, что, однако, не умаляет торжественности последования Д. (количество песнопений Д. не уменьшается).

http://pravenc.ru/text/171183.html

Но на чём основаны эти запальчивые, страстные речи? Какие доказательства Иосиф приводит в подтверждение их? Он утверждает, что ещё в то время, когда Зосима был архимандритом, то уже тогда совратился в ересь. О совращении Зосимы преподобный рассказывает в своём „Просветителе” различно. После того, как Геннадий произвёл обыск в Новгороде и стал хватать еретиков, последние бежали в Москву, надеясь получить здесь защиту от протопопа Алексея. Эти-то беглецы, по словам Иосифа, и „приобрели в помощь своей скверной жидовской вере” „архимандрита” Зосиму 1784 . Но могло ли быть так на самом деле? Геннадий принялся за „жидовствующих” во второй раз по получении грамот от в. князя и м. Геронтия, после 13 февраля 1488 года. Так как князь и митрополит приказывали „обыскивать еретиков соборне и накрепко”, увещевать их к покаянию и, если обратятся, удостоверяться в их искренности посредством эпитимий, что Геннадий в действительности и делал, и так как еретики, уже покаявшись, прослышав, что на Москве их единомышленники „живут в ослабе”, решились бежать только после этого, то очевидно появление их в столице относится не ранее, как к половине 1489 года. Явившись в Москву, бежавшие не тотчас же выступили с пропагандой своего учения; им нужно было осмотреться, устроиться самим и ознакомиться с окружающей обстановкой и тогда только подумать об „уловлении душ” православных. Т. е.: совращение Зосимы могло произойти лишь в самом конце 1489 или начале 1490 года, следовательно, пред самым поставлением его в митрополиты. Но моментальное изменение убеждений в возрасте, в каком был Зосима, невозможно; особенно трудно меняются религиозные верования, как известно. Да и беглецы не представляли из себя людей, выдающихся по уму и образованию, чтобы могли сразу завладеть человеком; все это были обыкновенные попы и дьяки, не исключая и Дениса, способные разве „за престолом плясать” да „кресту наругатися”; такие люди не могли увлечь Зосимы... Главное же, представляется невероятным, чтобы протопоп Алексей не

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На их место прибыли дети боярские из Великого княжества Московского и московские богатые купцы - «гости». Так было закреплено присоединение Новгородской земли к Русскому гос-ву. В 1489 г. прекратила существование Вятка - небольшое политическое образование, выделившееся некогда из состава Новгородской земли. Вятчане пытались сохранить самостоятельность, балансируя между Москвой и Казанью. Когда в Казани в 1487 г. утвердилось рус. влияние, И. В. принял решительные меры для подчинения Вятки. В авг. 1489 г. посланные им войска осадили центр Вятской земли Хлынов, вынужденный капитулировать. Арестованные предводители вятчан были повешены, «лучшие люди» и купцы выселены из Вятской земли. Великое княжение Иоанна III. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 889) Великое княжение Иоанна III. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 889) Иной характер имели отношения И. В. с Псковом, к-рый не стремился к конфликтам с Москвой, будучи заинтересован в поддержке вел. князя в борьбе с Ливонией. Псковское войско участвовало в походах И. В. на Вел. Новгород в 1471 и 1477 гг. Заинтересованность Пскова в помощи против Ливонского ордена вел. князь использовал, чтобы усвоить себе роль верховного арбитра в спорах между псковским боярством и «черными людьми». Он также добился значительного расширения власти великокняжеских наместников в Пскове, что подготавливало условия для присоединения Псковской земли к Русскому гос-ву в будущем. Тверская земля, связанная с Москвой союзными отношениями уже при вел. кн. Василии II, при И. В. продолжала оставаться в сфере московского политического влияния. Тверское войско участвовало в походах на Вел. Новгород в 1471 и 1478 гг. и в защите Русской земли от войск хана Ахмата в 1480 г. Устанавливалась фактическая зависимость Твери от Москвы. В 1476 г. неск. тверских бояр перешли на службу к И. В. Пытаясь сохранить самостоятельность, вел. кн. Тверской Михаил Борисович заключил соглашение о союзе с Казимиром, к-рый должен был быть скреплен его браком с внучкой короля (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/469780.html

Храм очень не велик; в построении его заметно, во внутреннему и наружному убранству, большое тщание и затейливость; с трех его сторон устроена крытая широкая паперть, или галерея, из которой только две части – северная и западная – доступны для приходящих; а южная, с особенным входом от Москвы-реки, служила в старину царям для отдыха после Божественной службы и раздавания милостыни нищим. Собор сам по себе одноэтажный, тесный и высокий в виде столпа, имеет вверху, по четырем его над папертями, особенные небольшие храмы, соединенные между собою террасами: 1) Входа во Иерусалим, устроенный в 1489 году отсюда в неделю Ваий совершался некогда крестный ход в Покровский, что на Рву, собор, при чем Патриарх, в подражание Спасителю, ездил на осляти; 2) Архангела Гавриила, существующий также с 1489 года; 3) Собора Пресвятой Богородицы, иже в Миасинех; 4) бывший прежде во имя великомученика Георгия, и устроенный в XVI веке, а в новейшее время переименованный в честь Александра Невского; тут в иконостасе находятся образа святых тезоименитых царствовавшим особам Дома Романовых, до императора Александра I; в прочих же трех приделах иконостасы заключают в себе весьма старинные и редкие образа. Внизу, с южной стороны собора, устроен недавно теплый придел Николая Чудотворца, в котором зимою совершается Богослужение. – Собственно над собором 5 глав, из которых средняя, больше других, с окнами, пропускающими сверху свет внутрь собора; да над верхними приделами 4 главы; – и все эти 9 глав, как равно и самая кровля ярко вызолочены по меди червонным золотом; позлащение это произведено в 1508 году, по повелению в. к. Василия Иоанновича; и с этого времени Благовещенскому собору придано было наименование Златоверхого. Есть предание, подтверждаемое некоторыми древними русскими летописцами, и даже иностранными писателями, что на средней главе четвероконечный крест сделан из Аравийского золота; слух этот дошел и до Наполеона, который однако ж, к счастью, не знал наверное, где находится золотой московский крест, и обратил внимание на крест Ивана Великого, сочтя его золотым – и Благовещенский уцелел.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

“Ист. Росс. Иер.», III, 615; Ратшин, 103; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., прилож., XX, IV (завещание преосв. Тихона); Макарий, “Истор. Нижегород. иерар.», 137 (о построении загородного дома). 744. Воскресенский в Караше, или Карошевская пустынь, мужской, ныне погост Воскресенский монастырь, что в Караше, Ярославской губ., Ростовского у., в 31 вер. к югу от Ростова по тракту из Петровска в Юрьев, при оз. Чашницком. Основан преп. Тихоном неизвестно когда, но несомненно существовал в XV ст., что доказывается отводною грамотою на земли 1473–1489 г., данною Карашским волостелем Мих. Сухарусовым, и в это время в м-ре был игуменом Парфений. Крылов основание м-ря приписывает еписк. Ростовскому Тихону, бывшему на кафедре с 1489 по 1503 г. Строев говорит, что м-рь упоминается в 1501 г. как домовой митрополии Московской. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 615; Ратшин, 558; Журавлев, “Пут. по Яросл. губ.», 362; “Опис. Ростов. Спасо-Яковл. м-ря», 1849 г., 81; Крылов, “Ист. стат. обоз. Яросл. епар.», 42; Бакмейстер, “Топогр. изв.», 1771 г., 109; Строев, “Спис. иер. и наст.», 372; 36 и 377; “Чтения в Имп. Общ. ист. и древн.», 1847 г., 2, 74 (Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.»); “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.», III, Отд. 1, 80; Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», II, 564 (Отводная 1473–89 г. на земли); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел во влад. 493 душ. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 445 (в 1722 г. имел 48 двор. крест.); VII, 278 (в 1727 г. от м-ря отписан приписанный Борисоглебский на Горе м-рь Переслав. Владим. губ.). 745. Воскресенский – Корецкий, женский, 2-го класса (с 1795 г.), при местечке Корце, Волынской губ., Новград-Волынского у., в 29 вер. к зап.-сев.– зап. от Новграда по Брестскому шоссе, над рч. Корчиком, протекающим в глубоком овраге. Основан около 1571 г. кн. Корецким, Богушем (Евфимий) Федоровичем. По духовному завещанию 1633 г. игуменьи княжны Серафимы монастырю отказано имение с тем, чтобы он оставался в лоне грекороссийской церкви, однако же в 1752 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

названо 5 мая. Г. погребен в московском Успенском соборе у сев. стены рядом с гробницей свт. Ионы. Почитание Г. назван святым в 1-й редакции Вологодско-Пермской летописи кон. XV в. (ПСРЛ. Т. 26. С. 263, под 1479/80). Сохранилось краткое Житие святителя: «Месяца маия 5 день. Сказание о святем и блаженнем Геронтии, митрополите Московском» (РГБ. Ф. 256. 364. Л. 317 об.- 318 об., XVII в.). В Житии особо отмечено поставление Г. «своими епископи на митрополию», перенесение в новопостроенный Успенский собор при Г. мощей митрополитов святителей Петра, Феогноста, Киприана , Фотия , нетленных мощей святителей Ионы и Филиппа I. Житие сообщает о написании образа Г. после совершившихся у его гробницы чудотворений («по преставлении же его и по чюдотворению»). Нек-рые известия Жития недостоверны: о венчании Г. в 1482/83 г. кн. Иоанна Иоанновича Молодого с Еленой Волошанкой (в Вологодско-Пермской летописи говорится, что брак венчал спасский архим. Елисей - ПСРЛ. Т. 26. С. 275), об освящении Г. в том же году Благовещенского собора в Московском Кремле (собор был освящен 9 авг. 1489 - после смерти Г.); днем кончины святителя Житие называет 5 мая 1489 г. Имя Г. упоминается под 5 мая в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева мон-ря Симона (Азарьина) (сер. 50-х гг. XVII в.): «Преставление преподобнаго отца нашего Геронтия, митрополита Московскаго, чюдотворца в лето 6997» (РГБ. МДА. 201. Л. 316-316 об.). Там же под 14 авг. отмечено «освящение соборныя церкви святыя Богородицы, иж на Москве, Геронтием митрополитом в лето 6987» (Л. 327 об.). Под 5 мая Г. назван в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.), в «Алфавите» старообрядческого мон. Ионы Керженского , где именуется чудотворцем (ЯМЗ. 15544. Л. 346, 1807-1811 гг.). Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Московских святых, празднование к-рому установлено в 2001 г. Имеются тропарь и кондак святителю (Минея (МП). Май. С. 253). Соч.: АИ. Т. 1. 40. С. 75; 90. С. 137-138; РФА. Ч. 2. 87. С. 275-277; 108. С. 335-337 [грамота Иоанну III 1480 г.]; РИБ.

http://pravenc.ru/text/164853.html

После присоединения Н. Новгорода, Городца, Галицкого и Стародубского княжеств митрополичья северо-восточная территория дошла до р. Ветлуги, но тут остановилась ненадолго и пошла на р. Вятку. Митрополиты ведали вятский край еще раньше окончательного присоединения Вятки к Московскому княжеству (1489 г.). Они посылали в тамошние края грамоты с увещаниями жить по-христиански, покоряться воле московского князя и не грабить его владений 393 . В 1471 г., как известно, новгородцы уступили Москве гг. Пинегу, Кевроль, Мезень, Пермь и вообще северо-восточные земли 394 . Новгородские земли могли расширить территории Московской митрополии до мурманских берегов и р. Печоры, минуя область ведения великопермских епископов. При стремлении московских князей и митрополитов присоединять к своим областям соседние места, митрополичьи церкви были чуть не всюду. Известно напр., когда в 1492 году от новгородской кафедры к пермской присоединялась Вологда, митрополит и свои вологодские церкви передал пермскому епископу Филофею 395 . После передачи вологодских церквей, у него остались церкви по соседству с Вологдой на Белоозере и Пошехонье. Тут сошлись четыре епархии: Новгородская, Ростовская, Пермско-Вологодская и митрополичья. Так далеко и среди исконных владений ростовских архиереев митрополит мог завести свои церкви со времени Калиты, купившего Белоозеро и Углич, пограничный с древним Пошехонским уездом. Позднейшее Пошехонье едва ли не составляло части Углеча поля, бывшего во владении Феодора Ростовского 396 . Позднее московские владыки, распоряжаясь на правах собственников частью белоозерских и пошехонских церквей, ссылались на то, что Белоозерская, Чарондская и Пошехонская десятины исстари их десятины. Точнее, на Белоозере и в Пошехонье издавна у митрополита были смесные владения с ростовским владыкой 397 . На северо-западе за Москвой остался г. Ржев Володимиров после долгих споров московских князей с тверскими, и ржевские церкви поступили в ведение митрополита. По крайней мере одна половина Ржевской десятины очень давно была за митрополитами, управлявшими ранее Геронтия (1473–1489) митрополичьей областью 398 . Митрополичья епархия, расширяясь к западу, краем южной территории Тверской епископии через Ржев подходила к верховьям Двины. Тут стоял старинный город Торопец, пограничный с Новгородской епархией и её великолуцкими церквами. В 1556 году м. Макарий поставил попа в свою Торопецкую десятину 399 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

М.С. Серебрякова " Памятники архитектуры Ферапонтова монастыря по архивным документам XVII-XX веков " Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри тесно связаны между собой уже с самого возникновения. Основатель Ферапонтова монастыря монах Ферапонт прибыл вместе с Кириллом на Белоозеро из Симонова монастыря в 1397 году и поселился с ним на берегу Сиверского озера. Через год он отделился от Кирилла и основал свой монастырь в двадцати километрах к северо-востоку от Кириллова, среди живописной местности, на невысоком холме между Бородавским (теперешним Ферапонтовским) и Паским озерами. Через 10 лет Ферапонт был вызван князем Андреем Дмитриевичем в Можайск для основания там нового монастыря, известного под именем Лужецкого. Ко времени отъезда Ферапонта монастырь оставался скромной обителью, насчитывавшей около полутора десятков монахов. Интенсивный рост Ферапонтова монастыря начался в середине XV столетия, когда им управлял выдающийся церковный деятель Мартиниан. Мартиниан был человеком просвещенным. Со времени его игуменства Ферапонтов монастырь наряду с Кирилловым стал важным центром книжного дела. Знаменателен следующий эпизод: в 1489 году новгородский архиепископ Геннадий, которому для борьбы с еретиками потребовались редкие по тому времени церковные книги, послал за ними в Ферапонтов монастырь. В 1489 г. Мартиниан был похоронен в монастыре, а в 1550 г. был причислен к лику Святых и наряду с Ферапонтом считался впоследствии покровителем монастыря. Из Ферапонтова монастыря вышли и другие крупные церковные деятели. С одним из них, ростовским епископом Иоасафом, происходившим нэ знатного рода князей Оболенских и в прошлом ферапонтовским иноком, связывают начало каменного строительства в монастыре. К середине XVI века монастырь уже имел несколько камен зданий: собор, трапезную, казенную палату. Именно Иоасаф пригласил в монастырь для росписи собора Дионисия, крупнейшего художника Московской Руси. С середины 17 века начался постепенный упадок всего монастырского хозяйства. Характерно в этом отношении показание сосланного сюда (1666 -1676) патриарха Никона: «Жизнь в Ферапонтовом монастыре скудная, вотчинка за ним небольшая и крестьянишки обнищали до конца».

http://sobory.ru/article/?object=00501

Х - нач. XI в. Torino. NB. 1312) и в Книге пророков XIII в. (Vat. Gr. 1153) - средовек с короткой, округлой бородой. В Книге пророков 1489 г. (РГБ. Л. 35об.) А. изображен седым старцем с небольшой, густой бородой и спускающимися на плечи и спину локонами. В новгородской редакции иконописного подлинника XVI в. о нем сказано: «Аки Мина сед, риза вохра с белилы, маленько санкирю в ней, испод лазорь»; в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в.,- «старец с проседью» (Ч. 2. § 132. 14). А. входит в состав пророческого ряда иконостаса , напр. походный иконостас - деревянный резной складень из Новгорода (XVI в. ГММК. СК 65-68). Среди памятников зап. искусства следует упомянуть реликварий «трех волхвов» из Кёльнского собора , изготовленного в мастерской Николая Верденского в 1205 г., где представлено скульптурное изображение сидящего пророка А. (по типу оно близко к миниатюре из Книги пророков 1489 г.). Иконогр.: Иконописный подлинник новгородской редакции XVI в.//Сб. на 1873 г./Об-во древнерус. искусства при Моск. Публичном музее. М., 1873. Ерминия ДФ. С. 82. И. А. Журавлева Рубрики: Ключевые слова: АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ИОНА ветхозаветный пророк (пам. 22 сент.), именем которого названа книга в составе собрания книг 12 малых пророков МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.)

http://pravenc.ru/text/62666.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010