Показания Ю. П. Новицкого на Петроградском процессе 1922 г. (Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, д. П–89305, т. 5, л. 390). Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория). Там же; В Петрограде на 1922 г. насчитывалось 236 приходов, а с домовыми – более 300 (Архивы Кремля. Кн. 2. Политбюро и церковь. 1922–1925 гг. М.; Новосибирск, 1998. С. 298). Устав Общества православных приходов Петрограда и его губернии (Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, д. П–89305, т. 5, л. 554). Там же, л. 385. Там же, л. 391. Показания Ю. П. Новицкого на Петроградском процессе 1922 г. (Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, д. П–89305, т. 5, л. 391 об.) Чуков Н. К., прот.Дневник. Тетради 16–17. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория). Чуков Н. К., прот.Дневник. Тетрадь 15. Фрагмент. Рукопись (Там же). Там же. Чуков Н. К., прот.Тетрадь 16. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Православный церковный календарь на 1921 г. Пг., 1921. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 17. Фрагмент. Рукопись (Там же). Геронтий (Лакомкин; 1872 – 1951 гг.), епископ Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию) , епископ Костромской и Ярославский ; в 1921 г. епископ Петроградский и Тихвинский. Чуков Н. К., прот. Тетрадь 17. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Там же. Чельцов М. П., прот. Воспоминания «смертника» о пережитом. М., 1995. С. 74. Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, д. П–89305, т. 5, л. 390. ГА РФ, ф. 550, оп. 1, 152, л. 3–4. Типографская листовка. Александрова-Чукова Л. К.Петроградский процесс 1922 г.//Православная энциклопедия. Т. 56. М., 2019. С. 273–278. Чуков Н. К., прот.Богословские школы в Ленинграде... Л. 13. Григорий (Чуков), митр. Речь на открытии Ленинградской духовной академии и семинарии. Торжество открытия Ленинградской духовной академии и семинарии//Журнал Московской Патриархии. 1946. 10. С. 9–10.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

К иноческим учреждениям на Афоне относятся также келии. Келия представляет небольшой монастырек, расположенный на земле одного из главных афонских монастырей или на территории святогорского городка Карей, уступленной по особому условию (μολογα) живущему в келии братству. Обыкновенно во главе келии находится геронт-старец, на имя которого написана омология и который признается законным владельцем келии, ответственным перед монастырем за точное и правильное исполнение договорного условия. От него монастырь получает определенную денежную плату за келию и правительственный сбор по числу живущего в ней братства, к нему же обращается и афонский кинот всякий раз, как возникают вопросы и дела, касающиеся всех святогорских монахов. Геронт является и настоятелем келии, руководителем в нравственной жизни и духовным отцом живущего в ней братства. Каждый геронт имеет и свою синодию, то есть учеников и последователей, в числе двух. Эти два члена синодии обыкновенно вносятся и в монастырскую омологию с обязательной припиской, что в случае смерти геронта права собственности на келию переходят к старшему его ученику, который и становится во главе братства, с достоинством геронта; младший член синодии делается ближайшим помощником геронта, а на его место избирается новый брат, имя которого также вносится в новую редакцию омологии. Таким образом, по установившемуся издавна на Афоне обычаю, каждая келия должна иметь налицо трехчленную синодию, с правом преемственной передачи келии из поколения в поколение, при условии известного денежнего взноса (обыкновенно – одной трети стоимости келии) в пользу монастыря. Но в последнее время вследствие большого стечения на Афоне любителей иноческого любомудрия в келиотской практике произошла перемена. Монастыри уступают принадлежащие им келии во владение только трех лиц, без права внесения в омологию новых членов синодии и без права преемственного перехода келии от старца к его ученикам. Отсюда происходит, что в момент смерти последнего старца у него не оказывается законных наследников, и келия переходит в собственность монастыря, на земле коего она находится. А с другой стороны, при возобновлении омологий в случае смерти одного из членов синодии и вступления в ее состав нового брата монастыри стали теперь представлять различные затруднения с целью ускорить возвращение келии во владение монастыря. Не говорим уже о том, что стоимость келии возросла в высшей степени и считается ныне в десятках тысяч рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

С некоторого времени в Синоде великой церкви замечается глубокое несогласие, предрекающее ей новые затруднения. Геронты (постоянные члены Синода и финансов эфоры епархиальных архиереев) негодуют на Его Святейшество за его самоуправство. Главною причиною избрания патриарха Иоакима на вселенский престол было убеждение геронт, что он, ревностный дотоле приверженец системы геронтизма, будет находиться под их полным влиянием. Но 8-ми месячное правление его показало, что он с геронтами и с Синодом советуется только о предметах незначительных (относящихся по большей части к его собственной епархии); важнейшие же (напр. назначение архиереев) решает сам один. Недели две назад тому в полном присутствии Синода на него сделано было со стороны геронт сильное нападение. В ответ на это он изъявил желание, чтобы правительство поскорее утвердило положение народного собрания о высылке геронт на епархии. Некоторые из сих последних наговорили ему за это дерзостей и, озлобленные, оставили заседание. Мысль их клонится к выбору нового патриарха; при чем снова взоры всех обращаются к Анфиму (что из Ефеса), бывшему уже два раза патриархом, и теперь проживающему на св. горе. В армянской церкви Константинополя происходит еще большее смятение, поводом к коему послужило назначение иерусалимского армянского архиепископа. Большинство народа требует низложения нынешнего патриарха Серкиса. Недавно рукоположен митрополит в Хален (бывший третий иеродиакон патриарший). Епархия его состоит из 150 человек. Великая церковь из своих средств будет давать ему содержание. Новый владыка обрекает себя на великий подвиг. Кроме жестокого фанатизма мусульманского ему предлежит борьба с 7,000 окатоличенных жителей города. Многократно обращались здесь ко мне с просьбою ходатайствовать пред Вашим Высокопреосвященством о присылке к здешнему храму Живоносного Источника (Балукли) колокола. По значительному расстоянию церкви от города, желается колокол с звучным голосом. Не сыщется ли в христолюбивой столице русской кто нибудь, одушевленный теплым чувством сострадания к Царьграду. С разрешением христианским храмам в пределах Турции иметь звон, желательно, чтобы Россия как можно щедрее делилась с униженною церковию Востока своим, столько любимым ею, духовным утешением, гласнее всякого другого средства возвещающим в слух неверных торжество святой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

К иноческим учреждениям на Афоне относятся также келлии. Келлия представляет небольшой монастырек, расположенный на земле одного из главных афонских монастырей или на территории святогорского городка Карей, уступленной по особому условию ( ομολογια) живущему в келлии братству. Обыкновенно во главе келлии находится геронт-старец, на имя которого написана омология, и который признается законным владельцем келлии, ответственным пред монастырем за точное и правильное исполнение договорного условия. От него монастырь получает определенную денежную плату за келлию и правительственный сбор по числу живущего в ней братства, к нему же обращается и афонский кинот всякий раз, как возникают вопросы и дела, касающиеся всех святогорских монахов. Геронт является и настоятелем келлии, руководителем в нравственной жизни и духовным отцом живущего в ней братства. Каждый геронт имеет и свою синодию, то есть учеников и последователей, в числе двух. Эти два члена синодии обыкновенно вносятся и в монастырскую омологию, с обязательной припиской, что, в случае смерти геронта, права собственности на келлию переходят к старшему его ученику, который и становится во главе братства, с достоинством геронта; младший член синодии делается ближайшим помощником геронта, а на его место избирается новый брат, имя которого также вносится в новую редакцию омологии. Таким образом, по установившемуся издавна на Афоне обычаю, каждая келлия должна иметь налицо трехчленную синодию, с правом преемственной передачи келлии из поколения в поколение, при условии известного денежного взноса (обыкновенно – одной трети стоимости келлии) в пользу монастыря. Но в последнее время, вследствие большого стечения на Афоне любителей иноческого любомудрия, в келлиотской практике произошла перемена. Монастыри уступают принадлежащие им келлии во владение только трех лиц, без права внесения в омологию новых членов синодии и без права преемственного перехода келлии от старца к его ученикам. Отсюда происходит, что в момент смерти последнего старца у него не оказывается законных наследников, и келлия переходит в собственность монастыря, на земле коего она находится. А с другой стороны, при возобновлении омологий, в случай смерти одного из членов синоды и вступления в ее состав нового брата, монастыри стали теперь представлять различные затруднения, с целью ускорить возвращение келлии во владение монастыря. Не говорим уже о том, что стоимость келлии возросла в высшей степени и считается ныне в десятках тысяч рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Внутренняя жизнь келлий устраивается по усмотрению и желанию геронта, без всякого вмешательства со стороны кириархального (главного) монастыря. Большинство келлий живет по уставу общежительному, который заимствуется ими от лучших афонских киновий. Число иноков в келлиях бывает различно. Лишь немногие из них ограничиваются штатом в 3–4 человека, но имеются и такие келлии (русские), в коих живет от 20-ти до 100 иноков. Разумеется, кириархальные монастыри неодобрительно относятся к чрезмерному росту келлиотского иноческого населения и различными средствами задерживают его, но в тех келлиях, где иноческий устав соблюдается во всей полноте, и геронт является истинным выразителем монашеских идей, братство беспрепятственно доводится до такого количества, какое келлия в состоянии содержать. И в других отношениях келлии являются ограниченными. Они обязаны ежегодно аккуратно и без отговорок уплачивать монастырю царские подати, около одной турецкой лиры (8 рублей 60 коп.) с человека. Геронт и синодия келлии должны быть покорными кириархальной обители, в точности соблюдать все местные обычаи и обязанности в отношении к ней и с готовностью приходить к ней на помощь, в случае надобности. Они должны обрабатывать землю вокруг келлии, улучшать и поправлять келлию, но не имеют права воздвигать новые и расширять старые здания келлии без предварительного на то согласия со стороны монастыря; обязываются также не расширять произвольно границ келлиотского участка. Келлиотам строго воспрещается отдавать в залог монастырскую омологию (документ), в противном же случай она считается недействительной. Им разрешается пользоваться дровами для отопления келлии, если таковые имеются в границах владений келлии, но воспрещается рубить какой бы то ни было строевой лес без предварительного на то разрешения со стороны монастыря. Если келлиоты не подчиняются заключенным с монастырем условиям, то кириархия имеет право побудить их без возражения продать келлию другому лицу, которое угодно монастырю, а в случае замедления в исполнении этого распоряжения монастырь может выселить собственников из купленной им келлии, даже без возврата суммы, уплаченной в монастырь при покупке. Иногда келлии продаются с аукциона, после предварительного, в течение трех недель, объявления об этом в центральном пункте Афона – городке Карее, и, разумеется, по распоряжению кириархального монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Внутренняя жизнь келий устраивается по усмотрению и желанию геронта, без всякого вмешательства со стороны кириархального (главного) монастыря. Большинство келий живет по уставу общежительному, который заимствуется ими от лучших афонских киновий. Число иноков в келиях бывает различно. Лишь немногие из них ограничиваются штатом в 3–4 человека, но имеются и такие келии (русские), в коих живет от 20-ти до 100 иноков. Разумеется, кириархальные монастыри неодобрительно относятся к чрезмерному росту келиотского иноческого населения и различными средствами задерживают его, но в тех келиях, где иноческий устав соблюдается во всей полноте, и геронт является истинным выразителем монашеских идей, братство беспрепятственно доводится до такого количества, какое келия в состоянии содержать. И в других отношениях келии являются ограниченными. Они обязаны ежегодно аккуратно и без отговорок уплачивать монастырю царские подати, около одной турецкой лиры (8 рублей 60 коп.) с человека. Геронт и синодия келии должны быть покорными кириархальной обители, в точности соблюдать все местные обычаи и обязанности в отношении к ней и с готовностью приходить к ней на помощь в случае надобности. Они должны обрабатывать землю вокруг келии, улучшать и поправлять келию, но не имеют права воздвигать новые и расширять старые здания келии без предварительного на то согласия со стороны монастыря; обязываются также и не расширять произвольно границ келиотского участка. Келиотам строго воспрещается отдавать в залог монастырскую омологию (документ), в противном же случае она считается недействительной. Им разрешается пользоваться дровами для отопления келии, если таковые имеются в границах владений келии, но воспрещается рубить какой бы то ни было строевой лес без предварительного на то разрешения со стороны монастыря. Если келиоты не подчиняются заключенным с монастырем условиям, то кириархия имеет право побудить их без возражения продать келию другому лицу, которое угодно монастырю, а в случае замедления в исполнении этого распоряжения монастырь может выселить собственников из купленной им келии, даже без возврата суммы, уплаченной в монастырь при покупке. Иногда келии продаются с аукциона после предварительного, в течение трех недель, объявления об этом в центральном пункте Афона – городке Карее, и, разумеется, по распоряжению кириархального монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Он говорить не о внешней организации Церкви, а о духе, который проникает её. « Церковь » для него не отвлечённое понятие, не отдельный пункт Христианского учения, а жизненный факт, который требует благоговейной и всецелой преданности и постоянного не только сообразования с ним жизни, но и полного воплощения в ней. Он глубоко и всей душой верит, что этот идеал может быть осуществлен и отдаёт на служение ему всё, что имеет, свои силы и особенно полное любви сердце и могущественный дар красноречия. Слава Церкви всегда восхищала его; слава же Церкви и ее созидание руководили им и воодушевляли его на многотрудном поприще пастырской деятельности в обеих восточных столицах; а глубочайшее по своему содержанию понятие о церкви и ее задачах служило неисчерпаемым источником и для начертанного им возвышеннейшего идеала пастыря, и для постоянной проникновенной проповеди о взаимной любви и милосердии к маловажным и уничиженным членам церковного тела, о которых всегда болело его сердце, и для решения издавна мучительного вопроса об отношении богатства и бедности. С верою в этот идеал он отправляется в ссылку и среди страданий изгнания проявляет апостольскую ревность о распространении пределов ее: весть о спасении душ язычников в состоянии заставить его от удовольствия забыть даже, что он живёт в пустыне (К пресвит. Геронт. 3:672); а из Кукуза мы слышим убеждённое слово низложенного Святителя: «все эти смуты и козни, направляемые против Церкви, похожи на волны, которые, ударяясь в скалу, разбиваются сами, обращаясь в пену» (К пресвит. и монах. проповед. в Финикии, 3:723). Святой Иоанн Златоустый в беседе о святом священномученике Фоке говорить: «Как взирающий на Солнце не делает этого светила более светлым, но освещает собственные глаза свои, – так точно и почитающий мученика не его делает более славным, но сам от него обретает просвещающее благословение» (1:2:747). Эти глубоко поучительные слова Святителя вполне применимы к нему самому в торжественный день, посвящённый благоговейному почитанию и прославлению его имени: для святого Иоанна Златоустог о «не будет никакой славы от присутствия многих» , а нам «благословение будет прибылью» от усердия, которое собрало сюда и «сделало блестящим день праздника».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

4 марта новый епископ, прибыв на Фанар, явился к святейшему патриарху Иоакиму и выразил ему свою благодарность за избрание 155 . На заседании 13 февраля 1903 г. священный синод, приняв во внимание просьбу Ираклийского митрополита Григория, совершил избрание для его помощника-епископа. Кандидатами были указаны: архиерейский епитроп в Кессане архимандрит Филофей Михаилиди, настоятель храма Богородицы Кафатианы в Галате, архимандрит Емилиан Дангула и архимандрит Герман Полити. После канонического голосования в патриаршем храме, в архиерейское достоинство, с простым титулом ( π τν ψιλν ττλον) некогда существовавшей епископии Хариопольской, был возведен архиерейский епитроп в Кессане архимандрит Филофей. Он окончил курс в Халкинской богословской школе и несколько лет состоял протосинкеллом митрополии Дидимотиха и Драмы, потом – настоятелем одной из церквей Константинопольской архиепископии и, наконец, архиерейским епитром в Кессане 156 · 2 марта в Редесто, в храме Богородицы Фанеромены, состоялась хиротония епископа Хариоипольского, при участии митрополитов Ираклийского и Кассандрийского и епископа Метрского. Во время хиротонии первенствующий из иерархов геронт-митрополит Ираклии приветствовал речью хиротонисаемого, который ответил ему соответствующим словом 157 . На синодальном заседании 22 апреля было суждение ( σκψις) о замещении митрополичьей кафедры Ерсекия, вдовствовавшей по смерти митрополита Серафима Перовика († в феврале 1903 г.). Кандидатами были предложены: архимандрит Прилей, преподаватель богословской школы на Халки, архимандрит Агафангел Папанастасиади, настоятель храма в столичном приходе Дживали, и член митрополичьего совета в Боснии архимандрит Петр Симонич. После канонического голосования в патриаршем храме, на кафедру Ерския был избран архимандрит Петр Снмонич. Он родился в Габрове в 1867 году, учился в духовной школе в Рыльеве и в Черновецком университете, по окончании курса в котором принял монашество и был назначен преподавателем, а потом помощником ректора духовной школы в Рыльеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Со времен раннего христианства на пути монашеской жизни особое значение имеет личность предстоятеля общежития, выполняющего роль основного наставника. Согласно законоположнику монашешества Святителю Василию Великому, личность игумена или игуменьи служит предметом всеобщего доверия и приятия и мерилом для всей братии. Настоятель одним своим присутствием отодвигает на второй план частные желания и сохраняет единодушие. По слову святителя Григория Нисского, «настоятель является соединением единомыслия и светом в водительстве душ». Авва, Геронт, Старец или, напротив, Амма Геронтисса или Старица, обладает безграничной любовью ко всем, даром рассуждения, снисхождения, терпимости и учительства; нравом церковным, духовной образованностью и зрелость. Он учит монашеское братство собственным жизненным примером, словом и отношением, подвизаясь, чтобы быть примером  и правилом жизни. В сформировавшемся общежитии, где подвизаются и живут согласно с Евангельским законом, православным преданием и священными канонами, рашения настоятеля не могут быть ничем иным, как выражением совести всех братий. Согласно Святителю Василию Великому, в монастырь вместе живут люди, происходящие из разных мест, но все они настолько притираются и приобретают одни и те же свойства, как если бы одна душа пребывала во многих тела и имела бы единое мнение. Братия, как подчеркивает Святитель, в равной мере становятся друг для друга и рабами и господами.            В самом деле, в общежительном монастыре обеты нестяжания и отречения от привязанности к материальным благам взаимосвязаны с единением и совместным жительством членов братства и исполняются через добровольной отречение собственной воли. Это предполагает принятие на себя духовной ответственности каждым в отдельности и всеми вместе взятыми, чтобы стать «хранителями благочестия друга друга», по слову Святителя Василия Великого. Для достижения этой первостепенной для общежительного монастыря цели, каждый монах нуждается в постоянной поддержке со стороны настоятеля. Только при мудром духовном водительстве игумена члены братства могут соединиться тесными братскими узами, подвизаясь все вместе и вместе следуя одним путем к Царствию Небесному.

http://bogoslov.ru/article/3526468

54 . «Каждый благочестивый и православный христианин имеет неизбежный долг слушать и подчиняться святой Христовой церкви. А так как и мы призваны ею для того, чтобы сделаться предстоятелем и пастырем разумных овец, и, повинуясь призывающей нас Божественной благодати, законно, посредством каноническаго голосования, возведены по Божественной милости на величайшую и высочайшую степень архиерейства и в девятый день текущаго месяца (июля) приняли на себя это тяжкое иго предстоятельства и духовнаго управления святейшим апостольским и патриаршим престолом великаго города Александрии, – путем отречения в нашу пользу со стороны блаженнейшаго и досточтимейшаго нашего святого геронта, бывшаго патриарха Александрии, кир кир Матфея, и посредством общаго и единогласнаго об этом мнения святейшаго владыки и вселенскаго патриарха кир Самуила и остальных блаженнейших патриархов – антиохийскаго кир Филимона и иерусалимскаго кир Парфения и священнаго синода высокопреосвященных архиереев; посему мы, после отеческих наших молитв и благословений, нисколько не замедлили в том, чтобы дать вам это известие, дабы вы, зная об этом, отныне и впредь поминали наше каноническое имя во всех священных службах и последованиях. Наше возведение совершилось по Божественному указанию и помощи, по способам вполне обдуманным и благоразумным, которыми руководил святейший наш геронт, п с целью, которую издавна он имел, дабы не причинить никакого затруднения и дабы от этого не произошли большие и весьма обременительные расходы, которые по необходимости создали бы крайнее падение беднаго александрийскаго престола. И вот, будучи извещены об этом, вы станете ожидать нас с удовольствием и душевною радостью, как верныя и истинныя наши чада о Христе. Наше с помощью Божиею прибытие туда должно совершиться после того, как закончатся некоторыя дела, необходимыя для нашего устройства, и обычныя неизбежныя приготовления к нашему путешествию. И если Бог удостоит пас, то мы весьма скоро встретим вас здоровыми и счастливыми, дабы благословить вас и доставить вам радость и посредством телеснаго нашего пребывания. Благодать Бога и безпредельная Его милость, молитва и благословение нашей мерности да будут со всеми вами. – 12 июля 1766 года» 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

   001    002    003    004   005     006    007