Золотилово. Церковь Василия Великого. Старообрядческий храм Церковь. Не действует.   Престолы: Василия Великого Год постройки:Между 1895 и 1915. Адрес: Ивановская область, Вичугский район, с.Золотилово Координаты: 57.318863, 41.641703 Проезд:от Вичуги и от Приволжска до Золотилово асфальт, храм на краю селения у дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старообрядческий храм принадлежал Древнеправославной Церкви Христовой, крупными деятелями которой в первой половине XX в. были братья Лакомкины, уроженцы Золотилово. Лакомкин Георгий Иванович (ок. 1867-1932), в иночестве о. Геннадий. С 1891 по 1910 г. священник молельного дома в Золотилово. В 1910-1932 гг. – епископ Донской епархии. В 1932 г. осужден и расстрелян. Лакомкин Григорий Иванович (1872-1951), в иночестве о. Геронтий. В 1906-1912 гг. – священник храма в с. Стрельниково близ Костромы. В 1912-1932 гг. – епископ Петроградско-Тверской епархии. В 1915 г. по его инициативе и содействии и при его участии был открыт каменный храм в Золотилово. В 1932-1942 гг. был в заключении. С 1942 г. – епископ Ярославско-Костромской епархии. Также работал помощником архиепископа, служил в Покровском кафедральном храме Рогожского кладбища в Москве, издавал церковный календарь. Из книги " Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2 " . Расположена на равнинном рельефе у проселочной дорги на окраине села. Сложена из кирпича и побелена. Из-за исчезновения всех пяти куполов и южного притвора утратила первоначальный облик, однако представляет интерес как образец русского стиля. Первоначально композиция церкви строилась на ступенчатом нарастании объемов. Двусветный, квадратный в плане основной четверик возвышался над более низкими, примыкавшими к нему с трех сторон прямоугольными притворами и трехчастным алтарем. Композиция каждого фасада строго симметрична. Особенности построения западного и боковых фасадов – с полуциркульным подвышением посредине и тремя окнами верхнего света с более широким в центре — повторены в притворах. В нижнем ярусе, по сторонам притворов стены, прорезаны узкими, очень высокими окнами. Все проемы имеют арочную форму. Оконные и дверные перемычки первого света дополнены рельефными рустованными архивольтами, окна второго света – в рамочных наличниках. Углы четверика и притворов закреплены широкими лопатками. В окнах сохранились решетки, звенья которых имеют рисунок в виде трех концентрических кругов.

http://sobory.ru/article/?object=06032

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История старообрядчества ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич, 1803 - 1868), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1867 - 1932), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель ДАНИИЛ († после 1653), бывш. настоятель костромского Успенского собора, деятель раннего старообрядчества «ДЬЯКОНОВЫ ОТВЕТЫ» (1716-1719 гг.) ответы старообрядцев-поповцев дьяконова согласия на 130 вопросов настоятеля Успенского Кержебелбашского мон-ря Питирима ЕВФРОСИН († 1661/62?), Куржеский (Курженский), Андомский, Каргопольский, пустынник, прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФРОСИН († после 1691), мон., старообрядческий деятель, автор «Отразительного писания о новоизбранном пути самоубийственных смертей» (1691) ЕГОРОВ Егор Егорович (1862 - 1917), купец 2-й гильдии, деятель московской Преображенской общины старообрядцев-федосеевцев, собиратель древнерус. икон, рукописных и старопечатных книг, предметов богослужебной утвари ЕПИФАНИЙ (ранее 1624 - 1682), Соловецкий, деятель раннего периода старообрядчества, духовный отец протопопа Аввакума, писатель Андрей Иванович (1751 - 1813), прот., деятель единоверия, один из первых исследователей старообрядчества ЗАПЬЯНЦЕВ Александр Михеевич (1849 - 1916), руководитель старообрядческого беспоповского согласия самокрестов, наставник общины в с. Толба, полемист ЗЕНИН Никифор Дмитриевич (1869- 1922), старообрядческий издатель и публицист, принадлежал к белокриницкому согласию ИГНАТИЙ († 4.03.1687), бывш. мон. Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, деятель раннего периода истории старообрядчества, автор сочинений ИННОКЕНТИЙ (Усов Иван Григорьевич; 1870 - 1942), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии, полемист

http://pravenc.ru/rubrics/121920_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Старообрядчество. Белокриницкая иерархия АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических " бесед " и посланий против федосеевцев АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ВАРАКИН Дмитрий Сергеевич (ок. 1865 - после 1929), старообрядческий начетчик из среды приемлющих священство Белокриницкой иерархии ГЕННАДИЙ (Беляев Григорий Васильевич; 1825 - 1892), еп. Пермский Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич, 1803 - 1868), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» информационный сборник, издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца ИННОКЕНТИЙ (Усов Иван Григорьевич; 1870 - 1942), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии, полемист ИОАНН (Картушин Иустин Авксентьевич; 1837-1915), архиеп. Московский и всея России Белокриницкой иерархии (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)) ИОВ (Зрянин Иван Андреевич; † 1872), 1-й еп. Кавказский и Донской старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИОСИФ (Антипин Иаков Исакович; 1853-1927), 1-й еп. Иркутский и всея Вост. Сибири старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИРИНАРХ (Лапшин Иоанн Игнатьевич; 1832-1902), еп. Ярославский и Костромской старообрядцев Белокриницкой иерархии (ныне Русская православная старообрядческая церковь)

http://pravenc.ru/rubrics/133902.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Старообрядчество. Поповцы АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических " бесед " и посланий против федосеевцев АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии АРИСТАРХ (Калинин Афанасий Спиридонович; 1907-2000), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси Древлеправославной Церкви АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию БУГРОВ Николай Александрович (1837 - 1911), беглопоповец, предприниматель, общественный деятель, благотворитель ВАРАКИН Дмитрий Сергеевич (ок. 1865 - после 1929), старообрядческий начетчик из среды приемлющих священство Белокриницкой иерархии ГЕННАДИЙ (Антонов Гурий Васильевич; 1903 - 1996), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси, глава Русской древлеправославной церкви ГЕННАДИЙ (Беляев Григорий Васильевич; 1825 - 1892), еп. Пермский Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич, 1803 - 1868), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» информационный сборник, издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца ЕПИФАНИЙ (Абрамов Евфимий Кузьмич; 1885 - 1965), архиеп. Самарский (Куйбышевский), Московский и всея Руси Русской Древлеправославной церкви ИННОКЕНТИЙ (Усов Иван Григорьевич; 1870 - 1942), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии, полемист ИОАНН (Картушин Иустин Авксентьевич; 1837-1915), архиеп. Московский и всея России Белокриницкой иерархии (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ))

http://pravenc.ru/rubrics/133894.html

Дворищи. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты Первая старообрядческая моленная, формально считавшаяся частным домом крестьянина Г.П. Горлова, появилась в Дворищах в 1863 году. К началу 20 века эта молельня обветшала и местные старообрядцы решили построить новую. В 1903 г., купив участок земли в овраге на берегу речки в нескольких сотнях метров от деревни, крестьяне-старообрядцы перевезли туда приобретённое у купца Стоюнина обширное здание водяной мельницы-крупчатки, стоявшее на р.Мезе, и приспособили её в 1904 г. для молельни, которая вскоре была закрыта властями. После издания Указа о веротерпимости от 17 апреля 1905 года новая молельня была перестроена под церковь. Сначала к ней пристроили с востока апсиду, а несколько позднее возвели колокольню. 9 декабря 1912 года церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы освятили еп.Нижегородский и Костромской Иннокентий(Усов) в сослужении с еп. Петроградским и Тверским Геронтием (Лакомкиным). В 1980-1990-х годах по сторонам колокольни появились две небольшие палатки. Само же деревянное на кирпичном цоколе здание церкви, лишённое выраженной стилистики, рублено из брёвен, перевязанных в обло, и обшито снаружи тёсом. Основные помещения церкви: четверик храма, небольшая трапезная и двухэтажная паперть, размещенные на одной оси, воспринимаются как единый объём, покрытый общей четырехскатной вальмовой кровлей, над которой возвышается деревянный, обшитый железом граненый барабан с главой. С востока примыкает более низкая и узкая пятигранная в плане апсида, рубленная в лапу, с запада - двухъярусная с двумя промежуточными полуярусами колокольня, завершенная крутой крышей на четыре ската. Нижний четверик колокольни - кирпичный неоштукатуренный; верхние - каркасной конструкции, обшитые вагонкой. В церкви этой с 1954 года настоятелем служил священник Илья Викторович Витушкин (1926-2010), в 1987 г. принявший монашество с именем Иоанн, с 1992 г. - епископ Ярославский и Костромской. После кончины в 2003 г. митрополита Алимпия, епископ Иоанн становится местоблюстителем Московского митрополичьего престола. В 2004 г. в связи с 50-летием служения, он был возведён в архиепископы. После кончины митрополита Андриана - архиепископ Иоанн вновь становится местоблюстителем митрополичьего престола. Умер владыка Иоанн 25 мая 2010 года после продолжительной болезни. Похоронен на территории Спасо-Преображенского кафедрального собора Костромской и Ярославской епархии в г.Костроме. Храм Рождества Богородицы в Дворищах неоднократно обворовывался, особенно он пострадал в 1971 г., когда из него было похищено 26 икон 16-17 веков...

http://sobory.ru/article/?object=23833

Золотилово. Церковь Василия Великого (старая). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Василия Великого Год постройки:Между 1914 и 1915. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ивановская область, Вичугский район, с.Золотилово. Координаты: 57.319161, 41.641193 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1885 г. в Золотилове был возведён старообрядцами молитвенный дом (церкви им строить первоначально вообще запрещалось). Во всей Костромской губернии только золотиловцам удалось добиться разрешения на его открытие. Первым священником в нём стал отец Фёдор из рода Лакомкиных - старожилов Золотилово. Несмотря на легальное существование молитвенного дома, верующие опасались преследований, молились при закрытых окнах, а у дверей ставили сторожа. Не раз власти отбирали у старообрядцев богослужебные книги, иконы и священнические облачения. Род Лакомкиных дал старообрядческой иерархии двух владык. Один из них - Григорий (в монашестве Геронтий) стал епископом Петроградским и Тверским. Георгий Лакомкин был пострижен в монашество под именем Геннадия и впоследствии стал епископом Донским. Во многом благодаря их стараниям в Золотилове была построена в 1915 г. каменная церковь с богатым иконостасом. В церкви, по воспоминаниям старожилов, был очень хороший хор. В годы Советской власти церковь была разрушена, старинные иконы разрубали топорами и бросали в костер. Расположена на равнинном рельефе, у просёлочной дороги на окраине села. Сложена из кирпича и была побелена. Из-за исчезновения всех пяти куполов и южного притвора утратила первоначальный облик, однако представляет интерес как образец русского стиля. Первоначально композиция церкви строилась на ступенчатом нарастании объёмов. Двусветный, квадратный в плане основной четверик возвышался над более низкими, примыкавшими к трёх сторон, прямоугольными притворами и алтарём. Композиция каждого фасада строго симметрична, с ясно выделенной центральной частью. Особенности построения западного и боковых фасадов - с полуциркульным подвышением посредине и тремя окнами верхнего света с более широким в центре повторены в притворах. В нижнем ярусе, по сторонам притворов стены прорезаны узкими, очень высокими окнами. Все проёмы имеют арочную форму. Оконные и дверные перемычки первого света дополнены рельефными рустованными обрамлениями, окна второго света в рамочных наличниках. Углы четверика и притворов закреплены широкими столбами. В окнах сохранились решетки, звенья которых имеют рисунок в виде трёх концентрических кругов.

http://sobory.ru/article/?object=42272

Конаково. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Кузнецове. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Старообрядческая церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Домовая моленная устроена владельцем фаянсовой фабрики М.С. Кузнецовым в 1870-х гг. Новая большая каменная церковь со звонницей заложена в 1907 г., освящена 25 октября 1915 г. Тогда же была ликвидирована старая моленная. Церковь представляла собой высокое прямоугольное в плане здание с полукруглой апсидой. Крыша двухскатная, на ней в линию установлены 5 куполов на цилиндрических барабанах. Новый храм был знаменит своим фаянсовым иконостасом. Церковь была закрыта к 1928 г., в ее подвалах расположилось котельное отделение системы городского центрального отопления. При строительстве Иваньковского водохранилища должна была разлиться река Донховка, на берегу которой стояла церковь. Предполагалось, что ее фундамент и подвалы окажутся затопленными. Церковь не смогли разобрать по кирпичам и взорвали в 1936 г. При взрыве под обломками был погребен фаянсово-эмалиевый иконостас. После разлива реки Донховки ее воды не дошли до места, где стояла церковь. Источник: Старообрядческий храм во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. 30 ноября 2013 г. в Конаково освящен крест на месте уничтоженного в 1936 году старообрядческого храма во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Установку и освящение креста возглавил настоятель Покровского храма города Ржева, эконом Санкт-Петербургской и Тверской епархии РПСЦ о. Евгений Чунин, ему сослужил протодиакон Иоанн Чунин. На самом молебне присутствовали христиане-старообрядцы Твери, Ржева и Конакова. Храм Тихвинской иконы Богородицы г. Конаково (до революции село Кузнецово) был в своем роде одним из уникальных храмов, построенных в начале XX века. В нём тщанием старообрядческого предпринимателя и мецената М.С. Кузнецова был установлен изготовленный на его фабрике уникальный фаянсовый иконостас. В прошлом город Конаково носил название Кузнецово и был одним из крупных центров старообрядчества. В начале XX века старообрядческая община села обратилась к руководству «Товарищества Кузнецова» с просьбой о строительстве старообрядческой церкви. Заложена церковь была в 1914 году. Для её освящения в Кузнецово прибыл Епископ Петроградский и Тверской Геронтий (Лакомкин). Место для строительства церкви было выбрано на левом брегу реки Донховки. Церковь была освящена в 1915 году. Примечательно, что на местной фабрике М.С. Кузнецова была моленная, также в фабричных помещениях были оборудованы молитвенные уголки для желающих принести молитву Богу в любое время.

http://sobory.ru/article/?object=36768

Кузнечиха. Неизвестная часовня. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Тверская обл., Вышневолоцкий район, д.Кузнечиха Координаты: 57.42027, 34.40638 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 2 июля 2009 года представители Ржевской Покровской старообрядческой общины посетили деревню Кузнечиха Вышневолоцкого района. Это поселение, как и некоторые другие в округе, возникло в начале 18-го века, когда по распоряжению Петра I в Тверскую губернию были переселены многие жители приграничных северо-западных областей – в частности, карелы. Люди этой трудолюбивой народности для своих поселений старались выбирать места, более похожие на их родную Карелию, с холмами и озерами; и таких мест было немало в Вышневолоцком уезде. Со временем карелы хорошо освоились в здешних местах, возделывали землю, занимались разными промыслами. Большинство карелов, хотя уже испытали на себе тяжесть высочайших императорских «милостей», однако твердо и бесстрашно держались древлего православия, жили и молились по старому обряду. Долгое время местные старообрядцы молились Богу в небольших часовнях и домашних моленных, а в начале ХХ века, после дарования свободы вероисповедания, здесь, в Кузнечихе, был устроен старообрядческий храм с алтарем, и вскоре затем сюда определен постоянный священник. Местный приход включал так же деревни Башково, Иваньково, Широково, но отдельные семьи староверов жили и дальше, вплоть до Спирово и самого Вышнего Волочка - всего более десятка ближайших и более отдаленных деревень. В начале 1930-х годов епископ Петроградский и Тверской Геронтий (Лакомкин) перевел на служение в Кузнечиху о. Александра Устинова, по происхождению – коренного москвича, ранее служившего в храмах Громовского старообрядческого кладбища в г. Петербурге (в то время – Ленинграде). Он совершал пастырское служение в Кузнечихе около десяти лет, вплоть до 1937 года, когда однажды ночью был арестован НКВД. Потом по обвинению в «антисоветской деятельности» был направлен в бескрайние лагеря ГУЛАГа, из которых о.Александр так и не вернулся – там и нашел свою мученическую кончину. О. Александр Устинов оказался в этом старообрядческом селе последним священником… Теперь уже и храма того давно нет, а вот небольшая часовня до сих пор стоит посреди села в зеленых зарослях; правда без крыши, и молиться в ней давно уже некому...

http://sobory.ru/article/?object=10594

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Е. А. Бобков (слева). Фотография. Кон. 60-х гг. ХХ в. Евгений Алексеевич (6.07.1939, пос. Кучино Московской обл.- 25.11.1985, Москва), прот. Русской православной старообрядческой церкви ( Белокриницкой иерархии ). Из семьи потомственных старообрядцев, сын А. Д. Бобкова, в 60-х гг. XX в. являвшегося председателем Рогожской общины. В 1948 г. девятилетний мальчик был поставлен во чтецы старообрядческим еп. Геронтием (Лакомкиным) в Покровском соборе на Рогожском кладбище. В 1956 г. Б. поступил на юридический фак-т МГУ им. М. В. Ломоносова. На 3-м курсе выяснилось, что Б. является чтецом Покровского собора. От юноши потребовали отречься от религ. убеждений, на фак-те был устроен публичный диспут на тему «Есть ль Бог?». Б. твердо отстаивал свою позицию и был отчислен из МГУ. На страницах газет появились публикации, посвященные этому событию: Карпель Р. , Некрасов Ю. «Хамелеон», «Еще раз о хамелеоне» (Моск. комсомолец. 1959. 11 апр., 13 окт.) и др. После отчисления из ун-та Б. работал в Издательском отделе Московского Патриархата, ОР НБ МГУ им. А. М. Горького, Фольклорной комиссии Союза композиторов СССР. В 1960 г. окончил Всесоюзный заочный юридический ин-т, в 1960-1961 гг. служил в Вооруженных Силах. В дек. 1963 г. поступил в аспирантуру юридического ин-та, из к-рой был отчислен в февр. следующего года по доносу одного из бывш. однокурсников. С сент. 1964 г. заведовал книгохранилищем Покровского собора на Рогожском кладбище. 7 июля 1966 г. старообрядческий архиеп. Московский Иосиф (Моржаков) рукоположил Б. во диакона к Покровскому собору. Энергичный, общительный, эрудированный диакон, поддерживаемый архиеп. Иосифом, многое сделал для активизации жизни в старообрядческой церкви и увеличения числа молодых верующих, в т. ч. из интеллигенции, что вызывало беспокойство со стороны Совета по делам религий . Представители Совета потребовали от архиеп. Никодима (Латышева) перевести Б. в сане диакона в дальний деревенский приход. Однако еп. Анастасий (Кононов) без согласования с Советом 11 июня 1975 г. совершил хиротонию Б. во священника. Новопоставленный священник был назначен в старообрядческий храм во имя прор. Илии в Гомеле (Белоруссия). В нач. 80-х гг. Б. также окормлял приходы в дер. Добрянке Черниговской обл., в с. Тураеве Раменского р-на Московской обл.

http://pravenc.ru/text/149409.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Лобов Михаил; 1847 - 15.01.1921, с. Белая Криница (ныне Глыбокского р-на Украины)), митр. Белокриницкий старообрядческой Белокриницкой иерархии (см. также в ст. Русская православная старообрядческая церковь ). Род. в крестьянской старообрядческой семье липован . Служил священником в Яссах (ныне Румыния). Рукоположен во епископа Тульчинского 4 июня 1900 г. Белокриницким митр. Афанасием (Макуровым) и Славским архиеп. Иринархом, одновременно наречен наместником Белокриницкой митрополии. После смерти митр. Афанасия († 1 окт. 1905) по ходатайству заграничных старообрядческих общин старообрядческий Освященный собор, проходивший на Рогожском кладбище в Москве, 20 апр. 1906 г. принял решение возвести М. в сан митрополита Белокриницкого. Постановление среди прочего гласило: «Будущий митрополит, сохраняя права своей области, не должен вмешиваться в дела Российской области, по силе 2-го правила 2-го Вселенского Собора». Было решено направить в Белую Криницу для поставления нового митрополита Московского архиеп. Иоанна (Картушина) , Арсения (Швецова) , еп. Уральско-Оренбургского, и Иннокентия (Усова) , еп. Нижегородско-Костромского. На соборе также обсуждался вопрос об учреждении митрополии в Москве, решение не было принято (Постановления Освященных соборов старообрядческих епископов: 1898-1912 гг. М., 1913. С. 52, 54). Путешествие российских старообрядческих епископов в Белую Криницу и возведение М. в сан митрополита, которое состоялось 10 сент. 1906 г., описаны диак. Феодором Гусляковым ( Гусляков Ф. М. Поездка в Белую Криницу//Старообрядец. 1906. 10. С. 1175-1179; 11. С. 1302-1308). В 1908 г. М. с разрешения рус. правительства побывал в Москве. В нач. первой мировой войны М. жил в Белокриницком мон-ре. 5 окт. 1914 г. он был арестован австр. военными властями и отправлен в г. Радовцы (ныне Рэдэуци, Румыния), в мон-ре прошел обыск. На следующий день М. подвергся допросу, который проводил комендант города. «Митрополита обвиняли в том, что он якобы скрывал на монастырской колокольне русских, преимущественно казаков, и в подстрекательстве старообрядцев против австрийцев. Комендант обошелся с митрополитом весьма грубо... грозил непрестанно: «Сейчас вас расстреляю!.. Старообрядцев всех вырежу!.. Белую Криницу да и другие старообрядческие села сожгу!»» ( Унковский В. Белокриницкий митр. Макарий о своих мытарствах в Буковине//Биржевые ведомости. Вечерний вып. 1915. 14727, 14 марта. С. 4). Вскоре М. был освобожден, вернулся в Белокриницкий мон-рь, где регулярно проходили обыски. Перед вторичным отступлением рус. войск из Буковины по рекомендации черновицкого губернатора С. Д. Евреинова М. уехал в Россию: в Киев, затем в Москву, приезжал в Петроград, где жил у старообрядческого еп. Геронтия (Лакомкина) .

http://pravenc.ru/text/2561390.html

  001     002    003    004    005    006    007