Свыше 170 восточнослав. списков сохранили разного рода переработки «Хождения», сделанные на основе болг. перевода. Старший список: НБУВ ИР. КДА. 415л., 1489 г., Четья Минея. Л. 100a - 110c. Кодекс является уникальным памятником юго-западнорус. письменности XV в. и юго-западнорус. «простого» языка. Редакция «Хождения», входящая в состав Четьей-Минеи 1489 г., дополнена т. н. Никейским чудом, происшедшим на I Вселенском Соборе, и заключительной похвалой с упоминанием «латинских земель» и «Руси» и обращением «рустии сынове и дщери». Восточнослав. переработка «Хождения», найденная и опубликованная В. О. Ключевским (т. н. некнижное Житие; изд.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 453-459; Крутова. 1997. С. 100-112), восходит к редакции Четьей-Минеи 1489 г. и упоминает имя патриарха Иерусалимского Макария, к-рый поставил Н. во епископа «всея Ликии», заимствованное, по всей видимости, из «иного Жития», где он упоминается при дате смерти святого (в греч. тексте «Хождения» и в более ранних слав. версиях архиерей без имени). В распространенной редакции архиерей носит имя Филипп (РНБ. ОСРК. F. I.2 93, нач. XVI в. Л. 53с - 53d), заимствованное также из «иного Жития», из эпизода посвящения во епископа (изд.: Пак. 2000. С. 367-372). Чудо о половчине. Миниатюра из Лицевого Жития свт. Николая Чудотворца. 3-я четв. XVI в. (РГБ. Больш. 15. Л. 183 об.) Чудо о половчине. Миниатюра из Лицевого Жития свт. Николая Чудотворца. 3-я четв. XVI в. (РГБ. Больш. 15. Л. 183 об.) В рукописных Прологах встречаются 3 кратких Жития Н., к-рые обычно различают по начальным словам. Проложное Житие 1-го вида (нач.: «    ()      …») - перевод греч. синаксаря (BHG, N 1349t) (изд.: Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. Синаксарь Т. 1/Подгот.: Л. В. Прокопенко, В. Желязкова, В. Б. Крысько, О.П. Шевчук, И. М. Ладыженский; под ред. В. Б. Крысько. М., 2010. С. 434-437; Макеева И. И. Проложные тексты о св. Николае Чудотворце//Лингвист. источниковедение и история рус. языка. 2010-2011. М., 2011. С. 138). Проложное Житие 2-го вида (нач.: «(  )                    ») представляет собой слав. сокращение Жития Николая Сионского и относит время жизни Н. к правлению имп. Константина (изд.: ВМЧ. Дек. Дни 6-17. Стб. 581-582; Макеева. 2001. С. 142-144). Проложное Житие 3-го вида (нач.: «                …») - перевод греч. синаксаря (BHG, N 1349s) (изд.: ВМЧ. Дек. Дни 6-17. Стб. 724-725; Макеева. 2001. С. 155-156). Проложные Жития переписывались не только в составе Прологов, но и в др. календарных и некалендарных четьих сборниках в составе Свято-Никольского цикла вместе с «иным Житием», Метафрастовым Житием и «Хождением». Похвальные слова

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Геронтий, святитель, митрополит Московский и всея Руси († 1489, память в воскресение перед 26 августа в Соборе Московских святых) В 1447 году упоминается архимандритом Симонова монастыря. В 1453 году (по БЭЛ – в 1455; по ЖМП – в 1461 году) хиротонисан во епископа Коломенского. 29 июня 1473 года, после смерти митрополита Филиппа, возведен в сан митрополита Московского и всея Руси. В 1479 году им был освящен Успенский собор Московского Кремля. Скончался 28 мая 1489 года. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля. Митрополит Геронтий был человек с твердым характером и в делах церковных не раз обнаруживал свою самостоятельность даже по отношению к великому князю. Твердость и настойчивость проявил он в возникшем споре о том, «посолонь ли или против солнца должно ходить при освящении церкви». Этот спор возник вскоре после освящения (12 августа 1479 года) Успенского собора. Какие-то «прелестники» наговорили великому князю, что митрополит Геронтий ходил вокруг церкви со крестами не по солнцу. Князь прогневался на митрополита. Открылось публичное расследование вопроса. Но в книгах об этом ничего не нашли. Сам митрополит Геронтий приводил во свидетельство то, что диакон при каждении престола начинает с правой стороны и, следовательно, ходит вокруг престола против солнца. Много спорили, но ничего не решили. Важные гражданские дела и особенно нашествие татарского царя Ахмата отвлекли великого князя от этого церковного дела. Но через три года он снова начал распрю с митрополитом за то, что он при освящениии соборной церкви ходил вокруг нее с крестами не по солнцу. Видя упорство князя, митрополит даже покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь, оставив в соборе свой посох и взяв с собою только ризницу. Он не возвратился до тех пор, пока великий князь сам приехал к нему, «бил челом», признал себя во всем виновным и обещал слушаться митрополита. Только после этого владыка Геронтий возвратился на кафедру. Оставшись победителем в названном споре, митрополит Геронтий не проявил великодушия к тем из духовенства, кто в споре стоял против него, но нашел повод отомстить им, в частности чудовскому архимандриту Геннадию, которого спасло только заступничество великого князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Нилова Сорская пустынь. Фотография. 2018 г. Нилова Сорская пустынь. Фотография. 2018 г. Нилова Сорская в честь Сретения Господня мужская пустынь находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.). XV-XVIII вв. Основана прп. Нилом Сорским в нач.- сер. 80-х гг. XV в. Точная дата возникновения монастыря неизвестна: после 1471-1475 гг. прп. Нил покинул Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь и отправился на Афон. До периода между 2 и 28 июня 1488 - февр. 1489 г. он вернулся на Русь и поселился в отшельнической келье близ Кириллова мон-ря. Приблизительную дату его возвращения фиксирует грамота архиеп. Новгородского и Псковского свт. Геннадия (Гонзова), к-рый, обращаясь к бывш. архиеп. Ростовскому, Ярославскому и Белозерскому Иоасафу (Оболенскому), просил прислать к нему старцев Нила и Паисия (Ярославова), чтобы посоветоваться с ними по поводу ереси жидовствующих (Н. А. Казакова и Я. С. Лурье на основании приписки о копировании грамоты («В лето 6997 февраля 23, 24, 25 преписах сие послание…») датировали ее февр. 1489; поскольку отставка архиеп. Иоасафа, как показал Н. К. Голейзовский, состоялась между 2 и 28 июня 1488, О. Л. Новикова предложила датировать грамоту периодом между отставкой Иоасафа и 23 февр. 1489 ( Новикова. 2010. С. 257. Примеч. 54); С. Н. Кистерев посчитал возможным сузить временные границы документа: по его мнению, архиеп. Геннадий написал грамоту между 1 сент. 1488 и 1-ми числами янв. 1489). После возвращения старца Нила из паломничества должно было пройти еще значительное время, чтобы он сам и его скит стали известны на Руси. Место для мон-ря было выбрано труднодоступное, «маловходное для мирской чади» и малопригодное для жизни - в болотистой низине между реками Сорой и Бродью. Повесть «О пришествии преподобнаго отца нашего Нила, Сорскаго чюдотворца» (самый ранний из известных списков: Гос.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

он вернулся на Русь: архиеп. Новгородский свт. Геннадий (Гонзов) в своей грамоте к бывш. архиеп. Ростовскому Иоасафу (Оболенскому) просил прислать к нему старцев Н. и Паисия (Ярославова), чтобы посоветоваться с ними по поводу ереси жидовствующих (Н. А. Казакова и Я. С. Лурье на основании приписки о копировании грамоты («В лето 6997 февраля 23, 24, 25 преписах сие послание…») датировали ее февр. 1489 ( Казакова, Лурье. 1955. С. 320)). Поскольку отставка архиеп. Иоасафа, как установил Н. К. Голейзовский, состоялась между 2 и 28 июня 1488 г. ( Голейзовский. 2002. С. 20. Примеч. 2), О. Л. Новикова предложила датировать грамоту периодом между отставкой Иоасафа и 23 февр. 1489 г. ( Новикова. 2010. С. 257. Примеч. 54); С. Н. Кистерев посчитал возможным сузить временные границы документа: по его мнению, архиеп. Геннадий написал грамоту в период между 1 сент. 1488 и первыми числами янв. 1489 г. ( Кистерев. 2012. С. 308). Нек-рое время старец Н. жил неподалеку от Кириллова Белозерского монастыря («вне близ монастыря сътворих себе келию и тако живях»), а затем ушел и в 15 верстах от обители, на р. Соре, основал скит. Согласно позднему монастырскому преданию, Н. принес с собой на новое место из Кириллова Белозерского мон-ря Смоленскую икону Божией Матери, которую особо почитали в Ниловой пуст. в XIX - нач. XX в. (она имела 11 вершков в высоту и 8 - в ширину (49×35,5 см); в настоящее время не идентифицирована). Жизнь в Сорском скиту была устроена в соответствии с принципами древних скитов. Кельи, в к-рых монахи жили строго по одному, стояли на небольшом удалении друг от друга. Богослужебным уставом Ниловой пуст. стал «Скитский устав» («Предание уставом иже на внешней стране пребывающим иноком, рекше скитяном, о келеином трезвении и катадневном петии, еже приахом от отець наших»). По мнению Е. В. Беляковой, возникновение памятника связано с книжниками круга св. Григория Синаита. Как установили Г. М. Прохоров и Б. М. Клосс, один из списков «Скитского устава» включен в сборник Н. и отчасти переписан его рукой (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

8) Церковн.-Истор. Музея при Киевской Духовной Акад. IV, 208, Четья 1489 г. Из южно-славянских списков мне известен только один, издаваемый ниже, список Афонского монастыря Хиландаря 75, XV в. Все списки, за исключением списка Церк.-ист. Музея (Муз.), представляют собой одну редакцию и отличаются друг от друга незначительными вариантами, неизбежными при списывании сравнительно недревних текстов. Никитино мучение упоминается в южно-славянском индексе XIV в.; следовательно, его перевод принадлежит к XII веку 22 . Вероятно, перевод и сделан на юге, но с точностью определить, где именно, не представляется возможности, так как язык не сохранил характерных особенностей. Особую редакцию представляет список Церк.-ист. Музея при Киевской Духовной Акад. IV, 208. Четья Минея 1489 г., в которой находится Никитино мучение, представляет сама по себе большой интерес по некоторым своим статьям, помимо интереса по языку 23 . Западно-русские переделки старых славяно-русских памятников, а также и самостоятельные переводы недостаточно ещё исследованы, а между тем те и другие представляют особый интерес как по содержанию, являясь образцами переводов с латинских оригиналов, так и по способу приспособления старого текста к простому народному языку. Это приспособление не обходилось без примеси посторонних фактов, взятых из других источников, и без особенного лирического элемента, так свойственного западно-русским, а частью – и южно-русским текстам. Никитино мучение Минеи 1489 г. по началу совершенно отличается от обычных греческих и славянских, так что на первый взгляд может считаться особым переводом с неизвестного нам оригинала. На начало его повлияло каноническое житие Никиты Готского, который с нашим Никитой не имеет ничего общего кроме имени. Подобный случай мы видели выше. Смешение очень понятно. Но присоединение отрывка из другого источника повлияло на изменение старого содержания. Исчезла жена, объясняющая сон Никите, и расширилась роль арх. Михаила. Никите явился во сне ангел, держа крест, на котором был написан образ Христа и Богоматери, и сказал: « ра д уис, Никита, венечниче нашь». Никита, проснувшись, стал размышлять о виденном. Во вторую ночь ангел пришёл вторично и сказал: « претерпи, Никито, за х с а, готоваю т ти англи венець на нбси»; сказавши это, он опять показал крест и отошёл на небо. Никита, вставши, идёт к отцу и обличает его, а сам надевает рубище и уходит молиться Остальное содержание то же, что и в других списках, за некоторыми исключениями. Так в § III ангел приказывает Никите посмотреть на небо, а затем говорит ему: « што слышиши страстотерпче? и ре ч ем стыи Никита: слышю гла с и с нбе с глющь „возвеселитес праведнии г с е, возыщете г с а, жива буе т дша ваша» и аз гл бъ есть» На это архангел говорит: « не бъ есть, но венець твои». В § V, когда Никиту положили на костёр, он «на разм свои положил, началъ молиттис боу гл: г с и с нбси призри, посети виноградъ свои и сошли с нба архангла сво г .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

Последний оценил подобное наказание как слишком мягкое и к тому же опасное для неискушенной монастырской братии и увещевал Uoahha III применить к еретикам более жесткие меры. 41 Геронтий – митрополит всея Руси с 1437 по 1489 г. Отношение к нему со стороны Uoahha III было неприязненным. Противником Геронтия – прежде всего из-за спора по вопросу о направлении крестного хода вокруг храма – был также и архимандрит Чудова монастыря Геннадий (Гонозов). Очевидно поэтому начатая последним в 1487 г. (уже тогда Геннадий стал Новгородским архиепископом) борьба с ересью жидовствующих не нашла поддержки в лице Геронтия. 42 Здесь – хронологическая неувязка: дата «26 сентября» относится к акту поставления в митрополиты всея Руси Симоновского архимандрита Зосимы, а фраза «по прошествии малого времени» – к моменту составления Геннадием послания к великому князю и митрополиту. 43 В настоящей – пространной – редакции «Сказания» преподобный Иосиф констатирует, что ересью, наряду с митрополитом Зосимой, был прельщен и Иоанн III. Однако в краткой редакции подразумевается только Зосима: «о злодействе скверной души его ». – Выделено мной. – В. К. 44 Тихон (Малышкин) был Ростовским владыкой с 1489 по 1503 г. Нифонт окормлял Суздальскую епархию с 1848 по 1508 г. Известны послания к нему о еретиках от архиепископа Новгородского Геннадия (1488) и от игумена Иосифа Волоцкого (1489 или 1490). Симеон – епископ Рязанский с 1481 г., умер в 1496 г. Вассиан – князь Стригин-Оболенский, Тверской епископ с 1477 г., умер в 1508 г. Известно раннее послание к нему преподобного Иосифа «О Троице», написанное, когда Вассиан был еще архимандритом Тверского Отроча монастыря. Прохор – епископ Сарский (Сарайский, Крутицкий) с 1471 по 1492 г. Известно послание к нему о еретиках от святителя Геннадия (1487). Филофей – епископ Пермский (и Вологодский) с 1471 по 1501 г. 45 Максим, видимо, служил в церкви Иоанна Богослова, построенной на Торговой стороне Новгорода в качестве соборной монастырской в 1384 г. 46 Макар мог служить в одной из трех новгородских церквей: 1) Святителя Николая на Софийской стороне, близ Зверина Покровского монастыря (основана в 1135); 2) Николо-Дворищенском соборе на Торговой стороне (заложена в 1113); 3) Николаевской «на Липне», у устья р.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

В 1589 г., с учреждением Патриаршества, Москва стала стольным градом Патриарха, а Московская епархия составила Патриаршую Область. Именовалась: с 862 г. (?) – епархия России; с 882 г. (?) – митрополия Киевская и всея Руссии («Святейшая Митрополия России»); с 03.05.1461 – митрополия Московская и всея Руссии; с 1589 г. – Московский и всея России Патриархат. Викарная кафедра: Владимирское наместничество. В Киеве 862/863 (?) после 868 имена иерархов неизвестны Митрополиты Киевские и всея России Ок. 882? (или 09.988? 15.06.992) В Киеве, затем в Переяславе (?): 991/992 1007 (?) В Киеве (с 1037 г.): 1035 31.08.1089 06.12.1104 04.1121 08.03.1126 1127 (или 1131) 26.07.1147 1154 (1156) Климент Смолятич, паки 1155/1156 03.1159 08.1160 1161/1162 12.05.1166 19.08.1220 1224(06.01.1225) 12.1240(?) 1241(1242?) 27.11.1281 18.04.1299 Во Владимире-на-Клязьме (с 1299 г.) 18.04.1299 06.12.1305 06.12.1305 1308(1309) Св. Петр Волынянин В Москве 1321 21.12.1326 21.12.1326 11.03.1353 11.03.1353 30.06.1354 30.06.1354 12.02.1378 02.1378 03.05.1380 10.1382 10.1382 (1389) Пимен Грек, паки 15.10.1385 06.03.1390 16.09.1406 Св. Киприан Сербианин Цамблак, паки 01.09.1408 02.07.1431 07.1431 02.04.1437 09.04.1441 04.1441 15.12.1448 в/у св. Иона Одноушев, паки 15.12.1448 31.03.1461 Митрополиты Московские и всея России 09.05.1461 13.09.1464 11.11.1464 05.04.1473 04.06.1473 29.06.1473 в/у св. Геронтий 29.06.1473 28.05.1489 28.05.1489 26.09.1490 26.09.1490 17.05.1494 20.09.1495 30.04.1511 03.08.1511 18.12.1521 27.02.1522 02.02.1539 09.02.1539 03.01.1542 19.03.1542 30.12.1563 05.03.1564 16.05.1566 25.07.1566 04.11.1568 11.11.1568 08.02.1572 Кирилл 05.1572 01.1581 Антоний 02.1581 13.10.1586 11.12.1587 26.01.1589 Московский и всея России Патриархат Всероссийская Патриаршая кафедра учреждена по инициативе царя Феодора Иоанновича и трудами правителя боярина Бориса Федоровича Годунова Архиерейским Собором 1589 г. Всероссийская Патриаршая кафедра является пятой в порядке патриарших кафедр Вселенской Православной Церкви, что было определено на Соборе восточных православных патриархов 1593 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ VII Климент VII, папа Римский, Гравюра. 1600 г. (Sacch. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Климент VII, папа Римский, Гравюра. 1600 г. (Sacch. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (26.05.1478, Флоренция - 25.09.1534, Рим; до избрания папой - Джулио Медичи), папа Римский (с 19 сент. 1523). Незаконнорожденный сын Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо Медичи (Великолепного), главы Флорентийской республики, и некой Фьоретты (вероятно, Фьоретты Горини). За месяц до рождения сына Джулиано Медичи был убит во время заговора во главе с Франческо Пацци. Ребенок был крещен 27 мая 1478 г. с именем Джулио Дзенобио; крестным отцом стал архитектор и инженер Антонио да Сангалло. Джулио Медичи воспитывался в семье дяди Лоренцо Медичи вместе с его детьми (их воспитатели принадлежали к кругу итальянских гуманистов - знаток права, поэт, собиратель древних рукописей Бернардо Микелоцци (епископ Форли в 1516-1519) и писатель, член Платоновской академии во Флоренции Джентиле де Бекки, еп. Ареццо (1473-1497)). В 1489-1491 гг. Джулио Медичи изучал каноническое право в Пизе. Вероятно, вступил в духовно-рыцарский орден госпитальеров (см. Мальтийский орден ); в 1488 г. Лоренцо Медичи добился для него от кор. Фердинанда V (II) Арагонского и папы Римского Иннокентия VIII в качестве бенефиция должности великого приора Капуа в ордене госпитальеров. Возглавлял также 2 орденских командорства во Флорентийском архиепископстве. В 1492 г. сопровождал в Рим двоюродного брата Джованни Медичи (в 1489 тот был назначен кардиналом-диаконом рим. ц. Санта-Мария-ин-Домника, но по причине юного возраста возведен в кардинальское достоинство только в марте 1492). В июле вновь сопровождал его в Рим на конклав, на к-ром на Папский престол был избран Родриго Борджа (папа Александр VI (1492-1503)). После изгнания восставшими горожанами семьи Медичи из Флоренции (1494) Джулио бежал в Болонью, потом переехал в Питильяно, а затем в Читта-ди-Кастелло; позднее, вероятно, он вернулся в Рим.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

429 (IV), 96–128 151 [пп. I-X] 83,1416–1433 151 [п. XI] 249–255 151 [п. XI] 83,1433–1440 152–168 255–292 152–168 83, 1440–1473 292–295 429 (IV), 80–88 83, 1473–1476 295–301 83, 1476–1481 301–303 429 (IV), 232–234 83,1481–1485 172–178 303–311 6270, 6275, 6263, 6248, 6256, 6244 172–178 83,1485–1489 311–312 77, 328 180–181 312–316 6287, 6277 180–181 83,1489–1494 182 (I)-196 (XV) 316–330 40 (I), 43–87 (6239) 197 (XVII)-200 (XX) 330–334 40 (I), 88–92 (6239) (17–20) 201 (XXI) – 202 (XXII) 334–336 40 (I), 92–95 (6239) 6240 (6239) (21) 23 (22) 83,1204 336–363 40 (I), 94–121 (6239) (6239) 6240 (6239) 6240 (6239) (23) (24–25) 19–20 (26) 22 (27–48) 83,1197 83,1204 363–371 6273== 84, 642–647 372–373 84, 648–649 373–374 84, 651 374–375 6274== 84, 654 233–234 375–377 6398, 6400 LIII-LIV 84, 658–660 378–381 84, 670–671 236–238 381–388 6260, 6263, 6245 LXX-LXXII 84, 677–681 84, 689–691 240–241 389–393 6265, 6372 LXXXVII-VIII 84, 701–703 393–396 84, 709–712 396–397 84, 713 397–398 84, 714–715 398–401 84, 722–723 401–411 84, 734–738 247–248 411–415 6268, 6418 CXXVIII-CXXIX 84, 742–744 415–420 CXXXIII 84, 746–749 420–422 84, 750–751 251–252 423–426 6259, 6275 CXXXVIII-CXXXIX 84, 753–755 426–428 84, 760–761 428–430 CXLVIII 84, 763–764 430–431 84, 766 256–258 431–435 6262, 6258 84, 774–777 435–436 84, 781 436–437 CLXVIII 84, 783 437–438 84, 784–786 438–440 CLXXII 84, 787–788 440–442 84, 590–593 442–444 84, 593–595 444–446 84, 600–602 266–268 446–454 6328, 6339 XVII-XIX 84, 607–613 Творения свт. Кирилла Александрийского. Часть 15 ТСО 68 332 / 333 . ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. 4090/2. COMMENTARII IN JOANNEM. CPG 5208. PG 74, 448–756. Книга одиннадцатая. С. 3–156. 1273 . Гл. 1. [ Ин.16:14 .] О том, что Дух Святой природно от Бога и в Сыне и чрез Него и в сущности Его. С. 3–6. [С. 679–681.] PG 74, 448–449. 1274 . Гл. 2. [ Ин.16:15–33 .] О том, что природно в Сыне и в сущности Его (находится) Дух Его, то есть Святой, как и в сущности Отца. С. 6–30. [С. 681–698.] PG 74, 449–473. 1275 . Гл. 3. [ Ин.17:1 .] О том, что никто не должен считать Сына лишенным Божественной славы, хотя Он и оказывается говорящим: «Отче, ... Прославь Сына Твоего!» ( Ин.17:1 ). С. 30–34. [С. 669–702.] PG 74, 473–480.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Митр. Геронтий скончался 28 мая 1489 г. Преемник ему был поставлен после длинной проволочки, тянувшейся более года. Естественно возникает предположение, что придворные сферы, зараженные тайным учением жидовствующих, вели интригу за проведение на митрополичий стол кандидата для них благоприятного. Результат интриги оправдывает нашу гипотезу. Поставленным в митрополиты 26 сентября 1490 г. оказался архимандрит Симоновского монастыря Зосима. Зосима (1490–1494 гг.) Он бал тайным последователем ереси жидовствующих. По иронии судьбы он должен был, тотчас же по своем вступлении на митрополичий престол, произнести соборное осуждение на своих единомышленников-еретиков. Когда было обнаружено его еретичество, защитники православия повели против него настойчивую борьбу. Как нравственная личность, митрополит Зосима не выдерживал канонической критики, и его легко можно было столкнуть с его высокого поста. Зосима был поклонник Вакха и очень распространенного тогда в Московской Руси содомского греха. Хотя великий князь в то время и был в мире с еретической партией, но должен был согласиться на удаление Зосимы с кафедры, которое произошло 17 мая 1494 г. На место Зосимы, опять после значительного промежутка времени, поставлен был в митрополиты 20 сентября 1495 г. игумен Троицкого Сергиева монастыря Симон. Симон (1495–1511 гг.) Со времени митрополита Симона и при его ближайших преемниках, на судьбах русских митрополитов и вообще высшего церковного управления со всей определенностью отразилось влияние вновь слагавшихся чрезвычайно высоких взглядов московских государей на свою собственную власть. В развитии этих взглядов главное участие принимали церковные силы, и это было одной из важных сторон в исторической деятельности церкви. Мы оставили следить за развитием идеологии московской власти со времени поставления митрополита Феодосия (1461 г.). Теперь проследим вопрос далее, до царствования Ивана Грозного (1533 г.). Возникшая у русских после Флорентийской унии и падения КПля идея о переходе прав и привилегий византийских императоров на московского князя нашла себе реальное основание и поддержку в браке великого князя Ивана III Васильевича (1462–1505) с племянницей последнего греческого царя Зоей Палеолог, переименованной в России в Софью.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010