Слава, Троичен: Триипостасный Боже, Троице Живоначальная, сохраняй обитель святую сию, молитв ради преподобных ея, во вся дни до скончания века. И ныне, Богородичен: Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая, но молитвы преподобных отец Псково-Печерских к Сыну Твоему приносящая, о спасении душ наших. Светилен воскресен (ексапостиларий 4-й): Д обродетельми блиставшеся. Слава, светилен святых: И ныне, Богородичен его: Слава, светилен святых, глас 2. Подобен: Д оме Евфрафов: Соборе святых Печерских, Псковстей страны украшение, молитеся ко Господу о всем иночестве Российстем и о чтущих вас верою и любовию. И ныне, Богородичен, глас и подобен тойже: Пресвятая наша Владычице, Чистая Дево, Богородице, молит Тя обитель Печерская; окорми вся люди Твоя, иже в ней спасаются, яко Ты еси ко спасению утверждение. На Хвалитех поем стихиры воскресны 4: И святых 4 (стихи зри на малей вечерни). Стихиры святых Псково-Печерских Глас 8: Духовными песньми преподобныя восхвалим: Марка, Иону и Корнилия, купно же Вассиана и Дорофея с материю Вассою, и Лазаря прозорливаго, схимника Печерскаго, плотское мудрование духу повинувшия, пощении и подвиги сокровенными очистившиеся; поминайте нас, память вашу чтущия, и на помощь вас призывающия. Глас тойже. Подобен: О, Преславнаго чудесе: О, преподобнии отцы Псково-Печерстии, равноангельное житие поживше, труды постническими и добротами духовними покорили есте телеса и души ваша Духу Божию, и, яко злато в горниле, искуси вас Христос Бог; темже и обрете вас достойны Себе и, яко всеплодие жертвенное, прият; молите о нас Господа спасти и просветити души наша. Глас и подобен тойже: О Преславнаго чудесе! Небесе и земли Царице, днесь собор святых Псково-Печерских совершающе, – вопием Ти, Богомати, радуйся; се отцев красота, се постников удобрение, се Сына Твоего угодницы, се предстателие за нас пред Богом благочестнии; и яко помощию Твоею таковии сташа, приими милостивно молитвы их о нас, грешных. Глас тойже: Преподобнии отцы Псково-Печерстии, предстоящии за ны соборне Христу Богу, утверждение всем верным будите, иже к вам припадают, глаголюще: радуйтеся, Духа Святаго обиталища прекрасная, радуйтеся, Девы Пречистыя честнии служителие, радуйтеся, мысленная светила церковная, радуйтеся, ко Христу монахов множества приведшии, и, яко имущии дерзновение ко Господу, молите Его спасти души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Третье орудие только предположительно можно отнести к работам мастера. В описи вооружения крепости Смоленска упомянута пищаль с такой надписью: «слита бысть пищаль волконейка, мастер Псковитин Степанко Дубинин» Мастер здесь назван Степаном, но, возможно, это следствие неточного прочтения. Судьба его на данный момент неизвестна, и прочесть надпись более точно не представляется возможным. Из описания пищалей мастера видно, что все они представляли собой творения сложные по техническому исполнению и высокохудожественные по своему декоративному убранству. Напрашивается вопрос, почему же мастер такого высокого уровня, приняв постриг, и перейдя к литью колоколов, довольствовался изделиями довольно грубой формы и почти лишенными декора? Возможно, это объясняется вынужденной переменой в жизни литейщика. На склоне лет он попал в опалу, принял постриг в Псково-Печерском монастыре, но пробыл в нем недолго. Именно в этот период он изготовил колокол 1601 года в скромной монастырской мастерской. Из монастыря его сослали в Казань, затем в Верхотурье. Данных он последних годах его жизни пока не найдено Библиография: Морозкина Е.Н. Церковное зодчество древнего Пскова. М., 2007. Т.2. С.: 5-6 Рабинович Г. Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря. С.: 57-86//Архитектурное наследство. М., 1956. Вып.6. С.: 72-75, 77, 79 Описание Псково-Печерского монастыря. Дерпт, 1821. С.: 15 Спегальский Ю.П. По Пскову XVII века. Л., 1974 Красовский М.В. Псковские звонницы. С.: 282-283//Зодчий. 1906. 23-24 и 27-28. С.: 241-243;249-252; 281-286; 289-294. Илл.: 27, 28 Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Остров, 1893. С.: 96-98 Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1910. Т.1. С.: 260 Псковский Печерский монастырь в 1586 году. С.: 268//Старина и новизна: Исторический сборник. Спб., 1904. Т.7. С.: 255-272 Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. Спб., 2000. С.: 34-37; 102 Плешанова И.И. Колокола псковских литейщиков XVI-XVII веков//Колокола: История и современность. М., 1985. С.: 115

http://sobory.ru/article/?object=01977

Как говорится в составленном о. Наместником монастыря архимандритом Тихоном (Секретаревым) отчете о ходе церковной канонизации старца Симеона: «XX век в Псково-Печерской обители был отмечен житием и подвигами многих подвижников благочестия, которые бережно сохраняли традиции старческого окормления, были молитвенниками, несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Более 60 лет таким духовным отцом, истинным светильником был в Псково-Печерской обители иеросхи- монах Симеон (Желнин, 1869–1960). Это был и духовный наставник, и просветитель, и многозаботливый утешитель многих людей. Он полностью пребывал в общецерковной отечественной традиции. Такой осмотрительностью, мягкостью и отзывчивостью, требовательностью к послушанию отличались и знаменитые Оптинские старцы. Благодарным чувством искренней признательности старцу исполнены рассказы самых разных людей – образованных и малограмотных, мудрых и простых. Любили отца Симеона все, потому что он питал нищих, помогал советами инокам, скорбел о «неверах», находил убедительные слова о вере и смысле христианской жизни для каждого. Все чувствовали силу его провидческой мудрости и любви. Жизнь его была полностью отдана Богу и людям. На Духовном Соборе 2000 года Наместником Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном было предложено начать деятельность по канонизации старца Симеона в лике святых. Духовный Собор во главе с архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием, свя- щенноархимандритом Свято-Успенской Псково-Печерской обители, благословил собирать материалы для канонизации иеросхимонаха Симеона». Тогда же было направлено и соответствующее письмо в Синодальную комиссию по канонизации святых следующего содержания: Председателю Синодальной комиссии по канонизации святых Высокопреосвященнейшему Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ваше Высокопреосвященство! Почтительнейше препровождаем в Комиссию по канонизации святых на рассмотрение житие старца Симеона (Желнина, 1869–1960 гг.), Псково-Печерского подвижника XX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рака с мощами прп. Марка Псково-Печерского в пещерах Свято-Успенского Псково-Печерского мон-ря. Фотография. 2015 г. В достоверности преданий сомневался игум. прмч. Корнилий ( 1570), к-рый повелел «загладити» имя М. в монастырском поминании. В Повести о Псково-Печерском мон-ре, написанной Корнилием в 1531 г., рассказ о М. отсутствует. В редакции Повести 80-х гг. XVI в. рассказывается, что вскоре после того, как имя М. было исключено из поминания, Корнилий тяжело заболел. Получив откровение («Бывает же ему от Бога извещение некако» - БЛДР. Т. 13. С. 478), он повелел вести себя ко гробу М., у которого молился, прося о прощении, и обещал снова записать имя М. в монастырский помянник, после чего тотчас был исцелен. С тех пор имя М., 1-го старца печерского, поминается, как пишет автор Повести, «и до сего дни непременно». В монастырской Кормовой книге кон. XVI - нач. XVII в. под 16 марта указывается общая память печерских игуменов - от М. и Ионы до Никона (80-е гг. XVI в.): «Месяца того же (марта.- В. О. ) въ 16 день память творити первому старцу печерному Марку и первому строителю обители сея Пречистыя Богородицы в пещере Богомъзданней священноиноку Ионе» ( Тихон (Секретарев), архим. Врата Небесные: История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Печоры, 2008. С. 34). В 1600 г. по благословению Псковского еп. Геннадия обветшавший гроб М. при игум. Иоакиме был заменен новой гробницей, которую поставили «на том же месте, идеже первие стоял, под Спасовым образом, прямо дверей», о чем повествуется в гл. «О переложении мощей начальных старцев Печерских» Повести о Псково-Печерском монастыре нач. XVII в. (БЛДР. Т. 13. С. 510). В 1773 г. мощи преподобного были переоблачены и положены на прежнем месте в новом гробу. Ныне мощи М. покоятся там же, в первой «Богомзданной» пещере. Богослужебные тексты, посвященные М., в рукописях не встречаются. Акафист преподобным Марку, Ионе, Корнилию и Вассе Псково-Печерским был написан буд. патриархом Московским и всея Руси Пименом , в то время (1949-1953) наместником Печерской обители.

http://pravenc.ru/text/2562174.html

Богородицу о заступничестве, разворачивается событие явления Богоматери кузнецу Дорофею в присутствии святых, молящихся об избавлении «града Святыя Троицы» от врагов. Среди чудотворцев (блгв. князей псковских Всеволода и Довмонта, равноап. кн. Владимира, блж. Николая Саллоса, свт. Нифонта Новгородского и др.) 4 раза изображен К., сопровождающий Богородицу вместе с прп. Антонием Киево-Печерским. К. дважды представлен на иконе «Видение старца Дорофея» (т. н. икона Жиглевича) 3-й четв. XVIII в. (ПИАМ; см.: Псковская икона XIV-XVII вв. из собр. Псковского музея/Авт.-сост.: И. С. Родникова. Псков, 2013. С. 4) рядом с Богоматерью и вместе с прп. Антонием Киево-Печерским (в центре на городской стене и в нижнем регистре, с надписаниями: «п ко(р)нилïи п neчepckiu», «игме(н) Kophuлiu»). Икона является списком с утраченного более раннего образца из Псково-Печерской обители. Существуют совр. копии Псково-Покровского образа (2003, иконописец Н. А. Денисова, Успенский собор Псково-Печерского мон-ря). Образ К. включен в композицию иконы «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся» на текст стихиры праздника Пятидесятницы (Успенский собор Псково-Печерского монастыря). Этот памятник со значительными утратами, под записью, можно датировать лишь предположительно. Иконография, совместившая изображения праздников, предстоящих и припадающих в молении к Св. Троице пророков, византийских и русских святых, восходит к традиции рубежа XVI и XVII вв. Вероятно, именно эта икона (или ее протограф) упомянута в Переписной книге Псково-Печерского мон-ря 1652 г.: «В церкви Успения Пречистой Богородицы позади левого крылоса вверху образ Приидите Трисоставному Бжству поклонимся на золоте без окладу» (ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Ед. 113. Л. 83). В нижнем регистре среди киевских и псковских подвижников за прп. Марком, согласно надписи на нимбе, изображен К. с непокрытой головой (как и живопись, надписи грубо поновлены, и судить об их соответствии подлинным затруднительно). Прмч. Корнилий Псково-Печерский.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Кроме часов богослужения и часов выполнения келейного правила его келья была открыта для братии, для мирян и паломников, которые получали от отца Симеона духовную помощь, ответы на вопросы духовной жизни. Он утешал печальных, многих наставлял на путь спасения, читал молебное пение над стужаемыми от духов нечистых, давал на благословение просфоры, образочки Божией Матери «Умиление Псково-Печерская», вид Псково-Печерского монастыря... Как духовник отец Симеон ежедневно прилежал поминовению на проскомидии духовных чад и всех просивших его святых молитв. Деньги он сдавал на ремонт монастырских храмов. Нет возможности описать и перечислить множество тех добрых дел отца Симеона, которые он, по-евангельски, творил втайне. Их знают те посетители, которые с верою посещали келью отца Симеона и пользовались его духовным руководством... После войны монастырь вынужден был ликвидировать последствия военных разрушений (на монастырь было сброшено 10 фугасных бомб). Архиепископ Псковский и Порховский Григорий, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский, по освобождении города Печоры от немцев в 1944 году посетил и обозрел состояние монастыря и рапортовал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, что в Псково-Печерском монастыре все требует исправлений. Сразу по прохождении фронта в Псково-Печерском монастыре испытывались большие нужды и трудности. При сохранении монастырского уклада жизни, при большой нужде в средствах и продуктах питания (была карточная система), при необходимости как можно скорее произвести многие ремонтные и реставрационные работы и восстановить сельское хозяйство приходилось работать очень много. Не представлялось в то время возможности вести какие-либо описания монастырской жизни и жизни отдельных насельников монастыря, не могли и думать о каких-либо летописях, описаниях, фотографиях. В связи с этими трудностями и Наместник монастыря ни в коем случае не допустил бы этого. А теперь, когда возникла необходимость описать жизнь Псково-Печерского монастыря после войны и жизнь отдельных его насельников, не так-то легко все это описать. Многое утратилось из памяти, и почти все свидетели тех лет отошли в жизнь вечную. Да и при тех трудных обстоятельствах не хватало времени регулярно и часто посещать старца отца Симеона и запечатлевать его жизнь, а потому трудно теперь в настоящее время составить его жизнеописание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1966 был направлен на Святую Гору Афон в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Перед отъездом отца Досифея на Афон епископ Дмитровский Владимир (Сабодан), ныне митрополит Киевский и всея Украины, рукоположил его в сан иеромонаха. Вернувшись с Афона в 1982 году, нес послушание седмичного священника. Будучи истинным подвижником, отличался строгой молитвенностью, сочетавшейся с искренней человеческой добротой. Скончался отец Досифей 5 августа 1996 года и погребен в монастырских пещерах. См о нем также: Архимандрит Досифей (Сороченков)/Псково-Печерский листок. М» 251. Издание Псково-Печерского монастыря. Б, г. С. 22–24. 35 В те годы наместником Псково-Печерского монастыря был архимандрит Гавриил (Стеблюченко), ныне – архиепископ Благовещенский и Тындинский. 36 Опубликовано в книге: Игумен Роман (Загребнев). Милость Божия над Псковской землей. блаженном старце Михиале и о многих. Псков, 2002. 37 Из книги: Протоиереи Евгений Пелешев. При пяти настоятелях/В Псково-Печерском монастыре (Воспоминания насельников). СвятоУспенский Псково-Печерский монастырь. М.: Отчий дом, 1998. С. 111–11 2. С 1946 по 1951 год будущий отец Евгений являлся послушником Псково-Печерского монастыря. Именно к этому периоду относится и данное воспоминание. 38 Блаженная Феодосия – известная псковская юродивая 1950–1960-х годов, жившая в Печорах; сугубая молитвенница, не лишенная и дара прозорливости. Была убита и сожжена вместе с ее домом неизвестными. Погребена на печорском городском кладбище. Упоминание о ней см. в кн.; Игумен Роман (Загребнев). Милость Божия над Псковской землей. О блаженном старце Михаиле и о многих. Псков, 2002. С. 32–37. Также: Изборцев И. (Смолькин И.А.) В руце Твои, Господи... О тех, кто всегда идет впереди нас. Издание Единецко-Бричанской епархии, 2006. С. 353. 39 Архимандрит Никита (в миру Петр Васильевич Чесноков) – родился 28 мая 1883 года в Петербурге, в семье бывшего крестьянина Тверской губернии, занимавшегося в столице аптекарским делом. С 1900 по 1904 год – послушник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

Слава, стихира утренняя евангельская, глас 4: Утро бе глубоко: Аще святых храм, Слава, святых: Слава, святых, глас 8: Иже Троицы Святыя зарею просвещеннии и престолу Христа Бога выну предстоящии, преподобнии отцы Псково-Печерстии, приимите днесь сие пение хвалебное и молите Господа спастися душам нашим. И ныне, Богородичен, глас 2: Преблагословена еси. Богородице Дево: Славословие великое: По Трисвятом тропарь воскресен, точию един от двою: Ектении и отпуст: Посем, аще в обители Печерстей бдение и аще предстоятель изволит, исходит братия в притвор ко иконе праздника: И поют стихиру храма святых. Стихира на целование святыя иконы, глас 2. Подобен: Ж ены, услышите О, честная обителе Псково-Печерская, Доме Девы Пречистыя, ублажай днесь собор преподобных твоих, якоже верных утверждение и крепкое за вся ны предстательство: да молят Христа Бога даровати нам велию милость. Слава, и ныне, Богородичен, тропарь на целование святыя иконы, глас 1: Богородице, Заступнице усердная, приими молитвы раб Твоих, и яко Ты еси мирови Покров Вышний, не остави ограждением Твоим обители сея, но чадом Твоим, преподобным отцем Псково-Печерским, помогай за ны ко Господу взывати, да моленьми их непрестанными подаст мир душам нашим и велию милость. Посем молитва: В ладыко Многомилостиве: На 1-м часе тропарь воскресен: Слава, тропарь святых: И ныне, Богородичен часов: по О тче наш: кондак святых: и отпуст. Таже посреде храма поем стихи сии: Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь , юже стяжал еси Честною Твоею Кровию. Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас. Вси святии Псково-Печерстии, молите Бога о нас. На Литургии Блаженна воскресна гласа, на 6, и от канона святых Псково-Печерских песнь 3-я (аще изволит предстоятель, песнь 9-я), на 4: По входе тропарь воскресен и храма Богородицы, идеже храм Ея, и святых: Кондак воскресен: Слава, кондак святых: И ныне, храма Богородицы, или:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Свидетели этому, заключает летописец своё сказание о чудесном и многократном отражении врагов, – свидетели не мы только, насельники монастыря, но и жители Новгорода, Пскова и других городов Русской земли, всё это видевшие сами, – не только правоверные Россияне, но даже неверные Латиняне и Немцы более добросовестные и благомыслящие. Сами же они с удивлением говорили после о Псково-Печерском монастыре, как этот малый городок, стоящий между гор, не имевший храбрых воинов, кроме монахов, служителей и поселян, бывших под управлением юного начальника (Юрия Нечаева), – как он ушёл от рук их, и они не могли одолеть его. В благодарность за чудесное избавление от врагов, и вместе для воспоминания будущим поколениям об этой славной победе над иноплеменными, священноиноки, монахи и все христиане, бывшие в Псково-Печерском монастыре, во время осады его, дали обет совершать ежегодно крестный ход с чудотворными иконами Печерскими из монастыря во Псков, в седьмую неделю по Пасхе, к соборному храму Пресвятой Троицы «воспоминания ради родом грядущим» 48 . Икону же Успения Пресвятыя Богородицы Старую, говорит летописец, которую иноки, находившиеся в осаде, носили на молебное пение к проломленному месту в стене, с благословения Игумена Тихона, и по завету всех людей, бывших в осаде, обложили серебром и поставили по левую сторону Чудотворного Образа Успения Божией Матери в житии 49 . Дальнейшая история монастыря Осада Псково-Печерского монастыря войсками Батория была началом неприятельских нападений на эту обитель, постоянно, одно за другим, грозивших её крепости. Каждое из этих последующих событий, может быть, не менее интересно и не менее важно в истории монастыря, как и первое. Но, за неимением подробных сведений о них, необходимость заставляет ограничиться только кратким изложением важнейших событий в дальнейшей истории монастыря, по указанию «истории княжества Псковского» и частию – Псковской летописи 50 . Нападение Шведов на Псково-Печерский монастырь По окончании войны с Россией, Польша обратила оружие на Швецию. Пользуясь стеснительным положением Швеции, царь Федор Иоаннович и шурин его, Борис Годунов, в 1590 году пошли в Финляндию на шведов со стотысячным войском и взяли обратно Иван-город, Амы и Копорье-города, в числе тринадцати, отнятые у нас Шведами во время войны России с Баторием. Швеция поспешила заключить на год перемирие с Россией. Русские, усыплённые своим успехом, не думали принимать никаких предосторожностей против Швеции. Между тем, Шведы, едва кончился срок перемирию, напали на пограничные русские области, ворвались неожиданно в Псково-Печерский монастырь, всё имение монастырское разграбили, братию побили, а монастырские здания – кельи и церкви разорили и сожгли. Это было в 1592 году. Учреждение крестного хода из Печерского монастыря в Псков

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

К 1000-летию крещения Руси рядом с Никольским храмом, в Пороховой башне, устроен придельный храм в честь ПреподобномученикаКорнилия, Игумена Псково-Печерского. Освящен в 1986 году. Никольский храм Псково-Печерского монастыря. Конец XIX века. Фотограф К. И. Кампрада. Императорская Археологическая комиссия Никольский храм Псково-Печерского монастыря. 2000 год Иконостас придельного храма в честь преподобномученика Корнилия, Игумена Псково-Печерского монастыря, в башне Славление в Никольском храме Псково-Печерского монастыря 19 декабря 2011 года Никольская башня с надвратной иконой Божией Матери «Одигитрия». Фото конца XIX beka В часовне у Никольского храма. Начало ХХ века В часовне у Никольского храма Над входом в Никольскую башню находится икона Божией Матери «Одигитрия». В XVII веке, когда однажды ночью в монастырь ворвался шведский отряд, игумен с братией, готовые к смерти, вынесли навстречу неприятелю чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия». На врагов напал страх, и они обратились в бегство… Пресвятая Богородица является Небесной Защитницей Псково-Печерского монастыря. В знамение сказанного Наместник монастыря Архимандрит Алипий (Воронов) написал со своими помощниками ряд святых икон Божией Матери и установил их здесь — на месте древних Святых врат обители. Далее начинается «Кровавый путь», связанный с мучениче-ской кончиной оклеветанного Игумена Корнилия от руки царя Иоанна Грозного. Монастырское предание говорит о том, что сразу же после убиения святого Игумена Корнилия грозный царь раскаялся и на руках пронес тело мученика до Успенского собора, обагрив невинной кровью путь своего шествия… В часовне у Никольского храма. 8 апреля 2011 года Никольская церковь. 1565 год. Рис. Н. Мартынова. Середина XIX beka (Е. Морозкина. «Церковное зодчество древнего Пскова». Москва, Сев. Паломник, 2007 год, стр. 115) Царь Иван Васильевич Грозный. В. М. Васнецов. 1897 год Никольский храм, кровавая дорожка. 1940 год Карета Императрицы Анны Иоанновны. 1940 год У кареты Императрицы Анны Иоанновны

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010