Из книги: Свод памятником архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2. Одним из центров старообрядчества в крае было старинное село Золотилово. По воспоминаниям сельчан, устав жизни в старообрядческих семьях был строгим: им запомнились длительные молитвы, читавшиеся нараспев, сотни земных поклонов, которые должны были положить взрослые и дети во время молитвы, скромная обстановка домов, очень строгие посты. Среди старообрядцев было запрещено употреблять какие бы то ни было спиртные напитки и курить. В 1885 г. в Золотилове был возведен старообрядцами молитвенный дом (церкви им строить первоначально вообще запрещалось). Во всей Костромской губернии только золотиловцам удалось добиться разрешения на его открытие. Первым священником в нем стал отец Федор из рода Лакомкиных - старожилов Золотилово. Несмотря на легальное существование молитвенного дома, верующие опасались преследований, молились при закрытых окнах, а у дверей ставили сторожа. Не раз власти отбирали у старообрядцев богослужебные книги, иконы и священнические облачения. Род Лакомкиных дал старообрядческой иерархии двух владык. Один из них - Григорий (в монашестве Геронтий) стал епископом Петроградским и Тверским. Георгий Лакомкин был пострижен в монашество под именем Геннадия и впоследствии стал епископом Донским. Епископы Геронтий и Геннадий не забывали свою Родину. Во многом благодаря их стараниям в Золотилове была построена в 1915 г. каменная церковь с богатым иконостасом. В церкви, по воспоминаниям старожилов, был очень хороший хор. В годы Советской власти церковь была разрушена, старинные иконы разрубали топорами и бросали в костер. Расположена на равнинном рельефе, у проселочной дороги на окраине села. Сложена из кирпича и была побелена. Из-за исчезновения всех пяти куполов и южного притвора утратила первоначальный облик, однако представляет интерес как образец русского стиля. Первоначально композиция церкви строилась на ступенчатом нарастании объемов. Двусветный, квадратный в плане основной четверик возвышался нал более низкими, примыкавшими к трех сторон, прямоугольными притворами и алтарем. Композиция каждого фасада строю симметрична, с ясно выделенной центральной частью. Особенности построения западного и боковых фасадов - с полуциркульным подвышением посредине и тремя окнами верхнего света с более широким в центре повторены в притворах. В нижнем ярусе, по сторонам притворов стены прорезаны узкими, очень высокими окнами. Все проемы имеют арочную форму. Оконные и дверные перемычки первого света дополнены рельефными рустованными обрамлениями , окна второго света в рамочных наличниках. Углы четверика и притворов закреплены широкими столбами. В окнах сохранились решетки, звенья которых имеют рисунок в виде трех концентрических кругов.

http://sobory.ru/article/?object=06032

В 1853 г. в ходе Крымской войны в Добруджу вступили российские войска. При приближении фронта часть казаков-некрасовцев переселилась в глубь Турции, для них 1 янв. 1854 г. архиеп. Славский Аркадий (Дорофеев) и еп. Тульчинский Алимпий (Вепринцев) рукоположили А. во «епископа странствующих христиан, экзарха некрасовского». После окончания войны А. получил в управление Славскую епархию, поскольку архиеп. Аркадий (Дорофеев) был арестован и находился в заключении в России. В нач. 60-х гг. XIX в. А. активно участвовал в спорах об «Окружном послании» , придерживаясь т. зр. его сторонников. Погребен в старообрядческом Успенском муж. мон-ре. Многочисленные письма А. ярко отражают перестройку жизни старообрядческих общин в условиях появления у старообрядцев трехчинной иерархии. Соч.: [Письма]//Переписка раскольнических деятелей: (Мат-лы для истории белокриницкого священства)/Изд. Н. Субботин. М., 1899. Вып. 2. С. 1-264; 1899. Вып. 3. С. 1-34. Лит.: Субботин Н. И. История так называемого австрийского, или белокриницкого, священства. М., 1895. Вып. 1. С. 64-66, 205, 255, 291-294; 1899. Вып. 2. С. 73-74, 81, 388-389, 391, 512; он же. Материалы для истории так называемой австрийской, или Белокриницкой, иерархии. М., 1897. С. 203-208, 312, 314, 315; Вургафт, Ушаков. Старообрядчество. С. 35-36; Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999. С. 316. А. В. Панкратов Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Журавлёв Афанасий Семенович; 2-я пол. XIX – 1933), еп. Пермский и Тобольский старообрядческой Церкви АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель АВРААМИЙ (Венгерский Алексей Иванович; † 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки

http://pravenc.ru/text/76048.html

В мае 1945 г. прот. Иоанн Моржаков получил предложение принять сан епископа. После пострижения в монашество с именем Иосиф он был рукоположен 9 окт. 1945 г. архиеп. Иринархом (Парфёновым) и еп. Геронтием (Лакомкиным) во епископа Кишинёвского. Первоочередной задачей И. считал восстановление связей старообрядцев в Молдавии с единоверцами в России после более чем 20-летнего отсутствия контактов между ними. И. необходимо было наладить епархиальное управление, приходскую жизнь, учредить благочиния, изжить последствия оккупации. В задачи старообрядческого епископа также входили активизация усилий старообрядцев по восстановлению народного хозяйства, включение своей паствы в общественную жизнь страны. Вскоре по решению совета Московской архиепископии к Кишинёвской епархии были присоединены Черновицкая и Одесская области Украины. В сент. 1951 г. И. принял участие в республиканской конференции сторонников мира в Кишинёве, в мае 1952 г.- во Всесоюзной конференции всех Церквей и религиозных объединений в защиту мира в Москве, в апр. 1955 г.- в работе пленума постоянного республиканского Комитета защиты мира в Кишинёве. В 1952 г. И. был назначен помощником старообрядческого архиеп. Московского и всея Руси Флавиана (Слесарева) . После его смерти, 19 февр. 1961 г., И. был возведен в сан архиепископа Московского и всея Руси. В том же году возглавил делегацию старообрядческой Церкви на Всемирном общехрист. конгрессе в защиту мира в Праге (будучи Московским архиепископом, И. ежегодно перечислял часть личных средств в Фонд мира). Деятельность И. по руководству архиепископией мало отличалась от линии, проводившейся его предшественником архиеп. Флавианом. И. стремился поддерживать должный уровень благочиния и благочестия паствы, но вслед. активизации гонений на религ. орг-ции в период управления страной Н. С. Хрущёвым епископ не мог увеличить количество приходов и число священнослужителей. В 60-х гг. XX в. были рукоположены 2 епископа: Никодим (Латышев) - на Кишинёвскую кафедру (8 окт. 1961) и Иоасаф (Карпов) - на Клинцовскую и Новозыбковскую кафедру (16 февр. 1964). Еп. Иоасафу в янв. 1968 г., после ухода на покой еп. Александра (Чунина), решением собора были переданы приходы Волго-Донской епархии. Как и в прошлые годы, архиепископия ежегодно выпускала церковный календарь. И. похоронен на Рогожском кладбище в Москве, на Архиерейских могилах.

http://pravenc.ru/text/578523.html

Проповеди, послания, воззвания. Ржев, 2010. С. 88-92). Была создана двусторонняя комиссия, к-рая рассматривала вопрос об объединении. Со стороны ГЦС в нее вошли Н., архимандриты Никон (Салещанский) и Серафим, миряне Рыбалов и Г. Е. Лысяков, но только последние двое принимали участие в работе комиссии. Со стороны Московской архиепископии в комиссии состояли архиеп. Мелетий (Картушин), епископы Савва (Ананьев) Калужско-Смоленский, Геронтий (Лакомкин), публицист свящ. Владимир Макаров, И. Моржаков (см. Иосиф (Моржаков)), М. И. Бриллиантов, начетчик А. А. Селезнёв. Н. не принял участия ни в одном заседании. Работа свелась к тому, что беглопоповцы задавали вопросы о канонических основаниях присоединения к старообрядцам митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) в 1846 г., другая сторона на них отвечала и выражала сомнения в каноничности действий Н. «до перехода, во время перехода и после перехода» в старообрядчество. К 1928 г. работа комиссии зашла в тупик, в том же году беглопоповцы на соборе в Саратове заявили о прекращении своего в ней участия. Собор Белокриницкой иерархии в 1928 г. по итогам доклада свящ. Владимира Макарова и Селезнёва принял решение о продолжении изучения обстоятельств присоединения Н. и о распространении всех связанных с ним документов. Резко о беглопоповской иерархии высказался белокриницкий писатель и историограф Ф. Е. Мельников ( Мельников. 1999. С. 352). Присоединение Н. к беглопоповцам было первым шагом на пути создания в согласии иерархии. На соборе беглопоповцев 8-11 сент. 1925 г. была учреждена комиссия для приискания епископов в правосл. Церкви, поставленных до 1923 г. (до обновленческого поместного собора), готовых перейти в старообрядчество. Собор постановил «в случае крайней нужды просить владыку поставить себе наместника». 8 янв. 1925 г. в московском храме свт. Николы к беглопоповцам через миропомазание был присоединен правосл. Балахнинский еп. Филипп (Гумилевский). Чин присоединения совершил свящ. Александр Соколов в присутствии Н. Филипп и Н. должны были совершить епископскую хиротонию архим.

http://pravenc.ru/text/2565614.html

334-355 355-356 357-358 ГЕРМАН ФАРХАТ (1670 - 1732), маронитский церковный деятель, один из создателей и идейный вдохновитель ордена ливан. монахов, архиеп. Халебский, ученый-арабист 358-359 ГЕРМАН ФОН ЗАЛЬЦА (ок. 1179 - 1239), 4-й вел. магистр (гроссмейстер) Тевтонского (Немецкого) ордена св. Девы Марии (1209-1239) 359-360 ГЕРМЕНЕВТИКА БИБЛЕЙСКАЯ отрасль церковной библеистики, изучающая принципы и методы толкования текста Свящ. Писания ВЗ и НЗ и исторический процесс формирования его богословских оснований 360-390 390-391 391-393 ГЕРМЕТИЗМ религиозно-философское течение в поздней античности, названное по имени Гермеса Трисмегиста 393-400 400-401 401-402 402-403 403-405 ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 405-411 ГЕРОНТИЙ (XIV в.?), прп. (пам. 1 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 411-412 ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич, 1803 - 1868), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы (Белокриницкой иерархии) 412-413 413-414 ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) 414-415 ГЕРОНТИЙ (Рязанов Григорий Иванович; † после 1674), иером. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, писатель, апологет старообрядчества 415-416 416-417 417-418 ГЕРСОНИД (1288 - 1344), еврейско-франц. философ, талмудист, комментатор Библии, астроном, математик, врач 418-419 ГЕРТРУДА НИВЕЛЬСКАЯ (ок. 626 - 659), аббатиса мон-ря Нивелла, св. (пам. зап. 17 марта и в воскресенье после 28 сент.) 419-420 ГЕРУЛЬФ († ок. 750), мч. в г. Трунхиний, совр. Дронген, Бельгия (пам. зап. 21 сент., 8 окт.- перенесение мощей) 420-421 422-423 421-422 422-423 423-424 424-425 425426 ГЕРЦМАН Евгений Владимирович (род. 22.01.1937), российский музыковед, исследователь античной и визант. музыки

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Архиепископ Иринарх вернулся из эвакуации в 1942 году, а ещё через год возвратился из десятилетнего заключения епископ Геронтий. В 1945 году власти разрешили Старообрядческой архиепископии выпустить церковный календарь. В этом же году епископ Геронтий получил официальное извещение, что сын его, Геннадий Лакомкин, скончался в лагерях (открыто исповедуя христианскую веру, он получил в своё время дополнительный срок – 10 лет без права переписки, то есть расстрел). Количество открывающихся общин после войны всё увеличивалось, в начале 50-х годов их было уже более ста. Однако возникла и новая проблема – не хватало священников. Одни погибли в лагерях и тюрьмах, другие ещё не вернулись из заключения, третьи были рассеяны на различных гражданских работах. К 1948 году в Старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия было уже 5 архиереев. С момента обретения гражданских и вероисповедных свобод в 1905 году на Освященных соборах неоднократно ставился вопрос о создании Старообрядческой Митрополии. Поднят был этот вопрос и в 1956 году, однако власти в последний момент неожиданно отказали (по-видимому, близилась вторая волна религиозных гонений, «хрущёвская»). Так, в 1958 году был закрыт монастырь в Молдавии, существовавший до Второй Мировой войны на территории Румынии. Далеко не все попытки Совета по делам религий и в последующие годы «работать» с Московской Патриархией заканчивались неудачей. Так, при архиепископе Никодиме (Латышеве) нередкими были запрещения в служении активным священникам, Церковь регулярно жертвовала в Фонд мира крупные суммы. Однако паства внутренне не принимала этого направления действий Владыки: во время чтения Посланий архиепископа люди демонстративно разговаривали в храме или покидали его. А община кафедрального собора в Москве даже обсуждала вопрос о лишении Владыки денежного содержания. В тот период значительной фигурой в старообрядческом духовенстве был о. Евгений Бобков, широко известный в «диссидентских кругах» 1970-х годов. За свою деятельность он был выслан из Москвы в Гомель. Загадочная гибель в автокатастрофе в 1984 году этого выдающегося проповедника во многом обескровила едва возрождавшееся движение пастырства. 1044

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20-х гг. ХХ в.), Гурий (Спирин; 1925-1937(?)), Геронтий (Лакомкин ; 1942-1951). В 1916 г. в Костромской губ. было 18 старообрядческих храмов, в т. ч. 1 - в Костроме, 6 - в Костромском у., 2 - в Нерехтском у., 1 - в Буйском у., 2 - в Кинешемском у., 5 - в Варнавинском у., 1 - в Макарьевском у. В результате закрытия храмов и изменений в адм.-территориальном делении в советское время к 1988 г. в К. о. осталось 3 старообрядческих храма. С 1992 г. Кострома является центром Ярославско-Костромской епархии РПСЦ, с 1998 г. кафедральный собор - Спасо-Преображенский храм в Костроме (передан общине в 1987, освящен в 1997). В епархию входят общины и группы старообрядцев в Архангельской, Вологодской, Ивановской, Мурманской областях и в Республике Коми. С 6 марта 2011 г. епархией управляет еп. Викентий (Новожилов). В 2014 г. в К. о. существовало 5 приходов РПСЦ: Спасо-Преображенский кафедральный собор (Кострома), 3 храма в Костромском р-не (в деревнях Стрельниково, Дворищи и в с. Чернопенье) и один в Красносельском р-не (в дер. Дурасово). Епархии принадлежит Улейминский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь (Ярославская обл.), переданный в 1992 г. С апр. 1998 г. выходит ежемесячная газ. «Костромской старообрядец». Вместе с Литературным музеем Костромы последователи РПСЦ ежегодно проводят в Костроме Аввакумовские чтения. На территории К. о. продолжают действовать и отдельные последователи беспоповских согласий, в т. ч. немногочисленные группы филлиповцев и странников. Римско-католическая Церковь Возникновение католич. общины в Костроме связано с появлением в регионе польск. диаспоры, преимущественно из числа бывш. участников восстаний в Польше в XIX в. По данным переписи 1897 г., число жителей Костромской губ., считавших своим родным языком польский, составило 703 чел., из них 661 придерживался римско-католич. вероисповедания. В 70-х гг. XIX в. во владение общины перешла усадьба на ул. Ивановской, где был открыт костел во имя Пресв. Девы Марии. В числе настоятелей костромского римско-католич.

http://pravenc.ru/text/2458875.html

313 ...благодарность за закон об общинах 1906 г. – 17 октября г. был издан высочайший указ о порядке преобразования и действия старообрядческих общин. Согласно указу старообрядцам предоставлялось право свободного исповедания веры и совершения богослужений, разрешалось образовывать общины как самоуправляющиеся единицы с правом юридического лица. В ответ на издания законов 1905 и 1906 гг., предоставлявших впервые в истории России права и свободы старообрядцам, последовали многочисленные депутации к разным лицам, начиная с императора, для выражения благодарности. 314 ...всероссийский съезд... – VIII Всероссийский съезд старообрядцев белокриницкой иерархии проходил в Нижнем Новгороде 2–4 августа 1907 г. Одним из решений съезда было намерение преподнести благодарственный адрес директору департамента общих дел А.Д. Арбузову. 316 Александр (Алексей Прокопьевич Богатенко; ум. ок. 1928), епископ Рязанский и Егорьевский; рукоположен в диаконы не позднее 1889 г., до поставления в епископы жил в Москве и был секретарем архиеп. Иоанна (Картушина), в 1907 г. хиротонисан в епископа Рязанского, в 1915 г. избран Местоблюстителем московской архиепископии, с 1920 г. управлял Московской епархией несколько лет. 317 ...выпущена отдельная книжка... – См.: Собрание статей по делу епископа Михаила Канадского. М., 1914. Книга, как указано на титульном листе, – издание редакции журнала «Старообрядческий пастырь», выпущена по благословению старообрядческого митрополита Московского Иоанна и составлена священником Г.М. Карабиновичем, который написал предисловие («Отцам ибратьям», с. 3–10) и ряд статей («Хитросплетения бывшего профессора», с. 77–87; «Где же правда?», с. 87–119). 318 Геронтий (Григорий Иванович Лакомкин; 1872–1951), епископ Петроградский (с 1924 г. Ленинградский) и Тверской, затем Ярославский и Костромской; знаток и ревнитель знаменного пения, основал певческую школу в с. Стрельниково (Костромская губ.); с 1906 г. священник, в 1908 г. овдовел. На Освященном соборе в 1911 г. избран епископом; в 1933 г. арестован по постановлению коллегии ОГПУ Ленинградской обл. и приговорен к 10 годам лишения свободы; с 1942 г. и до кончины управлял Ярославско-Костромской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

491 АРК, безусловно. была заинтересована в углублении всякого рода расколов в евангельско-баптистском движении, поэтому Комиссия в течение некоторого времени поддерживала так называемое модернистское течение в российском баптизме. См. также протокол 107, п. 1. 492 Константинопольский Патриарх Василий 1, рассчитывая на поддержку советского, правительства, был готов оказать содействие обновленцам, однако в этот период власть уже не нуждалась в укреплении авторитета обновленчества (см.: Митрофан ( Шкурин), игум. Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922–1929 гг.: По материалам Антирелигиозной комиссии//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 168). 493 Народный комиссариат почт и телеграфов СССР (Наркомпочтель) – орган государственного управления СССР, координирующий работу различных видов связи. 494 Создание в Сибири поселения-коммуны евангельских христиан (город Евангельск: «город Солнца») было одной из идей И. С. Проханопа, поначалу вполне благосклонно встреченной АРК и ОГПУ. Несмотря на то что ходатайство о выделении земли евангельским христианам как религиозной организации было отклонено, это не исключало возможности получить такое разрешение, обратившись в частном порядке. Холатайству предшествовала проведенная в августе-сентябре 1927 г. с разрешения Наркомата земледелия экспедиция в Сибирь под руководством И. С. Проханова и инженера Шоп-Мишича, которая выбрала место для постройки города в районе слияния рек Бии и Катуни (подробнее об этом см.: Савин А. И. «Город солнца»: К истории одной религиозной утопии в Советской России//Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2009. Т. 8. Вып. 1. С. 45–49). 498 Очевидно, речь о богословских пастырских курсах, организованных в 1925–1926 гг старообрядческим епископом Геронтием (Лакомкиным). 499 Речь идет о сильном землетрясении на Крымском полуострове. произошедшем в ночь на 12 сентября 1927 г. и повлекшем за собой огромные разрушения. 500 В частности, эго решение послужило поводом к разгрому Красноворотской общины евангельских христиан, которая состояла из 400 членов и проводила богослужения в четырех районах Москвы. 1 февраля 1928 г. все эти помешения были закрыты, а 8 членов церкви арестованы (см.: Вестник истины. Духовно-назидательный журнал Международного союза церквей ЕХБ. 2008. 6. С. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

еп. Рафаил был расстрелян (в 2001 канонизирован на Освященном соборе РПСЦ). Последний противоокружнический епископ - Петр (Глазов) Богородский - умер не позднее 1950 г., выразив, по свидетельству его брата прот. Онисифора Глазова, намерение примириться вслед за ним с Московской архиепископией. На этом основании Московский архиеп. Иринарх (Парфёнов) и еп. Геронтий (Лакомкин) благословили совершить заочное отпевание еп. Петра ( Иринарх (Парфёнов), архиеп. Письмо прот. Онисифору Глазову от 20 мая 1951 г.//Во время оно... 2006. Вып. 3. С. 208). Лишившись епископата, неокружническое движение исчерпало себя, большая часть противоокружнических священников в послевоенные годы присоединилась к Московской архиепископии. Неокружники в Гуслице и близлежащих районах сохраняли домашнюю богослужебную практику до 80-х гг. XX в. Изд.: Окружное послание единые, святые, соборные, апостольские, древле-православно-кафолические церкве. Яссы, 1864. Коломыя, 1876 (с приложениями); Попов Н. И. «Окружное послание» старообрядцев поповщинского согласия. М., 1865; Окружное послание, составленное И. Г. Ксеносом и изданное старообрядческими епископами 24 февр. 1862 г., с прил. Устава и Омышления, сост. тем же автором/Изд., предисл., примеч.: Н. И. Субботин. М., 1885; Окружное послание старообрядческих епископов, изд. 24 февр. 1862 г. М., 1911 (обл. 1912); Кабанов И. Г. Окружное послание единыя, святыя, соборныя, апостольския Древле-православно-кафолическия Церкве// Арсений (Швецов), еп. Собр. соч. М.; Ржев, 2013. Т. 3. С. 313-329. Ист.: Субботин Н. И. Современные движения в расколе//РВ. 1863. Т. 45. 5. С. 385-397; Т. 46. 7. С. 401-436; Т. 48. 11. С. 455-477; 12. С. 869-878; 1864. Т. 49. 2. С. 761-776; Т. 50. 3. С. 401-413; 1865. Т. 55. 2. С. 333-373; Т. 56. 3. С. 331-400; Бриллиантов М. И. Шувойская беседа и мат-лы для истории раздора именуемых неокружников. М., 1903; Гусляков Ф. Открытое письмо священноиноку Игнатию Зуевскому (иовиту)//Слово правды: Старообрядч. газ. М., 1907. 18, 1 марта. С. 2-3; 19, 4 апр.

http://pravenc.ru/text/2578255.html

   001    002    003   004     005    006    007