1 апреля 2003 года, в день Архиерейской хиротонии и 10-летия Архипастырского служения на Псковской земле Высокопреосвященнейшего митрополита Евсевия Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, был совершен чин прославления в лике святых Преподобного старца Симеона. Священномученик Александр (Петровский) – Архиепископ Харьковский. Он был Наместником Псково-Печерского монастыря в 1917–1919 гг. Продолжил свое служение на Украине. В 1933 году был хиротонисан во епископа Уманского. С 20 мая 1937 года назначен архиепископом Харьковским. 28 мая 1938 г. его арестовали, и он умер в заключении в мае 1940 года. В 1993 году прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году священномученик Александр (Петровский) причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Среди монастырских подвижников благочестия назовём несколько имен: старец Феодосий, скончавшийся в 1908 году; Игумен Псково-Печерского монастыря Архимандрит Мефодий (Холмский), который был очень почитаем народом, а перед кончиной в Санкт-Петербурге его соборовал и причащал святой праведный Иоанн Кронштадтский . Архимандрит Мефодий предсказал день своей кончины келейнику Василию – будущему преподобному Псково-Печерскому иеросхимонаху Симеону (Желнину). Сказания о прозорливости старца Симеона – ныне преподобного Псково-Печерского К сожалению, я не видел в земной жизни старца иеросхимонаха Симеона (1869–1960 гг.), но много о нем слышал от тех, кто с ним встречался, и они свидетельствуют о его чудотворениях и прозорливости. Например, Архиепископ Симон Брюссельский и Бельгийский при посещении Псково-Печерского монастыря рассказал нам о преподобном Симеоне Псково-Печерском следующее. Однажды он, когда был еще отроком, со своим отцом-священником и мамой приехали в Псково-Печерский монастырь и пошли, как принято было, на благословение к старцу Симеону. Он встретился с ними на Успенской площади и беседовал. Отец говорит: «Батюшка, благословите моего сына». Старец Симеон как будто бы и не слышит его просьбы… В конце беседы отец снова просит: «Батюшка,благословите моего сынишку». Старец Симеон ответил: «Он нас будет благословлять», – и только после этого благословил мальчика. Так и сбылось. Ныне священники берут благословение у Архиепископа Симона…

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Каждое сохраненное слово, совет, поступок отца Иоанна, подвижника и старца нашего времени, — это бесценный дар для всякого, кто искренне хочет быть учеником Христовым. Епископ Егорьевский Тихон Содержание Слово к читателю Часть первая Воспоминания об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) его духовных детей — священнослужителей Из воспоминаний митрополита Павла (Пономарева), Минского и Заславского, Патриаршего экзарха всея Беларуси Из воспоминаний митрополита Меркурия (Иванова), Ростовского и Новочеркасского Из воспоминаний епископа Тихона (Шевкунова), Егорьевского, наместника Сретенского монастыря Из воспоминаний архимандрита Антония (Гулиашвили), священника храма святого благоверного князя Александра Невского. Тбилиси Из воспоминаний архимандрита Тихона (Секретарева), наместника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний архимандрита Тавриона (Балова), духовника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний архимандрита Филарета (Кольцова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Августина (Заярного), катехизатора Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Марка (Быстрикова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Николая (Парамонова), настоятеля Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни, Санкт-Петербургская епархия Из воспоминаний протоиерея Александра Куликова, настоятеля храма святителя Николая в Кленниках. Москва Из воспоминаний протоиерея Валерия Швецова, настоятеля храма Андрея Критского в Сергиево, Санкт-Петербургская епархия Из воспоминаний протоиерея Дамиана Круглика, настоятеля храма Преображения Господня в Богородском, Москва Из воспоминаний протоиерея Михаила Правдолюбова, клирика храма Воскресения Христова в Сокольниках, Москва Из воспоминаний иеромонаха Гавриила (Асташкина), насельника Псково-Печерского монастыря Воспоминания иеромонаха Лазаря (Говоркова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний иеромонаха Иоасафа (Швецова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Александра (Самойлова), настоятеля Успенского храма. Сергиев Посад

http://pravoslavie.ru/90380.html

И мы будем помнить, что в очах Божиих одинаково равноценен каждый человек - мужчина и женщина. Безсмертная душа всякого человека драгоценнее пред Богом всех сокровищ мира. Всякой душе человеческой одинаково доступно возвращение к райскому состоянию Богосыновства через веру во Иисуса Христа, Сына Божия, Искупителя, и через оставление путей заблуждения, путей греха. Из истории мы видим, что безчисленное множество женщин-христианок явили такие выдающиеся образцы веры и любви ко Христу Спасителю и ревности с богоугождением, их христианская жизнь прославляется всей Церковью и является примером для подражания всем верным - (и мужчинам и женщинам). К числу таких дивных христианских жен принадлежит преподобная сподвижница устроителей Псково-Печерского монастыря славная матерь Васса. И сегодня, как и прежде мы находим в ней печальным утешительницу, болящим посетительницу, и сущим в бедах скорую помощницу, приходящим к ней с верою, точащую всем исцеления. Ея же молитвами ко Господу и Пречистой Его Матери сподобимся и мы спасения и вечной жизни со Христом. АМИНЬ. Игумен Пимен (избранный в 1971 году на Патриарший престол Московский и всея Руси) в 1949 году указом Святейшего Патриарха Алексия 1-го был назначен наместником Псково-Печерского монастыря и в этой должности состоял до конца 1953 года. В пасхальные дни 1950 года по указу Святейшего Патриарха Алексия 1-го митрополит Ленинградский Григорий возвел игумена Пимена в сан архимандрита. За время своего служения после Великой Отечественной войны он возвысил Псково-Печерский монастырь в духовном и материальном отношении. Он возглавлял торжественные праздничные монастырские Богослужения, служил ранние литургии, с народным пением, в Никольском и Лазаревском храмах, для многих верующих печерян и паломников он являлся духовником, потрудился в восстановлении благолепия Обители. Им установлено было служение акафистов по дням седмицы, он написал Акафист Божией Матери ради Чудотворного Образа Ея Умиления Псково-Печерския, написал Акафист и тропарь Псково-Печерским Преподобным, Акафист и тропарь преподобной матери нашей Вассе. В январе 1954 года архимандрит Пимен был назначен Наместником Троице-Сергиевой Лавры. Лучшими годами своей жизни он считал годы пребывания в Псково-Печерском монастыре. Состояние своей души - любовь к Святой Псково-Печерской обители, к братии, к духовным детям, память о покровительстве Божией Матери Обители архимандрит Пимен выразил в стихотворениях К Псково-Печерской обители и В Пасхальную ночь печерянам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2093...

Христова. 1472 1) Явление 134 иконы Пресвятыя Богородицы Успения, старой, в пещере Псково-Печерского монастыря и начало оного. 1523 2) Начат строением Псково-Печерский монастырь на нынешнем месте, а до того времени стоял на горе. Тогда же начались и чудеса от новой Печерской иконы Божией Матери Успения (в житии). 1532 3) Августа 15 погорело во Пскове Стадище, за Варлаамом, «а в то время Псковичи к Пречистой в Печеру ходиша». 1537 4) Старцы Печерские во Пскове, в своём дворе приезжем поставили церковь каменную на погребе, за Николою Святым (на Усохе), Пречистыя Одигитрии, на Иванове дворе Познякове Тверитина сведенного. 1540 5) Освящена церковь Благовещения Богородицы с трапезою в монастыре Печерском, а церковь тамошняя, 40 мучеников, перенесена на гору в приезжий монастырский двор. 1547 6) Царь Иоанн Васильевич, с братом своим Юрием, из Новгорода заезжал во Псков 28 Декабря и, пробыв сутки, ездил на Вороничь и в Печерский монастырь, а возвратясь, поехал в Москву. 1562 7) Выгорело во Пскове Застенье, но Печерский двор и церковь во имя Одигитрии Пресвятыя Богородицы уцелели. 1563 8) В Сентябре Литва нечаянно ворвалась во Псковские области, а в следующем году произвела страшные опустошения, убийства и пожары в окрестностях Красного, Белья, Воронина и Печер. 1564 9) В Псково-Печерском монастыре над Святыми вратами устроена каменная церковь во имя Св. Николая Чудотворца. 1566 10) Литва произвела разорения около Печер. 1581 11) Жестокая осада Псково-Печерского монастыря войсками польского короля Стефана Батория и чудесная защита обители Царицею Небесною. 1592 12) Шведы напали на Псково-Печерский монастырь, разорили и сожгли оный с церквами, а братию убили. 1598 13) При избрании Бориса Годунова на Российский Царский престол, были на соборе в Москве и подписались: из Пскова Епископ Геннадий, Псково-Печерский Игумен Иоаким, Снетогорский Игумен Исаия, Крыпецкий Игумен Феодосий и Святогорский строитель Зосима Завалишин. 1601 14) Епископом Геннадием утверждён чин или устав ежегодного крестного хода в Псков, с чудотворными иконами Псково-Печерского монастыря в неделю седьмую по Пасхе, для благодарственного воспоминания об избавлении обители сей и Пскова от осады польского короля Стефана Батория.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Социальное служение [ править править код ] Древней основой социального служения монастыря является исполнение заповеди Христа Бога о милосердии (Мф. 5:7). При Псково-Печерском монастыре работает Дом милосердия для престарелых тружеников обители. Социальная служба при монастыре ежедневно выдает до 100 обедов нуждающимся. Рассматриваются и выполняются более 300 социальных прошений ежегодно. На дому социальными работниками монастыря обслуживаются несколько престарелых человек. Духовно-просветительское служение [ править править код ] Чудесная помощь от святых икон Божией Матери и живое утешительное с рассуждением о добре и зле слово старцев издревле привлекает паломников в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Паломники узнают в обители о Христе Распятом и Воскресшем ради нашего спасения и становятся более внимательными к своей духовной жизни. Упомянутое выше - основа духовно-просветительского служения Псково-Печерской обители. Затем, начиная с Преподобномученика Корнилия в XVI веке в монастыре создана библиотека, монастырскими миссионерами вне монастыря строились храмы для местных жителей по берегам Псковского и Чудского озер. В настоящее время духовно-просветительские традиции продолжаются: строятся храмы, старцы беседуют с паломниками, проводятся духовно-просветительские Православные Корнилиевские чтения, через Интернет дается духовно-просветительская информация, издаются книги… Молебен перед чудотворным образом Божией Матери «Умиление» Псково-Печерским в День города Печоры на Соборной площади. 11 августа 2012 года Скиты и подворья Псково-Печерского монастыря [ править править код ] С древних времен скиты Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря были духовно-просветительскими центрами вокруг обители. В настоящее время Псково-Печерский монастырь имеет Приозерный (1998 г.), Мальской (2000 г.) и Иверский (2009 г.) скиты. Во всех скитах монастыря совершается в определенные дни Богослужение, что является духовной основой для местного населения. В Мальском скиту ведутся многолетние археологические раскопки и реставрационные работы.

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Преподобный Корнилий, как игумен Псково-Печерского монастыря, является светильником нравственного совершенства, исключительным примером честности и усердия, высочайшим молитвенником перед Богом, помощником и покровителем всех, притекающих к нему и идущих по великому пути спасения. Замечательный носитель русской культуры, государственный деятель, игумен Корнилий был необыкновенной и самой замечательной личностью из истории Псково-Печерского монастыря. Следует обратить серьезное и глубокое внимание на всю долгую жизнь преподобного Корнилия, как гражданина великого Русского Отечества, поборника его крепости и славы. Вот уже более 400 лет, как «преподобный Корнилий был предпослан от Царя земного к Царю Небесному», и весь опыт прошедших лег во взлелеянной им «Богом зданной обители» свидетельствует о предстательстве за нас в тиши явленной благодатной силы этого молитвенника, печальника Земли Российской. Подводя итог обширной деятельности самого выдающегося игумена в истории Псково- Печерской обители, можно в заключение сказать, что Преподобный Корнилий много послужил возрождению Псково-Печерской обители «Корнилий был, поистине, для Псково-Печерского монастыря тем, чем Феодосий для Киево-Печерского монастыря. Оба были подлинными основателями своих монастырей и первыми основателями их, как монастырей деятельных. Поэтому-то всякий, кто попадает в таинственный и темный пещерный древний храм Успения Пресвятой Богородицы, вырытый в горе, с его узкими рытыми коридорами- переходами, невольно ищет глазами гробницу того, кто своими трудами сохранил Псково- Печерскую обитель для современников. Молча он подходит к стене с гробницей, там, в сумерках сияния ее серебра, смиряется его душа и благоговейно склоняются колена» . Небесный заступник Преподобный Корнилий много послужил возрождению Псково-Печерской обители. Его управление возвысило значение монастыря и как оплота славянства перед тевтонской силой и как рассадника христианского просвещения. О памяти игумена Корнилия «из рода в род» поет «Корниловский» колокол, который «делаша мастеры псковичи».

http://pravoslavie.ru/137789.html

Обитель стали посещать знаменитые спортсмены, которые тренировались на базе: биатлонисты, лыжники гонщики. В 2008 году спортивной базе исполнилось 20 лет. Нами была послана поздравительная телеграмма следующего содержания: «Генеральному директору спортивно-оздоровительного центра «Юность» Мищенкову Павлу Геннадиевичу Уважаемый Павел Геннадиевич! От лица Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита и от себя лично поздравляю Вас с 20-летием плодотворной работы спортивно-оздоровительного центра «Юность».Вашими кропотливыми трудами в непростое время создан европейскогоуровня спортивный центр по подготовке лыжников и биатлонистов высочайшего класса! За короткий период времени в Вашем центре подготовлено много замечательных спортсменов, среди которых яркой звездой сияет Олимпийский Чемпион Михаил Иванов! Нас духовно радует тот факт, что сборная России по лыжам перед Олимпийскими играми и Мировыми первенствами посещает Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где получает духовное подкрепление. Молитвенно желаем Вам, уважаемый Павел Геннадиевич, и всемуВашему трудолюбивому коллективу помощи Божией в распространении среди россиян здорового образа жизни, счастья побед на Олимпийских играх в Сочи и успехов в других престижных соревнованиях! 20 мая 2008 г. С уважением – Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Архимандрит Тихон с братией». Четки В. А. Третьяка 13–14 июля 2008 года, в день памяти Собора Псково-Печерских преподобных, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь посетилВладислав Александрович Третьяк с супругой. Мы знаем его как великого спортсмена, трехкратного Олимпийского чемпиона, легенду мирового хоккея. Но при посещении обители перед нашим духовным взором просияла и его душа… В личной беседес Наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Архимандритом Тихоном Владислав Александрович рассказал удивительнуюисторию о простых монашеских четках, которые ему подарила послушница ставропигиального женского монастыря святого праведного Иоанна Кронштадтского в Санкт-Петербурге… С этими четками он посещал все хоккейные матчи сборной России в последнее время и, перебирая бусинки, усердно молился за спортсменов: «Господи, помоги!..» На матч с финнами на чемпионате мира в Москве в 2007 году он забыл четки вдругом пиджаке, и наши проиграли… На чемпионате мира в Канаде в год 100-летия хоккея четки сопровождали Владислава Александровича… Он усердно молился, и труднейший финальный матч был чудом выигран… В благодарность за Божию помощь сборной России в хоккейных баталиях Владислав Александрович пожертвовал финансовые средства на реставрацию фасада Успенского собора Псково-Печерского монастыря.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

1 . Причислить иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского к лику местночтимых преподобных святых Псковской епархии, отмечая следущие его добродетели: – благочестивая и праведная жизнь, проведенная в высоком смирении, молитве, посте и послушании; – милость в отношении страждущих и помощь ищущим спасения; – чудотворения и исцеления, происходящие от иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского, бывшие как при его жизни, так и после кончины. Телесные останки преподобного иеросхимонаха Симеона, покоящиеся в Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре, считать отныне святыми мощами и воздавать им должное церковное поклонение. Празднование церковной памяти сему угоднику Божию установить в следующие дни по Юлианскому календарю: 5 января – день его блаженной кончины; 19 марта – день его церковного прославления. Службу преподобному иеросхимонаху Симеону Псково-Печерскому составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления его, отправлять общую, по чину преподобных. Писать новопрославленному святому честную икону для поклонения и чествования, согласно правилам VII Вселенского Собора. Напечатать житие преподобного иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского для назидания и наставления чад церковных. О сей благой и благодатной радости прославления нового святого возвестить священнослужителям, монашествующим и всей пастве Псковской епархии. По молитвенному предстательству святого иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского да ниспошлет Господь милость Свою всем с верою и любовию призывающим имя сего угодника Божия. Аминь. Божией милостью смиренный ЕВСЕВИЙ, APXIENUCKON ПСКОВСКИЙ И ВЕЛИКОЛУКСКИЙ По окончании чтения «Деяния» был пропет тропарь преподобному Симеону, кондак и величание. В этот момент архиепископ Евсевий на кафедре осенил молящихся иконою преподобного на четыре стороны... По окончании Литургии начался торжественный Крестный ход с перенесением мощей преподобного Симеона из Михайловского собора на место их установления в Сретенский храм. Радостно светило весеннее солнце. Несколько тысяч паломников с сияющими радостью лицами были участниками Крестного хода.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2) «Повесть о начале и основании Псково-Печерского монастыря, взятая из древних летописцев, обретающихся в книгохранительнице оного монастыря», несколько раз перепечатанная. 3) Описание Псково-Печерского Монастыря, напечатанное в Дерпте 1832 года. 4) История княжества Псковского, напечатанная в Киеве 1831 года. 5) Псковская летопись. 6) Рукописные «записки или замечания о Псково-Печерском монастыре, выбранные из разных источников монастырских по распоряжению Евгения I Архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского, впоследствии Митрополита Киевского, 1821 года месяца Мая 18 дня». 7) «Трехсотлетий юбилей славной защиты Пскова во время осады его Польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. Речь, по сему случаю сказанная Псковским и Порховским Епископом Павлом в Троицком кафедральном соборе, пред благодарственным молебствием, 8 Сентября1881 года». Псков 1881 г. 8) «Празднование в Печерах, 8 Ноября 1881 года, трехсотлетия чудесной защиты Псково-Печерского монастыря при осаде его войсками Польского короля Стефана Батория 1581 года. Речь, по сему случаю сказанная Епископом Псковским и Порховским Павлом в Михайло-Архангельской церкви того монастыря после литургии пред панихидою». Псков 1882 года. Период первый. История постепенного устроения Псково-Печерского монастыря (1470–1581) События, предшествовавшие основанию монастыря, и неизвестная обитель Место, где стоите теперь Псково-Печерский монастырь – и ближайшие окрестности его, – всё это некогда покрыто было непроходимыми лесами. Крутые горы и глубокие овраги, окружающие монастырь, служили тогда приютом диких зверей, в таком множестве наполнявших эти пустынные места, что для ловли их, за 20 верст, приходили сюда Изборские звероловы. В этой-то дикой пустыне, среди гор и лесов, в соседстве с дикими зверями, поселились некоторые благочестивые мужи, удалившиеся от мира для спасения души. Местом своих благочестивых подвигов они избрали одну из тех гор, среди которых расположен теперь монастырь. Гору эту издавна называют святою. В ней нашли они пещеры, служившие для них и жилищем, и вместе храмом, где совершали они богослужение. Добровольные изгнанники мира, они заживо погребли себя в этих пещерах, как бы в могилах, их же руками отчасти после ископанных. Ещё живя на земле, они уже не принадлежали ей, и, до отшествия на небо, жили подобно небожителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, в День своей Епископской хиротонии 1 апреля отмечает молитвенно и память преподобного Симеона и преподобной Вассы Псково-Печерских… Это знаменательно… Свято-Успенский Псково-Печерский и Свято-Успенский Святогорский монастыри получили под управлением Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, своё дальнейшее духовное развитие и совершенствование… Высокопреосвященнейшим Евсевием, Митрополитом Псковским и Великолукским, возрождены из руин Савва-Крыпецкий монастырь и Никандрова Пустынь, открыт в городе Пскове Мирожский монастырь… Благочестивые женщины подобно женам-мироносицам служат Христу Спасителю в Его Церкви и в настоящее время. Для тех из них, кто желает достигнуть духовного совершенства в монашеском звании подобно преподобной матери Вассе Псково-Печерской, Владыка митрополит Евсевий открыл женские монастыри: Свято-Троицкий Творожковский (в Струго-Красненском районе), Спасо-Елеазаровский, Рождества Богородицы Снетогорский, Свято-Введенский в селе Владимирец и Казанский в г. Острове… Все виды монашеского жития: в общежитии, пустыни и скиту – возрождены и утверждены трудами и заботами Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита. Собор преподобных отцов Псково-Печерских В Свято-Успенской Псково-Печерской обители духовного совершенства достигли преподобные Марк, Иона, преподобномученик Корнилий, священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофей, Лазарь прозорливый, Симеон, преподобная матерь Васса и многие-многие другие подвижники благочестия… Необходимо хотя бы кратко сказать о каждом названном святом на основании монастырского предания. Предание монастырское говорит о том, что преподобный Марк пустынножитель пришёл в Богом зданные пещеры из Киево-Печерской Лавры. С ним было несколько братий. Они устроили храм в пещерах в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, где совершали службу. Лесорубы при порубке леса чудесным образом под вывороченными корнями деревьев обнаружили вход в пещеры, над которым была надпись: «Богом зданная пещера». Как повествует предание, часто охотники из Старого Изборска на сем месте слышали пение, принимали его за пение ангельское и назвали место сие Святой горой. На Святой горе и сейчас находятся камни, возле которых, по преданию, молились Преподобные. Пение во время Богослужения пустынников и было слышно охотникам.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010