Помимо основного повествования – рассказа о владыке, автор знакомит нас со множеством других исторических деятелей старообрядчества – таких, как епископы Арсений (Швецов), Иннокентий (Усов), брат владыки Геронтия епископ Геннадий. Рассказывается в книге об архиепископе Иринархе (Парфеньеве), о судовладельце, благотворителе и знаменитом старообрядческом деятеле Дмитрии Васильевиче Сироткине и прочих колоритных персонажах эпохи. Далеко не все из них являются староверами, встречаются и сторонники новых обрядов, и даже представители богоборческого режима. Повествует Н.А. и о непростых взаимоотношениях не только старообрядческой церкви с новообрядческой, но и с государственной властью – как во времена Российской Империи, так и во времена СССР. Оценивая последствия церковного разделения глазами староверов, автор старается избегать односторонности, выделяя не только плохое, но и хорошее, подчеркивая тем самым, а нередко и прямо заявляя, о трагизме происходящего (см. стр. 43, 54, 167–168). Так, указывая на «самоубийственное» финансирование Д.В. Сироткиным большевиков, Н.А. не выставляет этого знаменитого старообрядца злодеем, воздерживаясь от крайних суждений и подчеркивая влияние духа времени, который наложил свой отпечаток на всех (стр. 54). Наиболее ярко трагедия расколовшейся Русской Церкви и разделившегося русского народа обозначена историком следующими словами: «Пока старообрядческие начётчики и епархиальные миссионеры обменивались “любезностями” и обзывали друг друга “лжепопами”, всё большую силу набирала другая воинствующая секта. Её будущий вождь – молодой человек с заметной залысиной и картавым голосом – неоднократно приезжал в конце XIX в. в Нижний Новгород и наставлял своих единоверцев» (стр. 43). Автор описывает такие моменты из жизни владыки Геронтия, когда Помощь Божия приходила к нему не только от единоверцев, но и через священнослужителей «господствующей церкви» (см. стр. 23, 28), рассказывает о его «дружестве» с полковым священником (см. стр. 28). Интересна переданная Н.А. оценка старообрядцами «священника Платона Федоровича Кроткова», племянником которого является священномученик Никодим (Кротков). Сообщает автор и о посещении будущего старообрядческого святителя будущим новообрядческим мучеником проф. Юрием Петровичем Новицким, об их беседе, в том числе и – слова епископа Геронтия – о «примирении их церкви с нашей» (стр. 163–164). Немало в рассматриваемом исследовании и других любопытных эпизодов, наблюдений и обобщений, пересказывать которые нет необходимости.

http://bogoslov.ru/article/4670891

Летом 1917 г. вместе с епископами Геронтием (Лакомкиным) , Геннадием (Лакомкиным) и Александром (Богатенковым) подписал ответ на обращение совета Всероссийских съездов единоверцев (см. Единоверие ). Обращение, в к-ром содержался призыв к примирению и объединению, было передано старообрядцам 31 мая 1917 г. (в период работы старообрядческого Освященного собора) епископами Андреем (Ухтомским) , Иосифом (Петровых) , прот. Симеоном Шлеёвым (см. Симон (Шлеёв) , сщмч.) и др. В ответе старообрядческих епископов говорилось: «Прежде чем приглашать к единению, необходимо, чтобы последователи реформ патриарха Никона при участии восточных патриархов соборне отвергли и осудили безрассудные клятвы и злохуления, произнесенные на святоотеческие предания и обычаи и на православных христиан, содержащих оные; обязаны раскаяться и испросить прощение как за эти клятвы и злохуления, так и за все бесчеловечные мучения и гонения, каким подвергали они и их предки держателей святоотеческих преданий» (Слово Церкви. М., 1917. 36. С. 609-610). В «Открытом письме к старообрядческим епископам Белокриницкой иерархии» еп. Андрей (Ухтомский) обвинил старообрядческих архиереев в нежелании вести диалог (Заволжский летописец. Уфа, 1917. 22. С. 631-637; то же: Слово Церкви. 1917. 45/47. С. 743-744). В 1918 г. М. разослал по приходам архипастырское послание в связи с публикацией 20 янв. декрета Совета народных комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». В послании среди прочего говорилось: «Осквернение исторических святынь, храмов и проч. священных предметов стало почти обычным явлением. Люди, получившие, по их мнению, свободу, употребляют ее во зло... Это декрет не о свободе совести, а сатанинское издевательство над верующей душой русского народа... Мы должны защищать веру Божию и св. Церковь, отстаивая ее вплоть до страданий, если бы которые и пришлось нам терпеть» (Голос Церкви. М., 1918. 2. С. 49-54). Со 2-й пол. 1918 по дек. 1922 г. М. находился в Донской епархии, территория которой до весны 1920 г.

http://pravenc.ru/text/2562838.html

В октябре 1919 года Ржевских старообрядцев коснулись первые репрессии: 14 октября – настоятель храма о. Игнатий был арестован вместе со всей семьей и некоторыми активными прихожанами. Начиналась всенародная борьба с «религиозным мракобесием». Впервые прихожане испытали страх и неуверенность за будущее прихода, но богослужения в храме не прекращались. В мае 1920 г. на должность настоятеля храма определили о. Андрея Попова, переведенного сюда с Нижегородской земли. Под его руководством приходская жизнь стала налаживаться: снова возобновилась воскресная школа, укрепился церковный хор, в приходе стало появляться больше молодежи. Было организовано Братство во имя протопопа Аввакума, члены которого по воскресеньям проводили многолюдные лекции на актуальные христианские темы. Приход часто посещал епископ Геронтий (Лакомкин), возведенный на Петербургско-Тверскую кафедру в 1911 году. Он совершал торжественные богослужения в старообрядческих храмах, а его удивительные проповеди, и до сих пор вспоминают пожилые прихожане. В 1921 году епископ Геронтий поставил в Покровский храм диакона Иоанна Лоскутова из Петербурга, он стал правой рукой и помощником о. Андрея. Но вот в апреле 1929 г. о. Андрей Попов, диакон Иоанн Лоскутов, регент хора Валентина Цыбина и некоторые члены церковного совета подвергаются неожиданному аресту. Всех арестованных несколько месяцев содержат в одиночных камерах и водят на допросы, а через полгода суд выносит решение о признании их виновными; так за свое церковное усердие о. Андрей, диакон Иоанн и другие христиане были направлены в сталинские лагеря. Храм снова оказывается обезглавлен. В это же время по распоряжению ржевских властей с колокольни Покровского храма сбрасывают наземь колокола. Епископ Геронтий принимает решение о назначении в Ржев другого священника - о. Иоанна Щербакова (с Украины), и добивается разрешения властей. Этот пожилой батюшка служил в Покровском храме почти десять лет. В 1940 г. о. Андрей освобождается из ссылки и возвращается в Ржев. Вместе с бывшим клириком Свято-Троицкого храма диаконом Феодотом Тихомировым они совершают богослужения в Покровском храме.

http://sobory.ru/article/?object=06217

XX в.): «Ответы старообрядца И. Г. Даленкина на вопросы местных единоверцев» (1996. Вып. 5. С. 33-50), посвященные спорам о чиноприеме духовных лиц, «приходящих от ереси»; «Публичное собеседование архимандрита Михаила с синодальным миссионером К. Крючковым» (Там же. С. 57-87; перепечатка стенографического отчета из ж. «Церковь» за 1908 г.), фрагмент рукописи «О Никольском старообрядческом монастыре и противостарообрядческом миссионере Исидоре Колоколове» (1996. Вып. 6. С. 58-67), изданная в 1910 г. брошюра «О крещении еретиков» - собеседование Д. С. Варакина с беспоповцем Л. Ф. Пичугиным (Там же. С. 68-136), старообрядческая антитабачная поэма «Лишился мир духовного ума...» с предисловием Л. Игошева (2000. Вып. 13. С. 50-63). Соч. старообрядческого автора из Сибири А. Г. Мурачёва «Пример ко лжедуховномудренникам» (1997. Вып. 8. С. 95-106), написанное в жанре памфлета, является частью длительной полемики между 2 течениями внутри часовенного согласия - «чувственниками» и «духовно понимающими». Большое значение для изучения истории старообрядчества в ХХ в. имеют опубликованные в «Д. о.» воспоминания Г. Мариничевой (1995. Вып. 4. С. 2-8), а также «Воспоминания» старообрядческого еп. Геронтия (Лакомкина) (1997. Вып. 8. С. 38-94), изданные в серии, посвященной старообрядческим архиереям, наряду с материалами о епископах Арсении (Швецове) (1997. Вып. 7. С. 81-100), Геннадии (Беляеве) (1995. Вып. 3. С. 48-61), митр. Иннокентии (Усове) (2000. Вып. 14. С. 39-42). В журнале публикуются статьи современных историков старообрядчества и краеведов Д. Урушева («Ветковский патерик» - 1999. Вып. 11. С. 29-46, «Правило вере» - 2000. Вып. 14. С. 43-64, «Епископ Павел: «Богу молясь, благословляю»» - 2001. Вып. 15. С. 99-103), С. С. Михайлова («Покровский храм и его настоятель» - 1998. Вып. 10. С. 61-82, «Моленные Московского уезда» - 2000. Вып. 13. С. 92-108), В. В. Боченкова («Священномученики и исповедники Русской православной старообрядческой церкви, пострадавшие в 1929-1938 гг.» - 1997.

http://pravenc.ru/text/180667.html

  Когда задумывалось создание 20-томной книжной серии «Библиотека литературы Древней Руси», редколлегией нового издания для заключительного тома этой серии было сформулировано понятие «древнерусская литература после Древней Руси», предполагавшее охватить тот комплекс литературных памятников, создававшихся с XVIII века вплоть до наших дней, который продолжал сохранять в большей или меньшей степени господствующий дух древнерусской литературы и приверженность ее жанрам. Что такое господствующий дух древнерусской литературы? Это ощущение постоянного Божьего присутствия, запечатленное во всех без исключения ее памятниках. Когда этот дух воплощается в сочинениях Новейшего времени, при сохранении ими связей с древнерусскими мотивами, сюжетами и жанрами, с традициями ее поэтики, тогда мы видим перед собой произведения словесности, которые можно охарактеризовать названным понятием. Таковы жития русских подвижников, создававшиеся в XVIII–XIX веках, таково Духовное завещание старообрядческого епископа Геронтия (Лакомкина), написанное в 1951 году, такова Служба всем святым, в России просиявшим, составленная во время работы Московского поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов профессором С.-Петербургского (Петроградского) университета Борисом Александровичем Тураевым и епископом Афанасием (Сахаровым) , таковы многие другие произведения словесности. Большинство таких творений находится вне главенствующей линии развития русской литературы XVII–XX веков, как она сложилась со времен реформ Петра I, что объясняется той культурной ситуацией, которая установилась в России к началу XVIII века. В свое время Владимир Павлович Рябушинский – представитель известной старообрядческой династии промышленников, закончивший жизнь в эмиграции бессменным главой общества «Икона» при Сергиевском институте в Париже, в работе 1936 года «Старообрядчество и русское религиозное чувство» так охарактеризовал последствия резкого реформирования русской культуры, которое было начато в середине XVII века патриархом Никоном и с новой силой продолжено на рубеже XVII–XVIII веков Петром I: эти реформы «раскололи русских на два народа, каждый со своей культурой, – на мужика и на барина».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

была занята войсками А. И. Деникина. В этот период обязанности Московского архиепископа исполнял еп. Александр (Богатенков). Освященный собор, прошедший в мае 1922 г., постановил возвести последнего в сан архиепископа, если М. не вернется. В конце года М. приехал в Москву. В 1923 г. М. вместе с С.-Петербургским и Тверским еп. Геронтием (Лакомкиным) выпустил «Архипастырское послание» с призывом к своей пастве быть лояльной по отношению к советской власти. В 1925 г. возобновилось проведение Освященных соборов на Рогожском кладбище, М. был постоянным их председателем, возглавлял Совет при архиепископе. В 20-х гг. XX в. при деятельном участии М. сохранялись старообрядческие епархии, поддерживалось функционирование приходов. Решения соборов были направлены на противодействие идеологии безбожия, кадровое укрепление старообрядчества (организация пастырских курсов, выборы и рукоположение епископов и др.), укрепление благочиния, совершенствование церковного пения. В 1932 г. в связи с уголовным делом, возбужденным против ряда московских старообрядцев, в квартире М. был проведен обыск, архиепископ не пострадал. М. похоронен на Архиерейских могилах на Рогожском кладбище. Соч.: Сочинения. М.; Ржев, 2010. Ист.: Наречение и хиротония священноинока Мелетия в еп. Саратовского//Церковь. М., 1908. 51/52. С. 1717-1719; Наука и старообрядчество//Утро России. 1909. 19 дек. С. 6-7; [Быстров С. И.] Преосв. Мелетий, еп. Саратовско-Астраханский//Церковь. 1911. 34. С. 822-825; он же. По Востоку: Путешествие старообр. епископов. М., 1916; Постановления Освященных Соборов старообр. епископов 1898-1912 гг. М., 1913. С. 43, 112, 114; Калягин А. К вопросу о заместителе вдовствующей Московской святительской кафедры старообрядцев Белокриницкой иерархии//Старообр. мысль. 1915. 8. С. 710-717; Александр (Богатенков), еп. Дневник путешествия в Палестину. М., 1916; Беседа московского окружнического архиерея Мелетия с неокружническим Мефодием//Братское слово. М., 1916. 21/22. С. 621-625; У австрийцев//Щит веры.

http://pravenc.ru/text/2562838.html

Г. к. называли сколком с московского Рогожского кладбища . Служившие на Г. к. священники, как правило, приезжали из Гуслицы. Одним из первых был Ермил Ершов, поставленный Московским старообрядческим архиеп. Антонием (Шутовым) в кон. 50-х гг. XIX в. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. на Г. к. служили старообрядческие священники Фома Шитиков, Феодот Ерофеев, Иоанн Цылёв, Василий Космачёв, Симеон Новотоцков, диак. Иоанн Кабанов. Несмотря на разделение с неокружниками , устроившими моленную сначала на Ямской ул. (ныне ул. Достоевского), затем на Лиговской ул. (с 1892 - проспект) и, наконец, в 1916 г. в Чубаровом пер. (ныне Транспортный пер., 5), всех поповцев в С.-Петербурге хоронили на Г. к. Здесь, в частности, был похоронен А. М. Малеичев, казак-старообрядец из охраны имп. Александра II Николаевича , закрывший собой монарха при первом взрыве 1 марта 1881 г., смертельным для императора стал взрыв 2-й бомбы (могила казака не сохр.). 15 дек. 1905 г. при кладбище на Забалканском (ныне Московском) просп. была освящена богадельня им. цесаревича Николая Александровича, строившаяся в 1892-1899 гг. по проекту П. И. Гилёва (по др. сведениям, К. К. Циглера) на средства (250 тыс. р.), завещанные Чубыкиным († 1882) (по его имени богадельня называлась чубыкинской). Причт Г. к. служил также в домовом при богадельне храме в честь свт. Петра, митр. Киевского, освященном в нояб. 1905 г. Храм был великолепно украшен: иконостас для него резал К. Штейнгольц, иконы писали Н. М. Сазонов, В. Е. Кондратьев, М. М. Тюлин. При храме действовало Петропавловское братство, открывшее начальную школу. 19 февр. 1907 г. старообрядческая община Г. к. была зарегистрирована. В 1911-1913 гг. здесь проходили съезды старообрядческой Петроградско-Тверской епархии: 28-29 июля 1911 г., 29-31 мая 1912 г., 11-12 июня 1913 г. В нояб. 1912 г. на Г. к. началось возведение Покровского собора в неорус. стиле по проекту московского архитектора-старообрядца Н. Г. Мартьянова. В 1914 г. еп. Геронтий (Лакомкин) освятил придел во имя ап. Иакова под шатровой колокольней, сооруженной на средства Н. Я. Головина, пожертвовавшего также 9 колоколов. 4 янв. 1915 г. на Г. к. состоялось освящение величественного 5-купольного на 2 тыс. прихожан кафедрального собора старообрядческой Петроградско-Тверской епархии (образована 21 авг. 1901). В собор были перенесены иконы из Успенской ц., к-рую стали использовать для панихид и в зимнее время. 5-ярусный иконостас собора был выполнен резчиками с Рогожского кладбища на средства петроградца К. Г. Некрасова. Боковые приделы и нижний храм собора не были освящены. При соборе в 1914 г. образовалось благотворительное об-во.

http://pravenc.ru/text/168173.html

Ганецкий Я. С. – советский партийный и государственный деятель. Гебхардт И. Ф. – секретарь ЦБ немецкой секции ЦК ВКП (6). Геворк V (Суренян) – католикос армян. Геккер Ю, Ф. – американский и российский философ, деятель обновленчества. Гельман С.Л. – секретарь Польского бюро ЦКРКП (6). Георгий (Ярошевский Г. Г.) – митрополит. Герман – обер-секретарь Вселенского патриарха, митрополит. Герман (Стринопулос) – митрополит. Герман Э. – представитель Папы Римского Пия XI. Гермоген (Долганев Г.Е.) – епископ. Геронтий (Лакомкин Г.И.) – старообрядческий епископ. Гизматуллин А. Т. – башкирский советский государственный деятель. Гилл Э. – американский баптист. Глаголен – баптист. Головина Н. А. – революционерка-народница, член Всесоюзного общества политкаторжан. Гончарская С. С. – советский партийный деятель. Горький (Пешков) А. М. – русский, советский писатель. Градов – сотрудник редакции газеты и журнала «Безбожник». Григорий VII – Константинопольский (Вселенский) патриарх. Григорий Просветитель – святой, просветитель Армении. Григорий (Яшковский Г. И.) – архиепископ, один из инициаторов «григорианского» раскола. Гурев Г. А. – антирелигиозный автор, сотрудник редакции газеты и журнала «Безбожник». Гурий (Степанов А. И.) – архиепископ. Гурьев В. П. – протоиерей, духовный писатель. Турьев П. В. – церковный деятель. Гусев С. И. – советский партийный деятель. Даровский Л. – польский министр. Дерибас Т.Д. – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД Дзержинская С. С. – советский партийный деятель. Дзержинский Ф. Э. – советский госуларственный деятель, предселатель ВЧК–ОГПУ. Дик – меннонит. Диманштейн С. М. – сонетский партийный и государственный деятель. Динмухаметов Г. А. – татарский советский партийный и государственный деятель. Дионисий (Валелинский К. Н) – митрополит. Добров С. – обновленческий «протодиакон». Дрейер – пастор. Дрожжин – антирелигиозный автор. Дронин – член Особой коллегии высшего, контроля по земельным спорам при Президиуме ВЦИК. Дьяков Т. М. – сотрудник ОГПУ. Дэвидсон Р. – архиепископ Кентерберийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После революции храм каким-то чудом избежал закрытия, что, в частности, позволило во всей чистоте, например, сохранить традиции церковного пения. Так, в 1985 г., по приглашению Союза композиторов РСФСР, группа певчих хора из Стрельникова посетила Москву,где дала ряд выступлений. Тогда же во Всесоюзной фирме " Мелодия " состоялась запись пения хора, а в 1988 г. в год 1000-летия крещения Руси, вышла в свет пластинка с записями Стрельниковского хора. По материалам: Н.А. Зонтиков " Храмы Костромского района " ; Н. Кучин " Костромской край: города и веси " , стр. 280; " Памятники архитектуры Костромской области " , выпуск 2, стр. 90-92. Впервые деревня Стрельниково близ Костромы упоминается в 1585 г., когда царь Федор Иванович пожаловал ее Ипатиевскому монастырю, в чьем владении она находилась вплоть до 1764 г. Со времен церковного раскола в XVII в. большинство жителей деревни являлись старообрядцами. В 1885 г. в Стрельникове на средства крестьянина Федора Васильевича Мухина и на его земле было – за одну ночь – построено срубленное вне деревни большое здание моленной, но вплоть до конца XIX в. власти запрещали местным жителям в ней молиться. В 1906-1912 гг. в Стрельникове служил священник Григорий Лакомкин (1872-1951 гг.), будущий известный еп. Геронтий. Под его руководством здание моленной было перестроено в церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которую 19 ноября 1907 г. освятил еп. Нижегородский и Костромской Иннокентий (Усов). После пожара в 1910 г., в ходе которого церковь сильно пострадала, ее внешний облик сильно изменился: снаружи церковные стены оштукатурили, одну венчающую главу сменило традиционное пятиглавие, а к основному зданию пристроили придел во имя св. прор. Илии. В 1908 г. при церкви открылось четырехгодичное училище, большое внимание в котором уделялось обучению старинному крюковому пению. После революции храм каким-то чудом избежал закрытия, что, в частности, позволило во всей чистоте сохранить традиции церковного пения. http://kostromka.ru/zontikov/churchland/1.php

http://sobory.ru/article/?object=03085

В 1940 г., между Пасхой и Пятидесятницей, Калужско-Смоленским еп. Савой (Ананьевым) И. был возведен в сан архиепископа Московского и всея Руси. «Я занял осиротевший первосвятительский престол не по своему желанию,- писал впосл. И.- Меня этот пост очень смущал, я трепетал душой принять такую великую ответственность. Я не искал его, но был найден, потому что в то время я был только один единственный епископ. Второй епископ, Сава Калужский, был болен» ( Мариничева. 1995. С. 32). Вскоре после начала Великой Отечественной войны И. обратился к пастве с архипастырским посланием, в к-ром призвал старообрядцев к борьбе против фашистской агрессии. 14 окт. 1941 г. И. был эвакуирован в Ульяновск, 7 апр. 1942 г. вернулся в Москву. В годы войны старообрядческая архиепископия собрала и передала на оборону страны ок. 1 млн р. В военные и послевоенные годы деятельность И. была посвящена укреплению церковного управления (в 1945-1948 были хиротонисаны 3 епископа), восстановлению закрытых прежде приходов, поставлению священнослужителей (в 1942-1947 на разные приходы было назначено ок. 50 новых священников и диаконов, удалось добиться воссоединения нескольких противоокружнических приходов (см. «Окружное послание»)), а также проповеди. Вместе с еп. Геронтием (Лакомкиным) И. написал множество поучений о поддержании благочиния в храмах и в домах, об уставном чтении молитв, как в церкви, так и дома. И.- автор писем-проповедей, «Автобиографических заметок». Архиепископ похоронен на Рогожском кладбище в Москве, на Архиерейских могилах. Соч.: Автобиографические заметки//Старообрядчество: История, культура, современность. М., 1995. Вып. 4. С. 33-39; «Смерть не разлучает нас от любви Христовой»: Письма архиеп. Иринарха//Во время оно. 2005. Вып. 2. С. 135-175; «Все мы на земле временные гости, ибо отечество наше в небесах»//Там же. 2006. Вып. 3. С. 173-208; «Сердце русского человека - великий светильник»: Антифашистские послания Архиепископии (1941-1945 гг.)//Там же. С. 21-48 (часть посланий написана И. совм. с еп. Геронтием); Переписка с иноком Ипполитом (Мартиновым)//Там же. С. 82-86; Приветственное слово еп. Геронтию по случаю 45-летия служения во священном сане//Там же. С. 160-168; Надгробное слово... на погребение преосвященнейшего еп. Геронтия, 11 июня 1951 г.//Там же. С. 168-172.

http://pravenc.ru/text/673975.html

   001    002   003     004    005    006    007