Прошу извинения, если сие размышление найдено будет неуместным, по обстоятельствам и соображениям, для меня неизвестным. VI. Патриарх признает неудовлетворительными новые постановления о составе синода. К сожалению, здесь есть правда. VII. Но что он «находит уничтожение геронтов противным интересам церкви», в том да будет позволено усумниться. Соборные правила не знают геронтов. На соборах вселенских и поместных не бывало геронтов. Как же без них соблюдались «интересы» церкви? Геронт – значит старец. Старцы есть в монастырях, потому что там есть молодые монахи и послушники, которых старцы руководствуют. К чему сие звание перенесено в синод? Над кем старчествуют синодальные геронты? Над другими членами синода? Восемь над четырьмя? Это было бы нелепо, и они само сего не скажут. Над епископами и прочим клиром? Над епископами старчествует патриарх, а над прочим клиром в епархиях – епархиальные епископы. Итак, синодальная геронтия есть случайный, неестественный, нарост на теле церкви. Не приемля сего в рассуждение святейший патриарх Иоаким расположен поддерживать без перемены все прежнее, в том числе и геронтов, которых признало вредными церковно-народное собрание, и уничтожение которых одобряют даже, в своих смиренных рассуждениях, афонские старцы. Приметно, что и вообще постановления церковно-народного собрания он отвергает. Посему нельзя не опасаться, что пред ним станет дух неудовольствия и более или менее деятельного противоборства многих, значительных, образованных людей, не только из мирян, но и из духовенства, имеющих влияние на массы народа. Да дарует Бог , чтобы он мог обессилить сие противоборство управлением бдительным, деятельным, справедливым, проницательным, охраненным от предубеждений и произвола, при употреблении в содействие людей, отличающихся мудростию и добродетелью, а не названием геронтов. VIII. Указания на неблагоприятные сведения о греческом духовенстве, доставленные Порте Кипризли-пашою, и на ожидаемые, вследствие сего, политические настояния о исправлении церковного управления, должны были сильно возбудить внимание патриарха. Но когда и сие не произвело ничего, кроме уклончивого ответа: трудно ожидать от него желаемых отношений и действий. Печальный вид, когда иерархия, при обстоятельствах, настоятельно требующих деятельности, своею неподвижностию как бы принуждает чужие руки взяться за ее дела!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Испрашивая себе смиреннейше Архипастырского и отеческого благословения Вашего Высокопреосвященства с сыновнею преданностию честь имею быть Вашим Милостивейший Отец и Архипастырь нижайшим послушником Архимандрит Антонин. Есть известие, что австрийские агенты подстрекают болгар признать над собою власть Карловицкого патриарха. Константинополь, 4 сент. 1861 г. CCLXXIII Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец. Имею честь и сыновнюю радость принесть Вам поздравление с новым годом. Моление прилежное воссылает ко Господу Россия и вся полнота православных о продлении дней Вашего Высокопреосвященства, присно и незаменимо потребных Христовой церкви. Присоединяю и я к общему хору молитвенников свой слабый голос, износимый чувством тем более живым и горячим, чем более слышится в душе другой голос год от года увеличивающейся потребности личной беседы с Вами, которой и да сподоблюсь я, по благословению Вашему, в наступающий год. Я льстил себя надеждою, что с окончанием истекшего года буду иметь возможность сообщить Вашему Высокопреосвященству какие-нибудь утешительные известия о великой церкви. Надежда моя не оправдалась. В положении сей первопрестольной церкви православия есть много глубоко печального. Две власти ее – Св. Синод и народный совет – сопоставленные одна другой для облегчения друг друга, вступили в открытое противоборство между собою, полезное, может быть, в кабинетном обследовании истины, но гибельное в общественном изводе дел. Наиболее резким образом заявило себя сие противоборство в вопросе об избрании архиереев. С мая месяца остаются незамещенными 9 митрополичьих кафедр. По прежнему порядку дел, назначение нового архиерея зависело от взаимного соглашения патриарха – и геронт, почти исключительно – на условиях денежного взноса назначаемого, поступавшего в общий дележ избирателей, наибольшею же долею в руки патриарха. При новом уложении подобный порядок выбора и назначения архиереев не может иметь места. Лице, удостаиваемое епископства, может не нравиться патриарху, по крайней мере не быть из тех, кого он желает, и во всяком случае не обещает никому никакой поживы.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Для сего они сначала старались напугать архиереев Собрания, обвиняя их в нарушении пользы церковной; когда же им не удалось поколебать их твердость, они притворились, что подчиняются желаниям Собрания с условием, что оно в основание своих трудов приимет списки архиерейских доходов в каждой епархии, которые с этою целью были бы вытребованы в Константинополь. Хотя, очевидно, геронты предположили эту меру единственно с целью выиграть время, утомить терпение Собрания продолжительным застоем в занятиях и таким образом добиться того, чтобы оно разошлось, однако Собрание согласилось с тем условием, чтобы начать ревизию с списков доходов самых синодальных митрополитов, в ожидании присылки в определенный срок областных списков. Геронты, видя себя уличенными, решительно объявили, что они тогда только представят списки своих доходов на усмотрение Церковно-Народного Собрания, если оно формально обяжется не касаться вопроса о их главных доходах и заниматься только ревизией доходов второстепенных и неопределенных, каковы взносы при освящении церквей, посвящении священников и тому подобные. С другой стороны, патриарх, слабохарактерность которого сделалась пословицей, несколько времени в нерешительности колебался между двумя партиями, потом окончательно был привлечен к партии геронтов митрополитом Халкидонским, который всегда имел сильное влияние на Его Святейшество, и, так как он сам геронт, ввиду общей опасности наконец соединился с остальными товарищами своими, несмотря на личную свою неприязнь к некоторым из них. Тогда доведенное до крайности колебаниями своего председателя патриарха и кознями синодальных митрополитов Собрание решило представить Фуад-паше прошение, подписанное всеми светскими членами, чтобы Порта употребила энергические меры для ограждения успеха его дальнейших занятий. Эти меры, как объяснили Фуад-паше словесно члены депутации, вручившей ему сие прошение, должны были состоять в удалении патриарха от председательства в Собрании и даже от патриаршего престола и в назначении на место его временного местоблюстителя, которому было бы поручено управление церковными делами до избрания нового патриарха» 314 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Манера автора Палеи, хорошо уже охарактеризованная учёными, сказалась и в обработке текста легенды. Очевидно, для своего труда он воспользовался доступным для него материалом по вопросу о Георгии. Так, прежде всего, он в основу положил текст 2-й редакции. Некоторые данные позволяют заключить, что автор имел под руками тексты и «Георгиева мучения». Так, мне кажется, что 707, 6–1 2 есть реминисценция из мучений Георгия. Привожу начало мучения по сп. XIV в., сербского письма ((болг.) библиотеки Хлудова, 195, л. 327 об. (напечатано у Веселовского, ор. cit., стр. 163 слл. 703 Т. П. имхуть же соб свтникы и во плоти овогда судии и старци, кнзи же и цари ими же диволъ много томлени на би стадо наведе. Хлуд. испрьва члвкы злыи съвтникъ диволь, бореисе сь жити блговрно Хрис поставлть на н цар и кнезе, ко зври диви вьсхыщати проповдникы блгые вры. Да и самый основной мотив «вступления» палейного такой же: дьявол старается погубить человека (что ему не всегда удаётся). Автору Палеи было известно мучение Георгия в такой редакции, где 1) мучителем являлся Дадиан. Из краткой биографии (710–711) мы видим ещё, что автор Т . П . знал следующие подробности о Георгии: 2) родился Георгий в Диосполе, 3) родители его Геронт 704 и Полихрония, 4) отрок научился от матери мудрости божественй». Какая же из известных ныне редакций мучения обладает указанными чертами? Это будет редакция, которую Кирпичников в своём исследовании отмечает буквою С . В редакции В (по той же терминологии) фигурирует тоже Дадиан, но эпизод о Геронтии и Полиф(х)ронии самостоятельно развит именно только в редакции С 705 . Характеристическими чертами этой редакции, по Кирпичникову 706 , является именно присутствие в легенде отца и матери Георгия и место мучения: Диосполь. Эта редакция, С , до сих пор известна только в славянских текстах, но «несомненно», говорит Кирпичников 707 , «переведена с греческого». Диосполь не встречается ни в А , ни в В . На Западе известна была, по догадкам Кирпичникова, если не редакция С . то, по крайней мере, её основа 708 . Веселовский не встретил греческого текста редакции С , который бы отвечал вполне по изложению и содержанию известным нам славянским. «Встретились», говорит Веселовский, «пока лишь отрывки в сочетании с другой редакцией» 709 . Наибольшее количество эпизодов, отвечающих славянской редакции С , Веселовский указывает на стр. 42–43 своего труда в греческой рукописи Парижской Национальной Библиотеки 1534 710 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И все – отцы и миряне – сообща и единогласно подали голос и одобрили митрополита Ливии. Последний поцеловал руку геронта, а все прочие облобызали руку Самуила и стали готовиться к перемещению (μεχσεθις) последнего на патриаршую кафедру. Самуил просил отсрочки, чтобы пригласить того или другого архиерея, дабы было трое подающих голос (архиепископ Синая был в Каире), но патриарх не желал, чтобы дело замедлилось. И вот, 18 января они совместно литургисали и трое хиротонисали архимандрита и епископа Арсения в сан митрополита Фиваиды, при чем было каноническое голосование, и он был предпочтен остальным отцам престола и хиротонисан по всецелому церковному уставу «И 22 [января], в день воскресный, было произведено тремя [иерархами] мое перемещение, – писал патриарх Самуил, – при чем предварительно было прочитано отречение [патриарха Герасима] и были поданы канонические голоса. Потом, когда было провозглашено наречение и дано оправдание 255 , взял меня геронт за руку и возвел на патриарший трон, и один только дал мне жезл, и было многолетствование» 256 . Спустя три дня Самуил представлялся правителю Египта, в присутствии патриарха Герасима, всех отцов и многих христиан, явившихся в диван, где также находились турецкие чиновники. Паша расспрашивал об отречении, не было ли оно вынужденным и нет ли другого более достойного и старшего по возрасту, в пользу которого могло бы состояться отречение. Паша спросил отцов и райю, все ли они желают иметь Самуила своим патриархом, и когда был дан положительный ответ, состоялся официальный прием нового патриарха, он был одет в широкую златотканную одежду, спускавшуюся до пояса (χαβδι), получил от паши фирман и возвратился в патриархию. Патриарх Герасим намерен был отправиться в Дамиету, а потом на Афон, хотя Самуил и христиане удерживали его. «Владыка мой блаженнейший, – писал Самуил кир Хрисанфу, – имей бедного Самуила в благорасположенной и искренней любви о Господе, как ты и прежде его имел». И далее Самуил жаловался на свое бедственное в материальном отношении положение, на затруднительность достать денег, вследствие общей бедности, тогда как его обременяют долги, сделанные и во время минувших выборов 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Таким образом, карфагенская конституция привлекается Аристотелем на ряду с другими для сравнительного обозрения; изложение имеет в виду читателя, знакомого с ней более близко, может быть, по другому труду автора, специально ей посвященному, до нас не дошедшему. Кроме того, греческий философ говорит о современном ему Карфагене IV века; несомненно, что устройство этого государства имело свою историю, и мы из неоднократных упоминаний у авторов действительно знаем о переменах в его строе. Поэтому вопрос о карфагенской конституции принадлежит к темным, и до сих пор еще нельзя считать вполне выясненными даже основные его пункты. Напр., вопрос о царской власти. Некоторые ученые (напр., Белох) настаивают, что до конца IV в. в Карфагене цари были пожизненны; они даже реконструируют две династии их – Магона I и Аннона Великого, а начало избрания двух годичных царей-суффетов ставят в связь с попыткой (в 308 г.) Бомилькара произвести государственный переворот и ввести тираннию. Другие, особенно Винклер, отрицают, на основании обще-семитических представлений, самую возможность существования когда-либо царской власти у карфагенян, которые не нашли в Африке богов и не могли получить от них царя, почему все время считали себя зависимыми от богов азиатской Финикии. Это остроумнее объяснение нам представляется искусственным: ведь надо доказать, что тиряне и сидоняне нашли готовые культы, а не пришли к ним путем развития древне-семитической религии. Конечно, нас умиляет трогательная pietas Карфагена к Тиру. Великая держава как будто во все время своего существования признает сыновнюю связь и зависимость от города, который сам, хотя и доблестно, но не всегда счастливо отстаивал свою собственную самостоятельность. Карфаген не находил, невидимому, неосновательными притязания владык Тира, будь они персы или Александр, на верховенство и в пуническом мире, поскольку, конечно, эти притязания были теоретическими. Но едва ли все это влияло на государственный строй Карфагена; дело шло, вероятно, не дальше заимствования из Тира терминов: шофет – судья в широком смысле (и в Тире одно время правили «судьи», как и в Израиле), раб – сб. «вельможа», «геронт» – для членов сената и т. п. Во всяком случае, для римлян III в. карфагенские «цари» или suffetes являются аналогичными консулам или преторам (Liv. 30, 7, 5, Just. 31, 2, 6, Fest., s. v. и др.). Возможно, что греки и отчасти римляне называли их царями по аналогии с финикийскими, а также потому, что в Карфагене широко практиковалось переизбрание, благодаря чему нередко годичность была фиктивной, а монополии славных фамилий (напр., Магонидов для V в., Баркидов для III в.) сообщали даже некоторую видимость наследственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

То же самое можно сказать и о нарастании поколенческого антагонизма. Когда-то в процессе антропогенеза у далёких предков человека современного вида увеличение продолжительности жизни сверх периода репродуктивной функциональности было одной из важных адаптаций. Вышедшие из репродуктивного возраста особи обоего пола, то есть старики и старухи, играли важнейшую роль в сохранении и передаче молодому поколению коллективной памяти – негенетической культурной информации. Они были хранителями и учителями разного рода полезных знаний, традиций, социальных норм, ритуально-обрядовых практик, а также практических навыков и умений. В этом плане они играли важнейшую общественно-полезную роль в социальных сообществах людей и их предков, были социально востребованы, нужны, уважаемы и ценимы, что и определяло их высокий социальный статус старейшин. Кроме того, пожилые женщины традиционно помогали своим дочерям и/или сыновьям нянчить, растить и воспитывать внуков, опять-таки выполняя важную, нужную и ценимую социальную функцию в традиционной расширенной трёх- или четырёхпоколенной семье. При этом старики и молодёжь занимали разные социальные ниши и не конкурировали друг с другом, напротив, были друг другу необходимы как взаимодополняющие части одного общего социального организма. Совершенно иная ситуация сложилась теперь. Распад расширенной многопоколенной семьи и формирование нуклеарной (которая, впрочем, тоже переживает дальнейший распад) в совокупности с широким распространением институтов общественного воспитания, таких как ясли, детский сад и всеобщая обязательная школа, почти исключили бабушек из процесса воспитания внуков, лишив их важного, едва ли не главного в их возрасте биологического смысла жизни. Стремительность технологического прогресса и изменений уклада жизни, социальных норм и отношений резко обесценила роль стариков как в роли знатоков технических навыков и приёмов (по большей части успевающих за одно поколение устареть и потерять актуальность, а что не потеряло – то есть в справочниках и в Интернете), так и в роли хранителей социальных норм и традиций (также воспринимаемых чаще как устаревший отживший хлам, чем как актуальная для новых поколений ценность). В современном мире гораздо чаще и техническим приёмам, и актуальным социальным нормам старикам приходится учиться у молодых, нежели наоборот. В результате возник своего рода культ молодости, а социальный статус пожилых людей резко и болезненно для них упал: старик стал восприниматься скорее как брюзжащий и отставший от жизни комический персонаж, нежели как убелённый сединами и окружённый всеобщим почтением геронт.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/18/pr...

Хлуд. 195; Вес., Георг., 168); то же находим в житии Кирика и Юлитты – упоминание о 3-х отроках и Данииле во рву львином (АА. SS., Jun., IV, 16, стр. 27 то же и ещё о Сусанне; см. Веселовский, Заметки по литературе и народной словесности, I, СПб. 1883, стр. 13); Кирпичников, Георгий, стр. 39–40, прим. Я нашёл подобное же в рук. Пар. Нац. Библиотеки 1470, IX века, f. 10: св. Ирина надеется: φυλξας Δανιλ ν τ λκκ κα τος τρες παδας ν Βαβυλνι ν καμν λβρου πυρς σκεπσας ατς σετα με etc; Wirth, 131. Быть может, обрабатывая легенды, авторы в данном случае вставляли указанные слова под впечатлением известного им «пещнаго дйства», греч. διταξις (κολουθα) τς καμνου, появление которого в обычае греческой церкви относится ко времени не позже X века (а на Руси, по крайней мере, См. у А. А. Дмитриевского , «Чинъ Пещнаго Дйства» (Визант. Врем., т. I, в. 3–4, стр. 588, 594–597 и др.) Если бы это предложение было принято, то в таком случае в рукописи В 1 , относящейся к XIII в., мы нашли бы один из пунктов для хронологии самого греческого «действа» на пути от XV–XIV века упоминание Симеона Солунского περ τς καμνου, Migne, Patr. gr., 155, стл. 113; о Симеоне apx. Солунском 1406–1429 гг. – проф. Дмитриевский в ук. соч., стр. 554 это известие Симеона относит к XIV в., – см. у М. А. Соколова: «Симеон, арх. Солунский " ·в Чт. в Общ. Люб. Дух. Просв., 1894, Май-Июнь, отд. I, стр. 518–558; 2) время написания Иверской рук. 1120–1457-й год; см. Дмитр., о. с., стр. 585] назад к X–IX вв. В то же время я не устраняю влияния «прологов». См. Истрина, Александрия русск. хрон., М. 1893, стр. 179. 703 Заметки о языке списка см. у Соболевского, Изв. Отд. русск. яз. и слов., т. X, кн. 1, стр. 113 слл. 704 Геронт (Геронтий) не собственное, но нарицательное имя: вообще «старец, старик», как указал Кирпичников, стр. 35, прим. 2-е. В дополнение к этому, как на аналогию, укажу на имя: Геронтий=старец в пьесе царевны Наталии: «Комедии Евдокии мученицы». См. Шляпкина, «Царевна Наталия Алексеевна и театр её времени», в Памятниках Др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все мое окружение обращалось к старцу Паисию. Он говорил: «Если я уйду из этого мира и обрету дерзновение, то буду молиться за вас». Помню, незадолго до праведной кончины отца Паисия мы пришли к нему с одним клириком. Я поднимался по лестнице и не переставая пел заупокойные молитвы. А он, услышав их, обрадовался и сказал по–особому, в свойственной ему манере: «Вот это правильно, а то приходят и желают мне выздоровления!» И еще сказал: «Если завтра мне скажет врач, что я умру, то, хотя никогда в жизни и не танцевал, пущусь в пляс». Ему не терпелось встретиться со Христом на небе; это он и праздновал. На меня производило глубокое впечатление то, что он не боялся смерти; он будто бы даже играл с ней. За два дня до исхода старца я пошел навестить его. Я знал, что он никого не принимал, даже своих духовных чад. Игуменья мне сказала, что примерно десять архиереев хотели его увидеть, но он не принял никого. Но когда она сообщила о моем посещении, он попросил слабым голосом: «Дайте ему омофор» – он хотел получить разрешительную молитву. Я поднялся к нему в комнату и увидел его, без сил лежавшего на кровати. У него были страшные боли, и меня поразило, что он не изменялся в лице, но только руками водил по стене. Видимо, ему было очень больно, и он делал лишь одно это движение. Я ему тогда сказал: «Геронда (почтительное обращение к старцу духовных чад. Ср.: геронт – от греч. geron (gerontos) – буквально: старец. – Ред.), почему бы тебе не принять аспирин, чтобы успокоить боль?» А он меня спросил: «Только других мы будем учить терпению?» Я сказал сам себе: «Вот бы стать как отец Паисий и умереть вместе с ним». В эти трудные минуты он не хотел утешения от людей, он верил в утешение, исходящее от Святой Троицы, от Богородицы, Которую очень любил, от Церкви торжествующей. Подвижник такой чистоты желал разрешительной молитвы Церкви. И когда я ему говорил: «Геронда, ты Божий любимец», он отвечал мне: «Каждую секунду мы имеем помыслы. Нужно очистить ум от них». Он придавал большое значение мелким помыслам. И был предельно чист внутренне. Он не оставлял свой ум в праздности ни на минуту. Не только не делал чего-то, что могло быть противно Богу, но и не принимал мимолетного помысла, который считал грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

вщавъ къ ней Георгий рече: «что глаголеши, двице, еда разбойници суть на мст семь?» «Ни, господине мой, рече, но змий превеликъ страшенъ гнздс въ семь; нын же бо молю ти с: иди, господи, господи мой, вижю бо добрый твой възрастъ и свтлость и красоту лица и милую т паче душа да не зл мреши, сто сд». И глагола (л.178г) къ ней Георгий: «а ты почто сдиши сд, а не ходиши мста сего?» И глагола къ нему двица: «много ми слово изрещи и сказати о мн, и боюс, когда придеть змий тъ и тебе со мною въсхытить; тмь же молюс, господи, господи, иди, ности, да не скоро пременишис жити». Глагола къ ней пресвтлый онъ ноша: «рци ми бо не бощис, не ступлю бо тебе въ напасти сей, имамъ бо си поборника Владыку иже бесмертенъ сы родомь, насъ длма плотьскымъ смерть вкуси». Трепетна бысть отроковица о словеси семь, рече къ нему: «видиши ли сий градъ великый, винограды и овоща многоплодно бывающе, и богатьствомь кыпщи? Видиши пол гобиньна да масла и ол мно(л.179а)жена, и вскому зелию обилно? Да того ради отець мой не хотшеть ити мста сего, же въ семь змий превеликъ, творй пакость людемъ симъ. Свща же отець мой съ гражаны тми, ко дати имъ дтищь свой по вс дьни въ брашна же нын рдъ до цар, отца и мене же им дъщерь не хот разорити повелни и повел дати м на змию. Но же, господи, все ти повдахе «â äà " хъ, иди скоро, преже даже не придеть змий и въсхытить т, тмь много молю ти с: иди, не изгуби доброты и свтозарнаго лица иди скоро, преже даже не придеть змий, мнози бо него поглощени быша и ктому не быша; нын же скоро присп судъ напрасенъ о мн, тоб же с молю: иде, ноше, да не престанеть (л. 179б) медоточивый твой зыкъ мене ради глаголати, ни роспрашишь красны ности, сождавый зми». В это же время в Диосполисе жил человек по имени Геронт с женой по имени Полифрония, и у них был сын по имени Георгий – дитя благонравное, крещённый своей матерью, наученный в божественной премудрости, крепкий телом и исполненный духовных дарований от Владыки Христа, когда наш Владыка и Господь, желая спасти погибающего и прославить славящего, послал в путь своего отрока Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

   001    002    003    004    005    006   007