монастыря Губернатор Псковской области Андрей Анатольевич Турчак в столярной мастерской Псково-Печерского монастыря на верхнем хозяйственом дворе Освящение храма в честь преподобного Симеона Псково-Печерского в 2003 году Освящение нового жилого корпуса трудников на верхнемхоздворе. 1 апреля 2003 года Голуби на верхнем хозяйственном дворе Псково-Печерского монастыря. 2010 год Утки на верхнем хозяйственном дворе Псково-Печерского монастыря. 2010 год Освящение пилорамы и резервной угольной котельной на верхнем хозяйственном дворе Псково-Печерского монастыря. 29 июня 2012 года Освящение лестницы для паломников и жителей деревни Пачковкау башни Нижних решеток. 25 августа 2012 года Социальное служение Древней основой социального служения монастыря является исполнение заповеди Христа Бога о милосердии ( Мф. 5:7 ). При Псково-Печерском монастыре работает Дом милосердия для престарелых тружеников обители. Социальная служба при монастыре ежедневно выдает до 100 обедов нуждающимся. Рассматриваются и выполняются более 300 социальных прошений ежегодно. На дому социальными работниками монастыря обслуживаются несколько престарелых человек. Монах Власий (Потапов) раздает обеды малоимущимв благотворительной кухне монастыря Отпевание водителя автомашин Псково-Печерского монастыря Чернова Владимира Семеновича в храме в честь святителя Феодосия Черниговского в селе Сенно Печорского района. 20 июня 2013 года Награждение грамотами от руководства Социальной службы Псковской области работников социального служения Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 20 июня 2013 года Дом милосердия при Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. 2010 год В келье насельниц Дома милосердия Монах Аввакум и голуби. 1960 год Гостевая келья - офис Здесь угощаем почетных гостей монастырским квасом и хлебом, а также рассказываем о современной духовно-просветительской и хозяйственной жизни Псково-Печерского монастыря. В гостевой келье в связи с 540-летием освящения Успенского собора Псково-Печерского монастыря проведено гашение конвертов с изображением обители.

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

из часовни Владычного Креста в Пскове (ПИАМ; выполнена на сюжет осады города Стефаном Баторием с батальными сценами и чудом явления Богоматери). Живопись имеет значительные утраты, что не позволяет идентифицировать всех святых. Из-за утрат и переделок мн. надписей образ К. не определяется среди единообразных ликов преподобных и на иконе «Богоматерь, с собором Новгородских и Псковских святых» кон. XVIII в. (Успенский собор Псково-Печерского мон-ря). Согласно надписи на поновленном в кон. XX в. золотом фоне, К. в деисусном молении (в рост, в золотисто-охристой рясе, коричневой мантии и черном куколе) изображен в одном из клейм (предположительно кон. XVII - нач. XVIII в.) на правой створке киота, предназначенного для скульптуры свт. Николая Чудотворца (Можайского) из надвратной Никольской ц. мон-ря. Необычным изображением К., связанным с почитанием старообрядцами рус. святых, является его образ на иконе «Собор русских чудотворцев» нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) - без куколя, с кудрявыми волосами (по-видимому, повторяет изображение прп. Корнилия Комельского на этой же иконе); на нимбе надпись: «Прп(д) Корнилïй Пско(в)». Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Фрагмент иконы «Псково-Печерские святые». Кон. XIX в. (собор в честь Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря) Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Фрагмент иконы «Псково-Печерские святые». Кон. XIX в. (собор в честь Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря) К кон. XIX в. сложился определенный иконографический тип К., представленный в произведениях академического письма: седовласый старец с правильными чертами аскетичного лица и густой, немного раздвоенной бородой. Таким К. запечатлен на выносной ростовой иконе на холсте из ризницы при ц. Благовещения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря (в схиме, куколе, со свитком в правой руке и четками в левой; надпись: «Св. Kophuлiй игм. Печерск.»). Подобное изображение сохранилось и на фрагменте стены с живописью, выполненной не ранее 1870 г. в интерьере ц.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

вместе славных заслуг его для края Псковского (1581–1721) Псково-Печерский монастырь основан почти на самой границе России с Лифляндией. Вследствие такого положения, эта обитель, ещё в начале своего существования, много терпела от нападения неприязненных ей соседей. Чудесное поражение Лифляндцев, опустошавших Псково-Печерскую обитель и её окрестности, значительно, правда, уменьшило их смелость. Но оно не могло остановить и отвратить нападение других, не менее неприязненных России, племён на пограничную область Псковскую, особенно в XVI веке и в первой половине XVII века, когда Россия изнемогала от раздоров и других тяжких для неё бедствий. Она должна была в это время постоянно находиться в страхе за свою безопасность со стороны врагов, а их алчность, естественно, должна была прежде всего обрушиться на богатую Псково-Печерскую обитель, приютившуюся на самой границе России с враждебным ей народом. Для отвращения бедствий, грозивших Псково-Печерской обители Провидение внушило Преподобному Корнилию, настоятелю этой обители, мысль соорудить вокруг неё большую каменную ограду и дало ему все средства к осуществлению этой мысли. Корнилий исполнил волю Провидения, сообразно указанной цели. Сооруженная им ограда Псково-Печерского монастыря не уступала, по своей прочности, лучшим современным воинским укреплениям в Европе, так что злые люди находили в этом великом деле Корнилия достаточный повод обвинять его в задуманной им будто бы измене царю; – и царь Иоанн Васильевич IV, увидевши стены Псково-Печерского монастыря, не усумнился поверить этой клевете. Едва только устроилась Псково-Печерская обитель, едва пришла она в полный возраст своего внешнего могущества, как полчища врагов, давно уже не беспокоивших её, начали осаждать её с разных сторон. Нападения эти на неё продолжались более столетия, и совершенно окончились лишь тогда, когда Лифляндия была покорена и присоединена к России (1721 г.). Но Провидение, допустившее Псково-Печерской обители испытать столь тяжкие и продолжительные бедствия от нападения врагов, казалось, хотело только ещё более прославить эту обитель, подавши ей свою чудесную помощь для посрамления их, дерзнувших восстать на святое, Богом избранное, место. Силою своей святыни Псково-Печерский монастырь не только блистательно отразил их от себя, но и послужил твёрдым оплотом против них для всего края Псковского. Нашествие Польского короля Стефана Батория на Псковскую землю

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

СПб., 1991. С. 163-199; Летопись Псково-Печерского мон-ря, или Ист. сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых/Сост.: Ю. Г. Малков. М., 1993. С. 21-83, 91-94, 141-150; Охотникова В. И. Повесть о Псково-Печерском мон-ре: Редакции XVI в.//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 258-263; Повесть о Псково-Печерском мон-ре//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 478-535, 820-824; Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 277-279. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 275; Охотникова В. И. Повесть о Псково-Печерском мон-ре//СККДР. Вып 2. Ч. 2. С. 269-271; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 90; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Псково-Печерского первоклассного мон-ря//Святыни и древности Псковского у.: По дореволюционным источникам. Псков, 2006. С. 101-130; он же. История княжества Псковского. Псков, 2009; Миротворцев М. Псково-Печерский мон-рь//Святыни и древности Псковского у. 2006. С. 131-158; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 406-409. В. И. Охотникова Иконография И. разрабатывалась в Псково-Печерском монастыре. Из-за местного почитания его имя отсутствует в иконописных подлинниках XVII - нач. XX в. В письменных источниках и лит-ре о мон-рях и церквах Пскова и его уездов сведений об иконах И. не обнаружено. Наиболее ранние известные изображения святого относятся к кон. XVIII - нач. XX в. Все они одного извода (преподобный представлен в полной схиме), различаются только отдельными деталями. Предположительно первой иконой И. был нагробный образ, поводом для написания к-рого могли послужить события 1642 г.- переложение св. мощей преподобного в новую раку. Однако в переписных книгах Псково-Печерского мон-ря на протяжении XVII в. не упоминается ни одной иконы И. (Переписные книги 1639, 1652, 1655, 1663, 1682 гг.; напр., 1652 г.: ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Ед. 113. Л. 1-253, и др.). Ростовой образ И., выполненный на рубеже XIX и XX вв. (с поновлениями 2-й пол. XX в.) в реалистической манере, размещен на стене над его ракой в пещерах Псково-Печерского мон-ря. Преподобный написан фронтально (фигура непропорционально коротка), он изображен старцем с аскетическими чертами лица, большими глазами, округлой седой бородой средней величины.

http://pravenc.ru/text/578260.html

Предисловие Псково-Печерский мужеский первоклассный монастырь находится от станции Печер, Псково-Рижской железной дороги, в 3 верстах, от Пскова в 43-х и от Риги в 248 верстах; при ручье Каменце, на границе Лифляндской. Печерским он назван от находящихся в нём «Богом зданных пещер». Этот монастырь известен многими незабвенными заслугами для церкви и отечества, и, в своё время, был славен не только по всей России, но и заграницею, как о том известно из летописцев и из монастырских древних записей. Отсюда распространилась святая вера Христова в земле Лифляндской и благодатным светом озарила людей, ходивших во мраке язычества. Здесь – училище благочестия и христианских подвигов, – и из этого училища вышли на высшее служение церкви восемь Епископов и один Патриарх Всероссийский (Иоасаф). Издавна и до ныне сюда обращаются ищущие тихого пристанища от треволнений житейских и здесь находят себе благодатное успокоение. Наконец, Псково-Печерский монастырь полтора века служил для края Псковского твёрдым оплотом против врагов отечества. Четыре времени – Батория, Лисовского, Густава Адольфа и Наполеона – были особенно страшны для Пскова. В каждое из них Псковитяне обращались к обители Псково-Печерской и каждый раз получали отсюда избавление от врагов, а часто и победу над ними. Такие важные и многочисленные заслуги Псково-Печерского монастыря дают ему полное право на благоговейное внимание и уважение к нему каждого православного сына отечества, – и благодарные современники бесспорно признают за ним это право. Жители Псковской страны и Лифляндии во множестве стекаются сюда каждый год к храмовым праздникам и особенно к крестным ходам. Многие из Новгородской, С.-Петербургской и других северо-западных губерний приходят в Псково-Печерский монастырь на поклонение святым чудотворным иконам. К сожалению, эти благочестивые поклонники, имея глубокое благоговение к святыне Псково-Печерского монастыря, по большей части, не знают прошедшей судьбы его, богатой самыми назидательными уроками жизни, – не знают великих заслуг Псково-Печерского монастыря, познание которых, без сомнения, ещё более увеличивало бы их благоговейное уважение к святой обители. Некоторые, конечно, имеют сведения о замечательнейших событиях в истории Псково-Печерского монастыря, но эти сведения, по большей части, не полны, не точны, а часто и не верны. Предания о заслугах Печерского монастыря, особенно во времена Грозного и Самозванцев, о многих чудотворениях, бывших в этой обители, от святыни Печерской, – эти предания, переходя из рода в род, из уст в уста, у многих потеряли, наконец, свою верность, – многое изменено и искажено, многое вымышлено и прибавлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

После переложения мощей раки Марка и И. поставили на прежнее место, а раку Вассы переставили на правую сторону. В 1642 г. состоялось еще одно переложение мощей И. в новую раку. Ныне св. мощи И. покоятся, как прежде, в «Богом зданной пещере», с левой стороны от входа. Прп. Иона Псково-Печерский. Фрагмент иконы " Собор Псково-Печерских святых " . Кон. XVIII - нач. XIX в. (Псково-Печерский мон-рь) Прп. Иона Псково-Печерский. Фрагмент иконы " Собор Псково-Печерских святых " . Кон. XVIII - нач. XIX в. (Псково-Печерский мон-рь) В Псково-Печерском мон-ре И. поминали вместе с преподобными Марком и Вассой 29 марта. Имя И. включено в «Описание о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.), где его преставление указано под 1477 г. К нач. XX в. И., так же как и преподобные Марк и Васса, не был канонизирован. Их имена отсутствуют в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Акафист преподобным Марку, И., Корнилию и Вассе был написан буд. Патриархом Московским и всея Руси Пименом , в то время наместником Печерской обители (1949-1953). Канонизацией И. следует считать включение его имени в 1987 г. в Собор Псковских святых (тогда же Малков составил службу Собору). В 1996 г. имя И. вошло в Собор преподобных отцов Псково-Печерских (служба Собору составлена в 1990-1991 Малковым при участии печерских иноков архимандритов Елеазара (Иванова) и Нафанаила (Поспелова), опубл. в «Летописи Псково-Печерского монастыря»). С 2002 г. И. почитается в Соборе святых земли Эстонской. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 фев. 2016 г. имя В. включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Ист.: СИСПРЦ. С. 123; Описание о российских святых. С. 55; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 545-552; Малков Ю. Г. Повесть о Псково-Печерском мон-ре: (К истории сложения свода монастырских сказаний)//КЦДР: XI-XVI вв.

http://pravenc.ru/text/578260.html

не указано ни одной иконы К. (переписные книги 1639, 1652, 1663, 1682 гг.; см., напр.: ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1. Ед. 113. Л. 1-253; Псковский Печерский мон-рь в 1586 г.//Старина и новизна. СПб., 1904. Кн. 7. С. 255-272). Предположительно 1-й единоличной иконой святого мог быть нагробный образ, поводом для написания которого послужило перенесение св. мощей К. в 1690 г. из некрополя, природной пещеры монастыря, в ц. Успения Пресв. Богородицы. Образ К. встречается на неск. иконах XVII-XVIII вв., объединенных темой явления Божией Матери, оказавшей чудотворную помощь защитникам Пскова и Печерского мон-ря в их героической обороне от нашествия войск польского кор. Стефана Батория в 1581 г. Лит. основой для их создания послужили тексты, самые ранние списки к-рых относятся к рубежу XVI и XVII вв.: «Сказание о видении Божией Матери старцу Дорофею», «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков», «Повесть о Псково-Печерском монастыре». В них К. упоминается как участник «мистического действа» - явления Богоматери. Он показан на иконах с многофигурной композицией в одном типе изображения: в темно-коричневой мантии, охристой или зеленоватой рясе, куколе округлой формы, с бородой средней величины с проседью; отличия в нюансах - расположении фигуры, жесте рук. Прмч. Корнилий и прп. Марк Псково-Печерские в группе иноков. Фрагмент иконы «Богоматерь, с видом Псково-Печерского монастыря». 2-я пол. XVIII в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца Псково-Печерского мон-ря) Прмч. Корнилий и прп. Марк Псково-Печерские в группе иноков. Фрагмент иконы «Богоматерь, с видом Псково-Печерского монастыря». 2-я пол. XVIII в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца Псково-Печерского мон-ря) Наиболее ранней является икона Божией Матери Псково-Покровская («Видение старца Дорофея») нач. XVII в. из ц. Покрова Пресв. Богородицы от Пролома (в наст. время в кафедральном Троицком соборе Пскова). На фоне панорамы Пскова («плана» города) и вида Псково-Печерского мон-ря, за стенами к-рого иноки просят Пресв.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА (Иоанн; † 1474-1480, Псково-Печерский монастырь), прп. (пам. 29 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской), Псково-Печерский, основатель и строитель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Сведения об И. содержатся в «Повести о Псково-Печерском монастыре» (известны 4 основные редакции нач. XVI - кон. XVII в., «Повесть...» дополнялась заметками хроникального характера вплоть до 1692). Прп. Иона Псково-Печерский. Икона. 90-е гг. XX в. (ц. Псково-Печерских святых на Горке) Прп. Иона Псково-Печерский. Икона. 90-е гг. XX в. (ц. Псково-Печерских святых на Горке) И. был родом («измлада», «издетска») из Московской земли, псковичи прозвали его Шестник (одно из значений слова - «пришелец»). В кон. 60-х гг. XV в. (отсутствие в «Повести...» дат не позволяет точнее определить время основных событий жизни святого) свящ. Иоанн был послан в г. Дерпт (Юрьев, ныне Тарту, Эстония) и 2,5 года служил в ц. во имя свт. Николая Чудотворца, поставленной псковичами в Русском конце города. В эти годы местный католич. епископ начал преследование правосл. жителей Дерпта, закрывая церкви, изгоняя и казня священников. Видимо, эти обстоятельства вынудили свящ. Иоанна покинуть Дерпт, и в 1470 или в 1471 г. он поселился в Пскове вместе с супругой Марией и 2 сыновьями. В поздних редакциях «Повести...» (80-е гг. XVI в.) сообщается, что Иоанн служил в Никольской ц. Дерпта вместе со сщмч. Исидором . 8 янв. 1472 г. католики бросили под лед р. Эмбах (Омовжа, ныне Эмайыги) сщмч. Исидора вместе с 72 прихожанами. Когда в Пскове Иоанн услышал о мученической смерти Исидора, он «сжалився» и «разжегся любовию по Христе» (в ранних редакциях «Повести...» и в Житии сщмч. Исидора Юрьевского о сослужении Иоанна и Исидора не упом.). Узнав, что селянин Иван Дементьев во время расчистки принадлежавшей ему земли нашел устье «Богом зданной» пещеры, Иоанн отправился туда осмотреть пещеру как возможное место буд.

http://pravenc.ru/text/578260.html

С другой стороны, Псково-Печерский монастырь, столько известный и славный на северо-западе России, остается малоизвестным для других краёв отечества. Знаменитейшие русские монастыри: Киево-Печерский, Троице-Сергиевский, Соловецкий и др. известны почти всякому, – и в каждой русской местности найдется человек, который ходил на поклонение святыне того, или другого из них. Между тем, Псково-Печерский монастырь, за пределами и ближайших ко Пскову губерний, известен очень не многим: большая часть не знает даже о существовании его, тогда как эта обитель, по своим великим заслугам, по своей чудотворной святыне, равно заслуживает внимание и уважение каждого, и, по справедливости, должна стоять на ряду первых русских монастырей во мнении всякого православного сына России. Желание дать, по возможности, полное и верное понятие о Псково-Печерском монастыре, засвидетельствовать пред всеми Божие благоволение к этой обители, открывшееся в судьбах её, и чрез то сделать известным святое место далее тех пределов, которыми, до сих пор, ограничивалась его известность, – это искреннее желание было побуждением к настоящему труду и вместе – целию труда. Сообразно предположенной цели историческое описание Псково-Печерского монастыря делится на две части: в первой – раскрывается прошедшая судьба его, во второй – изображается состояние его в настоящее время. Часть первая. История Псково-Печерского монастыря Соответственно тому, как изменялась судьба Псково-Печерского монастыря в продолжение четырехсотлетнего существования его, история его делится на три периода: Первый период: от начала Псково-Печерского монастыря до нашествия Батория на Россию (1470–1581). Второй – от нашествия Батория до присоединения Лифляндии к России (1581–1721). Третий – от присоединения Лифляндии до настоящего времени (1721–1892). Пособия для составления истории Псково-Печерского монастыря: 1) лучшее и почти единственное для первой половины истории – это монастырская летопись, полууставом списанная Иеродиаконом Питиримом в 1692 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 фев. 2016 г. имя В. включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания Ист.: Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 545-552; Малков Ю. Г. Повесть о Псково-Печерском мон-ре: (К истории сложения свода монастырских сказаний)//КЦДР, XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 163-199; Повесть о Печерском мон-ре//Летопись Псково-Печерского мон-ря/Сост. Ю. Г. Малков. М., 1993; Описание о российских святых. С. 56. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 77; СИСПРЦ. С. 53, 123; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 98; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 134-137; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 187-188; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 79, 90; Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1993р. С. 18. С. 98-102, 117-118; Охотникова В. И. Повесть о Псково-Печерском мон-ре//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 269-271. Диак. Георгий Малков Рубрики: Ключевые слова: ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) КОРНИЛИЙ (1501-1570), игум., прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и и в Соборе святых Эстонской земли) ЛАЗАРЬ (1733-1824), иеросхим. , прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых) АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ВАССИАН (Муромцев; † 1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских) ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский

http://pravenc.ru/text/149849.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010