Служил Высокопреосвященнейший Митрополит Алексий, Ленинградский и Новгородский, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Богослужение совершалось благоговейно, молитвенно, слаженно. Здесь я впервые услышал пение стихиры Божией Матери «О преславного чудесе, небеси и земли Царице…» ради Ея чудотворного образа, именуемого «Державная». Помню свои незабываемые чувства радости, утешения, родства с новомучениками, которые испытал, молясь Царице Небесной в эти минуты… В настоящее время в Свято-Успенской Псково-Печерской обители на Божественной Литургии, если позволяет Церковный Устав, всегда поется стихира Божией Матери «О преславного чудесе…». Возрождение традиции Псково-Печерский монастырь духовно-исторически связан с народностью сету. Во времена Преподобномученика Корнилия в XVI веке Псково-Печерским монастырем строились храмы по берегам Чудского озера. Замечательное событие произошло 450 лет назад в городе Нарве. Этот город осаждался русскими войсками. Ливонские рыцари были внутри крепости напротив Ивангорода. В насмешку над Православием они стали кидать иконы в пламя костра, на котором варилось пиво. Вдруг пламя полыхнуло и зажгло дом… При сильном поднявшемся ветре загорелись соседние дома и в городе вспыхнул огромный пожар, но две иконы, брошенные в огонь, – Божией Матери «Одигитрии-Путеводительницы» и «Святителя и Чудотворца Николая» – чудом, как выяснилось в дальнейшем, остались целы… Русские воины воспользовались ситуацией и взяли неприятельскую крепость… Благородно поступили победители с пленными, отпустив их с миром домой… С чудотворными иконами был устроен Крестный ход в Новгород, а затем в Москву к царю Иоанну Грозному. В Крестном ходе принимал участие и игумен Псково-Печерского монастыря Преподобномученик Корнилий. В дальнейшем духовная связь между православными Эстонии и Псково-Печерским монастырем поддерживалась через молитву и благотворительность. Особенно ярко это общение проходило с 1920 по 1940 год, когда город Печоры и Псково-Печерский монастырь входили в состав Эстонской республики.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

В 1822 году Государь Император Александр Павлович, бывши в Псково-Печерском монастыре, посетил келью Лазаря и беседовал с ним. В это время Лазарь предсказал Государю день своей кончины. Раз с этим подвижником случился сильный обморок, или омертвение, продолжавшееся более суток. Некоторые говорили, что он был совершенно мёртв, но силою Божиею воздвигнут 82 подобно тому Лазарю, которого воскресил Господь Иисус Христос и имя которого носил он, и жил после того долгое время. По смерти, на теле его найдены железные вериги в 27 фунтов весом. Эти вереги находятся теперь в Богом зданной пещере, над его гробом. Лазарь устроил на собственные деньги серебряные ризы на образах мученицы Параскевы, нареченной Пятницы, и Скорбящей Божией Матери; также венцы на храмовом образе Антония и Феодосия, и богадельню на 12 человек, а в день своего ангела он, в утешение монастырской братии, всегда заказывал печь на свой счёт булки. Настоятели Псково-Печерского монастыря, от начала его до настоящего времени Преподобный Марк, первый старец Печерский. Начальником Псково-Печерской Обители, скрывавшейся ещё в пещерах, до открытия их, был некто Марк, которого летописец, по преданию, называет первым старцем Печерским. Но этот старец известен не более, как и сама обитель, во время его начальства в ней. Древнейшее предание, записанное в монастырской летописи, говорит, что в давнее время, задолго до открытия пещер, жил какой-то старец на потоке Каменце, за 40 поприщ от Пскова и в двух поприщах от Ливонской земли, около того места, где найдены пещеры. Некоторые звероловы видали его у трёх камней, которые летописец указывает над Успенскою церковию 83 , но кто был этот старец из какого происходил он рода, как пришел в это место, сколько времени здесь жил, и как скончался – этого никто не знал. Первый строитель Псково-Печерского монастыря, священно-инок Иона, знал только место, где погребено было тело этого старца. Второй, в порядке Игуменов Псково-Печерского монастыря, Игумен, неизвестный по имени, записал имя этого старца в церковное поминанье, но не указал, откуда он узнал об имени его 84 . Третий из Игуменов, по имени Дорофей, при распространении погребальной пещеры, по-старинному гробницы, нашел гроб его весь истлевшим, а тело и самое одеяние его целыми 85 это ещё более должно было умножить славу инока Марка и увеличить благоговейное уважение к нему в народе. Но и тогда ещё сомневались касательно имени этого старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Сначала, при первых строителях Псково-Печерского монастыря, в нём было старцев всего только по два, или по три «скудности ради и убожества порубежного места», как замечено в монастырской летописи. Поэтому и служба церковная совершалась тогда не каждый день. Но прошло сто лет, – и в этом монастыре значится (в мон. лет. под 1584 г. стр. 57) монахов 100, а служащих в монастырских послушаниях 300. При Игумене Герасиме установлено здесь ежедневное Богослужение, а при преемнике его, Корнилие, служба церковная совершалась каждый день не только в самом монастыре, но и в монастырском подворье, во Пскове, при устроенной этим Игуменом церкви, во имя Одигитрии Божией Матери. Сооружение большой каменной ограды вокруг монастыря, вышиною в 5, а окружностию в 380 сажень, с 9 башнями, устроение трёх каменных и многих, по местам, деревянных церквей, в самое непродолжительное время (при одном только Игумене Корнилие), и, притом, собственными средствами монастыря, – содержание всех этих церквей и такого количества лиц, живших в монастыре, – всё это указывает на значительные богатства монастыря. Источником таких богатств были, частию, постоянные, можно сказать, текущие приношения. Стекавшиеся сюда богомольцы на поклонение святыне (Псково-Печерской), выражали своё усердием к ней, каждый по мере сил своих: кто приносил лепту на украшение храма Царицы Небесной, а кто на содержание служивших во святом храме сем. А этих поклонников было не мало. Многие делали богатые вклады и завещевали в монастырь свои имущества, для вечного поминовения в нём души своей, а некоторые даже из благочестивого желания быть и погребенными в «Богом зданной пещере». Но, главным образом, источник богатств Псково-Печерского монастыря составляли богатые пожертвования особенных благотворителей этой обители, преимущественно же земли и вотчины, пожертвованные ей царём Иоанном Васильевичем IV. Наглядным для нас свидетельством его усердия к Псково-Печерскому монастырю служат многие драгоценные вещи, хранящиеся до ныне в монастырской ризнице. Период второй. История бедствий Псково-Печерского монастыря и

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Память Преподобному Корнилию местно совершается 20 Февраля, в день его мученической кончины. Преподобный Корнилий оставил по себе и письменные памятники. Так, по свидетельству составителя описания Псково-Печерского монастыря и кормовой книги, Корнилий написал первоначальную летопись Псково-Печерской обители, завёл в ней церковный синодик и кормовую книгу с 1558 года 21 . Некоторые, по уверению того же свидетеля, пишут ещё, что Корнилий оставил для потомства историю своего времени, изобразив в ней бедствия отечества, мятеж, разделение царства и гибель народа от гнева Иоанна, от голода, мора и нашествия иноплеменников 22 . Последнего из этих памятников не сохранилось в монастырской библиотеке, а летопись сохранила лишь краткое сказание о сём уже после кончины Преподобного Корнилия 23 . Общий взгляд на состояние монастыря в первый период (от начала его до 1581 года). Соответственно постепенному устроению монастыря возрастало его значение, его известность, а с тем вместе умножались его богатства. «Никем в начале незнаемая, Богом зданная пещера» скоро делается известною для самих Государей; слух о бесчисленных исцелениях, получаемых здесь не только православными христианами, но и латинами, несется далеко, и отовсюду собирает глубокое благоговение к Дому Пречистыя Богородицы. Вследствие этого «убогое место» быстро обогащается приношениями, вкладами, поместьями и вотчинами. Все прочие монастыри Псковской Епархии даже древнейшие Печерского, каковы: Спасо-Мирожский (от 1156 года), Снетогорский (от XIII века), Велико-Пустынский (от 1404 г.) и Спасо-Елеазаровский (от 1447 г.), считавшиеся, по церковным грамотам, в числе четырёх больших монастырей, один за другим уступают преимущество Псково-Печерскому монастырю. Ясным доказательством такой преимущественной важности этого монастыря служит, между прочим, и то, что настоятелями производились в него, после Блаженного Корнилия, Игумены других важных в Псковской Епархии монастырей, вместо, награды и в знак повышения, а Игумены Печерского монастыря производились прямо в Епископы. Так, после, Корнилия (1570–71), избран был настоятелем в Псково-Печерский монастырь Игумен Псковского Снетогорского монастыря Савва 24 . Чрез год Савва произведён был Епископом в Тверь, а на его место в Печерский монастырь настоятелем был поставлен (в 1572 году) Игумен опять Снетогорского монастыря Сильвестр 25 . Не малым также, и еще более наглядным для нас, доказательством великого уже значения Псково-Печерского монастыря, к концу первого периода его существования (в 16 веке), служит внешнее благосостояние его в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Апостол. Евангелие. (Парем. ообен.) 31 Чудотв., безсребр. Кира и Иоанна (с ними св. Мчц. Афанасии, и 3-х ее дщерей). Сл. Безмездников. – Св. Никиты, еп. Новгор., чуд. Сл. Святит. М. февруарий, или февраль. 1 Предпраздн. Сретения Господня. Мч. Трифона, Преп. Петра. Мучц Перпетуи и Филицитаты. 2 18 Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Апостол. Евангелие. (Парем. особен.) х 3+ Св. прав. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Апостол. Евангелие. Прор. Азарии. Муч. Папия, Диодора и Клавдиана. Мч. Власия. х 4+ Пр. Исидора Иилусиотск. Сл. Препод. Благов., вел. кн. Георгия. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Муч.) Преп. Николая испов., игум. Студийск. Мч. Иадора. С.мч. Аврамия, еп. Арвильск. – Пр. Кирилла, Новоезерск. чуд. Сл. Препод. 5. Мучц. Агафин и Феодулии. 6. Пр. Вукола, еп. Смирнского. Мч. Иулиана. Мчц. Фавсты дев., и с нею Евиласия и Максима. – Мчц. Дорофеи и с нею Христины, Каллисты и Феофила. Мучц. Марфы, Марии и отрока Ликариона. 7. Пр. Парфения, еп. Лампсакийск. Преп. Луки, иже во Елладе. 8 В. мч. Феодора стратилата. Апостол. Евангелие. –. Прор. Захарии серповидца. 9. Мч. Никифора. – Отдание праздника Сретения Господня 19 . 10: С.мч. Харалампия, еп. Магнес. – Преп. Прохора, чуд. Печерск. Мучц. Еннафы, Валентины и Павлы. 11. С.мч. Власия, еп. Севастийск. – Пр. Димитрия, Прилуцкого чуд. Сл. Препод. – Св. благов. вел. кн. Всеволода-Гавриила, Псковск. чудотворца. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Препод.) Св. Феодоры царицы. 12. Св. Мелетия, архиеп. Антиохийск. –+ Св. Алексия митропол. Моск., всея Росии чудотворца. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Святит.) Преп. Марии, переименовавшиеся Марином, и преп. Евгения. 13. Преп. Мартиниана. Пр. Евлогия, архиеп. Александрийского. Св. жен Зои и Фотинии. 14. Пр. Авксентия. Преп. Исакия затворн. Печерск. – Пр. Мирона. Преп. Авраама, еп. Каррийск. Преп. Кирилла, еп. Моравского, философа, учит. Славянск. 15. Апост. Онисима, – Преп. Пафнутия и дщери его Евфросинии. 16. Муч. Памфила пресвит., Уалента диак., Павла, Порфирия, и прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

В житии св. Епифания есть следующее свидетельство о чудодейственной силе крестного знамения, отвергаемого нашими сектантами. Когда св. Епифаний, в детстве своем, будучи еще не крещенным, свержен был однажды рассвирепевшим ослом и сильно повредил себе бедро, то нашедший его некоторый христианин трижды знаменовал крестом, и тем уврачевал его. Св. Герман († 740 г.), в своем сочин. «Тайноводственное совершение церковных служб и обрядов», имея в виду господствовавшее тогда мнение, что второе пришествие Спасителя последует по истечении 1000 лет от рождества Его или 6500 от сотворения мира, говорит, что архиерей выражает это мнение самым сложением перстов своей руки, когда благословляет народ на литургий, по прочтении евангелия, потому что сложение перстов благословляющей архиерейской руки, если персты переложить на числа, означает 6500. Но для того, чтобы это перстосложение могло означать число 6500, оно непременно должно быть именословное (см. подроб. в «Правосл. Собесед.» 1858 г. II 452–3 стр. и далее, а также в Руков. по обл. раск. К. Плотникова , изд. 5, стр. 94–5 и примеч.). 13. Мч. Гликерии девицы, м. Лаодикия; п. Павсикия, еп. синадск.; Георгия исповедн.; м. Александра рим.; прв. Гликерии новгор. (1522); пер. мощ. прм. Макария; п. Евоимия (груз. цер.). 14.       Мч. Исидора, Максима, блаж. Исидора твердислова, рост. чуд. (1474); п. Серапиона, Никиты печерск. Священное коронование Их Императорских Величеств. Св. Исидор, Христа ради юродивый († 1474 г.), был принят из латинской веры без перекрещивания, но считается нашей православной Церковью святым, и мощи его почивают нетленно в г. Ростове. 15. Пр. Пахомия вел. (348), св. Ахиллия, еп. ларисийскаго, Исаии, еп. рост. (1164); Исаии печерск., Евфросина псковск., Димитрия царевича; преп. Серапиона, Пахомия нерехт. Пр. Пахомий Вел. (348 г.), не будучи священником, принимал к себе на исповедь, но это не доказывает, что совершить таинство покаяния может и Простой мирянин, потому что из жития пр. Пахомия не видно, чтобы он разрешал кающихся, между тем разрешение, «даруемое от Бога иереем» (Б. Кат. л. 389 об.), составляет видотворение или сущность таинства покаяния, и без него исповедь не будет таинством (там же л. 390 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

271 Читано (с дополнениями) в заседании И. Общ. люб. др. письм. 10 мр. 1900 г. (Ср. Памяти, др. п. и иск. CXLI (Отчеты), 19–20). 275 По замечанию проф. Петрова («Об упраздненной стенописи вел. ц. К.–Печ. Л.», 27), другой экземпляр есть в рукоп. Церк.–Археол. Муз. при Киевск. дух. Акад. См. каталог рукоп. библ. Музея, 93. Но в указанной рукоп. вовсе не редакция Иосифа Тризны, а – «велебнаго гдна оца Калистрата Холошевско, игумена обители с: Гадцкои», – об этой редакции речь будет впереди. 278 На полях киноварью замечено: «при печерско тимофе въ великаго кнз мстислава Владимеровича мономаха» В других редакциях Печерского Патерика время данного события точно не обозначено: «Въсхот оубо сии Симоновичъ ковати гробъ стго – в Арсениевск. ред., или: «По времени нколиц. въсхот снъ Симновъ вноукъ Афрка. ковати ракоу».. – в списк. Кассиан. I и II. Хронологическую дату – 6638 – находим в Ипатиевск. и Густинск. летоп.: П. С. Р. Л. II, 12. 293. 279 Насколько мне известно, подробность о круге солнца и луны и индикте читается лишь в одной Тверск. лет., только там «круг солнцу 12», а не 19, как здесь Ср. П. С. Р. Л. XV, 152. 281 Последней хронологической подробности мы не знаем ни из летописи, ни из Печерск. Патер. Митр. Евгений («Опис. Киевоп. Л. 2 », 12) неизвестно на каком основании относит это событие к 1083 г. 284 В заглавии читаем: «списано поликарпом черноризцем, последи архимандритом печерского монастыря». 285 Очевидно, здесь мы имеем дело с опиской: 6019 вм. 6632, когда, по свидетельству Лавр, летоп. и др., «бысть пожаръ великъ Кыев город, яко погорвшю ему мало не всему, по два дни, по Подолью и по Гор, яко церквий единхъ изгор близь 6 сотъ». 286 Умер пр. Григорий Чудотворец (насильственной смертью ) в 6601 (1093) г., по свидетельству печатного слав. Патерика, что, впрочем, вполне подтверждается и летописным известием о смерти в том же году кн. Ростислава, по приказанию которого наш инок был брошен в реку. А если так, то догадка X. М. Лопарева (Ж. М. Н. Пр. 1897, июнь: «Св. Григорий, русск. «учитель» XII в.»), что «и по времени» (напр., 20–30 годы XII в.) Григорий, учитель пресвитера Фомы, может быть отожествлен с Григорием памятной литературы, т. е. Григорием Печерск., Чудотворцем, – догадка эта не подтверждается.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Евангелие. (Парем. общие Преп.) – Пр. Михаила Клοпского, Христа ради юродивого. Апостол. Евангелие. 12. Мчц. Татианы. Мч. Петра, нариц. Авессаламита. – Св. Саввы, архиеп. Ссрбского. Сл. Святит. 13. Муч. Ермиила и Стратоннка. Пр. Иакова, еп. Нисивийск. 14. Преп. Отец, в Синаи и Раифе избиеинных: Исаии, Саввы Моисея, Иосифа, Домна, Иеремии, Павла, Адама, и др. – Пр. Феодула. Апостол. Евангелие. – Отдание праздн. Богоявления. Сл. праздп. (кроме Пар. и Ев. у.) а преп. Отец служба отправл. 13-го Января. 15 Преп. Павла Фивейск. и Преп. Иоанна кущника. Апостол. Евангелие. 16 Поклонение вериг Ап. Петра. Апостол. Евангелие. Муч. Спевсинна, Елевсиппа и Мелевсиппа, и бабы их Мчц. Леониллы, и иже с ними. 17+ Преп. Антония великого Апостол. Евангелие. (Парем. Преп.) 18 Св. архиеп. Александрийских Афанасия велик. и Кирилла. Апостол. Евангелие. 19 Преп. Макария Египетского. Сл. Препод., см. 14 Янв. Пр. Макария Александрийск. Мучц. Евфрасии дев. 20 Пр. Евфимия вел. Сл. см. 17 Янв. 21. Пр. Максима исповедника . Апостол. Евангелие. Мч. Неофита. Муч. Евгения, Кандида, Уаллериана н Акилы. Мчц. Агнии дев. 22. Апост. Тпмофея. Апостол. Евангелие. И Пр. мч. Анастасия Персского. Преп. муч. Анастасия Печерск. 23. С-мч. Климента, еп. Анкирского. Мч. Агафангела и проч. Апостол. Евангелие. Св. Павлина, еп. Нолаиского. 24. Пр. Ксении Римляныни. Мч. Вавилы Сикилийского и др. 25+ Св. Григория Богослова , патр. Кон. Апостол. Евангелие. (Парем. особен.) Мчц. Филицаты и сынов ее. 26. Преп. Ксенофонта, дружины его Марии, и сынов их Аркадия и Иоанна. 27+ Перенесение мощей св. Иоанна 3латоустого (Сл. Ноября 13). 28 Пр. Ефрема Сирина . Сл. Преп. Апостол. Евангелие. – Преп. Ефрема Печерск. и Пр. Ефрема Новоторжского, чуд. Преп. Палладия пустынника. – Пр. Феодосия Тотамского, чуд. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Препод.) Евангелие. Преп. Лаврентия, затворн. Печерского. Муч. Романа, Иакова, и др. 30+ С.мч. Ипполита, папы Римск. и с ним Кенсорина, Савина, Хрисии дев., и др. – Св. отец: Василия вел., Григория Богослова и Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

В следующем году (1217) братья примирились, причём Юрию возвращён был Суздаль; сюда перешёл и св. Симон 93 . Наконец в 1218 г. умирает Константин Всеволодович, великокняжеский стол возвращается к Юрию и «епископ Симон вниде паки в свою епископью в Володимер» 94 . 7 сент. 1219 г. еп. Симон торжественно («великым священьем») освящает «церкы св. Богородица Рожество, в манастыри» 95 , где он некогда игуменствовал, а в 1225 – храм Пр. Богородицы в Суздале, заложенный вел. кн. Юрием в 1222 году 96 . Скончался св. Симон 22 мая 1226 г. 97 , постригшись предварительно в схиму 98 , и погребен во Владимирском Златоверхом Соборе Пр. Богородицы 99 . В Лаврент. летоп. почивший епископ характеризуется как «милостивый» и «учительный». По позднейшим известиям, мощи св. Симона покоятся в Киевской Лавре, в ближней Антониевой пещере 100 . Канонизован Симон не раньше первой половины XVII века 101 , когда было составлено его житие, а затем и Служба 102 . Ключарь Суздальского Собора Анания Фёдоров в третьей главе «Исторического собрания о богоспасаемом граде Суждале» 103 замечает, что «Святитель Симон, епископ Владимирский, бе в лета 6600; преставися же, и положен бысть по желанию своему в Киевопечерском монастыре, сей святитель написа часть Патерика Печерскаго». Подобное известие находим и у его современника Аристарха, игумена Боголюбова близ г. Владимира монастыря, в летописи монастырской: «в 6693 году скончался святый Симон, первый епископ Владимирский (из иноков Киевопечерск. монаст.), списавший часть Печерского Патерика; положен по кончине согласно его завещанию в Киевских пещерах» 104 . Основываясь на приведённых свидетельствах Анании Фёдорова и игумена Аристарха, И. Л. 105 , автор статьи «Голос в защиту списателей Печерск. Патерика» 106 , заключает, что «Св. Симон, первый Епископ из Владимирских и третий из Суздальских, он же и списатель Печерск. Патерика, пас церковь Божию в 6600–я лета (т. е. между 1092–1185 годами), преставился в 1185 г., 1–го Мая, и погребен, по его желанию, в Киевских пещерах, где и доныне нетленно почивают его св. мощи и празднуется церковью его св. память».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Место, где св. Глеб повредил себе ногу (39, 9), в некоторых списках (ср. МУ) называется устьем реки Тьмы; ср. Хлебн. сп. летоп. и Тверской сборн. 1534 г.), а Волга заменена Угрой (ср. Пск. – Печерск, мон., Моск. Публ. и Рум. Муз. 435; Имп. Публ. б. Погод. 850 – «горою») 35 . Довольно часто опускаются разного рода оговорки от лица автора, напр. «прочая же его добродетели инде съкажем, ныне же несть время, а о сих поряду сице есть» (27, 7–8); «иже инъде съкажем. Сих же съповемы убо, о них же и повесть си есть» (28, 8–9); «н се остаану много глаголати, да не многописании в забыть влезем, н о немь же начах, си съкажем» (28, 11–12); «яко же и бысть, еже последи съкажем, – ныне же несть время, н на предълежащее возвратимся» (39, 4–6), и др. Статья «О Борисе, как бе възърмь» (51, 21–25 – 52, 1–2) иногда вносится в текст (ср. сп. Пск.-Печерск. мон., Моск. Публ. и Рум. Муз. 435, Степен. кн.). Наконец, в некоторых списках Сказания (напр. Моск. Общ. Ист. и Др. Рос. 56, Степен. кн.) находим вставки из Чтения. Все эти и другие, подобные им, текстуальные особенности и изменения 36 помогают выяснять генеалогию и взаимоотношение отдельных списков Сказания, но не могут служить достаточным критерием для установления редакций памятника, поскольку редакция предполагает известную переработку произведения, преследующую те или другие определенные цели. Самое крупное событие в очень несложной литературной истории Сказания – это присоединение к первоначальному тексту Сказания повести о посмертных чудесах свв. мучеников. Наличность или отсутствие чудес – единственный критерий, на основании которого можно говорить о редакциях памятника – краткой (без чудес) и распространенной (с чудесами) 37 . Как мы заметили уже выше, повесть о чудесах составлена отдельно и независимо от Сказания. Окончательная обработка ея относится к первой четверти XII столетия (не раньше 1115 года, когда было перенесение мощей Бориса и Глеба в новую, каменную церковь , и не позже 1125, так как не упоминается о смерти Владимира Мономаха ), но отдельные составные части повести сложились, конечно, раньше и, быть может, принадлежат нескольким авторам 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010