828 Дату 18 ноября называет сам епископ Иоасаф в анкете арестованного. – см. Архив КГБ РТ, д. 2–18199, т. 1, л. 249об. Дату 19 ноября называет иеромонах Дама­скин. – см. Дамаскин (Орловский), иером. Указ. соч. С. 490. 831 Арестованные были осуждены: кто – к трем годам концлагерей (епископы Амвросий (Полянский), Прокопий (Титов), священник Петр Шипков, псалом­щик Иоанн Попов , бывший товарищ обер-прокурора Св. Синода Петр Истомин), кто – к трем годам ссылки в Казахстан и Зырянский край (епископы Тихон (Шарапов), Николай (Добронравов) , Дамаскин (Цедрик), Гурий (Степанов) , Иоасаф (Удалов), Парфений (Брянских), Пахомий (Кедров), священники Николай По­кровский, Василий Скворцов, Константин Скворцов , священник Иоанн Сквор­цов, бывший обер-прокурор Александр Самарин, миряне Владимир Токаревский, Кирилл Матвеев, Федор Челищев), кто – к ссылке на два года (епископ Герман (Ряшенцев), священник Николай Семеняко, диакон Михаил Шик, миряне Лев Хреновский, Иоанн Мещерский), кто – к условной высылке в Зырянский край на 2 года (Константин Виноградов), кто – к лишению прав проживания в шести крупных городах с областями (бывший обер-прокурор Владимир Саблер, известный дореволюционный дипломат Павел Мансуров). – см. Дамаскин (Ор­ловский), иером. Указ, соч. – С. 491. 837 Именно как «отказ» рассматривали многие иерархи «молчание» митропо­лита Сергия на просьбу митрополита Кирилла направить их переписку на суж­дение митрополита Петра. 843 Помимо епископа Иоасафа были привлечены: Скворцов Александр Яков­левич, 1885 г. р., уроженец с. Нурбаш, ТАССР, отбывающий срок наказания; Са­пожников Николай Петрович , 1891 г. р.; Бойчук Андрей Николаевич, 1884 г. р., уроженец дер. Скришили (Польша); Савинский Константин Софронович, 1882 г. р., уроженец Сниткеево, б. Подольской губернии; Егоров Лев Михайлович, 1889 г. р., уроженец Ленинграда; Тумбасов Александр Иванович , 1902 г. р., уроженец Яранска; Юшков Савелий Семенович, 1882 г. р., урож. с. Казанцево, быв. Засибкрая; Цивилева Варвара Панфиловна, 1902 г. р., урож. г. Минусинска, монахиня.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архимандрита Аристарха и иеромонаха Родиона из храма Нерукотворного Спаса в Норках скальпировали. В Оренбургской губернии под пытками скончался священник Феодор. Пермского священника Игнатия схватили во время богослужения, вывели на улицу, привязали к хвосту лошади, и погнали лошадь по полю. В Тобольской епархии священника Феодора Богоявленского водили по селу, заставляя играть на гармошке, плясать и петь, а потом убили и скинули в яму. В сентябре, после захвата Казани Красной Армией, в Зилантов монастырь ворвался отряд. Всю братию красноармейцы выстроили у монастырской стены и расстреляли из винтовок. Один только престарелый иеромонах Иосиф чудом остался жив и еле добрался до города. Он нашел приют в Иоанно-Предтеченском монастыре, где и скончался через год. Служа литургию, он неизменно поминал убиенных архимандрита Сергия с братией из Зилантова монастыря. В Шацком уезде крестьяне собрались к зданию ЧК выручать конфискованную Вышенскую икону Божией Матери. Красноармейцы открыли огонь по толпе. Очевидец рассказывал: «Я солдат, был во многих боях с германцами, но такого я не видел. Пулемет косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка Заступница, спаси и помилуй, все за Тебя ляжем!». Страха уже в них не было никакого»... ...В среду, 5 июля, 1922 г. оглашен был приговор трибунала, но народ в зал не пустили, потому что боялись не получить одобрения присутствующих. Митрополит Вениамин, епископ Венедикт, архимандрит Сергий, протоиереи П. Чуков, Я. Богоявленский, М. Чельцов , а также Ю.П. Новицкий, И.М. Ковшаров, Д.Ф. Огнев и П.А. Елачич были приговорены к расстрелу... ...В 1923 г. были арестованы архиепископы Верейский Иларион (Троицкий) и Тамбовский Зиновий (Дроздов), епископы Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Анатолий (Грисюк) , Вассиан (Пятницкий), Гавриил (Аболымов), Евсевий (Рождественский), Филипп (Гумилевский), Пука (Войно-Ясенецкий) и вернувшиеся из обновленчества Артемий (Ильинский), Киприан (Комаровский), Софроний (Старков), а вместе с ними тысячи священников, диаконов, церковнослужителей и благочестивых мирян. Главным местом ссылки и заключения стал концлагерь на Соловецких островах. В декабре 1923 г. там содержалось более 2000 заключенных, среди них епископы, священники и верующие миряне. Самым страшным местом на Соловках стала штрафная командировка в Голгофско-Распятском скиту на острове Анзер. Там поголовно умирали от голода, холода, избиений и каторжного труда. За 200 лет до создания концлагеря, 18 июня 1718 г., соловецкому иеромонаху Иову на Голгофско-Распятской горе явилась Божия Матерь и сказала: «Сия гора отныне будет называться Голгофою, и на ней устроится церковь и Распятский скит, и убедится она страданиями неисчислимыми»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседы на воскресные и праздничные дни церковного года. П., 1938. Архив: Послужный список о. И. Ктитарева (19221953). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Ломако Гр., протопр. Памяти протопр. И. Ктитарева. ЦВ. 1954. 2 (27) Ковалевский П.Е. Протопр. Иаков Ктитарев (некролог). РМ. 11.11.1953. 605 Ковалевский П.Е. Памяти протопр. И. Ктитарева. РМ. 29.10.1954. 706. Кузьмин Александр (188631.8.1961, Мюнхен, Германия), протоиерей. Эмигрировал в Германию, псаломщик церкви в Меммингене, состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (16.3.1952), священник (23.3.1952), 3-й помощник настоятеля Св.-Николаевской каф. церкви в Мюнхене (19521961), по совместительству настоятель церкви в Аугсбурге. Архив: АГЗ. Кузьмин-Полянский Николай (1907, Ровно 20.3.1993, Джэксон, Нью-Джерси, США), протодиакон. Клирик Польской Православной Церкви, диакон (1935), принят в клир РЗЦ в связи с изменением государственных границ (1939), эмигрировал в Германию (1944), протодиакон в Берлинском Воскресенском соборе, уехал в США и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (1950), протодиакон Покровского каф. собора в Нью-Йорке (195070-е гг.), протодиакон Св.-Владимировского храма-памятника в Джэксоне, вышел за штат (1981). Архив: АГЗ. Лит.: Com. List. Кулешев Тимофей (21.2.1888, Донск. обл. 1971, Ганновер, Германия), протопресвитер. Из донского казачества. Окончил Ставропольское городское училище (1906), псаломщик на приходах Екатеринодарской епархии (1.10.1908), сдал экстерном экзамены в Ставропольской Духовной семинарии (1915), диакон (28.3.1917), священник (23.7.1917), клирик Польской Православной Церкви (19241944), протоиерей, эмигрировал в Австрию и принят в клир РЗЦ (1944), настоятель церкви при старческом доме в Вюрглыуте (6.1.19501.6.1950), настоятель церкви в Куфштейне (19501955), переселился в Германию (1955), настоятель церкви при лагере Функтурм, настоятель церкви в Аугустдорфе (нач. 19558.4.1955), настоятель церквей в Мангейме и Гейдельберге (8.4.19551957), настоятель церкви при лагере Фишбека под Гамбургом (19571958), овдовел (1956), благочинный приходов в земле Северная Рейн-Вестфалия (3.8.1957), перешел в юрисдикцию Русского Экзархата КП (5.10.1958), разъездной священник в Западной Германии, настоятель Покровской церкви в Ганновере, протопресвитер (30.4.1967).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Больше всего арестов пришлось на 30 ноября: были арестованы архиепископы Николай (Добронравов) и Пахомий (Кедров), епископы Амвросий (Полянский), Герман (Ряшенцев), Дамаскин (Цедрик), Парфений (Брянских), Тихон (Шарапов), московские благочинные протоиереи Иоанн Соколов , Василий, Иоанн и Константин Скворцовы и Николай Покровский , священник Сергий Сидоров, диакон Михаил Шик, А. Д. Самарин. Через день к ним добавился П. В. Истомин. 80-летнего В. К. Десятовского (Саблера) арестовывать не стали, ограничившись подпиской о невыезде из Москвы. 6-е отделение СО ОГПУ решило объединить целый ряд своих агентурных разработок, формируя таким образом самое крупное «церковное» следственное дело середины 1920-х гг. «Давно ожидавшаяся перемена в политическом настроении части тихоновщины, – злорадствовали по этому поводу обновленцы, – закончилась в конце декабря (1925 г.) крахом наиболее озлобленных и неразумных групп. Главари сторонников заграничной ориентации, наиболее близкие к идеологии Карловицкого собора и его вдохновителя митроп[олита] Антония Храповицкого , попали в крайне неприятную историю с изоляцией. Первыми очутились в этом положении епископы Иосаф Чистопольский и Прокопий Елисаветградский. Недели через две та же участь постигла до восемнадцати епископов во главе с Петром Крутицким, а следом за ними очутились и все благочинные города Москвы» 770 . Патриарший Местоблюститель по развертываемому ОГПУ делу был арестован в числе последних. 9 декабря, когда уже вовсю шли допросы арестованных по делу митрополита Петра лиц (в основном, в тот момент их допрашивали об обстоятельствах неувольнения митрополита Антония с Киевской кафедры), состоялось очередное заседание Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б): «Слушали: 1. О предполагаемом аресте Петра. Постановили: 1. Считать возможным ввиду проводимой им явно враждебной Соввласти политики и имеющихся против него конкретных обвинительных материалов» 771 . Получив такую санкцию АРК, ОГПУ сработало незамедлительно и на исходе того же дня (точное время неизвестно, очевидно, уже была ночь с 9-го на 10 декабря) митрополит Петр был арестован в своем доме в Сокольниках (по адресу ул.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В 1931 году выходит в свет 1-й номер “Журнала Московской Патриархии” и первая статья в нем излагает аргументы в пользу принятия митроп. Сергием высшей церковной власти. Понадобилось два года для того, чтобы православное церковное сознание созрело для полного и исчерпывающего ответа на “экклезиологические построения” митроп. Сергия. В июле 1933 года иерарх, не указавший свое имя (скорее всего, это был митроп. Кирилл, хотя некоторые предполагают, что авторство принадлежит митроп. Иосифу), написал митроп. Сергию письмо, которым опровергал аргументацию митроп. Сергия относительно “каноничности” его положения. Этот документ, несомненно, дошел до православных архиереев и был положен в основу позиции “непоминающих” (так называли себя те, кто возносил за богослужением только имя митроп. Петра). Митрополит Сергий, уже не обращая никакого внимания на обличения и церковную деятельность “непоминающих”, продолжал укреплять “Московскую Патриархию”, как центр церковной власти. 27 апреля 1934 года Синод и присоединившиеся к нему архиереи (всего вместе с синодалами 21 человек) присвоили митроп. Сергию титул “Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского”, т. е. фактически возвели его на Патриаршую кафедру. 22 июня 1934 года митроп. Сергий пошел еще на одно церковно-каноническое преступление: исполнил, наконец, требование советской власти, которое она предъявляла еще патриарху Тихону: запретил в священнослужении заграничных русских епископов. 27 декабря 1936 года, в связи с последовавшей 29.8/11.9 1936 г. кончиною в ссылке Митрополита Крутицкого Петра (Полянского) был принят “Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя Патриаршего Престола Православной Российской Церкви к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшему Митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому) ”. К началу войны 1941 года в Русской Православной Церкви было только пятеро епископов, включая самого митроп. Сергия. Остальные находились в тюрьмах и лагерях или были расстреляны. И тем не менее, с первого дня войны митроп. Сергий занял недвусмысленную патриотическую позицию. Через несколько часов после вторжения германских войск, он выпустил воззвание ко всей Церкви с призывом к защите Родины (перепуганный Сталин выступил с обращением к народу только на десятый день).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1940 году тюрьму ликвидировали (слишком близко она находилась к возможной зоне боевых действий теоретического противника) и острова отдали военным морякам. Здесь расположился учебный отряд Северного флота, в кремле помещения заняла школа юнг. В 1970-х годах на островах началась затяжная реставрация. Однако она шла довольно вяло и эффективных результатов почти не дала, несмотря на большие вложенные средства. Власти не понимали, почему восстановление идёт так медленно. Некоторые, например известный журналист Я. Голованов, в лучшем случае осознавали необходимость единого хозяина на островах. Понимания того, что главные утраты не архитектурные, а духовные, не было. Мощи святых Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в 1989 году были переданы церкви из Музея истории религии и атеизма, размещавшегося в советские годы в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Два с половиной года мощи находились в действующем петербургском храме – Троицком соборе. Второе перенесение мощей соловецких чудотворцев было приурочено к 21 августа, когда празднуется первое перенесение мощей. 19 августа 1992 года мощи были доставлены самолётом из Петербурга в Архангельск, и в ночь на 20-е число триста паломников во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на двух кораблях отплыли из Архангельска на Соловки. По прибытии мощи были перенесены на руках в Преображенский собор, в котором был отслужен акафист преподобным и всенощное бдение. На другой день, 21 августа, в соборе была торжественная литургия. 22 августа Святейший Патриарх Алексий II совершил освящение надвратной Благовещенской церкви, для которой передал в дар напрестольное Евангелие и старинную икону святых Зосимы и Савватия Соловецких. В память о мучениках изолятора Секирной горы был освящён и установлен памятный деревянный крест. Следующий приезд Святейшего Патриарха на Соловки состоялся в 1997 году. А в августе 2001 года пребывание Его Святейшества на Соловках совпало с визитом Президента Российской Федерации В.В. Путина, который во время своего отпуска посещал святыни Русского Севера. Высокие гости вместе поклонились мощам основателей обители, осмотрели местный музей и архитектурные памятники, совершили воздушную экскурсию над островами. Президент присутствовал на всенощном бдении, которое совершил Святейший Патриарх в Спасо-Преображенском соборе. В.В. Путин стал третьим по счёту главой Российского государства, посетившим Соловки (прежде здесь бывали Пётр I и Александр I). То, что Президент воочию увидел, какие средства необходимы для возрождения обители, вселяет надежду на разрешение некоторых проблем. В.В. Путин дал поручение по разработке федеральной программы восстановления Соловков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В декабре 1926 года был арестован митрополит Сергий (Страгородский). Патриаршая Церковь еще не была легализована в советском государстве, чего непрестанно добивался заместитель местоблюстителя. Вместе с тем он решил пойти на тайное избрание патриарха путем сбора письменных заявлений иерархов (предложение провести Поместный Собор для избрания патриарха встретило у власти открытое неприятие). К ноябрю 1926 года было собрано 72 таких заявления. Большинство архиереев высказывалось за избрание митрополита Петра (Полянского). Однако в этот момент последовал арест «контрреволюционной группы» во главе с митрополитом Сергием . На время его ареста (с 30 ноября 1926 года по 27 марта 1927 года) Церковью управлял архиепископ Угличский Серафим (Самойлович). К началу 1927 года из заключения в Соловецком лагере вернулся епископ Иоаким (Благовидов). Он становится епископом Алатырским, вторым викарием епископа Виссариона (вместе с Сызранским епископом Авраамием (Чурилиным). Переход обязанностей Патриаршего местоблюстителя к архиепископу Серафиму (Самойловичу) смутил епископа Виссариона, и в начале 1927 года он вновь перекочевал к григорианам, теперь уже окончательно . В своем письме от 13/26 июля 1927 года к архиепископу Александру (Трапицыну), который все еще проживал в Ульяновске, митрополит Сергий, вышедший к этому времени из заключения, пишет: «16/29 января 1926 года “самочинное собрание”, именуемое ВВЦС, мною передано было церковному суду и… запрещено в священнослужении с устранением от управления епархиями… В числе указанного “соборища”, как участник его, подвергся запрещению и е[пископ] Виссарион, который тогда был устранен и от управления Ульяновской епархией (управление поручено было е[пископу] Герману). Известным и у Вас письмом своим от 1 марта 1926 года е[пископ] Виссарион принес мне покаяние. Запрещение с него было снято… Теперь выясняется, что е[пископ] Виссарион вторично отпал в то же “соборище”, презрев и принесенное им покаяние, и свое обещание быть верным Церкви… Е[пископ] Виссарион совершенно безответен, и снятое было с него запрещение возвращается на его голову, сугубо со всеми его каноническими последствиями… Все входящие с ним в молитвенное и каноническое общение, по непреложному указанию священных канонов, подлежат: клирики – запрещению, а миряне – отлучению от святого причащения.

http://pravoslavie.ru/31301.html

В конце XIX – начале XX века монастырь уже не был таким многолюдным, как прежде. В нём было одиннадцать храмов и состояло около 50 иноков, едва способных обеспечить в них службу. Летом 1897 года было отпраздновано 500-летие Кирилло-Белозерского монастыря. В день праздника, 9 июня, после водосвятия и торжественной поздней литургии крестный ход обошёл вокруг стен обители и направился к тому месту, где зародился монастырь. У креста, водружённого преподобным Кириллом, под открытым небом был совершён молебен. Потом была устроена трапеза для бедных и всем желающим раздавались краткие жизнеописания основателя монастыря и миниатюрные иконки с его изображением. Торжественное богослужение среди ветшающих стен и соборов, скромная трапеза с подарками, устроенная обедневшим монастырём не из своих средств, а на выделенные Синодом деньги, современникам показались чем-то вроде грустного прощания со славной историей древней обители. Тогда никто не мог знать, что до горького финала остаются считаные годы... В августе 1914 года Германия объявила России войну. Поезда с мобилизоваными потянулись на запад. С верой в победу и молитвой русские люди провожали на фронт своих близких. Тысячи простых людей были воодушевлены желанием дать отпор незваному противнику. В Кириллове отправка в действующую армию превратилась в патриотическое народное шествие. Утром после литургии из ворот монастыря вышел крестный ход. Впереди в праздничных ризах с иконами и крестами шло духовенство. За ними шествовали градоначальники, помещики, купцы, горожане и крестьяне. Ветер развевал над крестным ходом старинные церковные знамёна – хоругви. На центральной площади города начался молебен о победе русского оружия. В толпе многие искренне крестились, плакали. Вдруг в стороне поднялся шум, раздались крики и ругань. Оказалось, что агитаторы из политических партий, выступавшие за превращение оборонительной войны в гражданскую 7 , попытались использовать большое скопление людей в своих целях. Они подстрекали мобилизованных разоружить полицию, но, видя безуспешность революционных лозунгов, настроили местных уличных хулиганов громить и грабить лавки. Кирилловский архиерей Варсонофий тщетно обращался к безумствующей банде: «Православные! Сограждане! Одумайтесь!» – и в ответ был жестоко обруган. Как только на площади появились конные стражники, главные агитаторы и хулиганы ринулись наутёк.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нем говорилось о двойной задаче: 1. Возобновление церковной жизни в освобожденных от коммунистической власти областях и 2. Воссоздание законной всероссийской церковной власти. Для решения первой задачи предлагалось предоставить Синоду возможность командировать епископов в Россию. Другая задача признавалась «едва ли разрешимой в полном объеме, прежде чем будет освобождена от коммунистической власти вся Россия и выяснена судьба главы Русского Патриархата митрополита Казанского Кирилла» 347 . А до этого времени считалось необходимым «в Москве в возможно ближайшее время по освобождении ея… созвать Собор из всех наличных епископов Русской Церкви, не скомпрометированных сотрудничеством с митрополитом Сергием и особенно участием в его Синоде, во главе со старейшим из них и составить временное высшее церковное управление, которое впоследствии созвало бы и Всероссийский Собор для восстановления Патриаршества и суждения о дальнейшем устройстве Русской Церкви» 348 . Митр. Кирилл (Смирнов) расценивался РПЦЗ после смерти митр. Петра (Полянского) как законный, канонический руководитель Русской Церкви. В этом качестве он с 1936 г. поминался за богослужениями в зарубежных храмах, в то время как в СССР поминали митр. Сергия (Страгородского) . За границей тогда не знали, что владыка Кирилл после многолетней ссылки в Сибири и Казахстане был расстрелян 20 ноября 1937 г. Не теряя надежды получить разрешение на поездку в Берлин, митр. Анастасий 29 октября передал меморандум Синода с предложениями о регулировании церковной жизни в России уполномоченному МИД в Белграде. Этот документ в основном повторял письмо от 1 октября 349 . После весеннего немецкого наступления 1942 г., считаясь с тем, что Москва может быть завоевана летом, Синод решил подготовиться к новой ситуации и последний раз обратился к германским ведомствам со своими предложениями по организации церковного управления в России. В его июньском письме говорилось: «…в духе канонов Православной Церкви существует только одно решение в деле организации церковного управления, а именно созыв Собора русских архиереев старейшим среди них и назначение этим Собором временного главы Церкви и остального церковного управления».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ноябре 1925 года были арестованы те епископы, священники и миряне, которые в той или иной степени оказывали помощь митрополиту Петру по управлению Церковью. Были арестованы архиепископы Прокопий (Титов) и Пахомий (Кедров), епископы Гурий (Степанов), Иоасаф (Удалов), Парфений (Брянских), Амвросий (Полянский), Дамаскин (Цедрик), Тихон (Шарапов), Герман (Ряшенцев), Николай (Добронравов). Среди мирян были арестованы бывший до революции обер-прокурором Святейшего Синода Александр Самарин и помощник обер-прокурора Петр Истомин. 9 декабря 1925 года Антирелигиозная комиссия на состоявшемся в этот день заседании постановила арестовать митрополита Петра и поддержать группу архиепископа Григория. Вечером того же дня митрополит Петр был арестован. 22 декабря 1925 года состоялось организационное собрание иерархов, которыми был создан ВВЦС, возглавляемый архиепископом Григорием (Яцковским). Совершив неудавшуюся попытку захватить высшую церковную власть, эта группа иерархов оформилась в самостоятельное течение, и со временем они " не только обосабливаются еще более, но отваживаются даже на создание своей собственной лжеиерархии, насаждаемой ими по примеру обновленцев, параллельно православному епископату, находящемуся на вверенных ему кафедрах " . Власти, однако, в своих усилиях по разрушению церковного управления не удовлетворились обновленческим и григорианским расколами и стали вести активную деятельность, чтобы добиться разрыва отношений между Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским) и кандидатом на пост Местоблюстителя по завещанию Патриарха Тихона митрополитом Ярославским Агафангелом (Преображенским). Для достижения цели ОГПУ задержало митрополита Агафангела в Перми, где с ним неоднократно встречался Тучков, который предложил ему ввиду ареста митрополита Петра занять пост Местоблюстителя. 18 апреля 1926 года митрополит Агафангел выпустил послание, в котором объявил о своем вступлении на пост Местоблюстителя. 24 апреля 1926 года Антирелигиозная комиссия приняла решение: " Проводимую ОГПУ линию по разложению тихоновской части церковников признать правильной и целесообразной.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010