Днесь Собор святых Псково-Печерских почтим: И ныне, Богородичен воскресен, по гласу тропаря святых: Кто Тебе не ублажит: По кафизмах седальны воскресны от Октоиха, глас 3, с Богородичны их. Полиелей: Х валите имя Господне. На полиелее величание святым Псково-Печерским: Ублажаем вас, преподобнии отцы наши Псково-Печерстии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего. Благословен еси, Господи: Ангельский собор удивися: Ипакои гласа от Октоиха. По ипакои – седальны, святых – 2. Седален, глас 1. Подобен: Г роб Твой, Спасе: Святых Псково-Печерских соборе достоблаженный, стено необоримая, Пресвятая Троицы полче Божественный, храните обитель свою, яко Дом Пречистыя, инокам всем верное пристанище, и молите за нас Христа Бога. Ин седален, глас тойже. Подобен: Н ебо звездами: Днесь обитель Печерская светло сияет, святых отец своих память творящи, и страна Псковская духовно торжествует, яко в ней явися собор чудный преподобных Твоих, Господи. Слава, святых (полиелейный седален), глас 1: Наста ныне, отцы Богоноснии, светозарный собора вашего праздник; проповедуют днесь обитель Псково-Печерская и вся Церковь Русская славу вашу, величающе вас Прославльшаго. И ныне, Богородичен, глас тойже: Радуйся днесь, Российская земле, яко удел Девы Пречистыя, славяще Ю, Воеводу Небесную и мира Заступницу, подающую обители Своей Псково-Печерстей от бед ограждение и велию милость. Степенна гласа. Прокимен и Евангелие воскресны: Аще храм святых – прокимен и Евангелие святым: Воскресение Христово видевше: Псалом 50: Слава: Молитвами апостол: Аще храм – Молитвами святых Псково-Печерских: И ныне: Молитвами Богородицы: И стихира святых. Стихира святых, глас 7: Приимите ныне пение чад ваших благодарное, преподобнии отцы Псково-Печерстии, яко не оставили есте нас любовию отчею, и тою страстей наших коварства разоряете, да приимем от Господа дарования небесная, подражающе деяниям вашим Боголюбезным. Спаси, Боже, люди Твоя: Каноны: воскресен 3-го гласа со ирмосом на 4, ирмос единожды: И Богородицы на 2:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После Лисовского продолжались ещё нападения врагов на Псково-Печерский монастырь, но гораздо реже и слабее. В 1630 году Псково-Печерскую обитель постигло новое лютое бедствие, от которого не могла спасти людей никакая ограда, никакая крепость. Был мор, продолжавшийся от Ильина дня до Рождества Христова. Умерло в монастыре и посаде 1700 человек. Вскоре за тем, в 1634 году, Литовцы напали на Псково-Печерский монастырь и выжгли посад и ряды. Но монастырские служки, с несколькими поселянами и боярскими детьми, изгнали врагов на границе, разбили их и многих взяли в плен. Спустя двадцать лет напали Шведы на Псково-Печерскую обитель и произвели пожар, неизвестно только, в самом ли монастыре, или в посаде. Псковские отряды скоро прогнали врагов. Эта было в 1655 году. В 1688 году сильный пожар опустошил эту злополучную обитель. Сгорел весь монастырь, все церкви, ризница, вся утварь и книги, все здания жилые и не жилые. Значение Псково-Печерского монастыря в войнах Петра I со Шведами (1701–1721 г.) Император Пётр I, решившись положить конец опустошительным набегам Шведов на Россию, и находя необходимым для сего покорить Лифляндию, признал Псково-Печерский монастырь лучшим местом для выполнения своего плана. С этою целью, в 1701 году, по повелению Государя и под его личным надзором, Псково-Печерский монастырь кругом был обнесён земляным валом. За валом был выкопан глубокий ров для воды. На важнейших пунктах кругом сделано пять земляных бастионов. Император своими руками заложил у ворот батарею, но отозванный делами, поручил окончить ее Подполковнику Михаилу Шеншину. Укрепления, сделанные здесь Государем, вскоре достигли своей цели. В 1703 году, 13 Февраля, Шведы, в числе двух тысяч, напали на Печерский монастырь, но были удачно отражены небольшим отрядом Русского войска, которое, под командою Ертаульного воеводы, Ивана Назимова, находилось тогда в крепости. С этого времени до присоединения Лифляндии к России, Псково-Печерский монастырь постоянно был наполнен Русскими войсками, с необходимыми воинскими принадлежностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

К настоящему времени противоаварийные и реставрационные работы завершены по семи объектам, в том числе по укреплению склонов Псково-Печерского и Снетогорского монастырей и по реставрации могилы Александра Пушкина в Святогорском монастыре. Строительные и ремонтные работы завершены в настоящий момент по 90 объектам. В том числе произведен комплекс работ по сохранению температурно-влажностного режима Богом зданных пещер Псково-Печерского монастыря, комплекс мероприятий по сохранению более чем 600-летнего дуба на Святой горке Псково-Печерского монастыря, также работы завершены в здании Псково-Печерской духовной семинарии, монастырской гостинице, кафе «Несвятые святые», трапезной на смотровой площадке, Паломническом центре Псково-Печерского монастыря, включая спорткомплекс и рыбное хозяйство, коровнике Псково-Печерского монастыря и других объектах. Произведен капитальный ремонт в здании бывшей эстонской школы, которая после постройки нового здания для существующей школы будет переоборудована в молодежный центр. Построены новый корпус монастырской гостиницы, детский игровой город со спортивными площадками в паломническом центре, новый гостиничный комплекс в паломническом центре из 40 отдельных коттеджей для паломников, введено в эксплуатацию девять объектов федерального молодежного лагеря «Истоки» на 350 человек, новый храм святителя Луки на территории городской больницы города Пскова, приходские дома для целого ряда храмов Пскова и Псковской области и другие объекты. В проектировании для реставрации в настоящее время находятся 27 объектов, в том числе пещеры Псково-Печерского монастыря, историческое здание Псковской духовной семинарии, в которой учился святитель Тихон, патриарх Московский и Всероссийский, и другие объекты в монастырях, храмы и постройки. В проектировании для строительства в настоящее время находятся пять объектов, в том числе новый братский корпус Псково-Печерского монастыря, исторический парк «Россия – моя история» и музей христианства в Пскове. В реставрации на разных стадиях в настоящий момент находятся 35 объектов, в том числе храмы, башни, стены и постройки Псково-Печерского монастыря, Свято-Троицкий кафедральный собор и колокольня Троицкого собора, Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь, Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Иоанно-Предтеческий Савво-Крыпецкий монастырь, Святогорский Свято-Успенский монастырь в Пушкинских Горах.

http://pravoslavie.ru/157231.html

Вначале, по совету уставщика архимандрита Нафанаила, было получено по ходатайству Духовного Собора монастыря Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена о восстановлении в святцах Православного Церковного календаря дней памяти преподобных Марка, Ионы и матери Вассы Псково-Печерских. Позднее, после беседы со старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) , мною было предложено на очередном Духовном Соборе монастыря и время празднования памяти преподобных отцов Псково-Печерских – четвертая Неделя после Пятидесятницы… По ходатайству Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита, Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II была внесена названная дата празднования Собора Преподобным отцам Псково-Печерским во Всероссийские святцы. Праздник Преподобных с 2001 года по инициативе Наместника Архимандрита Тихона и благословением Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита, украсился и крестным ходом вокруг обители со святыми иконами и мощами… С каждым годом это торжество становится все более многолюдным… В число Собора Преподобных отцов Псково-Печерских входят многие отцы и братия, подвизавшиеся в ней за 535 лет бытия обители, – знаемые и незнаемые, имена которых записаны в Книге Жизни… Ублажаем, ублажаем вас, Преподобнии отцы наши Псково-Печерские, и чтем святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов! Приложение 1. Молитва преподобномученику Корнилию игумену Псково-Печерскому, составленная иеродиаконом Анатолием (Семеновым) Умильно воспоминающее многотрудное житие твое и мученическую кончину, преподобномучениче отче Корнилие, молим тя: воспомяни и нас грешных и сирых пред Престолом Всевышняго, идеже ты предстоиши и непрестанно со дерзновением молишися за человеческий род. Приложение 2. Тропарь и молитва Преподобным Псково-Печерским, составленные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Лазаревский храм Псково-Печерского монастыря (справа). Фото начала ХХ века Лазаревский храм Псково-Печерского монастыря. Фото 1962 года Лазаревский храм Господь наш Иисус Христос в удостоверение всеобщего воскресения мертвых воскресил святого Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе… При храме святого святителя Лазаря четверодневного, друга Божия, находится монастырский Лазарет, в котором проходят лечение братия и проживают старенькие монахи. В Лазаревском храме старцы читают Неусыпаемую Псалтирь. С гостями у Лазаревского храма. 17 сентября 2009 года Чтец Неусыпаемой Псалтири схимонах Корнилий (Калинин). Картина М. В. Вишняк. 1988 год Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Бурение скважины для колодца в часовне Россинской. Фото начала ХХ века Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото первой половины ХХ века Святой колодец Вода святого колодца имеет целебные свойства. Здесь совершается несколько раз в году водосвятный молебен. Святую воду увозят с собой паломники. Олимпийский чемпион Михаил Иванов свидетельствует о том, что принимал Крещенскую воду во время гонки на 50 км и выиграл золотую олимпийскую медаль в 2002 году в Солт-Лейк Сити (США). Знаменитый научный фильм о структуре воды подтверждает положительное действие на жизнь и здоровье человека святой воды… Божия Матерь не случайно именуется «Живоносный источник»… Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Великое освящение воды в Псково-Печерском монастыре. 19 января 2013 года Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Великое освящение воды в Псково-Печерском монастыре. 19 января 2013 года Олимпийский чемпион Михаил Иванов у святого колодца Псково-Печерского монастыря. 29 сентября 2009 года Колокольня и библиотека Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Фото начала ХХ века На Успенской площади Перед нами расположен древний Успенский собор Псково-Печерского монастыря, освященный в 1473 году. В этом храме находится главная святыня монастыря чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Успенской». Здесь на площади под открытым небом совершают торжественное Богослужение накануне Престольного праздника 27 августа.

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

Зинон (Теодор) , подвизавшийся в Псково-Печерском мон-ре. На созданной им иконе Псково-Печерских преподобных (1996, придел прмч. Корнилия Псково-Печерского ц. свт. Николая Чудотворца в обители) И. представлен прямолично в рост, крайним слева (в ряду с преподобными Вассой, Марком, Дорофеем и прмч. Вассианом), с благословляющей десницей, в левой руке держит свиток. Святой облачен в темно-коричневую мантию и охристо-золотистую рясу, куколь на плечах; лик с тонкими чертами и высоким лбом обрамляют седые волосы; борода сравнительно длинная, сужающаяся книзу. Этот образ отличается от облика И. на сохранившихся иконах кон. XVIII - нач. XX в. На круглой иконе из иконостаса ц. Псково-Печерских святых на Горке (90-е гг. XX в., мастерская обители) И. показан прямолично по пояс, правой рукой благословляет, в левой держит свиток; аскетический лик обрамлен короткими волосами, голова не покрыта, борода длинная, слегка раздвоенная и узкая на конце; на красном фоне надпись: «    ». С такой внешностью И. представлен на совр. иконе 3 избранных Псково-Печерских святых (помимо И. изображены прп. Марк и прмч. Корнилий) с образом благословляющего Иисуса Христа в облачном сегменте. И. написан в центре, в островерхом куколе, с раскрытой у груди правой рукой и с четками в левой. Среди Псково-Печерских подвижников И. написан на иконе нач. XXI в. из Псково-Печерского мон-ря; в основе иконографии - образ кон. XIX в. из пещерной галереи. Преподобные предстоят образу Успения Пресв. Богородицы на фоне пейзажа с Успенским собором и крепостными башнями мон-ря в их совр. виде. И.- 1-й от центра в левой части, вполоборота вправо, в коричневой мантии, голубом островерхом куколе, охристой рясе; правая рука воздета к груди, левая, с четками на раскрытой ладони, опущена; у святого окладистая, суженная книзу борода с проседью. Образ И. на иконе «Собор Псково-Печерских святых» (нач. XXI в., Успенский собор) восходит к типу изображения преподобного, где он представлен с непокрытой головой. Вместе с др. Псково-Печерскими подвижниками (крайний справа в нижнем ряду) преподобный предстоит образу Покрова Пресв.

http://pravenc.ru/text/578260.html

53 . О старчестве. СПб.: Диоптра; М.: Лествица, 2002. – 190 с. 54 . Пастырство монастырское, или старчество (1927)//Альфа и Омега. – 1999. – (20). 55 . Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2003. – 308 с. 56 . Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2000. – 312 с. 57 . Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2004. – 496 с. 58 . Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006. – 512 с. 59 . Письма Глинских старцев./Сост. Маслов Н.В. – М.: Самшит, 2006. – 326 с. 60 . Православная энциклопедия. Т. 4. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. – 752 с. Т. РПЦ – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. – 656 с. 61 . Преподобные Старцы Оптинские. Жития и наставления. – Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2007. – 512 с. 62 . Проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . – Псково-Печерский монастырь, 2001. – 512 с. 63 . Псково-Печерский патерик: К истории Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. – Печоры: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2002. – 335 с. 64 . С благословением и любовью. Рождественские и Пасхальные поздравления архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . – М., 1997. – 128 с. 65 . Свенцицкий Валентин , прот. Диалоги. – М.: Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. – 336 с. 66 . Светлый старец. Отец Иоанн Крестьянкин : Сборник./Сост. Шполянский И. – М.: Образ, 2007. – 384 с. 67 . Скурат К.Е. Лампада Глинская. – М.: Русский хронограф, 2005. – 224 с. 68 . Смирнов С. И. Древнерусский духовник. – М.: ПСТБИ, 2004. – 553 с. 69 . Смирнов С. И. Духовный отец в древней восточной Церкви. – М.: ПСТБИ, 2003. – 525 с. 70 . Смирнова Т. С. Память сердца. – Псково-Печерский монастырь, 2006. – 328 с. 71 . Смолич И. К. Русское монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. (988–1917). М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Всё будет хорошо» Митрополит Тихон обратился к духовенству, братии и всем богомольцам Псково-Печерского монастыря с прощальным словом 16.10.2023 1215 Время на чтение 5 минут Фото: Псковская епархия В субботу, 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Симферопольский и Крымский Тихон совершил Божественную литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, сообщает Псковская епархия. Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Мефодий (Леонтьев), архимандрит Филарет (Кольцов), архимандрит Марк (Быстриков), благочинный Печорского округа протоиерей Владимир Семиндяев, исполняющий обязанности наместника Спасо-Преображенского Мирожского монастыря иеромонах Серафим (Козулин), исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии иеромонах Андрей (Коротков), иеромонах Иларион (Карандеев), иеромонах Прохор (Андрейчук), братия монастыря и гости обители в священном сане. Песнопения Литургии исполнили: Архиерейский хор под управлением диакона Александра Амерханова и братский хор Псково-Печерского монастыря под управлением инока Олега (Гладышева). Попрощаться с дорогим владыкой в обитель собрались многочисленные прихожане, студенты Псково-Печерской духовной семинарии, православные верующие города Печоры и других районов Псковской области. По окончании богослужения митрополит Тихон обратился к духовенству, братии обители и всем богомольцам с прощальным словом: «Счастлив человек, у которого на Земле есть место, которое он больше всего любит, к которому привязано его сердце. Место, земля, которая, как в древнем сказании, подпитывает его силами. И для меня есть такое место на земле. Это Псково-Печерский монастырь. Самая прекрасная, самая любимая, не промененная ни на что в сердце моем, хотя я и вырос в Москве, и бывал во многих местах России, во множестве стран, но... прекраснее, теплее, роднее, чем Псково-Печерский монастырь, места нет! Я от всего сердца благодарю Бога, что спустя 31 год после того, как по послушанию мне пришлось удалиться в Москву, Он услышал мои молитвы (31 год!) – и вернул сюда. Как я мог подумать, что паломник, потом послушник на коровнике вдруг вернется в Псково-Печерский монастырь, который весь был и остается для меня святыней – от каждого камушка до людей, конечно же, – и поставит грешного и недостойного на игуменское место...

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/vs...

Фрагмент росписи ц. Сретения Господня Псково-Печерского мон-ря. После 1870 г. Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Фрагмент росписи ц. Сретения Господня Псково-Печерского мон-ря. После 1870 г. К. представлен на иконе Божией Матери с видом Псково-Печерского мон-ря 2-й пол. XVIII в. (надвратная ц. свт. Николая Чудотворца Псково-Печерского мон-ря). За стенами обители изображены Богоматерь с развернутым свитком в руке и молящиеся Ей иноки (сюжет восходит к детали композиции образа Богоматери Псково-Покровская, в основе - иконографический тип Боголюбской или Молебной иконы Божией Матери). Полуфигуры преподобномученика и печерского подвижника прп. Марка возвышаются над группой иноков, простирающих руки к Богородице. К.- в монашеском облачении, в округлом куколе, с широкой русой бородой средней длины; правее надпись: «        ». О более ранних памятниках такого рода свидетельствует запись в Переписной книге монастыря 1639 г. («образ Пречистые Богородицы со обителью Печерскою обложен серебром басмы…» - Малков Ю. Г. Новые мат-лы к истории архит. ансамбля Псково-Печерского мон-ря//Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 79. Примеч. 7). К подобному изводу относится рисунок сер. XVII в., выполненный чернилами и темперой, из собрания С. В. Чехонина (ГРМ; см.: Соловьёва И. Д. Неизв. произведение с изображением Псково-Печерского мон-ря//Псков. 2000. 13. С. 33-40), где К. определяется приблизительно среди иноков, следующих за преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими, рядом с преподобными Марком и Ионой Псково-Печерскими (все в мантиях и с куколями на плечах, без нимбов). Икона 2-й пол. XVII в. с аналогичной композицией хранится в МГОМЗ ( Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе: Города, монастыри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. музея-заповедника «Коломенское». М., 2006. С. 146-149, 247. Кат. 29). В традиц. иконографическом типе К. включен в группу святых, предстоящих образу Св. Троицы (новозаветной) в верхней части композиции иконы «Сретение Богородицы» 1784 г.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Ништадтский мир в 1721 году положил конец воинской деятельности Псково-Печерского монастыря. По заключённому тогда договору России навсегда уступлены: Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии, округа Выборгского и некоторые острова. Псково-Печерский монастырь стал вдали от границ, вдали от опасности: не стало более нужды вооружать эту крепость, – и с тех пор, боевые башни и стены её стоят без воинских снарядов, без караула и даже – без ремонта, а услуги их Отечеству – потомством забыты. Общий взгляд на состояние Псково-Печерского монастыря во втором периоде – от 1581 – до 1721 года История Псково-Печерского монастыря, в продолжение этого времени, представляет, с одной стороны, почти непрерывный ряд бедствий, которые суждено было испытать этой обители, с другой – множество незабвенных заслуг её, которыми она приобрела себе новое право на глубокое уважение не только Псковитян, но и каждого сына отечества. Много стрел устремлено было против твердыни Псково-Печерской; но эта твердыня не пала под ударами их: напротив, она поддерживала дух целой страны, вселила в окрестных жителях бодрость и мужество. Стрелы, устремлённые врагами против обители Псково-Печерской, наносили ей глубокие раны, мучительные язвы, но эти язвы были искупительной ценой безопасности целой страны. В тяжкие, особенно для края Псковского, времена Батория и Самозванцев, окрестные жители возлагали всю надежду на Псково-Печерскую, Богом хранимую, обитель, – и эта обитель не посрамила их упования. Псково-Печерский монастырь не только с успехом отражал беспорядочные толпы Лифляндцев, но устоял и против регулярных войск Батория, нападавших под предводительством известных полководцев, каковы: Кетлер, Кранбек и Гетман Замойский: – многократно отражал нападения Шведов и пана Лисовского. Источники материальных богатств монастыря увеличились (в этом периоде) частию улучшением прежних, и частию приобретением новых владений. Ему принадлежали тогда: 1) Семь мельниц водяных мучных, оброчных и не оброчных. 2) Лугов и пустошей 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010