редакции, отметим только иной состав богородичных стихир на стиховне малой вечерни субботы, отсутствие воскресного кондака по 6-й песни канонов и «оригинальную» редакцию 9-й песни крестовоскресного канона 2-го гласа, т. е. соответствующую акростиху канона, в отличие от современной «испорченной» ее редакции (как греческой, так и славянской). Существенной особенностью О. этого издания является набор стихир на «Господи, воззвах» будних дней: вне зависимости от дня седмицы 1-я группа стихир посвящена Спасителю, 2-я - Богородице (ср. с греч. ркп. Hieros. Sab. 68, имеющей ту же особенность). Кроме того, в О. издания 1494 г. в утро субботы 1-й канон посвящен Богородице, а заупокойный канон исполняется на повечерии пятницы. Первый греч. О. (содержащий только воскресные песнопения) был напечатан в 1520 г., 2 годами позже был издан полный О., или Параклитик ( Legrand. 1885. P. 172-173). Последующие издания этих 2 сборников отличаются лишь незначительными изменениями в составе и тексте песнопений, и так же, как совр. издания греч. О., не содержат корпус богородичных канонов повечерия. Последние впервые были напечатаны в 1643 г. в Венеции афонским мон. Агапием Ландом в качестве отдельного сборника - Богородичника (см. статьи Агапий Ланд(ос) и Богородичник ). Этот сборник выдержал неск. изданий, однако в XIX в. его вытеснила др. редакция, впервые изданная в 1796 г. прп. Никодимом Святогорцем (см. ст. Богородичник ). По содержанию корпус канонов Богородичника прп. Никодима существенно отличается от своего предшественника: сборники имеют лишь 2 одинаковых богородичных канона. Славянский Октоих первогласник (Цетин, 1494) Славянский Октоих первогласник (Цетин, 1494) Вплоть до сер. XVII в. слав. О. московской печати характеризуются стабильностью структуры и состава гимнографии. Пожалуй, единственным отличием в составе изданий О. при патриархе Иосифе (1642-1652) в сравнении с предыдущими изданиями является включение в сборники воскресных кондаков с икосами по 6-й песни воскресных канонов.

http://pravenc.ru/text/Октоих.html

28.       Дионисий , архиеп. Суздальский, хирот. 1384; † 15 окт. 1385, в Киеве. 29.       Фотий , Грек, прибыл в 1409–1410; † 8 июля 1431. Святой. 30.       Григорий Цамблак ( Семивлах, Самвлах ), митр. Волыно-Литовский, хирот. 15 нояб. 1415; † 1419. 31.       Герасим хирот. 1433, из еписк. Смоленских; сожжён 1435. 32.       Исидор , Болгар 3 , прибыл в апр. 1437; бежал из Руси 1441 4 ; † 1463, в Риме 5 . 33.       Григорий , Болгар, с 1458; † 1472. 34.       Мисаил , еписк. Смоленский, с 1474; † 1477. 35.       Спиридон хирот. 1476 «, но отлучён 6 ; † 1503, в Ферапонтове мнтре. 36.       Симеон , с 1477; † 1488. 37.       Иона Глезна (хирот. 1482?), 1492. 38.       Макарий Чорт хирот. 1495, из архим. Виленских (Троицких?); убит 1 мая 1497. 39.       Иосиф Салтан , еписк. Смоленский, с 30 мая 1498; хирот. 1 мая 1500 7 ; † 1519. (Упом, в мае 1518). 40.       Иона хирот. 1520, из архим. Виленско-Вознесенского монастыря; † 1526. (Упом. в февр.). 41.       Иосиф в 1526 перев. из еписк. Полоцких (А. З. Р., III, прим. 2-е); † 1535. 42.       Макарий хирот. 1535 (А.3.Р., II, 185, 193, 197, 201 прим. 117-е); † 1555 (Упом. в окт.). 43.       Сильвестр Белкевич хирот. 1556, из архим. Троицкого Виленского монастыря; † 1568. 44.       Иона Протасович, еписк. Туровский, хирот. 1568 (упом. 25 июня); † 1577 (Отказался в сент. 1576 (А. 3. Р., III, 71). 45.       Илия Куча хирот. 23 сент. 1576. (Тоже, 71, 80); † 1579. 46.       Онисифор Девочка наречён 1579; хирот. 27 февр. 1583 (А. 3. Р., III, прим. 66-е); отлучён в 1588. 47.       Михаил Рагоза хирот., из архим. Троицкого Слуцкого монастыря, 27 июля 1589; † в сент. 1599. 48.       Ипатий Поцей , еписк. Владимиро-Волынский, утверждён 22 сент. 1599; † 8 июля 1613. Он был униат. 49.       Иов Борецкий хирот. 9 окт. 1622 (sic.), из игум. Златоверхо-Михайловского монастыря; † 2 мар. 1631. 8 50.       Исаия Копинский , архиеп. Смоленский в 1631–33; 9 сменён и † в 1634. 51.       Пётр Могила , воеводич Молдавский, хирот. 8 апр. 1633, 10 из архим. Киево-Печерских; † 31 дек. 1646.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сноске 985 . Выписки из устава Московского Успенского собора сделаны Барсуковым по изданию устава в III томе Русской Исторической Библиотеки, печатаемой Археографическою Комиссией.– В некоторых местностях России «халтура» (хавтура) значит поминки, а «халтуровать» (хавтуровать) значит участвовать в поминальном обеде, пировать на поминках. В Галиции простой народ называет причётников церковных хавтурниками (как у нас в Великороссии тот же простой народ называет их кутейниками), см. Лингвистично-исторические рассуждения А. С. Петрушевича, Львов, 1887, стр. 75. По Снегирёву, в Литве торжественные поминки умерших называются chauturas, хавтурами, см. его Русские простонародные праздники и суеверные обряды, I, 109. К сноске 1022 . Весьма интересный рассказ Благовещенского об одном из современных греческих архиереев, принадлежащих к разряду тех, о которых говорит Лиутпранд, см. в его известной книге «Среди богомольцев», – Фессалия, часть вторая, село Зарко, 2 издание стр. 388 sqq. К сноске 1022 . Впрочем, епископ Феодор мог быть уяден и не охотничьей, а бешеной дворовой собакой, или даже бешеной собачкой комнатной. К сноске 1030 . Что в Греции были священники звероловы и птицеловы или вообще охотники, это даёт знать 135 правило Номоканона при требнике, которое говорит: «Священники (звере) ловец или птицеятель да есть празден три месяца». К сноске 1036 . О цвете одежд духовенства и об украшениях на них. Вальсамон даёт знать (у Ралли и П. II, 616), а Симеон Солунский прямо говорит (у Миня в Патрологии, t. 155, col. 396), что одежда чтецов была (или полагалось, чтобы была) чёрная. Относительно одежды священников и дьяконов Симеон Солунский говорит, что для благоприличия (для скромности, – δι τν ελβειαν) она должна быть фиолетовая (тёмно-красная, – μφα ξα) или чёрная (ibid. col. 393 fin.). Наш митрополит Иоанн 2 в Правилах Иакову черноризцу предписывает, чтобы одежда священников была чёрная, а в случае крайней нужды – белая, – в Памятниках Павлова col. 20 нач. Одно древнее поучение ново поставленному священнику предписывает ему, чтобы он «одежю носил долгу до глезна, ни от пестрин ни от утварий мирских», – Никоновская Кормчая гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Впоследствии, униаты и католики, желая дать унии, введённой в конце XVI века, авторитет древности, представляли церковные дела XV века в таком виде, как будто бы тогда господствовала уже уния. Они с этой целию толковали разные привилегии великих князей литовских, данные православной греческой церкви так, как будто они относятся исключительно к той части этой церкви, которая признавала над собой главенство папы. За митрополитом Григорием следовали, с 1474 по 1477 г., Михаил, потом, с 1477 по 1482 г., Симеон, с 1482 по 1490, Иона Глезна. Католические духовные конца XVI и начала XVII века называют последних двух униатами: одного на том основании, что в его время было к папе посольство, а другого, потому что тогда цареградский патриарх, которому подчинялась русская церковь , принял унию. Следовавшего за ним Макария, причисленного к лику святых и почивающего в храме св. Софии в Киеве, также признавали униатом. 236 Вообще униатство этих владык очень сомнительно, потому что мы не имеем о том известий беспристрастнее тех, которые явно хотят, для своих видов, представить их униатами, хоть бы и с натяжками. Более правдоподобным, по-видимому, кажется известие о митрополите Иосифе Солтане, следовавшем за Макарием. Когда римские епископы стали склонять его к соединению, он послал в Цареград спросить об этом у патриарха Нифонта, а тот растолковал ему, что церковь греческая давно соединена с римскою. Впоследствии, сторонники унии приводили письмо патриарха в свою пользу, напирали особенно на то, что москвитяне называли митрополита Иосифа латинником, и этим думали доказать, что митрополит Иосиф принял унию. Но если в самом деле Иосиф убедился объяснением патриарха и признал, что единство русской церкви с католическою совершилось прежде, то уже то самое, что русский митрополит не знал об этом и, вследствие своего неведения, посылал к патриарху только по тому случаю, что к нему обратились римско-католические духовные, – не показывает ли, как мало в то время занимал умы этот вопрос, как мало было известно на Руси флорентийское дело? Следовательно, уния XV века более существовала в воображении немногих, чем в религиозной жизни и церковном управлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Спросили, наконец, старого боярина церковного Пацка Есковича, и он сказал: «Я помню уже шестого митрополита, а того не слыхал и не видал, чтобы мещане брали церковные ключи и сами давали их попам... по их просьбам митрополит поставлял священников, но увязать священника к церкви и дать ему ключи всегда посылал своего «увяжчего». Тогда Иосиф, обмолвивши с своими духовными в своем духовном совете, определил: «За какого попа или дьяка будут просить граждане, чтобы назначить его в ту или другую приходскую церковь, и он покажется нам годным, мы того и назначим, но подавание священнику престола и ключей церковных принадлежит нам. Когда мы поручим нашему наместнику подать какому-либо попу церковь и увязать его, наместник имеет оповестить граждан, чтобы они прислали в ту церковь двух или трех своих депутатов, которые бы вместе с ним пересмотрели церковные вещи и передали новому попу за собственною подписью, а если граждане не захотят явиться в церковь по повестке наместника, тогда он и без них имеет увязать в ту церковь попа по нашему благословению, чтобы церковь не стояла без пения». При расследовании вопроса о праве подаванья церковных ключей вполне выяснилось, кто были ближайшие предшественники митрополита Иосифа, как назывались существовавшие тогда виленские церкви и кого ставили митрополиты своими наместниками в Вильне. Предшественниками Иосифа Солтана были митрополиты: Иона Глезна, Макарий, Иосиф Болгаринович и Иона, которого сам Иосиф Солтан называет здесь своим «предком», предместником. Церкви существовали тогда в Вильне кроме Троицкого собора и Пречистенского собора следующие: Николо-Перенесенская, Воскресенская, Екатерининская, Никольская, Михайловская, Ивановская, Пятницкая, Рождественская, Спасская, Косьмодемьянская, Юрьевская и какая-то «городская». Наместничество в Вильне поручалось митрополитами то троицкому архимандриту, то священникам приходских церквей — Воскресенской, Юрьевской, Косьмодемьянской, которые наравне с прочими виленскими священниками считались крылошанами Пречистенского собора .

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

II. Митрополит Мисаил: вторая попытка к унии 1. Происхождение Мисаила, его служение в сане епископа и избрание на митрополию 2. Его послание, или грамота, к папе Сиксту IV, подлинность грамоты и важность 3. Анализ этой грамоты 4. Истинный смысл грамоты 5. Кем она была подписана и послана 6. Какой был результат этой грамоты 7. Скудость известий о митрополите Мисаиле и предположения о нем III. Четыре следующие митрополита: 1. Спиридон 2. Симеон 3. Иона Глезна 4. Св. Макарий IV. Митрополит Иосиф Болгаринович: третья попытка к унии 1. Его избрание на митрополию, прежнее служение и происхождение 2. Его сношение с патриархом Нифонтом по вопросу об унии и ответная грамота патриарха 3. Покушения Иосифа Болгариновича по воле великого князя Александра совратить в латинство Елену и других православных и как отозвался на это московский государь Иван III 4. Жалобы в Москву православных князей литовских на притеснения в вере, переход их на службу к московскому государю и война его с Александром 5. Поставление Иосифа Болгариновича в митрополита и грамота его к папе Александру VI об унии 6. Ответные грамоты папы по этому случаю к Виленскому епископу Войтеху и великому князю Александру 7. Грамоты того же папы о принуждении великой княгини Елены к принятию латинства 8. Меры для привлечения к тому же и других православных 9. Кончина Иосифа Болгариновича, облегчение участи Елены, желание Александра примириться с тестем и заключение перемирия между ними 10. Что говорилось при заключении этого перемирия с той и другой стороны относительно принуждения Елены и других православных в Литве к принятию латинства 11. Значение этого перемирия для православной Церкви в Литве 12. Другие события в Литовской митрополии при митрополите Иосифе Болгариновиче и потом до заключения этого перемирия V. Общий взгляд на состояние православной Церкви 1. Митрополиты, их верность православию и подчинение Цареградскому патриарху, отношение литовских государей к православной Церкви и положение ее в Литве 2. Епархии Литовской митрополии и бывшие в них иерархи

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

Но Григорий оставался митрополитом до самой смерти своей (1419 г.). Фотий, по смерти Григория помирился с Витовтом и управлял южными церквами до своей кончины (8 июля 1481 года). После Фотия в 1433 году Герасим, епископ смоленский, посвящен был патриархом в митрополита литовского, тогда как в Москве был «нареченным» митрополитом св. Иона; Герасим с видами на обе стороны русской Церкви избрал местом кафедры Смоленск, где жил под покровительством князя Свидригайла: но в 1435 г. сожжен был Свидригайлом. Дела Исидора и папы заставили южных епископов быть в тесном союзе с московским первосвятителем Ионой, и он имел на западе своих наместников; южные епископы сперва не приняли и Григория, единомышленного с Исидором (§ 11). Но эта связь юга с северным митрополитом была только следствием особенной нужды, и была временною; король польский, покорный папе, заставил южных епископов признать, власть Григория. Преемники св. Ионы († 1461) перестали уже называться киевскими митрополитами; митрополия южная решительно отделилась от северной. После Григория пастыри юга уже добровольно, не тревожась сомнениями, избирали себе особого митрополита, каковым был первый Мисаил. Кафедра литовского митрополита чаще была в Вильне, по временам в Новгродке, редко в Киеве. § 2. Отношение митрополитов северного и южного к патриарху Несмотря на то, что, при первоначальном разделении митрополии русской, южные епископы, по-видимому, не хотели быть покорными патриарху, в последующее время киевские митрополиты поставлялись не иначе, как с благословения патриарха. Хотя ни король, ни епископы не приняли Спиридона, которого патриарх (в 1476 г.) посвятил в литовского митрополита только по воле султана, но без ведома и воли короля и епископов: но митрополиты Мисаил (1474–1477 г.), Симеон (1477–1488 г.), Иона Глезна, избранные в Литве, поставлены были патриархом. В 1495 году собор русских епископов избрал и поставил митрополита Макария; а потом отправил послов к патриарху за благословением для митрополита. Патриарх, одобрив избрание, дал знать чрез послов своих, чтобы вперед без его ведения не были поставляемы митрополиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Построена в 1859 г. на средства прихожан. Деревянная, на кам. фунд., крыта жестью. В 1877 г. и 1881 г обновлена. При ней деревянная, на кам. фунд. колокольня. Земли: усад. 1 дес. 240 саж., пахот. 23 дес. 148 саж., сенок. и под лесом 22 дес. 375 саж.; последняя большею частью бесполезна для причта, как находящаяся под помещичьим прудом, болотом и зарослями. Земля плохого качества. Причт: 1 свящ. – 300 руб. и псаломщ. – 50 руб. Для свящ. и псаломщ. дома и хоз. постройки ветхи. Сельская школа сущ. с 1872 г. Прип. дер. Глезна в 5 вёрстах. Дворов – 120, прихожан – 936 д. об. п. Свящ. – Антоний Евстаф. Гутовский (с 1883 г.) и псаломщ. – Арсений Севериан. Рыбчинский (с 1880 года). 265. с. Бражинцы волости Деревичской, от Житомира 100 вер., от Новоград-Волынска 85 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Полонное 20 вер., от ближ. почт. ст. Полонное 20 вер., от бдиж. приход. с. Купчинец 2 вер., с. Онацковец – 4 версты. Приход 6-го кл. Церковь во имя Преображения Господня. Построена в 1846 году на средства прихожан и помещицы Прушинской. Деревянная, на кам. фунд., крыта жестью. В 1875 г. устроен новый иконостас. При ней деревянная, на кам. фунд. колокольня. Имеется кладбищенская церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова. Она построена в 1871 г. (а освящена в 1873 г.) на средства прихожан. Деревянная, на кам. фунд., крыта гонтом. Копии метрич. книг сущ. с 1779 г., а испов. ведом. с 1774 г. Земли: усад. 2 дес., пахот. 28 дес., сенок. 7 дес., лесу 10 дес. – всего 47 десятин. На эту землю имеются проект от 1846 г. и план от 1854 г. Причт: свящ. – 300 р. псаломщ. – 50 р. Для свящ. дом и хоз. постройки хотя и починены помещиком, но весьма неудовлетворительны; для псаломщ. они разрушаются. Церк.-приход. школа сущ. с 1868 г. Крупный землевладелец – Прушинский. Дворов – 102, прихожан – 844 д. об. п. Свящ. – Евгений Яковл. Майборода (с 1884 г.) и псаломщ. – Афанасий Ив. Немоловский (с 1845 года). 266. с. Булдычев 211 волости Миропольской, от Житомира 80 вер., от Новоград-Волынска 60 вер., от ближ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В дальнейших своих наставлениях св. Григорий Великий советует пастырям: не искать себе популярности и избегать человекоугодничества, быть разборчивым в своих облечениях и в своей сдержанности, в ревности и снисходительности; в своих поучениях приноровляться к различным состояниям своих слушателей, и при этом указывает самый способ или своего рода программу подобного рода наставлений. Последнему вопросу (о поучении пасомых) посвящена вся последняя часть его «Правила Пастырского». § 35. «Поучение святительское к ново поставленному иерею» Оно составлено на основании «правил св. апостолов и св. отец», издано Св. Синодом в1843 году и должно быть вручаемо каждому ставленнику «частого ради прочтения», как говорится в надписании его. Излагая пастырские обязанности и, призывая священника к добросовестному исполнению их, оно имеет характер не столько церковно-юридический, сколько чисто-нравственный. Оно состоит из 6-ти статей. В первой говорится о высоте пастырского служения и об обязанности священника «день и ночь изучать Закон Божий и церковные каноны » для духовного назидания как своего, так и пасомых. Священник должен быть образцом добродетельной жизни и удерживаться от всех страстей. В самом быту своем он должен выделяться из ряду других, как-то: не дерзать ударять кого-бы то ни было своими руками, не закалывать животного, оставлять свадебные празднества, коль скоро они станут принимать непозволительный характер; не читать запрещенных для него книг, и избегать несвойственных его сану развлечений; одежду должен носить длинную «до глезна», чуждую пестроты и светских украшений. Детей своих должен воспитывать в добром направлении; молитва его должна быть разумная и сердечная, a служение алтарю Божию «без лености». Имея должное наблюдение за причтом, священник обязан заботиться о подобающей частоте в церкви, не вносить в алтарь «ни кутии, ни пива», на престоле же не полагать ничего, кроме Евангелия и других священных предметов. Совершение им богослужения должно быть благоговейное, без сокращения молитвословий «угодия ради человек»; святость этого дела не должна быть нарушаема «суетными и тщеславными беседами»; бесчинствующих же предоставляется священнику удалять из храма. Запрещается принимать приношения к жертвеннику от неверных, еретиков, отъявленных и нераскаянных грешников. Внушается быть внимательным к духовным потребностям паствы и всегда, как стражу днем и ночью, быть готовым к удовлетворению их. Священник не должен ничего предпринимать без соизволения своего епископа и, без уважительной причины, не расставаться со своим приходом до своей смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

29. КИПРИАН, родом Сербянин, посвящен в Константинополе, но когда, различно о нем полагают; по сказанию же самого Киприана в 1375 году; скончался в 1370 (1407) году в Москве. 30. ФОТИЙ Грек, родом из Мореи, прибыл в Киев на Митрополию в 1408 или 1409, или по сказанию Никоновой Летописи, в 1410 году; скончался в Москве в 1431 году. 31. ГРИГОРИЙ Самблак, родом Болгарин, посвящен в 1416 году ноября при жизни еще Митрополита Фотия, пока он был и Киевским, скончался в 1419 году. 32. ИСИДОР Грек, а по сказанию других Болгарин или Далмат, вступил на Киевскую Митрополию 1437 года, но скоро потом отступись от православия восточной церкви, принял соборно во Флоренции Унию, за что по прибытии своем в Москву Соборно низложен. – 33. ИОНА, который прежде Исидора избран был Великим Князем Василием Васильевичем в сан Всероссийского Митрополита, паки на место низложенного Исидора избран Собором в 1443 году; управлял без посвящения Всероссийской Митрополией 5 лет; потом 1449 года декабря 15 посвящен Русскими Епископами; скончался 1461 года марта 31 дня. В Киеве, после Григория Цамблака, были Григорий Уният и Герасим православный. 34. МИСАИЛ избран около 1474 г., а где и кем посвящен неизвестно; управлял Киевской Митрополией, по сказанию Коссова, 4 года, кончина же его не известна. Спиридон. 35. СИМЕОН посвящен около 1474 г., правление его полагается около 5 лет, а по другим известиям, он скончался 1488 года. 36. ИОНА II Глезна посвящен на Киевскую Митрополию, как полагает Киевский Каталог, в 1482 году; но по другим известиям о кончине Симеона, посвящение его должно быть позже; в каком же году он скончался, неизвестно. 37. МАКАРИЙ избран и посвящен в Киевские Митрополиты 1495 года; он убит Татарами 1497 г. мая 1 дня на пути к Киеву в деревне Стриголово при реке Припяти, по Киевскому же Летописцу при реке Вчиче, за пять миль от Мозыря. Мощи его доныне открыто почивают в Киево-Софийском Соборе. – 38. ИОСИФ II Солтан избран и посвящен на Киевскую Митрополию, по сказанию Палинодии, около 1497 г., а по Киевскому Летописцу 1498 г. Мая 30. Но доказанное время посвящения его сомнительно; ибо в Грамоте, пожалованной ему 1498 г. марта 20 дня от Литовского Великого Князя Александра на Митрополичьи права, он назван только еще Нареченным Митрополитом Киевским и Галицким; скончался он в Вильне 1517 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010